Мой муж бывший монах

Мой муж бывший монах thumbnail

Просмотры:
1 922

Этот текст-размышление можно считать ответом на вопрос нашей читательницы «Почему нельзя венчаться с иеромонахом?».

***

Многие новоначальные иноки весьма обольщаться на свой счёт и сильно переоценивают свои возможности. Да, хорошо побывать в монастыре в течение какого-нибудь непродолжительного срока и, получив духовное и эстетическое наслаждение от находящихся там святынь и от удивительного по красоте и благолепию монастырского богослужения, окунуться в совершенно иную по своему древнему укладу иноческую жизнь, а потом снова вернуться к обыденной жизни.

Однако в последнее время, к сожалению, среди некоторых духовников, — которые вообще-то призваны к тому, чтобы помогать человеку в становлении на духовном пути, — распространилась постыдная практика принуждения к принятию монашества. Эти духовники паразитируют на доверии большинства верующих к такому богодухновенному явлению как старчество. И редко кто из крайне доверчивых и наивных новообращённых, со священным трепетом относящихся ко всему духовному, может в каком-нибудь «благообразном старце» разглядеть волка в овечьей шкуре. Когда человек приходит к вере в Бога, то особое душевное состояние настолько охватывает его, что он и тени сомнения не допускает в своих мыслях, что его могут обманывать «служители Неизреченного Света».

Эти «боговдохновенные старцы» и их окружение — с попустительства представителей высшей церковной власти, — прибегают к вполне сектантским методам: например, умалчивают о недопустимости вступления в брак после принятия дьяконского сана или принуждают к монашескому постригу в раннем юношеском возрасте (хотя таковой по церковным канонам запрещён, тем более в период неофитства), а нередко даже запугивая «Божьей карой» за неподчинение «Божьей воле». И преследуют, пользуясь неосведомлённостью новообращённых в церковно-канонических вопросах, вполне своекорыстные цели: получение бесплатной рабочей силы для своих обителей, возможность быстрого карьерного роста от увеличения числа насельников и создание особой «благолепной» атмосферы вокруг своего «духоносного старца». И их вовсе не трогают жизненные трагедии и изломанные судьбы, что в таких случаях, к сожалению, практически неизбежно. Не говоря уже об изощрённых издевательствах в некоторых монастырях со стороны начальствующих под предлогом спасения твоей души.

Затем тебя непременно ждет еще ряд разочарований на твоём духовном поприще: несмотря на все твои усилия, основная масса мирян воспринимает тебя всего лишь как совершителя «волшебных обрядов»; большинство «собратьев по духовному цеху» видят в твоем лице не столько соратника, сколько конкурента «на рынке религиозных услуг»; а твоему священноначалию от тебя требуются в первую очередь вовремя сданные отчёты и добросовестно выплачиваемые взносы.

Потом тебя постепенно начинает одолевать чувство одиночества и приходит, наконец, переосмысление жизненных ценностей и отношения к семейной жизни. Ты осознаешь, что настоящая радость в ней исходит не от возможности жить в своё удовольствие (в таком случае это было бы проявлением эгоизма) и доступности интимной близости с противоположным полом (согласно церковным канонам таковая близость допустима лишь в венчанном браке), а от возможности общения с дорогим твоему сердцу человеком, с которым разделяются все тяготы и радости совместного жизненного подвига. И в первую очередь радость от взаимной беззаветной привязанности друг к другу и совместного воспитания детей — как квинтэссенции жизнедеятельности человека и плода обоюдной родительской любви, а также исполнения жизненного долга, вложенного Творцом в человеческую природу.

Трудно, наверное, представить чувство более трепетное, чем то, которое может испытывать отец в тот момент, когда, не успев переступить порог дома, он ловит на себе восторженный детский взор бегущего в его объятия сына или дочери, ощущает прикосновение нежной детской щеки и осознаёт, что кроме него для его ребёнка дороже и любимей нет никого на свете?

Ты приходишь к осознанию того, что добродетельная и благочестивая жизнь в миру не менее достойна восхищения и награды от Создателя, чем жизнь в «духовном оазисе» за монастырской оградой. К праведной жизни, к святости и к соблюдению заповедей Божиих призваны все люди — не только монашествующие, но и мирские. Разница между ними заключается не в степени святости, а в образе служения, к каждому из которых необходимо особое на то призвание, и в особых дарованиях от Бога на выбранном жизненном пути.

Многие люди (особенно в юношеском возрасте), не получившие должного церковного воспитания, не в состоянии отличить желание жить обычной церковной жизнью от монашеской, и в начале своего духовного возрастания вполне могут ошибиться (особенно под влиянием неофитского максимализма) в выборе жизненного пути, с лёгкостью приняв желание жить полнокровной духовной жизнью за стремление к иночеству, чем иногда, — как было уже указано выше, — пользуются недобросовестные (мягко выражаясь!) духовники.

Для того чтобы было более понятно о чём идёт речь, можно прибегнуть к языку образов. Если Церковь, т. е. верующих, представить воинством, то священнослужителей можно сравнить с офицерами, а иноческие обители можно уподобить гвардейским частям. И если же вы решили вступить в ряды «церковных гвардейцев», несмотря на все ожидающие вас на этом пути трудности, то в наш, к сожалению, полный подлости и цинизма век нужно быть весьма осмотрительным, чтобы не угодить в «духовный штрафбат».

В случае же ошибки в выборе жизненного пути можно горько поплатиться. Состояние душевной опустошённости на грани нервного срыва может продлиться не год и не два. И ты не знаешь — выйдешь ли ты из него вообще когда-нибудь или нет, и никто тебе не может дать никаких гарантий. Уходит год за годом, а чувство самонереализованности охватывает тебя всё сильнее. Пропадает аппетит, сон; и тебе уже ничего не приносит радости, — хотя при желании ты можешь себе позволить практически любое удовольствие. В вине также не можешь найти утешения — к нему как назло нет никакой тяги, да оно и не веселит нисколько, лишь сильнее нагоняя тоску. Всё это пытаешься заглушить, загружая себя до изнеможения работой, общением с людьми, документами, книгами — всё что угодно, только бы не оставаться наедине со своими переживаниями и мыслями. Однако утешения не приносит ничего…

Единственной отрадой в таком состоянии бывает возможность общения с детьми, но после этого неизбежно тебя охватывает чувство уныния, а то и отчаяния — от отсутствия детского смеха, плача, лепета, запаха (приятней которого, наверное, нет ничего на свете), и особенно если к ним ты привык с раннего детства, воспитываясь в многодетной семье.

Отказаться от священного сана? Но лишь в нём чувствуешь своё призванье, подобно призванию, например, художника, который не может не писать своих картин, или композитора, не мыслящего своего существования без музыки. Но и церковное служение — крестины, венчания, встречи с детьми в детсадах и школах — всё режет по живому, сердце сжимается от тоски и безысходности, и ты невольно вынужден прятать от окружающих глаза с предательски наворачивающимися на них слезами…

Читайте также:  Если муж бывший не платит алименты наказание

И проблема здесь для многих заключается не в простом влечении к противоположному полу, или, по крайней мере, вовсе не в вульгарном его проявлении, а в доходящей до предела психических возможностей потребности во взаимных чувствах, в непреодолимом желании проявлять нежность, заботу, свои самые лучшие и благородные качества в отношении к той, которая сможет ответить тебе взаимностью, и с которой ты сможешь разделить радостное бремя рождения детей и заботливые хлопоты по их воспитанию.

И рано или поздно она встречается на твоём жизненном пути…

Такое испытание (причём это является тяжелейшим испытанием для обоих) может выдержать далеко не каждый. Церковно-канонические же нормы, регламентирующие жизнь Церкви (составленные к тому же в глубокой древности), таковую ситуацию, к сожалению, не рассматривают, и выход из неё подпавшим под влияние лжедуховников приходится находить разный. Одни, стиснув зубы, стараются изо всех сил сохранить верность данным по неосмотрительности обетам. Другие, отрекаясь от сана, возвращаются к обычной мирской жизни. Третьи, в случае снисходительного отношения правящего архиерея (обычно из-за особых на то жизненных обстоятельств, а также в виду щепетильности ситуации и сомнительности с церковно-канонической точки зрения законности такого рода пострижения), решаются вступить в гражданский брак, продолжая своё служение в Церкви.

Знаю даже о паре случаев, когда архиереи живших в «гражданском» браке иеромонахов перевели в разряд белого духовенства. Однако такие архиерейские «вольности» в церковной среде считаются противоканоничными, и наверняка одним из следующих на кафедре архиереев на бывшего чернеца, ставшего бельцом, может быть обрушена вся тяжесть церковного законодательства, согласно которому такового надлежит лишить священнического сана. Но при этом монашеский сан не снимается, а церковные правила предписывают ему (уже в качестве простого монаха), оставивши свою семью (естественно, об алиментах умалчивается), отправиться на жительство в один из монастырей для того, чтобы провести остаток своей жизни в покаянии.

В этом случае складывается совершенно парадоксальная ситуация. Священство, являясь таинством, в восточно-христианской (в отличие от западной) традиции считается «смываемым» — лишенный сана не имеет более права надеяться на его восстановление. Монашество же, напротив, в церковной традиции таинством не считающееся, объявляется пожизненным и «неизгладимым».

В современной церковной практике принято осуждать монашествующих священнослужителей, оставивших свое служение и вернувшихся к мирской жизни. Если кто-то решается обнародовать свои отношения и вынести решение своего вопроса в церковный суд, то таковой подвергается не только жесткому прещению (церковному дисциплинарному наказанию), но и (если не пожелает оставить свою семью и жить в каком-нибудь отдаленном монастыре на покаянии) совершенно выкидывается из церковной жизни.

Хотя дореволюционная практика (объявляемая большинством нынешних канонистов неправомерной), начиная с петровских времен, была совершенно иной — человеку, добровольно (но бывали случаи и насильственного расстрижения) слагающему с себя монашеский сан, дозволялось вступать в брак, — совершавшийся соответственно духу того времени посредством таинства венчания. А Духовный Регламент, несмотря на налагаемые для расстриг ограничения по месту жительства и государственной службы, предписывал предоставлять им возможность устроиться на церковную (в качестве мирских служащих) или военную службу.

В настоящее же время обычно тот, кто решается порвать со своим священническим прошлым, лишается не только духовной, но и элементарной материальной поддержки. Монашествующая братия в основной своей массе — за исключением высокопоставленных и «своих» — не имеют ни трудовых книжек, ни отчислений в Пенсионный фонд (т. е. не могут рассчитывать на нормальную пенсию), и не имеют права надеяться (невзирая на многолетнее самоотверженное служение в священном сане) на помощь со стороны матери-Церкви.

Мы можем по-разному относиться к римо-католикам и спорить с ними о степени чистоты веры, но относительно обсуждаемого вопроса не может не вызывать восхищение отношение нынешнего понтифика к духовенству, оставившему служение ради создания семьи. Он не только ищет общения с ними, но и выказывает им свою поддержку: «Если священник влюбляется, — заявил он, — это ведёт к пересмотру его призвания и к изменению жизни. Он должен найти епископа и сказать ему, что он любит, и оставить священство. И что тогда? — А я помогу найти ему занятие».

Из уст папы Франциска в адрес бывших священников звучат не слова упрека, а пастырское ободрение:

«Если ты ошибся — поднимайся! Нет ничего более человечного, чем ошибки».

«Каждый человек должен смотреть на другого человека сверху вниз только тогда, когда нужно помочь подняться».

«Ни одного человека нельзя осудить навсегда за то, что он оступился; нет такой ненависти, которую нельзя было бы победить любовью!»

«Исправлять брата — это служение, и оно становится возможным и действенным лишь когда каждый признаёт себя грешником и нуждающимся в прощении Господа. Сама совесть, которая помогает мне простить ошибку другого, еще раньше напоминает мне о том, что я сам ошибся и ошибался много раз».

«Только один Бог лишён слабости, человек же по своей сути нуждается в Божьей поддержке. Мы никого не можем отбрасывать, потому что все мы — сокровище в глазах Бога. Пожалуйста, не забывайте молиться и обо мне, потому что я тоже слаб».

«Церковь — не организация, ни культурная, ни социальная, ни даже религиозная… Церковь — это семья Иисуса».

По утверждению римского первосвященника, Церковь призвана «лечить глубокие раны искренним диалогом» и «омывать ноги, а не промывать мозги».

И если уж и применять в отношении «оступившихся» священников наказания в рамках действующих канонических норм, то по логике вещей необходимо начать в первую очередь с тех, кто — фактически мошенническим образом — их рукополагал и постригал в нарушение этих же самых канонических норм. И вместе с их жертвами извергать из священнического сана и отправлять на покаяние в провинциальные обители.

Если же у нашего священноначалия нет воли и решимости к таковым одинаково справедливым действиям в отношении тех и других, то тогда необходимо поменять хотя бы свое отношение. Отказавшись от лицемерия, положить преграду к дальнейшим злоупотреблениям со стороны внутрицерковных сектантов и шибко рьяных церковных функционеров. И проявить «милость к падшим», оказавшимся (даже не столько по своей вине, сколько по вине недобросовестных пастырей) в сложной жизненной ситуации, но, несмотря на это, не озлобившимся и продолжающим оставаться верными чадами матери-Церкви и ожидающим от нее в лице своих духовных наставников и руководителей не отвращения и жестокого по отношению к себе обращения, а если и не сострадания, то хотя бы человеческого участия и духовной поддержки.

Читайте также:  Навести порчу на бывшую девушку мужа

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Источник

Я не священник, но так получилось, что уже давно исполняю некоторые функции священника (это шутка): мне иногда пишут письма, в которых рассказывают о своей жизни и/или спрашивают совета. Почти вся эта переписка остается в тайне. Публикуется только избранное, в исключительных случаях и только с разрешения автора письма.
Я долго думал публиковать ли письма, но решил, что это надо сделать. Явление далеко не редкое и потому заслуживающее внимания и обсуждения. Только прошу воздержаться от осуждения ближнего. Бросить камень совсем не трудно, но, поверьте, это не принесет радости ни Вам, ни героине писем, ни читателям. И самое главное не решит проблему и не сделает мир совершенней. Подумайте лучше над вопросом, как решить эту проблему. Она может быть решена, на мой взгляд, простым исполнением епископами своих обязанностей, но они подходят к этому вопросу крайне избирательно. Впрочем проблема эта далеко не единственная, женщина поднимает сразу несколько вопросов. Писать можно долго, но давайте прочтем письма и обсудим их.
Письма публикуются с небольшими сокращениями, чтобы не узнали героев и монастырь.

В письмах упомянут о. N, ушедший недавно из монастыря и женившийся. Никаких предположений о его личности прошу не делать: фигура он совсем не публичная и очень мало людей знает о нем. Тем более не стройте догадок о монастыре. Называть его я категорически не буду, на любые предположения сразу отвечаю – нет, не он. Я знаю несколько подобных историй из разных уголков России и даже зарубежья. Поэтому смысла называть монастырь нет. Назовем место град Китеж и дело с концом.

_________________

Уважаемый Георгий!
Долго читала Ваш блог… Не один день раздумывала… Внутренне оценивая…
Просто я изнутри ЗНАЮ, что движет монахами, поступающими подобным образом…
Я долго была любовницей монаха из N монастыря. Или любимой женщиной, да как угодно назвать.
НАЗЫВАТЬ, КСТАТИ, НИКАК НЕ НАДО – МНЕ НЕ ИНТЕРЕСНЫ ЧУЖИЕ МНЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ И Т.П. ПО ЭТОМУ ПОВОДУ, АБСОЛЮТНО!
Так вот всё как-то произошло причудливо, не по самостоятельности, а по воле Господней ибо ничем другим нельзя это объяснить. Я, столичная и вовсе не юная барышня, никогда не помышляла о таком повороте, ни тем более монах, 25 лет живший в монастыре, перед которым прошли тысячи прихожанок и ни от одной у него не дрогнуло сердце до того…
Вы совершенно правы о количестве ушедших из братии. Мы вместе однажды смотрели фото монастырские (компьютеризация каждого монаха имеет место быть) и старые, и новые и на мой вопрос “кто это, что-то я такого никогда на службе не видела” ответ был “ушёл давно…” Реально из первопришедших там несколько человек из почти …сот нынешних в монастыре.
Спросила о причинах – разные. Стригли всех по молодости, а ведь человек меняется каждую минуту, каждый год.
И сделан из плоти и крови! Душевные порывы проходят… Оценить свои силы через 5-10-15… лет никому не дано, это же – “как Господь управит!” Да и сперматозоидам не объясняют, что им теперь вырабатываться ну никак теперь нельзя. Извиняюсь, я медик, поэтому вещи своими именами называю.
И душа требует, чтобы её слышали. А это – только в паре…
Потому что жизнь в известном монастыре – суровая. Как и в любом другом, наверное. Но в пафосных особенно.
Позволю себе процитировать Ваши слова “А что настоятель? Его это вообще не волнует. Да и от него требуют только деньги и чтобы явных безобразий не было.” Про деньги – не говорю ничего, т.к. не знакома с темой, в платёжках монастырских не рылась.
А о “чтоб безобразий не было” – 100%!!! И на вахте записывали всех входящих насельников после 23-х часов … И “с мобильниками войну проиграли”… И т.д. И все БОЯТСЯ настоятеля. Водитель его говорит: еду с ним – и только ноги мелькают монашеские, кто куда шарахается, лишь бы на глаза не попасться”. Бог и Царь в одном лице :)))
А замечательная практика стукачества? Все проступки (грехи), озвученные на исповеди и вызывающие некую тревогу у исповедника в плане дисциплины, доносятся настоятелю тут же. Я была крайне, до глубины души удивлена: как же, а тайна исповеди, а причастие перед службой? “Иеромонах же, священник ты. Или так и не исповедуешься в смертном грехе – в блуде и грязными душой и руками служишь?” На что мне был дан ответ “дураков нет же, попробуй признайся – и всё…”
Хм. Я, идя на исповедь, и в мыслях даже не представляю, что буду вести двойную изощрённую линию. “О том – сказала, о том – не сказала, как бы не проболтаться типа”. И посетила первая мысль – я много свободнее! Мне некого бояться, шарахаясь в сторону, мне незачем врать, да и не перед кем. Батюшка на обычном приходе всегда скажет слово верное, от которого я покраснею от стыда или задумаюсь, как более так не делать. И так и расту потихоньку 🙂
Чуть не выпала из-за руля, услышав просьбу, проезжая мимо магазина – “купи колбаски, я же не пойду с бородой по пояс выбирать туда – пост же”. Окончательно розовый дым развеялся.
Все “здравомыслящие” монахи имеют квартиры, дома, машины, всякие вкусности на столе… усилиями “знакомых, благотворителей и пр.”. Сама в той шкуре побывала, таская сумками. Очень удивлялась при этом: вроде монах, ну что этого здорового умного мужика, имеющего замечательную мирскую профессию, подвигло уйти в монастырь, приспособиться там ко всем превратностям (это ж умудриться надо – жить как хочется, при этом – избегая всяческих проблем-испытаний).
Резюме: жизнь в монастыре – не для человеков. Ибо душу и тело человеческое никто не отменял, со времён сотворения.
Есть отдельные душевные монстры, но таких – избранные единицы на весь мир.
Замечательно поступил о. N! Честно и по душе.
Ибо монастырь – это прежде всего тюрьма. С начальниками-подчинёнными, да ещё с какой тюремной дисциплиной – нам и не снилось!
И каждый одинок… ибо все всех боятся там… Лицемерие ужасающее просто. Какая уж там душа… не о ней там…
И в чём подвиг-то?!! В борьбе – с какими трудностями? С собственными гениталиями? Вот тоже подвиг, хмм…
С ветряными мельницами “менеджеров” церковных?! Да их не перебороть, ибо имя им – рать.
А вот вырастить дитя… да прожить с той женой 50 лет… неся все смирения-терпения-тяготы – вот это подвиг!
Единственное, что настораживает – отчаянность о. N… как в прорубь – бууух! Он же не знал никогда, как это – душа в душу… Да и привык к волшебству – всё само собой делается, только руку протяни, избалованный… А тут начнутся пелёнки, проблемы с деньгами, да и лет весьма немало… Мирские заботы :). Тут же просто нужно нести тяготы друг друга, очень далёкие от удивительно сделанного иконостаса…

Читайте также:  Приснилась девушка моего бывшего мужа

_________________

Георгий Михайлович.
Согласна с Вами: современное монашество – проблема неразрешимая на сегодняшний день…
Как-то не вписывается монашество в окружающий мир…
Ибо когда здоровые мужики ни за кого не отвечают в жизни, ни о чём вообще не беспокоятся ну ни разу (я поразилась, получив ответ на вопрос “а где ты трусы чистые берёшь” – “да в прачечной” ответ, вот бы нам всем так жить :))) Нормальные обычные люди их просто сами дома стирают :).
Озабоченные только страхом, чтоб не подвернутся под руку настоятелю-начальнику и собственным благоустройством – о, у всех же плазмы сплошь должны на стенке висеть, самые крутые мобильники, самая-самая еда (“братия крабов уже вяло ест – надоели… благотворитель прислал с Камчатки” – Вы так жили хоть раз, утомившись-то этим? 🙂
И вся работа-то: утром – акафист на часик, днём – ещё на часик трудов – типа водоосвящения… Отбарабанил – и по своим делам… 🙂
Какое молитвенное правило – о чём мы?! :).
И при этом, в этой гонке за удовольствиями мирскими, выпрашиваемыми у всех, кого ни попадя… От айфона до машины.
Удивляться остаётся. В миру бы они, такие предприимчивые, много больше заработали этих благ комфортных. Мне бы стыдно было так унижаться. Ибо голова-руки-ноги на месте, Господь всё дал, работай-зарабатывай – не хочу… Какая-то непристойная торговля званием “батёк”.
Жить в окружающей действительности уже не умеют. Ясное дело: поживи-ка так, как волк-отшельник, всех шарахаясь и никто ни разу не спросивши как ты и что ты… Ибо друзей просто не может быть в монастыре, родственники – далеко, женщины – запрещены… Пустыня.
А оторваться от этой кормушки мешают многие вещи: десоциализация прежде всего. Профессии уже нет, прописка – “монастырь N, братский корпус” (буквально дословно, так в паспорте), куча тяжёлых болезней… да и просто привычка – в миру ж надо жизнь СТРОИТЬ… а не перстом типа помахал – и всё само-собой явилось…
Да вот ещё влюбиться монаху – ну хоть раз за всю жизнь! Душа – ж – она своего требуеееееет… А уж тело тем более. А всё вместе – она ж и есть, та самая жизнь…. А уж найти время и место… Не взирая на монастырские стены… Про “свет мирянам – монахи” – не будем, а? :)))
У меня поначалу было просто раздвоение мозга – седая до пояса нестриженая знаменитая борода рядом спит…
Мы несколько месяцев не виделись после нескольких лет очумения взаимного. Не хочется мне больше… душу рвать… разные дороги ибо…
И в храм не ходила какое-то время: везде ложь, лицемерие… Отвратило… и в монастырь N не езжу – не-за-чем….
Поэтому и изумилась поступку о. N!!! Молодчинище!!! Честно.
Дай Господь ему разума и терпения… не того, к которому он призывал, книжно-евангельскому, а обычному – с памперсами, настроениями жены, денежьем-безденежьем, реализацией себя – не щелчком в сторону прихожан, а трудом. Поклон ему и здоровых деток… любви, им выбранной, чтоб жизнь прожить на одном дыхании – бывает и такое…
1000 раз убедилась, что пути Господни неисповедимы…

_________________

Георгий Михайлович,
Вопрос №2 (О публикации писем). Для кого и зачем?
Собирающимся уйти в монастырь? Они – в розовых очках, в другом мире, их ушей – этот рассказ не достигнет.
Обычным верующим? Я, воцерковленная – и то не хотела в храм ходить… А они вообще отпадут. И мимо ходить будут. Зачем вносить смуту в чужие души?
Церковным чиновникам? Ну, те сразу скажут “этого не может быть, клевета на РПЦ в свете “развязанной информационной войны”, где доказательства, это фантазии, Гупало сошёл с ума, публикуя бредни больной тётки, бла-бла” – и Вы же и будете… хммм, не лучшим образом выглядеть, скажем так…
Тогда – кому?

Согласна совершенно с Вашей оценкой современного монашества.
Вероятно, оно зародилось и было актуально и необходимо на заре христианства (уйти от гонений в пустыню куда-то там), может быть – на протяжении веков истории отдельные высокодуховные личности почерпнули для себя и смогли дать миру нравственные критерии…
Очень допускаю, что таковые встречаются и сегодня. Всё же зависит от конкретной личности…
Но в основной своей массе сегодняшнее наблюдаемое явление – как в той пословице “ни в…куда, ни в Красную армию”
Очень сомневаюсь, что махать шашкой (о “начинать писать”, “остужать пьяные головы”) и т.д. – принесёт хоть какие-то реальные плоды. Из серии бессмертного: “шумим, братец, шумим”, сказанные Грибоедовым огооо сколько времени назад 🙂 Так “воз и ныне там”:) же.
Если Вам захочется сделать из моих посланий литературный материал (рассказик, etc)
– нет проблем! Соответственно – убрав всякие совпадения, чтоб и персонаж не подставлять (Настоятель же загнобит просто) и простые миряне не отвернулись. И не от этого конкретного монастыря, а просто от веры… Сама через это прошла и более никому не пожелаю!

Вот такие три письма. Что скажете?

Источник