Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь thumbnail
 

Мордовина

Нинель Александровна

12 июля 1927 – 8 января 2001

 

Нинель Александровна родилась в Харбине. Родной отец Трофим Третьяк был комсомольским работником на Дальнем Востоке. Репрессирован в 1934 г. как «японский шпион». Была удочерена офицером-пограничником А.И.Таяновским и жила с родителями на Камчатке, Хабаровске, Владивостоке, а перед самой войной – на белорусской границе. С началом войны под бомбежками семья ушла от немцев и в войну жила у родственников матери в г.Самаре (Куйбышев) Отец воевал, погиб в 1944 г., похоронен в г.Кишеневе.
  

Во время войны работала телеграфисткой, токарем на военном заводе, связисткой на узле связи Наркомата флота. В 1945 году вышла замуж за летчика В.Ю. Мордовина. Жила в Прибалтике, Ахтубинске, Волгограде и последние 25 лет в Астрахани. 

Писать начала в середине 1960х годов, печаталась в газете «Ахтубинская правда» журнале «Волга». Работала журналистом, директором ахтубинского дома культуры, вела литературные студии. Член Союза писателей с 1973 года.

«В этом мире, где столько сомненья, человеку нельзя без любви», – эти проникновенные строки можно считать девизом всего творчества любимого многими астраханцами поэта Нинели Александровны Мордовиной (1927 – 2001). 

На протяжении нескольких десятилетий эта красивая статная женщина, внешность которой была под стать богатейшему внутреннему миру, восхищала и удивляла ценителей лирики, тех, кто небезразличен к живому слову, своим неповторимым мировосприятием, неувядаемой женственностью, редким даром «уменья не кричать от боли, когда поломано крыло». Самым главным в стихах, да и в любом жанре творчества Мордовина считала большую доброту и любовь к людям.

«Одним светить, другим тянуться к свету, а третьим создавать его дано», – заметила она, сравнивая разные земные предназначения учёного, сеятеля и поэта, объединив своей судьбой и талантом все три. Мать пятерых детей, среди которых и генерал, и дипломат, и просто хорошие люди, она воспитала светлое начало не только в них, щедро делясь богатствами души не только с теми, с кем была связана кровно.

К ней шли с неумелыми первыми строками, в моменты раздумий и поиска своего места в жизни, да и просто за советом и соучастием многие, зная, что будут не просто выслушаны – услышаны. На протяжении долгих лет Мордовина руководила литературной студией «Моряна», и можно без преувеличения сказать, что многие профессиональные поэты современной Астрахани – её ученики. Для неё, как и для героя одного из её стихотворений «Инструктор», «ученики и дети – судьба и долг земной».

Мнение о том, что Мордовина как поэт сложилась в зрелые годы, ошибочно. В отличие от других земных предназначений поэтом рождаются, а не становятся. Нинель Мордовина родилась поэтом. Творчество жило в ней изначально, пробиваясь хрупкими ростками к свету сквозь броню быта. Её крылатая душа пела и сочиняла всегда. И лишь записывать стихи Мордовина начала позже, когда подросли сыновья.

А начиналось всё в раннем детстве. Мама воспитывала девочку на стихах Некрасова, и к четырём годам она уже знала наизусть поэмы «Мороз, Красный Нос» и «Крестьянские дети». Научившись в пятилетнем возрасте читать самостоятельно, прочла сказки Пушкина. Но настоящим потрясением стали стихи и поэмы М.Ю.Лермонтова.


      
           АСТРАХАНОЧКА

Астраханочка – жгучая смесь:
Запад, юг и восток в этих жилах.
Не природа причуды вершила,
А дороги, что сходятся здесь:
В жены брал россиянку – мурза,
Вез казак персиянку с похода,
Ссыльный поляк, себе на невзгоду,
Кохал панны армянской глаза…
Брал калмычку с отарами – грек,
И татарочку – русский купчина,
Да заезжий индус – ах, мужчина! –
След оставил от нежных утех.
А века размешали не раз,
В этой белой над Волгою чаше,
То, что стало сегодняшней, нашей
Астраханочкой – радостью глаз.
И приезжий извертится весь,
Взглядом жадно красавиц лаская:
-Ох, какая!…А эта – какая!
Астраханочка – жгучая смесь!
Одолеет мужчину тоска,-
Эта Астрахань…Сердца ожоги…
А во всем виноваты дороги
И вершащие чудо века.

www.chitalnya.ru/work/881321/

Комментарии

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Нинель мордовина биография личная жизнь

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.

Источник

Она до сих пор в сердце Астрахани

maxresdefault
Хотя сама она по рождению не астраханка, 25 лет – четверть века, что прожила она на астраханской земле, подарили нам сокровища ее поэзии, которые не утратят свою ценность еще много-много лет. Астраханский период был самым ярким в творчестве поэта. Именно Нинель Мордовина подарила городу незабываемые мотивы.

Так какая же она – Нинель? Человек, проживший очень насыщенный драматический период жизни своей страны, и каждый этап параллельно отражался в ее судьбе легендой собственной жизни. Так вышло, что даже имя свое она получила согласно новаторским правилам того времени: «Ленин» наоборот, как, смеясь, рассказывала сама…

Рожденная в 1927 году в Читинской области, детство свое провела на Дальнем Востоке, в Хабаровске, Владивостоке, на Камчатке, потом в Белоруссии, где и встретились с войной. Отец, командир пограничный войск, погиб на фронте. А Нинель с матерью и младшими братьями, на собственной шкуре познавшая весь ужас эвакуации, перебралась в Поволжье. И первое стихотворение той поры, названное ею «Извещение», явилось пророчеством для семьи – пришла похоронка на отца. Как страдала тогда мать и срывала боль на своей вещей дочери за это невольное предвидение! И три месяца после этого Нинель не могла говорить, не то что писать. Так обрушилось горе на ее сознание. К стихам вернулась только после тридцати лет, когда уже была семья – четыре рожденных сына и одна приемная дочь.

В то время как Нинель, жена летчика-испытателя, жила уже в Ахтубинске, работала журналистом в местных газетах, возглавляла районный Дом культуры, где вела одновременно и хореографический кружок, случилось еще одно важное событие – она стала признанным поэтом. И чем не легенда – выход ее первой книжки «Синяя птица» в Волгоградском издательстве? Когда никому не известная поэтесса явилась сама к редактору и выложив на стол рукопись, сказала: «По-моему, здесь есть книга!» Не было предела удивлению издателя от подобной самоуверенности автора. Так не бывает! Это не по правилам! Но когда это в жизни своей Нинель ориентировалась на правила? Только на собственную интуицию! И она оказалась права – книга, действительно, состоялась!

А разве не с оттенком легенды воспринимается сейчас ее личное знакомство с генералом Степаном  Микояном, летчиками-космонавтами Береговым, Поповичем? И об этом тоже в ее произведениях, как в летописи своего времени. Стихи ее, лиричные, легко ложились на музыку и становились песнями. Две из них в обработке Г. Пономаренко вошли в репертуар Людмилы Зыкиной. А позже волгоградские композиторы Петров, Ковнер-Полтавский и наши астраханские А. Гладченко, А. Бочкарев, В. Никитин  дали музыкальное звучание этим строчкам. Новую окраску ее творчеству придали уже в наши дни О. Смирнова, А. Костина, С. Жилинская. И если раньше это были романсы или песни, написанные в народном ключе, то сегодняшнее звучание стихов Н.А. Мордовиной вдохновляет исполнителей авторской песни. Песни, философские монологи, остро подчеркивают глубинное содержание поэзии Мордовиной и составляют особый музыкальный цикл.

Эта женщина жила легендами, верила в предначертание судьбы и сама создавала легенды всей своей жизнью. Рассказывала, как однажды в юности приснился ей белый город с колокольнями, сияющий под солнцем и в обрамлении зелени. Непроизвольно устремилась в этот сон и во встреченных городах искала сходства. Однажды, когда уже не первый раз она посетила Астрахань, этот сон слился с действительностью. Впервые город открылся ей со стороны Волги, с теплохода и она узнала его!  «Это мой город! Я буду в нем жить!» – воскликнула Нинель. И с тех пор и до последних дней Астрахань стала для нее родной «пристанью радости».

Нинель Александровна известна еще и тем, что воспитала плеяду ярких и талантливых учеников, одним из которых является Андрей Белянин, известный уже в мировом масштабе писатель и поэт. Ее литературную студию в свое время посещал  бывший астраханский губернатор Анатолий Гужвин, она ставила на крыло практически всех нынешних поэтов старшего поколения.

Мордовина не дожила до наших дней. На стыке веков закончилось ее время. 12 июля 2016 года ей исполнилось бы 89 лет. Друзья и поклонники собрались в музее культуры города, чтобы вспомнить, послушать стихи и песни бессмертного автора. А творческое наследие поэта продолжает расти. Продолжают подбирать  музыку к ее строкам современные композиторы. Благодаря работе с архивами открывается ранее неопубликованное, но главное – ее стихи продолжают быть востребованными и в новом поколении.

Астраханская школа №33, которая расположена возле дома Н.А. Мордовиной, носит ее имя. В одном из классов открыт музей поэта, а главное, частичка души ее продолжает жить среди людей.

Источник

Благотворительный сбор, конечно, возможен. Но знали бы Вы, с каким трудом собирала я средства на издание книги стихов Закира Дакенова. Кстати, помогли не “друзья”-литераторы (они вложились далеко не все и по капельке…), а совсем незнакомые люди. И с нашего портала – тоже.

На литературные вечера, даже бесплатные, аудитория собирается с трудом. Дело не в качестве этих мероприятий. Время глобального равнодушия ко всему, так сказать, несъестному и невещевому.

По счастью, не я одна – ученица Нинели Александровны. Есть на портале и Элеонора Татаринцева, она часто выступает с бардами, музыкальные вечера более востребованы, чем чисто словесные, её страница:

https://www.chitalnya.ru/users/nfvfhbcr/

Пользуюсь случаем, размещаю её очерк, написанный и опублкованный далеко не вчера.

Победит ли чиновничье равнодушие память о Поэте?

«Кому это надо?». Такой вопрос мы задаем, когда хотим понять силу ответственности за действие или бездействие каких либо сил за определенное событие. Этот же вопрос с иронической интонацией звучит, когда что-то кому-то хочется предать забвению. Дескать, себе дороже, чем суетиться по поводу, проще забыть! Человек жив, пока его помнят….
Попробуйте представить, как надолго хватило бы нашей памяти, скажем, о Пушкине, если бы не переиздавались его произведения, если бы не работали музеи и искусствоведы, вновь и вновь не обращались к его творчеству? Слава Богу, что в общелитературном пространстве этого не происходит! А вот в нашем родном городе, похоже, не ценятся те имена, которые составляют его богатство.

Я снова с горечью в сердце пытаюсь привлечь внимание к имени нашей яркой землячки – Нинели Александровны Мордовиной – поэта, журналиста, человека, чье творчество еще не изучено настолько, насколько оно имеет ценность для нынешнего времени. Да и будущему есть пища для размышления в ее строчках.

Нинель Александровна появилась в нашем городе в 1976 году по приглашению астраханского отделения союза писателей, которым тогда руководил А.И.Шадрин, для работы с молодыми литераторами. За 25 лет своей жизни в Астрахани она сумела так ярко и искренне полюбить наши края, как мало кто из коренных жителей. Доказательством тому – ее стихи. Нинель Александровна была частым гостем в самых разных аудиториях: на праздничных площадках, в общежитиях и школах. Было что сказать, было кому услышать!

Ее стихи, положенные на музыку, ее пьесы и поэмы составили драгоценный вклад в летопись нашего города. Казалось бы – гордиться и хранить…. Ан, нет!

Мне могут возразить, что бережное отношение к памяти литературных имен – дело астраханской писательской организации…. Вся беда в том, что нынешнее руководство этой конторы на протяжении долгих лет заняты популяризацией только себя любимых и очень негативно относятся к появлению новых молодых имен на астраханском небосклоне. Именно против этой направленности в свое время выступала Мордовина и, возможно, именно это побуждает господ чиновников от литературы предать ее имя забвению.

Нинель Александровну любили ее читатели и друзья. Сразу же после ее ухода стараниями учеников Мордовиной и прогрессивной творческой интеллигенции была создана инициативная группа, которая добилась присвоения имени поэта школе в„– 33, в которой в свое время Нинель Мордовина вела уроки поэзии. Там же вскоре возник уникальный в своем роде и единственный в нашем городе литературный музей, посвященный знаменитой землячке. В течение четырёх лет на базе этой школы проводились общегородские научно-литературные конференции по творчеству Мордовиной. Под руководством Психолого-педагогического центра и при содействии актива школы была проведена очень интересная работа, написаны интересные исследовательские статьи, собран яркий материал. Предполагалось собрать это в книгу…. Психолого-педагогический центр вскоре прекратил эти мероприятия. Где сейчас собранный материал? Пылится в архивах комитета по образованию и науки?

На настоящий момент исчезла и памятная доска с фасада школы, и вразумительного ответа о ее местонахождении директор школы в„– 33 не дал.

В 2001 году при комитете по делам молодежи по ходатайству той же инициативной группы была утверждена литературная премия им. Н.А.Мордовиной. Эта премия ежегодно присуждалась молодым талантливым литераторам, победителям конкурса. Премия по-своему уникальна и является единственной по России, которая выражена не в денежном эквиваленте. Победители получают в подарок первый небольшой тираж своего сборника произведений, изданных за счет устроителей. Разумеется, это требует определенной работы, которая на протяжении всех этих лет проводилась нами, учениками поэта и членами жюри из рядов творческой интеллигенции города на добровольной основе. Агентство по делам молодежи осуществляло организаторскую часть работы. К сожалению, год от года прослеживается тенденция безразличия ко всему, что связано с именем Мордовиной.

В свое время Нинель Александровна сама постоянно занималась с молодыми, ставя их на крыло в лит. студии «Моряна», а так же индивидуально с теми, кто приходил к ней. Щедрая душа не отказывала во внимании никому из тех, кто обращался за советом – это помимо собственного просто фонтанирующего творчества. И так до последних дней!

На протяжении всех этих лет премия ежегодно присуждалась кому-то из молодых талантливых астраханцев. Так имя Нинели Александровны работало на благо ее Величества – Поэзии даже для тех, кто в силу юного возраста не мог ее знать и слышать при жизни.

Церемония вручения предполагает праздничное действо с участием конкурсантов и знакомством с творчеством поэта, именем которой она и названа. Первые годы так и было, к чести теперь уже Агентства по делам молодежи. Трудно понять, что интересует эту когорту молодых чиновников в настоящее время.

Молодые литераторы в феврале 2011 года организовали литературную студию «Монолит», которая очень активно развернула свою деятельность, и в настоящее время работы студийцев публикует газета «Волга», проходят встречи и литературные вечера в центральной городской библиотеке, которая любезно открыла двери молодым талантам. А первые два месяца студия формально числилась при Агентстве, собираясь в молодежном интернет- кафе. Но их просто выдавили с территории и из планов. Кому это надо?

В этом году областные чиновники по тихому приступили к похоронам и литературной премии им. Мордовиной. Сначала не нашлось места для приема рукописей. Зато чиновники срочно потребовали составить положение о премии (которая до этого уже много лет проводилась. Это как же без положения-то?). Ну, мы напряглись и составили что-то. Откровенно скажу, в процессе сбора рукописей она совершенно не понадобилась. Всю последующую организационную работу пришлось провести своими силами членам жюри. И уже на финишном этапе, когда итоги нами были подведены, и осталось напечатать сборники, определить дату вручения и достойно все это завершить, нам отказали в финансировании и этой части работы. Требовались деньги только на издание сборников и призы победителям. И это просто смешная сумма по сравнению с теми, которые затрачиваются на другие нужные и не очень мероприятия. 10-12 тыс., в которые до сих пор укладывались расходы по премии, оказались непосильными для областного правительства. Но мы не могли позволить себе обмануть наших конкурсантов, инициативная группа взяла на себя расходы на призы, сбросившись из своих карманов.

Договорились, что издание сборников и организации церемонии вручения остается за Агентством по делам молодёжи. Очень хотелось праздника для участников конкурса… Но и здесь госслужащие ухитрились скомкать сам процесс вручения премии, превратив его в унылую проформу раздачи грамот.

Лично мне, как одному из вдохновителей этого действа было глубоко стыдно перед участниками (а это, несомненно, наиболее культурная часть нашей молодежи) за тот примитив, который продемонстрировали чиновники. Ощущение, что нам сознательно перекрывают дорогу к работе над премией, возникло и осталось. Ответ на вопрос, что будет с премией на следующие годы от работников Агентства я так и не получила.

Если будет существовать премия им. Н.А.Мордовиной, значит, новые поколения молодых литераторов смогут реализоваться в качестве ее лауреатов. А также получить поддержку на самом первом этапе своего становления. И ценность явления Н.А.Мордовиной как поэта и как гражданина нашего города – подтверждать и продолжать нам, ныне живущим. К сожалению, позиция астраханской писательской организации и Агентства по делам молодежи не находит нужным признавать молодые голоса. Наверное, себе дороже!

Я хочу обратиться к строчкам Моего Учителя – Нинели Александровны Мордовиной:

«Каждый свое получает на свете, –
Город мой солнечный, благодарю!
Ты добротой мне на песню ответил,
Лотос твой цвел моему сентябрю…

Ты поделился и хлебом и делом,
Сердца коснулась живая вода.
Астрахань, Астрахань – город мой белый,
Пристанью радости ты навсегда!»

2012 год – юбилейный. 12 июля Нинели Александровне исполнилось бы 85 лет. Неужели город отметит эту дату своей талантливой землячки полным забвением?

Элеонора Татаринцева

Источник

Тут, на этой страничке, и некоторые стихи Нинели поместить надо бы. Вношу свою лепту:

«В поэтической летописи России у Нинели Александровны Мордовиной особое, неповторимое и не занятое никем место. Её явление в поэзии было ярким и неожиданным, когда она, в ту пору домохозяйка, а в доме – четверо сыновей, приёмная дочка и муж-лётчик, приехала из Ахтубинска в Волгоград в Нижне-Волжское книжное издательство с первой своею рукописью. Сейчас уже стало легендою, как она, положив рукопись главному редактору на стол, сказала: «По-моему, здесь есть книжка». Издателей во все времена удивить ничем нельзя: в России пишет стихи каждый второй, а убеждённость в своей гениальности – у каждого третьего, зарифмовавшего пару строк. Вероятно, это ещё одна наша национальная особенность – поэтическое видение мира в рифмах и ритмах. И всё же главному редактору пришлось удивиться – и тому, что перед ним яркая, потрясающе красивая дама бальзаковского возраста со своими первыми стихами, и позже, когда он прочёл рукопись. Это были стихи! И это была её первая книга «Синяя птица».
Н.Куликова (Торопицына).

«Надежду я в товарищи беру…» Из предисловия к книге Н.Мордовиной «Избранное», Астрахань, 2003г.

ПРИСТАНЬ РАДОСТИ

Мне притворяться влюблённой не нужно –
Где б ни жила на родимой земле,
В летние полдни и в зимнюю стужу
Всё тосковала о белом кремле.
Всё-то мне снилось, как запах акаций
Льётся вдоль улиц, весною маня…
Как подплывают к рукам астраханцев
Белые лебеди средь бела дня.
Всё-то мне чудились волны и пристань,
И над водой кружевные мосты…
Астрахань, Астрахань, ныне и присно
Пристанью радости будешь мне ты.
Каждый своё получает на свете, –
Город мой солнечный, благодарю!
Ты добротой мне на песню ответил,
Лотос твой цвёл моему сентябрю…
Ты поделился и хлебом, и делом,
Сердца коснулась живая вода.
Астрахань, Астрахань, город мой белый,
Пристанью радости ты – навсегда.

ПОД ФОНАРЁМ

Стекает медленно заря
По листьям тополей вдоль окон.
Стоит дитя у фонаря –
Ещё не бабочка, а кокон.
Раскрашена, как папуас,
И лишь намёки на одежду…
Но хищный прищур серых глаз
Убьёт наивную надежду.
На то, что это лишь мираж.
Фонарь и девочка – не символ
Распада…Век жестокий наш! –
Во взгляде девочки крысином
Одно желание: урвать
Кусок побольше и послаще,
А уж в подвал или в кровать –
Платили б только те, кто тащит…
На распродаже тел и душ
И жертва, и преступник – рядом:
Мужчина, чей-то сын иль муж,
И девочка с крысиным взглядом.
…Мы много на себя берём,
Век проклиная за немилость.
Та девочка под фонарём
Сама ли в этот мир явилась?
И кто толкнул её сюда?
Кто взгляд её крысиным сделал?
Предвестье страшного суда –
Дитя, торгующее телом.
И всем нам оправданья нет
За то, что правит зла стихия.
…Фонарь…Вечерний полусвет…
Под фонарём – дитя России.

БЫТЬ ДОБРУ

На миг перед дорогою замру:
Не просто – заново, хоть и не ново.
И всё-таки из словаря земного
Я верую в два слова: «Быть добру!»
Не поклоняясь злату-серебру,
Не покоряясь суете извечной,
Прошу у жизни: «Стань почеловечней»,
Чтоб на земле родимой быть добру.
Надежду я в товарищи беру:
Род человеческий, отведав неба,
Да не забудет вкус земного хлеба,
Чтоб на путях вселенских быть добру!
Загадываю день свой поутру:
Пусть сложится из дел больших и малых,
Пока душа трудиться не устала,
Помогут руки ей, и – быть добру.

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Уж так осока высока,
И так тропа не хожена –
Когда бы не твоя рука,
Была бы осторожна я.
Когда бы не твои слова
Да не заря у вечера –
Была бы я во всём права,
Да вспомнить было б нечего…

И ВЕРЯ, И ЛЮБЯ

Когда душа болит
Совсем не за себя
И слёзы до морщин
Лицо изморосили –
Не я тебе бандит,
Не я тебе судья,
Но до седых волос
Дитя твоё, Россия.
И свыше нам даны
Дорога и судьба,
Каких бы мы теперь
Поблажек ни просили –
Тернового венца
Не отодрать от лба:
Кровавые следы –
История России.
Но снова горизонт
Кровавит не закат,
И вдовы чёрный плат –
Увы – не износили.
И матери кричат,
Цепляясь за солдат,
В огонь идущих
За тебя, Россия…
Ах, как болит душа
Совсем не за себя:
Я жизни тяжкий крест
Пока могу осилить.
До смертного конца
И веря, и любя,
Молиться буду за тебя,
Россия!

* * *

Не отдам тебя!
Не отдам
Ни другой любви,
Ни годам.
В память врежу –
По рукоять.
Не сумеют тебя
Отнять.
И останешься –
Только мне.
Догорю
На твоём огне.

* * *

Не расколешься – не стекло.
Не раскаешься – утекло.
Не расплавишься – не тепло.
Не расплачешься – тяжело.
Лишь привиделось,
Что ты весь – насквозь…
Шёл хозяином,
А ушёл, как гость,
От огня всего –
Уголёчек в горсть…
И живи теперь –
Хоть кричи, хоть брось.
И не спрошена – а до дна.
И не сношено – а бедна.
И не брошена – а одна…
И одной – вся беда видна.

Источник

Читайте также:  Майк хэ биография личная жизнь 2017