Олег меньшиков фото

Олег меньшиков фото thumbnail

Олег Меньшиков – самый желанный объект для постоянного обсуждения, его образ овеян невероятным количеством всевозможных домыслов. Народному артисту приписывают образ самовлюбленного и мнительного человека, несклонного к общению, поговаривают и о его нетрадиционных сексуальных предпочтениях. Появление таких разнотолков стало возможно благодаря не публичности актера, не разглашению подробностей своей личной жизни в угоду любопытствующим, его сосредоточенности на собственной невероятно талантливой творческой деятельности.

Биография Олега Меньшикова

Родиной Олега Меньшикова является г. Серпухов, где 8 ноября 1960 года будущий актер появился на свет, прожил он там недолго, так как семья вскоре перебралась в столицу. Доход семейства был среднестатистическим, без излишеств. Родители его были людьми не творческих профессий: отец – инженер, мама была врачом. Но Олега всегда привлекало искусство. Сначала это были музыкальные потребности: будучи пятилетним ребенком, он начинает посещать музыкальную школу, занимаясь освоением игры на скрипке.

Юнешество Олега Меньшикова

Окончив общеобразовательную школу, 17-ти летний Олег поступает в училище имени Щепкиных, по выходу из которого, начинает актерскую деятельность на сцене Малого театра, параллельно с этим, активно участвуя в съемках кинофильмов. Будучи студентом четвертого курса училища, Меньшиков снимается в первой, из своих киноработ – «Жду и надеюсь», вскоре за ней следует блестяще сыгранное искрометное воплощение жизнерадостного Костика, в «Покровских воротах», которая сделала его популярность всенародной. Дальше были: первая совместная работа с Михалковым в «Родне»; с Олегом Янковским – «Полеты во сне и наяву», «Мой любимый клоун», «Полоса препятствий», сыграл с Олегом Борисовым «По главной улице с оркестром», «Брызги шампанского».

Первые роли Меньшикова

90-е годы начались с мелодраматической роли в «Дюба-дюба», далее последовала его блестящая игра в получившем Оскара, «Утомленном солнце». Вместе с Сергеем Бодровым они показали сложность судьбы военнопленных в драме «Кавказский пленник», незабываемо сыграл сложную судьбу юнкера Толстого в «Сибирском цирюльнике», роль Эраста Фандорина безукоризненно исполнена в драме «Статский советник», Лёнчика в «Маме», Алексея Головина в режиссерской работе Режи Варнье – «Восток-Запад». Когда Никита Михалков начинает съемки второй сезона «Утомленных солнцем», в которой присутствуют все ранее задействованные актёры, конечно, снимает его в роли Мити.

Олег Меньшиков выкладывается на всю катушку, его блестящее актерское мастерство отмечается не только его верными поклонниками, но, также, и критиками, получением огромного числа призовых награждений. Кинематографическая «Ника», «Золотой овен» как универсальному артисту (1996), «Зеленое яблоко – Золотой листок» за лучшую мужскую роль, гран-при «Кинотавра» и другие награды, общим количеством около 15 штук.

Фильмография Олега Меньшикова

  • Вторжение (2019) – полковник Лебедев
  • Гоголь (сериал, 2019) – Яков Петрович Гуро, следователь
  • Гоголь. Страшная месть (2018)- Яков Гуро, следователь
  • Гоголь. Начало (2017) – Яков Гуро, следователь
  • Притяжение (2017) – полковник Лебедев
  • Легенда №17 (2012) – Тарасов
  • Утомленные солнцем 2 (сериал, 2011) – Митя
  • Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011) – Митя
  • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010) – Митя
  • Золотой теленок (2005) – Остап Бендер
  • Доктор Живаго (сериал, 2005) – Юрий Живаго
  • Статский советник (2005) – Фандорин
  • Горе от ума (2000) – Александр Андреевич Чацкий
  • Мама (1999) – Ленчик Юрьев
  • Восток-Запад (1999) – Алексей Головин
  • Сибирский цирюльник (1998) – Андрей Толстой
  • Кавказский пленник (1996) – Саша Костылин
  • Утомленные солнцем (1994) – Дмитрий
  • Дюба-дюба (1992) – Андрей Плетнев
  • Яма (1990) – Лихонин Василий Васильевич
  • Лестница (1989) – Владимир Пирошников
  • Жизнь по лимиту (1989) – новый жилец Миша
  • Брызги шампанского (1989) – Сергей
  • Моонзунд (1987) – Сергей Артеньев
  • Мой любимый клоун (1987) – Сергей Синицын
  • По главной улице с оркестром (1986) – Сергей Корольков
  • Капитан Фракасс (ТВ, 1984) – Барон де Сигоньяк
  • Михайло Ломоносов (сериал, 1984) – Дмитрий Виноградов
  • Полоса препятствий (1984) – Владимир Межиров
  • Поцелуй (ТВ, 1983) – Мерзляков
  • Полеты во сне и наяву (1982) – друг Алисы
  • Родня (1981) – Кирилл
  • Жду и надеюсь (ТВ, 1980)-Шурка Домок

Личная жизнь Олега Меньшикова

Личная жизнь актера тщательно скрывается от вмешательства посторонних. Просочилась лишь информация, что, в студенческие годы Меньшиков имел бурные взаимоотношения со своей сокурсницей, продолжавшиеся, в течение двух лет, до ее отъезда в Великобританию, где она стала женой лондонца. Далее последовали романтические отношения с театральной актрисой – Шубиной, ставшие самыми продолжительными для Олега Евгеньевича, через продолжительное время, по неизвестным причинам, не поженившись, пара рассталась, что стало для обоих тяжелым испытанием.

Не взирая на огромное число поклонниц Олега Меньшикова, продолжительных отношений, после трагического разрыва с Ритой, не случалось. До появления студентки ГИТИСа Анастасии Черновой, знакомство, с которой, произошло на юмористическом концерте Жванецкого. По прошествии двух лет, после первой встречи, произошло официальное заключение брака. Сегодня пара проживает в 2-х комнатной квартире, расположившейся в самом центре столицы.

Любовь объяснить очень сложно. Влюбленность — это хохот, беганье, витание в облаках, мечты, это каждый день радуга перед глазами и так далее. А любовь — это нечто большее. И в первую очередь это колоссальная ответственность за близкого тебе человека. Это когда ты не можешь уже без этого человека, когда ты отвечаешь за его настроение, за то, что с ним происходит в жизни.

Журналистам, охочим до подробностей личных взаимоотношений, сложно добывать их, практически невозможно. Недаром, Олег Меньшиков считается самым закрытым от посторонних представитель звездной плеяды актеров, хотя сам не подтверждает свой статус небожителя. Не понимая интереса к своей персоне, тщательных расспросов и выяснений, он достаточно редко общается с представителями прессы, особенно относительно своей личной жизни. Эта загадочность способствует подогреву, и так, значительного интереса.

Но настоящие искренние поклонники творчества такого талантливого артиста, любят исключительно его работы, замечательные театральные и кинематографические роли. С удовольствием приходят на постановки спектаклей, наслаждаются его творческими амплуа, которые прекрасно отражаются на киноэкранах. Они надеются на долгую творческую карьеру Олега Евгеньевича.

Подписывайтесь на наш официальный канал в Дзене, чтобы ежедневно получать самые интересные новости о звёздах и не только.

Источник

Сегодня день 60-летнего юбилея мы расскажем о жизни известного талантливого актера Олега Евгеньевича Меньшикова.

Про успешных людей всегда говорят много всего, причем большая часть этих слухов как правило не соответствуют действительности. Например, много говорили и писали и о Олеге Меньшикове. О его многочисленных романах или пагубных привычках, но так ли это узнаем в этой статье.

Олег родился и вырос в семье военного инженера и врача-невролога. Родители Олега были люди занятые, поэтому особо воспитанием сына не занимались. Как говорил сам актер, они воспитывали тем, что не ограничивали его свободу.

В детстве будущий актер играл на скрипке, но в 9 классе в нем проснулся актер, когда его попросили выступить на свадьбе. А среди приглашенных был педагог “Щепки”, который и пригласил потом Олега в Вуз.

Так и началась его карьера актера. Его капустники до сих пор вспоминают однокурсники. Еще студентом он начал сниматься в кино, но популярность ему принесла роль Костика в “Покровских воротах”. В какое-то время Меньшиков жил и работал за границей, но вскоре вернулся в Россию.

Если взять всю его фильмографию, то ролей у актера не так-то и много. Но он мог позволить себе отказываться от ролей. Его утверждали на роль, а он мого отказаться только потому, что ему не понравился режиссер.

Подобная тактика принесла ему свои плоды. Все его картины с его участием становились громкими событиями. Например после выхода фильма “Легенда №17 дочь великого тренера Анатолия Тарасова Татьяна Тарасова, роль которого сыграл Олег Меньшиков считает, что главная роль в фильме была все таки у Меньшикова.

Олега Евгеньевича воспринимают не только как актера. Он также преподавал в ГИТИСе, занимался озвучкой, был ведущим и является худруком театра им. Ермоловой.

С приходом на должность руководителя театра Меньшиков начал ремонт театра и обновил почти полностью репертуар театра. Правда с его приходом произошел конфликт с одной из актрис Татьяной Догилевой, которая по сути только числилась в театре. Олег Евгеньевич прямо сказал что в принципе не красиво получать деньги и при этом не выходить на сцену.

Догилева тогда прокомментировала свое увольнение, сообщив, что театр ей ничем не помог, да и работу не предоставил, поэтому она увольняет его из крестных своей дочери. Меньшиков подобную ситуацию никак не прокомментировал, но постоянно давал интервью об успехах театра, а похвалиться было чем, ведь с его приходом посещаемость театра повысилась на 94 %.

Читайте также:  Какой рост у анны плетневой

Что касается его личной жизни то поговаривали о его многочисленных романах, но это было совсем не так. Да его обожали многие девушки, но он любил одну, с которой у него ничего не вышло, так как она уехала и только через много лет когда они случайно встретились на гастролях она поняла как ошиблась, но Меньшиков ее уже не позвал.

В 2002 году актер появился с гимнасткой Людмилой Колесниковой, которая называла Олега своим мужем. Правда сам актер о серьезных отношениях и не помышлял, а вот Людмила потом заявила о его пагубной привычке, о взаимной страсти, но ей мало кто поверил, ведь Олега Евгеньевича даже выпившим никогда не видели, не то чтобы он увлекался. Через несколько месяцев про эту историю просто забыли.

Спустя некоторое время Меньшиков встретил свою будующию супругу, студентку театрального вуза Анастасию Чернову, которая перевернула всю его жизнь.

Анастасия Чернова и Олег Меньшиков

Мы как-то вросли друг в друга. Я просто не понимаю, как могло быть по-другому, если бы сейчас не было Насти. Это не укладывается в голове прокомментировал Олег Евгеньевич.

Но карьера жены не пошла в гору. Она была очень способной, но на кастинги ее не приглашали, режиссеры боялись давать роли из-за Меньшикова, полагая что он ей и так поможет. А Анастасия в результате переключилась на танцы, позже стала тренером по пилатесу.

Супруги очень счастливы в браке, единственное что омрачает их союз-отсутствие детей.

«Я очень хотел, и Настя тоже, но не получилось, — признался артист. – Что называется, Бог не дал».

Источник

Олега Меньшикова, без преувеличения, можно назвать одним из самых узнаваемых и востребованных актеров нашей страны. Он воплотил на экране массу интересных образов, а его имя в титрах можно считать знаком качества. При всей своей страстной и темпераментной натуре он остается невероятно интеллигентным и закрытым человеком. Творческие способности стали проявляться в Олеге довольно рано. Он обожал оперетту, и мог часами сидеть, как завороженный в театре, наблюдая за действием на сцене. Он уговаривал своего отца ходить в театр два раза в неделю.

Когда выяснилось, что у Олега отличный слух и способности к музыке, его отдали в музыкальную школу. Благодаря этому Меньшиков в совершенстве владеет игрой на скрипке и фортепиано. Несмотря на то, что изначально родители Олега были против того, чтобы он связывал свою жизнь с актерской профессией, препятствовать этому решению они не стали. Меньшиков с блеском зачитал монолог на вступительных экзаменах в Щепкинское театральное училище, и оказался в числе студентов. Экзаменаторы были в восторге от таланта и непосредственности юного актера. Меньшикова считали самым ярким студентом курса.

В то время Олег влюбился в свою однокурсницу Викторию Сорокину. После двух лет романа Виктория уехала в Англию, и не вернулась. Меньшиков еще долго не мог прийти в себя. После окончания вуза он отслужил в армии. Вернувшись, Олег стал выступать на сцене Театра им. М. Ермоловой, в котором проработал много лет. На большом экране Меньшиков дебютировал с драмой «Жду и надеюсь».

Всесоюзный успех молодому актеру принесла роль Костика в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота». После выхода картины на экраны Меньшиков проснулся знаменитым. Зрители стали выстраиваться в километровые очереди на спектакли с его участием, а режиссеры начали забрасывать его предложениями о съемках.

На протяжении всего этого времени не утихали слухи по части личной жизни актера. Поначалу Олега связывали отношения с коллегой по театру Маргаритой Шубиной. Спустя некоторое время в его жизни появилась циркачка Людмила Колесникова. И только в сорок три года Меньшиков женился. Его избранницей стала молодая студентка ГИТИСа Анастасия Чернова.

Несмотря на существенную разницу в возрасте (23 года) пара счастлива уже больше пятнадцати лет. В свои пятьдесят девять Меньшиков по-прежнему выглядит очень подтянутым. Он полон сил, обаяния и жизнелюбия. Олег Евгеньевич часто устраивает романтические сюрпризы своей жене. Детьми пара пока так и не обзавелась. Эту тему Меньшиков никогда не поднимает в своих интервью.

Не обошлось в этой истории и без ложки дегтя. В театральной среде в течение долгого времени ходили слухи о нетрадиционной ориентации актера. Некоторые его коллеги были убеждены в том, что брак с Черновой фиктивный, и в действительности у Олега Евгеньевича совершенно другие интересы. В частности, «желтая пресса» уверяла, что у Меньшикова был роман с его коллегой Никитой Татаренковым. Однако люди из близкого окружения Олега Евгеньевича утверждают, что это не более чем слухи, не имеющие под собой никаких оснований.

Меньшиков творческий человек с неординарным взглядом на мир. При этом, он очень любит женщин. Причиной возникновения подобных слухов стала его закрытая личная жизнь. Актер действительно скрывает все свои личные переживания за семью замками. И, судя по всему, правильно делает. Меньшиков не собирается жить напоказ.

А вам нравятся фильмы с участием Олега Меньшикова? Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.

Источник

Олегу Меньшикову не привыкать к повышенному интересу к своей персоне: он популярный артист, художественный руководитель Театра имени Ермоловой и, наконец, он привлекательный мужчина. Конечно, жизнь таких людей всегда сопровождают слухи, сплетни и Меньшиков не исключение.

Женился Олег Евгеньевич достаточно поздно – в 45, и заждавшиеся этого события поклонники каких только предположений о своем кумире не высказывали, каких романов только ему не приписывали! Повышенный интерес вызывали отношения Олега Меньшикова с актрисой Маргаритой Шубиной.

В 1988 году Олег Меньшиков упросил знакомого режиссера театра Моссовета принять участие в судьбе актрисы. Коллеги решили, что такая забота неспроста и ждали дальнейшего развития отношений. Маргарита Шубина откровенно признается, что тогда была влюблена в Меньшикова, буквально преследовала его.

Олег и Анастасия решили “болеть” за спорстменов

Актриса с благодарностью говорит о том, как переживала тогда уход мамы и очень нуждалась в понимании, поддержке, а Олег Евгеньевич проявил участие, помог ей с работой, но романа между ними не было. Было и такие девушки, которые желаемое выдавали за действительное.

Воздушная гимнастка Людмила Колесникова лишь однажды оказалась в компании актера и сразу поделилась со всеми журналистами домыслами о проблемах будущего мужа (так его называла), которые, якобы, именно она помогла ему решить. Понятно, что отношения с гимнасткой были прекращены, так и не начавшись.

А в 2005 году судьба преподнесла Меньшикову подарок: он ждал любви и в День влюбленных она к нему пришла. Даже сегодня, спустя 15 лет, он называет встречу с молодой актрисой Анастасией Черновой самой большой удачей в жизни. Олег Евгеньевич говорит, что даже вообразить теперь не может свою жизнь без Насти.

Они, естественно, не сразу научились понимать друг друга, но всегда была любовь, она держала их вместе, а сейчас супруги уже единое целое. Анастасия в браке поменяла свои предпочтения – актрисой не стала, она тренер по пилатесу.

С коллегами

Анастасия и Олег Евгеньевич с болью говорят, как не удалось им, несмотря на обоюдное желание, стать родителями. Они долго просто ждали, надеясь, что это свершится, а потом было поздно, появились проблемы со здоровьем. Актер подводит итог разговору: «Что называется, Бог не дал».

Важное место в жизни Олега Меньшикова занимает работа. В 2012 году он стал худруком, руководителем театра, многие его решения в актерском коллективе осуждались и, как водится, обсуждались. Он свою работу начал с ремонта, поменял репертуар труппы и расстался с некоторыми актерами. Был и скандал.

Олег Меньшиков дружил с Татьяной Догилевой, был крестным ее дочери Кати. Возможно, актриса радовалась, что старый друг стал руководителем театра, где она работала и возлагала на него какие-то личные надежды. Произошло по-другому.

Худрук просмотрел репертуар, проанализировал занятость каждого из членов коллектива и выяснилось, что Татьяна Догилева только значится в списках. Долгое время актриса просто получала заработную плату, а ни в одном спектакле не была задействована и на сцену, таким образом, даже не выходила.

С Мерил Стрип

С Мерил Стрип

С Мерил Стрип

Читайте также:  Мать овечкина александра

Меньшиков открыто заявил, что стыдно получать деньги только за то, что ты член театральной труппы. Свое увольнение Татьяна Догилева посчитала несправедливым и осудила бывшего приятеля. Актриса заявила, что такой крестный не нужен ее дочери, а вот театр обязан многим: обеспечить работой, предоставить квартиру и проявить к ней внимание.

Так общение между Догилевой и Меньшиковым прекратилось. Разочарования неизбежны, все-таки главным в жизни Олег Меньшиков считает встречи с людьми, которые оправдывают ожидания и меняют человека.

Вот такой встречей, определившей дальнейшую жизнь, по мнению актера, стала встреча с будущей женой 15 лет назад. Анастасия изменила его, он научился брать ответственность на себя и понял, когда есть любовь – все преодолимо. Так Олег Евгеньевич понимает смысл жизни. Согласны ли вы с ним?

Благодарю вас, уважаемые читатели, за интерес к статье и моему каналу! Подписка, комментарии, лайки приветствуются. Вас ожидает много интересного!

Источник

Сегодня у Олега Меньшикова юбилей. По не зависящим от юбиляра причинам все празднования переносятся на неопределенный срок. Тем не менее сам день рождения отменить нельзя. О блистательной и драматичной судьбе одного из самых выдающихся актеров российского театра и кино размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич

Олег меньшиков фотоФото предоставлено автором

Теперь он снимается только в блокбастерах и хайповых сериалах. Авторское кино ему, похоже, больше совсем не интересно. И дело, полагаю, не только в бюджетах и его персональном райдере, которых независимым продюсерам не потянуть. Уже давно Олег Меньшиков забил на всех авторов на свете. Он сам себе Автор — своих ролей, спектаклей и судьбы. Он не любит об этом рассказывать, но я знаю, что он последовательно отказывал и Копполе, и Тарантино и кому-то еще из великих. Роли все были, правда, не главные, но важные и написаны в расчете именно на главную русскую звезду. Представляю, как после отказов, полученных из Москвы, все эти великие режиссеры садились и вырезали роль Меньшикова из сценария, как это делали раньше брошенные жены, кромсая ножницами свадебные фотографии, чтобы вырвать навсегда коварных мужей-изменщиков из своего загубленного прошлого и семейных альбомов. 

Но есть еще роли, которые по-прежнему может сыграть только Олег Меньшиков. Где необходимы его потухшие, все повидавшие глаза, его презрительная улыбка, его ухоженные шестидесятилетние морщины, его не утраченная с годами способность мгновенно вспыхивать и обиженно замыкаться. Яков Петрович Гуро из кошмарных ужастиков на гоголевские сюжеты, разгуливающий в модном кроваво-красном пальто в талию, — это и есть нынешний Меньшиков. Немножко Воланд, немножко фат, немножко икона стиля. Персонаж, словно вышедший из чьих-то страшных снов и безумных фантазий. Говорят, что дети тащатся только от одного вида его перстня на указательном пальце и пижонских очков с синими стеклами. На самом деле они просто никогда не видели Меньшикова другим. Но я-то помню, я-то видел. 

Еще задолго до его первого всесоюзного успеха в «Покровских воротах» была оглушительная дипломная «Лестница славы» Эжена Скриба, где он буквально царил, парил и летал по сцене филиала Малого театра. И глаз от него нельзя было отвести. Легкий, стремительный, радостный. Первый после Жерара Филипа, кого можно было бы назвать «самураем весны». Принц конца 70-х годов. Какой репертуар можно было замутить с этим парнем, думал я, выходя после спектакля на теплую весеннюю Большую Ордынку, еще не обезображенную лужковскими затеями и позднейшей реновацией. И Шекспира, и какого-нибудь Лабиша, и «Принца Гомбургского», и даже «Раскинулось море широко». А почему нет? Он и поет, и играет, и танцует. 

Олег меньшиков фотоНа съемках фильма «Лестница» (реж. Алексей Сахаров), 1989
Фото предоставлено автором

На самом деле принцы не очень-то в почете на русской сцене. Они всегда были наперечет, как какие-нибудь снежные барсы в горах Центральной Азии. На моей театральной памяти их только двое — Олег Даль и Геннадий Бортников. Оба так и не дождались своего венчания на царство. Оба так и остались принцами в изгнании, хотя Бортников всю жизнь провел в своем театре им. Моссовета, где его любили. Но ни преданность стареющих поклонников, ни покровительство начальства, ни выслуга лет тут ничего не решают. Требуется что-то другое. Хватка, напор, кураж. Тогда мне казалось, что у Меньшикова все это имеется в избытке. 

Мама Олега, милая Елена Иннокентьевна, очень переживала, что испортила сыну биографию — умудрилась родить его зачем-то в Серпухове, где они и не жили совсем. Так теперь этот провинциальный Серпухов маячит во всех википедиях и биографических данных, вдохновляя театроведов и журналистов на поиски национальных корней в творчестве Олега Евгеньевича. Сугубо русского в нем не больше, чем, например, в Любови Орловой, как известно, родившейся в Звенигороде. У настоящих звезд не бывает национальности. Они созданы из другого материала, чем все остальные. Они излучают энергию и свет, которые не обязательно должны быть окрашены в цвета национального флага. Они на то и звезды, чтобы светить всем без исключения.

Олег меньшиков фотоФото предоставлено автором

Хотя по своему типу Меньшиков, конечно, очень русский актер. Причем именно московского замеса. С самого начала что-то в нем было такое «мочаловское», романтическое, такая исповедальная, рвущая душу нота, звучащая в романсах Аполлона Григорьева, в монологах Феди Протасова («Пить, гулять, забыться…»). Он хорошо чувствует русский надрыв и гениально умеет, когда надо, его изобразить. Но «Живой труп» он так и не сыграл. И весь Островский со всеми «незнамовыми» и «глумовыми», кажется, специально написанными для него, пролетел мимо. Как, впрочем, и Чехов. Притом что Гуров из «Дамы с собачкой» или Войницкий в «Дяде Ване» — это его братья по крови. А из всего необъятного и тоже для него предназначенного Достоевского ему достался на заре туманной юности один вполне эпизодический Ганя Иволгин. Но даже сейчас, когда он выходит в роли сэра Генри в спектакле Ермоловского театра «Портрет Дориана Грея», я, конечно, улавливаю в его отрывистых репликах изуверскую интонацию Порфирия Петровича из «Преступления и наказания». Только Меньшиков умеет так виртуозно вести допрос. Только с его музыкальностью дано услышать и передать нервное стаккато опытного следователя, почти уже вырвавшего у своей жертвы самое главное признание. Он потом развернет веером эти свои таланты в «Статском советнике». Но опять же — Акунин, не Достоевский! 

Я, конечно, злился на него. Ну как так можно! Мы познакомились в середине 80-х. И даже вроде как приятельствовали. Не слишком близко, но все же. Пили виски у него в кабинете на Пушкинской. Обсуждали какие-то классические названия. И уже тогда было понятно, что ему совсем не хочется доказывать всему миру, что он великий артист. Мир и так валялся у его ног, жалко вымаливая свои крохи. Подтверждений тому было не счесть, включая стайки девочек, беспрерывно дежуривших у его подъезда, и горы тогда еще факсов со множеством самых заманчивых предложений, и абсолютно великая роль в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, которой он навеки застолбил себе место в мировой истории кино, и бронзовый бюстик Лоуренса Оливье в роли Генриха V — главную театральную премию Великобритании, полученную за роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» с Ванессой Редгрейв.

Олег смешно рассказывал мне, как великая англичанка ревновала, что ему хлопают больше, чем ей. В какой-то момент она не смогла сдержаться и вместо одного бокала шампанского, который по ходу сюжета должна была плеснуть ему в лицо, с остервенением проделала эту процедуру раз пять. Но с Меньшикова шампанское Ванессы как с гуся вода. Улыбнулся, стряхнул брызги с лица и, подхватив какой-то воздушный шарф, убежал со сцены, пародируя босоногий бег Айседоры. И это было так прекрасно и так трагично, — все же знали, каким образом она потом погибнет, — что потрясенный Вест-энд не мог не взорваться очередной овацией. И так было каждый раз. 

Олег меньшиков фотоС Олегом Янковским на съемках фильма «Полеты во сне и наяву» (реж. Роман Балаян), 1982
Фото предоставлено автором

Но еще круче получилась у него актерская дуэль в «Полетах во сне и наяву» с Олегом Янковским — главной тогдашней звездой советского кино. И хотя роль у Меньшикова была второго плана, все было очевидно без слов. Тем более что режиссер Роман Балаян не упускал случая подначить Янковского, зычным голосом возвещая каждый раз при появлении Меньшикова на съемочной площадке: «Смотри, Олег, вот и смерть твоя пришла!»

Читайте также:  Инна михайлова биография год рождения

Иногда, в перерыве или после съемок, хорошо заправившись коньяком, Олег Иванович заходил к Меньшикову в гримерку и подолгу, молча, сидел рядом, впиваясь в него изучающим, пристальным, недобрым взглядом. Или вдруг, приблизив свое лицо почти вплотную к лицу Олега, заискивающим шепотом спрашивал: «А скажи, хорошо быть таким молодым?» Меньшиков инстинктивно отстранялся, не зная, как полагается отвечать на такие вопросы. 

Ситуация зеркально повторится на съемках «Гоголя» с Сашей Петровым. Хотя я с трудом представляю, чтобы он стал на кого-то там пялиться или вздыхать по прошедшей юности. Меньшиков все-таки очень гордый товарищ. И больше всего боится, чтобы его не заподозрили в профессиональной зависти. Он скорее умрет, чем кому-то это покажет. 

90-е — это, конечно, время его абсолютной славы и власти. Почему он стал первым актером поколения? Счастливое совпадение многих обстоятельств? Его несравненный актерский дар? Эффектная внешность, останавливавшая взгляды? Расчетливо и умно просчитанный пиар, построенный весь на демонстративном и упорном игнорировании массмедиа? Все так, но было и что-то еще, не поддающееся логическим объяснениям. Какая-то таинственная магия, ускользающая неопределенность, в которой каждый был волен прозревать то, что хотел. Время было смутное, и главный герой тоже был смутный, непонятный, не до конца проявленный, будто застрявший между юностью и зрелостью, между мальчиком и мужем, в какой-то рассеянной полутени, из которой он не спешил выйти на всеобщее обозрение. Да так и не вышел до конца. Может быть, отсюда у Меньшикова стойкая нелюбовь к яркому свету софитов, к разным фотосъемкам, к задушевным разговорам, как, впрочем, и любым контактам с глазу на глаз. Он все время ускользает, уходит, и даже в моменты самых сокровенных признаний держит линию обороны и дистанцию. Отсюда и странная привязанность к разным ширмам-ширмочкам, за которые ему так хочется всегда спрятаться, укрыться, стать невидимым. 

При этом в повседневной жизни Олег может быть невероятно веселым, славным, компанейским. Как сын кадрового военного, всегда говорит бравые тосты, любит делать подарки, помнит про все дни рождения, обязательно поздравляет с праздниками. Видно, что ему хорошо, когда всем хорошо рядом с ним — сыто, пьяно, весело. Это нескончаемое застолье, эти сильно пьющие, давно сошедшие с дистанции безвестные актеры и режиссеры, друзья бедной юности, эти женщины из бухгалтерии, поднимающие бокалы «за любовь». O, my prince! 

Казалось, что в какой-то момент его главной целью стало покончить со всеми видами прессинга и зависимостей, от которых он настрадался за свою актерскую жизнь. Никаких обязательств, никаких дедлайнов. Театром надо заниматься как сексом. Легко, радостно и с удовольствием! 

Похоже, сам того не подозревая, Меньшиков попытался на свой лад вернуть домхатовскую модель театра, где главной и абсолютной величиной был Актер. Именно так, с заглавной буквы. Истории остались неизвестны имена тех, кто режиссировал, а точнее, указывал, как играть Мочалову, Ермоловой или Элеоноре Дузе. Конечно, если очень порыться в архивах, то можно найти имена этих безвестных страдальцев, потерявшихся в тени своих идолов и работодателей. Но кому они так уж интересны? Те великие общались напрямую с небесами. Они ждали подсказок сверху, а не из темноты зрительного зала или суфлерской будки у себя под ногами. Перед выходом на сцену они жарко молились, чтобы на них снизошло сегодня вдохновение. А если их молитвы оставались без ответа, они запивали горькую, отменяли спектакли, сходили с ума или замолкали на годы. Великим актерам не нужны были режиссеры с их «столярно-малярными работами» (презрительный термин театрального критика Александра Кугеля). Символично, что, обретя статус суперзвезды и материальную независимость, Меньшиков постановил, что главных режиссеров в его жизни больше не будет. Отныне он сам себе режиссер и главный начальник. Успех легендарного спектакля «Нижинский» окончательно убедил его в том, что он может все. И, наверное, это была самая большая ошибка. В том числе и тех, кто поспешил радостно его в этом поддержать. С себя вины тоже не снимаю. 

И даже когда под нажимом друзей и общественного мнения Меньшиков попытается пойти на контакт с новым театром в лице еще тогда совсем молодого Кирилла Серебренникова, эта попытка завершится для него едва ли не смертоубийством. На одном из премьерных показов «Демона» прямо на глазах зрителей с колосников упал трос и рассек Олегу в кровь лицо. Спектакль быстро сняли, а с Серебренниковым он больше никогда не сотрудничал.

Олег меньшиков фотоСоздатели спектакля «Нижинский» в центре Олег Меньшиков, Иван Поповски, Павел Каплевич, Галина Боголюбова, Александр Феклистов, Лариса Исаева и Алексей Бурыкин
Фото: Личный архив Павла Каплевича

Можно сказать, что с Меньшикова в нашем театре началась эпоха актерской вольницы. Конечно, и раньше имелись народные артисты с правом вето и выходом в заоблачные властные выси, но они обретались в государственных театрах и, по сути, являлись госслужащими. Меньшиков одним из первых привел в театр частный капитал. На его тридцатидевятилетии, которое пышно отмечалось в Театре им. Моссовета, я первый и последний раз увидел Бориса Абрамовича Березовского, скромно подпиравшего стену, пока Никита Михалков выдавал коронного «Мохнатого шмеля». Потом Юрий Башмет вместе с новорожденным в четыре руки вдарили на рояле что-то забористо-цыганское, так что все олигархи и артисты, побросав свои бокалы и тарелки, пустились в пляс. Кстати, на это мероприятие напросился еще и автор «Чапаева и пустоты» Виктор Пелевин. Он тогда еще не окончательно вошел в образ Железной Маски новейшей русской литературы, хотя уже, кажется, обзавелся темными очками в металлической оправе. Я вел с ним переговоры о том, чтобы он сочинил пьесу для Олега. Но дальше юбилейного фуршета и плясок до утра дело не сдвинулось. 

Вообще, при тех деньгах, международной славе и возможностях Меньшиков вполне мог заделаться главным магнатом российской сцены и кино. Но в итоге все закончилось Театром М. Н. Ермоловой, который он после многих лет забвения нечеловеческим усилием и волей попытался вернуть на театральную карту Москвы. И в принципе сделал это, несмотря на очевидно слабую труппу и свою прекраснодушную установку никого не увольнять, всех любить и со всеми дружить. Но дальше нужна была художественная идея, какая-то оригинальная творческая программа. 

В конечном счете, если перевести речи и планы Меньшикова на общепонятный язык, эта программа свелась к объединяющему и примирительному жесту: собрать вместе молодых и старых, бывших и нынешних. Чтобы не осталось обиженных, униженных и оскорбленных. Чтобы на сцене и в зале воцарился уютный дух родного сгоревшего Дома актера, чей пепел продолжал стучать в его добром сердце. Чудесная утопия, как и следовало ожидать, довольно быстро разбилась о суровую реальность кассовых сборов. Билеты продавались в основном на спектакли с его участием. Конечно, присутствие Александра Петрова, Кристины Асмус, Дарьи Мельниковой, ставших во многом благодаря ему театральными звездами, поправило ситуацию со сборами, но, как и восемь лет назад, когда Меньшиков согласился возглавить Театр им. Ермоловой, он остается его главным бизнес-ресурсом и творческой силой.

Олег меньшиков фото

Олег меньшиков фото

Из премьер последнего времени самые большие надежды возлагались на «Макбета». Но неслучайно сами англичане считают, что без особой надобности эту пьесу Шекспира лучше не трогать. Она редко кому приносит удачу. А неприятностей потом не оберешься! Ощущение какого-то трагического, душного морока не покидало меня, когда я видел, как изнемогает Олег под тяжестью роли шекспировского злодея, как ему одиноко в этой непроглядной тьме и клубах дыма, заполнивших сцену Ермоловского театра. Как ему необходима поддержка сильной, современной режиссуры и присутствие рядом партнеров, способных хоть в какой-то мере ему соответствовать. Теперь на божественное озарение и вдохновение рассчитывать не приходилось. Тут хотя бы до выхода на поклоны дотянуть. 

Ничего не могу с собой поделать, но я продолжаю зачем-то подыскивать ему пьесы и роли. И если смотрю новый фильм, то мысленно представляю, как бы тут мог сыграть Олег. Меня обрадовала недавняя новость, что в новом сезон он собирается ста?