Олег лундстрем личная жизнь дети

Олег лундстрем личная жизнь дети thumbnail

Он рисовал, играл на скрипке и даже учился одновременно в Политехническом институте и музыкальном техникуме. Но творческая судьба Олега Лундстрема, наверное, определилась в тот самый день, когда 12-летний мальчик, увлеченный фокстротом, расписал партитуру на трио: мелодия, бас, аккомпанемент.

Оркестр Олега Лундстрема в студии московского телецентра на Шаболовке, 1965

До джаза

Правнук шведского подданного, внук забайкальского лесничего, сын преподавателя гимназии, Олег Лундстрем родился в Чите, а вырос в маньчжурском Харбине, куда отец уехал работать преподавателем в числе советских специалистов. В семье Лундстремов музыку любили. И Олег, и его брат Игорь играли с детства, что не помешало получить не одно образование. Олег Лундстрем после обучения в коммерческом училище поступил одновременно в Политех и музыкальный техникум по классу скрипки. Еще до завершения учебы определилась судьба будущего музыканта.

«Дорогой старый Юг»

Отправная точка для Лундстрема-джазмена. В тридцатые годы прошлого века повальное увлечение фокстротом его сначала даже не затронуло. Ровно до того момента, как, отбирая пластинки на вечеринку, он не наткнулся на мелодию Дюка Эллингтона.

«Дорогой старый Юг» так поразил молодого музыканта, что он принялся воспроизводить мелодии с пластинок. Было это в 1933 году, а год спустя 18-летний Лундстрем создал джазовый коллектив. Сам играл на фортепиано и скрипке, а его брат Игорь солируовал на саксофоне. Спустя всего два года музыканты подписали первый контракт в Шанхае, невзирая на то, что в городе на тот момент было порядка сорока джазовых коллективов.

«Шанхайцы», как прозвали джазовый оркестр, хоть и жили за границей, но играли с джазовыми аранжировками музыку и советских композиторов: «Катюшу» Матвея Блантера, «Песню о капитане» Исаака Дунаевского, «Чужие города» Александра Вертинского. В Шанхае Лундстрем познакомился и с самим Вертинским: артист приезжал туда с концертами.

«Король джаза Дальнего Востока»

Оркестр Олега Лундстрема, Шанхай (около 1940)

В сороковые годы Олег Лундстрем оказался на вершине популярности. Вскоре в оркестре было уже 14 музыкантов, в том числе импровизаторы. Дирижировал сам Лундстрем, которого в прессе называли «джазовым королем Дальнего Востока». На концерте по случаю окончания Второй мировой войны оркестр выступил уже полный биг-бенд, а Лундстрем написал первое свое произведение «Интерлюдия» и задумался о возвращении в Советский Союз.

В Москве и Ленинграде джазовых музыкантов не приветствовали, и оркестр в полном составе отправился в Казань. Биг-бенд сначала «раскидали» по разным коллективам — от оперного театра до кинотеатров. Музыканты собирались вместе только на разовые концерты. Работая в Театре имени Качалова заведующим музыкальной частью, Олег Лундстрем встретил свою любовь — актрису Галину Жданову, с которой прожил всю жизнь.

Джаз не отпускал. Музыканты записывали на радио вариации на темы произведений татарских композиторов. Играли вместе при любой возможности. Один из таких концертов, который прошел в Казанском драмтеатре, заметили в Москве, и в 1956 году музыканты Лундстрема стали концертным эстрадным оркестром.

Джаз на советских просторах и за пределами СССР

Более 300 городов в разных уголках Советского Союза и за рубежом объехал оркестр Лундстрема. Только на студии «Мелодия» музыканты записали 10 пластинок. Становились явлением на каждом джазовом фестивале — в Эстонии, Польше, Чехословакии, Болгарии, а в 90-е и во Франции и США.

В 70-е годы музыканту удалось встретиться со своим «крестным отцом от джаза» Дюком Эллингтоном, когда американский джазмен приезжал в Москву. Ту пластинку, что определила всю творческую жизнь, Лундстрем хранил всё это время.

В год 60-летия коллектив был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр, а в 1998 году Американская библиографическая ассоциация назвала Олега Лундстрема человеком года.

Оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории. Из музыкантов первого состава в коллективе оставался лишь сам его создатель. В 2003 году Лундстрем передал дирижерскую палочку Георгию Гараняну. Спустя два года Олега Леонидовича не стало, а его джаз звучит по сей день.

«Что же касается кредо нашего оркестра, то оно осталось прежним: мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».

Благодарим Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема за фотографию.

Источник

Биография

Советский композитор Олег Лундстрем считается королем русского джаза, в 40-е годы XX века он создал собственный оркестр. Коллектив, признанный долгожителем на профессиональной музыкальной сцене, Книга мировых рекордов Гиннесса включила в свой почетный реестр.

Детство и юность

Олег Леонидович Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в Забайкальском крае Российской империи в интеллигентной семье. Фамилию мальчик получил от прадеда, представителя шведской национальности, который, согласно существовавшим преданиям, верно служил скандинавской стране.

Родители будущего музыканта обосновались в Дальневосточной республике, отец работал в читинской гимназии для благополучных советских детей. Потом он возглавил отдел культуры марионеточного буферного государства и получил шанс познакомиться с рядом интересных полезных людей.

В 20-х годах, когда в семействе появился второй сын Игорь, Лундстрема-старшего пригласили в пограничный китайский город Харбин. Он стал преподавателем в училище, а потом профессором в политехническом институте, но в итоге профессиональная жизнь не сложилась по политическим причинам.

Олег Лундстрем.Мировая История Джаза….

Опубликовано Владимир Сизов Кулиса Суббота, 4 апреля 2020 г.

Олег Лундстрем в молодости

До того трагического момента, когда отца братьев репрессировали, семья жила, благополучно адаптировавшись в незнакомых кругах. Мальчики получили классическое образование, почти одновременно увлеклись музыкой и начали посещать мероприятия и концерты в соседних городах.

Творческое хобби не помешало Олегу окончить коммерческое училище, потом он по совету родителей поступил в харбинский политехнический институт. Параллельно юноша обучался нотной грамоте и игре на скрипке, не подозревая, что в ближайшем будущем его ожидает громкий успех.

Спустя десятилетия Лундстрем вернулся к академическому образованию — окончил Казанскую государственную консерваторию в 1953 году. К этому времени зрелый мужчина проверил теорию на практике и понял, что нужно иметь уважение к музыке и творческому труду.

Знакомство с современными мелодиями началось с пластинки Дюка Эллингтона, на которой присутствовала композиция с названием «Дорогой старый юг». Джазовые аранжировки, сделанные выдающимся американцем, всецело захватили Олега и единомышленников, собравшихся вокруг.

Читайте также:  Ирина низина личная жизнь дети муж

Юноше страстно захотелось воспроизвести полюбившиеся композиции, и он при поддержке младшего брата организовал любительский коллектив. К сожалению, произведения, сыгранные молодыми музыкантами, не были никем записаны и не вошли в национальный архив.

Личная жизнь

О личной жизни Олега Лундстрема любителям джаза известно мало, с женой — актрисой Галиной Ждановой музыкант прожил более 40 лет. Детей у семейной пары не было по никому не известным причинам, но они не горевали по этому поводу, любили друг друга и не знали бед.

В середине 1960-х руководитель популярного оркестра купил землю в Подмосковье и построил просторный дом. Семья родного брата Игоря часто арендовала там комнаты, поэтому супругам редко удавалось побыть вдвоем.

Один из племянников Леонид Игоревич, вдохновленный успехом отца и дяди, окончил Московскую консерваторию. Он был приглашенным концертмейстером ряда знаменитых оркестров, об этом делали репортажи и писали журнальные статьи.

Самый младший представитель фамилии Петр Леонидович Лундстрем пошел по стопам двоюродного деда и стал выдающимся скрипачом. Он участвовал в международных конкурсах и музыкальных фестивалях, а также выходил на большую сцену с ансамблями, созданными отцом.

Музыка

В начале творческой биографии коллектив Лундстрема «Шанхайцы» исполнял песни советских композиторов, знакомые тысячам людей. На концертах, где прозвучали эти популярные мелодии, присутствовали поклонники джаза, родственники и десяток друзей.

Ансамбль пополнялся новыми участниками и вскоре стал полноценным оркестром, где Олег Леонидович выступал как наставник, вдохновитель и дирижер. Произведение «Интерлюдия», нигде до этого не звучавшее, вызвало восхищение дальневосточной публики и произвело настоящий фурор.

После успеха автор мелодии задумался о возвращении в Страну Советов, но в центральных городах не приветствовали популярный за границей стиль. Джазовых виртуозов раскидали по кинотеатрам и филармониям, и Лундстрем стал думать, что напрасно проделал путь в тысячи миль.

Олег Лундстрем и его оркестр

Работая в культурном центре в Казани, Олег собирал единомышленников и записывал инструментальные композиции для программ, выходивших в радиоэфир. Иногда устраивались концерты на импровизированных площадках, о которых узнал со временем неравнодушный к музыке мир.

В этот период солистами Лундстрема были будущие звезды эстрады — Алла Пугачева и Валерий Ободзинский раскрывали там свой талант. Позже началу их карьеры в одном из лучших советских оркестров завидовал каждый профессиональный уже состоявшийся музыкант.

В середине 50-х исполнителями заинтересовались творческие круги столицы, и джаз-банд во главе с создателем смог, наконец, выступить в Москве. Вскоре после этого произведения «Марш-фокстрот», «Бухарестский орнамент», «Песня без слов» и «Юмореска» стали известными всей стране.

Коллектив начал гастролировать по миру и участвовать в международных фестивалях, Лундстрем одним из первых советских музыкантов сыграл на мероприятии в США. После этого в звездном составе появилась певица Дебора Браун, от чьего выдающегося вокала трепетала каждая душа.

Олег Лундстрем и Дебора Браун, на даче в Валентиновке.

Опубликовано Натали Брыксиной Воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Олег Лундстрем и Дебора Браун

Лучшие произведения команды Лундстрема положили начало дискографии. Заключив контракт с фирмой «Мелодия», музыканты выпустили десяток работ. Песня «Серенада солнечной долины», многочисленные импровизации и фантазии всякий раз погружали слушателей в сказочный музыкальный круговорот.

Сейчас большинство архивных записей можно найти на официальном сайте оркестра имени Олега Лундстрема и ряде социальных сетей. Благодаря этому направление, популярное в XX веке, продолжает жить и развиваться в творчестве исполнителей сегодня.

Смерть

В преклонном возрасте Олег Лундстрем жил в загородном доме в селе Валентиновка, судя по последним фотографиям, он был бодр и вполне здоров. Не имея возможности напрямую руководить собственным оркестром, мужчина передавал участникам через директора наставления и ободряющие слова.

В октябре 2005 года сердце великого джазмена не выдержало: причиной его смерти стал с годами развивающийся недуг. Родственники говорили, что музыкант болел сахарным диабетом и в последние годы был вынужден ограничить время на труд и досуг.

На церемонии у могилы, расположенной на подмосковном кладбище, присутствовали родственники, коллеги и десяток самых близких друзей. По решению членов фамилии был организован Фонд Олега Лундстрема, который поддерживает талантливых и креативных молодых людей.

Дискография

  • «Памяти Дюка Эллингтона»
  • «Серенада солнечной долины»
  • «В сочных тонах»
  • «Небесные узоры. Поющее море»
  • «В стиле свинг»
  • «В наше время»

Источник

На прошлой неделе похоронили Олега Лундстрема — великого музыканта, личность планетарного масштаба, народного артиста России, человека-джаз. Через полгода ему исполнилось бы 90. Но увы… Родом Лундстрем из Читы, где упокоены два его деда — действительный статский советник, учёный-лесовод Франц Карлович и Пётр Валуев. Второй дед был народовольцем, готовившим со своими единомышленниками неудавшееся покушение на Александра III. За это его приговорили к смертной казни, но потом заменили пожизненной каторгой. В Чите родилась и мама Олега Леонидовича. В 1921 году его отец получил приглашение работать на КВЖД, и семья переехала в Харбин.

С Олегом Леонидовичем я встречался неоднократно, когда-то мы были соседями по загородным домам. Мне всё казалось, что люди, перешагнувшие 80-летний рубеж, проживут и до 100. И я особо не торопился беспокоить великого соседа своими журналистскими наскоками. Теперь же очень жалею. Потому что Лундстрем был кладезем уникальной информации не только о музыке, но и обо всём, что вмещал в себя ХХ век. Вот фрагменты наших разговоров.

Читайте также:  Тимати личная жизнь дети фото

– Появление на свет вашего оркестра вы считаете случайностью или, простите, исторической неизбежностью?

— Случайностью, но, как говорится, всё, что решается наверху, неизбежно и у нас на земле. Просто однажды в Харбине я зашёл в маленький магазинчик грампластинок за новинками модного тогда фокстрота. И что вы думаете, купленная мной пластинка с записью никому ещё не известного оркестра американца Дюка Эллингтона перевернула мою жизнь. Было это в 1934 году. Я заболел Эллингтоном. Захотелось создать нечто подобно-коллективное. А уже в 1941 году мои оркестранты обратились в советское посольство с заявлением отправить их на фронт, воевать с Гитлером. Но получили отказ. И мы продолжали работать, играть.

— Я как-то спросил композитора Александра Журбина, что это за «Интерлюдия», которую у нас иногда исполняли по радио. И он мне популярно объяснил, что именно с неё началась слава оркестра Лундстрема. Это так?

— «Интерлюдия» была нашей первой работой, принёсшей известность ансамблю. Я написал её в 1945 году в Шанхае при необычных обстоятельствах. Мы праздновали победу над милитаристской Японией вместе с союзнической американской аудиторией. Неподдельный патриотизм членов моего оркестра восставал против чужеземной, хотя и любимой музыки западных джазменов. Произведения же Скрябина, Рахманинова и других наших видных русских композиторов не подходили для исполнения составом биг-бенда. Что же играть? Как быть? И экспромтом написанная мной и разученная «Интерлюдия» была принята на ура. Чуть позже мы получили визы на въезд в СССР и поначалу поселились в небольшом волжском городке Зеленодольске, а потом переехали в Казань.

— Выходит, что знаменитый слоган хрущёвско-стиляжной эпохи «Сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст» в вашем случае не подходит?

— Да. Нашим джазовым оркестром мы как бы купили приют на Родине.

— Ваш оркестр занесён в Книгу рекордов Гиннесса. За что, интересно?!

— За самое длительное в истории существование единого состава оркестра. Смотрите, если вспомнить наши музыкальные коллективы, то большинство из них, и даже более известных, чем наш, сгинули куда-то по самым разным причинам. Вспомним Утёсова, Цфасмана, Эдди Рознера… А мы всё тащимся и тащимся по жизни. Я этому всему не удивляюсь, ведь речь идёт не о творческом процессе, а только лишь о состоянии здоровья оркестрантов. Допустим, помри я лет 20 назад, как, к великому сожалению, мой младший брат-саксофонист, то никакого рекорда не было бы в помине.

Кстати, составители этой Книги Гиннесса много лет прочёсывали весь мир, изучая оркестры планеты. И вот сделали вывод: мы самые древние. Прямо ископаемые какие-то.

По теме

Прощание Олега Дерипаски с группой ГАЗ подходит к концу

3956

Прощание Олега Дерипаски с группой ГАЗ подходит к концу

— Олег Леонидович, что же это за штука такая, джаз, заполонивший мир и для миллионов меломанов отодвинувший в сторону другие популярнейшие виды и жанры музыкального искусства?

— Когда великому джазмену господину Эллингтону задали такой же вопрос, он ответил: «Что такое джаз, не знаю, но я всегда старался сделать лучшее, что могу». И через паузу добавил: «Вы знаете, ведь вся классическая музыка и музыка джаза говорят, в сущности, об одном и том же, о вечных человеческих чувствах. Только на разных языках».

Хотите ещё пример. Один знаменитый американский оркестр любит играть мою пьесу «В горах Грузии». Они считают эту музыку шедевром. Но ведь странно, как это — медленная грузинская колыбельная мелодия в джазовой интерпретации? У нас ведь шлягер — это шумная, весёлая, озорная музыка, а в Америке — когда зал затихает и слышно полёт мухи. Я считаю себя сторонником теории Глинки, который говорил, что музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, её только аранжируем. Я горжусь, что наша русская симфоническая музыка — великая, и мало кто задумывался, что её рождение было равносильно взрыву бомбы. Все думали, Моцарт, Бетховен, Бах — это гении. Что может дать нищая Россия, страна закрепощённых крестьян? А тут вдруг и впрямь — взрыв бомбы. «Могучая кучка» — Глинка, Даргомыжский, Чайковский… Вся Европа проспала рождение великой русской культуры. И вот сегодня мы понимаем, что наша музыкальная культура вечна ещё и потому, что в ней появился джаз.

— Но, как известно, он родился в Америке и считается символом их культуры…

— Да, конечно, джаз возник в США, на него до поры до времени обращали мало внимания из-за трений между цветными и белыми. Но именно цветные сделали огромное дело, открыли новый жанр на основе англо-протестантских хоралов, которые они по-своему оформили и назвали спиричуэлсами.

— А как вы оцениваете искусство «великого саксофониста» господина Билла Клинтона? Слышали, как он играет?

— Ещё бы! Когда он приезжал в Москву, то Министерство культуры просило мой оркестр поприветствовать американского президента. Было это в небольшом зале Кремля. Мы даже специально для этого события заготовили последнюю вещь Эллингтона. Причём решили поозорничать и задумали половину пьесы отдать на исполнение Клинтону. Получилось блестяще. Когда мы отыграли программу, то два президента, Клинтон и Путин, не зашли, а взбежали на сцену и начали меня обнимать. Особенный восторг выразил Клинтон. Он говорил Путину: «Ты сам не понимаешь, какой замечательный у тебя оркестр!» И стал всем жать руки. Мои музыканты их до сих пор не моют. Шучу.

Читайте также:  Тайра бэнкс личная жизнь дети фото

— Кстати, об американском джазе. В чём секрет долголетия знаменитой музыкальной комедии «В джазе только девушки»? В музыке или в игре и песне Мэрилин Монро?

— Думаю, что в равной мере: и Монро, и великий Гленн Миллер гениальны. Они сумели совершенно интуитивно предугадать приоритет лёгкой музыки, любимой публикой, и особенно молодёжью. А ведь восприятие музыки молодыми, как ни странно, за века не изменилось. Сейчас уже генетически доказано, что со времени Древнего Египта, Китая и Индии количество серого и белого вещества в мозге человека такое же, как и много тысячелетий назад. То есть восприятие это широко и многообразно — от традиционного до авангардного.

— Известно, что ваша сложная биография связана с эмиграцией, с Шанхаем и какой-то отрезок времени вы общались с Александром Вертинским. О нём уже много написано и сказано, но всё-таки каким вы запомнили великого певца?

— Да, конечно, мы много общались, и конечно, Вертинский великий артист, но вся его беда в том, что он не был понятен иностранцам. Его песни не для англичан и китайцев, хотя и те и другие отдавали должное его мастерству. Наверное, свою роль сыграла и политика: всё-таки человек приехал в чужую страну. Он любил Россию и не мыслил себя без неё. Он рвался в Москву, где когда-то учился в одном классе с Молотовым. Вертинский — единственный человек среди всей эмиграции, решивший написать ему письмо, в котором пожаловался на свою скитальческую жизнь. Он говорил, что хотел бы умереть на Родине. И он получил въездную визу, хотя шла война, и никто, кроме него, такой чести не удостоился. О нём ходили всякие легенды, что он, дескать, столько привёз в Россию имущества, что ахнула вся Москва. На самом же деле чуть ли не вся советская колония в Шанхае попросила его передать родным посылки. И он исполнил все просьбы.

По теме

Жениха на свадьбе зарезали из-за разбитой посуды

1609

Трагедия произошла в Нижневартовске. Там во время празднования свадьбы один из гостей мероприятия, находясь в состоянии алкогольного опьянения, набросился на жениха и убил его.

— Олег Леонидович, простите за резкий переход от одного кумира к другому. Я знаю, что недалеко от вас в соседнем переулке живёт певец Валерий Леонтьев. А с ним-то общаетесь?

— Тут у нас в народе это местечко называют переулком Леонтьева. Но я с ним не общаюсь, потому что мы не знакомы. Да и говорят, что он уже свою дачу продал и много времени проводит в Штатах. Здесь же рядом до недавних пор жил и Андрей Макаревич. Первый раз я услышал его группу ещё на уровне самодеятельности в клубе электролампового завода. Я сразу сказал тогда, что это единственный джаз-роковый коллектив, который наверняка выдвинется. Меня спросили: «А почему вы так считаете?» — и я ответил: «Потому что я слышу сочетание современной молодёжной музыки с содержательными текстами. А такой тандем пропасть не может».

— Со вкусом у вас, дорогой мэтр, всё в порядке. А как у вас с чувством страха за себя? Как вы всё-таки смогли выжить в то время, когда джаз считался у нас почти запрещённым, а люди, занимающиеся «этим», — чуть ли не предателями Родины?

— Я, как ни странно, никогда не чувствовал идеологического нажима. Меня спрашивали: ну почему же, ведь в 1947 году, когда я приехал в Россию, был расформирован Государственный джазовый оркестр Цфасмана. Я отвечал, что никогда не следил, кого расформировали, а кого нет. Как-то к нам в коллектив приехал министерский начальник и сказал: «Выяснилось, что джаз народу не нужен». Многие считали, что мы на грани самоубийства.

— А сейчас вы кризиса в зрителе не испытываете?

— Что такое кризис? Скажем, на наши концерты перестали ходить простые слушатели, а ходят только «новые русские», которые якобы не прочь приобщиться к культуре. Это он и есть.

— А кем вы всё-таки были до музыкальной карьеры? У вас есть какая-то иная профессия, ремесло, ну, со времён юности?

— В Маньчжурии я окончил три курса электромеханического института, два года работал в слесарных мастерских и особенно хорошо освоил зубило. Однажды инструктор меня укорил: «Куда ты смотришь? Не на руку надо смотреть, а на зубило». Я отвлёкся — и долбанул по руке. Инструктор успокоил: «Ничего-ничего, привыкнешь». Он, конечно же, не знал, что я тогда учился играть на скрипке.

— Здесь в Валентиновке (где происходил разговор. — Ф.М.) такое знатное местечко, прямо райский уголок, даже детишки-ангелочки порхают по саду. Наверное, ваши внуки?

— Это внуки моего родного брата. Я им двоюродный дедушка. Они называют меня по-украински — дида, потому что во мне течёт украинская кровь. Мой дед — внучатый племянник Тараса Шевченко… На этой даче я живу с 1964-го. До меня её занимала певица Изабелла Юрьева, которая и построила дачу в 1938 году на участке МХАТа.

— Я вижу, вы иногда прогуливаетесь один. Нелегко это в вашем возрасте. Без подмоги, без жены.

— Да, иногда бывает грустно. Моя жена, с которой мы прожили почти полвека вместе, не так давно ушла из жизни. Собирались золотую свадьбу сыграть, но не пришлось.

Источник