Николай эрдман биография личная жизнь

Николай эрдман биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2020;
проверки требуют 5 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эрдман.

Никола́й Робéртович Э́рдман (3 [16] ноября 1900[4], Москва — 10 августа 1970, там же) — советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Николай Эрдман родился в семье бухгалтера фабрики «Товарищества шёлковой мануфактуры», лютеранина и уроженца Митавы Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950), впоследствии также блеснувшего ролями второго плана в фильмах «Окраина» и «Весёлые ребята», и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964). Её отец Борис Васильевич Кормер (1851—1915) владел часовой мастерской[5][6]. Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга. Тётя, Ольга Борисовна Кормер (1885—1963), была замужем за протоиереем С. И. Голощаповым[7].

Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище[8]. В 1919 году был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность[8]. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»)[8], был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924)[9].

«Мандат» и «Самоубийца»[править | править код]

В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля[10]), а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 1920-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине[9] и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений[10].

Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана — «Самоубийца», написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Вс. Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 1930-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции[10]. В этот период изменилось отношение и к «Мандату»[10].

В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры, но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён[10]; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».

В 1925 году Эрдман совершил поездку в Германию и Италию, где познакомился с М. Горьким.

Арест и ссылка[править | править код]

С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята», однако во время съёмок комедии в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вёл Н. Х. Шиваров[11]; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени — ссылка на 3 года в г. Енисейск.

Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат[10] на Дине Воронцовой (1898—1942), балерине и эстрадной танцовщице.

Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск[10], куда прибыл 8 марта. Вскоре Степанова вышла замуж за Александра Фадеева.

В Томске Эрдман проживал в Подгорном переулке (ныне — Беленца), д. 6. Чем он занимался почти полтора года, пока не установлено. 1 сентября 1935 года был зачислен в Томгортеатр заведующим литературной частью. Приказом от 22 октября 1936 года Эрдман был уволен с этой должности с 1 ноября по собственному желанию[12] — в 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.

После ссылки[править | править код]

После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова — «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.

Осенью 1941 года, как все поражённые в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.
Во время войны он участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. Однажды, глядя на себя в зеркало, грустно заметил: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…»[13]

После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке.

Читайте также:  Биография льва лещенко и его личная жизнь

Многие годы Эрдман сотрудничал c Михаилом Вольпиным. В частности, этим замечательным дуэтом (Эрдман — проза, Вольпин — стихи) создан русский текст оперетты Штрауса «Летучая мышь» (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), позже использованный при экранизации. О работе Эрдмана над переводами классических оперетт говорят слова Г. М. Ярона:

Мне кажется, что за все годы было только две удачные переделки классических оперетт — это «Боккаччо» В. Масса и Н. Эрдмана, шедшая у нас в 1930 году в постановке В. Бебутова, и «Летучая мышь» Н. Эрдмана и М. Вольпина, поставленная у нас же И. Тумановым в 1947 году.[14]

Николай Робертович Эрдман умер 10 августа 1970 года на 70-м году жизни. 13 августа похоронен в Москве на Новом Донском кладбище.

Семья[править | править код]

Жена — Наталья Васильевна Чидсон (в 1940-1953), балерина ГАБТ.

Двоюродный племянник — писатель Владимир Фёдорович Кормер[15].

Творчество[править | править код]

Сочинения[править | править код]

Пьесы

  • «Носорогий хахаль», пародия на пьесу «Великолепный рогоносец»
  • 1923 — «Шестиэтажная авантюра», буффонада
  • 1924 — «Гибель Европы на Страстной площади»
  • 1924 — «Москва с точки зрения», обозрение, в соавторстве с В. Массом и др.
  • 1925 — «Мандат»
  • 1928 — «Самоубийца»
  • «Квалификация» (драматическая миниатюра)
  • «Мать»
  • «Гипнотизёр», не завершена
  • Инсценировка «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в соавторстве с Юрием Любимовым

Либретто оперетт

  • «Нищий студент» Карла Миллёкера
  • «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (1947, проза; стихи М. Вольпина)

Либретто балетов
Сценарии художественных и мультипликационных фильмов
Сценарии цирковых представлений
Интермедии

  • Интермедии к сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот»
  • Интермедии к спектаклю по комедии Уильяма Шекспира «Два веронца»
  • Интермедии к спектаклю по трагедии У. Шекспира «Гамлет»
  • Интермедии к спектаклю «Пугачёв» по драматической поэме Сергея Есенина
  • Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш»

Куплеты, сцены для спектаклей

  • Куплеты к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»
  • Сцена к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»

Скетчи и куплеты для кабаре
Скетчи
Стихотворения
Басни

Театральные постановки[править | править код]

«Мандат»

  • 1925 — Театр им. Мейерхольда. Постановка Вс. Мейерхольда; художники И. Шлепянов, П. В. Вильямс
  • 2020 — Государственный драматический театр на Литейном. Постановка Д.Азарова; художник С.Матвеева

«Самоубийца»

  • 1982 — Московский театр Сатиры, постановка В. Плучека
  • 1989 — Театр «Творческие мастерские Кирилла Датешидзе», постановка К. Л. Датешидзе
  • 1990 — Театр на Таганке, постановка Ю. Любимова; художник Д. Боровский
  • 2000 — Московский театр на Юго-Западе, постановка Валерия Беляковича
  • 2006 — Российский академический молодёжный театр
  • 2013 — Театр на Таганке, режиссёр Рената Сотириади, художник Ирина Титоренко
  • 2015 — Театр «Студия Театрального Искусства», постановка С. В. Женовача.
  • 2017 — Дзержинский театр драмы, постановка С. Стеблюка

Экранизации[править | править код]

  • 1972 — «Самоубийца» серб. «Samoubica» (Югославия) — телефильм по пьесе «Самоубийца»
  • 1979 — «Летучая мышь» (СССР) — фильм режиссёра Я. Фрида по одноимённой оперетте
  • 1980 — Альманах сатиры и юмора (СССР) — телевизионная инсценировка по мотивам либретто Н. Эрдмана оперетты И. Штрауса «Летучая мышь»
  • 1990 — «Самоубийца» (СССР) — фильм режиссёра В. Пендраковского по пьесе «Самоубийца»

Фильмография[править | править код]

Сценарист

ГодНазваниеСоавторы (если есть)
1927Турбина № 3Адриан Пиотровский
1927Митя
1928Проданный аппетит (среднеметражный)Анатолий Мариенгоф
1928Дом на ТрубнойБелла Зорич, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Виктор Шкловский
1929Посторонняя женщинаАнатолий Мариенгоф
1933Весёлые ребятаВладимир Масс, Григорий Александров
1938Волга-ВолгаМихаил Вольпин, Григорий Александров
1940Старый наездникМихаил Вольпин
1941«Эликсир бодрости» (в Боевом киносборнике № 7, короткометражный)Михаил Вольпин
1943 или 1942Принц и нищий
1943АктрисаМихаил Вольпин
1946Здравствуй, Москва!Михаил Вольпин
1951Смелые людиМихаил Вольпин
1951Спортивная честьМихаил Вольпин
1953Застава в горахМихаил Вольпин
1954Шведская спичка (среднеметражный)
1956На подмостках сценыМихаил Вольпин
1957Рассказы о Ленине (новелла «Подвиг солдата Мухина»)Михаил Вольпин
1959Косолапый другМихаил Вольпин
1961Мишель и Мишутка (среднеметражный)М. Демиденко
1961Любушка
1962—1963Необыкновенный город
1963Укротители велосипедовЮрий Озеров, Юлий Кун
1963Каин XVIIIЕвгений Шварц
1964МорозкоМихаил Вольпин
1966 (или 1965)Город мастеров
1968Огонь, вода и… медные трубыМихаил Вольпин
1975Дрессировщики (фильмы «Побег», «Приключения медвежонка»)Участие в сценариях
Мультфильмы
1948Федя ЗайцевМихаил Вольпин
1953Храбрый Паклитературная обработка
1953Братья Лю
1953Полёт на ЛунуВ. Морозов
1954Оранжевое горлышко
1954Золотая антилопалитературная обработка
1955Остров ошибокМихаил Вольпин
1955Ореховый прутиклитературная обработка
1956Двенадцать месяцевСамуил Маршак
1956Палка-выручалкалитературная обработка
1956Приключения Мурзилки (только выпуск 1)О. Эрберг, Н. Каранов
1957Исполнение желанийлитературная обработка
1957ВерлиокаАлександра Снежко-Блоцкая
1957В некотором царстве
1957Снежная королеваЛев Атаманов, Георгий Гребнер
1957Тихая пристаньВ. В. Медведев
1958Кошкин домСамуил Маршак
1958Тайна далёкого островаВ. Данилов
1959Янтарный замоклитературная обработка
1959Приключения БуратиноЛ. И. Толстая
1959День рождениялитературная обработка
1960Человечка нарисовал яМихаил Вольпин
1960Королевские зайцыЛитературная обработка
1961Три пингвина
1964Дюймовочка
1965Лягушка-путешественница
1966Поди туда, не знаю куда
1968Кот, который гулял сам по себе
1969Снегурка
1970Самый главный
1970Быль-небылицаПри участии Аркадия Снесарёва

Автор текстов песен

  • 1949 — «Чудесный колокольчик» (мультфильм)

Признание и награды[править | править код]

  • Сталинская премия второй степени (1951) — за сценарий фильма «Смелые люди»[16]

Память[править | править код]

фильмы о персоне

  • 2006 — «Хранят так много дорогого…, или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи» (документальный, Россия);
  • 2015 — сериал «Орлова и Александров».
Читайте также:  Биография лукерья ильяшенко личная жизнь

См. также[править | править код]

  • Категория:Пьесы Николая Эрдмана
  • Категория:Фильмы по сценариям Николая Эрдмана
  • Категория:Мультфильмы по сценариям Николая Эрдмана

Примечания[править | править код]

Библиография[править | править код]

  • Эрдман Н. Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1990. — 522 с. ISBN 5-210-00175-X.
  • Письма. Николай Эрдман. Ангелина Степанова / Предисловие Виталия Вульфа. — М.: АСТ, 2008. — 256 с. ISBN 978-5-17-046907-9
  • Эрдман Н. Р. Киносценарии. — СПб.: Мастерская «Сеанс», 2010. — 784с. Тираж 2000 экз. ISBN 978-5-901586-30-3.
  • «Фильмы-сказки. Сценарии рисованных фильмов», издательства «Госкиноиздат», «Искусство», 1950—1979.

Литература[править | править код]

Эрдман, Николай Робертович // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. / Под ред. д-ра ист. наук Н. М. Дмитриенко. — 1-е изд. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 428. — 440 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-89503-211-7.

Ссылки[править | править код]

  • Николай Робертович Эрдман на сайте «Наша Пахра».
  • Эрдман, Николай Робертович в библиотеке Максима Мошкова
  • Масс В., Эрдман Н. Басни. — Неофициальная поэзия: Антология
  • Николай Эрдман на сайте «Кино-театр.ру»
  • Эрдман Николай Робертович на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • Эрдман Николай Робертович на сайте «Российская анимация в буквах и фигурах»
  • Николай Эрдман на сайте журнала «Сеанс»
  • Киносценарии Н. Р. Эрдмана
  • Бородин Г. Николай Эрдман и анимация. — «Киноведческие записки» № 61
  • Мигунов Е. Две встречи с Эрдманом — «Киноведческие записки» № 61
  • Эрдман Николай Робертович в РГАЛИ
  • О Николае Эрдмане на сайте «Центр развития русского языка»
  • Каблуков В. В. Сценарий национального поведения «от текста к телу» в пьесах А. Платонова и Н. Эрдмана // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 5 — Филология.

Источник

Биография

Николай Эрдман — сценарист и драматург, творчеством которого восхищались лучшие деятели искусства начала 20-го века. Автор множества сценариев подвергся аресту НКВД, был в ссылке, не находил признания на родине. Эрдман дружил с Всеволодом Мейерхольдом, Евгением Вахтанговым, Константином Станиславским, Михаилом Зощенко, Осипом Мандельштамом и Эрастом Гариным

Детство и юность

Николай Робертович родился в Москве 16 ноября 1900 года. Родители не имели отношения к миру искусства, поэтому тот факт, что его биография оказалась связанной с творчеством, — судьбоносное совпадение. Эрдман стал примерным школьником и демонстрировал успехи в Петропавловском коммерческом училище. Когда юноше было 17, началась революция. В 1919-м Николай вступил в Красную армию, а спустя год вернулся «на гражданку».

10 августа 1970 года ушел из жизни драматург, киносценарист, поэт Николай Эрдман.
У нас есть редкая запись голоса…

Опубликовано Старое Радио Подкаст Понедельник, 10 августа 2015 г.

Николай Эрдман в молодости

В Москве в тот момент кипела культурная жизнь. Популярностью пользовались имажинисты, и Эрдман не устоял перед обаянием их стиля. Он сдружился с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом. Первые шаги в поэзии автор делал, создавая стихи для песен. Постепенно молодой человек стал писать пьесы и возымел авторитет в узких кругах.

Личная жизнь

Об отношениях Ангелины Степановой и Николая Эрдмана можно было бы снять фильм. Они познакомились в Москве в 1928-м. К тому моменту оба состояли в браке, но это не помешало закрутиться роману. Эрдман не собирался уходить от гражданской жены — балерины Дины Воронцовой, а для Степановой двойная жизнь оказалась тягостной, и она покинула супруга — режиссера Николая Горчакова.

Чувства женщины не смогла погасить ссылка. Будучи знаменитой актрисой МХАТа, Степанова хлопотала за возлюбленного, периодически навещала его и писала письма. Семилетняя переписка творческих деятелей запечатлела все периоды их романа. Эрдман так и не решился уйти от жены. Поняв, что ее личная жизнь принадлежит только ей, Ангелина Степанова вышла замуж за писателя Александра Фадеева. Последняя встреча бывших влюбленных состоялась спустя 22 года. Степанова пережила Эрдмана на 30 лет.

Театр и фильмы

Пытаясь реализоваться в качестве драматурга, Николай Эрдман сотрудничал с московскими театрами и студиями. Он занимался переделкой водевиля «Лев Гурыч Синичкин» для Вахтангова, а параллельно писал пьесу «Мандат». Произведение поставил в своем театре Мейерхольд. Сатира на мещанство и аполитичные остроты привлекали публику. Материал использовали на разных сценах союзных республик, а в 1927-м пьесу поставили в Берлине.

Авторству Эрдмана принадлежал и «Самоубийца», но это произведение ждали неудачи. Постановку неоднократно запрещали Мейерхольду во МХАТе. Первый спектакль по пьесе прошел в 1982-м.

С развитием кинематографа Николай обрел большие перспективы. Участвуя в создании сценария для фильма «Веселые ребята» 1933 года, Эрдман вписал свое имя в историю искусства 20-го столетия, но успех сменился опалой. В 1933 году его взяли под арест из-за сочиненных острот и пародий. Автора отправили в ссылку в Енисейск. Актриса Ангелина Степанова помогла заключенному перевестись в Томск в 1934-м.

Николай Эрдман и Ангелина Степанова

Опубликовано Литвиновой Татьяной Пятница, 15 ноября 2019 г.

Николай Эрдман и Ангелина Степанова

Спустя 2 года литератора выпустили на свободу с последующим запретом проживания в столице и крупных городах. Драматург находил временный приют в Рязани и Калинине, Торжке и Вышнем Волочке. Пьесы автора были запрещены, но он продолжал писать для кино. По его сценарию сняли фильм «Волга-Волга». Начало войны отбросило литератора в глубокий тыл, так как он считался неблагонадежным гражданином. Эрдман стал посещать фронт в качестве артиста и чтеца. Опыт военных лет наложил опечаток на его мировоззрение.

В концертной бригаде Николай познакомился с Юрием Любимовым. Став главным режиссером Театра на Таганке, тот часто приглашал Эрдмана к сотрудничеству. Со временем пополнялась и фильмография сценариста. Он адаптировал для экранизации сказки «Морозко», «Город мастеров», «Огонь, вода и медные трубы».

Читайте также:  Актриса колганова биография личная жизнь

Печать, оставленная ссылкой, мешала реализоваться полноценно. Режиссеры не приглашали Эрдмана для работы над драмами, зато ему оказались рады мультипликаторы. Драматург написал сценарии к нескольким десяткам мультфильмов, среди которых «Дюймовочка» и «Приключения Буратино».

Смерть

Драматург скончался 10 августа 1970 года. Причина его смерти широко не освещается. Могила Николая Эрдмана находится на Донском кладбище в Москве. На память потомкам, помимо фото, остались произведения, созданные литератором.

Фильмография

  • 1927 – «Турбина № 3»
  • 1928 – «Дом на Трубной»
  • 1933 – «Веселые ребята»
  • 1938 – «Волга-Волга»
  • 1943 – «Принц и нищий»
  • 1946 – «Здравствуй, Москва!»
  • 1951 – «Смелые люди»
  • 1956 – «На подмостках сцены»
  • 1961 – «Любушка»
  • 1964 – «Морозко»
  • 1966 – «Город мастеров»
  • 1968 – «Огонь, вода и… медные трубы»

Источник

Николай Эрдман

Николай Эрдман

Николай Робéртович Эрдман. Родился 3 (16) ноября 1900 года в Москве – умер 10 августа 1970 года в Москве. Русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Николай Эрдман родился в семье мещанина, лютеранина из обрусевших балтийских немцев Роберта Карловича и Валентины Борисовны Эрдман, православной. Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище.

В 1919 году Николай Эрдман был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»), был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924).

В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу – «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля), а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 20-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений.

Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана – «Самоубийца», написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Вс. Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 30-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции. В этот период изменилось отношение и к «Мандату».

В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры, но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».

С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята»; однако во время съёмок фильма в Гаграх, в 1933 году, Эрдман был арестован вместе с Массом. Повод для ареста дали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вел Н. Х. Шиваров; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени – ссылка на 3 года в г. Енисейск.

Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат. Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск. Вскоре она вышла замуж за Александра Фадеева.

В 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.

После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова – «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.

Осенью 1941 года, как все поражённые в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.

После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке.

Многие годы Эрдман работал совместно c Михаилом Вольпиным. В частности, этим замечательным дуэтом (Эрдман – проза, Вольпин – стихи) создан русский текст оперетты Штрауса «Летучая мышь» (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), позже использованный при экранизации.

Николай Эрдман умер 10 августа 1970 года. Похоронен в Москве на Новом Донском кладбище.

Жена – Дина Воронцова (1898-1942).

Источник