Неравный брак картина бывшие жены

Неравный брак картина бывшие жены thumbnail

Это, пожалуй, самая известная работа Василия Пукирева. Полотно имело огромный успех и было продано за большие деньги, а после этого, Пукирев уехал из России в Италию. Слишком большие собственные переживания и эмоции были связаны с этой работой.

Василий Пукирев «Неравный брак», 1862

Наше внимание сразу падает на главных персонажей этой картины. На жениха и невесту. На старого жениха и молодую невесту. Какое выражение печального смирения на ее лице, оно и понятно, жених не молод и этим кольцом ее обрекают на страдание. Такое часто можно было встретить в те времена, молодых девушек отдавали замуж за уже пожилых мужчин. Брак тогда не был союзом двух влюблённых, но почти всегда был выгодным альянсом для двух семей. Такой подход к браку был типичным практически для всех слоев населения. Можно вспомнить Анну Каренину и ее мужа, Алексея Александровича Каренина, их брак был заключён по тем же правилам, о чем мы узнаем из уст ее брата, Степана Аркадьича:

«— Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или, не зная любви»

Но вернёмся к нашей картине, тут даже священник как будто почтительно склоняется перед невестой, зная о ее горе.

Обратите внимание на взгляды гостей на этой картине: две загадочные дамы смотрят на жениха, друзья жениха смотрят на невесту, как и сам жених, а заплаканные глаза невесты смотрят в пол.

Так же мы можем видеть ещё одну фигуру, мужчина стоит за невестой и всем своим видом выражает недовольство происходящим: он отвернулся и скрестил руки на груди. Это сам автор – Василий Пукирев. Не просто так художник расположил себя именно там, со стороны невесты. Они связаны тонкой сюжетной линией на этом полотне – на картине только эти двое молоды и объединены общими переживаниями. И не только на полотне, но и в жизни, ведь в образе невесты здесь изображена его возлюбленная – Просковья Матвеевна Варенцова. Которую точно так же выдали за более старшего жениха, что называется, выгодная партия.

А рядом с ним, смотрит прямо на нас, его друг, художник Петр Шмельков, который подсказал Пукиреву идею картины. Своим выражением лица он как будто спрашивает нас понимаем ли мы всю суть происходящего. В середине 19 века, вопрос бесправного положения женщины, заключения браков против ее воли, был очень болезненным и находил отражение в искусстве. Огромное количество картин и литературных произведений было написано на эту тему.

Вы заметили какой свет на картине? Свет из верхнего левого угла, из окна церкви, он освещает главных персонажей и показывает главный смысловой центр этой картины – рука невесты , безмолвно протянутая к кольцу, принося тем самым жертву.

Это самый настоящий божественный свет, в котором даже могут оживать призраки. Призраки бывших жён.

Наверное, вы не обратили достаточно внимания на пожилых женщин, присутвующих на этой свадьбе. Давайте присмотримся к ним. Одну мы видим четко, она стоит сразу за женихом, но где же вторая? А она стоит прямо за священником, мы едва можем разглядеть ее лицо.

Может быть они сёстры жениха?

Но если вы всмотритесь в них, вы увидите, что на их головах свадебные венки, такие же как у невесты. И одна из них, что стоит за женихом, даже в белом свадебном платье.

Но что она тут делает? Две невесты на венчании в церкви быть не может. Не кажется ли вам, что наряд старой невесты не похож на праздничный, а скорее на похоронное платье – саван? Вторая стоит за священником, что тоже довольно странно. Ведь по церковным правилам, никого за священником стоять не должно. И вот тут мы и можем понять, что эти две старухи на самом деле мертвые. Те самые призраки, которые ожили в божественном свете – бывшие жены жениха. Спасибо что дочитали до конца, если вам понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на канал,чтобы ваша лента Дзен наполнялась интересными вам статьями!☺️

Хорошего вам настроения, оставайтесь дома и проводите время с пользой, тем более сейчас его стало намного больше!

Источник

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

 
Неравный брак картина бывшие жены
 

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр – это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Читайте также:  Бывшая жена пишет гадости про мужа

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

 
Неравный брак картина бывшие жены
 

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

 
Неравный брак картина бывшие жены
 

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

 
Неравный брак картина бывшие жены
 

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Источник

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) впервые экспонировалась на академической выставке 1863 года. Своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением она сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.

Предыстория[править | править код]

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте[1].

Читайте также:  Как прописать жену в муниципальную квартиру без согласия бывшей жены

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками[1].

Работа над картиной[править | править код]

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст[1].

Описание[править | править код]

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Среди полумрака церкви падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным[2] выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание[2].

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы — группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо, сваха. Во второй группе кроме шафера можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины[править | править код]

Версия Николая Варенцова[править | править код]

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым[2]. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю[1] Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего[1], на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера[3]. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем[4].

Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине[5], так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя[2].

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова — и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое.

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство[2] с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя[6]. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой»[7].

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»Картина Пукирева «В мастерской художника».
На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор
Андрей Александрович Карзинкин.
Фотография конца XIX века.
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.
1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля[править | править код]

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем[6], на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Читайте также:  Должен ли бывший муж содержать свою жену

Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева[8] — Прасковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского[1]. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»[1].

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство[9]. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова[10], Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове[2], а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых[11]. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича[2].

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины[1]. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было»[6].

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова».
Портрет А. М. Полторацкого работы Пукирева. 1861 годПётр Михайлович Шмельков (1819—1890)Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Дальнейшие события[править | править код]

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке[12]. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налёт сентиментализма и мелодраматичности, снижающее её художественное значение.

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь[13]. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

Картина Пукирева «Двоеженец, или Прерванное венчание». 1877 годКартина Пукирева «Приём приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Интересные факты[править | править код]

  • «Неравный брак» — один из рассказов Михаила Зощенко (1935)[14]. В начале рассказа приводится описание картины Пукирева.
  • В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематорий» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ Сергей Михайлович Варенцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром) был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. ↑ Софья Николаевна Рыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена — окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр — являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. ↑ По одним данным[1], это её девичья фамилия, и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову. По другим[2], её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Картина на сайте государственной Третьяковской галереи
  • Неравный брак
  • Неравный брак
  • Семь тайн Третьяковской галереи
  • Пародия

Источник