Михаил захарович левитин личная жизнь

Михаил захарович левитин личная жизнь thumbnail

Биография

Российский режиссер, драматург, писатель и телеведущий Михаил Левитин в 2015 году отметил 70-летний юбилей. Глядя на кипучую энергию Левитина, в это сложно поверить. Михаил Захарович, как и 20, 30 лет назад, полон сил и творческих планов. 

Михаил ЛевитинМихаил Левитин

Для Левитина, человека творческого и яркого, не существует границ и запретов, он презирает условности и возрастные ограничения. Худрук театра «Эрмитаж» каждый год радует поклонников новыми спектаклями, ведет авторский цикл «…и другие» на телеканале «Культура», пишет замечательные книги, за которые трижды становился номинантом премии «Букер».

Детство и юность

Родился Михаил Левитин в декабре послевоенного 1945 года в Одессе, в интеллигентной еврейской семье. Мама Михаила родом из украинского городка Козелец, позже переехала в Чернигов. Отец родился в белорусском Могилеве. Родители встретились во время войны в Оренбургской области, в Бугуруслане, где 23-летняя девушка работала в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время войны.

Портрет Михаила ЛевитинаПортрет Михаила Левитина

Молодые люди поженились и после войны перебрались в Одессу. Мама Михаила трудилась в институте связи, где преподавала марксизм-ленинизм. Артистам цирка она читала предмет на общественных началах. Там то и произошло знакомство Михаила Левитина с миром искусства в его ярчайших проявлениях. Левитин утверждает:

«С тех пор для меня что артист, что клоун – одно и то же, я их не различаю».

В цирке на берегу «жемчужины у моря» маленький Миша встретился с удивительными людьми, легендами. Цирковые программки продавал отец Ефима Березина – знаменитого на весь Союз артиста, известного как Штепсель. Позже Левитин познакомился с Виктором Ильченко, Романом Карцевым и Михаилом Жванецким.

Родители Михаила ЛевитинаРодители Михаила Левитина

Михаил Левитин не пропускал ни одного представления и в 5 лет, наряжаясь в пиджаки отца, давал домашние представления, повторяя весь репертуар Аркадия Райкина. Мальчик мечтал стать клоуном, но в подростковом возрасте «заболел» театром.

Режиссерский талант «прорезался» у Михаила Левитина в школе. Парень записался в драмкружок, но вскоре понял, что справится лучше, чем его руководительница. И хотя стал лучшим актером, но покинул коллектив и создал свой, альтернативный драмкружок. Он оказался успешнее, чем «официальный»: на городском смотре детище юного режиссера Левитина представило зрителям спектакль «Моцарт и Сальери» и получило первый приз, оставив позади уважаемые художественные коллективы Одессы.

Михаил Левитин и Олег ЕфремовМихаил Левитин и Олег Ефремов

В школе победу Михаила Левитина восприняли в штыки, обвинив в разрушении работы официального драмкружка, и намекнули, что неплохо бы попрощаться с бунтарем. Михаил услышал и, перескочив через класс (сдал экзамены экстерном) отправился поступать в ГИТИС.

Маме, не желавшей, чтобы сын связывал жизнь с актерством, сын привез справку из деканата, подтверждавшую поступление в театральный вуз. Женщина мечтала видеть ребенка инженером, серьезным человеком, но Михаил выбрал мир искусства.

Театр

В 1969 году Михаилу Левитину, учившемуся на курсе Юрия Завадского, вручили диплом режиссера. Дипломный спектакль Левитин поставил по пьесе Петера Вайса на подмостках Театра на Таганке. Он назывался «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился». За 10 лет Михаил Левитин поставил более десятка спектаклей, которые увидели театралы Москвы, Ленинграда, Риги.

С легкой руки Левитина при Курчатовском институте появилась Студия буффонады. Вскоре режиссер создал еще одну студию без постоянной «прописки», в которую вошли начинающие актеры Всеволод Абдулов, Лия Ахеджакова, Ольга Остроумова, Иван Дыховичный, Альберт Филозов.

Переломным в творческой биографии Михаила Левитина стало сотрудничество с Театром миниатюр в 1978 году: талантливого режиссера пригласили на постоянную работу. После появления в этом храме Мельпомены Левитина на сцене появились спектакли по произведениям Юрия Олеши, Исаака Бабеля, Курта Воннегута и Михаила Жванецкого. Зрители стоя аплодировали новаторским постановкам Михаила Левитина «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов».

Михаил Левитин на сценеМихаил Левитин на сцене

Режиссер перенес на театральную сцену прозу и поэзию обэриутов, изображавших действительность посредством гротеска и алогизма. Так, на подмостках Театра миниатюр появились спектакли по произведениям Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. В 1987 году Михаила Левитина назначили главным режиссером Театра миниатюр. Вскоре театр переименовали в «Эрмитаж», он стал невероятно популярен у театралов столицы.

Но после всплеска славы режиссер пережил сложный период, когда у него едва не отобрали любимое детище. В 1993 году коммерсанты попытались отнять здание театра, режиссеру угрожали, Михаил Левитин передвигался по городу с охраной. 

Когда угроза потери «Эрмитажа» казалась неизбежной, Михаил Захарович объявил голодовку. Его поддержали Фазиль Искандер, Сергей Юрский, Сергей Соловьев и ведущая актриса театра Любовь Полищук. Рейдеры отступили.

Сегодня на подмостках «Эрмитажа» ставятся пьесы российских и зарубежных авторов. Но завсегдатаи театра с особенным удовольствием посещают спектакли, поставленные на пьесы Михаила Левитина. «Я снимаю „Крысолова“», «Псих и Мелочевка», «Азеф», «С.С.С.Р.», вошедшие в репертуар «Эрмитажа», – от начала и до конца творения драматурга и режиссера Левитина.

Телеведущий Михаил ЛевитинТелеведущий Михаил Левитин

Михаил Левитин – талантливый телеведущий. С 2011 по 2013 годы на канале «Культура» зрители увидели циклы авторских передач о жизни и творчестве знаменитых актеров, режиссеров и драматургов. Во второй половине 1970 годов Михаил Левитин дебютировал как писатель. Рассказ «Итальянское счастье» появился в газете «Неделя».

Сегодня в копилке автора (Левитин – член Союза писателей России и ПЕН-клуба) 16 книг. Его прозу охотно печатают «толстые» журналы «Знамя», «Октябрь», «Нева». Четыре романа Михаила Левитина номинировали на российскую премию «Букер». В 2001 году Михаилу Левитину присвоили звание Народного артиста России.

Личная жизнь

Первый раз Левитин женился на втором курсе ГИТИСа. Избранницей Михаила стала очаровательная девушка Маша – сестра Алексея Бородина, худрука Российского академического молодежного театра. Маша была студенткой МГУ. Юные супруги, которым едва исполнилось 18, снимали квартиру в Пушкино.

После окончания вузов Михаил и Маша окунулись в работу. Мария устроилась в Библиотеке иностранной литературы, Михаил Левитин ставил спектакли и все реже бывал в Пушкино. Любовь померкла и отошла на второй план, на первом оказалась работа в театре.

Михаил Левитин и Ольга Остроумова с детьмиМихаил Левитин и Ольга Остроумова с детьми

В 1969 году Левитин встретил вторую любовь – Ольгу Остроумову. Они познакомились на репетиции в ТЮЗе. Несколько лет Михаил и Ольга были любовниками: оба боялись огорчить Машу, доброй души человека. Но правду пришлось открыть.

В браке с Ольгой Остроумовой родилось двое детей. Дочь Ольга стала актрисой отцовского театра «Эрмитаж». Ольга Левитина – Заслуженная актриса России. Сын Михаил Левитин – театральный и кинорежиссер.

Михаил Левитин и его детиМихаил Левитин и его дети

Брак Левитина и Остроумовой длился 23 года. Его разрушила любвеобильность Михаила. Как творческий человек, он непрерывно увлекался, при этом любил жену. По словам Левитина, подруги «раскрыли» глаза Ольге, поведав о его многочисленных увлечениях. Последовал развод.

С третьей женой – экономистом Марией Кондрашовой, Михаил Левитин познакомился в театре: Маша проходила учебную практику. По словам режиссера, увидев Машу, он внутренне воскликнул: «Эта девушка меня спасет!». В третьем браке родилась дочь Мария Михайловна Левитина. Она, как и двое старших детей режиссера, человек творческий.

Михаил Левитин сейчас

Режиссер продолжает ставить на подмостках «Эрмитажа» спектакли. В 2016 году театралы увидели постановку «Свадьба Кречинского на Новом Арбате 11» по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина. В 2017 году в «Эрмитаже» состоялась премьера постановки «Дон Кихот».

Михаил Левитин радуется успехам своим, но еще больше – детей. В 2016 году состоялся творческий дебют Михаила Левитина-младшего. Молодой режиссер представил зрителям мелодраму-трагифарс «Подлец», в которой снялись его мама, сестра Ольга, отчим Валентин Гафт, Владимир Вдовиченков и Лев Дуров. Фильм вышел на экраны после смерти Льва Константиновича.

Спектакли

  • 1978 — «Когда мы отдыхали»
  • 1981 — «Чехонте в „Эрмитаже“»
  • 1982 — «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов»
  • 1985 — «Здравствуйте, господин де Мопассан»
  • 1987 — «Скверный анекдот»
  • 1991 — «Псих и мелочевка»
  • 1992 — «Дон Жуан»
  • 1993 — «Женитьба Н. В. Гоголя»
  • 1994 — Левые вечера театра «Эрмитаж»
  • 1998 — «Зойкина квартира»
  • 2003 — «Азеф»
  • 2009 — «Капнист туда и обратно»
  • 2009 — «Тайные записки тайного советника»
  • 2012 — «Аксёнов, Довлатов, Двое»
  • 2013 — «История про Ваксу для любящих родителей и любимых детей»
  • 2015 — «С.С.С.Р.»
  • 2016 — «Свадьба Кречинского на Новом Арбате 11»
  • 2017 — «Дон Кихот»
Читайте также:  Ведущая на канале россия 1

Источник

Кто такой Левитин Михаил Захарович? Как сложился его творческий и жизненный путь? По каким работам известен Михаил Левитин? Биография, личная жизнь артиста будет рассмотрена далее в материале. Итак, обо всем по порядку.

Михаил Левитин: биография

михаил левитин

Михаил Захарович Левитин появился на свет в Одессе в 1945 году. Когда мальчику исполнилось 16 лет, семья перебралась на постоянное жительство в Москву. Здесь парень поступил в Институт кинематографии. Окончив престижный вуз, молодой артист продолжил обучение в Государственном институте театра и сатиры, где постигал профессию режиссера под наставничеством известного постановщика Юрия Завадского.

Дипломной работой для Левитина стала режиссура пьесы в Театре на Таганке. Постановка пользовалась успехом у аудитории. В результате Михаилу удалось заявить о себе как о довольно серьезном постановщике.

После удачного дебюта в качестве режиссера, автор решил посвятить всего себя работе в театре. За 10-летний период с момента премьеры первой постановки Михаил Левитин поставил огромный список спектаклей. Пьесы режиссера вызывали настоящий ажиотаж среди зрителей в Москве и Ленинграде.

Вскоре постановщик отправился покорять Ригу, а затем и театральную сцену в прочих крупных городах бывшего Советского Союза.

Знаковый период в карьере

михаил левитин режиссер

Переломным моментом в собственной карьере Михаил Левитин считает 1978 год, когда он получил приглашение поработать в Московском театре миниатюр. Молодой режиссер вдохнул в это место новую жизнь. В театре, который давно потерял свой некогда высокий статус, стали появляться постановки по мотивам работ нетипичных для того времени драматургов Исаака Бабеля, Курта Воннегута, Габриэля Гарсии Маркеса, прочих талантливых авторов западной и отечественной прозы.

Михаил Левитин (режиссер) запомнился заядлым театралам тем, что стал первым постановщиком, который сумел грамотно реализовать пьесы настолько сложных для восприятия авторов, как Николай Олейников, Даниил Хармс, Александр Вернадский.

В начале 90-х уже именитый постановщик пьес основал Первый международный театральный форум, посвященный творчеству величайших современных драматургов. Таким образом, широкая аудитория получила возможность узнать, в каком направлении развивается отечественный театр, побывать на научных конференциях, познакомиться с новаторскими идеями в сфере режиссуры.

В 1987 году Михаил Левитин получил должность главного постановщика Театра миниатюр. Вскоре учреждение было переименовано в «Эрмитаж». С этого времени театр получил статус одного из самых популярных мест среди театралов.

Знаменитые режиссерские работы

михаил левитин биография

Среди наиболее успешных пьес автора стоит выделить следующие театральные постановки:

  • «Когда мы отдыхали» (1978);
  • «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» (1982);
  • «Большая кошачья сказка» (1983);
  • «Соломенная шляпка» (1985);
  • «Чиж и еж» (1986);
  • «Вечер в сумасшедшем доме» (1989);
  • «Дон Жуан» (1992);
  • «Женитьба» (1993);
  • «До свидания, мертвецы» (1994);
  • «Живой труп» (1999);
  • «Снимок Бога» (2000);
  • «Спасение» (2003);
  • «Пир во время чумы» (2005);
  • «Золотой теленок» (2007);
  • «Тайные записки тайного советника» (2009);
  • «Король Лир» (2014);
  • «СССР» (2015).

Дебют в качестве прозаика

михаил левитин биография личная жизнь

В 70-х Михаил Левитин принял решение совмещать занятие театральной режиссурой с писательской деятельностью. В этот период автор дебютировал в качестве прозаика. Первой работой артиста, которая была вынесена на суд широкой аудитории, стал рассказ «Итальянское счастье». В 1979 году рукописное творение Левитина опубликовали в популярном издании «Неделя».

Сегодня Михаил Захарович имеет статус одного из наиболее талантливых отечественных прозаиков. Артист является автором десятков книг и публикаций, входит в Союз писателей России. Его работы неоднократно появлялись в авторитетных журналах, таких как: «Театр», «Нева», «Октябрь», «Знамя».

Михаил Левитин неоднократно удостаивался номинаций на престижнейшую отечественную премию «Букер», которой награждаются успешные деятели в области литературы. Всемирную славу прозаику принесли романы «Плутодрама», «Сплошное неприличие», «Убийцы, вы дураки». Многие работы автора являются частью постоянного репертуара театра «Эрмитаж».

Телевидение

В 2011 году Михаил Захарович решил дебютировать в качестве телевизионного ведущего. В этот период знаменитый автор получил предложение поработать на молодом зарождающемся канале «Культура».

В последующем здесь выходил целый ряд авторских передач режиссера под названием «Под небом театра», «…И другие», «Счастливое поколение». Указанные программы знакомили телезрителя с особенностями развития отечественного и зарубежного творчества, жизнью и работой известных актеров, постановщиков, прозаиков и драматургов, а также их наиболее значимыми трудами.

Михаил Левитин: личная жизнь

михаил левитин личная жизнь

Прославленный режиссер, публицист и телеведущий всегда пользовался успехом у женщин. В свое время Левитину приписывали романы с десятками известных театральных артисток и киноактрис.

Михаил три раза состоял в браке. Наиболее удачным для режиссера оказался союз с одной из самых желанных женщин СССР – актрисой Ольгой Остроумовой. Этот брак успешно продолжался на протяжении 17 лет. У пары имеется дочь Ольга и сын Михаил, названные в честь родителей.

В конечном итоге Михаил был вынужден уйти из семьи. Причиной развода послужило желание супруги, которая упрекала режиссера постоянными изменами. Последней каплей для жены артиста Ольги Остроумовой стало появление у Левитина ребенка на стороне.

В настоящее время режиссер ведет холостяцкую жизнь. Согласно утверждениям Михаила, неблагополучные браки заставили его переосмыслить жизнь и расставить правильные приоритеты. Сегодня наивысшей ценностью для Левитина является личная свобода.

Источник

Ольга Остроумова и Михаил Левитин
Ольга Остроумова и Михаил Левитин

Фото: РИА НОВОСТИ/Д. Хованский

Художественный руководитель театра «Эрмитаж» — блестящий режиссер и писатель, три раза номинировавшийся на премию «Букер», создатель телепрограмм и яркий человек. Он сам себе спектакль, в котором нашлось место и шести закрытым в советские времена постановкам, и голодовке, когда театр пытались захватить рейдеры, и любви. Левитин абсолютно свободен и живет вне условностей и запретов. Это стоило ему разрыва с Ольгой Остроумовой после двадцати трех лет брака…

— В нашей семье я первый коренной одессит и очень этим горжусь. Мои родители приехали в Одессу сразу после войны, отец родился в Белоруссии, в Могилеве, мать из Козельца на Украине. Потом она жила в Чернигове. Как-то мы приехали в Козелец на машине, и мать показала мне сквер, в котором немцы расстреляли ее полуторагодовалую сестру и семидесятилетнюю бабушку.

Отец встретил маму во время войны, в Бугуруслане — двадцатитрехлетняя девочка занимала высокую должность в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время боев и в эвакуации. Моя вторая жена, Ольга Остроумова, какое-то время жила в Бугуруслане у деда-священника. При церкви было кладбище, семилетняя Ольга часто по нему гуляла. Больше всего ей нравилась могила с самолетным пропеллером, и она часто сидела возле нее на скамеечке. Когда мы стали мужем и женой, Ольга рассказала об этом маме, и та воскликнула: «Это же мой Алеша!» Под пропеллером лежала первая мамина любовь — военный летчик из авиаучилища. Он врезался в землю на учебном самолете, пытаясь подстрелить из пистолета лису, шкурку которой Алеша собирался подарить моей маме. Это было до того, как в ее жизни появился отец.

Сердце мамы отец завоевал быстро: ему никогда ни в чем не отказывали. Жизнь при СССР существовала как неразрешимая проблема — ничего нельзя было достать. Отец подходил, наклонялся к продавщице, говорил: «Я бы очень хотел…» — и получал все, что нужно. Он обладал большим мужским обаянием, был красив и невероятно добр, а женщины это чувствуют и ценят. Отец жил для других, совершенно не понимая, какая на нем шляпа и какой костюм, и вечно забывал, когда у него день рождения. За всю отцовскую жизнь мы его никогда не отмечали. Я предлагал:

— Пап, давай отметим…

— Что ты, что ты, не надо! Мамин был недавно.


— Сердце Остроумовой ваш отец тоже завоевал, они поладили?

— Ольгу родители приняли очень настороженно. Она актриса, а есть обывательское представление — и не обывательское, правильное, — что актерская жизнь вольная. Родители не знали, что моя новая жена настоящий и хороший человек.

Я думаю, отношения были сложными. Внешне это никак не выражалось, наша семья никогда не позволяла себе хамства. Тем более она мне родила двух детей, и дочка Олечка, наш первенец, была очень любима моими папой и мамой. Но родители побаивались Ольгу. Им казалось, что наш брак распадется: я для них остался мальчиком, а Остроумова была актрисой. Они не ошиблись, но лет на двадцать промахнулись с датой. Потом отец понял, что брак может распасться из-за меня, но уже было поздновато с этим разбираться…

Читайте также:  Наталья орейро и рикардо мольо фото

Источник

Автор: Елена Костина

Михаил Левитин – режиссер, писатель, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж». У него необычные постановки, может быть потому, что сам по себе он напоминает странный предмет, прыгающий с полки на полку и вносящий в установленный порядок некую путаницу.

Михаил Захарович, премьерный спектакль «Меня нет дома» в «Эрмитаже» – уже третья ваша работа по рассказам Хармса. До вас ведь Хармса у нас в стране, кажется, никто не ставил?

– И не только у нас в стране, но и в мире. Шел 82-й год, тогда в Москве было два самых знаменитых спектакля – «Взрослая дочь молодого человека» Анатолия Васильева и наш «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов», который стал местом сходки столичной интеллигенции, начиная от Фазиля Искандера и заканчивая всем составом альманаха «Метрополь». Володя Меньшов каждый раз приходил на этот спектакль, когда его играли. И вот он как-то говорит: «Я привел Бондарчука со Скобцевой, проведи их». И я помню, как вел за руку Сергея Федоровича вместе с Ириной Константиновной через толпу, потому что очередь в кассу стояла от Садового кольца, и через нее невозможно было протолкнуться. Но Бондарчуку, мне показалось, «Школа клоунов» не особо понравилась, хотя он мне ничего не сказал, а Скобцева, наоборот, осталась очень довольной.

А как получилось, что вы взялись за Хармса?

Михаил Левитин

Студенты мастерской Ю.А. Завадского в ГИТИСе. Второй слева — Михаил Левитин, второй справа — Алексей Владимирович Бородин

– Я еще в студенческие годы подружился с троицей – Рома Карцев, Миша Жванецкий и Витя Ильченко, и, кстати, главным автором у них был Ильченко, а Жванецкий его соавтором. Приезжая к родителям в Одессу на каникулы, всегда с ними репетировал. Среди одесситов много талантливых людей, но в ГИТИС на режиссерский факультет, во всяком случае в то время, поступил я один, да еще в 17 лет. Ребята заинтересовались: что за мальчишка? И пригласили меня с ними поработать. И они меня как-то сразу полюбили как своего режиссера, так и называли меня: наш режиссер. И когда я давно уже жил в Москве, Витя Ильченко пришел ко мне на дачу и предложил: «Слушай, посмотри Хармса». А Хармса тогда воспринимали как человека юмора и почти не печатали. Было 5-6 крохотных юморесок в «Литературке» – где-то в углу, незаметно. Мне же тогда достаточно было только кликнуть, как все отозвались. Любили меня, кто-то после моего таганковского спектакля «Мокинпотт», кому-то просто мой театр нравился. И Миша Мейлах, поэт и переводчик, привез мне весь свой архив, который ему достался от одного из друзей Хармса из этой группы обэриутов Якова Друскина – рукописи Хармса и Введенского. Главное, оставил мне все это богатство, которое оказалось больше никому не нужно. И такое впечатление, что эти тексты только меня и ждали, они были очень мои, как-то сами сложились в композицию, мне не пришлось даже трудиться, знаете, мне очень долго ничего не стоило труда. А чтобы комитет по культуре не приставал, я условно назвал их клоунадами, потому что клоунады никто читать не будет, и сказал, что буду ставить для детей. В общем, обман был сплошной. Композицию построил на пятерых персонажей: Девчонка-шпана, кинозвезда из подворотни, Люмпен, Пижон в гетрах, Милиционер, Дачник в канотье. Будущий спектакль мне приснился: вся компания в клоунском автомобиле-шарабане на фоне серебряного занавеса. Играли: Люба Полищук, Рома Карцев, Евгений Герчаков, Юрий Чернов, Александр Пожаров. Но главное, у меня была Люба, а когда есть Люба, все остальное не важно. В своей новой книге «После любви. Роман о профессии» я посвятил ей главу.

С Любовью Полищук вы ведь тоже познакомились еще студентом в Одессе?

Любовь Полищук

Борис Романов, Михаил Левитин, Любовь Полищук

– Да, нас познакомил Миша Жванецкий, Люба пришла посмотреть спектакль, который я, как обычно, летом ставил с Карцевым и Жванецким. Они были в оппозиции к власти, власть тоже к ним в оппозиции, а Люба всегда любила людей незаурядных. И потом я с ребятами и Любой поставил «Кабаре шутников», но его нам почти сразу закрыли, там играли артисты мюзик-холла, где Полищук в то время была примадонной, а Жванецкий – завлитом. Еще по Любиной просьбе ставил ей два монолога Жванецкого. Но тогда даже и представить себе не мог, что она станет ведущей артисткой «Эрмитажа» – за этими Любиными кривляниями на эстраде не видел других ее возможностей, все это казалось мне какой-то дуростью. Но вышло так, что из моего театра Лена Майорова вернулась назад в «Табакерку». Это целая история. Когда у Табакова закрыли студию, Олег Павлович попросил режиссеров, которым доверял, взять его артистов по 2-3 человека к себе в штат, припрятать их на время, пока он улаживает свои дела. А чтобы зачислить в труппу новых артистов, на них нужно найти деньги, я деньги нашел и взял Лену Майорову, Игоря Нефедова и абсолютно равнодушного как ко мне, так и к моему театру Сергея Газарова. Олег Павлович такие поступки не забывал, всю жизнь за это был мне благодарен. И Табаков заставил всех, чтобы его студия все-таки состоялась, и снова собрал своих артистов. И, конечно, Лену. А я как раз собирался ставить «Школу клоунов» и на нее рассчитывал. Тут опять Витя Ильченко мне подсказал: «Попробуй Любу». Но я думал: «Ну очень красивая, ну эстрадная дива, а что она умеет?». А оказалось, что она умеет все, что я хочу.

Почему-то Полищук режиссеры не брали в свои театры. Например, Марк Захаров, когда его об этом спрашивали после «12 стульев» как-то уходил от прямого ответа. Тогда же Андрей Миронов пытался за нее хлопотать перед Плучеком, тоже без толку. Странно, да?

Михаил Левитин

После премьеры спектакля «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Сверху: Евгений Герчаков, Любовь Полищук, Александр Пожаров, Игорь Легин; снизу: Юрий Чернов, Виктор Шкловский, Роман Карцев, Михаил Левитин

– И как видите, когда она ушла из «Эрмитажа», ее больше никто не пригласил, только Райхельгауз в «Школу современной пьесы». А вообще, Люба могла работать только со мной, это такая связь мужчины и женщины, режиссера и актрисы. Ей нравилась сама атмосфера нашего театра, репетиции, я нравился, она называла меня Мультиком, говорила, что я двигаюсь со скоростью мультфильма. И мне было приятно, что я работаю с такой изумительной женской красотой. Я называл Любу Женщина-Лес, ну она и была дикая, темная, языческая женщина. Помню, репетиции «Школы клоунов» были тяжелыми, никто ничего не понимал, потому что артисты не знали юмора Хармса и страшно боялись это играть и провалиться. А, например, Карцев уже был эстрадным баловнем, ему никак нельзя было провалиться. Рома придумал себе версию, что Хармс похож на Жванецкого, а я не стал его разочаровывать: «Да, Рома, это Жванецкий». Хотя там никакого сходства нет. «Не бойтесь, не провалимся!», – говорил я, будучи в этом абсолютно уверен. Только одна Люба хохотала, как сумасшедшая, хотя тоже ничего не понимала, она за мной готова была хоть в огонь, куда я, туда и она. 

Михаил Левитин

Сцена из спектакля «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Юрий Чернов, Любовь Полищук, Александр Пожаров, Евгений Герчаков

Люба вообще ничего не боялась. Полищук могла огреть бутылкой по голове насильника, не думая о последствиях. Она могла высунуть ногу из автомобиля подруги, когда за ними гнался открытый фургон с солдатами, и те улюлюкали, увидев такую красоту. Кстати, сама Люба не считала свои ноги красивыми, говорила, что просто научилась ими владеть. И Люба с Ромой вели за собой остальных. И сложилась такая странная бесконечная мозаика, не имеющая никакого смысла. Зрители умирали от наслаждения, не понимая природу этого наслаждения, и валом валили к нам в зал. И во многом из-за Полищук все мужское население Москвы, забыв про жен и возлюбленных, побывало в «Эрмитаже».

Читайте также:  Телегин иван евгения ноур

Второй спектакль по Хармсу «Белая овца» вы поставили спустя 19 лет, третий «Меня нет дома» тоже ставите спустя 19 лет. Так совпало?

– Да, совпало. «Белая овца» – не каскадный бурлескный и карнавальный, как первый, а лирический спектакль. Он был снят на пленку, его часто показывают по каналу «Культура» ко всяким моим юбилеям. Но в репертуаре этого спектакля больше нет. Когда у Юры Беляева случился инфаркт, мы пробовали на главную роль другого артиста, но поняли, это была ошибка. Сейчас мы на время ремонта нашего театра, где само пространство подчинено этому спектаклю, переехали на Новый Арбат, и здесь «Белую овцу» играть совершенно невозможно. А спектакль «Меня нет дома» – поздний Хармс, его поздний юмор, потому что Хармс немыслим без своего юмора, и его последние дни в блокадном Ленинграде. Знаете, когда убивают чудотворцев, мне вспоминается фраза Гумилева о Блоке. Узнав, что Блока призвали на фронт, Гумилев сказал: «Это все равно, что жарить соловьев». И я думаю, что ставлю спектакль про то, как жарят соловья. И этим спектаклем я прощаюсь с Хармсом, ставить его больше не буду, хотя он от меня никуда не денется, вся моя жизнь проходит под эгидой обэриутов, и артисты мои владеют обэриутской техникой, знают, как это нужно играть, репетируют очень увлеченно.

Михаил Захарович, вы упомянули «Мокинпотта» – ваш дипломный спектакль на Таганке, где играли Демидова, Смехов, Хмельницкий, Джабраилов. Как Любимов вас пустил в свой театр?

– Сработали какие-то личные мотивы: у него отец – Петр Захарович, дед – Захар, он обожал это имя. А я – Михаил Захарович. Чем я, мальчишка с улицы, пришедший к Любимову предлагать себя в режиссеры, сразу его заинтересовал. У него даже лицо просветлело, как будто только меня и ждал. Мы поговорили, Юрий Петрович понял, что у меня есть режиссерское мышление и доверил мне «Мокинпотта», но, оказалось, рассчитывал, что я его впущу в свой спектакль. В театре даже изготовили афиши: «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился», пьеса Петера Вайса, постановка Юрия Любимого». А я не пускал его на репетиции. Он собрал худсовет: «Мы закрываем ваш спектакль». Тогда я позвал Юрия Петровича, он ведь хотел, чтобы я сам его позвал. Любимов смотрел и сокрушался: «И не исправить, законы другие». Сделал свои замечания: отменил декорации, оставив только выгородку, надел на главного героя идиотский парик, который я с него снял уже на втором спектакле. И что-то еще, но я забыл. Но потом ему надоело возиться с «Мокинпоттом», и он перестал вмешиваться. Петя Фоменко работал на Таганке 5 лет, Любимов и ему пытался чуть ли не каждый спектакль закрывать. И дело даже не в том, хорош или нехорош Юрий Петрович, просто мы с Петей другие.

Вы ведь первым написали о Петре Наумовиче статью о том, насколько он выдающийся режиссер, в непростые для него времена, и потом о нем написали книгу «В поисках блаженного идиотизма». Вдова Фоменко Майя Андреевна Тупикова, прежде, чем дать интервью, советует журналистам прочесть эту книгу. И вы с ним дружили, но, кажется, он мало с кем был расположен к общению?

Михаил Левитин

– Петя называл режиссуру поисками блаженного идиотизма. Мы были знакомы больше 40 лет, а дружили, наверное, последние лет 20. Хотя даже с годами у нас не возникло какого-то взаимного доверия, потому что Петя, вообще, никому не доверял, я-то не особо доверяю, а он так уж совсем. Была в Пете некоторая безжалостность, порой и по отношению ко мне тоже. Но ему можно было все. Мы с Петей были интересны друг другу: оба люди карнавала, юмора, скандала, одинаковы по восприятию мира – ввязаться в бой, а дальше будь что будет. И как-то мы вместе сошлись. Мне не хватает Пети, какой-то его выходки, безобразия… И чтобы Петя так ходил в какой-то театр, как в наш?! Теперь Каменькович говорит обо мне: «Вот режиссер, чьи все до единого спектакля видел Петр Наумович!». Сам я не все спектакли Фоменко видел, хотя обожаю его мастерскую, всех актеров там, начиная от тех, кого даже не знаю по именам, и заканчивая Галиной Тюниной и Кириллом Пироговым, его Петя любил больше всех. А у меня, вообще, культ Пирогова, постоянно втягиваю Кирилла в свои бесконечные телевизионные передачи. Моя актриса, моя любимица Даша Белоусова – Петина ученица. И Дашина мама Галина Ивановна Морачева работает в нашем театре. Не помню, может, даже и готовил Дашку к поступлению в ГИТИС. Моя дочь Оля Левитина – тоже Петина ученица. Какое-то время работала в мастерской Фоменко, а потом перешла в «Эрмитаж», сама так решила.

И вы были совсем не причастны к такому решению дочери?

Михаил Левитин

Ольга Левитина, Михаил Левитин, Михаил Левитин-младший

– Абсолютно! Это странная история, в которую, кстати, Петя не верил ни одной секунды. Сказал: «Растил-кормил кобылку, а когда превратилась в кобылицу, отдал ее Михаилу Захаровичу». Но Фоменко не особо расстроился, а я не особо обрадовался. Во-первых, у меня была Даша. Во-вторых, Ира Богданова, моя безумная ученица из первого набора в ГИТИСе. Даша, например, со школой Фоменко, с моей школой, могла бы работать в любом театре. А Ира только здесь на своем месте, и все мое безумие она знает, как играть. Потом еще и Катя Тенета у меня возникла из оперетты. И при таких грандиозных девках Оля была мне совершенно не нужна. Почему-то она беспрерывно играет у меня старух. Конечно, не обязательно, у нее есть и молодые героини – королева Анна в «Стакане воды», вторые или даже третьи составы в «Старшей сестре» и «Зойкиной квартире». Но когда мне нужна какая-то эксцентричная бабка, я сразу думаю: «Это Оля!». Не знаю, почему. И в новом спектакле она сейчас репетирует жену Хармса в возрасте, играет великолепно. Кстати, Оле достается от меня больше, чем другим артистам, в театре даже есть такая фраза, когда кто-то на меня обижается: «Михаил Захарович меня сегодня ругал, как Олю». Хотя, как говорит моя бывшая жена Ольга Михайловна Остроумова, у нашей дочери все недостатки папины. Это правда, и какие-то наши с ней житейские отношения переносятся на творчество. В общем, с родственниками лучше не работать. Даже с талантливыми. А мои дети все талантливые, мне с детьми повезло. Дочки еще и обе красавицы, младшая Маша от третьего брака, занимается музыкой. А сын Миша, Михаил Левитин-младший, вообще, лучший на свете человек, моя опора. Кроме Мишки мне некому больше звонить. Он поставил в «Эрмитаже» два спектакля – «Леля и Минька в школе клоунов» и «Леди Макбет в школе клоунов», второй сейчас не идет, потому что не стало Мишкиного любимого артиста Юрия Амиго, и на его роль он никого вводить не хочет. В прошлом году в театре Моссовета поставил спектакль «Путешествие с тетушкой» с Ольгой Остроумовой в главной роли, я, конечно, ее люблю, но к Мише она была беспощадна. Трудно преодолеть мать, да еще такую – яркую, прямолинейную, знаменитую. Мишка перепрыгнул через громадную стену.

Михаил Захарович, а почему вы с Ольгой Остроумовой в «Эрмитаже» ничего не поставили?

– Потому что у меня была своя актриса – Люба Полищук. Когда Люба уходила в декрет, Оля какое-то время играла вместо нее графиню де Маскаре в спектакле «Здравствуйте, господин де Мопассан». Потом я с Олей репетировал «Мастера и Маргариту», как водится, у любого главного режиссера жена играет Маргариту, но как раз в это время я оказался в реанимации – у меня случилась клиниче