Майя кармен фото биография личная жизнь

Биография
Майя Афанасьевна Змеул, больше известная как Майя Кармен, родилась в июне 1930 года в Москве, в семье героя гражданской войны, советского историка Афанасия Андреевича Змеула. Через несколько лет после рождения Майи отец возглавил Всесоюзную академию внешней торговли. Во время Великой Отечественной войны отправился на фронт и был агитатором отдела пропаганды Политуправления.
После войны Змеул становится руководителем внешнеторгового объединения «Международная книга». После окончания одной из столичных школ Майя Змеул – студентка института внешней торговли. Получив диплом, она устроилась на работу в Торговую палату.
Майя Кармен и Роман Кармен
Майя Змеул относилась к той категории молодёжи, которую называли «золотой». У дочери именитого внешторговского начальника, руководившего престижным учреждением, которое имело офисы во многих странах, было всё, о чём другие только мечтали. Мать Майи рано умерла. Отец женился во второй раз. Но с мачехой отношения наладились быстро. Дочь унаследовала отцовский характер – упрямый, прямолинейный и целеустремлённый.
В 1951 году Майя вышла замуж. Её первым мужем был внешторговский работник Морис Овчинников. Через 3 года у супругов родилась дочь Елена. Но вскоре брак рухнул. Майя встретила знаменитого на всю страну режиссёра Романа Кармена и влюбилась. Он ради неё тоже покинул семью – развёлся с женой Ниной Орловой, с которой прожил 20 лет.
Майя Кармен в кругу друзей
Несмотря на вспыльчивый и прямолинейный характер Майи, супруги ладили. Они входили в тот слой советского общества, который назывался «элитой». Здесь было всё – престижная квартира в знаменитой высотке на Котельнической набережной, подмосковная дача, путешествия за рубеж, автомобили с личными шофёрами и посиделки с членами Политбюро. Но в 1970 году у Романа Кармена случился инфаркт. Для восстановления здоровья семья отправилась в Ялту. Там и состоялась роковая встреча Майи Кармен и Василия Аксёнова.
Личная жизнь
С момента встречи с Аксёновым, приехавшим в Ялту с женой Кирой, личная жизнь Майи Кармен перевернулась с ног на голову. Это была любовь с первого взгляда, роковая страсть, которая сметала всё на своём пути. Но Кира Менделеева тоже любила мужа и не желала с ним разводиться. Такие же чувства испытывал к жене и Роман Кармен.
Майя Кармен и Василий Аксенов
Василий Аксёнов и Майя Кармен начали встречаться тайком. Они вместе ездили в Сочи, Коктебель и Прибалтику. Но держать в тайне личную жизнь таких известных людей невозможно. Об этом романе судачила вся литературная богема Москвы. Как позже признался Василий Аксёнов, его однажды чуть не избил Юлиан Семёнов, друживший с Романом Карменом и искренне переживавшим за страдающего друга.
Юлиан Семёнов
Их связь действительно была очень рискованной. Ведь Роман Лазаревич Кармен – Народный артист СССР и Герой соцтруда. Он корифей документального кино, снимавший кадры сдачи Паулюса под Сталинградом и подписание акта о капитуляции Германии. Более того: Кармен – личный друг самого Леонида Брежнева. А Василий Аксёнов – диссидент, его всё больше ругают в прессе и почти не издают. Свой любовный роман Василий Павлович позже описал в своём автобиографическом произведении «Ожог». Там Майя Кармен названа Алисой.
Леонид Брежнев дружил с Романом Карменом
Майя так и не смогла бросить Романа Кармена. Она разрывалась между ним и Аксёновым до самой кончины Романа Лазаревича. Его не стало в 1978 году. Развода так и не произошло. Но с уходом режиссёра последняя преграда между Майей Кармен и Василием Аксёновым исчезла. После развода с Кирой Василий Павлович, наконец, смог жениться на Майе. Их совместную жизнь теперь не могло омрачить ничто, даже фактическое изгнание из страны.
Майя Кармен и Василий Аксенов
В мае 1980-го влюблённые сыграли свадьбу. Отметили событие в Переделкино, на даче, где собрались близкие друзья. А уже в июле того же года 48-летний Василий Аксёнов и 50-летняя Майя с дочерью Алёной и внуком Ваней отправились в Париж. Через пару месяцев они переехали в Америку, собираясь там пожить некоторое время. Планировалось, что это будет 2 года. Но писателя оперативно лишили гражданства. Так супруги и остались в США на долгие 24 года. Майя Кармен, как и муж, работала в университете, преподавая русский язык.
Майя Кармен с семьей
В 1999 году в семье случилось огромное горе. Трагично погиб, выпав из окна, 26-летний внук Майи Иван. Но это была лишь первая трагедия, вслед за которой последовали другие. В 2004-ом Майя и Василий Аксёновы получили квартиру в Москве. Вернее, им вернули отобранную когда-то квартиру в том же доме, на Котельниках. А через 4 года у Аксёнова случился инсульт. Писатель выезжал из двора той самой высотки.
Почти 2 года Василий Павлович пребывал в коме. Перенесённые операции не спасли его. Всё это время рядом с любимым мужем находилась Майя. Вскоре ей довелось пережить новый удар. Летом 2008 года внезапно, во сне, умерла дочь Елена, приехавшая, чтобы помочь ухаживать за отчимом. А летом следующего года Майя Кармен похоронила мужа. В одном из последних интервью женщина призналась, что её держит на этом свете лишь любимый пёс Аксёнова, спаниель по кличке Пушкин.
August 20th, 2012
Ему 64, ей 40. Он всемирная знаменитость, народный артист, герой соцтруда, депутат и лауреат всего и вся, личный друг Сталина и Брежнева, корифей документального кино, снискавший немалую славу благодаря фильмам о гражданской войне в Испании, хронике сражений Великой Отечественной, картинам о горячих точках планеты и борьбе за мир. Это он снимал сдачу Паулюса под Сталинградом и подписание акта о капитуляции Германии. Снимал Мао Цзэдуна, Хо Ши Мина, Фиделя Кастро. Она – просто жена, а удачно «снимала» разве что своих мужей. Первым был ответственный работник Внешторга, вторым – Роман Кармен, третьим – Василий Аксенов.
Первого я не знаю, эмоционального отношения ко второму нет(этакий бронтозавр ушедшей эпохи), Аксенова(раннего) все еще люблю и очень высоко ценю. Но мы отвлеклись… Итак, у Романа Кармена в 64 года случился инфаркт, от которого, как покажут дальнейшие события, он так и не оправился; точнее, ему помогли не оправиться. Пока же заботливая жена везет его восстанавливаться в Ялту. Накормив таблетками и кашкой, сделав клизму и укольчик, она с чувством выполненного долга идет развлекаться – пить, гулять, танцевать, трахаться. Это не мои домыслы, а свидетельства очевидцев и автора книжки в ЖЗЛ. Понять ее можно: темперамент буйный, возраст критический, а со старым больным мужем не то что никогда уже не потрахаешься(при всей сомнительности удовольствия), но даже и по набережной не погуляешь, и вина не выпьешь.
В одной из случайных компаний наша героиня встречает известного писателя(тоже, кстати, давно и глубоко женатого), с которым шапочно была знакома, но возможность для тесного общения открылась только сейчас… И начался бурный роман, который много раз описан как самим Аксеновым, так многочисленными очевидцами – пересказывать эту геронтологическую пошлятину не стану. Лучше я дам слово старому аксеновскому другу Анатолию Гладилину. «Все героини Аксенова — это одна и та же дама. Прекрасная, но непростая. О чем он и поведал однажды другу в таких примерно словах: “Васенька, твоя героиня — это красивая баба, но обязательно блядь. Которая, кроме того, что любит главного героя, спит еще с десятком как минимум мужиков. И из-за этого все они мучаются и так далее… Я понимаю: иначе неинтересно… Если бы ты писал героиню всю такую положительную, у которой отношения только с котлетами, которые она подает мужу с зеленым лучком для аппетита, ты, наверное, повесился бы с тоски. Поэтому она — такая”. И вот эта женщина, много раз воссозданная в текстах, вышла, как сейчас бы сказали, в реал. Голова, разумеется, пошла кругом, ведь он давно хотел такую – и не больше, и не меньше(c)
О больном дедушке как-то все сразу забыли. Да и на хрен он кому сдался, когда такая любовь?! Находились, правда, и совестливые уроды типа Юлиана Семенова. “Отдай Роме Майку!” – орал он на Аксенова и едва морду не набил. “О муже я вообще не думал,— признался в одном из интервью Аксенов,— просто был влюблен. Никакого столкновения у нас с ним не было. Майя была очень привлекательна, ей нравилось, когда мужики смотрели ей вслед. Роман продолжался, она отходила от своей семьи, я — от своей». Ну да, влюбленные отходили от семей, а Роман Кармен отходил от жизни. Вспоминает Белла Ахмадулина: «Василий Павлович тяжело переживал. Мы стали звонить, к телефону подходят не те, кто нужен. Муж подходит, кто же еще? Роман Лазаревич Кармен, с которым я тоже была дружна, держал себя… благородно. Он не мог не знать… Понимал: и я что-то знаю, но ничего не выдам — даже ”под пыткой алкоголя”. Белла Ахатовна считала, что в посвященном ей Аксеновым рассказе “Гибель Помпеи” иносказательно описана эта ситуация: Ялта, море, беспечность… заря чувства. Легкомысленная Ялта: кто пьет, кто танцует, кто… во что горазд». Как это мило, правда?.. Еще одно трогательное воспоминание: «Аксенов, бывало, подходил к машине, проверить, в порядке ли в банке с водой на полу тюльпаны, ждавшие под газетой их с Майей встречи… И случившийся рядом друг Анатолий Найман испытывал острую нежность к покорным цветам и к трогательному их обладателю». Так и хочется спросить у этих тонких, нежных и очень творческих людей: а как там дед? что, все еще живой?.. удивительная бестактность с его стороны!
В 1978 году Роман Кармен, наконец, умер, оставив пятидесятилетним влюбленным роскошную квартиру на Котельнической набережной, огромную дачу в Пахре и еще много всего и всякого, что мы по скромности и бедности перечислять не будем.
Что было дальше, все вы знаете. А если нет, почитайте только что вышедшую книжонку в серии ЖЗЛ – https://www.kommersant.ru/doc/2001677
Я это читать не буду. Как не смог прочитать и эпохальный труд Евг.Попова&Кабакова под лапидарным названием «Аксенов». Не то чтоб от этих текстов очень уж сильно подванивало, не то чтоб авторов этих я не уважал, – мне просто хочется сохранить любовь к «своему» Аксенову. Если вы подобных чувств лишены, то вполне можете рискнуть прочесть и то, и другое. Только не забудьте впечатлениями поделиться. Можно прямо здесь.
Tags: Аксенов, Ахмадулина, Роман Кармен
(Deleted comment)
|
А не в седьмой?.. Впрочем, если вас переполняет любовь к Василию Павловичу, можете ею поделиться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) – dementiy2010 – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – dementiy2010 – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(Deleted comment)
|
Всё же у стойкости должны быть свои пределы: если нет общих детей(а их не было), то аморальную и любвеобильную супругу обычно отпускают в свободный полет – ногой под жопу.
(Reply) (Parent) (Thread)
|
“Пора, мой друг, пора…” – прочитал, закрыл, открыл и тут же снова прочитал заново. Но это в юности…
(Reply) (Thread)
|
Вы практически определили мою “межу”. Правда, чуть позже было еще несколько рассказов и “Бочкотара”, – на этом, собственно, Аксенов для меня и закончился.
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – otchitchina – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – otchitchina – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
| ||||
(Link) |
Богема… что еще от них всех ожидать. Вообще, лучше ничего не знать о реальной жизни всех этих “творческих личностей” : пишешь книжки-пиши, пляшешь-пляши, поешь-пой. А их рассуждения о морали, любви вне выдуманных героев уж очень дурно пахнут. Та самая творческая интеллигенция по-моему сильно переоценена.
(Reply) (Thread)
|
Вот и давайте вспомним писателя Аксенова, а не его баб – юбилей сегодня, восемьдесят лет ему бы исполнилось.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Re: пишешь книжки-пиши – sprezzatura2012 – Expand
Параллель с Ахмадулиной просто напрашивается – vlad_dolohov – Expand
Re: Параллель с Ахмадулиной просто напрашивается – sprezzatura2012 – Expand
Животные двуногие, правда, Вас не поймут, alas – vlad_dolohov – Expand
Re: Животные двуногие, правда, Вас не поймут, alas – sprezzatura2012 – Expand
Слова “всего лишь” надо было взять в кавычки – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – Olga Kornievskaia – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(no subject) – (Anonymous) – Expand
|
Тут что-то вспоминала Аксенова, к вашему посту, наверное.
(Reply) (Thread)
|
Вряд ли, Лиза: наверняка ящик краем глаза смотрели – весь вечер его вспоминали, все-таки первый посмертный юбилей.
(Reply) (Parent) (Thread)
|
Не читал но осуждаю.)))
Конечно Аксёнова читал, но зачем мне его биография, я ведь не критик.
И кстати книга его матери Евгении Гинзбург ,,Крутой Маршрут,, вот это действительно отличная книга.!
(Reply) (Thread)
|
Вне биографии восприятие текста более плоское. Это особенно показательно в случае с Гинзбург – придуманное читалось бы совершенно иначе.
(Reply) (Parent) (Thread)
|
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Петровское – город, основанный в 1844 году как русское военное укрепление; с 1857 года – Петровск – порт. В 1921 году переименован жидобольшевиками в Махачкалу.
Верный – город в казахских степях, основанный как русское военное поселение Заильское. С 1867 года город Верный – центр Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. В 1917 году переименован жидобольшевиками в Алма-Ата.
Верхнеудинск – основан в 1666 году как казачье зимовье Удинское. Уже с 1690 года административный центр Западного Забайкалья. В 1899 году через Верхнеудинск прошла Великая Сибирская магистраль. В 1934 году в связи с антирусской политикой жидобольшевиков получил название Улан-Удэ.
Царевококшайск – город основан в 1584 году по приказу царя Федора Иоанновича как крепость (после присоединения марийских земель). С 1919 года – Краснококшайск, с 1927 года – Йошкар-Ола.
Город Грозный основан как русская военная крепость. Историк Игорь Пыхалов (черные его избили) приводит архивные данные, что когда горцы нападали на русскую крепость, убивали женщин и детей, то потом приступали к главному: начинали жрать щи из печки. Они были голодные. Они умели жить только одним способом: разбой, грабёж и воровство овец друг у друга.
P.S. При обсуждении вопроса о чурках нужно твёрдо знать только одно: еврейская банда с евреем Пуссиным уничтожает русский народ. Массовый завоз чурок на наши земли – часть плана еврейского правительства по уничтожению русского народа. Чурок нагоняют на наши земли. Сегодня еврейская банда даёт чуркам гражданство, наши рабочие места и бесплатные билеты в наши музеи, а завтра еврейская банда наши квартиры заселит чурками. Проводится замещение русского народа человекообразными существами, послушными рабами. Так что вопрос о чурках – это часть главного вопроса: вопроса жидовского ига, жидовского рабства.
Библия – история разврата еврейского народа.
Несколько фактов из Библии.
1. В Библии перечислены 42 еврейских предка еврея Иисуса: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.д.
Ни о России, ни о русских там ничего нет.
2. Распространено близкородственное размножение: Легендарный Авраам, основоположник основной ветви еврейского рода, женился на Сарре – своей сестре по отцу. А далее подкладывал её в кровать фараону и царю Авимелеху.
3. Распространено близкородственное размножение: две дочки Лота из города Содома сожительствовали со своим отцом и стали родоначальниками двух ветвей еврейского народа.
4. Распространено близкородственное размножение: Иосиф женился на родной молодой племяннице Марии, у них родился Иисус.
5. Педерастия: были целые города педерастов: Содом и Гоморра.
6. Педерастия, извращения: Хам, увидев своего отца Ноя пьяным и голым, что-то сотворил с ним. Проспавшись, Ной узнал, что сделал с ним Хам, и с возмущением проклял… сына Хама – Ханаана.
7. Педерастия: Иисус Христос не был женат, не имел ни любовницы, ни наложницы. Зато требовал от своих любимых 20-летних учеников пылкой любви и занимался с ними педерастией. «Тогда приходят к нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны ЧЕРТОГА БРАЧНОГО, пока с ними ЖЕНИХ? Но придут дни, когда отнимется у них ЖЕНИХ, и тогда будут поститься». (Матф. 9:14-15, Ев. от Марка 2:19-20).
P.S. Если Вы заговорите с евреем о любви, справедливости, честности, порядочности, добре, он просто Вас не поймёт. Почему? Ответ – в тайне обрезания. Еврею сделали обрезание на 8-й день от рождения. За это время успевает открыться только чакра, отвечающая за выживание, секс, управление, волю, власть, эго. Вот такие получаются получеловеки. Жидовед Григорий Климов доказывал, что евреи – это не нация. Евреи – это диагноз.
Древний языческий римский поэт Вергилий: «Выбирая Богов, мы выбираем судьбу».
(Reply) (Thread)
|
зачем же так длинно, дорогой Иван Иваныч?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
|
Спасибо за добрые слова.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
(Deleted comment)
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
|
Ага, меня тоже прочесть не потянуло)) как-то.. хотя и сам далеко не свят
Спасибо, что зафрендили)
Евгений
(Reply) (Thread)
|
Мне показалось, что Вы осуждаете женщину, мужчину же готовы понять. Я ошибаюсь?
(Reply) (Thread)
|
В этой конкретной ситуации? Да, безусловно!
А вот не будь у Романа Кармена инфаркта, мне это и в голову бы не пришло. Старый и противный(судя по прочитанному) муж, который давно уже ни на что не способен, препятствием служить не может.
Впрочем, и добивать старика не стоило: ей было куда уйти: Аксенов – не нищий юноша из шалаша.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) – britmila – Expand
(no subject) – vlad_dolohov – Expand
|
Оченеь занятная история жизни интересной дамы.
(Reply) (Thread)
|
а что поделывает сейчас дама?
(Reply) (Thread)
|
Видимо, в Биаррице век свой доживает. За двоих. Аксенов-то собирался жить долго, отец его умер в очень преклонном возрасте, так что гены были хорошие.
Edited at 2012-08-24 10:01 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
|
Не назвал бы последний роман Аксёнова “Таинственная страсть” проявлением маразма и угасания творческих сил, скорее наоборот. Если конечно исходить из эмоционального сопереживания узнаваемым героям (Евтушенко, Булат, Высоцкий, Ахмадулина, Даль), а не сиюминутным политпредпочтениям…
(Reply) (Thread)
|
Ну, не знаю: мне всё это читать было крайне неловко – словно подглядываю из-за кустов за очень-очень взрослыми людьми, изображающими из себя сексуальных подростков.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) – vasisualij – Expand
О сериале Первого канала “Таинственная страсть”
Для Первого канала – рупора неосталинизма – показ такого антисоветского, антигебистского и антитоталитарного фильма несомненно стал знаковым событием.
Сильно смягчает пилюлю фигура бескорыстного и доброго ангела главного героя – майора, а потом и полковника Лубянки по фамилии Круглов.
В фильме герой бьет этого несчастного по морде и всю дорогу хаит, на чем свет стоит, что приближает фильм к ненаучной фантастике (впрочем, учитывая, что Ваксон умудрился наорать даже на Хрущева, а отмазал его от наказания тот же самый простой майор КГБ, поверишь еще и не в такое!). А тот знай себе спасает и спасает его от всех бед, да еще постоянно выбалтывает ему все главные гебешные секреты – что будут делать с рукописью Солженицына, под каким видом к нему на квартиру придут ставить жучки и как этого избежать, ходить ли ему на встречу с Хрущевым или не ходить и что его ждет на этой встрече. Уж не Путин ли настоящая фамилия этого доброго ангела?
Вообще очень многое из показанного имеет весьма опосредованное отношение не только к реальности, но даже и к книге Аксенова.
Тут непрерывно потребляют табачные и алкогольные изделия и перекрестно совокупляются в различных сочетаниях, непонятно, когда же все эти великие люди спят и творят свои шедевры. Правда, доблестный зомбоящик постоянно предупреждает, что показ демонстрации табачных изделий в совершенно неприкрытом виде может самым пагубным образом повлиять на здоровье и психику бедных зрителей.
После таких предупреждений становится намного легче, хоть дым стоит коромыслом, трудно встретить кадр, в котором одновременно и не пьют, и не курят.
Если преодолеть уж больно слабое и шаблонное начало (хотя сырые и плохо прописанные диалоги встречаются и дальше), то сериал смотрится с большим интересом – фактура обязывает. Согласитесь, кому хоть раз в жизни не мечталось хоть одним глазком заглянуть в замочную скважину гостиных и опочивален великих людей своего времени? Да еще убедиться при этом в том, о чем когда-то писал Пушкин Вяземскому: “Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!”. Я вот лично тоже не чужд этого греха, а потому с интересом посмотрел все эти хоть и враки, но весьма увлекательные. Надо же, беспробудные алкаши, но при этом умудряются писать шедевры в больших количествах и крутить романы направо и налево.
Вот вам Евтушенко – весьма пестрая и эклектичная фигура, несомненно связанная с КГБ, но при этом обладающая и талантом, и совершенно бешенной энергетикой, которой так не хватает изображающему его сыну Янковского, хорошему режиссеру, но не столь уж блестящему актеру. Не диссидент, но человек, написавший самые диссидентские стихи и про Бабий Яр, и про танки в Праге, каких не встретишь даже у Бродского. В фильме он показан довольно-таки глуповатым и трусоватым простачком, большинство его реплик в сериале – на уровне детсада.
Крайне нелепа фигура главного официального переводчика Хрущева Сухарева (Сергей Бурунов из “Большой разницы”), которому КГБ якобы позволяет шататься с богемой по подвалам и выбалтывать ей все государственные секреты о переговорах Хруща с главами иностранных государств. Потом он еще в итоге оказывается стукачом, которого безнаказанно избивает главный герой.
Зато замечательно раскрыты образы Ахмадуллиной, Бродского, Рождественского и Вознесенского с женой и выдуманной любовницей. Талант Чулпан Хаматовой не нуждается в дежурных комплиментах, но и Ильин с Павловым играют блестяще.
Правда, Рождественский стал секретарем СоюзПиса только в 1976 году, а вот Евтушенко, напротив, первым из всей этой гоп-компании вошел в члены Союза, так что сцены, где его не пускают в Дом литераторов, – такая же туфта, как и те, где он уговаривает Ахмадуллину подписать письмо против Пастернака в Литинституте (из которого Евтушенко в тот момент уже был временно исключен за поддержку Дудинцева).
Совершенно не раскрыт образ Окуджавы, который проходит фоном (Владимир Войнович: «Окуджаву сделали парикмахером с гитарой на груди. Зачем?»), и чудовищно карикатурными, не считая “призрака отца Пастернака”, получились образы Высоцкого и Солженицына.
Солженицын вообще-то не встречался с той богемой, что показана в фильме, не пьянствовал и принадлежал скорее к другой компании. Вот он тут сбоку припеку (козлобородый фавн справа, в обнимку с Евтушенко), а вовсе не в центре композиции, как в реальности:
Точно так же, как и Бродский, он тоже из другой тусовки. Существовал ведь еще и иной бомонд – андерграундный. У этих не было ни дач, ни доступа к Литфонду, ресторану ЦДЛ и домам творчества, не писали они и про Ленина с Партией, и всю эту официальную, прикормленную фронду в лице изображенных в сериале литераторов люто ненавидели. Вот к их-то тусовке и относился Бродский. Этого конфликта в сериале, естественно, не показано даже в зачатке.
Что касается Высоцкого, то бездарный пошляк Безруков, по-моему, в принципе не может не вызывать отвращения. И песню Высоцкого он исполняет постоянно одну и ту же, определенно не самую лучшую, скорее, худшую, про парус и что это горе, если болит нога, не случайно именно над ней издевались когда-то Вайль с Генисом.
Степень взаимодействия героев с властями и с Лубянкой в сериале понятным образом сильно снижена. Оценить ее можно уже хотя бы по тому, как их всех пускали за границу. Вот, к примеру, далеко не полный список поездок Андрея Вознесенского, поэта, которого я давно люблю, самого талантливого из этой компании, но все же Платон мне друг, но истина дороже:
1961 — Польша;
1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 — США;
1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 — Италия;
1962, 1963, 1973, 1982, 1984 — Франция;
1967, 1977, 1983 — ФРГ;
1971 — Канада;
1964, 1966, 1977, 1981 — Великобритания;
1973 — Австралия;
1978 — Болгария;
1981 — Мексика
и мн. др.
Сразу после “уничтожающей критики” Хрущева Вознесенский полетел во Францию, а Аксенов – в Аргентину.
Ничуть не менее роскошным получится и список загранпоездок Евтушенко.
Почти до самого конца пускали за границу и самого Аксенова. Так, в 1976 году он побывал с матерью во Франции и Германии. Вряд ли такое было бы возможно при полном отказе от сотрудничества с лубянскими кураторами.
И вообще Аксенов – сын крупного, хотя и репрессированного, партработника. У Рождественского отец работал в органах (хотя он его и не застал), у Ахмадуллиной – оба родителя.
Кстати, трудно понять, как можно было ни разу не показать в сериале мать Аксенова Евгению Гинзбург – главного учителя писателя, прекрасного прозаика, автора знаменитейшей повести о жизни в лагерях “Крутой маршрут”, женщине, которая по дарованию ничуть не уступала сыну, а также Войновича, Гладилина, Трифонова, Казакова и других его друзей, известных писателей, а еще открывшего его редактора “Юности” Катаева, а еще Твардовского…
Открывается ларчик просто: если не показывать других писателей, кроме карикатуры на Солженицына, то выходит, что поэтов много, а из прозаиков – один Аксенов, который возвышается над всеми, как гора. А так остальные проходят фоном и подтанцовкой к нему. Разумеется, Василий Аксенов – весьма добротный писатель, но все-таки отнюдь не центральный в русской литературе 20-го века, как можно заключить из этого фильма.
Практически он один там вещает, “бабачет и тычет”, тогда как прочие (за исключением Ахмадуллиной) обычно лишь свистят, мяучат и хнычат. Все делают ему комплименты, он же – никому. Женщины гроздьями вешаются на него, а он их перебирает и в основном отвергает (для этого ему присочинили даже связь с Мариной Влади). Начальство стойко терпит его хамство, жена – его эгоизм и совершенно наплевательское отношение к семье.
Играет его брутальный красавец-мачо славянской наружности, говорящий басом. Все, кто видели и слышали реального Аксенова, сразу поймут, что его сценический образ ничего общего с прототипом не имеет. Голос и доверительная интонация у него на самом деле были такие, что исполняющий его актер Морозов там и близко не ночевал.
И здесь мы подошли к главной лжи сериала: весь центральный конфликт его (травля Карменом Аксенова с помощью КГБ, МВД и ЦК КПСС) чуть более, чем полностью, высосан из пальца.
Я еще понимаю, что для красного словца и “художественной правды” можно было с три короба наврать про второстепенных персонажей, но зачем было так перевирать всю биографию главных героев?
Ну, не была “Ралисса”, она же Майя Змеул-Овчинникова-Кармен, скромной работницей провинциального музея, дочкой рабочего и крановщицы!
Папа ее был вполне себе москвич, историк, глава Всесоюзной академии внешней торговли (в которой работала и сама Майя, весьма фешенебельная дамочка, постоянно ездившая за границу), потом – глава внешнеторгобъединения «Международная книга».
У нее была дочь от первого мужа, которого она бросила, выйдя замуж за старого, но более перспективного Кармена, вырвав его из семьи. Этот брак очень долго был успешным. И только в 1970 году, когда Кармен получил инфаркт и поехал лечиться в Ялту, Аксенов и “Ралисса” наконец познакомились на теплоходе и закрутили курортный романчик, в присутствии и Кармена, и аксеновской жены с ребенком, и дочери “Ралиссы”. Мало того, на “Ралиссу”, давно уже наставлявшую мужу рога налево и направо, в тот момент раскатал губу еще и друг Аксенова, писатель Георгий Поженян, но быстро сообразил, что тут ему не светит, и свалил.
Все 60-е, которые описаны в фильме, они даже знакомы-то не были. А страшного “Килькичева”-Ильичева, который по фильму травит Аксенова, Брежнев уволил еще в 1965-м. Так что уже отсюда видно, что весь фильм – страшный поклеп на Кармена. Зато все 60-е у Аксенова была масса других любовниц, крутившихся все в том же бомонде вокруг Евтушенко-Рождественского-Вознесенского.
«Там крутились и разные дамочки», – признавался писатель. Жена его ревновала. Как говорил Аксенов, она к тому же еще и комплексовала: после родов Кира располнела. Постоянные сцены дома его напрягали. Отношения с Кирой перестали быть прежними: “Начались любовные увлечения. Это всегда по домам творчества проходило”, – признавался он.
“Тогда, в 1970-м, я встретил Майю. Мы испытали очень сильную романтическую любовь…”, — так в 2001 году сам Аксенов рассказывал об этой встрече Зое Богуславской, выведенной в сериале под именем “Софка”.
С 1970 роман Аксенова и впрямь развивался бурно, но влюбленные не прятались по подъездам, а вместе ездили в отпуска на многие курорты и встречались вполне открыто, вместе появлялись на всех мероприятиях и вечеринках, так что только ленивый не знал об этом. Сам Аксенов этот роман куда более достоверно описал в “Ожоге”, о нем судачила вся Москва, а друг Кармена Юлиан Семенов то уговаривал Аксенова бросить любовницу, то угрожал ему набить морду.
Никакой помощи МВД и КГБ старому режиссеру в травле писателя не оказывали! Майя-“Ралисса” сама не хотела уходить ни от тяжело и неизлечимо больного Кармена, за которым она ухаживала, ни от Аксенова, которому привозила шмотки из-за границы. И уж точно не сопровождала Кармена как на привязи, как показано в фильме.
Белла Ахмадулина вспоминает: “Они полюбили… Майя тогда была замужем, но это уже не имело значен?