Нина муравьева актриса

https://oeru.ru/biografija-iriny-muravevoj-i-lichnaja-zhizn/

Биография и жизненный путь знаменитой актрисы кино и театра Ирины Вадимовны Муравьёвы приходится на послевоенные годы. Родилась она 8 февраля 1949 года в городе Москва в семье военного инженера. По национальности — отец русский, мать белоруска.

Его отец Вадим Муравьев сразу же после окончания школы уходит добровольцем на войну, доходит до Германии.

Во вражеской земле он встречается со своей половинкой, знакомится с девушкой которую немцы угнали в плен девушку из Беларуси. Освободив её из фашистского плена, он женится на неё.

В 1947 году у них рождается первая дочка, через 1,5 года ещё одна — которую называют Ириной.

Ирина окончив десятилетнюю школу подает заявление во все театральные высшие учебные заведения столицы, однако к сожалению ни в один из них её не принимают. Но упорная девушка устраивается на работу и ждет следующие экзамены. На следующий год история снова повторяется — её опять не принимают. Только в студии при Детском театре конкурс был меньше и брали лишь москвичей, поэтому она идет туда учиться.

Окончив студию Ирина остается в родном театре.

Театральные работы

Театральные работы Ирины Муравьевой в Центральном детском театре следующие:

«Сомбреро» по пьесе С. В. Михалкова — Шура Тычинкин;

«2001-й год» по пьесе С. В. Михалкова — Федя Дружинин;

«Сказка о четырёх близнецах» по пьесе П. Панчева — Бонка;

«Двенадцатая ночь» Шекспира — Виола / Себастьян;

«Снежная королева» Е. Л. Шварца — Ворона;

«Молодая гвардия» по роману А. Фадеева — Любка Шевцова;

«Димка-невидимка» по пьесе В. Н. Коростылёва и М. Г. Львовского — Галя;
«Чинчрака» по сказке Г. Д. Нахуцришвили — Царевна Лали;

«Коньки» по пьесе С. В. Михалкова.

Позже Ирина Муравьева обучается заочно ГИТИСе им. А. В. Луначарского.

В 1977-1991 годы яркий период её биографии — она является актрисой Московского театра им. Моссовета, где играет немало центральных ролей в спектаклях современных авторов.

Театральные работы в Театре имени Моссовета

Театральные работы Ирины Муравьевой в Театре имени Моссовета следующие:

«На полпути к вершине» по пьесе Питера Устинова;

«Дом на песке» по пьесе Рустама Ибрагимбекова;

«Превышение власти» по пьесе Валентина Черных;

«Дальше — тишина» по киносценарию Вины Дельмар (V.Delmar)

«Уступи место завтрашнему дню» — Рода, внучка Люси Купер;

«Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского — Грушенька;

«Комната» по пьесе Э. В. Брагинского;

«Цитата» по пьесе Л. Г. Зорина — Людмила;

«Максим в конце тысячелетия» по пьесе Л. Г. Зорина. C 1993 года стала служить в Малом театре.

Театральные работы Ирины Муравьевой в Малом театре следующие:

«Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская;

«Волки и овцы» А. Н. Островского — Купавина;

«Чайка» А. П. Чехова — Аркадина;

«Лес» А. Н. Островского — Гурмыжская;

«На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Н. Островского — Мамаева;

«Власть тьмы» Л. Толстого — Матрёна;

«Священные чудовища» («Почти всё о любви») Ж. Кокто — «Эстер»;

«Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо — Филумена Мартурано;

«Восемь любящих женщин» Р. Тома — Бабушка;

«Женитьба» Н. Гоголя — Фекла Ивановна, сваха.

В кино Ирина начала сниматься с 1973 года. Первая значительная роль в кино — Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство» снятое 1974 году.

Огромную известность актрисе принесло участие в легендарной кинокартине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Вначале Ирина Муравьёва отнеслась к сценарию крайне скептически, но роль авантюристки Людмилы подарила актрисе общенародную славу и любовь телезрителей.

Именно за эту роль Ирина Муравьёва была удостоена Государственной премии СССР.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Далее Ирина Муравьёва снимается в картине Татьяны Лиозновой «Карнавал».

Там она сыграла провинциалку Нину Соломатину, которая стала актрисой, несмотря на все постигшие её беды.

Известная сцена-монолог у телефона-автомата «Позвони мне, позвони!» стала общенародным хитом.

Её написал знаменитый композитор Максим Дунаевский на стихи Роберта Рождественского.

Кадр из фильма «Карнавал»

В 1982 году Ирина Муравьёва была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». В том же году фильм «Карнавал» побил все рекорды, став лидером кинопроката.

В 1985 году актриса сыграла яркую роль — Надю Клюеву — в картине «Самая обаятельная и привлекательная» режиссёра Геральда Бежанова.

По сюжету ее героиня — инженер конструкторского бюро НИИ, у нее проблемы с личной жизнью. Надя случайно встречает свою школьную подругу Сусанну (Татьяна Васильева), работающую социологом.

Сусанна, выяснив, что Надя всё ещё не замужем, решает «наладить жизнь» старой подруги, обучив её «научным» методам обольщения. Заодно она помогает ей выбрать объект атаки: выбор падает на модного красавчика-меломана Володю Смирнова (Александр Абдулов) — коллегу Нади и любимца дам.

Ирина Муравьева в фильме «Самая обаятельная и привлекательная»

В 1970-х и 1980-х годах вела воскресную детскую утреннюю программу «Будильник».

В 2000-е сыграла яркие роли в популярных проектах:

«Спасс под берёзами» (Анна Тимофеевна),

«Не родись красивой» (Елена Пушкарёва, мать Екатерины Пушкарёвой),

«Завещание Ленина» (Надежда Александровна Шаламова, мать Варлама Шаламова),

«Самая лучшая бабушка» (Анна Семёновна),

«Китайская бабушка» (Екатерина).

Ирина Муравьева в сериале «Не родись красивой»

В 2010-м году была ведущей программ «Театральный кружок» и «Детское Радио».

Ирина Муравьева Рост Ирины Муравьевой: 165 сантиметров.

Личная жизнь

Личная жизнь Ирины Муравьевой: Муж — режиссёр Леонид Эйдлин (1937-2014).

Познакомились на репетициях в Центральном детском театре.

Были женаты более 40 лет.

Ирина Муравьева и Леонид Эйдлин

Дети

Сыновья: Даниил (р. 1975 г.) и Евгений (р. 1983 г.). Оба сына снялись в сериале «С новым счастьем!» в эпизодических ролях — курьеры (посыльные с цветами).

Сыновья Ирины Муравьевой

Фильмография

Фильмография Ирины Муравьевой:

1965 — «Дети Дон Кихота» — в роли пациентки в очереди к косметическому хирургу

1973 — «Письмо из юности» — в роли рабочей завода

1973 — «Зерно риса»

1974 — «Чисто английское убийство» — Сюзанна (озвучила Алла Будницкая)

1975 — «Иван и Коломбина» — в роли Валентины

1975 — Ау-у! (эпизод «Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?!») — Людмила

1976 — «Хочу быть министром» — в роли Елизаветы Букановы

1977 — «Дуэнья» — Инесса, дочь Джеромо

1978 — «Переезд» (короткометражный) — дежурная

1978 — «Время выбрало нас» — в роли Зинаиды

1979 — «Москва слезам не верит» — Людмила Свиридова

1979 — «Охота на лис» — сыграла Марину, жену Белова

1980 — «Ты должен жить» — Клавдия

1980 — Неоконченный портрет (короткометражный)

1980 — «Мы, нижеподписавшиеся» — Алла Ивановна Шиндина

1981 — «Карнавал» — Нина Соломатина

1981 — «Руки вверх!» — Марья Михайловна Егорова

1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — Софья Павловна Книгина

1985 — Самая обаятельная и привлекательная — Надя Клюева

1985 — Голубые города (фильм-концерт, на музыку Андрея Петрова)

1986 — Год телёнка — Людмила Никитина

1988 — Артистка из Грибова — Галина Владимировна Кадетова

1989 — Руфь — Мари

1990 — Мы странно встретились — Вера

1990 — Бабник — Марина

1991 — Когда опаздывают в ЗАГС… — Мария Павловна Львова, первый заместитель министра по снабжению

1991 — Тартюф — Дорина

1991 — Мадам Бовари из Сливена (Madam Bovary ot Sliven) — Вера

1992 — Милостивые государи — Дольская / Паша / княгиня

1992 — Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне — Виктория

1992 — Новый Одеон — главврач психиатрической клиники

1993 — Эта женщина в окне — Евгения

1994 — Зефир в шоколаде — Мария, мать Ксении

1994 — Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах — Екатерина II, императрица

1995 — Первая любовь

1998 — Любовь зла — мать Константина

1999 — С новым счастьем! — Вера

2001 — С новым счастьем! 2. Поцелуй на морозе — Вера

2003 — Спас под берёзами (телесериал) — Анна Тимофеевна

2005-2006 — «Не родись красивой» — роль Елены Пушкарёвы, матери Екатерины Пушкарёвой

2007 — «Завещание Ленина» — Надежда Александровна Шаламова

2008 — «Одна ночь любви» — в роли Анны

2009 — «Самая лучшая бабушка» — Анна Семёновна

2010 — «Китайская бабушка» — в роли Екатерины

Источник: https://oeru.ru/biografija-iriny-muravevoj-i-lichnaja-zhizn/

Источник

После фильмов «Москва слезам не верит» и «Карнавал» Ирину Муравьеву полюбили зрители, а ей самой эти роли совсем не нравятся. Фото: Кадр из фильма

У Ирины Муравьевой есть любимая фраза: «свой возраст не скрываю, потому что за студента замуж не собираюсь». «Самой обаятельной и привлекательной» исполняется семьдесят лет и на самом деле это даже странно, потому что Муравьева – человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду. Двадцатилетней она играла в Центральном детском театре (теперешний РАМТ) мальчишек, а шестнадцатилетнюю Нину Соломатину из «Карнавала» – когда ей было изрядно за тридцать. И при этом не была Муравьева такой миниатюрной Золушкой вроде Янины Жеймо и сильно моложе своих лет никогда не выглядела. Вечные сорок. Молодость – имелось в виду как характеристическая деталь. Искренняя, открыто реагирующая на все, не умеющая скрывать эмоции.

Наряду с блестящими фильмами вспоминается еще и передача «Квартирный вопрос» десятилетней давности. Помните, когда актрисе сделали кухню, а она, как ни старалась – не смогла скрыть, что получилась ерунда. «Не хватает рогов и будет домик лесника!» – говорила чуть не плача.

Как правильно отмечали редкие журналисты, со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего. Никакая не авантюристка. Ни на кладбищах, ни в библиотеке с мужчинами не знакомилась, всю жизнь прожила с одним человеком, предпочитая патриархальный уклад жизни. Очень ранимая, осторожная.

Муравьева – человек молодого амплуа. Так писали про нее в газетах, так написано было на роду

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

С юных лет выбрала для себя один образ. Это свое удлиненное каре и ободок на все случаи жизни. Вечноузнаваемая Нина Соломатиной из «Карнавала». В общественных местах ее встречают фразой:

– Вы же Ирина Муравьева? Как время летит. Как вы постарели.

– Может, я потому перестала ездить в троллейбусах. Неудобно же сказать человеку: сам дурак. Вы у нас молодеете, а я одна старею, – возмущалась она. Впрочем, не то чтобы возмущалась, а скорее, удивлялась.

На одной из встреч со зрителями ее попросили назвать самый яркий эпизод в жизни. А она вдруг задумалась надолго и сказала невпопад, что не ожидала, как стремительно летит жизнь. В одно мгновение.

Двадцать лет назад, когда журналистка «КП» Галина Сапожникова спросила Муравьеву, чем та будет заниматься лет через двадцать, та ответила, что театр – не главное в ее жизни, поэтому она будет подметать где-нибудь или сторожить. К счастью, Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом». Вообще, в том, что говорила Муравьева о себе журналистам – мало правды.

«Я не даю интервью»

Есть куча артисток, которые не жалуют журналистов. Но Муравьева в этой череде занимает особое место. Про то КАК она не любит интервью – легенды складывают. Обычно с предложения «Ирина Муравьева» никогда не дает интервью» – начинаются все материалы о ней.

Если проявить власть -Муравьева подчиняется. Это еще Меньшов заметил. Как-то Муравьева стала протестовать против прически в «Москва слезам не верит». Помните эпизод, где с одинаковыми вавилонами «сестры» встречают гостей. Режиссер на Муравьеву прикрикнул. И сам удивился сам тому, что все прошло как по маслу.

Как правильно со своими многословными, суетливыми героинями Муравьева имеет мало общего

Если журналисту не спасовать перед отказом народной артистки России и строго сказать: “Ирина Вадимовна, надо”, то Ирина Вадимовна неожиданно сдается.

Были случаи, приходила к ней журналистка аж в гримерку перед спектаклем и потом с удивлением рассказывала, как Муравьева надевала при ней колготки и еще советовалась, какого цвета предпочесть. Другую актриса позвала домой, угостила вареньем и пирожками, а на вопросы так и не ответила.

Если разговор все-таки случается, то Ирина Вадимовна ведет себя как ребенок у зубного врача и через каждый вопрос интересуется: «ну что, все?» “Мы закончили?” “Можно идти?”

Или начинает троллить, давая странные ответы, лишь бы отстали: «Что это вы такие сложные вопросы задаете. Давайте лучше о цветочках поговорим».

– Вы хотели бы, чтобы вас называли Ермоловой своего времени?

– Нет, скорее, Львом Толстым.

Но в этом ее поведении нет актерской вредности, нет кокетливого «не лезьте мне в душу». Там совсем другое. Как признавалась сама, ей просто неприятно не узнавать себя в этих интервью. Журналисты конечно же заявляют, хахаха, у нас есть диктофонная запись, еще как узнаете. Но запись не спасает.

В архивах библиотеки киноискусства хранится смешная публикация из девяностых, где корреспондент на полстатьи описывает, как ходил к Муравьевой, как поговорили, как ждали правок, а их несколько месяцев все не было и не было. Журналист звонил каждый день, а Муравьева все правила и правила. Наконец терпение редакции лопнуло. Позвонил редактор, сказал строго: “Высылайте как есть, очень надо”. Выслала. В переделанной статье все осталось как было.

Обидевшийся корреспондент написал. Мы все равно благодарны Муравьевой, она подала хорошую идею. Давайте, актеры сами себе будут задавать вопросы, сами себе будут отвечать и никакие журналисты их отвлекать не будут.

Впрочем, даже эта мера не помогла бы. Если ты не знаешь, какой ты на самом деле – ты не сможешь себя узнать нигде. Ни в интервью, ни в фильмах, ни в интерьерах…

Вспоминается пресловутый «Квартирный вопрос», когда актрисе испортили кухню. Многие тогда встали на сторону Муравьевой, но более внимательные люди заметили: на вопрос, какой вы хотите видеть свой интерьер, героиня растерянно ответила, что не знает. А в прошлом году ситуация повторилась. Уже другая передача опять взялась переделывать Муравьевой кухню. Актриса расчистила пространство в доме и опять призналась, что не знает, чего хочет.

“Почему вы так мало снимались”.

Когда на экраны вышел фильм “Москва слезам не верит”, кинокритики аж подскочили. Где была такая замечательная артистка столько времени. “Неужели столь профессионально и уверенно выступила дебютантка? Увы – нет. Увы – потому что стаж актрисы Муравьевой насчитывает десять лет. Десять лет потерянных для кинематографа”, – писала кинокритик Татьяна Савицкая.

Сколько лет потеряно для кинематографа после девяностых – вообще страшно сказать. А зрители все удивляются, что такая хорошая, такая запоминающаяся артистка так рано ушла с экранов.

Ситуация та же, что и с интервью. Муравьева не любит сниматься, потому что себя не узнает. Ее считают великолепной артисткой кино. А она твердит “Я – артистка театра”. Ну да, театральные роли ведь гораздо сложнее пересмотреть, чтобы не узнать.

Вообще нет ни одной роли, где бы она себе нравилась. Про фильм «Москва слезам не верит», сделавший ее знаменитой, сказала так: «Все, что мне противно, все, что я ненавижу – вылезло на экране. Такая моя героиня получилась противная…»

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» она настойчиво отказывалась. И благо что режиссер Геральд Бежанов – восточный человек, не привыкший встречать отказы, особенно от женщин. Он проявил настойчивость. Осаждал. Уговаривал. Муравьева покорилась. Долго ненавидела фильм, когда про него спрашивали – краснела и извинялась. И только относительно недавно призналась, что пересмотрела и с удивлением поняла, надо же, кино-то неплохое.

Ирина Вадимовна продолжает работать в «Малом»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Что на самом деле

Какую роль вы бы хотели сыграть? – интересуются журналисты.

– Никакую! – отвечает Муравьева.

– Вы мечтали быть артисткой?

– Нет, я хотела быть учительницей!

Кто она? Муравьева – коренная москвичка выросшая в самых заповедных районах города. Жила на Большой Пироговской, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в двухэтажном домике, во дворе которого росли яблони и гуляли курочки. Она никогда не задерживалась допоздна, не играла с подружками и опрометью бежала домой после школы, чтобы мама не заругала.

На месте теперешнего пруда жил цыганский табор и родители Ирины то ли в шутку, то ли всерьез говорили, что отдадут их с сестрой к цыганам, если те будут плохо себя вести.

Но они вели себя хорошо.

А еще с детства Ирина считала себя некрасивой. «Я же на себя в зеркало смотрела. Нисколько на артистку не похожа. Брови белые, ресниц нет. Вся в веснушках. Смотрела и думала: «просто девочка-урод». Когда во время поступления в Щукинское встретила Наталью Гундареву, расстроилась, вдруг поняв, что Гундаревой всего-то надо, что похудеть, чтобы все было хорошо. А ей – сколько всего…

В «Карнавале есть эпизод», когда Нина Соломатина, набрав в рот камушков, повторяет «Кукушка кукушонку купила капюшон». Подобный эпизод был и в жизни Муравьевой. Она не поступила ни в Щукинское, ни в Щепкинское, Может быть, виной тому «фифект фикции»: она “дзякала”, вместо «дя» говорила «дзя».

Известна история, что от «Самой обаятельной и привлекательной» Муравьева настойчиво отказывалась

Господин хороший

«Господин хороший, Волька Ибн Алеша», – наверное, все советские дети помнят пластинку с мюзиклом «Хоттабыч», заслушанную до дыр. «В дверях появилось странное существо в парандже с опахалом в руках и в школьном белом переднике», – объявлял диктор. Это существо немножко противным голосом пело арию про «господина хорошего». Роль была одним из первых появлений Муравьевой на пластинке и чуть ли не единственной, которая взыскательному художнику Ирине Вадимовне нравилась.

Она играла «Женьку», девочку, превращенную в рабыню: «Отныне, отныне я ваша рабыня».

Муравьева поступила в студию при ЦДТ заочно закончила ГИТИС и блестяще играла в детском театре. Здесь раскрылся комедийный талант Муравьевой. Недоброжелатели, конечно, долго еще упрекали Муравьеву, что и во взрослых ролях у нее сохранился “ТЮЗовский” налет. Что в этом плохого, правда, не совсем понятно. Но факт в том, что даже во взрослых ролях ее обожают смотреть дети.

В этом и заключается феномен «молодости» Муравьевой. Когда ты неусыпно находишься под чьим-то всевидящим оком, когда считаешь себя некрасивым, самое простое и безопасное – все время оставаться ребенком и комиковать.

Какая она на самом деле? Актеры, друзья и коллеги в один голос говорят, что очень классная, веселая, светлая. Евгений Стеблов рассказывал, как на репетиции спектакля “Братья Карамазовы”, где Муравьева играла Грушеньку она бросалась ему в ноги, вся в слезах, а сама тем временем выдирала волосы из ноги актера.

Но такие смешные эпизоды и для нее самой – редкость. Муравьева живет очень осторожно.

На празднование пятидесятилетия артистки коллеги из Малого театра устроили капустник. И впали в ступор.

«Мы в поздравлениях едки и суровы,

Мы юбиляров не щадим,

Но что нам петь про Иру Муравьеву –

Никак мы не сообразим, – пели они.

В тексте песни актеры долго перебирают все, в чем Муравьева не была замешана: «Хотя бы мужу изменяла, подолгу дома не жила… Она ж не курит и не пьет, причин для сплетен не дает, жена прекрасная и мать и на тусовках не видать»… И, наконец, решают ее скомпрометировать сами: расцеловать, кто куда успеет и заснять на камеру.

Как поздравят Муравьеву в этом году – вопрос. Может быть она ответит на него 14 февраля на творческом вечере.

Но понятно, что семьдесят – не ее возраст. Ее душевное развитие отстает от физического, как она сама и признавалась. По факту ей не семьдесят, а, может быть, двадцать пять или тридцать. И она до сих пор находится в развитии. И театр ей – наставник, который дает ей возможность расти и взрослеть.Муравьева чуть ли не единственная актриса, которая не отделяет роли от себя. Например, признается, что играет только хорошие роли в театре, потому что “все они откладывают отпечаток на жизнь”. Как признавалась в редкую минуту откровения, больше всего ей нравится играть чеховские роли, потому что, “если играешь Чехова – становишься лучше”. Потому и выбрала театр, а не кино. В служении театру – желание подчиниться, найти опору. Как Фома шел по камням, так она идет по своим ролям, чувствуя в них опору по жизни.

Кто она – Ирина Муравьева и куда придет – еще предстоит узнать. Лишь бы времени хватило.

Источник