Михаил шатров биография личная жизнь

Михаил шатров биография личная жизнь thumbnail

Михаил Шатров – драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.

михаил шатров

Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны – в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.

Михаил Шатров: биография

Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором – видного советского деятеля А. Рыкова.

михаил шатров личная жизнь

Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил – драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора – «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.

Шатров Михаил – драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва – Красные холмы».

Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.

Шатров Михаил Филиппович: творчество

Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.

михаил шатров фото в молодости

Начало

Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.

Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.

В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни – «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием – «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.

Тема революции

Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.

Образ Ленина

Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.

В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях – «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет – в 1987-м.

Зрелость мастера

В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).

В это же время драматург начинает работу над созданием цикла “Драмы революции”, в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.

Отход от ленинской тематики

К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.

Другие темы

В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.

Читайте также:  Телеведущая елена миронова какая биография личная жизнь

михаил шатров биография

Возвращение к теме В. И. Ленина

В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.

Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.

михаил шатров жены

Пьеса «Дальше… дальше… дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 –м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше… дальше… дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Завершение творческой деятельности

Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.

В годы перестройки

В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».

Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты – создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва – Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.

Значение творчества

Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».

шатров михаил драматург

Михаил Шатров: личная жизнь

По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.

Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак – с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра – Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.

Источник

Шатров Михаил Филиппович – известный советский писатель, имя которого ассоциируется с целой эпохой российской драматургии. Его пьесы посвящены жизни страны в период революции и Гражданской войны и в полной мере передают романтику ушедшего времени со всеми его сложностями и противоречиями.

михаил шатров

«Шестое июля», «День тишины», «Диктатура совести», «Именем революции», «Брестский мир», «Большевики» – самые известные произведения талантливого автора. Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин – эти исторические личности представлены в пьесах Шатрова обычными живыми людьми: думающими, сомневающимися, совершающими опрометчивые поступки и допускающими ошибки.

Детские годы писателя

Михаил (настоящая фамилия писателя – Маршак) – уроженец Москвы, появился на свет 3 апреля 1932 года. Его отец Филипп Семенович работал инженером, а мама Цецилия Александровна преподавала в средней школе немецкий язык. Детство и юность мальчика связаны с грустными, трагическими событиями. В 1937 году была арестована родная тетя, в 1938 году расстрелян отец, в 1949 году аресту подверглась мама. Михаил, будучи в это время школьником, остался без средств к существованию. Пытаясь оказать помощь оставшемуся совершенно одному мальчику, учителя собрали группу слабо подготовленных детей и поручили Михаилу заниматься с ними, а благодарные родители помогали ему продуктами.

В школе активный по натуре Михаил Шатров являлся секретарем комсомольской организации. Для журнала «Наше слово», в котором он работал заместителем редактора, писал статьи, большей частью на политические темы. За хорошие успехи в 1951 году, по окончании школы, он был награжден серебряной медалью.

Студенчество

Далее выбор юноши пал на Горный институт Москвы, в котором студентам выдавалось обмундирование и предоставлялась возможность дополнительного заработка, что Михаилу было крайне необходимо. Студенческую практику юноша проходил на Алтае, работая параллельно бурильщиком. На зарабатываемые средства ездил к матери, находившейся в заключении. Цецилия Александровна была амнистирована лишь в 1954 году.

Произведения Михаила Шатрова

Выбрав в своей жизни литературный путь, Михаил – родственник Самуила Маршака – решил взять себе псевдоним одного из героев своих произведений и стал Шатровым. Первые печатные публикации вышли в местной газете «Горная Шория».

Молодежная тематика была одной из ключевых в творчестве писателя. Ярким примером являются такие пьесы: «Чистые руки» (1954 год) и «Место в жизни» (1956 год), «Дождь лил, как из ведра» (1972 год).

михаил шатров личная жизнь

Основная драматургия Михаила Шатрова, на котором сильно отразилась политическая обстановка в стране, посвящена революционной теме. Талантливый автор возносит благородство, верность революционным догмам и честность людей, принимавших участие в революции, и выражает горечь от попирания этих идеалов молодым поколением, которое предает забвению достижения предков. Особое значение пьесы Михаила Шатрова имели в период возрождающегося сталинизма, которому требовалось противостоять. В своих произведениях драматург, веривший в «социализм с человеческим лицом», обращался к ленинским принципам партийной жизни и твердо верил, что общество, в котором существуют богатые и бедные, будет нуждаться в идеях Владимира Ильича. Намекая на многочисленность написанных о Ленине пьес, Фаина Раневская так говорила: “Михаил Шатров – это Крупская сегодня”.

Читайте также:  Маша шукшина биография личная жизнь

Постановки Михаила Шатрова всегда вызывали огромный резонанс. На одну из них во МХАТе пришло в полном составе Политбюро ЦК КПСС вместе с Леонидом Брежневым.

Творческие достижения Михаила Шатрова

Михаил Шатров (фото последних лет жизни ниже в статье) сотрудничал со многими театрами, которые легко завоевывали зрителя благодаря его пьесам.

шатров михаил филиппович

Это Рижский ТЮЗ, «Современник», Московский драматический театр им. Ермоловой, Пермский театр драмы, МХАТ, «Ленком», Архангельский театр драмы имени Ломоносова.

Самые выдающиеся пьесы талантливого драматурга: «Погода на завтра», «Диктатура совести», «Революционный этюд», «Именем революции», «Брестский мир», «Две строчки мелким шрифтом», «Погода на завтра», «Шестое июля». Также Михаил Филиппович написал сценарии к кинофильмам «Шестое июля», «Тегеран-43», «Именем революции», «Большевики», «Моя любовь на третьем курсе».

Михаил Шатров: личная жизнь

За всю жизнь у Михаила Шатрова было четыре брака, три из которых с актрисами: Ириной Мирошниченко, Ириной Мироновой и Еленой Горбуновой, после развода ставшей супругой Бориса Березовского. Последняя жена – Юлия Чернышева – была младше Михаила на 38 лет. Их знакомство состоялось благодаря ведущему известной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову. От этого брака в 2000 году родилась дочь Александра Мишель, проживающая сегодня в Америке.

михаил шатров фото

Не стало Михаила Шатрова 23 мая 2010 года, причиной смерти был сердечный приступ. Его прах покоится на Троекуровском кладбище Москвы.

Источник

Знаменитый драматург отказался бегать за водкой для Ельцина

Михаил ШАТРОВ

По его пьесам («Именем революции», «Синие кони на красной траве», «Так победим» и многим другим) ставили спектакли «Современник», МХАТ, «Ленком», прочие российские и зарубежные театры. И сейчас знаменитый драматург Михаил ШАТРОВ, несмотря на солидный возраст, полон сил и энергии, возглавляет Российский культурный центр на Красных Холмах, вынашивает сюжеты новых пьес, счастлив с женой Юлией, которая моложе супруга на 38 лет. За плечами Михаила Филипповича – три официальных брака и множество романов с красивыми, известными женщинами. Да и сейчас глаза его блестят, что выдает молодость духа. Уже через полчаса беседы наш корреспондент заметила, что 76-летний классик оказывает ей недвусмысленные знаки внимания. И лишь серьезные обязательства перед другим мужчиной не позволили ей ответить взаимностью.

Инесса ЛАНСКАЯ

– Михаил Филиппович! Это ведь с вашей подачи возник Союз театральных деятелей? Пробивали с трудом?

– Это было в 1986 году, начиналась перестройка. У Олега Ефремова собралась группа деятелей театра, задавших ему логичный вопрос: почему у писателей, журналистов, художников есть творческие союзы, а у нас – только общество, права которого ограничены? Давайте поставим вопрос на съезде. На следующий день открывается девятый съезд ВТО, от ЦК КПСС присутствует хмурый и мрачный Борис Николаевич Ельцин.

С коллегами и единомышленниками Олегом ЕФРЕМОВЫМ и Александром КАЛЯГИНЫМ

Время от времени он мне говорит: «Сбегай в столовую, купи что-нибудь выпить». Я возражаю: «Меня туда никто не пустит». – «Ну, – говорит, – я тебе записку дам». Я – ни в какую. Он ненадолго отстал, через полчаса опять просит: «Ну, Миш, придумай что-нибудь». Охранники у него были, конечно, но на такие просьбы они не реагировали, зная о его слабости. В общем, Ельцин сидит мрачный, Ефремов толкает меня, мол, иди. Я по ходу произношу реплику, председательствующий Товстоногов дает мне слово. И я говорю, что немедленно нужен союз. Все со мной соглашаются, приняли, проголосовали. Все, общества нет, есть Союз театральных деятелей. Нас выбирают секретарями: меня, Ефремова, Шадрина. Настроение прекрасное, у Бориса Николаевича оно тоже исправилось, поскольку выпил, кто-то ему принес маленькую металлическую бутылочку.

– Вы близко общались с Ельциным?– Чисто формально, друзьями мы не были. Сложный человек, больной, алкоголик.

– Расскажите о самых запоминающих событиях и людях, с которыми вас сводила жизнь. О Марке Захарове, Олеге Ефремове.– О Ефремове я могу говорить часами. Он был мне близок и как человек, и как художник. А с Захаровым у нас раньше были хорошие отношения. Оказалось, я его недостаточно знал. Помните его знаменитый жест, когда он сжег свой партбилет на глазах миллионов телезрителей? Он тогда заявил, что и Ленин, и партия всегда были для него неприемлемыми. Каким же, скажите, образом он ставил спектакли о Ленине, которые так нравились людям? Сейчас на стенах в «Ленкоме» вся история театра представлена в фотографиях, и единственный автор пьес, которого вы там не увидите, это Шатров.

Обед в Переделкино с Никитой ХРУЩЕВЫМ

Сегодняшний театр – весь «ниже пояса»

– Давайте поговорим о нынешней российской культуре. Вам многое нравится из современных спектаклей?

– Мне много что не нравится. Смотрел в «Современнике» спектакль Кирилла Серебренникова «Антоний и Клеопатра» – ужас! Герой ходит по сцене с огромным трехметровым членом. Пьеса неинтересная, но, наверное, Волчек она нравится. Сегодня все театры только и показывают, что у человека ниже пояса и как это работает.

Можно ли сводить искусство только к этому?! Мне кажется, намного важнее рассказать со сцены о том, что устроили Ельцин и его компания со страной.

– В театре сейчас есть политическая цензура?

– Конечно. Если выйдет неугодный верхам спектакль, на следующий же день в руководство театра позвонят и скажут: «Вы что, с ума сошли?» Из современного театра мне нравятся Фоменко и Додин.

О рождении дочки узнал по телефону

– Ваша младшая дочурка родилась, когда вам было под 70. Что дает такое позднее отцовство?

– Оно тем хорошо, что весь позитив от ребенка передается тебе в концентрированном виде: жизнелюбие, стремление к жизни, ты все получаешь через этого маленького человечка. Сашенька родилась в Америке, я в это время был в Москве, о ее рождении узнал по телефону, испытав безумную радость.

С Борисом ЕЛЬЦИНЫМ на Х1Х партконференции

– Где вы познакомились с нынешней женой? Чем она занимается?

– Юлия работает в строительной фирме консультантом. Нас познакомил мой друг Володя Ворошилов. Не могу сказать, что на следующий день после знакомства я что-то почувствовал, но довольно быстро понял, что Юля – мой человек. Мы вместе уже 17 лет. Ребенка не планировали, так получилось.

– Вы официально женаты?

– Конечно. Начинали жить вместе, потом женились. Все было очень буднично, мы расписались днем, а назавтра по приглашению Гарвардского университета я должен был ехать в Америку, где работал два года.

– Супруга намного вас моложе, это стимулирует?– Для меня разница в возрасте не важна. Да, 40 лет – это много, но так получилось. Важно, что Юля разделает мои взгляды, идеи, – вот что важно в браке.

– Говорят, что теща вас моложе. Как складываются родственные отношения?– Мы живем в одном доме в Переделкино, но почти не общаемся. Так сложились обстоятельства.

Читайте также:  Светлана рябова биография личная жизнь

– Чем занимается ваша старшая дочь?

– Наталья работает редактором на ТВ, мы замечательно общаемся. В карьере я ей мог помочь только советом. Материально – да, квартиру купил, машину. А так – она все сама. У нее двое детей – взрослые сын и дочь, мои внуки. Внук женился, я стал прадедушкой. А моя внучка Соня на год старше Сашеньки, моей младшей дочки, они замечательно общаются, дружат.

С Михаилом ГОРБАЧЕВЫМ в его Фонде

У Мирошниченко не было детей

– В Переделкино у вас собственный дом?

– Нет, арендованный, дача принадлежит Союзу писателей. У меня нет таких денег, чтобы выкупить дом в собственность, да и не нужно мне это. Квартира у меня в Москве есть. Как президент культурного центра ЗАО «Красные холмы» получаю хорошую зарплату, мне хватает. На работе дают машину с водителем.

– В этом году ездили с семьей отдыхать?– Мои девочки побывали на Кипре, очень довольны, а я оставался в Москве и очень теперь жалею.

– Не ревнуете молодую супругу?

– Я в этом вопросе человек спокойный, да и поводов Юля мне не дает.

Первая жена классика – актриса Ирина МИРОНОВА

– Что нужно для долгого и крепкого брака?

– Три жены тому назад я что-то понимал в этом вопросе, а сейчас о нем не задумываюсь.

– Общаетесь с бывшими супругами?– С теми, кто жив, – иногда. Изредка вижусь с Ириной Мирошниченко, хотя всегда очень тепло о ней отзываюсь. С Еленой Березовской, естественно, не общаюсь.

– Почему вы расстались с Ириной Петровной Мирошниченко?

– Мы с ней в театре познакомились, роман начался не сразу. Прожили в законном браке десять лет, только вот детей у нас не было, это и было главной причиной развода. Ей нужны были только роли. А когда у нее начался роман с литовским кинорежиссером, уже не помню его имени, развелись. Я не жалел, что мы расстались, нормально отношусь к периоду нашего брака. Ира исповедовала те же взгляды на театр, что и я. Ролей для нее никогда не выбивал, она всего добивалась сама.

Брак с Ириной МИРОШНИЧЕНКО драматург вспоминает с добрым чувством

Жена на десять дней

– Одной из ваших жен была Елена Горбунова, впоследствии ставшая супругой Березовского? Как возник этот роман? Она ведь совсем девочкой приехала из глубинки?

– Это трагическая история в моей жизни. Она была агентом КГБ, приставленным ко мне, присутствовала при всех моих разговорах, например, с Ефремовым, когда угощала нас чаем. А потом писала отчеты в органы. У нее был псевдоним Елена Светлова.

Мы с ней познакомились перед моей премьерой спектакля «Диктатура совести» в «Ленкоме». Подъехали вместе с Марком Захаровым к театру, видим, стоит девчонка, улыбается. Я говорю: «Марк, это к тебе». А он отвечает: «Да нет, к тебе, наверное». Я опустил стекло в машине, она подошла и спросила, нет ли лишнего билетика. Понятно, что с помощью главного режиссера театра и автора пьесы место для нее нашлось. Она пошла с нами.

Елена ГОРБУНОВА – трагическая страница в жизни писателя

– Чем же она вас зацепила?

– В ней был какой-то неиссякаемый молодой задор. Она мне очень понравилась, это безусловно. Спектакль имел большой успех. Все поздравляли нас с Марком, она стояла рядом, все это видела. После спектакля Лена предложила пойти куда-нибудь «попить кофейку». И мы с ней и Марком поехали ужинать в Дом литераторов. Потом он уехал, и мы остались вдвоем. Лена открытым текстом спросила, есть ли у меня знакомый, к которому можно поехать. Вот и все. Я не устоял, все произошло в машине, по ее инициативе. Вместо того чтобы насторожиться, я размяк. А через некоторое время она мне призналась, что является агентом, плакала.

– И что она вам рассказала?

– Что училась на первом курсе в институте и одновременно была проституткой. Во время Московского кинофестиваля она стояла у гостиницы «Россия», и мужчины, шедшие в ресторан, ей подмигнули. Она с удовольствием с ними пошла. А потом оказалась у одного из них в номере. В три часа ночи их разбудили, обнаружили у нее в куртке сто долларов.

Дочка Сашенька доверяет папе все свои маленькие тайны

И сказали: «Либо ты подписываешь бумагу, что готова оказывать нам содействие, либо мы отправляем на тебя бумагу в институт и твоей матери на работу». Она, конечно, испугалась и все подписала. Дальше ее вызвали, показали мою фотографию и сказали: «Этот человек сегодня приедет в Театр Ленинского комсомола, ты должна с ним познакомиться и сделать так, чтобы этой же ночью ему отдаться. Любыми путями! А дальше нужно проникнуть к нему в дом, помогать ему и каждую неделю сообщать, о чем там ведутся разговоры».

– Но она ведь могла вам и не понравиться?– Однако понравилась! Я ничего ей не платил, просто снял квартиру, она там жила, училась. Мы были десять дней официально женаты. Я ее спрашивал: «Ты кому-то что-то на меня писала?» Лена клялась церковью, матерью, что ни слова, никогда. А потом, когда я уже был в Америке, мне пришла газета из Москвы. Там были опубликованы ее донесения.

С женой Юлией вместе уже 17 лет

– Каким образом получили огласку такие секретные материалы?

– Да все очень просто. Была комиссия Госдумы, которая лазила по архивам КГБ, вот она и опубликовала донесение агента Светловой «О Шатрове и его высказываниях».

– В прессе писали, что Березовский увел ее у вас…

– Это неправда. Я сам их познакомил. Он пытался влезть в «Красные холмы», наварить денег, и мы по работе встречались. Потом мы с Леной ездили в Германию, и он был нашим переводчиком. А в ее жизни он появился, когда мы уже разошлись. Она сейчас живет в Лондоне. Родила двоих детей.

– Чем Лена теперь занимается, вы не в курсе?– Ну, она хозяйка дома, занимается детьми. Живет с начальником личной охраны своего мужа, он – ее возлюбленный. Это мне рассказал один знакомый, он эту информацию прочел в английской печати.

– Михаил Филиппович, последний вопрос: Ленин – фигура неоднозначная, как вы к нему сейчас относитесь?– Как и раньше – с глубочайшим уважением. Все, что случилось в стране в страшные годы, которые мы пережили, полная противоположность ленинским замыслам. Не случайно все мои пьесы о Ленине так ненавидела цензура, а в ЦК КПСС их запрещали. У Ленина и его сподвижников были совсем другие ценности, чем у Сталина и его соратников. И в этом – причина трагедии нашей страны.

С лучшим другом Михаилом РОЩИНЫМ

СПРАВКА

* Михаил ШАТРОВ родился 3 апреля 1932 года.

* Лауреат Государственной премии СССР.

* Президент ЗАО « Красные холмы». Это учреждение объединяет под одной крышей всевозможные виды искусств, в том числе и Дом музыки, руководимый Владимиром Спиваковым.

* Отец двух дочерей – Натальи (1959) и Александры (2000).

Первой женой драматурга была актриса Ирина Миронова.

С внучкой Сонечкой и дочерью Наташей

Источник