Маресьев биография личная жизнь
Биография
Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.
Детство и юность
Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.
Алексей Маресьев
После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.
Алексей Маресьев в детстве
Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.
Война и подвиг
С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.
Офицер Алексей Маресьев
4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.
Летчик Алексей Маресьев
Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.
Алексей Маресьев в госпитале
Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.
Памятник Алексею Маресьеву
Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.
Личная жизнь
Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.
Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.
Алексей Маресьев с женой и сыном Витей
Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.
Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.
Смерть
В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:
«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».
За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.
Павел Кадочников в роли Алексея Маресьева
В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».
Алексей Маресьев — биография
Алексей Маресьев – советский летчик, имеет звание Героя Советского Союза, воинское звание полковник. За его плечами 86 боев, 10 сбитых самолетов, причем до ампутации ног он сбил три машины, после возвращение в строй – семь.
Алексей Маресьев – это мужество, воля, жизнелюбие. Историю его жизни и героического подвига все знают со школьной скамьи, после того, как была прочитана книга «Повесть о настоящем человеке». Он не отказался от мечты даже после ампутации обеих ног, он стремился в небо, потому что любил его безумно. Он никогда не выпячивал свои победы, потому что подвигами их не считал. Он просто жил, так, как ему казалось единственно правильным и верным.
Некоторые считают, что в повести о нем много придуманного, но когда ему задали вопрос, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он ответил: «Процентов на 99».
Детство
Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.
Алексей Маресьев в детстве
После окончания восьми классов, Маресьев поступил в ФЗУ в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться.
В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он с новой силой пытается осуществить свою мечту и начал посещать занятия в местном аэроклубе.
Алексей Маресьев в молодости
Потом была служба в армии на Сахалине. Ему удалось попасть в Читу, он оказался в школе военных пилотов, а потом стал курсантом Батайского авиационного училища. Получив звание младшего лейтенанта, Маресьев остался служить в Батайске на должности инструктора, в обязанности которого входило обучение молодых летчиков обращению с самолетами.
Война
В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.
Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был сбит. Маресьев тяжело ранен и был вынужден посадить машину. Он думал, что дотянул до линии фронта, но очень быстро понял, что находится в тылу врага. Идти он не мог, раненые ноги не слушались. Тогда он начал ползти, и целых восемнадцать суток пробирался к своим. Едой ему служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал.
Алексей Маресьев на войне
Обессиленный летчик дополз до деревни Плав под Валдаем. Тут его и заметили местные жители, но не подобрали, потому что приняли за фашиста. Потом на чуть живого летчика наткнулись мальчишки этой же деревеньки. Благодаря Сереже Малину и Саше Вихрову он был доставлен в деревню. Они пытались его выхаживать, но доктора в селе не было, поэтому летчику становилось все хуже. В госпитале он оказался через десять дней, где ему диагностировали гангрену и заражение крови. Он лежал в коридоре, на каталке, которая должна была отвезти его в морг. И если бы не участие профессора Теребинского, который проходил мимо и обратил внимание на молодого еле живого военного, неизвестно, чем бы закончилась история жизни летчика Маресьева. Профессор приказал немедленно отвезти его в операционную и ампутировал обе ноги по голень. Но самое главное, что жизнь его была спасена.
Когда Маресьев осознал, что вернулся буквально с того света, он захотел жить с удвоенной силой. Он начинает тренироваться, учится ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивается возвращения в действующую армию. В феврале 1943-го он снова летает, на этот раз его зачислили в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле того же года Алексей сумел прикрыть двух советских летчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза, и его имя узнала вся страна.
В полк стали постоянно наведываться корреспонденты, всем хотелось написать о летчике, воюющем без ног. Был среди них и Борис Полевой, который описал историю жизни Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке».
В марте 1945 года вышестоящее командование настойчиво рекомендовало Маресьеву оставить свою часть и занять должность инспектора в Главном управлении обучения летчиков. Командование боялось, что он может погибнуть, а так как его имя уже гремело по всей стране, то допустить этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Этого требовали пропагандистские цели.
Личная жизнь
Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет.
Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце.
Алексей Маресьев с женой и сыном
Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.
Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.
Смерть
После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой.
18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.
Могила и памятник Алексею Маресьеву
В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована еще во времена Союза. Роль главного героя досталась Павлу Кадочникову, хотя по задумке режиссера ее должен был исполнить сам Маресьев. В 2005-м вышел документальный проект, получивший название «Судьба настоящего человека».
Ссылка
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Биография Алексея Маресьева
Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии…
Детство и юность
Алексей родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.
Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей – Алеше – едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.
В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт – «не годен».
В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.
Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, юноша охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек – что еще нужно молодому парню?
Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» – обернувшись к посетителям, крикнула она. Лейтенант сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля – придется повоевать нам».
Военные годы
Первый боевой вылет военный летчик совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины…
Очнулся лейтенат от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило молодому летчику, он дернулся – и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.
Алексей попытался встать – и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал лейтенант в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
Когда боли усилились, у него начались галлюцинации – он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты – немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли летчика в деревню.
Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»
Алексей Маресьев: Летчик – герой
Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? – думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате – комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать – было бы желание», – сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.
Прочтя ее, Алексей воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»
После госпиталя летчика отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами лейтенант репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.
Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Алексей снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета…
Вернуться в небо ему помог командир эскадрильи -капитан Числов. Нарушив молчаливое табу, взял его в пару. После нескольких вылетов капитан убедился, что безногий летчик не хуже остальных, и Алексей опять стал летать.
20 июля 1943 года в ночном бою с превосходящими силами противника Маресьев сбил два вражеских «фоккевульфа». Этим подвигом он спас двух пилотов советского бомбардировщика, уже взятого противником на прицел. Именно за это, а не за лесной переход (как думают многие) командование представило капитана к Звезде Героя Советского Союза. Всего же безногий ас сбил 7 немецких самолетов, доведя общий счет до 11 машин врага.
В конце войны командование перевело капитана в летное училище -передавать опыт молодым. А незадолго до этого с героем, о котором ходили слухи по всему фронту, встретился военный корреспондент Борис Полевой. На основе рассказа летчика в 1946 году он написал «Повесть о настоящем человеке», ставшую бестселлером.
А в 1947 году на основе этой книги был снят фильм “Повесть о настоящем человеке”. Роль летчика блестяще исполнил актер Павел Кадочников.
Личная жизнь Алексея Маресьева
Обрушившаяся слава стала для Маресьева очередным испытанием, всеобщее внимание было ему в тягость. Хотя один раз он все же воспользовался служебным положением. Несмотря на недуг, Алексей продолжал нести службу в штабе ВВС. Там он и приметил красивую девушку по имени Галина. Но подойти познакомиться не решался: он хоть и герой, но калека.
Да и вдруг она замужем, а тут он… И летчик попросил друга-кадровика провести с Галиной беседу на предмет… жилищных условий. Узнав, что она живет с родителями, Алексей стал действовать: подкатил на служебной «эмке» и предложил подвезти. Красавица не отказалась – так же, как и от предложения, сделанного ей спустя месяц.
Они прожили долгую счастливую жизнь, вырастили двоих сыновей, построили дом. В 2001-м Алексея Маресьева не стало, Галина пережила его всего на год.