Ольга соломина биография личная жизнь
Ольга Николаевна Соломина
Ольга Николаевна Соломина. Родилась 27 сентября 1931 года. Советская и российская театральная актриса, театральный режиссер, педагог, профессор, журналист, писатель. Заслуженный деятель искусств РФ. Жена Юрия Соломина.
Ольга Соломина родилась 27 сентября 1931 года.
В 1957 году окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, курс Веры Пашенной.
Была актрисой Московского ТЮЗа, среди ее работ: Луиза – «Коварство и любовь»; Негина – «Таланты и поклонники».
В 1970-е годы начала выступать как журналист, ее материалы публиковались в газете «Правда», журналах «Крестьянка», «Наш современник», «Сельская молодёжь» и др.
В 1981 году вышел сборник ее рассказов и повестей «Белокосовый платок».
С 1981 года начала преподавать в ВТУ им. М.С. Щепкина дисциплину «Мастерство актера».
С 1996 года – художественный руководитель курса совместно с мужем Юрием Соломиным.
В 2007 году по инициативе художественных руководителей курсу, возглавляемому ими, было присвоено имя их учителя – народной артистки СССР В.Н. Пашенной. Также для особо одаренных студентов были учреждены стипендии имени В.Н. Пашенной.
За годы работы в училище Ольга Соломина поставила полтора десятка спектаклей, еще около двадцати вышли под ее руководством совместно с Юрием Соломиным. Среди спектаклей Ольги Соломиной: «Чайка» и «Предложение» А. П. Чехова, «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Тогда в Севилье» С. Алешина, «Рембрандт» Д. Кедрина, «Пигмалион» Б. Шоу, «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Последний срок» В. Распутина и др.
Также выступает и как художник спектаклей – например, в постановках «Маленькие трагедии», «Последний срок».
Руководит работой магистрантов.
В 2008 году под руководством Ольги и Юрия Соломиных на их курсе в течение месяца проходил мастер-класс Международной Академии DELL’ARTE. Впоследствии состоялось выступление студентов Училища в Милане, в Школе Piccolo Teatro di Milano на Международном фестивале театральных школ. Работы курсов Соломиных представляли Школу Малого театра на других международных фестивалях студенческих спектаклей: в Братиславе, в Японии, где спектакль «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони был отмечен призом «За лучшую школу».
В 2011 году дипломный спектакль «Последний срок» В. Распутина в постановке Ольги Соломиной был принят в репертуар Государственного академического Малого театра.
За годы педагогической деятельности Ольго Соломиной подготовлено свыше 200 актеров, многие из которых стали ведущими артистами Малого и других московских театров. Среди ее учеников – Ольга Пашкова, Людмила Титова, Елена Харитонова, Инна Иванова, Ольга Лебедева, Виктор Низовой, актер и режиссер Олег Фомин.
Профессор кафедры мастерства актера в Щепкинском училище.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Награждена орденами Дружбы и Почета.
Личная жизнь Ольги Соломиной:
Замужем. Супруг – Юрий Мефодьевич Соломин, советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный педагог, Народный артист СССР.
Познакомились в 1953 году, когда учились в Щепке. Ольга опоздала на занятие и руководитель курса Вера Пашенная предложила ей присесть на свободное место – возле Юрия Соломина. Вскоре Ольга и Юрий стали встречаться. Фактически с 1 сентября 1953 года они стали идти по жизни рука об руку. На четвертом курсе они решили пожениться. Денег на свадьбу не было, поэтому они просто устроили себе праздник на двоих, заказав в маленьком кафе мясо с черносливом под кисло-сладким соусом. Обручальные кольца на руках у них появились много позже, когда оба начали работать в театре.
1 сентября 1965 года у пары родилась дочь Дарья Соломина, она музыкант, окончила консерваторию, преподает в Лондоне. В начале 1990-х Дарья подарила Ольге и Юрию Соломиным внучку Александру.
Ольга Соломина и Юрий Соломин
Ольга Соломина с дочерью Дарьей и внучкой Александрой
Ольга Соломина и Юрий Соломин с внучкой Александрой
Библиография Ольги Соломиной:
1981 – Белокосовый платок (сборник рассказов)
27 мая 2019 года скончалась Ольга Соломина, актриса, театральный педагог, литератор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. И единственная женщина и муза известного актёра Юрия Соломина. Они шли по жизни вместе, рука об руку, жарко спорили о литературе и искусстве, пытались найти правильные методы воспитания не только собственной дочери, но и нескольких поколений студентов, которым передавали своё профессиональное мастерство. Ольга и Юрий Соломины были счастливы целых 65 лет. Но этого оказалось так мало.
Кто зажигает звёзды
Юрий Соломин. / Фото: www.cont.ws
В 1953 году Юрий Соломин приехал в Москву из Читы вместе с отцом и подал документы в театральное училище им. М. С. Щепкина. Юноша ещё в детстве твёрдо решил стать актёром, однако совершенно не надеялся пройти конкурс на курс, который набирала в тот год Вера Пашенная. Документы на поступление подали почти пять тысяч человек, набирали же группу из 25 студентов.
Юрий Соломин уже прошёл два тура и тут случилось несчастье: отца обворовали. Они остались в огромной Москве без денег и без обратных билетов в Читу. Правда, билеты удалось восстановить. Тогда Мефодий Викторович отправил сына прямиком к Вере Пашенной, узнавать, берёт она его на свой курс или нет, хотя предстояло пройти ещё два тура. Юный Соломин, стесняясь и краснея, объяснил Вере Николаевне ситуацию и спросил, оставаться ему или ехать домой. Известная актриса задумчиво смотрела на Юрия и вдруг решительно велела ему оставаться.
Вера Пашенная. / Фото: www.autogear.ru
Немаловажную роль сыграла Вера Николаевна в судьбе ещё одной абитуриентки, претендовавшей на зачисление. Ольга успешно проходила творческие испытания, но педагогов смущала её коса: длинная, очень густая. Вера Пашенная поинтересовалась, зачем девушка использовала искусственную косу. Ольга вопросу удивилась, ей и в голову не могло такое прийти, волосы у неё были свои. Но Вера Николаевна попросила будущую студентку косу расплести. По спине Ольги почти до самых пяток заструились пшеничные волны.
Ольга Соломина. / Фото: www.libmir.com
Ольга успешно прошла все творческие конкурсы, сдала экзамены и стала студенткой. Юрий и Ольга встретились на занятиях, когда девушка села на единственное свободное место рядом с молодым человеком. Кажется, потом они вместе сидели до окончания училища. Были встречи, долгие разговоры до утра и осознание серьёзности происходящего между ними. На четвёртом курсе молодые люди создали свою семью.
Скромное счастье
Юрий Соломин. / Фото: www.mycdn.me
Они всегда жили очень скромно. В начале семейной жизни они перебивались с хлеба на воду, снимая углы за ширмой в тесных полуподвальных комнатках. Первая комната в коммуналке на Арбате казалась Соломиным почти дворцом. Здесь появилась на свет их единственная дочь Дарья. Юрий Соломин ходил на службу в Малый театр в единственном своём костюме, а Ольга старательно чистила и отглаживала его каждый вечер.
Ольга Соломина была востребована в ТЮЗе, куда попала после окончания училища, она играла почти во всех спектаклях. Однако после рождения дочери нужно было выбирать, что важнее: карьера или семья. Ольга Николаевна сделала осознанный выбор в пользу семьи.
Юрий Соломин. / Фото: www.pinimg.com
Юрий Соломин стал единственным кормильцем в семье. Он разрывался между тремя работами, пытаясь обеспечить семью всем необходимым. Однажды, выходя вечером из съёмочного павильона, актёр потерял ориентацию. Юрий Мефодьевич не понимал, в каком городе он находится и куда ему идти. К счастью, через полчаса странное состояние прошло.
Ольга Николаевна занималась домом, воспитывала дочь, но при этом совершенно не могла обходиться без творчества. Она стала писать небольшие эссе и рассказы, посылала их в разные издания. Произведения Ольги Соломиной стали печатать в газетах и журналах, а в 1981 году вышел её сборник «Белокосовый платок».
Юрий Соломин. / Фото: www.maly.ru
Супруги несколько раз меняли место жительства и, в конце концов, обосновались в Спиридоновском переулке. В это время уже вышел на экраны фильм «Адъютант его превосходительства» и исполнитель главной роли Юрий Соломин стал знаменит.
Ольга Николаевна в 1981 году пришла в родное Щепкинское училище. Она стала преподавать актёрское мастерство, а через 15 лет стала художественным руководителем курса вместе со своим супругом.
Тепло семейного очага
Ольга и Юрий Соломины с внучкой Александрой. / Фото: www.maly.ru
И при этом Ольга Соломина оставалась хранительницей их домашнего очага, делала все, чтобы в доме было уютно и тепло. Вся семья знала: для Юрия Мефодьевича главным всегда был театр, его работа, его творчество. Ольга Николаевна при этом оставалась не только любящей и понимающей женой, но и другом. Мнение супруги всегда было для Юрия Соломина очень важным.
Ольга и Юрий Соломины с дочерью Дарьей и внучкой Александрой. / Фото: www.baldej.su
Соломины всегда были принципиальны и порядочны. Они никогда не хлопотали за дочь Дарью. Девочка ходила в самую обычную школу, потом сама поступила в консерваторию, стала пианисткой. Сейчас Дарья Юрьевна преподает в Лондоне. Внучка Соломиных Александра пошла по стопам мамы.
Они удивительным образом совпали в любви и в жизни. Юрий и Ольга Соломины всегда предпочитали простоту. Они спорили о методах преподавания, они отстаивали каждый свою точку зрения на искусство, но совпадали в главном.
Ольга и Юрий Соломины. / Фото: www.maly.ru
Они жили скромно и дружно, нежно заботились друг о друге, никого не предавали и спасали животных, которых подбирали на улицах. И были счастливы. Ольга Николаевна ушла из жизни 27 мая 2019 года, оставив о себе светлую память в сердцах и душах тех, кто был знаком с этой женщиной.
Известный актёр театра и кино, режиссер, педагог, общественный деятель, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин в последние годы редко снимался в кино. У него были свои причины отказываться от большинства ролей, которые ему предлагали современные режиссеры…
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Театральный режиссер. Актриса. Педагог. Профессор. Писатель. Заслуженный деятель искусств России. Профессор кафедры мастерства актера в Высшем театральном училище имени Щепкина.
Ольга Соломин родилась 27 сентября 1931 года в городе Москва. После школы, девушка подала документы в Высшее театральное училище имени Михаила Щепкина. Приемная комиссия ни секунду не сомневалась, увидев талант Ольги. В 1957 году артистка окончила вуз, мастерскую Веры Пашенной. Получив диплом играла на сцене Московского Театра Юного Зрителя, где участвовала в спектаклях: «Коварство и любовь», «Таланты и поклонники».
Затем, с начала 1970-х годов пробовала себя в журналистике, ее материалы публиковались в газете «Правда», журналах «Крестьянка», «Наш современник», «Сельская молодежь». В 1981 году вышел сборник ее рассказов и повестей «Белокосовый платок».
С 1981 года Ольга Николаевна начала преподавать в Высшем театральном училище имени Щепкина дисциплину «Мастерство актера». С 1996 года заняла должность художественного руководителя курса совместно с мужем Юрием Соломиным. В 2007 году по инициативе художественных руководителей курсу, возглавляемому ими, присвоено имя их учителя, народной артистки Веры Пашенной. Также, для особо одаренных студентов учреждены стипендии.
За долгие года работы в училище Соломина поставила почти двадцать спектаклей, еще около столько же появились под ее руководством совместно с мужем. Среди спектаклей Ольги: «Чайка» и «Предложение» Антона Павловича Чехова, «Василиса Мелентьева» Александра Островского, «Власть тьмы» Льва Толстого, «Тогда в Севилье» Самуила Алешина, «Рембрандт» Дмитрия Кедрина, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Маленькие трагедии» Александра Пушкина.
Помимо этого педагог руководила работой магистрантов. В 2008 году под руководством Ольги и Юрия Соломиных на курсе в течение месяца проходил мастер-класс Международной Академии DELL’ARTE. Впоследствии состоялось выступление студентов Училища в Милане, в Школе Piccolo Teatro di Milano на Международном фестивале театральных школ.
Работы курсов Соломиных представляли Школу Малого театра на других международных фестивалях студенческих спектаклей: в Братиславе, в Японии, где спектакль «Кьоджинские перепалки» Карло Гольдони отмечен призом «За лучшую школу». В 2011 году дипломный спектакль «Последний срок» Валентина Распутина в постановке Ольги Соломиной принят в репертуар Государственного академического Малого театра.
За годы активной педагогической деятельности Ольга Соломина подготовила около двухсот актеров, многие из которых впоследствии стали ведущими артистами Малого и других московских театров. Среди ее учеников: Елена Харитонова, Виктор Низовой, Ольга Пашкова, Людмила Титова, Инна Иванова, Ольга Лебедева, актер и режиссер Олег Фомин.
Юрий и Ольга Соломины в 2017 году отпраздновали бриллиантовый юбилей своей семьи. На протяжении всех шестидесяти лет в их доме всегда царила непередаваемая теплая атмосфера, где находились: добро, любовь и конечно же взаимопонимание.
Соломина являлась наиболее опытным профессором кафедры мастерства актера в Щепкинском театральном училище. Имела звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также награждена орденами Дружбы и Почета.
Ольга Николаевна Соломина скончалась 27 мая 2019 года в возрасте восьмидесяти восьми лет. Похоронена режиссер и актриса на Троекуровском кладбище столицы.
Семья Ольги Соломиной
Муж – Юрий Мефодьевич Соломин, актер, режиссер театра и кино, педагог, Народный артист РФ.
Дочь – Дарья (род. 1 сентября 1965) – пианистка, окончила консерваторию, преподает в Лондоне.
Внучка – Александра (род. 25 июня 1990), пианистка.
Награды Ольги Соломиной
Орден Дружбы
Орден Почета
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Творчество Ольги Соломиной
Постановки
«Чайка» и «Предложение»
«Василиса Мелентьева»
«Власть тьмы»
«Тогда в Севилье»
«Рембрандт»
«Пигмалион»
«Маленькие трагедии»
«Последний срок»
«Маленькие трагедии»
«Последний срок»
Библиография
1981 – Белокосовый платок (сборник рассказов)
01.06.2019
Ольга Соломина, актриса, профессор кафедры мастерства актера, заслуженный деятель искусств Российской Федерации умерла 27 мая. Ей было 88.
Так вышло, что за несколько дней до этого скорбного события «Комсомолка» общалась с Юрием Соломиным, ее супругом, худруком Малого театра. Поводом для разговора был его грядущий день рождения – 18 июня актеру исполнится 84 года. В разговоре Соломин намекнул, что болеет близкий ему человек, и у него тревожные предчувствия. Было понятно, что Юрий Мефодьевич говорит о своей супруге.
«Извинилась за косу»
– Юрий Мефодьевич, как вы нашли свою вторую половинку?
– Мы с Олей учились в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина у нашего педагога Веры Николаевны Пашенной. Однажды на последнем курсе Оля прибежала на занятия, а свободное место осталось только одно – рядом со мной. Она села, и с тех пор мы неразлучны. Вместе 62 года.
Вера Николаевна Пашенная очень любила Олю. А когда первый раз увидела ее длинную косу, сказала: «Зачем вы вплели себе такую косу?» Ольга растерялась: «Это моя собственная коса». Вера Николаевна не поверила: «Не может быть! Ну-ка, распустите!» Ольга распустила. После этого Вера Николаевна извинилась перед ней.
– Вы преданный человек? Нередко мужчины ищут женщин помоложе…
– Мы с Олей всегда искали творческой самореализации. Знаете, я редко даю интервью, но вот сейчас погода на улице хорошая, а домой мне не очень хочется идти. В семье обстоятельства сложные. И одному дома мне не хочется сидеть. Болеет близкий человек, в больнице…
– Супруга?
– Мне не хочется об этом говорить. Я слушаю свою интуицию. А сейчас есть некоторые предчувствия, которых не хочется слушать. У людей нашей профессии все это очень развивается…
Артист с женой Ольгой. В молодости у девушки была весьма примечательная коса.Фото: СОЦСЕТИ
Учиться у зверей преданности
– Артисты часто женятся-разводятся.
– Это зависит от людей, я знаю многих артистов известных, хороших, которые как жили со второй половинкой, так и живут десятилетия. Надо учиться, например, у животных, собак, кошек, птиц тому, как относиться к своим детям, друг к другу. У нас несколько лет назад случилась история. Вышел я во двор, смотрю, народ стоит. Оказалось, сбило собаку. Она лежала, а рядом сидел кобель и огрызался на всех. Он как бы говорил: проходите, разберемся без вас.
Я уехал на работу. Но эта картина запала мне в душу. Приехал домой, а кобель продолжал сидеть возле нее. Приносили еду ему. Но он не ел… Это были настоящая любовь и преданность.
– А у вас сейчас собаки каких пород?
– Дворняги. На даче живут у меня по 10 – 12 лет собаки и кошки. Хорошее место. Там их кормят. Чтобы отдохнуть, я всегда еду на дачу. Не в Крым или за границу, мне достаточно на несколько дней к своим «ребятам». Как они меня встречают! Столько радости и лая, и визга, и лизания…
Министром культуры стал случайно
– Вам довелось поработать руководителем Министерства культуры. Как так получилось?
– Был 1991 год. Я гулял с внучкой на даче. Смотрю, машина черная подъехала. «Мы за вами». Я говорю: «Куда повезете-то?» «К большому дому». Наверное, посмотрели большие фильмы с моим участием и решили наверху, что я могу заниматься и такой работой (в Минкульте. – Ред.). А я тогда уже был художественным руководителем Малого театра. Говорю: «Нет-нет, я не могу сейчас в министры. Театр не брошу». Ответили: «А кто тебя заставляет – работай, если сможешь, и в театре, и в Минкульте». Так и было полтора года: до шести часов я министр, а после шести – артист.
Потом сам ушел, потому что хотели объединить Министерство культуры с еще одной организацией.
С братом Виталием не соревновались
– Была у вас с братом творческая ревность?
– Гордиться – да, а чтобы завидовать – нет… Я почти на семь лет старше брата. В прошлом году был в Чите на гастролях. Первое, что сделал, нашел родильный дом, где Виталька родился в 1941 году. Я часто вспоминаю брата и с ним иногда мысленно разговариваю… Горько терять близких людей.
А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
«Отец стал пить, чтобы отделаться от КГБ»
– Читала, ваш отец любил выпить?
– Когда я стал уже взрослым, он попытался мне объяснить, с чего это пошло. После ареста деда (в 1938 году) его стали частенько вызывать в органы. Он был человеком известным в городе (руководил Домом народного творчества), общительным. Его хотели привлечь к так называемому сотрудничеству. Он очень тяготился этими вызовами. Как-то поздно вечером после очередной беседы он, расстроенный, вышел в коридор покурить. А там сосед, работник НКВД. Они разговорились, и отец рассказал ему, что не хочет сотрудничать с органами, но не знает, как отказаться. Сосед посоветовал ему скомпрометировать себя. И отец себя «скомпрометировал» – запил. Потом уже не мог остановиться. Он был очень одаренным человеком. Хорошо относился к маме и к нам, детям.
Я благодарен родителям за то, что они пытались приобщить меня к настоящему высокому искусству с детства. Отец, например, как-то повел меня на фильм «Рим – открытый город». Дети до 16 лет на него не допускались, но он по блату провел меня в кинотеатр «Пионер». Я сидел обалдевший и плакал от восторга.
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ
Госпремия и проклятия
***
После окончания училища Соломина едва не призвали в армию. Он уже должен был отправляться на сборный пункт, обритый наголо, когда в его судьбу вмешались два выдающихся деятеля Малого театра. Юрий Соломин вспоминал: «Однажды я пришел в театр уже обритым. Актеры удивились. Я объяснил, тогда они меня заставили пойти к Михаилу Ивановичу Цареву. Вместе мы пошли к Елене Николаевне Гоголевой. Она куда-то срочно отправилась. Позже я узнал, что она ездила к министру обороны Малиновскому (он занял этот пост в 1957 году) и все ему объяснила. Он сказал: «Конечно, пусть остается. В театре и в кино он для армии сделает больше…»
***
«Когда я увидел себя первый раз на экране (в 1959 году, в картине «Бессонная ночь». – Ред.), я пришел в ужас. В голове вертелась только одна мысль: «Боже мой, какой я урод! Нос кривой, уши на разных уровнях, глаза косые, да еще хромой»… Я вообще в молодости себе не нравлюсь – просто урод. Сейчас, по-моему, стал намного лучше…»
***
«В один из дней должны были вручать Государственные премии РСФСР, – вспоминал Соломин. – Домой, уже с премией, возвращался поздним вечером. Подняв воротник пальто и надвинув на глаза кепку, чтобы не узнали, спустился в метро. Путь предстоял долгий: до «Белорусской», затем на 167-м автобусе до дома. Автобусы в те годы ходили редко и были всегда переполнены… Когда пришла пора выбираться из автобуса, оказалось, что пассажиры настолько утрамбовались, что пробиться сквозь эту стену к выходу практически невозможно. Пожалел, что еду в автобусе инкогнито. Теперь же кричать о том, что ты тот самый «адъютант его превосходительства», было и бессмысленно, и смешно. Пришлось буквально с боем пробиваться к заветным дверям. В ответ в спину неслись проклятия, а иногда и весьма болезненные тычки. Освобождение стоило нескольких вырванных с корнем пуговиц, испачканных брюк и синяков на спине. Так грустно завершился тот день, когда я стал лауреатом Государственной премии РСФСР.
Самые известные роли в кино
«Адъютант его превосходительства» (1969) – Павел Андреевич Кольцов
«Даурия» (1971) – Семен Нагорный, кузнец, большевик
«Хождение по мукам» (1974) – Иван Ильич Телегин
«Обыкновенное чудо» (1978) – трактирщик Эмиль
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984) – Виталий Всеволодович Славин, полковник КГБ
«Летучая мышь» (1978) – Генрих Айзенштайн
Работы в качестве кинорежиссера:
«Скандальное происшествие в Брикмилле» (по пьесе Дж. Пристли, 1980)
«Берег его жизни» (1984) – режиссировал и сыграл главную роль Николая Миклухо-Маклая
«Ревизор» (совм. с Е. Я. Вестником и М. Е. Орловым, 1985)
«Три сестры» (телеспектакль, 2005)