Мария темрюковна фото

Мария темрюковна фото thumbnail

Перстень-печать царицы Марии Темрюковны

Царица Мари́я Темрюко́вна (1545/1546—1569) — до крещения княжна Кученей (кабард.-черк. Темрыкъуэ Идар ипхъу Гуэщэней, крещена 20 июля 1561) — вторая жена Ивана Грозного, дочь кабардинского князя Темрюка. Оригинальное имя Кученей (кабард.-черк. Гуэщэнэ, Гуэщэней) переводится с кабардинского как — «глаза княжны».

В былинах — Мария Демрюковна (Добрюковна), Крыльская царица, Крымская поляница[1][2].

Биография[править | править код]

Свадьба[править | править код]

Через восемь дней после кончины Анастасии «Митрополит, Святители, Бояре торжественно предложили ему искать невесты: законы пристойности были тогда не строги»[3]. Иван намеревался жениться на сестре польского короля Екатерине, однако тот потребовал за это Псков, Смоленск и Новгород.

В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июня 1561 года княжна Кученей, «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом Салтанкулом (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь «княжне Черкасской велел быть на своём дворе, смотрел её и полюбил».

«Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ».[4]

6 июля в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Гошаней готовится к обряду крещения и будет наречена Марией — во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал её своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженой кольцо и платок, унизанный жемчугом[5]. Афанасий, ещё будучи протопопом, оглашал её перед крещением[6]. Была крещена под именем «Мария» митрополитом Макарием[7]. После завершения обряда крещения Иван Васильевич по обычаю преподнёс Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Фёдор вручили ей кресты, украшенные бриллиантами и жемчугом.

Блюдо Марии Темрюковны. Среди орнамента расположено шесть клейм с надписью: «Божиею милостїю благочестиваго царя і велікого княза Ивана Васїльевича государя всеа Русїи зделано блюдо благоверної царице велїкои кнагинї Мареи в лето 7000 шестьдесять деватого».

21 августа состоялось венчание в Успенском соборе. Молодых венчал митрополит Макарий. Видимо, свадебным подарком было блюдо из Оружейной палаты (диаметр — 42,3 см, вес — почти 3 кг), декорированное чернью, на котором, вероятно, ей поднесли свадебный головной убор[8]. Изготовленное из трёхкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела.

Брак Ивана, заключённый вскоре после кончины его первой жены Анастасии Романовны, привёл к возвышению родственников Марии — князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из её племянников — Хорошай-мурза, во св. крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе.

Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что всё это происходило в действительности».

Жизнь в браке[править | править код]

Единственный её ребёнок, о котором известно — царевич Василий Иванович — умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребён, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.

В 1562 году и в другие годы сопровождала царя в объезде по монастырям. В июле 1563 года ездила из Александровой слободы с царевичем Иваном Ивановичем на богомолье в Суздаль, а оттуда в Ростов.

В русской истории традиционно принято придавать образу Марии Темрюковны негативные черты и считать её отрицательным персонажем в жизни Ивана Грозного, дурно повлиявшим на его характер. Некоторые современники обвиняли «злонравную» Марию в «порче нрава» царя и переходе к террору.

Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства, которое уже не могло с мыслию о Царице соединять мысль о Царской добродетели. Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, ещё более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда. Равнодушный к Марии, Иоанн помнил Анастасию, и ещё лет семь, в память её, наделял богатою милостынею святые монастыри Афонские.[3]

В одном из источников она называется «на злые дела падущая». В другом — хронографе «О браках царя Иоанна Васильевича» — сказано: «В лето 7069 августа 21 обрачился царь вторично на Марии Черкасской Горской… туги нравные и зело лютые…» (крутой нравом и очень злой). Генрих Штаден пишет, что именно она подала ему совет о создании опричнины:

Некоторые [из прежних великих князей] заводили было опричные порядки, но из этого ничего не выходило. Также повелось и при нынешнем великом князе, пока не взял он себе в жёны княжну, дочь князя Михаила Темрюковича из Черкасской земли. Она-то и подала великому князю совет, чтобы отобрал он для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его. С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев особый избранный отряд. И так устроил опричных и земских[9].

Из песни о царской женитьбе

Царь Иван сударь Васильевич,
Содержатель он всей Руси,
Сберегатель каценной Москвы,
При блаженной его памяти,
Поизволил царь женитися:
Он берёт не у нас в Москве,
Он берёт в иной земле,
У того-ли Темрюка-Мастрюка,
Молодого Черкешинина,
Toe малую сестру.
Да свет Марию Темрюковну,
Он и много приданого берёт:
Двести татаринов,
Полтараста бояринов
И семь сот Донских казаков.
Что ни лучших добрых молодцов[10].

Он же пишет, говоря об отце царицы Темрюке, что «великий князь бесчестно обошёлся с его дочерью». Комментаторы замечают по поводу этой фразы, что с известием Штадена о «бесчестии» царя в отношении жены перекликаются сообщения Пискаревского летописца: «а тогда же опоил царицу Марью Черкаскову», и Горсея: «тем временем он отдалил свою черкесскую жену, постриг её в монахини и поместил в монастырь», также недостоверные[11] — видимо, он путает её с одной из следующих жён.

Читайте также:  Когда умерла актриса анна самохина

Смерть[править | править код]

Мария Темрюковна умерла 6 сентября 1569[12] в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду. Как часто указывают, в новогоднюю ночь 1 сентября 1569 года под утро она скончалась. Но, судя по надгробной эпитафии, она умерла «6 сентября 1569 г. в седьмом часу ночи, то есть в переводе на современный суточный счёт часов — незадолго до полуночи. Встречающаяся в историографии дата 1 сентября, которая восходит к Н. М. Карамзину, по всей видимости, ошибочна, поскольку Карамзин ссылается на надгробную надпись с более позднего надгробного памятника, установленного над могилой Марии (надписи XIX в. на надгробиях мужчин великокняжеского и царского рода в Архангельском соборе содержат ошибки по сравнению с эпитафиями XVII в. на тех же надгробиях)»[8].

В полдень Михаил Темрюкович, Алексей и Фёдор Басмановы, Афанасий Вяземский, Борис Годунов, Глинский, Милославский и Вельский вынесли из царских покоев покрытый шёлковыми материями гроб с телом Марии и установили его на погребальный возок. Траурный кортеж двинулся в Москву[5].

Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они её «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть».

«1 Сентября 1569 года скончалась супруга Иоаннова, Мария, едва ли искренно оплаканная и самим Царём, хотя для соблюдения пристойности вся Россия долженствовала явить образ глубокой печали: дела остановились; Бояре, Дворяне, Приказные люди надели смиренное платье, или траур (шубы бархатные и камчатные без золота), во всех городах служили панихиды; давали милостыню нищим, вклады в монастыри и в церкви; показывали горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна, который чрез десять дней уже мог спокойно принимать иноземных Послов во дворце Московском, но спешил выехать из столицы, чтобы в страшном уединении Александровской Слободы вымыслить новые измены и казни. Кончина двух супруг его, столь несходных в душевных свойствах, имела следствия равно несчастные: Анастасия взяла с собою добродетель Иоаннову; казалось, что Мария завещала ему превзойти самого себя в лютых убийствах. Распустив слух, что Мария, подобно Анастасии, была отравлена тайными злодеями, он приготовил тем Россию к ужаснейшим исступлениям своей ярости».[13]

Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от её захоронения).

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марию Темрюковну и следующую жену Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Фёдору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну], поминали во всём по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»[14].

Захоронение[править | править код]

Местом её погребения был Вознесенский монастырь (Москва). В настоящее время (с 1929 г.) её гробница в подклети Архангельского собора Кремля.

В 1929 г. сотрудниками кремлёвского музея гробницы из обречённого на уничтожение Вознесенского собора были перенесены в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся и по сей день. При вскрытии захоронения Марии Темрюковны был обнаружен скелет, завёрнутый в саван. «Ткань савана, по определению В. К. Клейн (тогдашний заместитель директора Оружейной палаты по научной работе), итальянская камка XVI в. хорошей сохранности на внешних частях. У левого плеча найден восточный сосудик — медная сулейка. Бок её со стороны плеча проржавел и утрачен. Сосуд изъят из гробницы». Хорошо сохранился головной убор царицы — волосник, обнаруженный кремлёвскими археологами под руководством Т. Д. Пановой при исследовании захоронений бывшего Вознесенского монастыря в 1984 году[8]. Череп её плохо сохранился, поэтому восстановить скульптурный портрет невозможно[15].

В культуре[править | править код]

  • В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович». Спб., 1913 (по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни-памфлеты XVI в.») даются песни о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Кострюка) Темрюковича, в некоторых пересказах присоединяются к песням о кончине первой жены Грозного, Анастасии (в песнях Софии) Романовны и её завещаний Грозному: «не жениться в матушке проклятой Литве на Марии Темрюковне»[10].
  • В пьесе А. Н. Толстого «Орёл и орлица» (ставилась в Малом театре)
  • Роман-поэма «Гуащэнэ» (2005) на кабардинском языке современной поэтессы Любы Балаговой.
  • Роман немецкого писателя Хайнца Конзалика «Лейб-медик Царицы» (Der Leibarzt der Zarin).
  • Фильм Павла Лунгина «Царь» (2009) — актриса Рамиля Искандер.
  • В центре города Нальчика ей поставлен памятник с надписью на постаменте: «Навеки с Россией», открытый в 1957 году в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.
  • В 1867 году французский композитор Жорж Бизе написал оперу «Иван IV», в которой вольно трактовал знакомство и свадьбу Ивана Грозного с Марией Темрюковной.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 томах. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829.
  • Б. М. Соколов. Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович. — СПб., 1913.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник

кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru

После смерти Анастасии Романовой сразу же начались разговоры о том, кто станет новой царицей. Как бы ни горевал Иван IV Грозный по умершей жене, а окружение его подталкивало к новому браку. Здесь работает то же правило, что и в фразе: «Умер король. Да, здравствует король!», свято место пусто не бывает. Конечно, каждый боярин хотел бы видеть на месте царицы свою дочь или родственницу. Ведь это был самый простой и верный путь к возвышению, что показывал пример Захарьиных – Юрьевых (Романовых), которые были родственниками первой жены царя.

Но царь Иван уже не рассматривал боярских дочерей, в качестве возможных невест, он метил выше. И жениться царь захотел на дочери польского короля – Екатерине. Однако, свадьба не состоялась, ибо отец невесты требовал в качестве подарка Псков, Смоленск и Новгород. Дороговато выходила такое родство и Иван IV эту идею отринул.

Читайте также:  Фото актрисы гусевой екатерины фото

Бояре вздохнули с облегчением, это опять же давало шансы их дочерям. Но Иван, подозревавший приближенных в отравлении царицы Анастасии, решил поступить иначе. В 1560 году он послал сватов на Кавказ.

кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru

15.07.1561 года в Москву приехали дети кабардинского князя Темрюка: сын – Салтанкул и дочь – княжна Кученей. Кученей переводится с кабардинского как — «глаза княжны», красивое имя. На момент приезда в Москву княжне Кученей было около 16 лет, она родилась примерно в 1545 – 1546 годах. Девушка она была красивая, что отмечают современники.

Она пленила царя красотой

Княжна царю приглянулась и вскоре была крещена Марией, во имя святой Марии Магдалины. После крещения княжне были вручены богатые дары.

А 21.08.1561 года состоялось венчание Марии и Ивана. При этом современники отмечали, что некоторые обряды на свадьбе были странными и языческими. Видимо, царь захотел сделать приятное невесте, и соблюл какие-то свадебные кабардинские обычаи. Невесте было 16 лет, а жениху 31 год, вдвое старше.

Этот брак предсказуемо возвысил родственников новой царицы князей Черкасских. Боярам это, конечно, не нравилось, и сама царица им была не симпатична.

В феврале – марте 1563 года царица родила Ивану сына Василия, но мальчик прожил только два месяца.

кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru

Царица сопровождала царя в богомольях, ездила с ним по монастырям, поэтому нет оснований полагать, что брак был тягостен для Ивана. Ведь если бы он не захотел взять Марию с собой в поездку, она бы осталась в Москве. К тому времени нрав Ивана становится еще круче и жестче.

Многие винят царицу Марию в том, что она потакала дурным наклонностям мужа, была злой, черствой и жестокой. Но царь был взрослым мужчиной, которому шел четвертый десяток, а жене его еще и не было двадцати лет. Я сомневаюсь в сильном влиянии злого нрава Марии на Ивана. Просто на момент первого брака, царь был значительно моложе, с женой Анастасией они были практически ровесниками, и она могла где-то его одернуть, где-то успокоить. А шестнадцатилетняя девчонка, скорее всего, его просто боялась, тем более невеста была с Кавказа, где женщины не могут ослушаться мужчину.

Видимо, царь Иван просто к тридцати годам «созрел», он находился в постоянной конфронтации с боярами. Его нрав проявился «во всей красе», а царица Мария не считала необходимым его смягчать. Родственники её были в фаворе, видимо, внушали ей, что царя злить нельзя, иначе семье будет плохо.

кадр из фильма “Царь”, в роли Марии – Рамиля Искандер, фото с сайта www.yandex.ru

Но один совет царица Ивану всё же дала (по крайне мере он один точно сохранился в истории), совет состоял в том,

чтобы он отобрал для себя из своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днём, и ночью они ездили за ним и охраняли его.

Так началась опричнина.

06.09.1569 года Мария Темрюковна умерла. Что стало причиной смерти неизвестно, ей не исполнилось даже 24 лет, и всего 8 лет Мария пробыла царицей. Царь по традиции подозревал бояр в отравлении жены.

Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от её захоронения). Значит, царь одинаково почитал обеих покойных жен. В духовной грамоте царь просил сыновей поминать Марию, что опять же свидетельствует о нежных чувствах к супруге.

Марию Темрюковну не забывают, в 1957 году в центре Нальчика ей был установлен памятник в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.

фото памятника, источник сайт www.yandex.ru

Надеюсь, статья была интересна) Если это так – ставьте лайк и подписывайтесь на канал)

Жены царя Ивана Грозного: Анастасия Романова

Жены царя Ивана Грозного: Марфа Васильевна Собакина

Жены царя Ивана Грозного: Анна Алексеевна Колтовская

Жены царя Ивана Грозного: княжна Мария Долгорукая (Долгорукова)

Жены царя Ивана Грозного: Анна Григорьевна Васильчикова

Жены царя Ивана Грозного: Василиса Мелентьева

Жены Ивана Грозного: Мария Фёдоровна Нагая

Королева Изабелла – «Французская Волчица» (часть 1)

Шесть жен Генриха VIII: Екатерина Арагонская – жена № 1

Елизавета Йоркская – «Белая принцесса»

Жакетта – мать королевы, обвиняемая в колдовстве

Маргарет Поул – еще одна жертва Генриха VIII

Анна Невилл – королева Англии и дочь «делателя королей»

Источник

Царица Мария Темрюковна

Мария Темрюковна

Царица Мария Темрюковна. До крещения – княжна Кученей (кабард.-черк. Темрыкъуэ Идар ипхъу Гуэщэней). Родилась в 1545 или 1546 году в Кабарде – умерла 6 сентября 1569 года в Александровской слободе. Русская царица. Вторая жена Ивана Грозного. Крещена 20 июля 1561 года. Дочь кабардинского князя Темрюка.

Кученей, ставшая широко известной как Мария Темрюковна, родилась в 1545 или 1546 году в Кабарде.

Отец – Темрюк Идарович (кабард.-черк. Идарыкъу Темырикъу; ум. 1571), кабардинский князь, старший сын Идар-мурзы, праправнук легендарного Инала. В правление Темрюка, Кабарда стала союзником России на Кавказе и вела войны против Крыма, Малых Ногаев и Шамхалата.

Спустя восемь дней после кончины царицы Анастасии Романовны митрополит и бояре предложили Ивану Грозному искать новую невесту. Иван намеревался жениться на сестре польского короля Екатерине, однако последний потребовал за это Псков, Смоленск и Новгород.

Личная жизнь Марии Темрюковны:

В 1560 году царь послал сватов Ф. В. Вокшерина и С. Мякинина на Кавказ «у Черкаских князей дочерей смотрети». 15 июля 1561 года княжна Кученей, «из черкас пятигорских девица», приехала в Москву вместе с братом Салтанкулом (в крещении Михаилом). Им отвели хоромы вблизи Кремля. Вскоре, царь, как пишет летописец, «княжне Черкасской велел быть на своем дворе, смотрел ее и полюбил».

«Господине Теврюге! Аще сицевая доброта дщери твоея, а нашия великия государыни Марии Теврюговны, то государю нашему царю и великому князю Ивану Васильевичу любима будетъ, а нас онъ, государь, за сие великое дѣло жаловать станетъ, а сия дщерь твоя с нимъ, государемь, царствовать въ велицѣй славе станетъ» (Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне).

Читайте также:  Биография александр галицкий

Далее в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Кученей готовится к обряду крещения и будет наречена Марией – во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал ее своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженой кольцо и платок, унизанный жемчугом.

Афанасий, еще будучи протопопом, оглашал ее перед крещением. Была крещена под именем «Мария» митрополитом Макарием. После завершения обряда крещения Иван Васильевич по обычаю преподнес Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Федор вручили ей кресты, украшенные бриллиантами и жемчугом.

21 августа состоялось венчание в Успенском соборе. Молодых венчал митрополит Макарий. Свадебным подарком было блюдо из Оружейной палаты (диаметр – 42,3 см, вес – почти 3 кг), декорированное чернью, на котором, вероятно, ей поднесли свадебный головной убор. Изготовленное из трехкилограммового куска золота свадебное блюдо Марии Темрюковны считается одним из шедевров, сделанных русскими мастерами золотого дела.

Брак Ивана, заключенный вскоре после кончины его первой жены Анастасии Романовны, привел к возвышению родственников Марии – князей Черкасских, в дальнейшем игравших большую роль в русской истории. Один из ее племянников – Хорошай-мурза, во св. крещении Борис Камбулатович, был женат на родной сестре патриарха Филарета Никитича, Марфе.

Английский дипломат Джером Горсей писал: «После этого (смерти Анастасии) он (Иван) женился на одной из черкесских княжен, от которой, насколько известно, у него не было потомства. Обряды и празднества, сопровождавшие эту женитьбу, были столь странными и языческими, что трудно поверить, что все это происходило в действительности».

Печать Марии Темрюковны

Печать Марии Темрюковны

Единственный ее ребенок, о котором известно – царевич Василий Иванович – умер в двухмесячном возрасте в мае 1563, погребен, по-видимому, в Архангельском соборе, но его надгробие не сохранилось.

В 1562 году и в другие годы сопровождала царя в объезде по монастырям.

В июле 1563 года ездила из Александровой слободы с царевичем Иваном Ивановичем на богомолье в Суздаль, а оттуда в Ростов.

В русской истории традиционно принято придавать образу Марии Темрюковны негативные черты и считать ее отрицательным персонажем в жизни Ивана Грозного, дурно повлиявшим на его характер. Некоторые современники обвиняли «злонравную» Марию в «порче нрава» царя и переходе к террору.

Второй брак Иоаннов не имел счастливых действий первого. Мария, одною красотою пленив супруга, не заменила Анастасии ни для его сердца, ни для Государства, которое уже не могло с мыслию о Царице соединять мысль о Царской добродетели. Современники пишут, что сия Княжна Черкесская, дикая нравом, жестокая душою, еще более утверждала Иоанна в злых склонностях, не умев сохранить и любви его, скоро простывшей: ибо он уже вкусил опасную прелесть непостоянства и не знал стыда. Равнодушный к Марии, Иоанн помнил Анастасию, и еще лет семь, в память ее, наделял богатою милостынею святые монастыри Афонские.

В одном из источников она называется «на злые дела падущая». В другом – хронографе «О браках царя Иоанна Васильевича» – сказано: «В лето 7069 августа 21 обрачился царь вторично на Марии Черкасской Горской… туги нравные и зело лютые» (крутой нравом и очень злой).

По одной из версий, именно она подала ему совет о создании опричнины.

Смерть Марии Темрюковны:

Мария Темрюковна умерла 6 сентября 1569 в Александровой слободе после возвращения из длительного путешествия в Вологду.

В полдень Михаил Темрюкович, Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, Борис Годунов, Глинский, Милославский и Вельский вынесли из царских покоев покрытый шелковыми материями гроб с телом Марии и установили его на погребальный возок. Траурный кортеж двинулся в Москву.

Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они ее «извели», утверждая, что она «злокозньством отравлена бысть». Мария Темрюковна была похоронена в Вознесенском соборе кремлевского Вознесенского монастыря у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной (слева от ее захоронения).

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марию Темрюковну и следующую жену Марфу Собакину с просьбой царевичам Ивану и Федору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери, поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно».

Местом ее погребения был Вознесенский монастырь (Москва). В настоящее время (с 1929 г.) ее гробница в подклети Архангельского собора Кремля.

В 1929 года сотрудниками кремлевского музея гробницы из обреченного на уничтожение Вознесенского собора были перенесены в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся и по сей день. При вскрытии захоронения Марии Темрюковны был обнаружен скелет, завернутый в саван. Ткань савана, по определению В. К. Клейн (тогдашний заместитель директора Оружейной палаты по научной работе), итальянская камка XVI в. хорошей сохранности на внешних частях. У левого плеча найден восточный сосудик – медная сулейка. Бок ее со стороны плеча проржавел и утрачен. Сосуд изъят из гробницы. Хорошо сохранился головной убор царицы – волосник, обнаруженный кремлевскими археологами под руководством Т. Д. Пановой при исследовании захоронений бывшего Вознесенского монастыря в 1984 году. Череп ее плохо сохранился, поэтому восстановить скульптурный портрет невозможно.

В центре города Нальчика ей поставлен памятник с надписью на постаменте: «Навеки с Россией», открытый в 1957 году в честь 400-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России.

Образ Марии Темрюковны в кино:

2009 – Царь – в роли Марии Темрюковны актриса Рамиля Искандер.

Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны

Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны

Образ Марии Темрюковны в литературе и музыке:

– В 1867 году французский композитор Жорж Бизе написал оперу «Иван IV», в которой вольно трактовал знакомство и свадьбу Ивана Грозного с Марией Темрюковной;
– В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович» (1913) есть песни о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Кострюка) Темрюковича;
– В пьесе А. Н. Толстого «Орел и орлица» (ставилась в Малом театре);
– Роман-поэма «Гуащэнэ» (2005) на кабардинском языке современной поэтессы Любы Балаговой;
– Роман немецкого писателя Хайнца Конзалика «Лейб-медик Царицы» (Der Leibarzt der Zarin).

Источник