Мария ярыгина актриса личная жизнь

Мария ярыгина актриса личная жизнь thumbnail

Михаил Боярский и Валентин Смирнитский

Экранизация романов Александра Дюма в видении Георгия Юнгвальд-Хилькевича оказалась достаточно вольной, что не повлияло на популярность фильма среди зрителей. С выхода «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» до ленты «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» прошло 30 лет, но исполнители главных ролей согласились сыграть во всех трех частях продолжения: вновь собраться вместе ради общей работы было заманчиво.

Трудности, с которыми столкнулись артисты и операторы, остались за кадром, и зрители увидели лишь результат стараний авторов киноэпопеи. Теперь же в распоряжении «СтарХита» оказались уникальные фотографии бэкстейджа съемок.

«Д’АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА»

Валентин Смирнитский тщательно работал над образом Портоса, продумывая детали с художниками по костюмам

Пожалуй, самое большое впечатление на зрителей произвела первая часть киноэпопеи, которая, в свою очередь, делилась на три серии — «Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян», «Подвески королевы» и «Приключения продолжаются». Съемки проходили до августа 1978-го, а монтаж завершили еще через три месяца, однако картина вышла на экраны лишь спустя год.

Такая задержка случилась из-за конфликта между Георгием Юнгвальд-Хилькевичем со сценаристом Марком Розовским и поэтом-песенником Юрием Ряшенцевым. Как позднее рассказывал Розовский, в третью серию режиссер внес слишком много изменений, а также не прописал в титрах, что текст для композиции Миледи придумал Вениамин Смехов, а не Ряшенцев. Смехов и сам был не рад сложившейся ситуации: он не знал о разладе между коллегами и, к тому же, оказался недоволен тем, как Юнгвальд-Хилькевич отредактировал изначальный вариант его стихов.

Сценарист и поэт даже выиграли суд у режиссера, однако менять отснятый материал никто не стал, а бунтовщиков еще пять лет не пускали на телевидение. Обиды и поражения были забыты, когда все, кто трудился над фильмом, наконец, увидели результат на экране в 1979-м. В восторг пришли и зрители, и актеры, и операторы. Большую роль в успехе проекта занимала музыка и костюмы, превратившие советских артистов в настоящих мушкетеров.

«Мы все в определенной степени работали над внешностью своих персонажей. У нас были замечательные художник по костюмам Татьяна Острогорская и художник-постановщик Лариса Токарева», — делился Валентин Смирнитский с создателями документального фильма «Пока мы еще вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя».

Ирина Алферова до сих пор не любит вспоминать о съемках у Георгия Юнгвальд-Хилькевича

Сейчас, пересматривая культовый фильм, зрители отмечают, как органично каждый артист выглядит в своей роли. Но ведь изначально в амплуа д’Артаньяна должен был выступить Александр Абдулов, на позицию кардинала утвердили Михаила Козакова, а не Александра Трофимова, Констанцией Юнгвальд-Хилькевич видел только Евгению Симонову. Но встретив Михаила Боярского, режиссер осознал, что тот — настоящий гасконец, никто другой не воплотит главного героя так точно. Георгий Эмильевич на две недели ушел в запой — так боялся обидеть Абдулова, с которым дружил. Александр Гавриилович позвонил драматургу сам и с достоинством принял отказ.

Ирину Алферову режиссер утвердил на роль Констанции только потому, что по распоряжению Госкомитета по телевидению и радиовещанию без ее участия не разрешили бы взять Боярского. Отношения между актрисой и постановщиком были, мягко говоря, напряженными. До сих пор Алферова не может простить Юнгвальд-Хилькевичу, что тот ставил под сомнение ее талант. Впрочем, похвалы артистка не дождалась и от супруга Александра Абдулова.

Ирина Алферова: «Абдулов никогда не говорил, что я самая лучшая»

Но никакие конфликты не смогли испортить фильм, популярность которого превзошла все ожидания создателей.

«МУШКЕТЕРЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

Большая часть съемок проходила в Таллине

Четырехсерийное продолжение истории о мушкетерах начали снимать летом 1990-го. Работа велась в Таллине, Одессе и Ленинграде. Конечно, многое изменилось: появился новый кардинал, Мазарини, воплощенный на экране Анатолием Равиковичем, подругой д’Артаньяна стала Мадлен, сыгранная Екатериной Стриженовой, а главным злодеем выступил сын Миледи — Виктор Авилов. Пение Михаила Боярского в этой части киносаги зрители не услышали: он сорвал голос на гастролях на Дальнем Востоке, и режиссер решил, что все композиции исполнит Игорь Наджиев. Актер не обиделся, ведь его вокал не пытались заменить — голос Наджиева звучал за кадром.

Михаил Боярский: «Иногда меня в интимных местах дублер заменяет»

Казусов во время съемок картины «Мушкетеры двадцать лет спустя», пожалуй, было гораздо больше, чем в 1978-м. Так, в Одесской киностудии построили масштабные декорации для сцены встречи кардинала Мазарини и Мордаунта. Но у «сына Миледи» Виктора Авилова случился флюс, щека ужасно распухла. Смену уже хотели отменить, как вдруг режиссеру пришла в голову гениальная идея приглушить свет.

«В полумраке на фоне камина и каких-то свечек сходятся два профиля с одной стороны — два заговорщика, два интригана. Вся сцена была построена на силуэтах, с приглушенным освещением. В результате получилось даже лучше, чем мы задумывали с самого начала», — рассказывал оператор Александр Носовский.

Из-за флюса Виктора Авилова снимали в полумраке

У Михаила Боярского и вовсе случилась серьезная травма на съемках: он упал с лошади и сломал руку. Произошло это накануне любовной сцены д’Артаньяна и Мадлен, так что актер, разыгрывая страсть с Екатериной Стриженовой, был полностью одет и старался скрыть от камер гипс.

Ко всему прочему, в Таллине склад с реквизитом обворовали, и мушкетеры остались без своего оружия. Новые шпаги им выковали преступники из местной колонии — в обмен на выступление Боярского, Старыгина и Смехова.

Интересно, что во второй части киноэпопеи, в отличие от первой, Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов находятся примерно в том же возрасте, что их персонажи по книге Дюма. А вот Ольга Кабо, наоборот, слишком молода: 22-летняя актриса исполнила роль герцогини де Шеврез, которой по роману около 50.

«ТАЙНА КОРОЛЕВЫ АННЫ, ИЛИ МУШКЕТЕРЫ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

В фильме главные герои не умирают, а едут воевать в пустыню

Параллельно с картиной «Мушкетеры двадцать лет спустя» велись съемки и следующей части о приключениях героев, так что фильм вышел уже в 1993-м. Сюжет сильно отличался не только от романа Александра Дюма, но и от исторических реалий, например, тяжелобольной кардинал Мазарини не умирает.

Кроме того, в книге главные герои погибают, а режиссер решил «отправить» их на войну в Африку. Благодаря этому ходу артисты побывали под Бухарой, где научились ездить на верблюдах.

«Я думал, что там кругом пустыня, пески, а оказалось какое-то поле и три холмика из песка. И вот мы в этих трех холмиках снимали «путешествие мушкетеров в пустыню Сахару». И пленка Kodak у нас появилась под эту историю, и весь фильм практически был снят на эту пленку. На этот проект возлагались очень большие надежды», — рассказывал Александр Носовский.

Читайте также:  Анна якунина актриса личная жизнь

Игорь Старыгин на съемках картины

Однако ожидания не оправдались, и фильм оказался гораздо менее популярен, чем предыдущие. Почему так произошло? Возможные причины авторы проекта видели и в отсутствии финансирования, тормозившего съемки, и в том, что просто изменилось время и люди. С другой стороны, никто не спорил с очевидным фактом: переплюнуть успех «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» не удастся никогда.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЕРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ»

Лянка Грыу сыграла дочь д’Артаньяна

Фильм сняли в трех версиях, прокатной, режиссерской и сериальной, поэтому и вышли они в разное время — в 2009-м и 2012-м. Сюжет начинается с печальных событий — гибели неразлучных друзей-мушкетеров. Новыми заступниками королевы Анны становятся дети главных героев. Не обходится без мистики: искренняя молитва д’Артаньяна, наблюдающего за наследницей с небес, на время возвращает умерших персонажей на землю.

Детей мушкетеров сыграли Лянка Грыу, Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова и Дмитрий Нагиев. Новые герои заимствованы не из романа Дюма, а из творчества его современных «продолжателей». Так, наследница д’Артаньяна Жаклин — персонаж, скопированный из фильма с Софи Марсо. Число исторических неточностей в картине достигло апогея: к событиям во Франции, освещенным в ленте, Фронда давно распалась, Мазарини умер, парламента не было.

«Ни один из «мушкетеров» не хотел сниматься в фильме, где герои должны были встретиться на том свете, — признавался Боярский. — Но, в конце концов, и для меня, и для Игоря, и для Вальки, и для Веньки это была прекрасная возможность еще раз вместе поработать. Хотя мы понимали, что это слабая работа и дважды в одну реку не войти нельзя».

Игорь Старыгин умер вскоре после окончания съемок

Для Игоря Старыгина эти съемки стали последними: он скончался в результате инсульта 8 ноября 2009-го. Символично, что в романе Дюма Арамис, напротив, единственный из четверки друзей остается в живых.

Одиночество, инсульт и алкоголизм «советского Алена Делона» Игоря Старыгина

Работая над фильмом, Михаил Боярский и исполнитель роли де Жюссака Владимир Балон загорелись идеей изменить сюжет. Они предложили режиссеру, чтобы в финальной части Балон стал пятым мушкетером, хотя тот всегда играл их главного врага.

«Юнгвальд-Хилькевич сказал, что это полный бред, никогда в жизни он такого не сделает, мол, представьте, что Миледи перешла бы на сторону мушкетеров, — делился со «СтарХитом» сценарист Максим Федоров. — Это повлекло серьезную обиду Боярского и Балона, хотя конфликта и не было. Но потом, незадолго до ухода из жизни Георгия Эмильевича, Боярский и Смирнитский к нему приехали домой, встали на колени и поцеловали ему руки со словами: «Это ты нас сделал, если бы не ты и этот фильм, неизвестно, как бы сложилась наша актерская судьба».

К слову, 14 февраля 2020 года в Белом зале Центрального Дома кино состоится премьера пятисерийного документального фильма «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя», посвященного созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Со сценами дуэлей актерам помогал Владимир Балон

Михаил Боярский прекрасно держался в седле

Вениамин Смехов на съемках

В одном эпизоде Михаилу Боярскому выбили зуб шпагой

Михаил Боярский редко спорил с режиссером картины

Арамис и Атос стали любимыми персонажами зрителей

Олег Табаков прекрасно справился с ролью короля

Михаил Боярский и Валентин Смирнитский стали близкими друзьями благодаря съемкам киноэпопеи

Александр Трофимов и Борис Клюев в первом фильме

Александр Трофимов и Маргарита Терехова быстро сработались

Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов могли убедить режиссера скорректировать сцену

Больше трети сцен снимали во дворцах

Михаил Боярский в первом фильме был гораздо старше своего персонажа

Максим Дунаевский не сразу нашел певца для исполнения вокальной партии Вениамина Смехова

Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский исполнили многие сцены с первого дубля

Александр Трофимов и Алиса Фрейндлих на съемках первого фильма

Лев Дуров и Михаил Боярский подружились на съемках

Режиссер уверял, что у д’Артаньяна должна быть даже особая походка

Михаил Боярский помогал коллегам с эпизодами

Георгий Юнгвальд-Хилькевич давал Михаилу Боярскому ценные советы

Большое внимание режиссер уделял костюмам героев

У Михаила Боярского и Алисы Фрейндлих оказалось много совместных эпизодов

Вместо Михаила Боярского д’Артаньяном мог стать Александр Абдулов

Михаил Боярский был воодушевлен работой в проекте

Боярский, Юнгвальд-Хилькевич и Балон на обсуждении сцены

За кадром Олегу Табакову постоянно поправляли грим

Олег Табаков и Михаил Боярский много шутили на съемках

Костюм Миледи Маргарита Терехова меняла сама

Маргарита Терехова и Ирина Алферова почти не пересекались в кадре

Одна из самых эмоциональных сцен была у Маргариты Тереховой с Евгением Данчевским

Маргарита Терехова на съемке сцены в Бетюнском монастыре

Олег Табаков четко выполнял команды режиссера

Маргарита Терехова и Ирина Алферова в сцене убийства Констанции

Ирина Алферова с трудом сохраняла спокойствие, слушая критику режиссера

Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично рисовал клеймо Миледи

Мария Ярыгина с режиссером

Для Алисы Фрейндлих роль королевы Анны стала одной из главных в карьере

По окончании съемок первого фильма группа устроила небольшой праздник

Во второй части киносаги появились новые персонажи

Каждую сцену Боярский и Смирнитский могли обсудить с режиссером напрямую

Актеры старались снять эпизод с первого дубля

Кардинала Мазарини сыграл Анатолий Равикович

На съемках присутствовали ассистенты

Декорации и сюжеты постоянно менялись

Актеры до сих пор ассоциируются у зрителей с культовыми персонажами

Крупные планы Михаила Боярского сохранились в большом количестве

В разгар съемок актеры не успевали даже поесть

Михаил Боярский с режиссером

Режиссер помогал актерам вжиться в роли

Ольга Кабо сыграла герцогиню де Шеврез

Ольге Кабо на съемках было 22, в то время, как ее героине по книге — около 50

Сцена с зеркальцем стала ключевой для образа персонажа актрисы

Алексей Петренко сыграл Карла Первого в «Мушкетерах двадцать лет спустя»

На площадке «Мушкетеров двадцать лет спустя» не обходилось без юмора

Съемки шли в Таллине, Одессе и Ленинграде

Екатерина Стриженова исполнила роль Мадлен

Зачастую съемки велись в темноте

Автомобили съемочной группы контрастировали с основными декорациями

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Павел Винник и Анатолий Равикович в работе над вторым фильмом киноэпопеи

Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Алексей Петренко и Олег Белов на съемках второй части саги

С каждым фильмом ведущие актеры становились все дружнее

Михаил Боярский с Виктором Павловским

Съемки батальных сцен занимали особое место в фильмах

Распятие Арамиса символизировало внутренние перемены героев

Читайте также:  Актриса алла масленникова личная жизнь

Режиссер создал свою версию экранизации романа «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя»

В каждой части саги королева попадает в беду

Михаил Боярский жаловался на недостаток финансирования картины «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»

Дмитрий Харатьян и Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма о приключениях героев 30 лет спустя

В каждую сцену режиссер вкладывал душу

Вычиткой сценария актеры и режиссер занимались ежедневно

Арамис как персонаж сильно изменился к концу эпопеи

Редкие кадры со съемок сохранились в цвете

В третьей части киноэпопеи мушкетеры едут воевать в пустыню

Валентин Смирнитский был не в восторге от перспективы ездить на верблюде

Вениамин Смехов часто падал с верблюда

Фото: личный архив Натальи Юнгвальд-Хилькевич, личный архив Александра Носовского, кадр из фильма «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»

Источник

Оказалось, что жених Софии отслеживал ее передвижения по телефону, но почему-то о пропаже спохватился только утром

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Со дня смерти 32-летней Софии Конкиной, дочери заслуженного артиста России Владимира Конкина прошло уже больше десяти дней. И до сих пор обвинение никому не предъявлено. Напомним, женщина поздно вечером 22 сентября утонула в бассейне в центре Москвы. Скорая зафиксировала клиническую смерть, но еще сутки за жизнь Софии боролись врачи больницы имени Боткина. Что стало причиной смерти, до сих пор не установлено. Однако известно, что в крови женщины был алкоголь и снотворное. Расследование уголовного дела по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» продолжается.

Как удалось выяснить «КП», на днях следователи восстановили хронику событий последнего дня жизни Софии.

– Они изучили ее передвижения по городу, в том числе с помощью биллинга. Так, установлено, что из квартиры, на улице Зоологической, которую она снимала вместе с сожителем Михаилом Серовым, она ушла около 18.00 и поехала на работу шоу рум, – сообщила «КП» Юлия Нитченко, адвокат семьи Конкиных.

На работе София провела чуть больше часа. И все это время она переписывалась и созванивалась со своими подругами. В телефоне погибшей сохранились сообщения, в которых она предлагает им встретиться. Но никто из подруг так и не нашел время на общение.

– Они отвечали, что заняты, что не могут приехать в центр столицы, чтобы пообщаться с Софией, – продолжила Юлия Нитченко.

Что делала София за несколько часов до похода в бассейн, уже известно следствию.

– Нас, к сожалению, пока не посвящают в детали. До сих пор не представили следственную группу. А ведь нам есть чем с ними поделиться. Мы проводим свое расследование, – добавила Юлия Нитченко.

Уже завтра, 6 октября, адвокат Конкиных подаст заявление в Следственный комитет о проведении проверки по факту убийства.

– Надо проверить следственным путем эту версию. В деле много странных обстоятельств. К примеру, оказалось что жених Софии служил в морском флоте. Он заявил, что хорошо знаком со всеми способами убийств на воде. Отношения у них не были идеальными. Он открыто сейчас говорит, что не любил Софию, возможно, в тот день они поссорились. Интересный факт. Он подарил Софии мобильный телефон за несколько дней до трагедии. Скорее всего, он отслеживал по нему все ее передвижения. К примеру, он таким способом узнал, что за сутки до смерти София встречалась с бывшим парнем. При этом в день ее пропажи он даже не пытался ее искать. В два часа ночи он был дома и знал, что София не вернулась. Странно, что он не обратится в полицию, не сообщил родным о ее пропаже. Тревогу он забил только на утро.

Напомним, София Конкина и Михаил Серов познакомились три месяца назад и почти сразу стали жить вместе. Мужчина работал в сервисе трезвый водитель. Ранее он был женат. Причем фамилия его первой жены тоже Конкина. Свою причастность к гибели Софии он отрицает.

Пролить свет на случившееся с Софией могли бы записи с камер видеонаблюдения, установленных в бассейне. Но их кто-то удалил. Сейчас адвокат семьи Конкиных добивается их восстановления.

Тем временем «КП» узнала, с кем будет жить единственная дочка Софии Конкиной, 11-летняя Алиса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

“Слег и даже не встает”: убитый горем после смерти дочери Владимир Конкин выгнал родню

Звезда фильма “Место встречи изменить нельзя” сам не свой (подробности)

Источник

×å÷íåâà (ßðûãèíà) Ìàðèÿ (Ìàðôà) Ìèõàéëîâíà (22.06.1901-1986).
Æèçíåîïèñàíèå

Ðîäèëàñü 22 èþíÿ 1901 ãîäà.
Îòåö: ßðûãèí Ìèõàèë.
Ìàòü: ßðûãèíà Àíèñèÿ Àíòîíîâíà.
Áðàòüÿ è ñåñòðû: Ïðàñêîâüÿ, Àëåêñàíäðà, åùå ñåñòðà (èìÿ íå èçâåñòíî), Äìèòðèé, Àíäðåé, Ôåäîð.
Îáðàçîâàíèå: íà÷àëüíàÿ øêîëà.
Âûøëà çàìóæ çà ×å÷íåâà Âàñèëèÿ Ðîìàíîâè÷à (1900 – 02.08.1943).
Ñûí: ×å÷íåâ Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ (25.03.1927-16.04.1995)
         
Ïîòîìêè ïðàáàáóøêè íàçûâàþò åå áàáà Ìàíÿ.
Îíà ðîäèëàñü â äåðåâíå. Ó åå ðîäèòåëåé ðîäèëèñü ñíà÷àëà ÷åòûðå äî÷åðè ïîäðÿä, îíà ÷åòâåðòàÿ. Îòåö ñûíà õîòåë, à ðîæäàëèñü îäíè äåâ÷îíêè. Îêðåñòèëè ìîþ ïðàáàáóøêó Ìàðôîé, ïîòîìó ÷òî îíà ðîäèëàñü â äåíü Ìàðôû ïî öåðêîâíîìó êàëåíäàðþ. Îòåö ìàõíóë ðóêîé è ñìèðèëñÿ. Ïîñëå ýòîãî ðîäèëèñü ïîäðÿä òðè ñûíà.
Êîãäà åé áûëî òðè ãîäà, îíà çàáîëåëà è íèêòî íå íàäåÿëñÿ, ÷òî âûæèâåò. Ìàòü åé øèëà ïëàòüå äëÿ ïîãðåáåíèÿ. À äåâî÷êà âûæèëà è ïîòîì â ýòîì æå ïëàòüå áåãàëà.
Êîãäà îíà âûðîñëà è ñòàëà æèòü â ãîðîäå, ñî÷ëà ýòî èìÿ íåìîäíûì è íàçâàëà ñåáÿ Ìàðèåé. Ïî äîêóìåíòàì îíà Ìàðèÿ Ìèõàéëîâíà. Âî âðåìÿ ôåâðàëüñêîé ðåâîëþöèè åé áûëî âñåãî 16 ëåò.
Åå ðîäèòåëè óìåðëè îò ýïèäåìèè òèôà. Ñòàðøèå ñåñòðû ê òîìó âðåìåíè ïîâûõîäèëè çàìóæ è æèëè ñâîèìè ñåìüÿìè êòî ãäå. Áðàòèøêà-ïîäðîñòîê Äìèòðèé, ñáåæàë íà âîéíó, âñòóïèâ â ðÿäû Êðàñíîé àðìèè. À äâîå ìàëåíüêèõ ìàëü÷èøåê, Ôåäîð è Àíäðåé, îñòàëèñü íà ïîïå÷åíèè ýòîé ñâîåé ñåñòðû.  ãîëîä, ðàçðóõó. Íî êàê-òî âûæèëè. Æèëè îäíîé ñåìü¸é: ñåñòðà è äâà áðàòà. Ê 20-ì ãîäàì âñå íàëàäèëîñü, áîëüøå íå ãîëîäàëè. Âåðíóëñÿ ñ âîéíû Äìèòðèé. Íî çäîðîâüå ó íåãî áûëî ïîäîðâàíî è îí âñêîðå óìåð.
Ïðàáàáóøêà ðàññêàçûâàëà, êàê â 18-ì ãîëîäíîì ãîäó åé ó êîãî-òî çàíî÷åâàòü ïðèøëîñü. Åå óëîæèëè íà ëàâêå ðÿäîì ñ êëàäîâêîé. È âîò íî÷üþ ëåæèò îíà, åñòü õî÷åòñÿ, à èç êëàäîâêè õëåáîì ïàõíåò. Íå âûäåðæàëà, ïðîêðàëàñü òóäà è îòëîìèëà ñåáå êóñîê. Ëåãëà îáðàòíî. Ïîòîì äóìàåò: «À äîìà-òî Ôåäüêà ñ Àíäðþøêîé ãîëîäíûå». Ñíîâà ïðîêðàëàñü â êëàäîâêó, îòëîìèëà õîðîøèé ëîìîòü è çà ïàçóõó ñïðÿòàëà. Óòðîì õîçÿèí ïîëåç â êëàäîâêó, óâèäåë, ÷òî êàðàâàé îáêîðíàëè, ñïðàøèâàåò: «Ýòî ÷òî òàêîå?» Äðóãèå ãîñòè ãîâîðÿò: «Ìîæåò, êðûñû?» Íà ýòî îí îòâåòèë: «À êðûñû-òî ðóêàñòûå». Òîò õëåá òîãäà áëàãîïîëó÷íî áûë óíåñåí.
Åùå âñïîìèíàëà îíà î òîì, ÷òî êîãäà öåðêîâü â èõ ïîñåëêå ðàçðóøèëè, îäíà êîìñîìîëüñêàÿ àêòèâèñòêà ïëÿñàëà íà òåõ ðóèíàõ, à âå÷åðîì ó íåå íîãè îòíÿëèñü.

Читайте также:  Хохлова актриса личная жизнь

Âðåìÿ øëî è íàñòàëà ïîðà æåíèòüñÿ. Ïðàáàáóøêà ñíà÷àëà æåíèëà ìëàäøèõ áðàòüåâ, çàòåì ñàìà âûøëà çàìóæ â 25 ëåò. Îíè ñ Âàñèëèåì Ðîìàíîâè÷åì ñàìè ïîçíàêîìèëèñü, ñàìè æå ðåøèëè ïîæåíèòüñÿ. À åé è ñïðàøèâàòü áûëî íå ó êîãî, ðîäèòåëè áûëè óæå â äðóãîì ìèðå.
Ñâåêðîâü áàáû Ìàíè çâàëè Íàòàëüåé (1882-1942). Ïðàáàáóøêà ðàññêàçûâàëà, ÷òî ñî ñâåêðîâüþ ó íå¸ áûëè îòíîøåíèÿ ñâîåîáðàçíûå. Âðåìÿ îò âðåìåíè ñâåêðîâü íà÷èíàëà å¸ êðèòèêîâàòü. È áàáå Ìàíå ýòó êðèòèêó ïåðåäàâàëè. È òîãäà áàáà Ìàíÿ øèëà ÷òî-íèáóäü äëÿ ñâåêðîâè, êàêóþ-íèáóäü îáíîâó: òî ïëàòüå, òî áëóçêó, òî ïåðåäíèê íàðÿäíûé è äàðèëà. Ñâåêðîâü «òàÿëà», äîáðåëà è êàêîå-òî âðåìÿ îòíîñèëàñü ê ñíîõå ëîÿëüíî. Ïîòîì ñíîâà íà÷èíàëà êðèòèêîâàòü, è âñå ïîâòîðÿëîñü. Ìîæåò áàáóøêå Íàòàëüå ïðîñòî ïîäàðêè íðàâèëîñü ïîëó÷àòü òàêèì âîò îáðàçîì. Ñîñåäêàì õâàëèëàñü: «Ýòî ìíå Ìàðóñÿ ïîäàðèëà». È ýòî áàáå Ìàíå òîæå ïåðåäàâàëè, è åé áûëî ïðèÿòíî. Ñêîëüêî ó ñâåêðîâè áûëî äåòåé, íå èçâåñòíî, íî áàáà Ìàíÿ îäíàæäû îáìîëâèëàñü, ÷òî èõ áûëî òðè áðàòà (îäèí èç íèõ, ðàçóìååòñÿ, Âàñèëèé).

Íåìíîãî î ñóäüáå ñåñòåð. Îäíà èç íèõ â óåõàëà â Ïîëüøó ïî âûõîäó çàìóæ (Ïðàñêîâüÿ), ïðàáàáóøêà ÷àñòåíüêî ê íåé òóäà åçäèëà. Äðóãèå äâå â Ñòåðëèòàìàêå æèëè. Èõ ïîòîìêè, ìîè ðîäñòâåííèêè,  ïðîæèâàþò íûíå â Ñòåðëèòàìàêå è Ñàëàâàòå.

Ìóæ ïðàáàáóøêè, Âàñèëèé Ðîìàíîâè÷ ×å÷íåâ, ïîãèá âî âðåìÿ Âåëèêîé îòå÷åñòâåííîé âîéíû, çàùèùàÿ Ðîäèíó îò çàõâàò÷èêîâ.
Âòîðîé ðàç ïðàáàáóøêà âûøëà çàìóæ ïîñëå âîéíû çà ÷åëîâåêà, ïîáûâàâøåãî â ïëåíó ó íåìöåâ. Åãî òîæå çâàëè Âàñèëèé (êàê ïåðâîãî ìóæà Ìàðèè Ìèõàéëîâíû).  Ìîñêâå ó íåãî îñòàëèñü æåíà è ñûí, òîæå èìåíåì Åâãåíèé. Ãîâîðÿò, âòîðîé ìóæ áûë ìîñêâè÷, íî åìó çàïðåòèëè æèòü â Ìîñêâå è îêîëî Ìîñêâû çà òî, ÷òî áûë â ïëåíó. Æåíà íå çàõîòåëà áûòü äåêàáðèñòêîé, åõàòü çà ìóæåì â ïðîâèíöèþ. Ïðîæèë îí â òîì áðàêå â Ñòåðëèòàìàêå âåñü îñòàòîê æèçíè. Îí óìåð â 50-å ãîäû.

Íåìíîãî î âíåøíîñòè. Ðîñòó ñðåäíåãî. Ãëàçà ñâåòëî-ãîëóáûå. Òåëîñëîæåíèå íîðìàëüíîå. Ê ñòàðîñòè îáû÷íî ïîëíåþò, è îíà òîæå ïðèìåðíî ïîñëå øåñòèäåñÿòè íåñêîëüêî ïîïðàâèëàñü.

Îñòàâøèåñÿ ôîòîãðàôèè ïðîëèâàþò íåìíîãî ñâåòà íà åå äåÿòåëüíîñòü.
Ñîãëàñíî èì, â 1932 ãîäó îíà îòäûõàëà â Ïÿòèãîðñêå, â 1946 ãîäó â Ñåðíîâîäñêîì êóðîðòå.
Èìåþòñÿ ôîòîãðàôèè, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî îíà ó÷àñòâîâàëà â ñàìîäåÿòåëüíîñòè, àãèòèðîâàëà çà ó÷àñòèå â âûáîðàõ.
Êðîìå òîãî, ïî âîñïîìèíàíèÿì ðîäñòâåííèêîâ, îíà âåëà øèðîêóþ îáùåñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü ñðåäè ðîäíûõ è áëèçêèõ: çíàêîìèëà áóäóùèõ ìîëîäîæåíîâ, ó÷àñòâîâàëà â ñâàäüáàõ è ïîõîðîíàõ. Ïðàáàáóøêà áûëà æåíùèíîé î÷åíü ýíåðãè÷íîé. È äàæå áóäó÷è íà ïåíñèè, áûëà ñòàðøåé ïî ïîäúåçäó, ñëåäèëà çà ïîðÿäêîì òàì. È ó íå¸ áûë îáðàçöîâûé ÷èñòûé ïîäúåçä.
Ñìîãëà ïîëó÷èòü äâå êâàðòèðû: äëÿ ñåáÿ â Ñòåðëèòàìàêå è äëÿ ñûíà â Óôå.
Îíà áûëà î÷åíü îáùèòåëüíîé, çíàêîìûõ ó íåå áûëî ìíîãî. Óìåëà øèòü. Øèëà íà ìàøèíêå Çèíãåð ïëàòüÿ, þáêè, ïðî÷åå áåëüå. Ê íåé ñ çàêàçîì ñîñåäè ïðèõîäèëè, à åé ýòî áûëî ïðèáàâêîé ê ïåíñèè. Äðóæèëà ñ ñîñåäÿìè è ðîäñòâåííèêàìè.
 Ñòåðëèòàìàêå îíà ñíà÷àëà æèëà â ÷àñòíîì ñåêòîðå, çàíèìàëà ïîëäîìà, â äðóãîé ïîëîâèíå æèëè ñîñåäè. Áûë îãîðîä. À ïîòîì òàì äîìà ñíåñëè, åé äàëè îäíîêîìíàòíóþ êâàðòèðó íà âòîðîì ýòàæå.
Íà êðîâàòè ó íåå áûëà íàñòîÿùàÿ ïóõîâàÿ ïåðèíà. Åù¸ áûë ñòàðèííûé áîëüøîé êîìîä, à íàä íèì íà ñòåíå âèñåëà êàðòèíà Êðàìñêîãî «Íåèçâåñòíàÿ». Òàêàÿ êðàñèâàÿ ìîëîäàÿ äàìà åäåò â êàðåòå ïî Ïèòåðó. Êñòàòè, ó âëàäåëüöåâ îðèãèíàëà äàííîé êàðòèíû ñëîæèëàñü âåñüìà íåïðîñòàÿ ñóäüáà. Íå ìèíîâàëà òÿæåëàÿ ÷àøà è ìîþ ïðàáàáóøêó íà ñêëîíå ëåò. Âîò è íå âåðü ïîñëå ýòîãî â ìèñòèêó.

Óæå íàõîäÿñü íà ïåíñèè, îíà ïåðååõàëà â Óôó è æèëà â ×åðíèêîâêå.          È âîò, ÷òî ïðèâåëî åå â Óôó.
Åå ñûí (ìîé äåä) ïîñëå ðàçâîäà ïîëó÷èë îò ñâîåé îðãàíèçàöèè îäíîêîìíàòíóþ êâàðòèðó â ×åðíèêîâêå è óãîâîðèë ñâîþ ìàòü, êîòîðîé áûëî óæå ïîä âîñåìüäåñÿò, îáúåäèíèòüñÿ ñ íèì æèëïëîùàäüþ.
Áàáà Ìàíÿ íå õîòåëà ïîêèäàòü ñâîþ êâàðòèðó, íî óñòóïèëà. Îíè îáúåäèíèëèñü â äâóõêîìíàòíóþ êâàðòèðó. 

Áàáå Ìàíå â Óôå áûëî òîñêëèâî. Îíà îêàçàëàñü òàì îäíà, íèêîìó íå íóæíîé, áåç ñâîåãî ïðèâû÷íîãî îêðóæåíèÿ. Ó âñåõ ñâîÿ æèçíü, äåä ñ íîâîé æåíîé ðàñïîëîæèëñÿ â äðóãîé êâàðòèðå. Íåìíîãî÷èñëåííûå ðîäñòâåííèêè, ïðîæèâàâøèå â Óôå, ðåäêî íàâåùàëè åå.  Îíà ïðîáîâàëà ïóñòèòü äâóõ ïàðíåé íà êâàðòèðó â êà÷åñòâå êâàðòèðàíòîâ. Îíè áûëè áðàòüÿ. Îíà äóìàëà, ÷òî ñ íèìè áóäåò âåñåëåé, íî îíè ÷àñòî íàäîëãî óõîäèëè, à ïîòîì è âîâñå ñúåõàëè.
Ïîýòîìó èç Óôû îíà ïåðååõàëà â Ñàëàâàò, ãäå è ïðîæèëà îñòàòîê æèçíè ñ áðàòîì Àíäðååì. Òàì æå îíà è îáðåëà âå÷íûé ïîêîé. Êñòàòè, òàì æå íåäàëåêî îò íåå ïîêîèòñÿ è òà åå ñâåêðîâü Íàòàëüÿ…
 
Îäèí ðàç ìíå ñ ìàìîé äîâåëîñü ïîáûâàòü ó íåå â ãîñòÿõ â Óôå, ìû èìåëè âîçìîæíîñòü ïîçíàêîìèòüñÿ. Íà äâîðå ñòîÿë 1981 ãîä è ìíå áûëî âñåãî äâà ãîäà. Íî ñ ýòèì ó ìåíÿ âîçíèêëè äâå ïðîáëåìû. Ïåðâàÿ – ÿ áàëîâàëñÿ. Âòîðàÿ – ÿ áûë íàñòîëüêî ìàë, ÷òî ñîâåðøåííî çàáûë ýòó âñòðå÷ó. Êàê ÿ íè íàïðÿãàë ïàìÿòü, íè÷åãî íà óì ìíå ïðèéòè íå ìîãëî. Î÷åíü æàëü, ÷òî ìíå íå óäàëîñü çàñòàòü åå â áîëåå çðåëîì âîçðàñòå.

Íî åùå îäíî îáñòîÿòåëüñòâî âûçûâàåò âî ìíå íå ïðîñòî ñîæàëåíèå, à áîëåå ãëóáîêîå ÷óâñòâî. Äåëî â òîì, ÷òî áàáà Ìàíÿ è ìîÿ áàáóøêà Ìàðèÿ íå íàøëè îáùèé ÿçûê ìåæäó ñîáîé. Ïîñëå âûøåóïîìÿíóòîãî ðàçâîäà ìåæäó íèìè îáîðâàëàñü âñÿêàÿ ñâÿçü.  èþëå 1983 ãîäà áàáà Ìàíÿ ïîêèíóëà íàø ìèð. Óçíàë ÿ ïðî íåå óæå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Î íåé áàáóøêà âñïîìèíàòü íå ëþáèëà. Î òîì, ÷òî ñ ÷åãî íà÷àëîñü èõ ïðîòèâîñòîÿíèå, ê ÷åìó ïðèâåëî è êàêèå íåîáõîäèìî ñäåëàòü âûâîäû – òåìà îòäåëüíîãî î÷åðêà.
ß î÷åíü íàäåþñü íà òî, ÷òî áàáà Ìàíÿ ìíîãîå ïåðåîñìûñëèëà è ïðåäñòàëà ïåðåä Ãîñïîäîì Áîãîì ñ ÷èñòîé äóøîé.  ëþáîì ñëó÷àå, îíà ïðîøëà íåïðîñòîé æèçíåííûé ïóòü, äîáèëàñü ìíîãèõ íåïðîñòûõ öåëåé, ïðîÿâèëà íåçàóðÿäíûå êà÷åñòâà è â öåëîì çàñëóæèâàåò óïîìèíàíèÿ î íåé. Ïîýòîìó â ðàìêàõ äàííîãî î÷åðêà ÿ ñ íåé íå ïðîùàþñü.

Èçëîæèë ïî âîñïîìèíàíèÿì: Âàäèì Ìèðõàäèåâ, ïðàâíóê ïî ëèíèè Ìàðèÿ – Åâãåíèé – Ãàëèíà–Âàäèì. Áëàãîäàðþ çà ïîìîùü â ñîçäàíèè î÷åðêà ñâîþ ìàìó Ãàëèíó Ìèðõàäèåâó è òåòþ Èðèíó ×å÷íåâó.
 
         12.01.2020

Источник