Ольга книппер чехова биография личная жизнь

Ольга книппер чехова биография личная жизнь thumbnail

Биография

Биография этой талантливой женщины знаменита как благодаря профессиональным достижениям, так и личной жизни. Имя и фотопортреты актрисы Ольги Книппер-Чеховой в начале XX века были украшением афиш знаменитого Московского художественного театра, на сцене которого она блистала вместе с великим Константином Станиславским. В самом начале карьеры она встретила свою большую и единственную любовь – писателя Антона Чехова, их роман скрасил последние годы гения.

Детство и юность

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазове Вятской губернии. Отец Леонард Книппер – обрусевший эльзасский немец, уроженец Пруссии, работал инженером-технологом на винокуренном заводе. Мать Анна Ивановна Зальца – музыкант, обладала прекрасным голосом и виртуозно играла на фортепиано.

Пара воспитала троих детей – Константина, Ольгу и Владимира. В 1871 году семья Книппер переехала в Москву. Дети благодаря матери росли в творческой атмосфере: к праздникам неизменно готовили музыкальные спектакли, сами шили костюмы, рисовали декорации, разучивали песни и выступали.

Ольга Леонардовна Книппер

Так родилась в юной Ольге тяга к артистической деятельности, но отец мечтал о дочери-художнице и всячески поощрял ее занятия живописью. Также Ольга с детства изучала иностранные языки, в совершенстве владела английским, французским и немецким. Но работать девушке не пришлось. По окончании частной женской гимназии она долгое время «жила барышней».

Все изменила смерть отца в 1894 году. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Тут пригодилось музыкальное образование Анны Ивановны, она давала частные уроки, а через некоторое время стала профессором пения при школе Филармонического училища. Ольга и Владимир как могли помогали матери. Константин в то время служил на Кавказе.

Театр

Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.

Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле "Гамлет"Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Гамлет» / Википедия

Как потом выяснилось, «отчисление» было подстроено: на место Ольги взяли протеже некой высокопоставленной персоны. Это событие девушка очень тяжело переживала, и судьба, будто сжалившись, посылает артистке удачу. В том же году она поступает в драматическую школу при Московском филармоническом училище (ныне ГИТИС). Сокурсниками Ольги Книппер стали Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Мария Германова и другие будущие звезды МХТ.

Наставником молодых дарований стал выдающий театральный деятель и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он первым выпестовал талант своей студентки, и в 1898 году, после выпуска группы, он приглашает Ольгу в созданную им труппу Московского художественного театра. Более того, в первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого Ольге отведена главная роль – царицы Ирины. Дебютантка имела невероятный успех, и очередная главная роль оказалась не за горами.

Ольга Книппер-Чехова в роли царицы Ирины

В том же году труппа стала репетировать чеховскую «Чайку», в этой постановке Ольга Леонардовна получила роль Аркадиной. Треплева сыграл Мейерхольд, а Тригорина – Станиславский. Премьера спектакля состоялась под Новый год, и это был настоящий триумф, зал аплодировал игре актеров стоя. Вскоре «Чайка» стала легендарной визитной карточкой МХТ.

Антон Павлович после провальной премьеры «Чайки» в столичном Александринском театре не верил в успех московской постановки, но все же побывал на спектакле и был очарован игрой главной героини. Это впечатление и легло в основу их удивительной истории любви и последующего брака.

Константин Станиславский и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Чайка»

Однако, даже связав свою судьбу с писателем, Ольга Леонардовна не уединилась с ним, уже тяжелобольным, в Ялте, а продолжала играть на сцене любимого театра. После успеха «Чайки» чеховские пьесы стали традиционными для сцены МХТ. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов» – во всех этих постановках Ольга Книппер блистала в главных ролях.

«Я не умею идти к роли от каких-то внешних черт, от внешней харaктерности, создавать роль с помощью одной техники… Пока в душе у меня что-то не родится, теплота какая-то человеческая не появится — играть не могу. Это я называю “тайным браком” с образом», – писала она в своих воспоминаниях.

Ольга Книппер-Чехова в спектакле "На дне"Ольга Книппер-Чехова в спектакле «На дне» / История России до 1917 года

После смерти Антона Павловича актриса на долгое время уединилась, но, когда вновь вышла на сцену, ее игра преобразилась, став еще более глубокой и филигранной. В репертуаре Книппер появились новые роли и постановки. Артистка играла в гоголевском «Ревизоре», комедиях Александра Грибоедова и Мольера «Горе от ума» и «Мнимый больной», драмах Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и Максима Горького «На дне» и многих других.

С наступлением революционных событий труппа МХТ уезжает на гастроли. С 1919 по 1922 годы Ольга Леонардовна с коллективом объездила южные города России, а также Европу и США. Отчасти эти творческие скитания были вынужденными – в родной стране шла Гражданская война, и артисты не имели возможности вернуться и работать как прежде.

Именно в этих поездках и родилась двойная фамилия артистки – Книппер-Чехова. По легенде, в хорватском Загребе, чтобы повысить интерес к выступлениям труппы, в афише решили написать Книппер-Чехова, упомянув фамилию знаменитого мужа актрисы. И трюк сработал – зрителей в зале было хоть отбавляй.

Ольга Книппер-Чехова

В Москву Ольга Леонардовна вернулась только в 1924 году. Но с этого момента ее репертуар уже не столь обширен, как прежде. Многие чеховские и другие классические спектакли убрали, к тому же в театр пришли молодые актрисы, которые заняли роли, закрепленные ранее за примой. Для артистки наступил период возрастных ролей: Хлестова в «Горе от ума», Надежда Львовна в «Бронепоезде 14-69», леди Маркби в «Идеальном муже», графиня Чарская в «Воскресении».

В 1937 году Ольга Леонардовна получила Государственную премию и звание народной артистки. Но то были награды за прошлые заслуги. В советском театре для бывшей примы не было ролей, она неуютно чувствовала себя в образах волевых, героических женщин и все реже появлялась на сцене родного театра. В последний раз актриса вышла на любимые подмостки в 1950 году в постановке «Воскресение».

Личная жизнь

Хотя знакомство театральной примы МХТ и выдающегося литератора произошло на репетициях спектакля «Чайка», Чехов еще раньше увидел Ольгу в постановке «Царь Федор Иоаннович» в роли царицы Ирины. О своем впечатлении от актрисы он писал своему издателю:

«Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».

Ольга Книппер-Чехова и Антон Чехов

Читайте также:  Телеведущая муромцева биография личная жизнь

Более близко Ольга и Антон Павлович стали общаться после премьеры «Чайки» в 1899-м. В том году писатель посетил дом актрисы, а она в свою очередь побывала в его имении в Мелихове. Затем, находясь на расстоянии, пара стала переписываться. Эпистолярный роман перерос в предложение руки и сердца. В 1901 году Чехов и Книппер обвенчались. Для обоих это был первый брак. В юности у Ольги был только один роман – с известным русским инженером Владимиром Шуховым.

Однако и после венчания супруги виделись урывками. Его болезнь требовала постоянного нахождения в тепле – на юге, а ее призвание тянуло на московскую сцену. Однако сам Чехов никогда не винил ее в этом и как мог успокаивал жену в своих теплых и трогательных письмах:

«Ты рассуди как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорченной, и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть, когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве».

Портрет Ольги Книппер-ЧеховойПортрет Ольги Книппер-Чеховой. Художник Сергей Малютин / Советские художники

Письма были единственным средством связи между влюбленными. Именно их любовная переписка, наряду с литературным творчеством, считается бесценным наследием писателя. Тем не менее в свете осуждали поведение Книппер и даже приписывали ей несуществующие измены знаменитому мужу. Особенно усилилось неприятие жены Антона Чехова после его смерти в 1904 году.

Женщина сумела пережить это отношение, а вскоре и завоевала уважение тем, что до последнего оставалась верной памяти боготворимого ею Антона Павловича. Замуж женщина больше не вышла и остаток дней провела в уединении.

Смерть

Выдающаяся актриса Ольга Книппер-Чехова ушла из жизни 22 марта 1959 года в Москве по причине продолжительной болезни. Театральная прима похоронена на Новодевичьем кладбище.

Театральные постановки

  • 1898 – «Чайка»
  • 1899 – «Дядя Ваня»
  • 1900 – «Снегурочка»
  • 1901 – «Три сестры»
  • 1901 – «Иванов»
  • 1904 – «Вишневый сад»
  • 1905 – «Дети солнца»
  • 1908 – «Ревизор»
  • 1913 – «Мнимый больной»
  • 1924 – «На всякого мудреца довольно простоты»

Источник

Художник Сергей Бочаров. “Спальня Ольги Книппер”.

Ольгу Книппер не любили. Меряли ее кухонной линейкой. То ли немка, то ли еврейка. Соблазнила невинного Антона Павловича, подобралась через сестру Машу, с которой специально подружилась. Обманом втерлась в семью писателя, завлекла его яркой сексуальностью, потом заставила венчаться. И, влюбив в себя несчастного, пообещав счастливую семейную жизнь, бросила болеть и чахнуть одного. В Ялте. (С кухаркой, горничной, матерью и двумя ручными журавлями). А сама кутила в Москве. (Каждый день играя в театре в трехчасовых постановках, репетируя днём новые пьесы). Изменяла напропалую. Имела длительный роман с Немировичем-Данченко. Забеременела в браке – дважды, от кого – неизвестно.

В этаком роде говорят злые языки, а те, что подобрее, из экскурсоводов, например, на даче в Гурзуфе, доходя до скользкой темы романа Актрисы и Драматурга, быстро оттарабанивают цитату из великого: «Дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день».

И завершают тем, что больше Книппер замуж так никогда и не вышла.

Решив разобраться, я погрузилась в переписку и биографии.

Труженица от богемы

Какой же на самом деле была Ольга?

Во-первых, ее письма читать легко: она пишет остро, с юмором и огромной радостью и волей к жизни даже в самые одинокие годы.

Ольга была труженицей несомненной. Она много читала, репетировала, училась вокалу (ее мать в 50 лет ещё солировала в сольных концертах, была профессором филармонии, с ней беседовала императрица), одевалась, устраивала быт и во всем сквозит ее умение наслаждаться: вкусным обедом, ярким произведением искусства, хорошей ролью, похвалой критиков, аплодисментами публики, красотой природы и обществом друзей. Наслаждение бытием во всех его мелких и крупных деталях – основная черта ее личности. Она была живой, подвижной, жизнерадостной и умной. И очень самостоятельной.

Он увидел ее на сцене в роли царицы Ирины на специально для него устроенном прогоне спектакля «Царь Фёдор Иоаннович»и написал, что влюбился бы, если бы оставался в Москве. «Голос, благородство, задушевность – так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину»

Кем была Ольга в ту пору? Выпускницей Московской Филармонии, примой Московского Художественного театра. Дочь певицы и инженера. Ее младший брат был большим оперным певцом, (его репертуар включал 137 партий) и стал режиссёром Большого театра, а старший – талантливый технарь -закончил Петербургский институт инженеров путей сообщений. Он быстро поднялся по карьерной лестнице, став начальником железных дорог Южного округа путей сообщения России. Книпперы – немецкая семья тружеников, людей науки и искусства. Ольга была единственной дочерью, любила братьев, путешествовала на отдых с семьёй Константина и участвовала в воспитании племянников, одна из которых – малышка Ольга была по словам ее матери как две капли воды похожа на Ольгу Книппер – будущую жену Чехова.

Антон Павлович – человек другого круга

“Кто бы мог предположить, что из нужника выйдет такой гений?” А. П. Чехов про домашнего кота, найденного в уличном туалете.

Чехов – наше все, талантливый писатель и умелый врач. Поэтому все факты, которые не вписываются в идеальную биографию, тут же отметаются, хотя «идеальная биография» не сможет ни рассказать о человеке, ни помочь проследить его жизненный путь и развитие личности.

Как известно, Чехов был из «простой», как принято говорить семьи, хотя как писал Оскар Уайльд: «Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому. Смысл простоты уникальность.»

Мать Чехова, Евгения Яковлевна, урожденная Морозова, из деревни, грамоте обучалась дома и недолго. Сам Антон Павлович шутил над ее ошибками в письмах. Кстати, мать Чехова полагала, что литературный труд Антона являл собой презренный и недостойный упоминания источник дохода. А после его смерти волновалась, что «дети ее обжулят.» Александр, брат Антона писал: «Маменькой, взамен отравленного Тузика, приобретены две новых, ничего не стоящих дворняжки. Очень боится, и серьезно боится, как бы дети ее не замошенничали наследство и не пустили ее по миру. В благородность детей не верит».

Читайте также:  Бабкина надежда биография личная жизнь вес

Отец Павел Егорович – сын крестьянина бывшего крепостным, но выкупившего себя и свою семью.

То есть Чехов – человек образованный в первом поколении и усвоивший приемы человека из общества уже взрослым. Семья его была как сейчас принято говорить «неблагополучной». Сам Чехов писал, что «в детстве у него детства не было» – отец бил и мать и детей, постоянно поучал их, то разорялся, то просил денег, включая ещё 13-летнего Антона, дававшего частные уроки, морализировал совершенно по Фоме Опискину, вешал на дверь расписание, кому во сколько вставать и что делать, верил в скорое богатство, беспрестанно обращался к религии, чтобы оправдать своё непредсказуемое поведение. В детстве он заставлял своих сыновей петь трёхчасовые псалмы, стоя на коленях на каменном полу таганрогской церкви. А маленькая Оля Книппер репетировала в классной комнате, уютной и натопленной и не знала, что такое нужда, грубость и самоуправство невежественного родителя.

Кто в главной роли?

В переписке с Машей Чеховой, сестрой писателя, проявляется сдержанный нрав Ольги, всегда усматривающий в людях благородные душевные порывы и проявляющей светскую сдержанность.

Маша – натура неоднозначная. Она старше Ольги на пять лет. В Москве ей нравится:

«Живу в почете – по братцу почитают. Друзей у меня много».

Мария Чехова на балконе ялтинского дома, 1910 годы. Фотокопия с оригинала в музее А.П. Чехова Дача в Гурзуфе

Маша сначала с Ольгой подружилась. Ей нравилось таким образом быть ценной для брата. Когда он влюблялся в ее подруг – она чувствовала свою власть. Пользуясь близостью, достигнутой за время голодного детства, приобретённой солидарностью под игом бесноватого отца семейства, она постоянно настаивала на исключительности своих отношений с братом. Ее письма всегда с двойным дном. В письмах к Ольге ласковое обращение «дорогая Олечка» чередуется с фразами «подлый немец» и «какое поросятельство». И только однажды она не в силах сдержаться, получив телеграмму о женитьбе Антона, она выскажет все, что думает о его праве на частную жизнь: «Теперь позволь мне высказать свое мнение насчет твоей женитьбы. Для меня лично свадебная процедура ужасна! Да и для тебя эти лишние волнения ни к чему. Если тебя любят, то тебя не бросят, и жертвы тут никакой нет, эгоизма с твоей стороны тоже нет ни малейшего. Окрутиться же всегда успеешь».

А потом станет жаловаться брату Мише:

«Из меня ровно ничего не вышло. Ни я художница, ни я учительница, а работаю, кажется, много – все устраиваю чужое гнездо. Отношения мои с невесткой пока неважны. У матери как-то лучше вышло, с ней обращаются хорошо, и она успокоилась. Настроение у меня скверное, никак я не могу приладиться к новой жизни, тоскую, часто плачу и должна все это скрывать, но не всегда мне удается это».

И ещё одно: «Что самого скверного в Антошиной женитьбе – так это многочисленная буржуйная родня жены, с которой приходится считаться» – делиться Маша с Мишей.

Маша хочет замуж, даже пишет об этом, приходили в голову и мысли новые, феминистские: «Я все мечтаю когда-нибудь получить деньги и зажить по возможности самостоятельно, ни от кого не завися». В юности в неё был влюблён Левитан, даже делал предложение. Она отказала.

Потом у неё возникли отношения с Буниным. Тот женат. Но Машу это не смущает. Как и то, что она на семь лет старше и не дворянских кровей. С Буниным она встречается несколько лет. Он посвящает ей рассказ «Последнее свидание». И, после разговора со своим лучшим другом – ее братом, очевидно декларировав нежелание жениться, продолжает встречаться с Машей. Будущий лауреат Нобелевской премии как-то на целый месяц остаётся в Ялтинском доме, присмотреть за матерью подруги, Евгенией Яковлевной, которая воспринимает его как члена семьи, практически зятя.

Эпоха жизни как стакана воды, который нужно выпить залпом, пока не настала, встречаться с мужчинами вне брака еще неприлично. Для Ольги, как девушки из хорошей семьи. А кто будет осуждать Машу? Не брат, регулярно посещающий бордели и поднявшийся по социальной лестнице вверх, благодаря исключительному таланту. Не мать, которая из всех членов семьи доверяет только дочери – Маше, и во всем ее поддерживает.

Ольга и Маша в Москве вместе снимают квартиру. Вопреки расхожему мнению, Мария Чехова живет не с братом в Ялте, а в Москве с подругой, а впоследствии женой брата – Ольгой Книппер. Маша преподаёт в гимназии, Ольга играет первые роли на сцене МХТ. Обе встречаются с мужчинами. Ольга – с женатым Немировичем-Данченко, Маша с женатым Буниным. Стремление к независимости, приближение века освобождения женщин, возможность работать и жить по-своему сближает двух женщин. И все-таки, когда Ольга выходит за Чехова, Маша в ярости:

“Ну, милая моя Олечка, тебе только одной удалось окрутить моего брата! Уж как крепился, не поддавался человек, но судьба пришла и кончено! Тебя конем трудно было объехать!»

Свободный брак

Молодожены. Ольга Книппер и Антон Чехов в Ялте, 1901 г. Фотокопия с оригинала в музее А.П. Чехова Дача в Гурзуфе. Сам Чехов так говорил об этом снимке: “На этой карточке ты выглядишь такой немочкой, доброй и ласковой женой лекаря, имеющего плохую практику”.

«Все останется по-прежнему: в Ялте я буду жить один» (из письма А.П. Чехова Марии Чеховой)

Чувство Ольги Книппер к Чехову сложно понять обывателю. Он был совсем нездоров, знал об отмеренном жизненном сроке. Ещё в самом начале его медицинской карьеры пациенты поражались, как точно врач Антон Чехов прогнозировал срок оставшейся жизни больного. Словно видел по ту сторону бытия.

Жениться Чехов скорее не собирался. Сначала он считал сексуальные потребности несовместимыми с супружескими чувствами и вообще влюблённостью. Патриархальное детство, суровое религиозное воспитание привили ему сложный, скорее отрицательный взгляд на отношения супругов. В рассказе «Жена» он передаёт всю невозможную тоску и сложность отношений, которыми может обернуться унылая семейная жизнь.

Читайте также:  Актриса наталья фатеева биография личная жизнь и дети фото

Даже называя медицину «женой», а литературу «любовницей», он передаёт оттенки отношения не только к двум своим профессиям, но и к семейному укладу. Маша и Евгения Яковлевна время от времени выбирают из поклонниц «антоновок», подходящих по их мнению, невест: все хорошие честные девушки, из традиционных православных семейств. Но Антон предпочитает оставаться холостым.

В вольные годы жизни в Москве, в гостях в Петербурге, где Чехов знакомится с кругом аристократии и артистической богемы, взгляды писателя на отношения полов меняются.

Достаточно рассмотреть контраст между московским рассказом «Попрыгунья» из-за которого поэт поссорился с лучшим другом Левитаном, решившим, что Чехов прописал его и его любовницу-ученицу в качестве главных героев, и Ялтинской «Дамой с собачкой», чтобы понять как далеко ушёл автор в представлениях отношений в браке.

И причиной тому несомненно стала любовь к Ольге Книппер и роман, а впоследствии брак с ней. То, что Ольга жила на свой счёт тоже нравилось Чехову, который содержал всю свою семью. Он хвалил ее за финансовую независимость. «В год она зарабатывала более трех тысяч рублей и лишь однажды попросила у него денег, чтобы покрыть какой-то таинственный долг. Не заводил он разговоров и о том, что возражает против ее контракта.». «Напрасно ты плачешься, – писал он ей, – ведь в Москве ты живешь не по своей воле, а потому что мы оба этого хотим».

Два человека, ценящих свободу в жизни и творчестве, встретились и полюбили друг друга.

Любовь жила три года

Известно, что свою первую пьесу начинающий драматург Антон Чехов отдал прославленной актрисе Ермоловой- та ее отвергла. Насколько же высока была ценность участия прирожденной актрисы Ольги в создании его последних пьес: «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Ольга скажет, что роль Маши помогла ей понять себя как актрису. “С каким наслаждением я играю Машу!.. Я как-то поняла, какая я актриса, уяснила себя самой себе. Спасибо тебе, Чехов!”

Но не так же ли высоко оценил бы Чехов влияние характера и приемов Ольги на создание двух своих лучших пьес? В письмах муж и жена, словно кодами, обмениваются фамилиями драматургов, режиссеров и критиков, делятся их мнениями, выражают опасения за постановки и игру актеров.

Она не бросила театр, выйдя замуж, да, но Чехов никогда и не просил об этом. «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству.» Напротив, запрещал. Именно театр в ней и ее страсть к сцене и успех были тем, что привлекало его в Ольге.

Он простил ей измену: «Это ничего, что ты влюблена в другого и уже изменила мне, я прошу тебя, только приезжай, пожалуйста. Слышишь, собака? Я ведь тебя люблю, знай это, жить без тебя мне уже трудно.» Вынужденно узнал о том, что беременность, которая закончилась тяжелейшей операцией была не от него. Но ребёнка хотели оба. Пусть не от него, но с ним. Это так понятно. Даже императрицы прибегали к этому способу. Во-первых Чехов имел наследственное смертельное заболевание. Во-вторых, он скорее всего уже был неспособен к деторождению. И точно обрадовался бы малышу. В письмах мечтал о «полунемчике».

К сожалению Ольга пострадала, и долго болела после операции. Маша «поддерживала». Из Москвы она шутливо бранила Ольгу: «Жир-то, знать, с тебя не весь сошел, что ты бесишься, невестка-лежебока! Вставай скорей да зарабатывай деньги для мужа и его сестры калеки».

Кстати, Чехов не любил ухаживать за больной женой и когда она под запретом врачей соблюдала строгий постельный режим, уехал сначала в путешествие, потом в Ялту. Ольга злилась, чувствовала себя несчастной. Но время жизни писателя отбивало последние месяцы и ему хотелось использовать его для творчества, не для ухода за женой.

Сложные отношения. Но несомненно любовные. “Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве. Ни на одну миллионную я не считаю себя обиженным или обойденным, напротив, мне кажется, что все идет хорошо, или так, как нужно, и потому, дусик, не смущай меня своими угрызениями” (20 января 1903 г.).

Обаяние Антона действовало на мужчин и женщин, тихий, ироничный, весёлый, он не тонул в иллюзиях, славился здравостью суждений и трезвым взглядом на жизнь. И он выбрал Ольгу. «Люблю ещё больше,»- писал он после нескольких лет супружества: «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Что бы ни случилось, хотя бы ты вдруг превратилась в старуху, я все-таки любил бы тебя – за твою душу, за нрав.»

Чехов кашлял так, что его выселяли из гостиниц. Может поэтому, в его Ялтинском доме, его спальня на втором этаже, возле матери, а спальня Ольги на первом. И в письмах она вспоминает как скрипели ступени, когда она приходила к нему.

Сложная жизнь. Она знает, что ему осталось недолго. Она сама устала от сцены, отношений с его родными, и главное вечным страхом потери любимого мужа.

Незадолго до его смерти, она спросила, что же такое жизнь. “Ты спрашиваешь, – писал Чехов,- что такое жизнь? Это все равно что спросить: что такое морковка? Морковка есть морковка, и больше ничего неизвестно”.

После смерти Чехова Ольга отказалась от всякого наследства: движимого и недвижимого, домов и авторских прав в пользу Марии Чеховой. Мечты Маши сбылись – она стала богатой и независимой женщиной. Недвижимость и банковские счета потянули на восемьдесят тысяч рублей.

Единственное, что оставила себе актриса Книппер – это маленькую дачу – рыбацкий домик в посёлке Гурзуф, где она провела с мужем самые счастливые дни.

Анастасия Розанова

Читайте в серии “Чехов”:

Чехов и женщины. Трансформация писателя от презрения до восхищения

#скандал #семья #драматургия #воспоминания и мемуары #переписка великих людей #русская литература

Источник