Наталья медведева советская актриса личная жизнь

Наталья медведева советская актриса личная жизнь thumbnail

На жизненном пути Натальи Медведевой было очень много препятствий, завидовали ее красоте, таланту, славе. Многие радовались ее успехам в творчестве и желали добра. Но были и такие, которые при любом удобном случае «подставляли ножку» и старались «ударить» побольнее. Женщина из всех неприятностей всегда выходила достойно, и не обозлилась на весь мир.

Наталья Медведева в фильме «За витриной универмага» (1955)

Родители Наташи были творческими людьми: мама, Екатерина Петровна, служила в театре актрисой, папа, Павел Николаевич, преподавал в пединституте, был литературоведом и прекрасным оратором.

В тридцать шестом году на него написали донос, якобы он участвовал в «антисоветской организации бывших эсеров». Медведев воевал в Первой мировой войне и действительно состоял тогда в партии эсеров. В 1918 году вышел из ее рядов, так как был не согласен с руководителями этой организации. Естественно, никто разбираться не стал в этом вопросе, и в 1937 году его арестовали.

Павел Медведе с сыном Юрием

Павел Николаевич на тот момент расстался со своей супругой и женился на Олимпиаде Макаровне. Вскоре у них родился сын Юрий. Когда за Медведевым пришли работники НКВД, мальчику исполнилось десять месяцев. А Наталье Павловне, его дочери, уже было двадцать два года. В 1938-м Павла Медведева расстреляли, в списке приговоренных он значился 35-м, а всего записано было 99-ть человек. В пятьдесят седьмом актриса получила письмо, в котором говорилось: «Павел Николаевич Медведев незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован. Место захоронения неизвестно». Предположительно всех расстрелянных похоронили на Левашовском мемориальном кладбище.

Но эта реабилитация была в 1957 году, а до этого, 20 лет Наталью и Юрия считали детьми «врага народа».

Наташа росла творческой личностью, мечтала о сцене и в тридцать девятом году поступила в театральный институт (Ленинград). Через два года началась Великая Отечественная война и помешала девушке окончить вуз. Во время войны актриса работала в Свердловском госпитале, перевязывала раненых, ухаживала за больными. Узнав, что в городе есть театральное учреждение, подала документы, и Медведеву приняли на четвёртый курс. Молодую актрису после обучения пригласили служить в драмтеатр.

Наталья Медведева

После эвакуации Медведева уехала в Москву. Наталья хотела, чтобы мама, которая все это время была рядом, тоже поехала с ней. В последнее время она болела. Екатерина Петровна категорически отказалась жить в столице, вернулась на родину в Питер.

Наталья Павловна решила показать свое мастерство сначала в Театре драмы и комедии (сейчас – Театр на Таганке), а потом в драматическом театре на Спартаковской (сейчас – Театр на Малой Бронной). Оба театра хотели видеть актрису на своих подмостках. Медведева колебалась, и не могла решить, какому театру отдать предпочтение. Сергей Майоров очень хотел видеть в своей труппе Наталью Павловну. Чтобы покорить талантливую актрису предложил ей главную роль в спектакле «Мария Стюарт». От такого заманчивого предложения Медведева не могла отказаться и приняла решение служить в театре на Спартаковской. Премьера пьесы «Мария Стюарт» прошла с большим успехом, вот только чиновники показывать её запретили.

Наталья Медведева и Сергей Лукьянов в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952)

В кинематографе Медведева дебютировала в картине «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Режиссер Всеволод Пудовкин пересмотрел много актрис, но никто ему не нравился. В театр, где работала Наташа, заглянула ассистентка режиссера. Актриса понравилась, и ее кандидатуру предложили Пудовкину. После проб, режиссер Медведеву утвердил на главную роль, однако коллеги не одобрили этот выбор. Аргументировали тем, что актриса, которая вчера была “Королевой Шотландии”, не может быть сегодня – безграмотной деревенщиной. Никто не верил, что Медведева обладала таким широким диапазоном. Всеволод Илларионович не стал никого слушать и приступил к съемкам. Медведева сыграла так, что все сразу «закрыли рты», а режиссер после очередных съемок с нежностью произнёс: «Наташа, Вы – душа этой картины».

Наталья Медведева в фильме «За витриной универмага» (1955)

После премьеры, мелодрама «Возвращение Василия Бортникова», лидировала в прокате 1952 года. Актриса вместе с советской делегацией принимала участие в международных фестивалях. Всеволод Пудовкин восхищался Натальей, и пообещал снимать её во всех своих кинофильмах. К сожалению, режиссер заболел гриппом, не долечившись пошел играть в теннис. Через сутки у него случился инфаркт, и тридцатого июля 1953 года он умер в Юрмале.

Наталью Павловну пригласили на съемки только через три года. У Самсона Самсонова актриса сыграла руководителя швейного комбината в комедии «За витриной универмага». Претенденток на главную героиню было предостаточно, но удача опять улыбнулась Наташе. Зрители картину пересматривали не один раз, а дуэт Медведева-Дмитриев, считался самым красивым и ярким еще долгие годы.

После такого большого успеха, актрисе предлагали роли в разных жанрах. В былине «Илья Муромец» Медведева была неотразимой княгиней Апраксией, а в художественной экранизации «Люди на мосту» сыграла жену главного героя Ивана Булыгина. Через много лет она вспоминала: «В этой картине у меня был замечательный партнер Василий Меркурьев. Такого доброго, искреннего и душевного человека я в своей жизни больше не встречала».

Наталья Медведева в фильме «Люди и звери» (1962).

Самым непредвиденным для актрисы было предложение от Сергея Герасимова – отрицательная роль Валентины Павловой в киноповести «Люди и звери» (1962). Прочитав сценарий, Наталья Павловна прямо сказала Герасимову, что такую стерву она сыграть не сможет. До этой картины, актриса играла положительных героинь. Сергей Аполлинариевич хитро улыбнулся и сказал: «А мне и надо, чтобы героиня была положительная, а внутри стерва. Как это сделать, подумайте». На утро Наталья уже знала, как играть, и режиссер полностью с ней согласился.

Если в кинематографе у актрисы все складывалось хорошо, то в театре начались проблемы. Одна актриса очень невзлюбила Медведеву и завидовала её успеху. Выйдя замуж за высоко стоящего чиновника, женщина обрела власть: её капризы тут же исполнялись. Все главные роли Натальи Павловны перешли к ней. Через некоторое время играть актрисе уже было нечего. Переносить унижение, интриги и открытое игнорирование ей не позволяла гордость. Выпрашивать для себя хотя бы крохотные роли, она не хотела. Наталья Павловна решила уйти из театра. Отпраздновав Новый 1979 год написала заявление об уходе.

Женщина осталась одна со своими проблемами, никто из администрации и коллег её не навещал. Только на Новогодние праздники присылали небольшую денежную помощь. А в последние годы и этой привилегии актрису лишили.

Семён Соколовский в фильме «Песня первой любви» (1958)

О личной жизни Натальи Медведевой информации почти нет. Была замужем за артистом Семёном Соколовским, брак продлился недолго. Известно также, что женщина воспитывала сама дочь Галину Бельскую. Предположительно у актрисы был еще один супруг, так как отчество у дочери – Петровна. Галина во взрослой жизни занимала должность – редактор издания «Знание и сила». Выйдя на пенсию, Медведева заботилась о внучке и правнучке, старалась решать все бытовые проблемы.

Наталья Медведева (18.12.1915 – 12.08.2007)

Наталья Павловна прожила долгую жизнь, и умерла в преклонном возрасте во сне двенадцатого августа 2007 года. Похоронили актрису рядом с мамой, Екатериной Петровной, в Москве. Светлая память интеллигентной, доброй и талантливой женщине!

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Читайте также:  Татьяна егорова актриса личная жизнь сейчас

Источник

Наталья Медведева

Талантливая, яркая актриса Наталья Медведева из всех ситуаций всегда выходила достойно, никому не желала зла, и не обозлилась на весь мир.

Источник: kino-teatr.ru

Замечательная советская актриса Наталья Медведева не так уж и много сыграла ролей. Больше всего запомнилась зрителям в картинах «За витриной универмага» и «Возвращение Василия Бортникова». На жизненном пути этой удивительной женщины было очень много препятствий. Завидовали не только её красоте и таланту, но и славе.

Некоторые старались «побольней ударить». А кто-то норовил и «подножку подставить». Но она из всех ситуаций всегда выходила достойно, никому не желала зла, и не обозлилась на весь мир.

Детские и юношеские годы

Наталья Павловна появилась на свет в интеллигентной петербургской семьи 18 декабря 1915 года. Отец был литературоведом, работал преподавателем в педагогическом институте. Мама принадлежала к миру искусства, была театральной актрисой. Сохранить семью родителям не удалось. Павел Николаевич вскоре опять женился, и у него родился сын Юрий.

В конце тридцатых на Медведева кто-то написал донос. Его обвинили в том, что якобы он участвовал в «антисоветской организации бывших эсеров». Советского педагога арестовали и расстреляли. А через 20 лет родным пришло письмо, в котором сообщалось: «Павел Медведев незаконно репрессирован и посмертно реабилитирован». Но место его захоронения близким так и не удалось узнать. Все те годы Наталью и Юрия считали детьми «врага народа».

Наталья Медведева и Павел МедведевПавел Медведев и Наталья Медведева. Источник: ru.openlist.wiki

Еще будучи подростком, Наташа решила: когда вырастит, обязательно станет актрисой. Мечту осуществила, поступила в театральный институт, но закончить его помешала война. Некоторое время жила и работала в Свердловске. После того, как узнала, что в городе есть театральное училище, подала документы и была принята на четвёртый курс. В свободное от учёбы время ухаживала за больными и раненными бойцами в госпитале.

Наталья Павловна мечтала служить в столичных театрах. И как только появилась возможность, уехала в Москву. Руководство Театра драмы и комедии, а также Театра на Спартаковской хотели видеть на своей сцене талантливую актрису. И все же Медведева отдала предпочтение последнему.

Кадр из фильма "Человек меняет кожу"Наталья Медведева в фильме «Человек меняет кожу», 1959 год. Источник: kino-teatr.ru

Да и главный режиссер Сергей Макаров, дабы «умаслить» замечательную актрису, пообещал ей ведущую роль в постановке «Мария Стюарт». Свою героиню актриса сыграла великолепно, и премьера прошла очень успешно. Вот только чиновникам спектакль не понравился и с репертуара его убрали.

Кинематограф

Как мы уже писали выше, Наталья Павловна совсем мало снималась в кино. В её творческой биографии насчитывается 18 картин, хотя старт был очень удачным. В 1953 году Медведеву утвердили на главную роль Авдотьи в драме «Возвращение Василия Бортникова». Её партнером был легендарный советский актер Сергей Лукьянов.

Однако всесоюзную славу и признание актриса в полной мере ощутила после выхода на экраны комедии «За витриной универмага» (1955 год). Режиссеру удалось собрать чудесный актерский ансамбль: Иван Дмитриев, Микаэла Дроздовская, Олег Анофриев, Анатолий Кузнецов, Ольга Бган, Борис Новиков, Светлана Дружинина и др.

Кадр из фильма "За витриной универмага"Наталья Медведева в фильме «За витриной универмага», 1955 год. Источник: kino-teatr.ru

Также стоит отметить роль Княгини Апраксии в художественном фильме «Илья Муромец», Анны Булыгиной в драме «Люди на мосту», секретаря Шмелевой в киноповести «Трижды воскресший», Майи Петровой в драме «Дни хирурга Мишкина», Татьяны Богаевской в экранизации «Варвары», Валентины Павловой в киноповести «Люди и звери».

Последний раз приняла участие в съемках детектива «Частная история» (1994 год).

Изгой в театре и личная жизнь

Как и в кинематографе, у Натальи Павловны в театре тоже все начиналось замечательно. А потом её успеху позавидовала коллега. И не просто «тихо завидовала», а возненавидела театральную Приму. Вскоре настырная дамочка вышла замуж за очень влиятельного чиновника и сделала всё возможное, чтобы лишить Медведеву главных ролей в спектаклях. Кроме этого, постоянно «плела» интриги и при любом удобном случае унижала Наталью Павловну.

Кадр из фильма "Трижды воскресший"Наталья Медведева в фильме «Трижды воскресший», 1960 год. Источник: kino-teatr.ru

Терпеть нахалку и полное игнорирование руководства актриса, конечно, не стала. В январе 1979 года написала заявление по собственному желанию. После этого её всего лишь пару раз пригласили принять участие в съемках телеспектаклей и сыграть малюсенький эпизод в короткометражке.

Никто из администрации театра, да и коллеги не интересовались, как же живется Медведевой. Изредка присылали денежную помощь, как правило, на Новогодние праздники. Но в последние годы лишили пожилую женщину и этой привилегии.

Наталья Медведева, советская актрисаНаталья Медведева (слева в молодости). Источник: kino-teatr.ru

Создать крепкую семью Наталье Павловне тоже было не суждено. Первый раз вышла замуж за артиста Семёна Соколовского, однако этот брак вскоре распался. Имя второго супруга неизвестно. С ним Медведева тоже рассталась.

Единственную дочь Галину воспитывала одна. Девушка не пошла по маминым стопам, работала в редакции издания «Знание — сила». Наталья Медведева всю свою любовь дарила дочке, внучке и правнучке. Пока позволяло здоровье заботилась о них, решала все бытовые проблемы.

Замечательная, красивая, талантливая актриса ушла из жизни во сне — 12 августа 2007 года.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Картину «За витриной универмага» часто показывают по телевизору. Фильм незатейливый, простой, смотрится легко. Там много очаровательных девушек, но самая яркая и привлекательная – директор швейной фабрики. Эту роль сыграла Наталья Медведева.

Наталья Медведева. Кадр из фильма «За витриной универмага»

Наталья Павловна Медведева родилась 18 декабря 1915 года в С.-Петербурге. Отец – профессор литературы, человек, широко известный среди литераторов. Мама – актриса. В 36-м году горе пришло в эту семью. Отец был арестован и в 37-м расстрелян. В 57-м году Павел Медведев был реабилитирован.

В 39-м году Медведева поступила в Ленинградский театральный институт (курс замечательного актера и педагога Л.С.Вивьена).

Муж актрисы был горным инженером, специалистом в области цветной металлургии и золота. В самом начале войны он был командирован в г. Берёзовский Свердловской обл., вместе с ним уехала и Наталья. Там она стала работать в госпиталях, оказывать помощь раненым бойцам.

Наталья Медведева. Кадр из фильма «Возвращение Василия Бортникова»

Однажды Медведева услышала, что в Свердловске имеется театральное училище – им руководил известный театральный режиссер Алексей Попов. Талантливую девушку приняли на последний курс, и ее дипломной работой стала Васса Железнова в одноименной пьесе. После окончания училища Медведеву пригласили в местный драмтеатр, но очень скоро мужа перевели в Москву, и актриса, разумеется, уволилась.

В Москве Медведеву пригласили сразу в два театра – театр драмы и комедии (позже переименованный в театр на Таганке) и в драматический театр на Спартаковской, впоследствии названный театром на Малой Бронной. Руководство этого театра предложило ей роль Марии Стюарт – поэтому актриса выбрала его без раздумий. Она великолепно справилась с ролью! А через несколько дней после премьеры вышло Постановление о запрете западной драматургии.

Наталья Медведева. Кадр из фильма «Возвращение Василия Бортникова» (1953)

Читайте также:  Дарья румянцева актриса личная жизнь

Когда В.Пудовкин готовился снимать «Возвращение Василия Бортникова» (по роману Г.Николаевой «Жатва»), долго искал актрису на роль главной героини и, наконец, нашел – Медведева отлично прошла пробы, ее утвердили. Но все члены съемочной группы были против Медведевой, включая автора романа. Дескать, она Марию Стюарт играла, а тут – простая неграмотная колхозница. Не может артистка иметь такой широкий диапазон! Пудовкин, тем не менее, твердо стоял на своей позиции, и Наталья начала работу в фильме. Когда картина вышла на экраны, то была с восторгом принята зрителями и критикой. Наталья Медведева побывала в Италии и Аргентине на кинофестивалях, где фильм был высоко оценен зарубежными зрителями, а в Италии отмечен почетным призом. Пудовкин пообещал актрисе, что будет снимать ее в каждой своей картине. Печально, но 30 июня 50-года великий режиссер ушел из жизни….

Прошло два года после выхода на экраны «Возвращения Василия Бортникова», и Самсон Самсонов приступил к съемкам картины «За витриной универмага», пригласив Медведеву на одну из главных ролей.

Иван Дмитриев и Наталья Медведева. Кадр из фильма «За витриной универмага» (1955)

Внешне героиня Медведевой – строгая, требовательная. Быть такой обязывает должность. С мягким, деликатным Крыловым, зав. секцией готового платья (его играет замечательный актер Иван Дмитриев), она держится холодно и даже раздраженно. Но как меняется эта женщина, когда между ними возникают взаимные чувства… Оказывается, она душевная, милая. Под оболочкой – золотое сердце…Кстати замечу, что в этой картине впервые снялись О. Ануфриев, С.Дружинина, М.Дроздовская.

После картины «За витриной универмага» Медведеву начали часто приглашать в разные фильмы: «Илья Муромец», «Трижды воскресший», «Люди на мосту» и др.

Но самой интересной и совершенно неожиданной для себя работой в кино Наталья Павловна всегда считала роль Валентины Сергеевны в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери». До сих пор она играла положительных героинь, а Герасимов предложил сыграть женщину-стерву. Это смущало актрису, было непривычно играть подобный характер. А Герасимов рассуждал так: внешне героиня должна была производить впечатление положительное, а внутри была жуткой мегерой. Задача была очень сложной, но актриса прекрасно справилась с ней. К величайшему сожалению, эта роль стала для Медведевой последней значительной работой в кино.

Наталья Медведева. Кадр из фильма «Люди и звери» (1962)

Она продолжала сниматься у других режиссеров, но роли были небольшие, незначительные и не увлекали – «Дом и хозяин», «Дни хирурга Мишкина» и др.. В театре у Медведевой тоже были маленькие роли, часто эпизодические. Это длилось в течение многих лет. Причина – зависть, козни, интриги… Все это было омерзительно, и в 79 году актриса подала заявление об уходе.

Последние 28 лет Наталья Медведева, забытая и кино и театром, жила заботами своей семьи. Ее дочь была редактором журнала «Знание – сила», Медведева воспитывала внучку и правнучку, заботилась о самых близких для нее людях.

Наталья Медведева. Кадр из фильма-спектакля «Варвары» (1979)

Непростая жизнь была у Натальи Павловны Медведевой, но она никогда не жаловалась и не роптала на судьбу – такой характер был у этой удивительной, сильной женщины.

12 августа 2007 года Наталья Павловна скончалась.. Никто из бывших коллег не пришел проститься.

Подписывайтесь на наш канал «Настроение» – будет много интересного

Источник

Medvedeva-2Медведева Наталья Павловна
Родилась 18 декабря 1915 года.
Умерла 12 августа 2007 года.

После выхода на экраны в 1955 году фильма Самсона Самсонова «За витриной универмага» на ярком кинонебосклоне зажглась новая звезда – Наталья Медведева. Путь к успеху был трудным. Наталья Павловна прошла через все тернии – от большой популярности до полного забвения. Её партнерами на сцене и экране были замечательные актёры. В её жизни было много друзей и много завистников. Но Наталья Павловна, будучи человеком честным и открытым, сумела с достоинством пройти свой жизненный путь, до преклонных лет сохранив обаяние и жизнерадостность.

Наталья Павловна Медведева родилась в Петрограде в интеллигентной семье. Её мать Екатерина Петровна Медведева (1892–?) была актрисой, а отец, Павел Николаевич Медведев (1891–1937), профессором литературы и замечательным оратором. Его знала вся литературная среда. Очень долгое время он был председателем Союза писателей Петербурга. Все свободное время Павел Николаевич отдавал студентам. К сожалению, как и многих других деятелей культуры, его не обошла волна сталинских репрессий. В 1936 году на Павла Николаевича был сделан донос. Его арестовали, и в 1937 году он был расстрелян. После этого Наталья Павловна двадцать лет жила как дочь «врага народа». И только в 1957 году актриса получила небольшое письмо: «Павел Николаевич Медведев, ввиду отсутствия состава преступления, посмертно реабилитирован. Место смерти не установлено».

В 1939 году Наталья Павловна поступила в Ленинградский театральный институт по классу Леонида Сергеевича Вивьена. Непосредственным педагогом на курсе был Александр Васильевич Соколов… Но война всё спутала. 22 июня 1941 года Наталья Павловна сдала последний экзамен и, придя домой, по радио услышала о нападении немецких захватчиков.

В то время Медведева уже была замужем. С началом войны мужа Петра Ефимовича Бельского командировали под Свердловск, в город Берёзовск, где Наталья Павловна прожила год. Потом поняла – идёт война и она должна что-то делать! И Медведева стала ездить в Свердловск, в госпиталь, обслуживать больных, как-то посильно помогать им. Позже, узнав, что в Свердловске есть театральное училище, которым руководил Алексей Дмитриевич Попов, пошла туда, и Попов взял её на последний курс. В 1943 году Наталья Павловна закончила училище. Выпускным спектаклем был «Васса Железнова» М. Горького, в котором она исполнила главную роль.

Сразу после окончания училища Наталью Павловну пригласили в Свердловский драматический театр, которым тогда руководил Ефим Александрович Брилль, и сразу же ввели в репертуар. Но через год мужа перевели в Москву, и она была вынуждена уйти из театра, несмотря на все уговоры Бриля.

Во всё время эвакуации мама Натальи Павловны, будучи уже очень больной, была рядом с дочерью, но ехать с ней в Москву отказалась и вернулась в свой родной Ленинград. А Наталья Павловна с этого момента стала москвичкой.

В 1945 году решением правительства было создано два театра. Один – Театр драмы и комедии (с 1964 года – Театр на Таганке), другой – Московский драматический театр, располагавшийся на Спартаковской улице (с 1968 года – Театр на Малой Бронной). Наталья Павловна пробовалась в оба театра и, в итоге, была приглашена сразу и в тот и в другой. Первым в то время руководил А.К. Плотников, вторым – С.А. Майоров. Наталья Павловна колебалась, не зная, какой же театр выбрать. Но её сумел покорить Майоров, предложив ей сыграть Марию Стюарт. Медведева не смогла отказаться от подобного предложения, и «Мария Стюарт» Ф. Шиллера с успехом была сыграна… И буквально на следующий же день вышло постановление правительства о запрещении западной драматургии. Спектакль был снят с репертуара.

Читайте также:  Жанна хамукова актриса личная жизнь

В 1952 году режиссёр Всеволод Пудовкин искал исполнителей для своего фильма «Возвращение Василия Бортникова», который он собирался снимать по роману Галины Николаевой «Жатва». Шли поиски главной героини. Пробовалось очень много актрис. Одна из ассистенток Пудовкина посетила спектакль Московского драматического театра и увидела там Медведеву, которая ей очень понравилась. Она рассказала о молодой актрисе Пудовкину, после чего режиссёр вызвал Медведеву на пробы и в итоге утвердил её на главную роль. Все остальные члены съёмочной группы были против её кандидатуры, даже сама Николаева. Главный аргумент звучал так: «Вчера она была Марией Стюарт, а сегодня – неграмотная колхозница. Такого диапазона быть не может». Но Пудовкин её отстоял. И, когда начались съёмки, все замолчали. «Наташенька, вы – душа картины», – сказал ей однажды Всеволод Илларионович во время съёмок. Фильм вышел на экраны в начале 1953 года и стал одним из лидеров проката. С «Возвращением Василия Бортникова» Наталья Павловна побывала на двух международных кинофестивалях в Аргентине и Италии, где на последнем фильм получил один из почётных призов. «Наташа, теперь вы будете сниматься во всех моих картинах», – сказал Медведевой Пудовкин. Но этому дальнейшему союзу не суждено было случиться. 30 июня 1953 года Всеволода Илларионовича не стало.

Не смотря на большой успех фильма, в кинокарьере Медведевой наступила пауза. Театральные актрисы тогда очень редко снимались. Был ВГИК, выпускавший ежегодно актёров кино, был Театр-студия киноактёра, вся труппа которого состояла в «звёздах экрана». Однако, спустя два года после «Бортникова», вышел фильм, сделавший Медведеву популярной на долгие годы – «За витриной универмага» Самсона Самсонова. Эта роль для Медведевой тоже могла бы не состояться, если бы не упорство тогда еще начинающего Самсонова. Претенденток на героиню было множество, одна из которых особенно проявляла интерес к этой работе. Но настырность режиссёра, уверенного в выборе, взяла верх. В итоге фильм запомнился, прежде всего, по замечательной работе Натальи Павловны Медведевой. Её партнером по фильму был известный ленинградский актёр Иван Петрович Дмитриев, о котором Наталья Павловна всегда вспоминала с большой теплотой. Узнав в 2003 году, что у него в одночасье умерли жена и сын, актриса сразу же поспешила позвонить ему, чтобы сказать слова соболезнования и утешения…

После выхода картины «За витриной универмага» предложения сниматься посыпались одно за другим. Она сыграла княгиню Апраксию в киносказке Александра Птушко «Илья Муромец», секретаря райкома Шмелёву в единственном серьёзном фильме Леонида Гайдая «Трижды воскресший». Одной из лучших работ того периода стала роль матери в фильме Александра Зархи «Люди на мосту», где её партнером был гениальный Василий Васильевич Меркурьев. «Лучшего партнёра у меня не было, – вспоминала Наталья Павловна, – Меркурьев – это сама нежность, сама доброта. Он был совершенно необычайный человек».

Но самой интересной и неожиданной для себя Наталья Павловна всегда считала роль Валентины Сергеевны в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери»: «Когда Герасимов меня вызвал и дал прочесть сценарий, я смутилась: «Я же положительные роли играю, я не могу такую стерву сыграть». На что Герасимов ответил: «Вот мне и надо, чтобы она была такая положительная и стерва внутри. Подумайте об этом и приходите». Всю ночь нервничала. Пришла к Герасимову, а он мне: «Читайте, как вы считаете, какой она должна быть». Я ему предложила свой вариант роли. «Актриса выиграла, – воскликнул Сергей Аполлинариевич, – будем так снимать». И в фильм вошла моя интерпретация роли. Так что я очень горда, что с Герасимовым могла быть на равных».

К сожалению, «Люди и звери» стали для Медведевой последней интересной киноработой. После этого были еще несколько картин, но все они не стали этапными для актрисы.

Помимо работы в театре и кино Наталья Павловна очень много сил отдала Обществу знания, где проявились её ораторские способности, унаследованные от отца. «Я эту работу считаю своей самой большой заслугой и уважаю себя за неё. Это колоссальный труд. Вы не представляете, какая это ответственность, когда ты один перед огромной толпой, и не знаешь, что они спросят, как себя поведут. Как ты должна их покорить? И чтобы зал встал, когда ты ушла, нужно потрудиться. А так было! Поэтому мне кажется, что я, наверное, ошиблась в выборе профессии. Мне надо было этим больше заниматься».

После злополучного постановления о запрещении зарубежной драматургии и снятия с репертуара «Марии Стюарт» в театральной карьере Медведевой началась «чёрная полоса». В театре у Натальи Павловны появилась недоброжелательница, бывшая когда-то её подругой. Эта дама вышла замуж за секретаря партийной организации, и он делал для неё всё, что она хотела. И то, что должна была играть Медведева, стала играть она. Наталья Павловна перешла на маленькие роли, а потом и вовсе на эпизоды. Так продолжалось много лет. В душе актрисы накопилась обида и неудовлетворённость тем, что она делает. И уже очень трудно было скрывать всё это. «Мне это было как-то особенно оскорбительно и унизительно. Я очень гордый человек. Без показухи. Просто внутренне гордый. Никогда ни перед кем не унижалась и сама никогда никого не оскорбляла и не обижала. Поэтому идти унижаться и просить, мне казалось ненужным. Сделала, что могла, но сделала немного…». И Наталья Павловна написала заявление об уходе. Это произошло 1 января 1979 года.

После того, как Наталья Медведева оставила театр, никто ни разу не поинтересовался, как она жила. Лишь изредка администрация поздравляла её с праздниками да присылала деньги на Новый год. Но последние несколько лет жизни Медведева лишилась и этих привилегий. Из всех сотрудников театра с добротой к ней всегда относились лишь парикмахеры, с одним из которых она постоянно перезванивалась…

Последние 28 лет жизни, забытая театром и кино, Наталья Павловна жила проблемами дочери, Галины Петровны Бельской, редактора журнала «Знание и сила», воспитывала внучку и правнучку.

Скончалась Наталья Медведева 12 августа 2007 года тихо и скромно, во сне, на больничной койке. Никто из бывших коллег не пришёл проститься с актрисой…

У Медведевой была сложная судьба, но, не смотря на это, она сумела до конца своих дней сохранить бодрость духа и интерес к жизни, оставаясь удивительно интеллигентным и обаятельным человеком. Светлая память Вам, замечательная Актриса!

Фильмы и роли:

1952: «Возвращение Василия Бортникова» (Авдотья); 1955: «За витриной универмага» (Андреева); 1956: «Илья Муромец» (княгиня Апраксия); 1959: «Люди на мосту» (Анна Семеновна), «Человек меняет кожу» (Синицына); 1960: «Трижды воскресший» (Шмелева, секретарь райкома); 1962: «Люди и звери» (Валентина Сергеевна); 1967: «Дом и хозяин» (Зина); 1973: «Человек со стороны», тв (Сонюшка); 1975: «Ольга Сергеевна», тв (дежурная); 1976: «Дни хирурга Мишкина», тв (Майя Петровна), «Преступление» (Дорохина); 1977: «Осторожно, листопад!», тв (Таисия Павловна), «Рассказ от первого лица», тв (Елена Георгиевна); 1979: «Варвары», тв (Татьяна Николаевна Богаевская).

Источник