Нина чусова биография личная жизнь
Нина Чусова | |
---|---|
Имя при рождении | Нина Владимировна Чусова |
Дата рождения | 18 апреля 1972 (48 лет) |
Место рождения | Воронеж, РСФСР, СССР |
Гражданство | СССР → Россия |
Профессия | актриса, театральный режиссёр |
Театр | Свободный театр Нины Чусовой; Театр сказки «Аквамарин» |
Медиафайлы на Викискладе |
Ни́на Влади́мировна Чу́сова (род. 1972) — российская актриса и театральный режиссёр.
Биография[править | править код]
Родилась 18 апреля 1972 года в Воронеже. Окончила актёрский факультет Воронежского государственного института искусств (курс Владимира Бугрова). По окончании института играла на сцене театра имени М. Горького в Самаре.
В 2001 году окончила режиссёрский факультет Российской академии театрального искусства (курс Леонида Хейфеца).
В 2009 году открыла собственный театр — «Свободный театр Нины Чусовой», первая постановка которого — спектакль «Портрет» по одноимённой повести Н. В. Гоголя — состоялась 9 ноября 2009 года.
В 2012 году работала в Самарском академическом театре оперы и балета в качестве режиссёра-постановщика оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
С 2012 года — художественный руководитель и главный режиссёр Театра сказки «Аквамарин» в Москве.
Спектакли Нины Чусовой участвовали в Международных фестивалях в Мюнхене, в Афинах, в Международном шекспировском фестивале в Крайове (Румыния), в фестивале «Русские сезоны» в Японии.
Семья[править | править код]
Нина Чусова замужем за Юрием Катаевым. 26 сентября 2005 года у них родилась дочь Алина[1], в декабре 2006 — сын Данил, а в мае 2010 — дочь Анна.
Признание и награды[править | править код]
- Премия «Московские дебюты» (2001)
- Премия «Чайка»
- Премия «Гвоздь сезона»
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Самарский театр драмы имени М. Горького[править | править код]
- «Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная
- «Живи и помни» — Настёна
- «Эй, кто-нибудь» — Девушка
Постановки спектаклей[править | править код]
- «Вий» Н. В. Гоголя (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
- «Гедда Габлер» Г. Ибсена («Сатирикон»)
- «Герой» Дж. Синга (Российский академический молодёжный театр)
- «Гроза» А. Н. Островского («Современник»)
- «Переполох в „Голубятне“» Ж. Пуаре Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI»
- «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
- «Женитьба» Н. В. Гоголя (Новосибирский театр «Глобус»)
- «Затоваренная бочкотара» В. Аксёнова
- «Имаго» М. Курочкина (антреприза П. Каплевича)
- «Крошка Цахес» Э. Т. А. Гофмана
- «Мамапапасынсобака» Б. Срблянович
- «Медведь» А. П. Чехова (Lime Light Theatre)
- «Ревизор» Н. В. Гоголя (Театр имени Моссовета)
- «Резиновый принц», по роману О. Богаева «Фалоиммитатор» (Московский театр эстрады, 2003)
- «Сон в шалую ночь» У. Шекспира (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
- «Тартюф» Ж. Б. Мольера (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
- «Энни» (проект продюсерской компании «Леге Артис»)
- «Шинель» Н. В. Гоголя (ГИТИС)
- «Портрет» Н. В. Гоголя (Свободный театр Нины Чусовой)
- «Екатерина Великая» С. Дрезнина (Свердловский академический театр музыкальной комедии)
- «Яма» С. Дрезнина (Свердловский академический театр музыкальной комедии)
- «Баллада о маленьком сердце» мюзикл (Театральная компания «Айвенго»)
Примечания[править | править код]
- ↑ Поздравляем Нину Чусову с рождением дочери
Ссылки[править | править код]
- Биография на сайте МХТ им. Чехова
- Интервью газете «Труд»
- Интервью газете f5 стр12
Именитый режиссер рассказала о том, легко ли уживаться в одном доме двум творческим людям, и тяжело ли ей быть многодетной мамой.
Именитый режиссер рассказала о том, легко ли уживаться в одном доме двум творческим людям, и тяжело ли ей быть многодетной мамой.
Екатерина Корешева
13 ноября 2013 20:28
Нина Чусова.
Владимир Чистяков
Считается, что прекрасному полу всегда приходится выбирать: либо успешная карьера, либо счастливая семья. Совместить и то и другое просто невозможно, думает большинство. Пример Нины Чусовой опровергает эти заблуждения. Талантливый режиссер, чьи постановки идут на сценах самых популярных театров Москвы — «Современник», «Сатирикон», МХТ имени Чехова. Художественный руководитель Музыкального театра «Аквамарин», который уже покорил столичную публику своими детскими спектаклями. А вне работы — жена, в которой супруг души не чает, и мама троих малышей. Как ей удается все успевать, остается загадкой для ее коллег и знакомых. Впрочем, человек она непредсказуемый и даже авантюрный. Судите сами: несмотря на боязнь высоты, в юности Нина на спор залезла на высокую отвесную скалу, отдыху в роскошных отелях на берегу моря она предпочитает походы с рюкзаком за спиной, причем таким образом она совершила путешествие по Вьетнаму и Кубе. А еще поражает Чусова своей интуицией — она заранее знает, что ее ждет. И уверена: ничего случайного в жизни не бывает — ни событий, ни встреч. Вчерашняя неудача завтра может обернуться победой.
О чем вы мечтали в детстве? Вряд ли о том, чтобы ставить спектакли…
Нина Чусова: «Я всегда мечтала стать именно режиссером. В шутку иногда говорю, что это началось еще с детского сада, когда на новогоднем утреннике мне досталась роль одной из снежинок. Мне не понравилось быть в массовке, да и спектакль показался так себе. Поэтому я и решила, что сама буду и распределять роли, и заниматься постановкой».
Многие девочки мечтают блистать на сцене, а не оставаться за кулисами…
Нина: «Я никогда не была как все. Старалась при любых обстоятельствах оставаться собой. А профессия режиссера мне нравилась. В школе я с удовольствием ставила различные праздники и спектакли. У меня это неплохо получалось. Я училась в девятом классе, когда меня попросили подготовить выпускной вечер для десятиклассников».
Родители с пониманием отнеслись к вашему выбору?
Нина: «Они его приняли. А что еще им оставалось делать? Они прекрасно знали мой нрав — меня от принятого решения отговорить сложно. Надо сказать, что в детстве я не отличалась особым послушанием, даже наоборот. Сейчас, будучи взрослым человеком, я понимаю, что так происходило из-за того, что папа и мама вынуждены были много работать. И не могли много времени уделять мне. А я своим не очень хорошим поведением пыталась привлечь их внимание. Хотя, с другой стороны, возможно, именно поэтому я рано стала самостоятельной. Ведь училась я сама, никто мои тетради не проверял и над душой не стоял, наблюдая, как я делаю уроки. Помню, как-то раз я попросила: „Мама, поставь подпись в дневнике. А то я каждый раз за тебя расписываюсь“. Не было тотального контроля, но из чувства ответственности я старалась делать все хорошо. В результате школу окончила с золотой медалью, а оба института — с красным дипломом. И я благодарна родителям, которые не стали ломать мой непростой характер, лишать меня личной независимости. Видимо, они понимали, что все эти качества пригодятся мне во взрослой жизни. Так что своего недовольства моим выбором профессии они не показали. Правда, моя двоюродная сестра Елена мне потом рассказывала, как мама просила ее меня отговорить. Ей хотелось, чтобы я пошла по ее стопам и стала врачом. А Лена только удивлялась: „Как же я смогу это сделать, если я сама актриса?!“ Кстати, сестра по-прежнему верна своей профессии, сейчас играет на парижской сцене».
Но в институт вы поступили все-таки на актерский факультет. Изменили своей мечте?
Нина: «Нет. Я приехала поступать на режиссуру, но мне сказали, что я слишком юна, и посоветовали стать артисткой. И я окончила Воронежский государственный институт искусств. Приходила в различные театры в Москве, в том числе и в «Сатирикон» к Константину Райкину, и в Театр Советской армии к Леониду Хейфецу, показывалась, но меня нигде не брали. Поэтому я уехала в Самару, где три года служила в Театре имени Горького. Но мечту о режиссуре не оставила. Наоборот, в какой-то момент вдруг поняла: все, больше так не могу! Хочу ставить сама! И я поступила во ВГИК, на курс Леонида Хейфеца. Помню, когда он мне поставил пять за актерское мастерство, я его напрямик спросила: «А что ж вы меня к себе в труппу не взяли?» На что он ответил: «Что ты придумываешь?! Ты ко мне не приходила». Нужно, видимо, пройти круг, чтоб оказаться на том же месте, но в другом качестве. Так случилось и с «Сатириконом». Я там ставила спектакль «Гедда Габлер», где были заняты Максим Аверин, Наталья Вдовина, Сергей Астахов. А когда сказала Константину Райкину, что в свое время он меня не взял в «Сатирикон» как актрису, он был удивлен: «Тебя? Не может быть!»
Вам доводилось работать на сцене с настоящими мэтрами, например с Олегом Павловичем Табаковым. Авторитетом не давили?
Нина: «Наш совместный проект — «Тартюф» в МХТ. Задание ответственное и даже опасное, так как там же шла постановка этой пьесы, сделанная когда-то Анатолием Эфросом. Но с Олегом Павловичем мы сразу договорились: будет современная и даже провокационная версия. Получилось очень точно, в духе времени и смешно. Табаков умеет веселить публику и одновременно доносить до людей важные мысли. Однажды на спектакле у него в кармане театрального костюма зазвонил телефон (он человек занятой и все время ведет какие-то переговоры). Я схватилась за голову: что делать? Но Олег Павлович не растерялся. Он взял трубку и, находясь в образе, ответил на звонок: «Тартюф слушает…» Под смех зрителей поговорил, и все это пошло только на пользу постановке. Также в этом спектакле мне повезло поработать с замечательной актрисой Мариной Голуб. Жаль, что ее теперь нет с нами».
С мужем вас тоже связала профессия?
Нина: «Мы встретились в Калининграде, куда я приехала ставить спектакль. Юрий тоже актер и режиссер. И как-то у нас очень быстро все произошло. Полюбили друг друга, стали жить вместе, родилась наша старшая дочь Алина. В следующем году нашему семейному союзу будет десять лет».
В семьях, где муж и жена — артисты, часто возникают трения: у каждого свои амбиции. А как уживаются в одном доме два режиссера?
Нина: «Замечательно. Конкуренции у нас нет, наоборот — полное взаимопонимание и поддержка. Помогаем друг другу идеями, советами. Конечно, бывают какие-то споры на профессиональные темы. Например, когда готовилась премьера спектакля, который ставил мой муж. Я ему делала какие-то свои замечания с точки зрения художественного руководителя театра, а он как режиссер не всегда со мной соглашался. И это нормально. Прекрасно помню, как я сама, будучи постановщиком, реагировала на какие-то пожелания продюсеров. Так что профессиональные конфликты у нас редкость. Чаще точкой преткновения становится быт».
Супруг не пытался заставить вас стать домохозяйкой? Все-таки у вас трое детей, дома работы навалом.
Нина: «Никогда. Он мне даже не предлагал такого, и не потому, что знал — я откажусь. Просто Юра понимает, что без театра я не смогу. В моем представлении, невозможно разделить семью и работу. Это две равные части моей жизни, и немыслимо отказаться как от одной, так и от другой. Например, чтобы существовать, человеку нужны вода и еда. Если лишить его пищи, сколько бы ни было у него питья, он все равно не сможет выжить. И наоборот: попробуйте его усиленно кормить, но не давайте жидкости, — результат будет тот же. Я даже в период беременности работала. А декретный отпуск у меня продлился около месяца».
А кто в семье главный?
Нина: «Муж — голова, а я — шея. Куда шея повернет… (Смеется.) А если серьезно, то у нас демократия с постоянной сменой власти. То Юрий у руля, то я. Но в воспитании детей главный — папа. Именно он проявляет порой необходимую твердость и настойчивость. Как и положено мужчине. А мама — мягкая и ласковая, может побаловать, где-то что-то спустить на тормозах».
То есть детей воспитываете в строгости?
Нина: «Нет. Но все-таки должна быть система запретов. Ребенок должен понимать, что можно, а что нельзя. Для его же блага. Вседозволенность очень опасна. И надо заниматься этим с самого начала, потом будет поздно перевоспитывать. Знаете, как многие откладывают: дескать, будет постарше, сам поймет. А ведь случается так, что с возрастом осознание, которого папы и мамы так ждали, не приходит. Поэтому мы с самого юного возраста стараемся объяснять своим детям, что хорошо, а что плохо, как надо себя вести, а как нет. Но все равно строгими родителями нас не назовешь. Мы любящие… но справедливые. (Смеется.) И не просто одергиваем или запрещаем, мы разговариваем, пытаемся разъяснять, почему так, а не иначе. Чтобы дети сами при-
шли к правильному выводу. Несмотря на то что они маленькие, у них уже есть собственное мнение. И не надо его жестко ломать. Также мы стараемся научить их говорить правду, не юлить и озвучивать нам, родителям, что они думают. Должно быть понимание и доверие. У меня был случай в подростковом возрасте, когда мы с подружками пошли на дискотеку и там выпили спиртного. Захотелось себя взрослыми почувствовать. И мы отравились. Если бы вы знали, как нам было плохо! Моя мама всю ночь не спала. Хорошо хоть, что она врач и знает, как с этим бороться. Потом наступило утро, которое радостным не назовешь. Как по самочувствию, так и по тягостным ожиданиям предстоящей взбучки. Кому-то из девочек действительно влетело. Но моя мамочка очень мудро поступила. Она не повышала на меня голос, не ругалась особо, уж тем более не рукоприкладствовала… В нашей семье этого не было никогда. А только заметила: „Это должно было когда-нибудь попробоваться. Пусть сейчас…“ Из этой истории я сделала два вывода. Первый: алкоголь — это не мое, пить я никогда больше не буду. Не получится из меня пьяницы. И второй: что бы в жизни ни случилось, я всегда могу рассчитывать на поддержку родителей. Даже в ситуации, когда я неправа. И они меня не оттолкнут, а поймут и постараются помочь».
У вас трое детей. Сложно быть многодетной мамой?
Нина: «Нет. Тяжело с первым ребенком, когда ты еще неопытная совсем. Не знаешь, как и что правильно делать. Чуть заболел малыш — трагедия! Со вторым было проще, поскольку все уже было знакомо, с третьим и того легче. А если вы имеете в виду, что сложно совмещать режиссуру и материнство, так это заблуждение. Если не задумываться над этим, а просто жить, любить своих детей и дело, которым ты занимаешься, никаких проблем не возникает. Мне кажется, что многие трудности люди придумывают себе сами. То есть они существуют только у них в голове, а на самом деле их нет. Меньше надо себя жалеть и не давать воли дурным мыслям».
У вас сын Даниил и две дочери — Алина и Анна-София. Откуда у младшей девочки такое необычное имя?
Нина: «Мы с мужем хотели, чтоб она была Соней. Но вмешалась старшая дочка. Она заявила, что сестру надо назвать Анной. Вообще она очень ждала сестричку. Когда родился Даня, с которым у них разница в год, Алина повторяла: „Зачем мне нужен братик?! Хочу срочно сестренку Анечку“. И когда она услышала, что мы ждем Сонечку, конечно, возмутилась: дескать, если это будет не Аня, то можно ее из роддома домой не приносить. Поэтому мы нашли такой компромисс, новорожденная получила двойное имя — Анна-София. Когда подрастет, сама выберет, как ей зваться».
На создание музыкального театра тоже повлияли ваши малыши?
Нина: «Да. Как-то раз Алина с обидой в голосе спросила: „Опять будешь спектакль для взрослых ставить?“ Именно эти слова дочери заставили меня задуматься, и мы начали делать спектакли для юных зрителей. Когда ты мама, тебе проще понять, что увлечет ребят. И сейчас наши дочери и сын помогают в работе над постановками. Так, например, идея создания популярного мюзикла „Остров сокровищ“, который с успехом идет в нашем театре, появилась благодаря Даниилу. Захотелось создать зрелищную музыкальную историю, которая заинтересует мальчиков его возраста. А повесть Стивенсона подходит для этого как нельзя лучше: настоящие герои, злые пираты, приключения. И немаловажно, что главный герой — ровесник тех, кто сидит в зале. Мы долго готовили этот спектакль и рады, что он нравится как юным зрителям, так и их родителям. А мнение, которое сын и дочки высказывают дома после увиденного спектакля, мы учитываем в дальнейшей работе. Они — наша лакмусовая бумага».
Сами дети не просились выйти на сцену?
Нина: «Нет. Пока такого желания они не выражали. Если захотят, пусть пробуют. А сами мы с мужем настаивать не будем. Если мы любим свою профессию, это не значит, что и наши дети найдут в ней свое призвание. Мне кажется, главное — что интересно самому ребенку. И вот тут не стоит ребят ограничивать. Пускай сегодня это будет хоккей, завтра вместо спорта — художественная школа, а еще через месяц — музыка. Пусть пробуют все, что им хочется. Родители в этой ситуации могут только помочь. И уж совсем глупо заставлять детей реализовывать собственные несбывшиеся желания. Например, мама мечтала стать балериной, не получилось, поэтому теперь она заставляет заниматься балетом дочь. Я думаю, стоит руководствоваться желаниями самого ребенка, только в этом случае его увлечения будут приносить ему удовольствие и из них будет толк».
А по характеру ваши дети похожи между собой?
Нина: «Что-то есть общее, но много и отличий. У каждого свой нрав. Алина, ей не так давно исполнилось восемь лет, очень рассудительная и серьезная. Ей нравится математика, то есть у нее способности к точным наукам. Даниил, которому в декабре будет семь, очень мягкий, но при этом ответственный. И судя по его пристрастиям, можно предположить, что он все-таки будет гуманитарием. Наша младшенькая Анна-София, ей три годика, очень терпеливая и смешливая. Но все трое — целеустремленные, это наша общая черта. И меня это не может не радовать».
И вам, и Юрию часто приходится уезжать. Кто остается с детьми в этом случае?
Нина: «Нам повезло — есть и бабушка, и родственники, и друзья. Хотя мы стараемся организовать свой рабочий график и наши служебные поездки так, чтобы не оставлять детей надолго».
Ревности к вашей работе они не испытывают?
Нина: «Вряд ли. Тем более что чаще всего они рядом с нами в театре. И хотя не высказывают желания выходить на сцену, видно, что им это тоже интересно. Другое дело, когда они не могут быть вместе с нами. Однажды они все трое простыли, разболелись. И Алина говорит: „Мама, мы сейчас на тебя будем кашлять и чихать, чтоб ты тоже заболела и не смогла на работу идти“. Но это было сказано в шутку, не говоря уже о том, что все домашние знают: в каком бы расклеенном состоянии я ни находилась, если надо, я все равно поеду в театр. Они вроде бы у нас маленькие, но уже понимают, что для их родителей творчество — это не работа, а часть жизни».
Творческие люди часто суеверны. Вы верите в приметы? И какая из них чаще всего сбывается?
Нина: «Это не народная, а наша личная примета. Как только я ставлю Николая Васильевича Гоголя, на свет появляется ребенок. Три постановки — трое детей».
То есть к его произведениям вы больше обращаться не планируете…
Нина: «Почему же нет?! Мы не против и четвертого малыша. Как Бог даст… Дети — это счастье, а их появление на свет — настоящее чудо».