Орлова и александров фото

Орлова и александров фото thumbnail

Орлова и александров фото

23 января исполняется 116 лет со дня рождения знаменитого советского кинорежиссера, сценариста, актера, народного артиста СССР Григория Александрова. Его фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» стали классикой советского кинематографа, благодаря ему зажглась звезда Любови Орловой, которая всю жизнь была его женой и музой. Их называли идеальной парой, хотя было ли это так на самом деле?

Режиссера и актрису называли идеальной парой | Фото: kino-teatr.ru

Режиссера и актрису называли идеальной парой | Фото: kino-teatr.ru

Свой первый фильм в качестве режиссера Григорий Александров снял в 1933 г. Это была музыкальная комедия «Веселые ребята». С главным героем проблем не было – режиссер изначально знал, что его сыграет Леонид Утесов. А вот героиню долго не могли найти. Его ассистент пригласил на пробы Любовь Орлову. Александров при первой встрече даже не обратил на нее внимания, а она запомнила этот момент навсегда: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога – и все было кончено». Ему было 30 лет, ей – 31. Оба на тот момент уже успели побывать в браке и развестись.

Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ru

Любовь Орлова в фильме *Веселые ребята*, 1934 | Фото: kino-teatr.ru

Кто-то посоветовал режиссеру посетить музыкальный театр при МХАТе, и актриса, на которую он не обратил внимания на кинопробах, поразила его на сцене театра – на тот момент Орлова блистала в спектакле «Перикола». В тот же вечер они познакомились, и Александров определился с выбором главной героини «Веселых ребят». Правда, его выбор не всем был понятен – 30-летней актрисе предстояло играть 18-летнюю героиню. Говорят, увидев ее, Утесов спросил: «Где ты нашел эту старую калошу?» А режиссер уменьшил количество эпизодов с Утесовым и изменил сценарий в пользу актрисы. С тех пор Орлова и Утесов друг друга недолюбливали. Во время съемок фильма начался ее роман с Александровым, а после окончания работы они поженились. Многие считали, что для Орловой это был брак по расчету – она понимала, что режиссер сделает ее звездой.

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Цирк*, 1936 | Фото: kino-teatr.ru

Режиссер и актриса на съемках | Фото: wday.ru

Режиссер и актриса на съемках | Фото: wday.ru

Как режиссер Александров окружил Орлову невероятным вниманием – он ставил ей каждый жест, каждый поворот головы, определил точки, с которых камеры не должны были к ней приближаться – чтобы в кадре она представала в самых выгодных ракурсах. Многие ставили ему это в укор. Сергей Эйзенштейн долго не относился всерьез к творчеству своего ученика Александрова, и после съемок «Цирка» окрестил тройку его создателей – режиссера Александрова, композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача – «Орловскими рысаками». Во всех фильмах мужа она действительно не только исполняла главные роли, но еще и пела и танцевала.

Супруги в 1937 г. | Фото: 24smi.org

Супруги в 1937 г. | Фото: 24smi.org

Супруги на подмосковной даче, 1941 | Фото: kino-teatr.ru

Супруги на подмосковной даче, 1941 | Фото: kino-teatr.ru

В 1947 г. на Венецианском кинофестивале Любовь Орлова получила премию за лучшую женскую роль в фильме «Весна». В те времена это было большой редкостью. Орлову и Александрова называли единственной советской супружеской парой, которая могла свободно выезжать за границу – очевидно, руководство полагалось на то, что именно они могут улучшить имидж страны за рубежом. Орлова свободно говорила на французском и немецком языках, умела себя вести на светских раутах и официальных приемах и ни в чем не уступала зарубежным кинозвездам.

Кадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Встреча на Эльбе*, 1949 | Фото: kino-teatr.ru

Любовь Орлова и Григорий Александров были самой известной парой советского кинематографа 1930-1940-х гг. Они всегда приковывали к себе внимание, им завидовали, их успех раздражал, что порождало множество сплетен. Говорили, что режиссер позволял себе романы «на стороне», хотя эти слухи не нашли подтверждения. Ему приписывали романы даже с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, когда он бывал за границей еще до встречи с женой. Говорили также, что режиссер «лепил» из брюнетки Орловой ослепительную блондинку по образу Марлен Дитрих, которая была для него идеалом.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих | Фото: 24smi.org

Любовь Орлова и Марлен Дитрих | Фото: 24smi.org

Супруги в 1950 г. | Фото: dubikvit.livejournal.com

Супруги в 1950 г. | Фото: dubikvit.livejournal.com

Но большинство биографов уверено: единственным в их жизни был далеко не любовный треугольник – Орлова стала любимой актрисой Сталина, а Александров не пользовался его благосклонностью, хотя тот и покровительствовал его творчеству. Ходила легенда, очевидно, имевшая под собой реальные основания: однажды Сталин как бы в шутку заявил Александрову о том, что если он обидит Орлову и с ее головы упадет хоть один волосок – обидчика расстреляют. В середине 1952 г. был арестован сын режиссера от первого брака Дуглас (названный так в честь знаменитого американского актера Дугласа Фербенкса). Но в 1953 г. Сталин скончался, и вскоре после этого Дугласа освободили.

Орлова и Александров в 1953 г. | Фото: kino-teatr.ru

Орлова и Александров в 1953 г. | Фото: kino-teatr.ru

Когда у Орловой ее родственница однажды спросила, почему она почти не снималась у других режиссеров, актриса ответила: «Ну представь себе: подготовительный период, потом экспедиция, озвучание – это получается целый год, а то и более без Гришеньки! Нет, это невозможно!» Она всю жизнь хранила все его записки, даже такие как «Буду в 6». Каждый Новый год они встречали вдвоем на даче во Внуково – это стало многолетней традицией.

Супруги на подмосковной даче, 1955 | Фото: aif.ru

Супруги на подмосковной даче, 1955 | Фото: aif.ru

Супруги в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Супруги в Вене, 1962 | Фото: dubikvit.livejournal.com

Многие удивлялись, почему у этой красивой и крепкой пары не было детей. Александров объяснял это тем, что супруга сначала не хотела, а потом – не могла. Орлова отшучивалась, что у нее уже есть сын – это ее Гришечка. Многих поражало то, что супруги спали в разных спальнях, называли друг друга на «вы», что Орлова появлялась перед мужем только «при полном параде», с прической и макияжем. Это породило слухи о том, что их брак – фиктивный, хотя на самом деле это было не так.

Режиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг. | Фото: aif.ru

Режиссер и актриса в домашней обстановке, 1960-е гг. | Фото: aif.ru

Конечно, многие сомневались в том, что их брак был таким же образцово-показательным, каким выглядел со стороны. Были и те, кто утверждал, что обоим был просто выгоден этот союз в карьерном плане. Ее обвиняли в том, что она была любовницей Сталина, его подозревали в нетрадиционной ориентации – каких только домыслов не порождал этот союз! Но все сложные периоды в жизни они помогали друг другу преодолеть – так, в конце 1930-х гг. Любовь Орлова начала злоупотреблять алкоголем, но Александрову удалось спасти ее от этой пагубной привычки – он пригрозил ей окончанием кинокарьеры.

Читайте также:  Климова екатерина муж и дети

Супруги в 1967 г. | Фото: kino-teatr.ru

Супруги в 1967 г. | Фото: kino-teatr.ru

В середине 1950-х гг. в жизни пары начался еще один сложный период. Обоим уже было за 50, у обоих времена невероятной популярности остались позади. Орлова выступала на сцене Театра Моссовета, Александров руководил объединением на «Мосфильме» и преподавал во ВГИКе. Его новые работы были далеки от успеха фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Светлый путь», «Весна» и «Волга-Волга». Возраст брал свое, и постепенно роли Орловой в театре начали отдавать молодым актрисам. Ее последней попыткой напомнить о себе зрителю стал фильм Александрова «Скворец и Лира», который злые языки тут же переименовали в «Склероз и климакс» – 70-летняя Орлова в нем играла 25-летнюю героиню, что даже при ее великолепных внешних данных выглядело комично. В результате фильм не выпустили на экраны, что подкосило актрису окончательно. Но и в этот период они поддержали друг друга.

Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Русский сувенир*, 1960 | Фото: kino-teatr.ru

В начале 1975 г. Любовь Орлова скончалась – у нее был рак поджелудочной железы. Супруг пережил ее почти на 9 лет. Вместе они провели 42 года – может, их брак не был идеальным, но вряд ли фиктивный союз продержался бы так долго. Через некоторое время после ухода актрисы умер сын Александрова Дуглас, а вскоре всех потрясла новость о том, что Александров женился на его вдове Галине. Но на самом деле она стала для него медсестрой и помощницей по хозяйству, а режиссер позаботился о том, чтобы у него остался законный наследник.

Кадр из фильма *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Скворец и Лира*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Много интересных моментов осталось за кадром фильма «Цирк» – поражает то, насколько Любовь Орлова была предана своей профессии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Любовь Орлова стала популярной в относительно зрелом возрасте – в 31 год, когда она снялась в своем первом фильме «Веселые ребята». Практически мгновенно она стала звездой – ею восхищались, ей подражали, ей завидовали…

Это сейчас тридцатилетие для актрисы – практически юность, а тогда по внешности Орловой и ее вечной борьбе за молодость и за экранное соответствие своим молодым героиням не прошелся только ленивый. Все стремились взрослую «выскочку» очернить и разоблачить, кто во что горазд.

Все считали, что именно ее муж, режиссер “Веселых ребят” и множества других их совместных фильмов Григорий Александров и сделал из нее кумира миллионов по сути из ничего.

Любовь Орлова в фильме “Цирк”

Орлова не имела детей, но зато у нее были «добрые» племянницы, которые однажды в интервью сказали:

Она преображалась на экране, а в жизни была совсем другой. Маленького роста, худощавая, невзрачная – но он так умел ее снимать, что она казалась выше. Красавицей ее сделал Григорий Васильевич: заставил вставить великолепные фарфоровые зубы и сделал блондинкой

Другая популярная актриса того времени Рина Зеленая, которая по слухам была влюблена в Александрова, также не была высокого мнения о внешних данных Орловой:

Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич

Нужно сказать, что некоторые язвительные комментарии имеют под собой почву. Орлова происходила из старого известного дворянского рода, в их доме бывал сам Лев Толстой. Только тогда, конечно, она все это старалась скрывать.

И страдала Орлова не то, чтобы типичными “дворянскими” хворями, но у нее было редкое заболевание – болезнь Меньера, симптомами которого были головокружение и тошнота, что вполне могло быть причиной слабого и болезненного вида будущей звезды.

А потому путь ей был – в пианистки. Она поступила в Консерваторию, но не закончила ее. Что тому помешало – болезнь, безденежье после революции, не так важно. Юная Люба Орлова, несмотря на хрупкость, всегда была по-женски хваткой и выбирала правильных спутников.

Любовь Орлова в юности

Орлова подрабатывала при киностудии и начала брать уроки актерского мастерства. Ей удалось удачно выйти замуж за чиновника Андрея Берзина. Но брак продлился всего несколько лет – его арестовали как “врага народа” и больше Орлова о нем до определенного момента не слышала.

Узнает она, что он в ссылке в Казахстане, уже с подачи Сталина, который ей пообещает выполнить любое желание. Но воссоединится с ним уже не захочет, потому как в тот момент у нее уже будет более выгодный брак с Александровым.

И к этому браку она целенаправленно шла. Но доля везения в этом пути, безусловно была. Актриса и любовница Немировича-Данченко Ольга Бакланова в то время неожиданно эмигрирует в Голливуд. И как бы сложилась судьба Орловой, если бы после этого великий режиссер ее не заметил в массовке и не пригласил на главную роль в “Периколу”.

Любовь Орлова в “Периколе”. Фото: kp.ru

Получила она эту роль также не без помощи мужчины – закрутила роман с сыном Немировича-Данченко. А также режиссер, скучавший по своей музе, отметил внешнее сходство Орловой с Баклановой.

Позже недруги будут говорить, что она не только облачилась в сценарные платья Баклановой, но и полностью скопировала ее манеру игры и эксплуатировала это умение уже в кино. Также весьма реалистичная история, ведь Бакланова в Голливуде стала одной из легенд “Золотого века кинематографа”. Потому это был не самый плохой пример для подражания!

Ольга Бакланова и Любовь Орлова

В “Периколе” Александров и увидит ее в первый раз, пригласит на пробы. Но несмотря на красивую легенду, которую он же потом и придумает, Орлову на пробах он забраковал. И не исключено, что из-за внешних данных. Потому как у нее уже были попытки попасть в кино, но ейтакже отказывали режиссеры из-за внешности, ссылаясь то на родинку, то на что-то еще.

Чтобы получить роль Орлова прибегла к женской хитрости – с помощью подруги заманила Александрова на ужин, после чего роль была ее. На момент их знакомства оба были несвободны – у Александрова была жена и ребенок, а за Орловой ухаживал австриец по имени Фриц. По слухам недругов, потом он сделал неплохую карьеру у Гитлера.

Читайте также:  Имя президента чечни кадырова

Кстати, до встречи с Александровым Орлова не была блондинкой. Это он из нее начал “лепить” нет, не Бакланову, а Марлен Дитрих. С тех пор Орлова будет всю жизнь красить волосы, сидеть на диете и заниматься балетом у станка, чтобы хоть как-то держаться в рамках “идеала”.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих

Фаина Раневская говорила, что Орлова уменьшила себе возраст по паспорту на 10 лет. То есть в “Веселых ребятах”, по ее словам, Орловой было уже за сорок. Как бы там ни было, а время не щадит никого. Последние фильмы Александрова с постаревшей Орловой уже не пользовались успехом.

Борьбу за молодость Орлова проиграла. Но более яркой звезды в СССР представить было сложно!

Любовь Орлова в старости

Читайте также:

Татьяна Окуневская: “…она никогда не работала, только ела и пила”

Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобыне пропустить новые интересные статьи о знаменитостях прошлого и настоящего!

Источник

История о том, что адвокат Добровинский сделал с домом Любови Орловой и Григория Александрова, с их большим участком и маленькими тайнами.

Мы стоим у парапета, я рассматриваю сверху участок. «Помните снимок, где Орлова и Александров на балконе? – спрашивает Добровинский. – Мы с вами сейчас точно на этом месте». Показывает рукой влево: «Вот дача Утёсова, а вон – Познера, но за деревьями их не видно. А там жил Саша Абдулов».

Огромный участок – гектар! – супругам Любови Орловой и Григорию Александрову Сталин выделил в 1937 году, когда во Внуково только начали строить элитный советский поселок. Так вождь отблагодарил пару за комедию «Веселые ребята». Критики встретили ее сердито: подражание Голливуду и вообще чуждая нам развлекуха! Насчет подражания они были правы. Александров снял «Ребят» сразу после возвращения из Америки, где подружился с самим Чарли Чаплиным. Сталин лично закрыл вопрос с чуждостью. Ему устроили просмотр, ждали вердикта. Он повернулся и сказал: «Так смеялся, будто два месяца в отпуске побывал». Эта фраза и решила дальнейшую судьбу Александрова с ­Орловой: они стали богами.

Дачу Александров захотел строить по подобию голливудской виллы Чаплина. Идея была правильной и остроумной: сюда будут приезжать кинематографисты со всего мира, они должны видеть, как живут советский режиссер и советская актриса. Не хуже, чем на Голливудских холмах.

Вот и нынешний хозяин подтвердит: «На этой даче действительно побывали все – Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, Марчелло Мастроянни, София Лорен, Клаудия Кардинале, Жан Маре…» В пятилетнем возрасте тут оказался Саша Добровинский, это было в 1959 году. Его мама приятельствовала с Орловой, и маленький Саша был приглашен на день рождения Гриши, внука Александрова. (Тут надо быстро пояснить, что у Александрова от первого брака имелся сын Дуглас, который поменял потом имя на Василий. С Орловой у них, как известно, детей не было.) «Мама объяснила, что мы едем к очень известным людям и надо вести себя прилично. Помню, что из детей была еще дочь Трояновского, нашего посла в США. У нас за столом сидел сам Григорий Васильевич, очень мило с нами играл, заказал для всех мороженое. Но сильнее всего меня тогда потряс камин. Такого в СССР не было, это считалось признаком буржуазности. А у них был! Потом к нам спустилась Любовь Петровна. Я встал, наклонил голову и вежливо поздоровался. Орлова спросила у мамы: «Люсенька, это ваш? Как хо­рошо воспитан!» Обменялась с мамой несколькими фразами на французском. Но с нами не осталась, за ней приехала машина».

АКТРИСА ЛЮБОВЬ ОРЛОВА С МУЖЕМ, РЕЖИССЕРОМ ГРИГОРИЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ, НА БАЛКОНЕ ДАЧИ, 1941.

БОКОВОЙ ФЛИГЕЛЬ ВОССТАНОВЛЕННОЙ В КАМНЕ ДАЧИ ОРЛОВОЙ И АЛЕКСАНДРОВА.

Спустя годы Добровинский снова попал на легендарную дачу, уже студентом экономического факультета ВГИКа. С ним учился Гриша Александров-младший, который к тому моменту, после смерти Орловой, по сути завладел дачей. Гриша с юности любил выпить (что его и погубило), тусовки устраивал лихие. Студент Добровинский тогда и представить не мог, что гуляет на своей будущей недвижимости.

«Я не хотела эту дачу, – говорит Марина Добровинская. – Мы снимали прекрасный дом в Нахабино, в Moscow Country Club, где есть всё плюс любимый гольф для Александра Андреевича. Архив надо было сохранить, а дом продать. Я с ним даже знакомиться не хотела. Но как-то мы ехали мимо, мужу надо было зайти сюда. Остановились на дороге, я решила остаться в машине. Александр Андреевич говорит: “Ну пойдем, хотя бы посмотришь!” Когда увидела этот участок, по которому ходили эти люди, увидела эти деревья, решила, что такое надо оставить себе».

Понятно, что дом был в ужасном состоянии. Он хоть и копировал голливудскую виллу, но выстроен был из дерева. Практически сгнил. Гриша-младший тут давно не жил, сдавал чужим людям. Хотя на даче лежал огромный архив. Александров ведь хранил все. Вообще все. Не выбрасывал даже билеты и чеки из ресторанов. Письма. Бумаги, связанные с работой. В том числе с Сергеем Эйзенштейном.

Внук Гриша потихоньку транжирил сокровища, продавал, когда нужны были деньги. А они всегда ему были нужны. Однажды попросил у Добровинского в долг. Тот приехал на дачу и с трудом ее узнал. Это было похоже на руины великой эпохи. На него сразу же упала какая-то дверь, лестница на второй этаж грозилась обрушиться следом. Гриша сидел в тулупе возле обогревателя – дело было зимой. Камин, который некогда потряс маленького адвоката, не действовал. (Если кому интересно, то в 1998-м дача была еще ничего – там, немного прибравшись, сняли клип Алсу «Зимний сон».)

«И вдруг я увидел совершенно феноменальные фотографии. Они просто валялись на полу, бумаги и письма лежали в грязных коробках. Гриша сказал, что может мне продать часть этого архива. Я купил, начал все это дело смотреть. Там были потрясающие вещи!» Но многое было потеряно навсегда. Разворовано. Когда галерист Емельян Захаров узнал, что Добровинский покупает архив, он воскликнул: «О, да это удача! Я помню там две превосходные фотографии Ман Рэя!» Но никакого Ман Рэя Добровинский уже не нашел: «Пару лет назад они появились на аукционе. Одна ушла за €350 000, вторая – за €270 000. Так что ценность вещей, которые здесь были, можно представить хотя бы по этим цифрам».

Минуло полтора года, Гриша долг не вернул, зато предложил купить остальную часть архива. Бешеный коллекционер Добровинский резко ухватился за предложение. Гриша добавил: «Но продам только вместе с дачей».

МАРИНА И АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЕ У КАМИНА С ЭМБЛЕМОЙ «МОСФИЛЬМА». КРЕСЛО DOMINIQUE, ФРАНЦИЯ, 1929. НА ПОЛКАХ: КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛА ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ.

Читайте также:  Муж лолиты милявской первый

Пришлось приобрести руину. Добровинский уже тогда понимал, что отреставрировать это нельзя. Позже выяснилось, что от знаменитого сталинского гектара осталось меньше половины – Гриша распродавал дедушкин участок по кусочкам. Адвокат шаг за шагом восстановил историческую справедливость. Выкупил кусочки обратно. Так что теперь там снова гектар.

Пусть с утратами, но в его руках оказался архив. Новый хозяин привлек к работе киноведов и том за томом его публикует – на свои деньги. В том числе дневник Александрова, который тот вел всю жизнь, но никогда никому не показывал.

А с дачей что делать? Воссоздать в камне. На старом фундаменте. Так что все объемы, вся планировка сохранены. Да, мы с Добровинским стоим уже на новом балконе, но в историческом пространстве занимаем ту же точку. Летнюю столовую пришлось остеклить, чтобы пользоваться и зимой. Планировку спальни на втором этаже супруги сделали почти как при прежних легендарных хозяевах. С раздвижной стеной, расписанной в китайском стиле («Орлова любила chinoiserie», – поясняет Александр Андреевич). Тут самое время и место рассказать об их отношениях. Начав издалека.

СПАЛЬНЯ С ПЕРЕГОРОДКАМИ В СТИЛЕ ШИНУАЗРИ.

В начале 1920-х годов Григорий Александров – актер Театра Пролеткульта. Он был высоким, крепкого сложения, в прошлом циркач. Его заметил Сергей Эйзенштейн, который работал в театре художником-декоратором. Намеревался делать новое революционное искусство, начав почему-то с пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В его спектакле Александров революционно ходил по канату. Он очень нравился Эйзенштейну, тот решил сделать из парня кинорежиссера, потому что сам бредил кино, – скоро, в 1925 году, он выпустит фильм «Броненосец “Потёмкин”», который теперь считается классикой, шедевром, каноном. Александрову было негде ночевать, Эйзенштейн поселил его у себя. Они жили в одной комнате. Да, Эйзенштейн был геем. В архиве Добровинского есть фотографии весьма откровенного содержания, которые он тоже планирует издавать, очевидно, под грифом 18+. Но Эйзенштейн, старше всего на пять лет, был и учителем канатоходца. В 1927-м на афишах фильма «Октябрь» стояли рядом имена двух режиссеров – Эйзенштейна и Александрова. Конечно, это был фильм Эйзенштейна, а Александров – так, на подхвате. Но это был колоссальный аванс любимому ученику. Потом они отправятся в трехлетнее турне по Европе, Америке, Мексике. В Париже снимут первый, кажется, в истории музыкальный клип – «Сентиментальный романс». Потом Эйзенштейн отплывет из Марселя в Нью-Йорк в каюте первого класса, а Александров еще задержится в Париже – разбираться с долгами учителя. И отправится вслед за ним, с палубным билетом. Да, потом Голливуд, где Александров будет педантично записывать все. Чтобы творить уже советский Голливуд. Чего Эйзенштейн ему не простит: Гриша предал их искусство. Не простит и бурного романа с Орловой: Гриша предал их любовь.

«Но я считаю, что как режиссер Александров был абсолютно прав, – говорит Добровинский. – Делать то, что вызовет улыбку, значительно сложнее, чем то, что выдавит слезу. Александров снял два абсолютно голливудских фильма – “Веселые ребята” и “Цирк”. Потом, уже чуть слабее, – “Волгу-Волгу”. А затем был очень плохой фильм “Светлый путь”. Когда Эйзенштейн его увидел, он сказал: “Наверное, у моего Гриши закончились голливудские записки”. И эти слова стали для Александрова клеймом на всю жизнь».

КОЛЛЕКЦИЯ КИНОПЛАКАТОВ АЛЕКСАНДРА ДОБРОВИНСКОГО

КАМИН СУМЕЛ ПЕРЕЖИТЬ ВСЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ЭТИМ ДОМОМ, – И РАЗРУХУ, И ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Адвокат уверен, что сперва у режиссера с Орловой была настоящая страсть, об этом свидетельствует их переписка. Хотя они всю жизнь оставались на «вы». Это были многослойные отношения – мужа и жены, режиссера и актрисы, Пигмалиона и Галатеи. Но был и еще один аспект. «Понимаете, – говорит Добровинский. – Ведь Александров сделал жену неуязвимой. За что она была благодарна ему всю жизнь». Не надо забывать о прошлых грехах Любови Орловой. Она была дворянского происхождения, это раз. Ее первым мужем был крупный хозяйственник, которого арестовали в 1930 году. Это два. И наконец, до Александрова у нее случился бурный роман с сотрудником немецкого посольства, который катал актрису по Москве на сверкающем «мерседесе». Одного этого хватило бы на лагерь, а не на звания и Сталинские премии. Благодаря Александрову она стала звездой СССР номер один, и даже Берия ничего не мог с ней поделать, хотя планы у него, судя по всему, были.

Дистанция между супругами сохранялась всю жизнь. Но друг без друга они не могли. «Надо помнить, – объясняет Добровинский, – что с 1960 года Александров ничего не снимал, а Орлова работала в театре, давала концерты, зарабатывала им на жизнь. Они сроднились и держались до конца». Последней фразой Орловой, когда Александров приехал в больницу, где она умирала, была: «Как долго вы ехали…»

Александр Андреевич водит меня по дому, показывает советские киноафиши на стенах. Это уже его собрание, оно огромное – около двух тысяч единиц хранения. В архиве режиссера Александрова он нашел всего один плакат – «Веселых ребят». Остальными, возможно, топили камин беспечные жильцы. Камин Добровинский, разумеется, восстановил. Его задняя стенка – чугунная панель с рабочим и колхозницей, эмблема «Мосфильма». Она была найдена в сарае и отреставрирована.

В доме есть скромная коллекция стекла. Любовь Орлова собирала его, но хаотично, безо всякой идеи. А из обстановки почти ничего не осталось, только вешалка и столик. Поэтому для столовой была куплена французская мебель 1929 года, стиль ар-деко – с целью поддержать дух эпохи. Портреты на стенах – это Александров, Эйзенштейн, Орлова. «Вы не найдете здесь ни одной нашей фотографии или наших дочерей, – объясняет Александр Андреевич. – Тут пространство прежних хозяев». На том же участке он строит музей. Бесплатный, открытый для всех. Нет, сам не будет водить экскурсии, хотя о жизни этой пары плюс Эйзенштейн знает гораздо больше, чем им бы хотелось.

«Простите, – говорю, – а призраки не приходят?» – «Бывают! Чаще всего Любовь Петровна. Но иногда и Григорий Васильевич».

Позже, когда мы остались вдвоем с Мариной Добровинской и я разглядывал винные бутылки на стеллаже в светлой кухне, мне захотелось развить метафизическую тему. Спросил, не изменились ли ее отношения с мужем после того, как они поселились здесь, в месте, где бродят тени. Марина очень смеялась: «Нет! Мы вместе уже два­дцать пять лет. Цельная самодостаточная пара. Но если по секрету, то в нашем тандеме я – Александров, а мой муж – Орлова. Он звезда, можно даже сказать дива. Хотя режиссер – тоже он».

НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТЫ ХЕЛЬМУТА НЬЮТОНА И ИРВИНА ПЕННА.

НА СТЕНЕ КУХНИ: РАБОТА WALKING IN PARIS, LINDA EVANGELISTA & KRISTEN MCMENAMY СТИВЕНА МАЙЗЕЛА, 1992.

АДВОКАТ АЛЕКСАНДР ДОБРОВИНСКИЙ НА ДАЧЕ ВО ВНУКОВО. НА СТЕНЕ: ПЛАКАТЫ ФИЛЬМОВ «СТАРОЕ И НОВОЕ», 1928, И «ПОСЛЕДНИЙ ИЗВОЗЧИК БЕРЛИНА», 1926. АВТОР ОБОИХ – НИКОЛАЙ ПРУСАКОВ. В УГЛУ: ФРАНЦУЗСКИЙ СВЕТИЛЬНИК АР-ДЕКО, 1928. НА ПОДОКОННИКЕ: ЛАМПА ИЗ США, 1950-Е.

Алексей Беляков

Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на канал Tatler

Вам может быть интересно узнать:

Дом Иванки Трамп в Вашингтоне: Tatler в гостях у дочери президента США

Дьявол – это женщина: колонка Александра Добровинского

Источник