Михаил шемякин биография личная жизнь
Михаил Шемякин
Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве.
Отец – Михаил Петрович Шемякин – родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима – Шемякин, который был офицером Белой гвардии. Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.
Мать – Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.
Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР.
В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.
“Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате — мама с сестрой, в другой — я. 38 человек в квартире!”, – вспоминал он.
Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.
С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.
В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.
В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).
В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.
После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. “Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно — в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов”, – рассказывал художник.
По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.
Дружил с Владимиром Высоцким. Они познакомились в Париже благодаря танцору Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.
Хотя песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок. В память о творчестве В. Высоцкого, Михаил Шемякин создал серию литографий, посвященных песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. В Париже устраивал выставки и публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов. В октябре 1990 года подписал “Римское обращение”.
“У меня давно только один паспорт — американский, с тех пор как меня лишили советского гражданства. До этого был нансеновский — временный документ для лиц без гражданства… Человек без родины — это ужасное унижение я терпел долгие годы. Я не хотел получать французский паспорт, быть «второсортным» французом. И только когда я переехал в Америку, я получил там паспорт”, – рассказывал он.
Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).
В период с 1981—1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.
В 1990-х годах и по сей день вместе с клоуном В. Полуниным устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002—2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».
В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил свою версию балета П. Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова.
В 2001 году в Лондоне открыт монумент, созданный Михаилом, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве — скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых».
В 2003 году открыты памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце.
В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии.
В 2005 году поставил балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» — по своему либретто и со своим оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски.
В 2006 году в Мариинском театре поставлены три одноактных балета в оформлении Шемякина и с хореографией Донвены Пандурски.
В 2007 году Шемякин вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.
С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований.
В 2010 году создал новую версию балета Л. Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета с хореографом Кириллом Симоновым.
В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.
Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.
К политике равнодушен, по его словам, пытается обходить ее стороной.
Дружен с Эдуардом Лимоновым. “Я помогал ему выйти из заключения. Однажды ко мне приехал его представитель и попросил от имени Лимонова, чтобы я замолвил за него слово перед Путиным. И при встрече с президентом я поднял этот вопрос и сказал, что нехорошо для России, стыдно, когда писатель сидит”, – рассказывал он.
Михаил Шемякин в программе “Наедине со всеми”
Личная жизнь Михаила Шемякина:
Дважды был женат.
Первая жена — Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 — 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. – была замужем за художником Александром Арефьевым.
Шемякин и Модлина поженились в 1963 году. 9 мая 1964 года у них родилась дочь Доротея.
“Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то — девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома”, – рассказывал Шемякин.
Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.
Доротея Михайловна Шемякина — художница, живописец, книжный график. С 1986-го живёт в Афинах.
Ревекка Модлина с дочерью Доротеей
Вторая жена — Сара де Кэй, американка.
Художник рассказывал: “С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического… Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма… Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью — я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник”.
Михаил Шемякин и Сара де Кэй
Михаил Шемякин, Сара де Кэй и дочь Доротея (в центре)
Его дом во Франции — это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил: “Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю”.
Шрамы Михаила Шемякина – производственные: “Что касается шрамов… часть — это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих — это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках — и парижских, и американских, но в основном — производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, — не моей и упала прямо на лицо”.
Монументальные работы Михаила Шемякина:
«Кибела», бронза – до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США;
Памятник Петру I в Петропавловской крепости – Санкт-Петербург, 1991;
Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) – Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года;
Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» – Санкт-Петербург, 1995 год;
Надгробие на могиле киноактёра Савелия Крамарова – Сан-Франциско, 1997 год;
Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы – установлен перед Дворцом Дожей в Венеции (Италия), 1998 год;
Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» – Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, 1999 год;
Установлено надгробие Михаилу Маневичу – Санкт-Петербург, 1999 год;
Памятник Петру Великому – Детфорд, Лондон, 2001 год;
«Дети — жертвы пороков взрослых» – Москва, 2001 год;
Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца – Стрельня, 2003 год;
Надгробие первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку – Санкт-Петербург, 2003 год;
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре – 25 января 2008 года;
Памятник жертвам террора – Владикавказ, 2010 год.
Перформансы Михаила Шемякина:
Поставил оперу «Нос» – Театр Ленинградской консерватории, 1967 год;
В 1996 году, Михаил Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и Терри Гиллиамом создает спектакль «Diablo / Дьявол» в жанре «философская клоунАда»;
Создал оформление сцены на площади Святого Марка на время Венецианского карнавала. В рамках празднества организует совместно с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским хэппенинг «Memento mori» с использованием своих скульптур, 1998 год;
Устраивает процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга в Венеции» с участием Анвара Либабова и Онофрио Колуччи, 1998 год;
Балет «Щелкунчик», постановка Мариинского театра, 2001 года, в которой Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто;
Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», либретто М. Шемякина на сюжет Э. Т. А. Гофмана, музыка С. Слонимского, хореография К. Симонова, постановка и оформление М. Шемякина. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2003 год;
Премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский). Декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски. Государственный театр оперы и балета, София, Болгария; Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2005 год;
Организовал «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, февраль, 2007 год;
Организовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, 2008 год.
Биография
Михаил Шемякин – советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии и Адыгеи, почетный доктор университетов Европы, Америки и России. Вынужденный эмигрировать под угрозой уголовного преследования в начале 1970-х, талантливый недоучка с диагнозом «вялотекущая шизофрения» покорил Европу и Америку, став известнейшим художником современности.
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Личная жизнь
Первая супруга Ревекка Модлина родом из Ленинграда, художница и скульптор. Брак с Шемякиным был для нее третьим. В 1964 году родила мужу дочь Доротею Шемякину. Дочь пошла по стопам родителей и стала художницей, книжным графиком.
Михаил Шемякин и его жена Сара де Кэй
Со второй женой – переводчицей Сарой де Кэй – художник познакомился благодаря дружбе с Владимиром Высоцким. Сара переводила американский фильм о советском барде. Ей рекомендовали связаться с другом Высоцкого.
По словам Шемякина, женщина восприняла рекомендацию буквально и связала с ним жизнь. Вместе пара более 20 лет.
Шрамы Михаила Шемякина
Шрамы на лице и теле Михаила Шемякина, по его словам, стали следствием ожоговой травмы на литейном заводе. Ходят слухи, что художник нанес раны сам под воздействием алкоголя.
Галифе, сапоги и фуражка стали «фирменной» одеждой Шемякина, но он объясняет их ношение бытовыми и физиологическими причинами. Козырек фуражки бережет больные глаза от света, а высокие сапоги защищают от змей, которых немало во французской деревне, где последние 25 лет живет мастер.
Михаил Шемякин сейчас
В России художник и скульптор бывает часто. По его признанию – живет в самолете. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляются почти все проекты мэтра. Он оформляет спектакли, организовывает художественные и скульптурные выставки, возводит памятники.
Скульптора Михаила Шемякина «Царская прогулка»
Талант Шемякина многогранный. Памятник Петру I работы мастера стоит в Петропавловской крепости. В костюмах, нарисованных художником для балета «Щелкунчик», выступают артисты «Мариинки». Ювелирные изделия, придуманные художником, воплотил ювелирный дом SASONKO.
Михаил Шемякин в 2018 году
У Михаила Шемякина, называющего сон неоправданной роскошью, хватает времени рисовать полотна, организовывать музыкальные фестивали, сниматься в телепроектах и даже придумывать елочные игрушки.
В «Инстаграме» есть страница петербургского Центра Михаила Шемякина, где анонсируются мероприятия с его участием.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»