Николай крюков актер личная жизнь дети
Популярный советский актер 60-70 годов, получивший известность ролями решительных, но в основном молчаливых и мужественных людей, Николай Крюков сыграл во множестве фильмов, посвященных войне, позже стал играть в основном иностранцев. Судьба самого актера изощреннее любого приключенческого романа. В годы войны он играл на оккупированной немцами территории, потом во Франции, после чего ему удалось вернуться в Советский Союз.
Ранние годы
Родился Николай Крюков 8 июля 1915 года в небольшом селе Замытье Тверской губернии. После окончания средней школы некоторое время работал на ленинградском заводе “Севкабель”. В 30-е годы молодой рабочий серьезно увлекся театром и начал заниматься в заводской самодеятельной студии. Актера-любителя заметили, и он был принят на обучение в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра, которую окончил в 1935 году.
Со следующего года начал служить в театре-студии, которой руководил режиссер и драматург С. Э. Радлов, бывший Молодой театр, а в настоящее время Театр имени Ленсовета. После первых ролей его признала ленинградская публика, вскоре он стал одним из ведущих актеров труппы. В 1938 году ему досталась небольшая роль в картине “Морской пост”. В 1940 году получил работу в фильме “Политрук Колыванов”, которая не была завершена, из-за того, что сценарий посчитало плохим Управление пропаганды и агитации. Однако актер Николай Крюков всегда упоминал эту работу в своей творческой биографии. И вскоре началась война.
В блокадном Ленинграде
Немцы подступали к городу, театр перешел на военное положение, труппу разделили на фронтовые бригады. Актеры выступали с патриотическими песнями и стихами на сборных пунктах, боевых кораблях и перед работниками тыла, на рытье противотанковых рвов. После выездных концертов все спешили вернуться в театр на репетиции спектакля “Эмилия Галотти”, премьера которого была запланирована на 17 октября 1941 года. А вначале октября актер Николай Крюков был занят в спектакле “Свадебное путешествие” драматурга Дыховичного. В нем он играл роль Кости.
На премьере драмы Лесинга, состоявшейся по плану, всем запомнилась игра Николая Крюкова в роли принца Гонзаго. Вместе со всеми переживая тяжелое время, актеры пытались развлечь своей игрой жителей, которые даже в это непростое военное время заполняли театральный зал.
В декабре 1941 года актер в последний раз вышел на сцену в блокадном городе. Жизнерадостного Костю играл, уже потеряв силы от голода, после этого его отправили в больницу. В январе спектакли прекратились, не было ни электричества, ни тепла, актеры были истощены. В феврале труппу театра эвакуировали, самого еле двигающегося Крюкова привезли на санках на Финляндский вокзал.
В эвакуации
В марте 1942 года театр приехал в Пятигорск, уже через два месяца состоялась первая премьера на новом месте. Всеобщие симпатии вызвала игра Николая, к этому времени он уже немного оправился и окреп. Летом режиссер возобновил пьесы “Идеальный муж” и “Гамлет”, собиравшие полные залы. Фронт быстро приближался, однако театр не эвакуировали, городские власти не хотели паники. Только 8 августа часть труппы отправили на попутных машинах в Нальчик.
На следующий день Николай Крюков вместе с коллегами ждал машины возле служебного входа в театр, когда в город ворвались немецкие части. Главный режиссер театра Сергей Радлов предложил всем вернуться в общежитие и постараться вести себя спокойно.
В оккупации
При учете населения, оккупационные немецкие власти обнаружили актеров двух театров – радловского и оперетты и приказали начать работать. Они тянули сколько могли, отговариваясь неполным составом труппы. Потом начали давать спектакли, ходили в основном местные жители, немцев спектакли на русском языке интересовали мало. Вскоре Николай Крюков играл привычные роли в “Бесприданнице” и “Идеальном муже”. Затем получил главную роль в Гамлете. Красная армия уже была очень близко и все надеялись на скорое освобождение.
Однако немцы в октябре 1943 года вывезли театр в Берлин. В это время город бомбили союзники, труппа разделилась. Одни ушли на север Франции, другие – на юг (к ней примкнул и Крюков). Они добрались до небольшого городка Ла Фоссет. Выступали перед местными жителями и в лагерях советских военнопленных.
После освобождения союзниками Франции работали в Марселе, потом в Париже, откуда советское командование отправило остатки труппы в Москву. Режиссер Радлов с женой был осужден за сотрудничество с оккупантами.
Возвращение домой
Ему удалось избежать тюремного заключения, но более 10 лет его не пускали в столичные театры. Он успел поработать в театрах Твери, Тбилиси и Ростова-на-Дону. В эти годы скитаний личная жизнь у Николая Крюкова не складывалась. В 1956 году Радлов, которого освободили в 1953 году, пригласил его поработать в Риге. Его начали приглашать в кино, на небольшие роли: картины “Корабли штурмуют бастионы” (1953 год) и “Необыкновенное лето” (1957 год). За два года работы в латвийской столице стал востребованным и популярным актером.
В 1958 после смерти режиссера возвращается в родной город, где поступает на работу на “Ленфильм”. В 43 года ему фактически пришлось начать актерскую карьеру заново. Он сыграл более сотни разноплановых ролей, в основном эпизодических. Во многих фильмах Николай Крюков играл советских командиров, милиционеров и летчиков. Зрителям запомнились его герои-иностранцы: английский офицер Себастьян Моран («Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1980 год), шведский адмирал (“Россия молодая”, 1982 год), английский адмирал (“Левша”, 1986 год).
Последние годы
Возможно, работа в театре на оккупированной территории сказалась, потому что только в 1991 году популярному советскому актеру, сыгравшему множество запоминающихся ролей, было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
О личной жизни актера Николая Крюкова известно немного. В 1960 году он второй раз женился на актрисе “Ленфильма” Гуровой Лилии Ивановне (урожденной Лии Ионовне Гуровой). Имя и отчество ей изменили во время немецкой оккупации, чтобы уберечь от расправы. Познакомились они на озвучивании фильма и прожили вместе 33 года, до самой смерти актера.
Умер Николай Николаевич Крюков 17 апреля 1993 года. Его похоронили на Серафимовском кладбище Петербурга, на скромном памятнике только одна надпись: “Истинно народный”.
Можно вспомнить множество актеров, которые были достойны играть главные роли, и не только из-за красивой внешности, а прежде всего из-за таланта. Об одном таком артисте сегодня и пойдет речь, это Николай Крюков. Часто его путают с Николаем Крючковым, фамилии благозвучные, да и в зрелом возрасте они были чем-то похожи внешне.
Николай Крюков
Расцвет карьеры Николая Крюкова пришелся на послесталинское время. Он много снимался в фильмах, были интересные роли, запоминающиеся, и среди них только несколько главных. Почему? Непонятно, вот честное слово – непонятно.
У актера были шикарные внешние данные, волевое, суховатое лицо, широкие скулы, пронзительный, спокойный взгляд. Он мог играть любой типаж – начиная от мужика и заканчивая истинным дворянином. Режиссеры постоянно приглашали на роли: белогвардейцев, адмиралов, шпионов, полковников и т.д.
Николай Крюков в спектакле “Гамлет”
Жизненный путь, который суждено было пройти Николаю Крюкову, наверное, затмит любой фильм, в котором когда-либо играл артист.
Перед войной, 25-ти летний Николай, служил в театре и уже имел успех. Снялся в двух картинах «Морской пост» и «Четвертый перископ». В театре прошла премьера «Идеального мужа», где Николай сыграл дворецкого. Планов у юноши было много, и все рухнуло в один миг – 22 июня 1941 года. Началась война…
Николай Николаевич остался в блокадном Ленинграде, в театре продолжали давать спектакли. Холод сковывал движения, артист сидел в гримерке, и думал о том, как ему играть веселого аспиранта Костю из комедии «Свадебное путешествие»? Голод превратил его в тень, кружилась голова, подняться не было сил. Но ведь его ждут зрители в зале! Коллеги, с обеих сторон подхватили артиста, и помогли добраться до сцены. Отыграв спектакль, Николай рухнул за кулисами на стол.
Николай Крюков в фильме «Необыкновенное лето» (1956)
В марте 42-го театр начали эвакуировать, Николая привезли из больницы на вокзал. Через месяц артист ощутил, как силы к нему возвращаются, он смог самостоятельно опять ходить. То, что он не умер от голода, было настоящим чудом. В Пятигорске театр возобновил работу, боялись только одного – фашисты все ближе подступали к городу. Местные власти не спешили эвакуировать население, боялись паники.
В августе артистов пообещали увести в Нальчик. Все сидели на ступеньках театра и ждали грузовик. Из-за поворота показались мотоциклисты. Немцы… Первым взял себя в руки режиссер Сергей Радлов. Попросил артистов вернуться в общежитие и сохранять спокойствие. Театр жил своей жизнью до января месяца, а потом немцы решили поделить труппу, и отправить их к раненным гитлеровцам, перед которыми нужно было петь и плясать. Режиссер не мог этого допустить, пошел с оккупантами договариваться.
Николай Крюков, главная роль в фильме Дочь Стратиона” (1964)
В феврале немцы начали отступать, всех артистов загнали в вагон и отправили в Радлов, а через полгода увезли в Берлин. В Германии было не до сцены, постоянные бомбежки, пожары, раненные, голод, страх… Крюкову удалось добраться до Франции вместе с режиссером и его женой. Некоторое время играли в местном театре, а после освобождения Парижа, вернулись на родину. Вместо радости, был приговор – 10 лет каторжных работ. Обвинили в сотрудничестве с врагами. Дело пересмотрели и приговор отменили, но артист не мог работать в крупных городах. Скитания продолжались десять лет и только в 57 году он вернулся в Ленинград.
Начинать карьеру в сорок три года было очень нелегко. Первый раз после войны Николай снялся в картине «Необыкновенное лето». А через год в «Последнем дюйме» сыграл летчика. В течении пятидесяти лет актером было сыграно около 100 ролей, самыми популярными были: коммунист в «Бронзовой птице», морской офицер «Земля Санникова», Иен Кейпл «Смерть под парусами», лесник «В зоне особого внимания», Прохорович «Петровка, 38», Ефимов «Долгая дорога в дюнах», полковник Моран «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона», шведский адмирал Ярл Юленшерна «Россия молодая» и др.
Николай Крюков в фильме «Земля Санникова» (1973)
Почти все роли второго плана, но артист смог показать свое мастерство, запомнился зрителям даже в небольших эпизодах. И, всё-таки, немецкий плен оставил темное пятно в биографии Николая Крюкова. Заслуженного артиста РСФСР он получил только в 1991 году.
О личной жизни артиста известно не много. Дважды был женат, вторая жена Лилия Гурова. Они поженились в 1960 году и прожили, как говорили в русских сказках – 33 года. Последнее время Николай Николаевич был очень востребован. За три года до смерти сыграл в десяти картинах.
Николай Крюков в фильме «Долгая дорога в дюнах» (1980)
Умер Николай Крюков на 78-м году жизни – 17 апреля 1993 года. На постаменте артиста выбита короткая, но очень правильная надпись: «Истинно народный!»
Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂
Николай Николаевич Крюков
Николай Николаевич Крюков. Родился 25 июня (8 июля) 1915 года в Замытье Тверской губернии – умер 17 апреля 1993 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1991).
Николай Крюков родился 25 июня (8 июля по новому стилю) 1915 года в Замытье Тверской губернии.
Окончив среднюю школу, работал на ленинградском заводе «Севкабель». Там занимался в самодеятельной студии, позже был принят в театральную студию Ленинградского Большого драматического театра (БДТ), которую окончил в 1935 году.
С 1936 года начал играть в театре-студии под руководством режиссера и драматурга С. Э. Радлова (бывший Молодой театр, с 3 мая 1939 года – Театр имени Ленинградского Совета).
Работы Николая Крюкова в Ленинградском театре под руководством С.Э. Радлова:
- Никодим Дызма – «Карьера Дызмы» А. Морова;
- Гамлет, Лаэрт – «Гамлет» У. Шекспира;
- Дворецкий Фиппс – «Идеальный муж» О. Уайльда;
- Костя – «Свадебное путешествие» Дыховичного;
- Принц Гонзаго – «Эмилия Галотти» Г. Лессинга;
- «Бесприданница» А.Н. Островского.
В 1940 году Крюков начал сниматься в фильме «Политрук Колыванов» режиссера Арманда, но эта картина не была завершена, так как сценарий был признан некачественным Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).
С началом войны попал во фронтовую бригаду, выступал перед бойцами, защищавшими блокадный Ленинград. Также актеры играли перед жителями города, которые даже в то тяжелое время заполняли зал. В последний раз Крюков вышел на сцену в блокадном Ленинграде 21 декабря 1941 года, далее из-за дистрофии актера отправили в лечебный стационар.
В феврале 1942 года было принято решение об эвакуации театра в Пятигорск. Там актеры продолжили выступления перед бойцами Красной Армии. В августе, хотя фронт был уже совсем близко, театр оставался в городе – местные власти опасались паники. Только в ночь на 8-е августа часть актеров, в основном семейных, отправили в Нальчик на попутных военных машинах, а уже 9-го утром в город вошли немцы. Не успевшие эвакуироваться актеры вместе со своим режиссером С. Э. Радловым и его женой, заведующей литературной частью театра и переводчицей А. Д. Радловой, оказались в оккупации.
Вскоре при регистрации населения немецкие власти обнаружили оставшихся актеров радловского театра и работавшего в городе одновременно с ним театра оперетты. Немцы приказали им продолжить выступления. Первым открылся театр оперетты под руководством 75-летнего актера и режиссера Ф. И. Кремлевского (фон Эльтермана). Театр Радлова немцы посещали редко – русская драма, да еще на русском языке их интересовала мало. Зрителями, по большей части, было местное население, так тепло еще совсем недавно принявшее ленинградцев. Крюков играл прежние роли в восстановленных спектаклях – «Бесприданнице», «Идеальном муже». В конце 1942 года Радлов восстановил «Гамлета» с Крюковым в заглавной роли вместо успевшего эвакуироваться Б. Смирнова.
В январе 1943 года район Кавказских Минеральных Вод был освобожден, но перед своим отходом из Пятигорска немцы под конвоем отправили актеров в Запорожье. Там «Петроградский театр под руководством Радлова» – так теперь назывался коллектив – работал до октября. Фронт приближался. Покидая Запорожье, немцы вывезли актеров в Берлин. Там труппа распалась, одни решили уходить на север Франции, иные – Сергей и Анна Радловы, Николай Крюков и др. – добрались до городка Ла Фоссет на юге. Чтобы как-то прожить, выступали перед жителями и в лагерях для русских военнопленных. После освобождения Франции союзниками работали в Марселе, где встретились с представителями советского командования. В январе 1945 перебрались в Париж, откуда вскоре Радловых, а затем и оставшихся актеров отправили в Москву, где они были осуждены «за измену родине и сотрудничество с оккупантами». Анна Радлова скончалась в заключении в 1949, Сергей Радлов вышел на свободу в 1953 и был реабилитирован в 1957 году.
Хотя Николай Крюков избежал серьезных репрессий, но, как и других актеров радловского театра, его не брали ни в один московский или ленинградский театр. Работал в провинциальных театрах – в Тбилиси, Твери, Ростове-на-Дону. Затем был принят в ленинградский театр, размещавшийся в здании «Пассажа» (где с 1936 по 1942 год работал радловский театр) и позже названный именем В. Ф. Комиссаржевской.
В 1956 году Крюков принял приглашение Радлова и приехал в Ригу, где работал до 1958 года.
Работы Николая Крюкова в Рижском театре русской драмы:
- Кент – «Король Лир» Шекспира;
- Гамлет и Лаэрт – «Гамлет» Шекспира;
- Тибальд – «Ромео и Джульетта» Шекспира;
- Макдуф – «Макбет» Шекспира;
- Влас – «Дачники» М. Горького;
- Скроботов – «Враги» М. Горького;
- Передышкин – «Это было в Конске» В. Катаева;
- Мотыльков – «Слава» В. Гусева.
После смерти Радлова в 1958 году Крюков вернулся в Ленинград и был принят актером на киностудию «Ленфильм».
В кино дебютировал еще до войны, однако активно начал сниматься с 1953 года.
Широкая известность к нему пришла в 1958 году после главной роли в драме «Последний дюйм» по одноименному рассказу Джеймса Олдриджа. По сюжету герою Крюкова, летчику Бену Энсли предлагают за большие деньги опасную работу – подводные съемки акул. Бен и его сын Дэви, упросивший отца взять его с собой, летят на дальний безлюдный берег моря. Во время съемок Бен подвергается нападению акул и полуживым выбирается на берег, а мальчик, спасая жизнь себе и отцу, затаскивает его в самолет и взлетает. Бен, теряя сознание, на ходу учит Дэви управлять машиной, и тот преодолевает опасный путь и сажает самолет на аэродроме – сделав все правильно до последнего дюйма.
Николай Крюков в фильме “Последний дюйм”
Далее сыграл главные роли в картинах «Дочь Стратиона» (командир партизанского отряда Иван Тимофеевич Стратион) и «Туманность Андромеды» (Эрг Ноор).
Молодым зрителям запомнился по роли старика – хозяина “умных вещей” – в детском фильме-сказке «Умные вещи» режиссёра Анатолия Граника по одноимённой сказке Самуила Маршака.
Николай Крюков в фильме “Умные вещи”
В 1976-м сыграл Иена Кейпла в детективе «Смерть под парусом» режиссёра Ады Неретниеце по мотивам одноимённого романа британского писателя Чарльза Перси Сноу. Преуспевающий врач-онколог, доктор Роджер Миллз, пригласил компанию своих друзей провести время на его яхте. В гостях у Миллза были: молодой врач Уильям Гарнет, работающий в клинике Миллза, клубный завсегдатай Иен Кейпл, Филипп Уэйд – сын судостроительного магната, со своей подругой Тони Гилмор, мисс Эвис Лоринг со своим женихом Кристофером Тэрентом. Через несколько дней Миллз найден убитым выстрелом в сердце. Под подозрение попали все гости убитого.
Николай Крюков в фильме “Смерть под парусом”
Позже продолжал регулярно появляться на экране. Яркими стали работы в лентах «В зоне особого внимания» (лесник), «Акванавты» (Командор), «Петровка, 38» («Прохор»), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (полковник Себастьян Моран), «Остров сокровищ» (пират Том Морган), «Россия молодая» (шведский адмирал Ярл Юленшерна), «Софья Ковалевская» (генерал Корвин-Круковский), «Сабля без ножен» (генерал Степан Чалый), «Белые одежды» (Стефан Игнатьевич Вонлярлярский), «22 июня, ровно в 4 часа…» (отец Брагина).
Николай Крюков в фильме “В зоне особого внимания”
Николай Крюков в фильме “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”
Николай Крюков в фильме “Россия молодая”
Ушел из жизни в Санкт-Петербурге 17 апреля 1993 года. Похоронен актер на Серафимовском кладбище, рядом с могилами офицеров флота. На постаменте выбита надпись «Истинно народный».
Личная жизнь Николая Крюкова:
Дважды был женат.
Вторая жена – Лилия Ивановна Гурова, советская и российская актриса. Были женаты с 1960 года.
Николай Крюков и Лилия Гурова
Фильмография Николая Крюкова:
1938 – Морской пост
1939 – Четвертый перископ – матрос (нет в титрах)
1940 – Политрук Колыванов (не был завершен) – Угарный, лейтенант
1953 – Корабли штурмуют бастионы – эпизод (нет в титрах)
1957 – Необыкновенное лето – председатель «революционной военной тройки» (нет в титрах)
1958 – Последний дюйм – летчик Бен Эсли (озвучил Юрий Толубеев)
1960 – Им было девятнадцать – подполковник-замполит Семен Трофимович Лепко
1960 – Крепость на колесах – Вальтер фон Лютвиц
1960 – Обыкновенная история – Гаргантон
1960 – Сильнее урагана – капитан Белоус
1960 – Кроткая – полковник
1961 – Поднятая целина – Тит Бородин
1962 – Закон Антарктиды – барон де Жеверен
1962 – Порожний рейс – летчик Волков (нет в титрах)
1963 – Мандат – атаман банды, батька Хмель
1963 – Трое суток после бессмертия – Захар Петрович Прохоров
1963 – Улица Ньютона, дом 1 – Растегаев, председатель рыболовецкого колхоза
1964 – Дочь Стратиона – Иван Тимофеевич Стратион, командир партизанского отряда
1964 – Космический сплав – Григорий Петрович
1965 – Акваланги на дне – полковник погранвойск
1965 – Двадцать шесть бакинских комиссаров – английский консул
1965 – Над нами Южный Крест – Николай Петрович, директор судоремонтного завода
1965 – Чистые пруды – майор Лев Матвеевич Ржанов, начальник военной типографии
1965 – Хочу верить – Семчук Семен Григорьевич, бывший подпольщик
1965 – Проверено – мин нет
1966 – Два года над пропастью – Симонов, Дмитрий Иванович Соболев
1966 – На диком бреге – Иннокентий Седых
1966 – По тонкому льду – немецкий шпион полковник Дункель, он же господин Фидлер, он же диверсант Угрюмый
1967 – Туманность Андромеды (часть 1 «Пленники железной звезды») – Эрг Ноор
1967 – Полуденный паром – капитан ВВС
1967 – Сильные духом – генерал разведцентра
1967 – Запомним этот день – офицер
1968 – Ошибка Оноре де Бальзака – Виктор Гюго
1968 – Один шанс из тысячи – Двигубский
1968 – Испытание (короткометражный) – шеф
1969 – Ее имя – Весна – главврач, майор
1969 – Король гор и другие – Иван
1969 – Та самая ночь – Стожар
1969 – Ночь перед рассветом – полковник
1970 – Баллада о Беринге и его друзьях – Федор Матвеевич Апраксин
1970 – И был вечер, и было утро… – офицер
1970 – Крушение империи – генерал Хабалов
1970 – Три года – Григорий Николаевич Панауров, муж Нины
1970 – Посланники вечности – Николай Ильич Подвойский
1971 – Город под липами – комиссар Мешков
1971 – Разрешите взлет! – пассажир самолета (нет в титрах)
1971 – Пропажа свидетеля – следователь Юрий Степанович
1971 – Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина – англичанин
1972 – Длинная дорога в короткий день – новосибирский ученый
1972 – Идущие за горизонт – тренер, Иван Никодимыч Шульманов
1973 – Земля Санникова – морской офицер
1973 – Облака – летчик
1973 – Умные вещи – хозяин «умных вещей»
1973 – А вы любили когда-нибудь? – дедушка, Герой Советского Союза, “Полтора Ивана” с двумя внуками
1974 – Бронзовая птица – кубинский коммунист
1973 – Парашюты на деревьях – Август Шиллят, лесничий
1973 – Старые стены – отдыхающий, съемки групповой фотографии (нет в титрах)
1974 – В то далекое лето… – Рудольф
1974 – Если хочешь быть счастливым – член советской делегации на испытаниях вертолета
1975 – Это было в Межгорье – Синявин
1975 – Одиннадцать надежд – Константин Лапшин, тренер «Ракеты»
1976 – Смерть под парусом – Иен Кейпл (озвучил – Виктор Рождественский)
1977 – Нос – чиновник
1977 – Ждите меня, острова! – эпизод
1978 – В зоне особого внимания – старый лесник
1978 – Мятежный “Орионъ” – английский адмирал
1978 – Шествие золотых зверей – Степан Митрофанович Проворов, директор музея
1979 – Акванавты – Командор
1979 – Незнакомка – Старик / дядя Нины, посетитель трактира
1980 – Петровка, 38 – Аверьян Прохорович («Прохор»)
1980 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона – полковник Себастьян Моран
1981 – Девушка и Гранд – Иван Никонович, директор ипподрома
1981 – Сказку эту поведаю теперь я свету… – Финн
1981 – Две строчки мелким шрифтом – товарищ Кирилл, социалист в летнем кафе в Германии
1981 – Долгая дорога в дюнах – Петр Никодимыч Ефимов
1981 – 20 декабря – генерал Каледин
1981 – Остров сокровищ – пират Том Морган
1982 – Формула памяти – старик пришедший отдать в НИИ свою память
1982 – Пространство для маневра – член комиссии на защите диссертации
1982 – Россия молодая – шведский адмирал Ярл Юленшерна
1983 – Волчья яма – Николай Афанасьевич Тимофеев, генерал милиции
1983 – Семь часов до гибели – врач
1983 – Жизнь Берлиоза – король Ганновера
1983 – Анна Павлова – эпизод (нет в титрах)
1984 – Деревья на асфальте – Никита Семенович Горецкий, вдовец
1985 – Поклонись до земли – ветеран
1985 – Гум-Гам – академик
1985 – Софья Ковалевская – генерал Корвин-Круковский, отец Софьи
1986 – Левша – одноглазый аглицкий адмирал
1987 – Серебряные струны – камергер двора Его Величества, Филиппов
1987 – Сабля без ножен – Степан Иванович Чалый, генерал армии
1987 – На исходе ночи – пассажир немецкого судна
1988 – Хлеб – имя существительное – отец Ивана Полетаева
1989 – Этюды о Врубеле – отец Михаила Врубеля
1989 – Несрочная весна – Лукьян Степаныч
1989 – Процесс – эпизод
1990 – Адвокат (Убийство на Монастырских прудах) – эпизод
1990 – Палач – дедушка Ольги
1991 – Циники – продавец книжного магазина
1991 – Прости нас, мачеха Россия – Иван Иванович Рожнов, старый большевик
1991 – Год хорошего ребенка – шеф Интерпола
1992 – Белые одежды – Стефан Игнатьевич Вонлярлярский, цитолог
1992 – Он свое получит – мистер Форрест
1992 – Тайна – адвокат Флеминг
1992 – Освящение храма (Триптих)
1992 – 22 июня, ровно в 4 часа… – отец Брагина, Федор
2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе – полковник Моран
Озвучивание Николая Крюкова:
1957 – Годы любви (Years of Love) – Симо Ганевский
1958 – Боганч (Bogáncs) – Додо
1960 – Девушка Тянь-Шаня
1961 – Спасибо за весну (Kārkli pelēkie zied)
1961 – Сказание о любви – Ибн-Халид (роль Агасадыха Герайбейли)
1961 – Обманутые (Pieviltie)
1964 – Среди коршунов (Frontier Hellcat / Unter Geiern)
1965 – Проверено – мин нет (Provereno nema mina) – закадровый текст
1966 – Письма с острова Чудаков (Kirjad Sõgedate külast)
1966 – Лестница в небо (Laiptai į dangų) – Шаткаускас (роль Г.Кураускаса)
1972 – Сойти на берег (To Come to the Shore / Maaletulek)
1973 – Пятеро на тропе – Амирджан (роль Абдулло Джураева)
1974 – Мужчины седеют рано (Bărbații încărunțesc de tineri) – Володя Армаш (роль Всеволода Гаврилова)
1976 – Освобождение Праги (The Liberation of Prague)