Марио ланца биография личная жизнь

Марио ланца биография личная жизнь thumbnail

Биография

«Голос века», «Солнечный парень из Филадельфии», «американский Карузо», как называли величайшего тенора Марио Ланцу, не только околдовал поклонников и критиков, но и вдохновил и подтолкнул к началу оперной карьеры Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррераса, Андреа Бочелли. Преданным почитателем его таланта являлись Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Рената Тебальди, Муслим Магомаев.

Детство и юность

Итальянцы – страстные люди. И нахлынувшие чувства уже после первой встречи способны привести к венцу всего за несколько недель. 16-летняя Мария Ланца молниеносно стала женой ветерана Первой мировой Антонио Кокоццы и через 2 года, в последний январский день 1921-го, подарила миру будущего гениального исполнителя.

Портрет Марио ЛанцаПортрет Марио Ланцы

Родители нарекли сына Альфредо Арнольдо, по-домашнему называли просто Фредди. В дальнейшем он взял имя матери, преобразовав его в мужской вариант, и девичью фамилию в качестве творческого псевдонима. До 9 лет мальчик жил на 636 Christian Street, ставшей одной из главных достопримечательностей Южной Филадельфии – на фасаде долгое время красовалось огромное граффити с изображением певца. В конце июня 2018-го оттуда пришли печальные новости: двухэтажный дом снесли. Согласно планам строительства его заменили двумя зданиями.

В результате переезда пришлось сменить 3 школы, где преподаватели единодушно отмечали отсутствие таланта подопечного к наукам, больше тяготевшего к спорту. Однажды в поле зрения Альфредо попала семейная коллекция пластинок Энрико Карузо, впоследствии ставшая музыкальным букварем Фредди – копируя пение оперного гения, он научился первым азам исполнительства. Многие печатные издания потом смаковали версию мистического перерождения тенора – якобы Ланца рожден в год его смерти.

Марио Ланца в молодостиМарио Ланца в молодости

Вскоре уроки пения начал преподавать Антонио Скардуццо, спустя 8 месяцев его сменила Ирен Уильямс, помогающая с первыми выступлениями на публике. Матери Марии пришлось трудиться сразу на нескольких работах, чтоб иметь возможность оплатить сыну занятия. Судьба в лице концертного менеджера местной музыкальной академии благоволила Ланцу. Мужчина устроил прослушивание у композитора Сергея Кусевицкого, а тот в свою очередь помог раскрыть талант подростка в собственном учебном заведении.

В 1942-м Марио призвали в армию, где занятия пением не только не прекратились, а, наоборот, усилились благодаря участию в патриотических выступлениях и шоу. По окончании службы случилось счастливое знакомство с Робертом Уидом, который «протащил» Ланцу на радио и закрепил в качестве ведущего передачи на 5 месяцев.

Музыка

И снова в жизни Марио важную роль сыграли знакомства – сначала с новым преподавателем по вокалу, впоследствии передавшим талантливого подопечного в руки первого менеджера. А тот, в свою очередь, «свел» с Энрико Розати. Больше года успех перемежался с конфликтами, но в итоге Ланца пронес через всю жизнь благодарность к наставнику за переданные знания.

Певец Марио ЛанцаПевец Марио Ланца

После канадского турне певец зачислен в состав «Трио Бельканто», концерт которого в Hollywood Bowl изменил судьбу Марио. На выступлении присутствовал основатель MGM, не замедливший пригласить музыканта с волшебным голосом в собственную киностудию для подписания контракта.

Позднее Metro-Goldwyn-Mayer организовала гастроли в поддержку «Полуночного поцелуя». Им предшествовало премьерное выступление в знаменитой опере «Мадам Баттерфляй», вызвавшее исключительно положительные и хвалебные отзывы суровых критиков. Поступило предложение попробовать свои силы в «Травиате», но кино поглотило тенора всецело и надолго. В конце жизни «американский Карузо» вернулся к сценическому искусству, дав серию концертов в 5 странах, и готовился к роли Канио в опере «Пальяччи», но воплотить задуманное не успел.

Фильмы

Первым фильмом Марио в MGM, куда он попал спустя 72 часа после судьбоносного концерта, был «Полуночный поцелуй». Как уже сказано выше, после организованного турне певец впервые участвовал в коммерческих записях альбомов. Среди композиций – ария из «Богемы» Джакомо Пуччини, попавшая в Зал славы RCA. Роль в «Любимце Нового Орлеана», а особенно непревзойденно исполненная Be My Love, превратила Ланцу в суперзвезду еще в тот момент, когда этого термина вовсе не существовало.

Марио Ланца исполняет песню «Be My Love»

В 1951-м Марио стал тенором «в квадрате» – на экране ему посчастливилось преобразиться в «Великого Карузо». К работе певец подошел со всей серьезностью: находил и «проглатывал» книги и материалы о биографии Энрико, изучал его фотографии, привычки и предпочтения, манеру исполнения и походку. И приложенные усилия принесли свои плоды: композиции из киноленты получили статус золотого диска, актер – похвалу сына Карузо и собственную передачу, продюсируемую Coca-Cola.

«Потому что ты моя» из одноименной картины, плюс «Молитва Господня», «Песнь ангелов» и «Гранада» оттуда же провозглашены настоящими шедеврами. Съемки в фильме «Принц-студент» начались с записи звуковой дорожки, поддавшейся с первого раза. Но вскоре случился скандал: режиссер раскритиковал певца, тот за словом в карман не полез и в конечном счете ушел из киностудии.

Марио Ланца исполняет песню «Ave Maria»

Последовало увольнение, выплата солидной неустойки, запрещение концертов, что подломило тенора. Успокоение тот пытался искать в алкоголе. Позднее в кино актер все же вернулся, но в Warner Bros, предложившую роль в «Серенаде». Здесь он сам выбирал песни для фильма – так мир познакомился безукоризненной Ave Maria.

После нее Марио приступил к записям альбомов, отправился в турне, в ходе которого значительно подорвалось здоровье. Несмотря на это, он продолжил выступления, работу над фильмами в MGM и перебрался в Италию.

Читайте также:  Надежда борисова биография личная жизнь дети

Личная жизнь

Армия подарила Ланцу не только истинную дружбу с Бертом Хиксом, но через него и семью – тот часто рассказывал сослуживцу о сестре Элизабет Жаннетт и даже демонстрировал написанные ею картины. Одна из них так понравилась парню, что в итоге после демобилизации тот отправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с девушкой лично.

Марио Ланца и его жена Элизабет ЖаннеттМарио Ланца и его жена Элизабет Жаннетт

Любовь накрыла с головой так же, как и родителей Ланцы – едва увидев друг друга, молодые люди больше не расставались. Свадебное торжество состоялось 12 апреля 1945 года, после непродолжительных ухаживаний. Позднее Бетти подарила любимому мужу четверых детей: сыновей Марка и Дэймона, дочерей Коллин и Эллису.

Смерть

13 апреля 1958-го Ланца дал последний концерт на публике и погрузился в съемки фильмов и запись саундтреков к ним. К августу 1959-го состояние здоровья ухудшилось: после второго инфаркта и воспаления легких тенора госпитализировали. Однако певец скоро выписался и вернулся к работе.

Могила Марио ЛанцыМогила Марио Ланцы

Записанная в начале сентября «Молитва Господня» оказалась последней песней гениального итальянца. В конце месяца он снова попал на больничную койку с артериальным склерозом и угрожающе повышенным давлением. 6 октября Марио полегчало, и мужчина даже планировал выписаться из больницы. Однако на следующий день его не стало. Причина смерти: обширный сердечный приступ.

Меньше чем через полгода, не выдержав разлуки с любимым мужем и навалившейся тоски, от передозировки наркотиками скончалась и Бетти. Марк и Дэймон, как и их великий отец, умерли от инфаркта.

Фильмография

  • 1959 – «Серенада большой любви» («В первый раз»)
  • 1957 – «Семь холмов Рима» («До свидания, Рим»)
  • 1956 – «Серенада»
  • 1954 – «Принц-студент»
  • 1952 – «Потому что ты моя»
  • 1951 – «Великий Карузо»
  • 1950 – «Любимец Нового Орлеана»
  • 1949 – «Полуночный поцелуй»
  • 1944 – «Крылатая Победа»

Дискография

  • 2007 – «Основные хиты Марио Ланца»
  • 2004 – «Серенада»/«Кавалькада Show Tunes»
  • 2004 – «Марио Ланца концерт в Hollywood Bowl»
  • 1999 – «Марио Ланца: оперные арии и дуэты»
  • 1995 – «Марио Ланца в своих лучших хитах»
  • 1994 – «Марио Ланца. Live From London»
  • 1991 – «Коллекция Марио Ланца»
  • 1989 – «Марио Ланца поёт песни из «Принца-студента»
  • 1989 – «Великий Карузо» и другие фавориты»
  • 1987 – «Рождество с Марио Ланца»
  • 1987 – «Марио Ланца: легендарный тенор»

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 мая 2020; проверки требуют 5 правок.

Ма́рио Ла́нца (англ. Mario Lanza; настоящее имя Альфре́до Арно́льдо Коко́цца (итал. Alfredo Arnoldo Cocozza) или Альфре́д Арно́льд Коко́цца (англ. Alfred Arnold Cocozza); 31 января 1921, Орендж, Филадельфия, Пенсильвания, США — 7 октября 1959, Рим, Италия) — американский певец (тенор) и актёр.

Биография[править | править код]

Родился в семье военного в отставке Антонио Кокоццы и Марии Кокоцца-Ланцы. Петь научился, подпевая записям Энрико Карузо. Первые настоящие уроки пения получил от баритона Антонио Скардуццо. Позже его учителем стала Ирен Уильямс, она же организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях. Следующим событием в карьере певца было прослушивание у Сергея Кусевицкого, организованное Уильямом К. Хаффом, концерт-менеджером Филадельфийской музыкальной академии. Кусевицкий пригласил юношу учиться в Танглвудском центре — школе для подающих надежды певцов и музыкантов. В качестве выпускного экзамена Ланца спел партию Фентона в школьной постановке оперы Николаи «Виндзорские проказницы», и с тех пор оперные критики не выпускали его творчество из виду.

В декабре 1942 года Марио был призван в армию. Во время службы Марио прошёл прослушивание у Питера Линда Хейза и был включён им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 года и демобилизовался 29 января 1945 года.

Счастливая судьба свела Марио с баритоном Робертом Уидом. Тот организовал для Марио выступление в радиошоу компании Эй-Би-Си «Celanese Hour» вместо заболевшего тенора Джана Пирса, обычно выступавшего в этом шоу. Для Марио это была не только интересная работа, но и возможность оказаться в компании уже знаменитых певцов и артистов. Позднее, опять же с помощью Роберта Уида, Марио был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вёл с октября 1945 по февраль 1946 года.

Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через неё он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер счёл, что Марио нуждается в более авторитетном преподавателе, и организовал для него прослушивание у Энрико Розати, который ранее обучал вокалу знаменитого тенора Беньямино Джильи. Розати пришёл в восторг от голоса Ланцы и сразу же согласился взять его в ученики. Марио проучился у Розати год и три месяца. Это было непростое время, полное не только успехов, но и конфликтов, в основном по причине антипатии Марио к учёбе, однако впоследствии Ланца был вечно благодарен Розати за неоценимый багаж знаний и умений, которые тот передал ему.

Читайте также:  Твардовский биография личная жизнь

Следующей вехой на творческом пути Марио стало его вхождение в состав «Трио Бельканто», наряду с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. «Трио Бельканто» с июля 1947 года в течение почти двенадцати месяцев выступало в различных городах США, Канады и Мексики. 28 августа 1947 года коллектив был приглашён дать концерт в зале «Голливудская чаша» в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б. Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии MGM. Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд. Как показывает сохранившаяся запись, концерт был великолепен. Голоса Марио и Франсис были в прекрасной форме. Этот концерт изменил всю жизнь Марио и определил его выбор в пользу карьеры киноактёра и концертирующего исполнителя.

Голос Ланцы — мощный, жёсткий, искрящийся, с сильнейшим металлическим призвуком, пронзительный лирико-драматический тенор. Манера пения — экспрессивная, эмоциональная, с форсированным звукоизвлечением и жёсткой атакой звука. Светлый, высокий тембр с блестящими мощными верхними нотами позволял певцу исполнять лирические партии, а исключительная мощь и выразительность голоса — драматические. Марио Ланца — ярчайший образец истинно итальянского стиля пения.

Уже через три дня после триумфа в «Голливудской чаше» студия кинокорпорации МGM пригласила Марио на съемки, заключив контракт на семь лет.

В 1952 году вместе с Дореттой Морроу он снялся в музыкальном фильме «Потому что ты моя».

28 мая 1957 года певец прибыл со своей семьёй в Италию (Неаполь) для съёмок в фильме «Семь холмов Рима».

17 апреля 1959 года Марио внезапно перенёс сердечный приступ. 27 августа у певца случился второй сердечный приступ и он попал в римскую клинику «Валле Джулиа» (Valle Giulia) с инфарктом и двусторонним воспалением лёгких. 30 сентября съёмки фильма «Смейся, паяц» были прерваны из-за плохого самочувствия артиста. В клинике при обследовании врачи обнаружили у Марио признаки атеросклероза и гипертонии.

Марио Ланца умер 7 октября 1959 года в клинике «Валле Джулиа» от обширного инфаркта, при до конца не выясненных обстоятельствах.

Большим поклонником творчества Марио Ланцы в СССР был Муслим Магомаев. О своём любимом певце он провел цикл передач на Всесоюзном радио и на Центральном телевидении. Собирая материалы о певце, Магомаев не раз бывал в США, где встречался с родственниками и друзьями Марио Ланцы, посетил его музей и сам был приглашён выступить на Вечере памяти Ланцы (1989). В 1993 году в издательстве «Музыка» вышла книга Муслима Магомаева «Великий Ланца».

У Ланцы две звезды на Голливудской «Аллее славы»: за вклад в развитие киноиндустрии — 6821, и за вклад в развитие музыки — 1751.

Парк Куин-стрит в Филадельфии был переименован в честь Ланцы в 1967 году[1].

Семья[править | править код]

  • Супруга — Бетти Ланца (урождённая Хикс).
  • Дети: Коллин (сценарист, погибла в автокатастрофе в 1997 году), Элисса, Дэймон (умер от сердечного приступа в 2008 году), Марк (умер от сердечного приступа в 1993 году).

Фильмография[править | править код]

  1. 1949 — Полуночный поцелуй / That Midnight Kiss (MGM) — Джонни Доннетти
  2. 1950 — Любимец Нового Орлеана / The Toast of New Orleans (MGM)— Пепе Абельяр Дювалье, бедный рыбак
  3. 1951 — Великий Карузо / The Great Caruso (MGM) — Энрико Карузо
  4. 1952 — Потому что ты моя / Because You’re Mine (MGM) — Реналдо Россано
  5. 1954 — Принц-студент / The Student Prince (MGM) — принц Карл (только закадровое озвучивание)
  6. 1956 — Серенада / Serenade (Warner Bros.) — Дэймон Винценти
  7. 1957 — Семь холмов Рима (До свидания, Рим) / Seven Hills of Rome (MGM) — Марк Ревер
  8. 1959 — Серенада большой любви (В первый раз) / For the First Time (MGM) — Тонио Коста

Избранная дискография на CD[править | править код]

  • 1987 — Марио Ланца: Легендарный тенор
  • 1987 — Рождество с Марио Ланцей
  • 1989 — «Великий Карузо» и другие фавориты
  • 1989 — Марио Ланца поёт песни из «Принца-студента»
  • 1991 — Коллекция Марио Ланцы
  • 1994 — Марио Ланца: Live From London
  • 1995 — Марио Ланца в своих лучших хитах
  • 1999 — Марио Ланца: оперные арии и дуэты
  • 2004 — Концерт Марио Ланцы в Hollywood Bowl: Исторические записи
  • 2004 — Серенада / Кавалькада Show Tunes
  • 2007 — Основные хиты Марио Ланцы

Избранная литература[править | править код]

На русском языке

  • Магомаев М. Великий Ланца. — М: «Музыка», 1993 г. — 208 с. — 15000 экз. ISBN 5714004159

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сайт о Марио Ланца
  • Марио Ланца на film.ru
  • Марио Ланца на orfeo.ru

Источник

31 января у Марио Ланца , знаменитого американского певца – тенора и актёра исполнилась 99 годовщина дня рождения.

Марио Ланца /Mario Lanza, полное имя которого Альфредо Арнольд Кокоцца/ Alfred Arnold Cocozza, родился 31 января 1921 г. в пригороде Филадельфии Орендже, штат Пенсильвания, США в семье ветерана 1 мировой войны Антонио Кокоцца и 16-летней Марии Кокоцца-Ланца.
В семье первенца несмотря на длинное имя звали просто Фредди. Впоследствии юный тенор взял имя и фамилии матери в качестве сценического псевдонима, а дом в котором он жил впоследствии стал одной из достопримечательностей южной части Филадельфии.
В школе Фредди учился из рук вон плохо, увлекался спортом, а потом он увлекся прослушиванием семейной коллекции пластинок великого Энрико Карузо, ставшего музыкальным кумиром Фредди, он копировал манеру пение оперного гения и научился первым азам исполнительства. Уроки пения преподавали ему Антонио Скардуццо и через 8 мес. его сменила Ирен Уильямс, помогающая с первыми выступлениями на публике.
Мама Мария усиленно трудилась, чтобы оплатить сыну занятия вокалом. Помог судьбе юного Фредди концертный менеджер местной музыкальной академии, который устроил прослушивание у композитора Сергея Кусевицкого, раскрывшего талант подростка у себя в школе.
После призыва в армию в 1942 г. Фредди продолжил заниматься пением, участвуя в патриотических шоу. По окончании службы счастливое знакомство с Р.Уидом привело Ланцу на радио, где он стал ведущим передач. И снова полезное знакомство свело его новым преподавателем по вокалу, а затем и с первым менеджером в его творчестве Энрико Розати. Больше года успех перемежался с конфликтами, но в итоге Ланца пронес через всю жизнь благодарность к менеджеру и наставнику за приобретенные знания.
После канадского турне молодой певец был зачислен в состав «Трио Бельканто», а их концерт в Голливуде круто изменил судьбу Фредди. Его заметил там основатель киномагната MGM, пригласивший молодого певца с поистине волшебным голосом в свою киностудию для заключения контракта. Позднее Metro-Goldwyn-Mayer организовала гастроли в поддержку его первого сингла и одноименного альбома «Полуночный поцелуй».
Но перед этим была премьера в знаменитой опере «Мадам Баттерфляй» с самыми восторженными отзывами музыкальных критиков. Ему поступило предложение попробоваться и в «Травиате», но кино поглотило тенора всецело и уже надолго. В конце жизни «американский Карузо» вернулся к сценическому искусству, дав серию концертов в 5 странах, и готовился к роли Канио в опере «Паяцы», но воплотить задуманное не успел. Его первым фильмом в MGM был «Полуночный поцелуй». После организованного турне певец впервые участвовал в коммерческих записях альбомов.
Ария из оперы «Богема» Джакомо Пуччини попала по праву в Зал славы лейбла RCA. Роль в музыкальном фильме «Любимце Нового Орлеана», а особенно непревзойденно исполненная Be My Love, превратила Ланцу в суперзвезду того времени, когда такого звания ещё не существовало. В 1951 г. сбылась давняя мечта Марио, когда он сыграл и спел в фильме «Великий Карузо». К этой роли Марио готовился очень серьезно, изучая его биографию, привычки и предпочтения, манеру исполнения и походку. И его усилия принесли свои плоды: композиции из киноленты получили статус золотого диска, а сам актер заслужил похвалу сына Карузо.
И следующие 4 фильма Марио считались настоящими шедеврами. Но после съемок в фильме «Принц-студент» случился громкий скандал с уважаемым режиссером, который покритиковал певца. В итоге скандала Марио ушел из киностудии с выплатой солидной неустойки, полным запрещением концертов, что сломило тенора. И традиционно для богемы Марио нашел успокоение в алкоголе.
Уже позднее Марио-актер все же вернулся в кино, но в уже в кинокомпанию Warner Bros, предложившую ему роль в «Серенаде». И на этот раз Марио сам выбирал песни для фильма, и он познакомил весь мир с любимой миллионами неповторимой мелодией “Ave Maria”. После Марио приступил к записям альбомов, отправился в турне, ход которого здорово подорвал его здоровье. Несмотря на это, он продолжил выступления, работу над новыми ролями в фильмах и перебрался в Италию. В его актерском багаже были 9 ролей, последняя из которых была в фильме 1959 г. «Серенада большой любви».
Основные оперные партии и мелодии из фильмов были увековечены в 11 альбомах избранных мелодий. У Марио Ланца были три официальных прозвища «Голос века», «Солнечный парень из Филадельфии» и «американский Карузо». Его блестящая и яркая карьера великого тенора стала отправной точкой для многих выдающихся оперных певцов, таких как Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли. Его преданными почитателями были лучшие поп-певцы современности Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, Рената Тебалди и Муслим Магомаев.
С апреля 1958 г., когда Марио Ланца организовал свой последний публичный концерт, он погрузился в записи альбомов и саундтреков к фильмам в Риме. Но в августе 1959 г. состояние здоровья Марио резко ухудшилось, после 2х подряд инфарктов и пневмонии его госпитализировали. Но ненадолго, певец настоял на выписке и вернулся к работе. Но уже в сентябре он вновь попадает в госпиталь с приступом гипертонии и артериальным склерозом. 6 октябре Марио полегчало, он заговорил о выписке из госпиталя… но уже на следующий день 7 октября 1959 г. Марио Ланца скончался в Риме в возрасте всего 38 лет из-за обширного инфаркта…
В личной жизни тенора была большая любовь с Элизабет (Бетти) Жаннетт, их свадьба состоялась в апреле 1945 г., в браке у них родились 4 детей: сыновья Марк и Дэймонд, и дочери Коллин и Эллис. А меньше чем через месяц после преждевременного ухода их жизни Марио Ланца не выдержала разлуки и тоски по мужу его любимая жена Бетти и скончалась от передозировки наркотиков. Их сыновья Марк и Дэймон, как и их великий отец, оба умерли от инфарктов… Такова их судьба и генетика по мужской линии, видимо.

Читайте также:  Новелла матвеева биография личная жизнь

Источник