Нина тимофеева балерина биография личная жизнь

Нина тимофеева балерина биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 мая 2020;
проверки требуют 2 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Тимофеева.

Ни́на Влади́мировна Тимофе́ева (11 июня 1935, Ленинград — 3 ноября 2014, Иерусалим) — советская российская артистка балета, педагог. Народная артистка СССР (1969)[1].

Биография[править | править код]

Родилась 11 июня 1935 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1953 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу
Н. А. Камковой. За год до выпуска дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр) в партии Маши в балете «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

C 1953 по 1956 год работала в труппе Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где сначала исполняла небольшие сольные партии, а затем — Мирту в балете «Жизель» А. Адана и главную партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, после чего была приглашена в Большой театр, где дебютировала в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро», исполнив партию Одетты-Одиллии. Педагогом балерины в театре сначала была Г. С. Уланова, затем Нина перешла к М. Т. Семёновой.

Гастролировала в Финляндии (1958), на Кубе (1960), в ГДР (1965) и др.

В 1980 году окончила педагогическое отделение ГИТИСа по курсу М. Т. Семёновой.

В 1988 году закончила свою сценическую карьеру, в 1989—1991 годах работала в театре педагогом-репетитором.

Была депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970).

В 1991 году вместе с дочерью Надеждой покинула СССР и переехала на постоянное жительство в Иерусалим (Израиль), где занималась педагогической и балетмейстерской деятельностью.

Нина Тимофеева скончалась на 80-м году жизни 3 ноября 2014 года[2] в Иерусалиме[2][3]. В тот же день была похоронена на кладбище района Гиват Шауль Иерусалима [2][3].

Семья[править | править код]

  • Мать — Фрида Фёдоровна Салиман-Владимирова (1904 — после 1991), музыкальный педагог, концертмейстер[4][5].
  • Дядя — Давид Фёдорович Салиман-Владимиров (1903—1992), композитор, заслуженный артист РСФСР (1972).
  • Дочь — Надежда, балерина (отец Надежды – кинооператор Георгий Рерберг)[6]
  • Муж — Кирилл Владимирович Молчанов, композитор

Награды и звания[править | править код]

  • 1953 — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте
  • 1955 — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве
  • 1957 — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве
  • 1959 — заслуженная артистка РСФСР
  • 1963 — народная артистка РСФСР
  • 1969 — народная артистка СССР
  • 1971 — орден Трудового Красного Знамени
  • 1976 — орден Трудового Красного Знамени
  • медаль.

Репертуар[править | править код]

Ленинградский театр оперы и балета им. С. Кирова

  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Маша
  • «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа, редакция К. М. Сергеева — Фея Смелости, Фея Золота и Фея Серебра
  • «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, хореография А. А. Горского — Вариация в Гран па
  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова, редакция К. М. Сергеева — Одетта-Одиллия
  • «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. И. Петипа — Мирта

Большой театр

  • 1956 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция А. М. Мессерера и А. И. Радунского — Одетта-Одиллия — первая исполнительница
  • 1957 — «Жизель» А. Адана, редакция Л. М. Лавровского — Мирта
  • 1957 — «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. М. Чабукиани — Лауренсия
  • 1957 — «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер В. И. Вайнонен Мариам
  • 1958 — «Спартак» А. И. Хачатуряна, балетмейстер И. А. Моисеев — Фригия
  • 1958 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. А. Горского — Уличная танцовщица
  • 1959 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина — Седьмой вальс и Прелюд
  • 1959 — «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Н. Григорович — Хозяйка Медной горы
  • 1959 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. А. Горского — Китри
  • 1960 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, хореография В. И. Вайнонена — Диана Мирель
  • 1960 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. М. Лавровского — Вакханка
  • 1961 — «Ночной город» на музыку Б. Бартока, балетмейстер Л. М. Лавровский — Девушка — первая исполнительница
  • 1963 — «Класс-концерт» на музыку А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Г. Рубинштейна, Д. Д. Шостаковича, балетмейстер А. М. Мессерер — Солистка — первая исполнительница
  • 1963 — «Раймонда» А. К. Глазунова, редакция Л. М. Лавровского — Раймонда
  • 1964 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского, редакция А. М. Мессерера и М. М. Габовича — Принцесса Аврора
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Д. Меликова, балетмейстер Ю. Н. Григорович — Мехмене Бану
  • 1965 — «Жизель» А. Адана, редакция Л. М. Лавровского — Жизель
  • 1965 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна, балетмейстер К. Я. Голейзовский — Лейли
  • 1967 — «Асель» В. А. Власова, балетмейстер О. М. Виноградов — Асель — первая исполнительница
  • 1968 — «Спартак» А. И. Хачатуряна]], балетмейстер Ю. Н. Григорович — Эгина — первая исполнительница
  • 1968 — опера « Хованщина» М. П. Мусоргского, хореография Е. И. Долинской — Персидка
  • 1970 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича — Одетта-Одиллия
  • 1976 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова, балетмейстер В. М. Боккадоро — Беатриче — первая исполнительница
  • 1977 — картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. И. Петипа — Никия — первая исполнительница
  • 1977 — «Спящая красавица» П. Чайковского, редакция Ю. Н. Григоровича — Фея Сирени
  • 1978 — «Эти чарующие звуки…» балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо, балетмейстер В. В. Васильев — II часть Andante Симфонии № 40 соль минор В. А. Моцарта — первая исполнительница
  • 1980 — «Макбет» К. В. Молчанова, балетмейстер В. В. Васильев — Леди Макбет — первая исполнительница
  • 1981 — «Индийская поэма» У. Р. Мусаева, балетмейстеры Ю. Г. Скотт и Ю. В. Папко — Бахор — первая исполнительница
  • 1981 — «Калина красная» на музыку Е. Ф. Светланова, балетмейстер А. Б. Петров — Любаша
  • 1986 — картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. И. Глинки, хореография Р. В. Захарова — Вальс

Новосибирский театр оперы и балета

  • «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, балетмейстер О. М. Виноградов — Джульетта — первая исполнительница

Фильмография[править | править код]

Поставила для телефильма-концерта «Солисты Большого балета» хореографические миниатюры: «Венецианское адажио» на музыку Т. Альбинони и «Классическое па де де» на музыку А. Адана; была балетмейстером телефильма «Гран па».

Мемуары[править | править код]

  • Тимофеева Н. Мир балета. История, творчество, воспоминания. — М.: Терра, 1993. — 368 с. — (Библиотека русской культуры). — 5000 экз. — ISBN 5-85255-274-7.

Библиография[править | править код]

  • Красовская В. Успех молодой балерины/Смена.—1954.—11 июля
  • Карп П. Нина Тимофеева — Одетта-Одиллия // Театр : журнал. — М., 1955. — № 5.
  • Луцкая Е. Звание обязывает/Музыкальная жизнь.—1967.—№ 19
  • Львов-Анохин Б. Нина Тимофеева/Театр.—1968.—№ 8
  • Шувалов Н. Нина Тимофеева/Театр.—1976.—№ 3
  • Чернова Н. Нина Владимировна Тимофеева // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М: Советский композитор, 1976. — С. 580—589. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Львов-Анохин Б. Тимофеева // Мастера большого балета. — М: Искусство, 1976. — С. 93—114. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Южина К. Делать человека счастливее/Культура и жизнь.—1982.—№ 2
  • Дашичева А. Каждая роль — исповедь/Советская культура.—1982.—6 августа
  • Тюрин Ю. Экспрессия, мысль…/Музыкальная жизнь.—1983.—№ 5
  • Дешкова И. В мире танца/Правда.—1983.—21 ноября
  • Вульф В. Нина Тимофеева/Балет.—1996.—№ 6
Читайте также:  Евгения добровольская биография личная жизнь мужья

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Нина Тимофеева на сайте Большого театра

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных ссылок

  • www.pro-ballet.ru/html/t/timofeeva.html

Источник

Выпускница Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой, артистка Кировского театра, сумевшая покорить сцену Большого. Балерина, которая не затерялась в плеяде бесподобных танцовщиц. Исполнительница самых сложных партий. Всё это – о Нине Тимофеевой, русской балерине. После спектакля «Макбет» итальянские журналисты окрестили ее величайшей трагической актрисой. А о ее технических возможностях говорили исключительно с восхищением – они были беспредельными.

нина тимофеева

Нина Тимофеева: биография

Детские годы балерины скрыты от посторонних. О юных годах Нина Владимировна в интервью не говорила. Известно только, что будущая звезда появилась на свет в музыкально-артистической семье 11 июня 1935 года. Мать – преподавательница хореографического училища – сумела привить маленькой Нине любовь к прекрасному. Уже в семилетнем возрасте девочка выходит на сцену в роли пажа в опере «Волшебная флейта».

Шаги в балет

Едва Нине исполнилось девять лет, она поступила в Ленинградское хореографическое училище. Наставницей девочки была классическая танцовщица, которая обладала невероятной техникой, Наталия Александровна Камкова. Именно благодаря стараниям педагога Нина получила превосходную академическую школу. За год до выпуска балерина дебютировала на сцене тогдашнего Кировского (а ныне – Мариинского) театра. Здесь она исполнила партию Мирты в «Жизели». Знаковой стала еще одна партия, которую исполнила Нина Тимофеева, – «Лебединое озеро» ознаменовалось для девушки сольной партией.

Театр оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова

Дебют шестнадцатилетней балерины не остался незамеченным. Окончив училище, девушка получила приглашение в кордебалет Ленинградского театра оперы и балета. На этой сцене Нина Тимофеева танцевала недолгих три года, однако успела исполнить сольные партии во многих спектаклях, например, в «Спящей красавице», «Дон Кихоте». Критики и заядлые театралы отмечали, что молодая исполнительница отличается строгостью стиля и виртуозной технической подготовкой.

 нина тимофеева лебединое озеро

Мировое признание и приглашение в Большой театр

В 1956 году Нина Тимофеева в составе труппы Ленинградского театра успешно выступила в Польше. Сразу после этого балерину приняли в Большой театр СССР. Именно здесь, в этом храме Мельпомены, Нина Владимировна обрела настоящий успех, смогла раскрыть невероятный творческий потенциал.

Каждый раз, выходя на сцену, маленькая, немного сутулая Нина перевоплощалась: зрители видели сильную балерину, страстную, эмоциональную, заполняющую не только сцену, но и весь зал безумной энергетикой.

Репертуар Тимофеевой

Талантливая артистка балета была создана для ролей сильных, гордых и волевых женщин. Театр подарил ей тех героинь, которые были сильны духом. Превосходно удавались Нине Владимировне партии классического репертуара. Одетта-Одиллия в «Лебедином озере» и Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Катри в «Дон Кихоте» Минкуса, Раймонда в «Раймонде» Глазунова, «Жизель» в одноименном балете Адана.

Современная хореография

Не только классика балета стала полем ее деятельности. Куда больше талантливую девушку привлекала современная хореография. Героини, в которых перевоплощалась русская балерина, женщины умные, гордые и волевые, зачастую одержимые какой-то сильной страстью: на сцене Нину Владимировну поглощали неистовая любовь или сумасшедшая ненависть и жажда власти, ради достижения которых героини были способны отвергнуть все запреты. Особенно близкой для Нины оказалась хореография Григоровича. Впрочем, и сам балетмейстер признавал – в каждой партии раскрывалось удивительное мастерство балерины и ее одаренность.

тимофеева нина балерина

Незабываемым хореографическим откровением стал образ Мехменэ-Бану в балете Меликова «Легенда о любви». В постановке Юрия Николаевича Григоровича балерина сумела показать отчаяние и страдания восточной царицы, ее боль от отверженности и покинутости, борьбу чувств, которые были доведены до трагического напряжения.

Кстати, Нина Тимофеева стала участницей еще двух премьер Юрия Григоровича: в «Каменном цветке» Сергея Сергеевича Прокофьева у нее была партия Хозяйки Медной горы, а в «Спартаке» Арама Ильича Хачатуряна – роль Эгины. В версии этого же балета, поставленной Игорем Алексеевичем Моисеевым, Нина Владимировна исполнила партию Фригии.

Первый интерпретатор

Многие партии эта балерина исполняла первой:

– Асель в одноименном балете Владимира Власова;

– Беатриче в двухактном балете Тихона Хренникова;

– леди Макбет в «Макбете», поставленном на музыку Кирилла Молчанова;

– Бахор в «Индийской поэме» Улугбека Мусаева;

– Любаша в «Калине красной» на музыку Евгения Светланова.

Еще одна сложнейшая партия, первой исполнительницей которой стала эта русская балерина, – девушка в «Ночном городе». Это постановка, которая представляла собой балет в одном действии «Чудесный апельсин» Белы Бартока, только с новым либретто. Она вызвала немало споров, но Нина Тимофеева была словно рождена для этой партии. Роль была сложной, требовала не только виртуозной техники, но и максимальной выразительности, экспрессии. Балерина сумела показать полную гамму чувств: любовь и протест, неимоверное стремление выстоять и победить любой ценой.

русская балерина

Телебалеты

Нина Владимировна много снималась. В ее списке экранизации спектаклей, оригинальные телебалеты и фильмы-концерты. Специально для Тимофеевой были созданы такие телебалеты, как «Федра» Александра Лазаревича Локшина, «Белые ночи» Арнольда Шёнберга, «Московская фантазия» Вячеслава Петровича Артёмова. На экраны выходил и телебалет Кирилла Владимировича Молчанова «Три карты».

Творчеству Нины Тимофеевой посвящено два фильма – «Еще немного о балете», вышедший в 1982 году, и «Как сердцу высказать себя?» 1973 года.

Тимофеева Нина: балерина трагическая и невесомая

Ей давали роли пафосные, драматичные. Она же хотела невесомости и легкомысленности. Ее близкие вспоминают – Нина мечтала быть принцессой! Как однажды метко отметила Фаина Раневская, Нина Владимировна на протяжении всей своей творческой карьеры пробивалась через собственные шипы.

Читайте также:  Юдзуру ханю биография личная жизнь

Нина Владимировна Тимофеева была признана крупнейшей трагической актрисой балетного театра второй половины двадцатого века. Масштабность движений, большой шаг, сильный прыжок, динамика вращений – вот что отличало Тимофееву от других балерин. Она умела подчинить технику актерским задачам своей партии, могла выявить суть образа, его смысл. Ее танец – академический, строгий, был не просто ярким и темпераментным. Она наполняла каждую партию глубокими переживаниями. Нина Владимировна сочетала в себе «лёд и пламень», лаконизм и экспрессию. Ей, как никому другому, удавалось показать психологически сложные характеры, противоречивые, драматические.

нина владимировна тимофеева

Соперничество с Майей Плисецкой

Нина Тимофеева блистала на сцене в одно время с другой уникальной балериной двадцатого века – Майей Плисецкой. Ходило немало слухов о том, что Нина и Майя были соперницами. Однако эти домыслы не имеют под собой совершенно никаких оснований. Современники говорят – каждая из этих балерин обладала особой индивидуальностью, а потому о соперничестве речи быть не может. Просто эти две балерины достаточно часто исполняли одни и те же партии. При этом они разные: Нина Владимировна – эмоциональная, темпераментная и невероятно техничная, Майя Михайловна – гибкая, дерзкая и артистичная. А потому у каждой были свои поклонники.

Светская жизнь балерины

Светскую жизнь Нина Владимировна старалась обходить стороной. Атрибуты богемной жизни, шумные компании, светские рауты были для нее попросту невыносимы. А еще балерина не любила общаться с журналистами, взять у нее интервью было большой удачей. Наверное, поэтому мама Нины говорила внучке, что Тимофеева не от мира сего, просила внимательно следить за ней.

Личная жизнь

Некоторых волнует вопрос о том, сколько раз выходила замуж Нина Тимофеева. Личная жизнь балерины складывалась не особо удачно. Построить серьезные отношения она пыталась несколько раз. Нина была замужем за Олегом Ефремовым, после расставания с ним в жизни балерины появился новый мужчина – Георгий Рерберг. Нина и Георгий стали родителями – в этом браке на свет появилась Надя. Однако отношения складывались сложно, вскоре произошло расставание.

нина тимофеева личная жизнь

Роковые страсти

Обрести настоящее женское счастье Нина Тимофеева смогла только в браке с Кириллом Молчановым. Конечно, этой паре пришлось многое преодолеть. Кирилл Владимирович в советское время был не просто знаменит как композитор – он был и общественным деятелем, и директором Большого театра, и секретарем Союза композиторов СССР. Ходили слухи, что он может стать секретарем ЦК КПСС! Кирилла Молчанова можно было смело назвать советским карьеристом, несмотря на наличие безусловного музыкального таланта. Всё рухнуло в одночасье, когда маэстро влюбился в Нину Тимофееву. Их роман разгорелся на гастролях театра, проходивших в Америке. Скрыть чувства не удалось, а потому в ЦК КПСС полетели анонимные письма с разоблачениями. Даже понимая, что он потеряет всё, чего так долго добивался, Кирилл Владимирович развелся с женой и стал жить с Тимофеевой – уже открыто. Конечно, его сразу же сняли с должности руководителя Большого театра, убрали из секретариата Союза композиторов. А о работе в ЦК КПСС не могло быть и речи.

«Макбет» и трагедия

Специально для Нины Молчанов написал балет «Макбет». Он ходил на все представления этого балета. Ведь главную партию всегда – без замены – исполняла Нина Владимировна. Эта роль неотделима и от личной трагедии Нины Тимофеевой. За семь минут до начала балета композитор умер – прямо в своей ложе. Его супруге сообщили об этом только после первого действия, предложили прервать выступление. Тем не менее на второй акт балерина всё равно вышла. Чего ей это стоило, не знал никто, кроме самой Нины.

нина тимофеева биография

Переезд в Израиль

В 1990-х пятерку балетных звезд со стажем, в состав которой входила и Тимофеева, уволили из Большого. Нина Владимировна, конечно, уже не выступала, но регулярно получала приглашения от различных балетных школ всего мира. В том числе и из Иерусалимской академии танца и музыки. Даже понимая, что работа в Израиле будет непростой, ведь давних балетных традиций здесь нет, русская балерина переехала. Вместе с дочерью она ведет мастер-классы, преподает в академии. Позже – открывает свою школу, которую израильтяне называли не иначе как «балетная студия Нины».

В 2014 году в Иерусалиме Нина Владимировна Тимофеева умерла.

Источник

О ее танце слагались легенды. Ей аплодировали миллионы. Информационные издания разных стран писали хвалебные рецензии, пели оды артистичности, темпераменту и индивидуальности балерины. Роли, сыгранные ею на сцене, покоряли миллионы сердец зрителей необыкновенной целостностью, смелостью и глубиной. Все это – о легендарной русской советской балерине Нине Тимофеевой.

нина тимофеева

Личность на сцене

В ее исполнении балетные партии стали не просто яркими, страстными и темпераментными. Они были преисполнены искренними и глубокими эмоциями и душевными волнениями. Она стала звездой после балета Леонида Лавровского «Ночной город». Но, как считают почитатели таланта Тимофеевой, самыми выразительными стали ее драматические партии – Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке» и особенно Мехмене Бану в «Легенде о любви»…

Нина Тимофеева была ярчайшей личностью русского и советского балета прошлого столетия. Одна из самых талантливых и любимых учениц великой Г. Улановой, она умела заставить зал не только восхищаться техникой танца, но и проживать жизнь главной героини.

тимофеева нина балерина

Нина Тимофеева. Биография

О жизни балерины в ранние годы известно немного. Нина Владимировна была закрытым человеком, очень редко давала интервью, не была завзятой посетительницей светских мероприятий.

Будущая артистка балета родилась в июне 1935 года в музыкально-артистической семье. Ее мать, работавшая преподавателем по классу фортепиано в хореографическом училище, сумела привить девочке любовь к музыке и сцене. Балет буквально завораживал детскую душу Нины. Первая роль Тимофеевой – паж в «Волшебной флейте», и этот выход запомнился великой балерине на всю оставшуюся жизнь. Случилось это в городе Перми в далеком военном 1942 году.

А уже в 1944-м в возрасте всего девяти лет Нина Тимофеева поступает в балетное училище г. Ленинграда. Ее наставницей стала выдающийся педагог, представлявшая гордость и славу русского балета, Н. Камкова. За год до окончания училища, в 1952 году, Тимофеева с успехом дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета в роли Маши в «Щелкунчике». Ей было всего лишь шестнадцать лет.

Дебют не остался незамеченным, и Нина Тимофеева после окончания училища получает приглашение в кордебалет Ленинградского оперного театра.

Читайте также:  Ирина бондарчук биография личная жизнь дети фото

В 1956 году труппа успешно выступает на международном конкурсе в Польше, а балерину принимают в Большой театр СССР. Именно на сцене этого храма Мельпомены к Нине Тимофеевой приходит настоящий успех, здесь она раскрывает огромный творческий потенциал и получает мировое признание.

тимофеева нина личная жизнь

Знаменитые роли балерины

Более 30 лет отдала Нина Тимофеева сцене Большого театра. Артистка сыграла около шестидесяти главных ролей, и можно сказать, что все ее партии вошли в мировую историю балетного искусства.

Даже несмотря на железный занавес, который дамокловым мечом висел над многими людьми творческих профессий во времена СССР, творческая жизнь балерины сложилась успешно: свои лучшие партии она станцевала в балетах Ю. Григоровича, который в 1964 году стал главным балетмейстером Большого театра и поручал ей главные роли в своих постановках. Труппа много гастролировала по миру.

Балерину, пренебрегавшую рамками амплуа и всегда готовую отдаться полному сценическому перевоплощению, выбирали на главные роли для своих спектаклей все современные хореографы того периода. Нина Тимофеева стала лицом русского балета на сценах знаменитых театров мира. Позже она напишет, и это соответствует действительности: “Каждая роль — это часть моей жизни!” Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Мирта в «Жизели», Мариам в «Гаянэ» оставили неизгладимый след в душе почитателей таланта балерины. Нина Тимофеева снялась в почти 30 телефильмах о балете. И везде ее исполнение приводило зрителей в восторг.

нина тимофеева балерина личная жизнь

Педагогическая деятельность

На протяжении всей творческой деятельности балерина продолжает учиться. В 1980 году она окончила педагогическое отделение ГИТИСа. 1988 год поставил точку в сценической карьере балерины. Именно в этом году Ю. Григорович, руководивший балетом Большого театра, отправил на “заслуженный отдых” звезд балета — Е. Максимову и М. Плисецкую. Не миновала сия чаша и Нину Тимофееву. Балерине предложили работу педагога в Большом театре. Талантливый человек талантлив во всем. И уже с 1989 г. Нина Тимофеева работает репетитором-педагогом.

Женское счастье

Можно констатировать, что в профессии и творчестве реализовалась по максимуму балерина Тимофеева Нина. Личная жизнь женщины не была столь успешна. Возможно, причиной тому послужила ее излишняя требовательность к себе и партнеру, а может быть, это не было приоритетным в системе жизненных координат балерины.

Она несколько раз выходила замуж. Состояла в любовных отношениях с О. Ефремовым. После их разрыва возник роман с Г. Рербергом. В этих отношениях родилась дочь Надежда. Но и с Рербергом великая балерина не смогла быть счастливой. Вскоре они расстались.

кирилл молчанов и нина тимофеева

Кирилл Молчанов и Нина Тимофеева

Однако ей все же пришлось испытать настоящее женское счастье. Нина Тимофеева – балерина, личная жизнь которой в очередной раз дала трещину, – стала любимой и женой Кирилла Молчанова. В то время он работал директором Большого театра. Этот брак стал для них по-настоящему счастливым.

Именно для своей любимой Молчанов написал «Макбет». Но этот балет стал самым трагическим моментом в жизни балерины.

За несколько минут до премьеры Кирилл Владимирович умер, сидя в ложе. В перерыве между актами Нине Тимофеевой сообщили печальную новость. Сжав волю в кулак и проявив настоящий характер бойца, балерина вышла на сцену во втором акте.

За заслуги перед Родиной

За творческие достижения и плодотворную педагогическую деятельность Тимофеева Нина Владимировна неоднократно поощрялась правительством. В 1963 году ей присуждено звание Народной артистки РСФСР. Она дважды награждена орденами Трудового Красного знамени – в 1971 и 1976 годах. С 1969 г. Нина Тимофеева – Народный артист СССР.

нина тимофеева биография

Соперничество с Майей Плисецкой

Расцвет таланта и пик творческой востребованности двух великих балерин Советского Союза пришелся на одно время. Ярче всего Майя Плисецкая и Нина Тимофеева блистали в 60-80 годы прошлого столетия, и в балетных кругах часто ходили разговоры о их соперничестве и конкуренции. Но эти слухи не имели под собой никаких реальных оснований. Обе балерины часто выступали в одних и тех же ролях, но при этом обладали неповторимой техникой и собственным зрителем. Нельзя было сравнивать Нину Тимофееву – техничную, эмоциональную, темпераментную – и Майю Плисецкую, обладающую своей собственной магией и чувственностью. Обе обладали абсолютно разными индивидуальностями, были яркими и неповторимыми личностями и имели принадлежащих только им поклонников сценического таланта.

тимофеева нина владимировна

На Земле Обетованной

После окончания балетной карьеры, в начале девяностых, в адрес Нины Тимофеевой последовало множество заманчивых предложений, в том числе и из-за границы. Она выбрала Израиль, осознавая при этом, что в этой стране, в которой отсутствовали классические балетные традиции, все придется начинать с нуля.

В 1990 году, оставив на родине работу и налаженный быт, Тимофеева Нина – балерина, любимая миллионами соотечественников, – покинула страну. С собой она взяла только дочь, к тому времени выпускницу хореографического училища, делающую первые, но успешные шаги в профессии. По приглашению Иерусалимской академии музыки и танца Нина и Надежда Тимофеевы ведут мастер-классы, а позже сотрудничают и на постоянной основе.

За более чем десять лет работы на этом поприще Тимофеевы смогли обучить немало талантливых артистов балета, достойно представляющих сегодня своих учителей и страну на самых престижных подмостках мира.

По достижении пенсионного возраста балерина и педагог прекращает работу в Академии. Однако не в ее мощном характере было уйти на заслуженный отдых. Не могла вот так просто взять и почивать на лаврах Нина Тимофеева. Балерина чувствовала, что сможет многое еще сделать для того, чтобы осуществилась ее заветная мечта, и на Святой земле была создана балетная труппа, которая прославила бы эту страну на лучших классических балетных сценах мира.

Нина Владимировна решается на архисложное дело и открывает балетную школу, которую называет своим именем «Нина».

Новость об открытии классической балетной школы под руководством легендарной звезды русского балета мгновенно разлетелась не только по городу, но и по всей стране. Для обучения были отобраны самые талантливые и молодые артисты. Несмотря на это, основателям заведения все же приходилось нелегко. Средств на рекламу, костюмы и реквизит очень часто не хватало, но и это не стало преградой на пути к успеху.

На третьем году работы в школе Тимофеева-старшая передала бразды правления дочери.

Великолепная русская балерина, талантливый педагог, стоявшая у истоков классического балета в Израиле, скончалась 3 ноября 2014 года. Покоится в Иерусалиме на кладбище района Гиват Шауль, где нашли последний приют многие наши знаменитые соотечественники.

Источник