Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети

Нежданова антонина васильевна личная жизнь дети thumbnail

Антонина Нежданова пела на одной сцене с Энрико Карузо и Федором Шаляпиным; Бернард Шоу считал ее «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ». Однако на заре своей карьеры она не раз слышала, что ей не стоит связывать жизнь с искусством.

Детство Антонины Неждановой прошло под звуки музыки. Пели и ее родители, и приходящие в гости друзья, и крестьяне украинского села под Одессой, где она родилась. Пела и она сама. Сначала дома вторила колыбельным своей няни, а в семь лет уже солировала в сельском хоре, собирая восторженные отзывы соседей.

Во время обучения в женской гимназии в Одессе Нежданова параллельно посещала музыкальное училище, но по настоянию родителей бросила его, чтобы сосредоточиться на получении среднего образования.

Окончив гимназию, она получила место учительницы в Одесском девичьем училище. Нежданова мечтала профессионально заниматься музыкой, регулярно посещала театр, оперу, пела в гостях у друзей. Не всегда эти выступления доставляли ей радость: «Однажды на вечере у знакомых, где присутствовал один из приезжих столичных артистов, я спела какой-то романс и была страшно огорчена, услышав от артиста, что голос у меня хороший, но петь я не умею».

Антонина Нежданова могла бы проработать в этом училище всю жизнь, если бы не случайная поездка в Петербург. Ее хорошие знакомые ехали в столицу и предложили Неждановой присоединиться. Ради интереса там она выступила перед одной консерваторской преподавательницей, но та, как пишет в своих воспоминаниях Нежданова, «нашла мой голос небольшим по диапазону и по силе, учиться пению не советовала. В конце концов, она дает совет продолжать работу в училище и петь, как умею, только для собственного удовольствия».

Одесские друзья посоветовали Неждановой не сдаваться и ехать в Москву, чтобы попробовать поступить в консерваторию. К сожалению, свободных мест в учебном заведении не было. Однако профессор Мазетти, знаменитый итальянский преподаватель, в виде исключения принял Нежданову в свой класс. «Это будет чаровница», — сказал он после прослушивания.

Многие исследователи творчества Антонины Неждановой сходятся во мнении, что именно благодаря Мазетти она добилась успеха. Когда Нежданова поступила в консерваторию, ее музыкальный диапазон был невелик, но благодаря ежедневным упражнениям с Мазетти она смогла его расширить. Ее педагог учил и бережному отношению к голосу. Хоть Нежданова и занималась ежедневно без выходных, петь она могла не более двух-трех часов в день, с обязательными перерывами между упражнениями. Как вспоминает Нежданова: «Благодаря настойчивости и усидчивой работе мне удалось сделать очень многое — в конце учебного года сказались большие успехи в моем пении. Голос мой окреп, повысился в тесситуре и увеличился в силе и объеме. Высокие ноты прибавлялись не сразу, а по одной-две ноты в течение года. К концу первого учебного года появилось у меня си. Второй и третий год я дошла до высокого ми, а когда я стала уже артисткой Большого театра, появились у меня фа и фа-диез — предельные ноты для колоратурного сопрано, которые были необходимы для исполнения арии Царицы ночи из «Волшебной флейты».

Антонина Нежданова. Фотография: belcanto.ru

Умберто Мазетти

Антонина Нежданова

Услышав, как увеличился мой голос и в диапазоне, и в силе, какую я приобрела технику, все говорили: «Теперь это не одна Нежданова, а десять».

Она стала первой ученицей Консерватории, ей аккомпанировал тогда преподававший там Александр Скрябин, который очень любил ее голос. Любил его и Сергей Рахманинов. Позднее он посвятил Неждановой свой гениальный «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нем нет слов, он сказал: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова».

Антонина Нежданова. «Вокализ» (Сергей Рахманинов)

В 1902 году Нежданова с золотой медалью окончила Консерваторию. Тогда же она попробовала получить место в Большом театре. На прослушивании Нежданова исполнила арию Антониды из «Ивана Сусанина». Несмотря на то что она очень понравилась дирекции театра, ей было отказано. Но вскоре она все же стала артисткой Большого. В театре неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды, про Нежданову вспомнили и попросили выручить. Зрители приняли молодую артистку очень хорошо, и она была приглашена в труппу. Первой ее партией стала Джильда в опере «Риголетто».

«Начало моей деятельности в Большом театре как артистки, таким образом, оказалось вполне удачным. Режиссеры театра стали часто меня назначать петь в опере «Иван Сусанин», кроме того, прибавились еще партии Людмилы в опере «Руслан и Людмила», Джульетты в опере «Ромео и Джульетта». Во второй половине сезона 1902/03 года я пела в тех же спектаклях и учила партию Маргариты из оперы «Фауст».

Стоит заметить, что ради получения новых ролей Нежданова не изменяла своим принципам и не соглашалась на партии, которые были ей не по голосу, например Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе».

Читайте также:  Азиза личная жизнь дети

Антонина Нежданова в образе Антониды из оперы «Иван Сусанин»

Антонина Нежданова в образе Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Антонина Нежданова в образе Джильды из оперы «Риголетто»

Среди других исполненных ею партий на сцене Большого театра — Татьяна в «Евгении Онегине», Розина в «Севильском цирюльнике», Лакме в одноименной опере Делиба, Снегурочка в опере Римского-Корсакова, Шамаханская царица в «Золотом петушке», Марфа в «Царской невесте». Последнюю она, как и многие критики и исследователи ее творчества, считала своей самой большой творческой удачей: «Роль Марфы мне вполне удалась. Я считаю ее моей лучшей, коронной ролью… На сцене я жила настоящей жизнью. Я глубоко и сознательно изучила весь облик Марфы, тщательно и всесторонне продумала каждое слово, каждую фразу и движение, прочувствовала всю роль от начала и до конца. Многие детали, характеризующие образ Марфы, появлялись уже на сцене во время действия, и каждый спектакль приносил что-нибудь новое».

На сцене Большого театра она в разное время выступала вместе с Леонидом Собиновым, Федором Шаляпиным, Петром Словцовым.

Нежданову активно приглашали выступать и на сцене других театров — миланского Ла Скала, нью-йоркской Метрополитен-опера и многих других. Она отказывала всем, отдавая предпочтение работе в России. Лишь раз, в 1912 году, она выступила на сцене Гранд-опера в Париже, исполнив партию Джильды в «Риголетто». Ее партнерами на сцене были Энрико Карузо и Титта Руффо.

Революцию Нежданова встретила с энтузиазмом, хотя теперь в ее работе появились некоторые сложности: «Теперь нам, артистам, приходилось завоевывать любовь и популярность у нового слушателя, у нового зрителя. Помню первые концерты в клубах для рабочих: слушать какую-нибудь арию из оперы, или романс, или монолог из драмы им часто было неинтересно. Как-то В. И. Качалов в одном из таких концертов в антракте спросил у кого-то из публики, нравится ли ему концерт, на что тот искренне, простосердечно ответил: «Ничего, терпим!» В концертах для рабочих я старалась петь по возможности простые произведения, но не раз замечала, что колоратурные вещи, пассажи, стаккато, трели вызывали смех; слушатели, не стесняясь, хохотали во время исполнения «арии с колокольчиками» из оперы «Лакме», вероятно, думая, что голосом выделываются какие-то акробатические фокусы специально, чтобы смешить. Только «Соловей» Алябьева вызывал восторг. Я пела произведения Даргомыжского, Глинки, Варламова, Гурилева, из западных композиторов — Бетховена, Моцарта».

Антонина Нежданова в образе Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»

Антонина Нежданова в образе Волховы из оперы «Садко»

Антонина Нежданова в образе Виолетты из оперы «Травиата»

В числе поклонников таланта Неждановой были первые лица государства. «Берегите свое горлышко, свой голосок, его Владимир Ильич очень любил», — говорила ей Надежда Крупская.

В советское время она продолжала петь в Большом: исполнила партии Царевны Лебеди («Сказка о царе Салтане»), Ольги («Русалка»), Параси («Сорочинская ярмарка»). Помимо оперных партий, Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, народные песни. С 1936 года она стала преподавать, сначала в Оперной студии имени Станиславского, потом в Московской консерватории. Нежданова написала книгу воспоминаний, где в том числе поделилась своими мыслями о вокальном искусстве.

Источник

Антонина Васильевна родилась шестнадцатого июня тысяча восемьсот семьдесят третьего года, в деревне “Кривая Балка”, что под Одессой, в семье сельских преподавателей. Советская оперная певица, ставшая великой, обладала многочисленными государственными наградами, имела почетное звание “Царица Русской Сцены”. Так ее называли до момента присвоения ей в тысяча девятьсот тридцать шестом году звания “Народной артистки СССР”.

Творческий путь этой женщины –  блистательный пример необычного таланта от природы, смешанного с потрясающей самоотдачей, и образец настоящего патриотизма. Для Неждановой не было важнее и желаннее сцены, чем подмостки Большого театра. Зритель был для нее всегда в неоспоримом авторитете. Советское искусство она защищала настойчиво, не давая затронуть его новым течениям и желающим внести новшества. Наслаждаться гениальным творчеством Антонины посчастливилось не одному поколению. Иными словами, ее время было принято считать легендарным. Волшебный голос Антонины Неждановой надежно закрепил за собой заслуженную нишу в золотом фонде исполнителей мировой оперы.

Все семейство девочки занималось музыкой и пением, собираясь вечерами вместе. Свой врожденный дар Антонина начала развивать еще в детстве, в возрасте семи лет, когда пела в хоре местной церкви, посещала театры и исполняла различные песни с друзьями. Послушать божественный голосок юного дарования хотелось большинству зрителям, которые вскоре прозвали маленькую певицу “канареечкой”.

Поступив в Одесскую гимназию, Тоня Нежданова начала выходить на сцену сольно, будучи ученицей пятого класса. Отца детей не стало довольно рано, и девочке пришлось самостоятельно подрабатывать, чтобы найти деньги на учебу, одновременно помогая матери содержать остальных детей. Преподаватели училища помогли устроиться Тоне на должность в качестве младшей учительницы. Она бы могла проработать в этом училище всю жизнь, если бы не внезапная поездка в Санкт-Петербург.
Антонина мечтала овладеть певческим искусством, получив высшее образование, и выступать на большой сцене.

Читайте также:  Гаркалин личная жизнь дети

Когда ей исполнилось двадцать шесть лет, девушка поступила в Московскую консерваторию, где через три года окончила учебу с золотой медалью. Девушке повезло, что ее прекрасный голос решился пустить под свою огранку великолепный мастер и профессор Мазетти. Он весьма бережно относился к таланту Неждановой, и она, в свою очередь, отвечала ему верностью как к своему педагогу. Несмотря на свои грандиозные успехи, Антонина брала уроки вокала с Мазетти почти двадцать лет, пока его не стало в тысяча девятьсот девятнадцатом году.

После выпуска из консерватории, Нежданова отклонила приглашение в знаменитый Мариинский театр, оставшись в Большом, ведь петь на той сцене было ее заветной мечтой. Однажды удача улыбнулась и помогла ей получить дебют. Певица выступила со сложной партией Антониды. Этот момент в жизни стал для Антонины Неждановой отправной точкой. И всего лишь за один спектакль, поклонники оперного искусства с гордостью констатировали, что в творческих небесах взошла новая самобытная звезда. Зрители восприняли молодую исполнительницу очень хорошо, и она была приглашена в состав театральной труппы, после чего ей досталась партия Джильда.

Существует интересный факт того, Нежданова не изменяла своим предпочтениям и не исполняла то, что не подходило под ее голос, только чтобы получить какую-то роль. Она не бралась за такие как партия Венеры в опере «Тангейзер» и Даши во «Вражьей силе». Вклад певицы в оперное наследие был окрашен утонченным вкусом и сдержанностью.

За два года до своей смерти Антонина Васильевна впервые испытала неописуемые ощущения от полета на самолете. Когда воздушное судно поднялось на высоту четырех тысяч метров, у нее оставался только восторг. Все переживаемые эмоции певицы помогали в насыщении ее искусства идейным содержанием. Об этом она говорила в своих записях.
Музыкально-общественная деятельность Антонины Неждановой набрала свою широкую известность после Октябрьской революции. Нежданова была одной из первых, кто начинал выступать в различных концертах-митингах, в шефских концертах для рабочих и крестьян, а также воинов Красной Армии. Начиная с тысячи девятьсот двадцать четвертого года, она регулярно принимала участие в концертах советского музыкального радиовещания.

На протяжении всей своей творческой жизни Нежданова исполнила, в общей сложности, примерно семьсот композиций русских и зарубежных авторов. Ее партнерами по сцене были популярные и известные всему миру певцы. Выступления певицы проходили в сотрудничестве с выдающимися композиторами. Природная уникальность вокальных данных Неждановой была украшена не только тщательно отточенной техникой, но и тембральным очарованием, простой одухотворенностью и легкостью исполнения. Композиторы тех лет высоко ценили ее за полнейшее и четкое понимание смысла в произведениях, умение прочувствовать его не только морально, но и духовно.

В личных архивах жизни певицы был освещен момент, когда Сергей Рахманинов, что очень сдержанный в своих чувствах, во время выступления Антонины Неждановой импровизационно стал аккомпанировать ей на сцене. Бернард Шоу был в таком большом потрясении, что даже после выступления русской дивы, написал ей в своем обращении о том, что ее талант – это лучшее, что ему доводилось слышать когда-либо.

Зарубежные поклонники прозвали Антонину “русским соловьем”. Ей стали приходить приглашения на зарубежные гастрольные выступления. Но увы, Нежданова всегда была верна своей родной стране и лишь советской публике. Сердце и непревзойденный талант женщины навсегда принадлежал лишь родине. Эпоха великой оперной певицы закончилась вместе с ее кончиной двадцать шестого июня тысяча девятьсот пятидесятого года.

На сегодняшний день имя великой певицы увековечено в Одесской государственной музыкальной академии и на одной из улиц родного города Антонины. Мемориальная доска в честь Неждановой установлена на улице Льва Толстого, на самом здании школы, где училась сама Антонина Васильевна.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 января 2019; проверки требуют 12 правок.

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (1873 — 1950) — русская и советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1936). Герой Труда (1925). Лауреат – исполнительница вокализа (Песни без слов) Сталинской премии I степени при участии композитора С.В.Рахманинова (1943). Доктор искусствоведения (1944).

Биография[править | править код]

Родилась 4 (16) июня 1873 (по другим источникам — 17 (29) июля 1873[1]) в селе Кривая Балка, близ Одессы (ныне в черте Одессы, Украина) в семье сельских учителей.

В детстве пела в церковных хорах. В 1883—1891 годах училась в Одесской Мариинской гимназии. С ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в музыкальных классах при Императорском русском музыкальном обществе (ныне — Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой). Её музыкальной наставницей была С. Рубинштейн[2]. После окончания гимназии работала учительницей русского и немецкого языка в Одесском городском женском училище. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе русских и итальянских певцов (М. И. Фигнер, М. Баттистини, Дж. Гальвани), пела (главным образом народные песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах.

В 1902 году окончила Московскую консерваторию по классу У. Мазетти, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где служила более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.

Читайте также:  Федор добронравов личная жизнь дети

Наибольшую известность певицы принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова.

В 1912 году единственный раз в своей карьере выступила в Европе — в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.

Могила Неждановой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Помимо оперных партий также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым. В обширный репертуар (свыше 700 произведений) певицы входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского и др., значительное место занимали народные — русские, украинские и белорусские песни, романсы. Участвовала в Исторических концертах С. Н. Василенко. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР.

По отзывам критики, голос певицы отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойдённой техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, певица, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.

В разные годы партнёрами певицы на сцене были П. Словцов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.

С 1917 года вела широкую музыкально-общественную деятельность. Участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии.

С 1924 выступала на радио. Записывалась на грампластинки.

С 1936 года преподавала в оперной студии Большого театра, в Оперной студии имени К. С. Станиславского, в 1943—1950 годах — в Московской консерватории (с 1943 года — профессор). Среди её учеников — И. И. Масленникова, А. Д. Масленников, М. П. Максакова, Т. А. Воскресенская, Л. О. Гриценко, Р. В. Котова, Л. В. Лубенцова, Н. Добриянова (Болгария) и другие.

Автор многих статей по вокальному искусству. Под её редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений.

Нежданова Антонина Васильевна умерла 26 июня 1950 года в Москве. Похоронена 29 июня на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья[править | править код]

  • Муж — Николай Семёнович Голованов (1891—1953), дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог. Народный артист СССР (1948)
  • Двоюродный брат — Владимир Павлович Касьянов (1883—1960), актёр, кинорежиссёр.

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженная артистка Императорских театров (1912)[3]
  • Заслуженная артистка Республики (1919)[4]
  • Народная артистка Республики (1925)[5]
  • Народная артистка СССР (1936)
  • Герой Труда (1925)
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства
  • Два ордена Ленина (02.06.1937, ?)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1933)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Доктор искусствоведения (1944)

Партии[править | править код]

  • Антонида («Иван Сусанин» М. И. Глинки, 1902)
  • Джильда («Риголетто» Дж. Верди, 1902)
  • Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1902)
  • Микаэла («Кармен» Ж. Бизе, 1903)
  • Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1903)
  • Лакме («Лакме» Л. Делиба, 1903)
  • Маргарита («Фауст» Ш. Гуно, 1903)
  • Лейла («Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 1903)
  • Церлина («Фра-Дьяволо» Д. Обера, 1905)
  • Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1906)
  • Волхова («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1906)
  • Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1906)
  • Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1907)
  • Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1908)
  • Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, 1909)
  • Филина («Миньон (опера)» А. Томы, 1912)
  • Манон («Манон» Ж. Массне, 1915)
  • Марфа («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, 1916)
  • Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского, 1917)
  • Царевна-лебедь — «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
  • Парася («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского) (первая исполнительница)
  • Нинетта («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева)
  • Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
  • Маргарита Валуа («Гугеноты» Дж. Мейербера)
  • Мими («Богема» Дж. Пуччини)
  • Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
  • Царевна («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова)
  • Констанца («Похищение из сераля» В. А. Моцарта
  • Забава Путятична («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова) (первая исполнительница)
  • Франческа («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова) (первая исполнительница)
  • Герда («Оле из Нордланда» М. И. Ипполитова-Иванова) (первая исполнительница)

Память[править | править код]

  • На здании Одесской Мариинской гимназии установлена мемориальная доска певице.
  • С 1950 года Одесская консерватория (ныне Одесская национальная музыкальная академия) носит имя А. Неждановой.
  • Оперному классу Московской консерватории в 1951 присвоено имя А. Неждановой.
  • В Москве, на доме № 7 по Брюсову переулоку (в 1962—1994 — улица Неждановой), где жила певица, установлена мемориальная доска; в 1951 здесь был открыт Музей-квартира А. Неждановой, в 1952 — Вокально-творческий кабинет имени А. Неждановой.
  • Певице посвящён вокализ С. В. Рахманинова, одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано.

Библиография[править | править код]

  • Антонина Васильевна Нежданова / А.Анисимов. — 1-е. — Москва: Искусство, 1953. — 15 с. — (Большой театр СССР). — 10 000 экз.
  • Антонина Васильевна Нежданова.Материалы,воспоминания,исследования / В.А.Васина-Гроссман. — 1-е. — Москва: Искусство, 1967. — 544 с. — 40 000 экз.
  • Поляновский Г. Антонина Нежданова. — М., 1970.
  • Нежданова Антонина Васильевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — Изд. 2-е испр. и доп. — М., 2008.
  • Статья М. Лобановой об А. В. Неждановой.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Антонина Нежданова на belcanto.ru
  • Биография, фотографии Неждановой
  • Фотография: Н. А. Обухова, А. В. Нежданова, К. Г. Держинская, В. Р. Петров, Н. С. Голованов, 1912 [1]

Источник