Пермь дмитрий самойлов биография личная жизнь
Должность: Глава Перми
Организация: Правительство Пермского края
Контактный телефон: +7 (342) 253-69-89
Дата рождения: 7 сентября 1962 года
Возраст:
57 лет
Знак зодиака: Дева
Дмитрий Самойлов родился в городе Пермь 7 сентября 1962 года.
ОБРАЗОВАНИЕ
В 1984 году получил образование инженера-строителя в Пермском политехническим институте. С 1987 года был научным сотрудником в автодорожном факультете на кафедре «Основания и фундаменты», а также учился в аспирантуре ППИ.
Дмитрий Самойлов проверяет ход реконструкции коммунальных сетей
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА
До начала политической деятельности работал менеджером, а после – начальником управления и заместителем гендиректора в группе предприятий «Экс Лимитед».
После избрания депутатом Заксобрания Пермского края с 1997 года работал в региональной администрации в должности первого зампреда комитета по управлению госимуществом, а также замгубернатора Прикамья. В 2000-м году был первым заместителем главы регионального избирательного штаба кандидата в президенты России Владимира Путина.
Дмитрий Самойлов обсуждает с директорами школ Перми вопросы образования
В 2001 году Самойлов перешел в ОАО «Уралсвязьинформ», где занимал должности директора департамента непроизводственных вложений и имущества, а также заместителя главы управления стратегического планирования. В 2003 году назначен заместителем гендиректора по корпоративному развития.
25 июня 2012 года назначен главой министерства территориального развития и получил должность заместителя председателя правительства Прикамья. В конце февраля 2014 года Самойлов назначен временно исполняющим обязанности сити-менеджера, а в июне этого же года занял этот пост на 5 лет.
Глава Перми на утренней пробежке по набережной
ЗАЯВЛЕНИЯ
Деятельность Самойлова эксперты в целом оцениваю как положительную. Во время заседания 23 мая 2017 года сити-менеджер презентовал депутатам Пермской городской Думы итоги работы администрации за 2016 год. Так, приоритетными направлениями за этот период были выбраны дорожное строительство, образование и переселение пермяков из аварийного жилья. Для реализации задач в этой сфере в 2016 году приобретены 2 детских сада, начала реконструкция еще 3 такого рода учреждений, была открыта среднеобразовательная школа «Мастерград», и начата реконструкция корпусов других образовательных учреждений. Для переселения людей из аварийного жилья приобретено 17,2 тысячи квадратных метров жилья, переселены 2,3 тысячи человек. В сфере дорожного строительства Самойловым также была проделана довольно большая работа: 50% дорог города в 2016 году были признаны теми, что находятся в «нормативном состоянии – против 40% в 2013 году.
«Помощь мы получаем из федерального и краевого бюджетов. В 2016 году Пермь получила 350 млн рублей из федеральной казны, в 2017-м – уже 500 млн, благодаря которым удастся завершить ремонт 19 важнейших дорог города. В этом году отремонтируем 1 млн квадратных метров дорог», – отметил Самойлов.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Женат, растит двух сыновей.
Коллеги
Экс-губернатор
1 место
Врио губернатора Пермского края
2 место
Заместитель Председателя Правительства Пермского края по экономической политике
3 место
Первый заместитель председателя правительства
4 место
Бывший губернатор Пермской области, член Совета Федерации
5 место
Бывший губернатор
6 место
И.о. главы правительства Пермского края.
7 место
Министр образования Пермского края
8 место
Бывший заместитель Председателя Правительства Пермского края
9 место
Бывший губернатор Пермского края
10 место
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Пермского края
11 место
Министр территориального развития
12 место
Министр строительства и архитектуры Пермского края
13 место
Исполняющий обязаннсти вице-премьера по природопользованию и инфраструктуре правительства Пермского края
14 место
Министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края
15 место
Упоминается вместе
Экс-губернатор
1 место
Врио губернатора Пермского края
2 место
Министр экономического развития и инвестиций Пермского края
3 место
Управляющий ВТБ в Пермском крае
4 место
Министр транспорта и связи города Пермь
5 место
Заместитель главы администрации города Перми
6 место
Заместитель Председателя Правительства Пермского края по экономической политике
7 место
Министр финансов Пермского края
8 место
Заместитель министра здравоохранения
9 место
Председатель Законодательного Собрания Пермского края
10 место
Бывший депутат гордумы Перми
11 место
Заместитель главы администрации города Перми по финансам и экономике
12 место
Начальник департамента финансов администрации Перми
13 место
Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами
14 место
Министр здравоохранения Пермского края
15 место
На этой неделе выдвинутый губернатором в качестве сити-менеджера Перми Дмитрий Самойлов начинает работу в качестве и.о. руководителя администрации Перми.
Самойлов – достаточно неожиданная кандидатура на пост руководителя администрации города, ведь последнее десятилетие этот пермский менеджер делал успешную карьеру в Екатеринбурге. Кто же такой Дмитрий Самойлов?
Еженедельник «
Новый компаньон
» вспоминает ключевые моменты биографии нового сити-менеджера.
Дмитрий Самойлов родился в 1962 году в Перми. Мама Римма Георгиевна всю жизнь проработала инженером-конструктором на Пермском телефонном заводе. Отец Иван Николаевич — заслуженный строитель России. При его непосредственном участии были возведены многие знаковые для Перми и пермяков здания, ставшие живой историй города. Это и главный корпус Пермского политехнического университета на Октябрьской площади, и студгородок этого же вуза на правом берегу Камы, цирк, драмтеатр, краевая библиотека им. Горького и даже величественное здание Законодательного собрания Пермского края.
С детства Самойлов наизусть знал номера всех пермских строительных трестов и строительно-монтажных управлений. И совсем не удивительно, что после окончания школы он поступил на строительный факультет пермского «политеха», который и окончил с отличием в 1984 году. Во время учёбы — в 20 лет — избирался депутатом Пермского горсовета. Полученный опыт потом поможет ему в работе на посту секретаря комитета комсомола всего политехнического института. В то время это была самая крупная комсомольская организация Западного Урала.
Комсомол, собственно говоря, был хорошей школой для начинающих руководителей. Достаточно сказать, что довольно серьёзные посты в комсомоле занимали в своё время все три последних губернатора Прикамья: Юрий Трутнев, Олег Чиркунов и Виктор Басаргин.
Дмитрию Самойлову комсомол тоже дал бесценный опыт организаторской работы и умения выстраивать команду. Это потом значительно помогло ему и в бизнесе, и в органах власти.
«В 1987 году я решил вплотную заняться научной работой, поступил в аспирантуру на кафедре «Основания и фундаменты» того же «политеха». Годом ранее получил премию Ленинского комсомола в области науки и техники, старался не пропускать более или менее значимых научных конгрессов и конференций, начал писать диссертацию. Но, к сожалению, так и не защитился. Наступила эпоха «лихих 1990-х». А уже родился старший сын, надо было элементарно кормить семью. И тогда я принял предложение прийти в команду своего хорошего знакомого по комсомольской работе Юрия Трутнева, который только что создал компанию «ЭКС Лимитед», – рассказывает Самойлов.
Пройдя путь от рядового менеджера до заместителя генерального директора ООО «ЭКС Лимитед», Самойлов приобрёл опыт работы хозяйственного руководителя. Ведь к 1994 году у компании «ЭКС» были свои представительства в 23 государствах мира, контракты с нею заключали гиганты мирового рынка — корпорации Nestle и Pioneer.
В 1994 году на выборах первого состава Законодательного собрания Пермской области Дмитрий Самойлов уверенно победил в своём округе. Именно депутаты того первого регионального парламента принимали основополагающие для Прикамья документы — устав и основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность региональной исполнительной и законодательной власти, работу муниципалитетов.
В 1997 году Самойлов переходит на работу в областную администрацию — сначала первым заместителем председателя комитета по имуществу, потом — вице-губернатором.
С 2001 года началась работа в крупнейшей компании связи России — «Уралсвязьинформ», где Самойлов работал заместителем генерального директора по корпоративному развитию. Среди его явных достижений на этом поприще — обеспечение роста доходов компании от использования недвижимого имущества в 10 раз, успешное выполнение программы реструктуризации дочернего бизнеса общества, обеспечение высокого рейтинга корпоративного управления ОАО «Уралсвязьинформ».
«Все эти годы при каждом удобном случае старался выбираться в Пермь, бывал здесь и по делам, и для того, чтобы встретиться с родными и друзьями. Одним словом, держал руку на пульсе. Поэтому когда Виктор Фёдорович Басаргин, с которым мы были хорошо знакомы по совместной работе в Екатеринбурге, пригласил меня в свою команду, я с удовольствием принял это предложение», – объясняет Самойлов.
С 2012 года работал в правительстве Пермского края, в начале 2013 года Дмитрий Самойлов возглавил администрацию губернатора Виктора Басаргина.
Александр Волков (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
В феврале 2020 года исполнилось ровно шесть лет с момента, когда Дмитрий Самойлов взялся за управление миллионным мегаполисом. В 2014 году Дмитрия Ивановича назначили исполняющим полномочия главы администрации, а в июне — главой администрации. Через два года произошла реформа, после которой в Перми перестало существовать двоевластие. Самойлов стал исполняющим полномочия главы города, а в ноябре был утверждён депутатами гордумы в этой должности. Тогда-то мы смогли назвать его мэром.
Отобрали шесть важных дел, которыми занимался или должен был заниматься Дмитрий Самойлов, и то, что из этого получилось.
«Худший прогноз погоды оправдался». Борьба со снегом и льдом
Первая же зима, заставшая Самойлова в должности главы администрации Перми преподнесла неприятный сюрприз. Ну как сюрприз… Просто 18 октября 2014 года пошёл снег и парализовал город. Пресс-служба администрации отчиталась о том, что более 100 единиц техники вышло на дороги, но это почему-то не помогло. Позже скажут «не доработали», ведь у подрядчиков в наличии было около 250 машин. Вообще после каждого снегопада власти произносят заученную мантру: «Ночью выпало много осадков, этого никто не ожидал».
ул. Куйбышева, 15:00, 18 октября 2014 год Фото: Редакция интернет-журнала «Звезда»
Шли годы, ничего особо не менялось. В ноябре 2019 случился ледяной дождь — «худший прогноз погоды оправдался». По улицам было невозможно ни пройти, ни проехать. Пермяки падали, ломали конечности, томились в пробках, опаздывали на работу и проклинали администрацию города, оставляя гневные комментарии в «Инстаграме» главы Перми. Самойлов объявлял, что «совершит объезд», что «главы районов вышли из тёплых кабинетов», а «подрядчики лишатся контрактов».
Жители Перми составили петицию в адрес мэра. Пермякам «надоело зимой из-за гололёда ломать ноги на тротуарах, а летом, после дождей, тонуть на перекрестках из-за отсутствия ливнёвки».
Авторы предложили главе Перми пересмотреть систему распределения подрядов на содержание и ремонт улично-дорожной сети. Обратили внимание на то, что эта отрасль недофинансируется.
«Например, в 2019 году власти поставили себе цель потратить на содержание дорожной сети 37 % от минимальной потребности, на текущий ремонт — 39 %, а на капитальный — 6 %. Почему так мало? Власти отделываются фразой „в бюджете недостаточно средств“. Однако они находят сотни миллионов на собственный пиар и ненужные проекты».
По крайней мере пока этот вопрос администрацией Перми не решён, поэтому наступившая весна с её непредсказуемой погодой таит в себе много улично-дорожных опасностей.
«Мы тут должны упроверяться все?» Оптимизация в сфере образования
Пожалуй, главный борец с оптимизацией в Перми, а конкретно с процессом слияния двух школ, это Анастасия Мальцева. В 2018 году глава департамента образования Перми Людмила Серикова подписала приказ о начале ликвидации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» и слиянии её с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49». Анастасия Мальцева от имени родителей учеников школы № 48 подала иск в суд на это решение администрации.
После редкое публичное мероприятие обходится без упоминания 48 школы. Мальцева сумела даже организовать колонну на Первое мая, пройти с ней мимо трибуны первых лиц, где стоял в том числе мэр Самойлов, и проскандировать «Гаджиеву в отставку». Людмила Гаджиева на протяжении почти 10 лет (с 2008 по 2017 гг.) возглавляла департамент образования администрации Перми. 30 января 2017 года Дмитрий Самойлов назначил её своим замом, курирующим социальный блок — в том числе и образование.
Фото: Диана Корсакова
Сейчас судебная тяжба Анастасии Мальцевой и администрации Перми продолжается. Родители дошли до Верховного суда. Всего же в ближайшее время власти собираются реорганизовать 48 детских садов и 40 школ. Критику этого процесса глава города игнорирует.
Вообще в последние годы в системе среднего образования Перми — скандал за скандалом. Осенью 2018 года ученица 10 класса гимназии № 4 покрасила волосы в розовый цвет. На следующий день девушку отстранили от занятий. Прокуратура Дзержинского района начала проверку учебного заведения. История вышла не федеральный уровень. О «розовых волосах» написала «Медуза», а НТВ выпустило сюжет. Суд удовлетворил иски прокуратуры к гимназии № 4 и её директору по «делу розовых волос». В результате были изменены локальные акты городских школ — из них убрали дискриминирующие требования к внешнему виду учеников.
В мае 2019 года гимназия № 4 опять прославилась на всю страну. В учебном заведении для поступающих первоклассников сделали разный проходной балл для мальчиков и девочек. После проверки гимназии № 4 департамент образования Перми объявил директору Татьяне Дьяковой выговор. Прокуратура возбудила два дела в отношении гимназии и её директора. Однако мировой суд Дзержинского района Перми не усмотрел состава административного правонарушения в действиях директора.
Людмила Гаджиева тогда на вопрос о происходящем в гимназии только развела руками и сказала: «Мы тут должны уработаться и упроверяться все?» После этого власти всё-таки заявили, что изменят систему приёма в первые классы образовательных учреждений.
Родители из некоторых школ постоянно жалуются на поборы и травлю своих детей. Так осенью 2019 года отец третьеклассника Сергей Медведев рассказал о том, что у его сына появились проблемы в лицее, после того как семья отказалась сдавать деньги на покупку учебников. Ребёнок, по словам Сергея, стал «виноват во всех бедах учебного заведения», а директор лицея Ирина Горбунова (является депутатом Пермской городской думы) предложила родителям забрать мальчика из школы и перейти на домашнее обучение.
В эту историю глава Перми старается не влезать, он лишь поручил всё той же Людмиле Гадживой взять ситуацию под личный контроль, после того, как о лицее стали говорить федеральные СМИ, а Следственный комитет начал проверку. Это закончилось тем, что виноватыми объявлены были завуч и классный руководитель, а директор Горбунова, которую временно отстраняли, была восстановлена в должности.
«Качественные преобразования отрасли». Транспортная реформа
С 1 января 2019 года Дмитрий Самойлов передал кураторство над департаментом дорог и транспорта человеку, под чьим руководством прошли «качественные преобразования отрасли образования как в системе управления, так и в материально-технической базе». Людмила Гаджиева стала отвечать за реализацию транспортной реформы. Но в отличие от сферы образования, здесь Самойлову часто «достаётся» лично.
Власти анонсируют, что все изменения в транспортной отрасли должны пойти во благо жителям и сделать общественный транспорт комфортнее. Главное это забрать у перевозчиков деньги и направить их в бюджет, а уже оттуда делать выплаты перевозчикам, если они выполняют условия контрактов. Идея здравая, ведь всем надоели гонки автобусов на дублирующих маршрутах, низкое качество подвижного состава и постоянные отклонения от графика движения. Отныне перевозчики должны играть по строгим правилам, если хотят извлекать выгоду из своей работы. Однако что-то, как обычно, пошло не так.
Администрация Перми начала с изменений маршрутной сети. Многие маршруты собираются укоротить — якобы, пересадки эффективней. Это вызвало понятный протест — при нашей-то погоде и её влиянии на улично-дорожную сеть (о чем сказано выше) лишнее движение по улице грозит неприятностями.
Также было объявлено о необходимости поднимать тариф за проезд. Кстати, при Самойлове это не первое повышение. В 2016 году цену подняли с 16 до 20 рублей, теперь — до 26 за наличный расчёт и 24 за безналичный. Обсуждали это долго, а вот подготовиться должным образом не смогли. За бесплатными транспортными картами выстроились огромные очереди — всем не хватило. После пермяки стали жаловаться, что с карт списывают лишнее и их невозможно пополнить.
Подкинуло проблем решение прежнего губернатора Пермского края ликвидировать участок горнозаводской ветки железной дороги от Перми-I до Перми-II. Пришлось мэру Перми решать задачку с целью доставить жителей отдалённых районов в центр города. В тестовом режиме запустили автобус № 2, который в течение дня возил туда-сюда одинокого кондуктора. Потом выяснилось, что переход через пути аварийный, пришлось пускать автобусы до завода Шпагина и лично заниматься регулировкой пассажиров после того, как движение по железной дороге закрыли.
Фото: Максим Артамонов
В общем, натерпелись все, в том числе и Дмитрий Самойлов. С городским общественным транспортом вообще всё сложно. В прошлом году власти отказались от троллейбусов — самого экологичного транспорта. Пермяки писали петиции, жалобы в прокуратуру и президенту, устраивали митинги, но ничего не помогло.
«Был в шоке». Ситуация с бродячими собаками
Проблемы с безнадзорными животными достались Дмитрию Самойлову от предшественника Анатолия Маховикова. В 2015 году глава Перми лично отправился в муниципальный приют и, говорят, был шокирован. В том же году разразился скандал с руководителем приюта Галиной Ходыревой, которую обвинили в растрате более полумиллиона рублей.
Ежегодно из бюджета города на отлов и содержание животных выделяется более 20 млн рублей. Периодически администрация города заявляет о том, что этих денег недостаточно. Например, в 2017 году понадобилось ещё 58 млн на строительство нового приюта. Однако ситуация к лучшему никак не меняется.
Согласно исследованиям, проводившимся с осени 2018 года по лето 2019, в Перми насчитывается около 4,5 тысяч собак. Если сравнивать с данными за 2008 год, когда число особей варьировалось в пределах 5 тысяч, то получается, что за 10 лет количество безнадзорных собак не уменьшилось.
Фото: Тимур Абасов
Мало того, в 2019 году стало хуже. В течение месяца поступило несколько сообщений о нападении на человека. В октябре 2019 года в Перми пропала пенсионерка. Во время её поисков в логу Мотовилихи волонтёры обнаружили человеческие останки и фрагменты одежды. О том, что женщина могла стать жертвой нападения стаи собак, заговорили сразу, однако пока эта версия так и не была подтверждена. Через месяц стая собак в частном секторе Висима напала на трёх мальчиков, которые в логу катались с горки. Один из них был доставлен в краевую детскую клиническую больницу в тяжёлом состоянии. Через несколько дней стая из пяти собак напала на женщину в Мотовилихинском районе, а затем на женщину в Дзержинском районе.
Дмитрий Самойлов уволил руководителя МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек». Чиновники отрапортовали о том, что усиливают отлов. А волонтёры заявили, что бездомных животных начали массово уничтожать.
Весной 2020 года завершается строительство третьего муниципального приюта. Это, по мнению властей, поможет урегулировать ситуацию с безнадзорными животными. Однако учёные говорят, что система приютов проблему не решит. В Перми многие годы собаки формировали стаи. И в них уже заложена особая генетическая программа: они не нуждаются в людях, не испытывают к ним никаких дружеских чувств. Тем более что сегодня добыть пропитание собакам не сложно. Самое главное, по словам специалистов, необходимо сократить кормовую базу, то есть доступ к пропитанию, и заниматься отловом стайных и агрессивных особей, а не как сейчас — тех, что легче отловить.
Набережная без деревьев
Власти Перми начали реконструкцию набережной Камы в 2012 году, то есть ещё до прихода Дмитрия Самойлова в кресло градоначальника. Досталась она ему в не самом лучшем состоянии. Сроки окончания работ постоянно переносились, заголовки новостей менялись с «Ремонт набережной затягивается» до «Власти: ремонт набережной ускорился», ответственные чиновники наказывались и даже смещались со своих постов, власти обвиняли во всём подрядчиков, а те — чиновничью волокиту.
Самойлов, набережная
С первым подрядчиком, после которого остались отвалившиеся мраморные плиты на фоне инфернальных фонарей, контракт был расторгнут. Новый приступил к работе в 2015 году. Глава администрации неустанно контролировал ход реконструкции. К осени работы на этом участке завершились, была даже построена новая лестница с Соборной площади. 16 сентября 2016 года Михаил Боярский пел на открытии Пермской набережной, а Дмитрий Самойлов имел шанс войти в историю как глава администрации, который довёл что-то до конца. Пусть с оговорками, пусть только первую очередь, но довёл без громких потрясений.
Однако в 2017 году на Пермь обрушился проект «Комфортная городская среда», а с ней федеральное финансирование, которое надо осваивать. Решено было освоить на реконструкции оставшихся частей набережной. И вот тут без скандалов не обошлось. По проекту предполагалось довольно сильное изменение природного ландшафта, что потребовало ликвидации деревьев. На участке от Соборной площади до Порта Пермь чиновники водили журналистов и рассказывали, почему здесь надо что-то рубить. По их словам, большинство деревьев больные, в то время как экологи с этим не были согласны. По их подсчётам, на набережной только 8 % деревьев можно считать такими.
Фото: Максим Артамонов
С участком от реконструированной части до речного вокзала пока ничего не понятно. В 2018 году был объявлен конкурс на проектно-изыскательские работы. Экологи беспокоились, что в техническом задании нет особых требований к зелёным насаждениям. «С учётом того, как сейчас „благоустраивают“ набережную у моста, можно предположить, что и тут будут нещадно всё вырубать. Опять скажут, что половина деревьев больные и хромые».
Пока же на набережной срубили около 700 деревьев, а компенсационные посадки в полном объёме так и не произвели. Именно реконструкция набережной стала первой массовой вырубкой растительности в центре города.
«Липам жить!» Реконструкция Компроса
Ещё один мегапроект, который реализует городская администрация — это реконструкция Комсомольского проспекта. О Компросе Дмитрий Самойлов говорит как об одной из важнейших целей на пути к 300-летнему юбилею Перми:
«Основная идея — создание комфортных условий для пешеходов, а также возвращение исторического вида проспекта, который был заложен ещё в конце 1950-х годов», — сказал градоначальник на одном из градсоветов.
Начиная с лета 2018 года концепция реконструкции обсуждалась несколько раз. Как выдержать единый стиль рекламы, сделать больше света, выделенную велодорожку, отреставрировать фасады и пр. Концепцию уточняли и дополняли. Посчитали, что стоить все работы будут 1,5 млрд рублей, и главное — нужно постараться управиться за четыре года.
Сразу было объявлено, что с Компроса убирают троллейбусы, никаких проводов над проезжей частью в проекте не было. Чуть позже выяснилось, самый экологичный транспорт вообще ликвидируют, о чём мы уже упоминали выше. Основное же в проекте было то, что расширялись тротуары и уменьшалось количество паковочных мест.
Летом 2019 года реконструкция началась с пешеходной аллеи на участке от ул. Екатерининской до ул. Пермской. Почему-то подрядчику понадобилось вырубать липы, которые создают комфортные условия для пешеходов и являют собой символ Компроса в его лучшие годы.
Фото: Из коллекции Сергея Филатова
Мы много писали о ситуации с липовой аллей. За пару месяцев на двух участках срубили около полусотни деревьев. Учёные и общественные деятели направили открытое письмо в адрес Дмитрия Самойлова, в котором утверждалось, что анализ опубликованной властями документации застав