Мария биешу биография личная жизнь

Мария биешу биография личная жизнь thumbnail

Мария Биешу

Мария Биешу

Мария Лукьяновна Биешу (молд. Maria Bieşu). Родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь (ныне – Штефан-Водский район Молдовы) – умерла 16 мая 2012 года в Кишинёве. Советская и молдавская оперная певица (сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974).

Мария Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь Аккерманского уезда, тогда это было Королевство Румыния, а ныне в Штефан-Водском районе Молдовы.

Отец – Лука Савельевич Биешу.

Мать – Татьяна Степановна Биешу (1913-2010).

С ранних лет Мария была приучена к сельскому труду, с подросткового возраста работала в поле. Имея отличный голос и абсолютный музыкальный слух, активно участвовала в сельской самодеятельности. Еще в детстве начала мечтать о карьере певицы, хотя до поры до времени об этом приходилось думать в тайне, поскольку семья жила небогато и Марии приходилось много трудиться.

После школы по настоянию родителей она в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Во время учебы в техникуме она продолжала выступать в самодеятельности и, наконец, решилась стать певицей. И в 1955 году без экзаменов она была принята в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств). Когда Мария сообщила об этом родителям, те были шокированы.

В одном из интервью Биешу вспоминала: «Самые яркие эмоции у меня связаны с тем, когда я получила диплом агронома после окончания техникума и поступила в консерваторию. Родители, увидев мой диплом, были очень счастливы. Папа очень хотел, чтобы я была агрономом, да и мама тоже. Но когда я им сообщила, что собираюсь учиться в консерватории, они были очень разочарованы. Мама так расстроилась и стала спрашивать: – Как это так, ты выучилась на агронома, а собираешься делать консервы? Она схватила веник и побежала за мной по двору.- Мама, я не думаю делать консервы, я собираюсь петь! – пыталась объяснить я».

В Кишинёвской консерватории училась у педагога С.Л. Зарифьян.

Параллельно в 1958-1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».

Мария Биешу в молодости

Мария Биешу в молодости

В 1961 году окончила консерваторию по классу П.А. Ботезат. После государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу) в Кишинёве.

Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.

Мария Биешу – Тоска

Мария Биешу Тоска

В 1965-1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди.

В тот же период она успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоёвывает первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».

Мария Биешу – Чио-Чио-сан

Мария Биешу Чио-Чио-сан

Далее у Марии Биешу началась карьера оперной певицы мирового уровня. Она гастролировала на всех континентах. Пела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии.

С блеском прошли ее концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро. Пела в зале «Олимпия» в Париже.

Мария Биешу 3

Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.

Камерный репертуар включал старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).

Мария Биешу 2

О Марии Биешу высоко отзывались ее коллеги. Певец Муслим Магомаев говорил: «Когда услышал её голос – замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу – истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».

Читайте также:  Князев александр биография личная жизнь

Мария Биешу – Bellini: Norma

Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (1966-1989) от Молдавской ССР.

С 1987 года – председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года – вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).

Мария Биешу вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу в Кишинёве (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (профессор).

Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).

Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы. С 1990 года в Кишинёве проходил Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).

Мария Биешу

В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида».

В 2001 году выступила в шести столицах Европы – Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе – с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску, посвященной году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО.

Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступала в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.

Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов – Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др. Она была постоянным членом жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.

Мария Биешу очень тепло относилась к СССР и России, в одном из своих последних интервью певица говорила: «Вообще Советский Союз – это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии – всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. “Мы помним добро и ваш талант”, – сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств… Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!».

Мария Биешу в старости

Мария Биешу в старости

В 2009 году Мария Биешу выпустила автобиографическую книгу «Моя жизнь – мои гастроли», в которой рассказала о своей жизни и творческой судьбе, о встречах с интересными людьми.

Личная жизнь Марии Биешу:

Замужем не была. Детей не имела.

Смерть Марии Биешу:

Последние несколько лет жизни оперная дива страдала тяжелым онкологическим заболеванием – раком крови (у нее была редкая форма лейкемии). Но, несмотря на проблемы со здоровьем, она каждый раз открывала в Кишиневе традиционный музыкальный фестиваль «Приглашает Мария Биешу». За год до смерти, сидя на сцене в кресле, она пообещала своим поклонникам выздороветь: «Надеюсь увидеться с вами, но в другом состоянии. Очень хочу для вас, дорогие зрители, спеть…». Тогда же она исполнила несколько строк из песни «Де че ну-мь вий» («Почему ко мне не приходишь»). Зал аплодировал ей стоя. Это было последнее выступление Марии Биешу на сцене.

Скончалась 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова.

похороны Марии Биешу

похороны Марии Биешу

Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве рядом с мамой.

могила Марии Биешу

могила Марии Биешу

С 2012 года Национальный театр оперы и балета Республики Молдова носит имя Марии Биешу.

Фильмография Марии Биешу:

1969 – Мария
1971 – Где б ни был я (документальный)
1971 – Мой голос для тебя
1971 – По страницам любимых опер – Тоска (“Тоска”), Баттерфляй (“Мадам Баттерфляй”)
1975 – Мария Биешу (документальный)
1978 – С любовью к вам
1979 – Песнь любви (документальный)
1980 – Чио-чио-сан (фильм-спектакль) – Чио-чио-сан
1981 – Флория Тоска – Тоска
1984 – О, Мария
2000 – Ave Maria
2005 – Жизнь на сцене

Читайте также:  Актер ли мин хо биография личная жизнь

Репертуар Марии Биешу:

1962 – «Тоска» Дж. Пуччини – Флория Тоска
1963, 1973 – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского – Татьяна
1963 – «Аурелия» Д. Г. Гершфельда – Аурелия
1963 – «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини – Чио-Чио-сан
1965 – «Пиковая дама» П. И. Чайковского – Лиза
1966 – «Аида» Дж. Верди – Аида
1967 – «Отелло» Дж. Верди – Дездемона
1969 – «Трубадур» Дж. Верди – Леонора
1970 – «Героическая баллада» А. Г. Стырчи – Домника
1971 – «Паяцы» Р. Леонкавалло – Недда
1973 – «Алеко» С. В. Рахманинова – Земфира
1974 – «Глира» Г. С. Няги – Глира
1974 – «Чародейка» П. И. Чайковского – Настасья
1975 – «Норма» В. Беллини – Норма
1977 – «Богема» Дж. Пуччини – Мими
1979 – «Турандот» Дж. Пуччини – Турандот
1979 – «Иоланта» П. И. Чайковского – Иоланта
1980 – «Сергей Лазо» Д. Г. Гершфельда – Ольга
1980 – «Сельская честь» П. Масканьи – Сантуцца
1980 – «В бурю» Т. Н. Хренникова – Наталья
1981 – «Сила судьбы» Дж. Верди – Леонора
1981 – «Виват, маэстро!» («Колокольчик») Г. Доницетти – Серафина
1984 – «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа – Адриенна
1984 – «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (в концертном исполнении) – Дидона
1985 – «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова – Рита
1985 – «Дон Карлос» Дж. Верди – Елизавета
1987 – «Александру Лэпушняну» Г. Мусти – Руксанда
1989 – «Бал-маскарад» Дж. Верди – Амелия
1995 – «Набукко» Дж. Верди – Абигайль

Награды и звания Марии Биешу:

Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966);
Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967);
Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964);
Народная артистка Молдавской ССР (1967);
Народная артистка СССР (1970);
Народная артистка Республики Башкортостан (1994);
Герой Социалистического Труда (1990);
Ленинская премия (1982);
Государственная премия СССР (1974);
Государственная премия Молдавской ССР (1968);
Два ордена Ленина (4.05.1984; 3.08.1990);
Орден Трудового Красного Знамени (23.03.1976);
Орден «Знак Почёта» (8.06.1960);
Орден Республики (Молдавия) (1992);
Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000);
Медаль «Михай Эминеску» (Молдова);
Медаль «150 лет со дня рождения Михая Эминеску» (Румыния, 2001);
Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь);
Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002);
Примадонна Национальной оперы Республики Молдова;
Почётный член Академии наук Молдавии (1999);
«Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии);
Почётный гражданин Кишинёва (1987).

Источник

Мария Биешу в роли Чио-Чио-Сан, 1977 г.

Не каждый оперный певец может похвастаться фантастической популярностью. Это, скорее, привилегия эстрадных исполнителей. Но Мария Биешу разрушила стереотип.

Ее любили слушатели. Залы, где она выступала, всегда были переполнены. В ее честь называли музыкальные школы и новые сорта цветов.

Марию приглашали выступать на лучших оперных сценах мира и ждали во всех уголках СССР. Она была символом Молдавии и достоянием тогда еще нашей общей страны.

Оперная дива родилась в 1935 году в молдавском селе. Редкий и невероятно красивый тембр голоса она унаследовала от матери, которую односельчане признавали лучшей исполнительницей народных песен.

Позднее знаменитый во всем мире Муслим Магомаев говорил, что у нее было удивительное сопрано, которое ей подарил сам Господь.

После школы будущая певица получила профессию агронома, очевидно рассчитывая вернуться в родное село. Но участие Марии в художественной самодеятельности сельскохозяйственного техникума не прошло незамеченным.

Талант, подаренный Богом

Яркий голос Биешу привлек внимание педагогов Кишиневской консерватории. Талантливую исполнительницу приняли туда без экзаменов.

В 1961 году Мария вышла на профессиональную сцену и дебютировала в роли Тоски в опере Пуччини. Потом Биешу споет еще немало итальянских оперных партий и получит уникальный опыт в знаменитой Ла Скала.

Ей покорятся «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, «Олимпия» в Париже, оперные театры Австрии, Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Польши. Концертные турне по городам Японии, Израиля, Австралии, Кубы пройдут с огромным успехом.

Певица станет обладательницей множества наград международных оперных конкурсов и получит признание во многих странах мира. Например, в Японии ее признают лучшей Чио-Чио-сан за исполнение одноименной партии.

Но были завистники среди коллег, и чиновники препятствовали ее контактам с зарубежными импресарио. Театр «Метрополитен опера» хотел заключить с ней контракт на 10 постановок, но Мария была вынуждена отказаться, потому что ей настоятельно рекомендовали это сделать.

Читайте также:  Денис гребенюк биография личная жизнь

Впрочем, министр культуры СССР Екатерина Фурцева не уставала утверждать, что именно благодаря непревзойденному таланту Марии Биешу путь для оперного искусства СССР был открыт широкий путь на мировую сцену.

Не встретила достойного человека

В личных отношениях Марии Биешу были два больших разочарования. Первому супругу, Аркадию Радовскому, она помогла получить стажировку в Москве.

Но красавец мужчина, дирижер, изменил певице, завязав роман со столичной балериной. Разлад в отношениях и последующий развод Мария переживала тяжело. Почти год она не выступала — просто не могла петь.

Но постепенно все наладилось. Пришла и новая любовь. Второй спутник жизни певицы тоже был оперный певец, обладатель красивого баса. Однако и в этих отношениях ничего не сложилось.

Марии Биешу не удалось встретить достойного ее мужчину. Она много работала, гастролировала, принимала любовь публики, но своего, близкого, человека так и не нашла.

Последние годы певицы

Когда СССР распался, «звездам» бывшего единого государства пришлось нелегко. Биешу заболела редкой формой лейкоза. Несмотря на то, что она уже не была гражданкой России, узнав о болезни певицы, ей позвонили из российского посольства. Потом прилетел доктор из московского института гематологии и забрал ее в столицу.

Пенсия актрисы при всех ее заслугах составляла менее двухсот долларов. Еще советские сбережения «сгорели» в очаге финансовых реформ. Уже пожилая одинокая «звезда» была растеряна и не знала к кому обратиться за помощью.

16 мая 2012 года Мария Биешу ушла из жизни в кишинёвской больнице. Но поклонники ее помнят. Ведь у певицы, по мнению специалистов, был голос, который рождается один раз в сто лет…

© Biografia.Ru, 2018 г.

Источник

Эксперт + Психолог

3379

4 подписчика

Спросить

13 декабря 2018

Имя Марии Биешу овеяно легендами. Она прожила яркую и насыщенную событиями творческую жизнь. Были в этой жизни и награды, и широкая известность, и любовь публики, и длительные зарубежные гастроли. Звучание голоса Марии завораживало слушателей, поражало их полнотой тембра, свежестью и природной силой.

Будущая оперная певица появилась на свет 3 августа 1935 года в южной части Молдавии, в селе Волонтировка, в самой обычной семье. От родителей она унаследовала любовь к музыке. Маша с удовольствием участвовала в самодеятельности как в школе, так и во время учебы в сельскохозяйственном техникуме. После участия в республиканском конкурсе народных талантов мастера сцены настоятельно рекомендовали Марии пойти учиться в Кишиневскую государственную консерваторию.

Первокурсница Биешу с успехом выступила на концертах Всемирного фестиваля молодежи и студентов столице СССР. Она исполняла здесь молдавские народные песни. Через три года Марию пригласили в ансамбль «Флуераш». Однако даже несомненный успех не приносил Биешу полного удовлетворения – ее влекла к себе оперная сцена. По окончании консерватории в 1961 году Мария поступила в труппу Государственного театра оперы и балета Молдавии.

Незаурядный талант молодой певицы специалисты отметили сразу. Ей предложили поехать в Италию, чтобы стажироваться в театре «Ла Скала». После стажировки певица не раз участвовала во всевозможных конкурсах, где ее исполнительский талант был отмечен наградами разного уровня.

Постепенно имя Марии Биешу приобрело мировую известность. Ее приглашаи петь в Белград, Варшаву, Прагу, Софию, Хельсинки, Лейпциг. Марии довелось поездить с гастролями по Австралии и Японии. Выступала она в Париже и на Кубе, в Рио-де-Жанейро и в Западном Берлине.

Песни, которые исполняла Мария Лукьяновна, были наполнены душевной теплотой. Певица обладала актерским даром и врожденной музыкальностью. В исполнявшихся ею партиях органично сливались звук голоса, мимика, жесты, пластика. Биешу мастерски владела искусством перевоплощения, создавая на сцене разноплановые образы.

В репертуаре певицы насчитывалось более двух десятков сценических образов. Критики особенно выделяли партию Нормы в опере Беллини. Эта очень сложная партия требует от исполнительницы трагедийного темперамента, гармонии между личностью и музыкальным выражением сути произведения.

Считается, что Биешу была в первую очередь оперной певицей. Именно этот репертуар стал основой ее достижений. Однако огромным успехом пользовалось и ее камерное исполнение, в котором сквозили теплота, эмоциональная свобода, глубина проникновения в художественный образ.

Марии Биешу был близок лирический психологизм и драматический пафос. Она с удовольствием исполняла фольклорные произведения молдавских исполнителей. Репертуар певицы был очень широк и включал произведения Гретри и Каччини, Дебюсси, Регера, Штрауса, Слонимского и Прокофьева, Загорского, Дога.

После распада великой советской державы певица, оставшаяся жить в родной республике, тяжело заболела. Диагноз был неутешительным – лейкоз. О карьере пришлось забыть. Связи с российскими поклонниками ее творчества позволили Марии Лукьяновне пройти лечение в одной из престижных московских клиник. Однако справиться с редкой формой лейкемии врачи не смогли.

Мария Биешу ушла из жизни 16 мая 2012 года в Кишиневе.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник