Лука гаделия биография личная жизнь

Лука гаделия биография личная жизнь thumbnail
Лука гаделия биография личная жизньОрганист Пицундского храма Лука Гаделия

Прославленный органист Пицундского храма Лука Гаделия (Республика Абхазия) отмечает свой двойной юбилей — 10-летие творческой деятельности и 30-летний юбилей со дня рождения.

Феноменальный органист из Абхазии Лука Гаделия

Сегодня Лука Гаделия – культурный бренд Республики Абхазия. Молодой и талантливый музыкант, лауреат и призер международных конкурсов Лука Гаделия является органистом легендарного Пицундского храма X века, возведенного в честь Апостола Андрея Первозванного.

Человек с драматической судьбой: Лука Гаделия родился в 1985 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но детство и юность провел в Республике Абхазии, где в возрасте 6 лет оказался в эпицентре боевых действий в оккупированном приграничном городе Ткуарчал во время Грузинско-Абхазской войны, вспыхнувшей после крушения Советского Союза. Воспитывался родной бабушкой без родителей.

Высшее музыкальное образование получил в Российской академии музыки имени Гнесиных по классу органа. Принимал участие в мастер-классах ведущих органистов: О.Латри (Франция), Г.Бове, Л.Ломана (Германия), К.Стембриджа (Великобритания), В.Церера, Ю.Эсселя, Х.О.Эриксона (Швеция), Н.Симонян, К.Карпентер, Б. ван Остена и др. В 2008 году стажировался в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды).

С 2006 года солист-органист Государственного концертного зала Пицундского храма. С 2011 года – аспирант прославленной Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, являющейся одним из ведущих музыкальных вузов России и мира. С 2012 Солист абхазской государственной филармонии.

Выступает с концертами в городах России (Москва, Волгоград, Киров, Санкт-Петербург, Сочи, Набережные Челны, Красноярск, Иркутск, Томск), Украины (Днепропетровск, Харьков, Белая церковь), Латвии (Рига), Казахстана (Астана), Италии (Рим), Люксембурга, Великобритании (Лондон, Кембридж, Оксфорд), Бельгии (Брюссель). С 2010 года участник совместного проекта Минкультуры России и Минкультуры Абхазии «Культурный сезон «Россия – Абхазия».

Лука Гаделия, органист Пицундского храма, солист Абхазской государственной филармонии (Республика Абхазия):

СУХУМ, 15 июл – Sputnik, Бадрак Авидзба. Знаменитый абхазский органист Лука Гаделия отмечает двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие своего творческого пути. https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150715/1015208919.html СУХУМ, 15 июл – Sputnik, Бадрак Авидзба. Знаменитый абхазский органист Лука Гаделия отмечает двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие своего творческого пути. https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150715/1015208919.html

«Десятилетие творческой деятельности для меня не просто первая большая и красивая творческая «круглая» дата, а завершение важного этапа в жизни. В мае прошлого года я закончил полный цикл музыкального образования мирового уровня: вуз – прославленная Гнесинка, аспирантура в легендарных стенах Московской консерватории имени П.И.Чайковского. Ровно десять лет назад я приехал поступать в Российскую академию музыки имени Гнесиных, впервые прикоснулся к самому величественному музыкальному инструменту – органу. Студенческая жизнь в академии мгновенно окунула меня в активную концертную деятельность – органный абонемент в большом зале Гнесинки, ежемесячные концерты, новые программы! Уже через несколько месяцев я впервые играл концерт в родных стенах Пицундского храма, на органе «Александр Шуке», навсегда ставшего для меня самым любимым, самым ценным и самым уникальным инструментом в мире. Кстати в этом году мы празднуем его 40-летие! А еще будучи студентом второго курса начал понемногу гастролировать в городах России, участвовать в концертах в рамках ежегодных поездок органного класса в Германию, Голландию, Францию.
Постепенно количество выступлений увеличивалось, моя жизнь потихоньку превращалась в захватывающий калейдоскоп событий – именно такой она является у активно концертирующего музыканта. Мне посчастливилось играть в самых замечательных залах, прикоснуться к чудным инструментам! Наибольшее впечатления оставили Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Большой Концертный зал Казанской консерватории, Малый Зал Московской консерватории. Не меньшее впечатления произвели и роскошные величественные соборы: кафедральные католический и лютеранский соборы в Москве, Базилика Св.Сердца Христова в Риме и одноименная в Брюсселе. За десять лет география концертов расширилась: от центральной России, Сибири, Урала, до стран ближнего и дальнего зарубежья. Я очень рад, что за эти десять лет мне удалось выступить на различных площадках с самыми именитыми музыкантами, но что самое приятное, многие из них стали моими друзьями.
Силу и особый смысл мне предавало всегда то, что на каждом выступлении, где бы оно не проходило, я считал своим долгом и привилегией представлять, в первую очередь, культуру родной Абхазии, дарить каждому новому слушателю частичку своей любви к моей Апсны – Стране Души.
Бесконечно благодарен судьбе за возможность служить Ее Величеству Музыке и «королю» музыкальных инструментов органу, дарить людям радость встречи с поистине прекрасным и вечным – высоким искусством. Слушайте органную музыку – в ней вы найдете и вечную гармонию, и чарующую бесконечность, и эстетическую глубину, и симфонический масштаб, – благодаря ей вы обретете ВЕРУ, НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ!».

Отзывы и рецензии о Луке Гаделии 

Знаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей - 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути - рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта. https://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20150715/1015209035.htmlЗнаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей — 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути — рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта. https://sputnik-abkhazia.ru/analytics/20150715/1015209035.html

«Молодой и блистательный музыкант из Абхазии, Лука Гаделия сразу привлек к себе внимание публики высоким мастерством и эмоциональностью» (Официальный сайт Министерства культуры России)

«Это был потрясающий концерт. Мы были очень рады принимать его у себя со своей фантастически потрясающей программой. Это было очень интересное представление: и программа и концерт. Мне он очень понравился. Он заставил инструмент фантастически звучать, показал превосходную игру. Из всех представлений которые у нас были именно этот концерт один из самых запоминающихся. Мы будем очень счастливы его здесь снова видеть и принимать». (Самуэль Хайес, директор музыки Университетской церкви Св.Девы Марии (Кембриджский университет, Великобритания) о концерте Луки Гаделии (6 ноября 2012 года))

«Лука Гаделия – представитель нового поколения органистов российской органной школы, обладатель собственного уникального исполнительского подхода. Стиль его игры отличается особым психологизмом и эмоциональным накалом, не оставляющими слушателей равнодушными. Он виртуозно владеет органом, раскрывая все красочные возможности «короля музыкальных инструментов» (Официальный сайт «Культурные сезоны Россия – Абхазия»)

«…Мы с восхищением наблюдаем потрясающее владение инструментом Лукой Гаделией. Мало упомянуть пианистическую подвижность его пальцев – грани таланта Луки отличаются выдающимся исполнительским мастерством, музыкальной интересностью, искусством переложения, артистизмом. Полный восторг вызывает его способность сохранять особую фактуру и ритмический рисунок сложнейших произведений. Говоря про некоторую «тяжеловесность» органа, становится ясным, что воплотить на нём тончайшее изящество исполняемых Лукой «воздушных» произведений, требует виртуозности и наличия таланта, да ещё какого! Это высший класс, доступный немногим музыкантам…» (Ксения Зиновьева, пианистка, лауреат молодежной премии «Триумф», дочь русского писателя и мыслителя Александра Зиновьева)

«В интерпретациях Луки Гаделии ощущается и дух новаторских интерпретаций, и следование канонам сложившейся исполнительской школы, подкрепленные высоким техническим мастерством. Словом, есть всё для того, чтобы бесконечный мир органной музыки принял творчество молодого и талантливого исполнителя» (Елена Верещагина, музыкальный критик, «Belcanto.Ru»)

Интернет сайт Луки Гаделии: www.lukagadeliya.net

Читайте также:  Все о роналду биография личная жизнь

Источник

Пицундский орган, который с 1975 года звучит в Пицундском храме, хорошо известен в профессиональной среде. Его изготовили специально для абхазского собора и собрали мастера всемирно известной немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке». Месяц назад вдруг встал вопрос о выносе уникального инструмента из храма. Было даже подписано распоряжение исполняющего обязанности президента Абхазии Валерия Бганба о его переносе после создания для него специального концертного зала. На выносе органа настаивает глава Сухумо-Пицундской епархии отец Виссарион, который считает, что он вредит храму, в котором необходимо проводить богослужения. Глава другой православной организации – Священной митрополии Абхазии – отец Дорофей предложил совмещать функции храма и концертного зала. Ситуацию вокруг пицундского органа прокомментировал известный абхазский органист Лука Гаделия.

Елена Заводская: Лука, расскажите, пожалуйста, немного о себе нашим слушателям. Где вы учились и получили образование?

Лука Гаделия: Я родился в Санкт-Петербурге, детство и юность провел в Абхазии, в Ткуарчале, потом в Пицунде, где я начал заниматься музыкой в Пицундской музыкальной школе. Затем был этап среднего образования – это Гагрское музучилище и Сухумское музыкальное училище, которое я закончил у Елены Георгиевны Карабулат. Затем я поехал учиться в Москву, в Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «орган». Здесь я проучился пять лет у заслуженного артиста России Александра Владимировича Фисейского, он солист Московской филармонии и известный органист. Затем были годы обучения в Московской консерватории в аспирантуре, которую я заканчиваю в следующем году. Тема моей научной работы – органные транскрипции, то есть сочинения, которые были написаны изначально для какого-нибудь инструмента, например, для фортепиано или для оркестра, или это хоровые сочинения, которые перекладываются на орган. Я сам делаю транскрипции, и мне это интересно. Сейчас я нахожусь в статусе солиста Абхазской государственной филармонии и играю концерты в Пицундском храме.

Лука Гаделия: «Надо исходить из того, какие у нас приоритеты»

Елена Заводская: Скажите, пожалуйста, что для вас, как для органиста, Пицундский концертный зал?

Лука Гаделия: Пицунда, конечно, это культурная столица Абхазии. Пицундский храм – это знаковая площадка не только внутри Абхазии, она известна в России и за рубежом. Очень много органистов приезжает к нам ежегодно. Уже два года Марина Николаевна Шамба, художественный руководитель Пицундского концертного зала устраивает международные фестивали, на которые собираются лучшие органисты мира. То есть о пицундском органе знают, его помнят и любят, здесь идет насыщенная органная жизнь.

Елена Заводская: Как вы относитесь к требованию священнослужителей Сухумо-Пицундской епархии вынести орган из храма?

Лука Гаделия: Вопрос о переносе инструмента сейчас остро стоит. Строительство современного концертного зала, который будет отвечать всем требованиям, которые ставит перед нами орган, – это наличие хорошей акустики, это масштабы помещения… потому что в таком здании, как, скажем, здание сухумской филармонии, по масштабу наш пицундский орган просто звучать не будет. Такого плана здание не подойдет. Это должно быть здание в два раза большее. И обязательно оно должно быть построено не специалистами, которые занимаются строительством зданий, это должны быть специалисты-акустики, это должны быть специалисты по органной специфике, то есть мастера именно этой фирмы, которая строила орган, то есть фирмы «Шуке» из Германии. Это колоссальные вложения, если этим серьезно заниматься и делать хорошо.

Читайте также:  Ирина патлах биография личная жизнь

Не знаю, насколько наша республика в состоянии потянуть такие вложения, это действительно колоссальные деньги. Для сравнения: четыре года назад был произведен капитальный ремонт органа, заменили прохудившиеся детали, трубы – вы знаете, что в органе очень много всяких механизмов. И этот ремонт обошелся в 150 000 евро. Это только ремонт. А представляете, если все это будут разбирать, переносить, заново устанавливать, какие будут колоссальные затраты?!

Елена Заводская: Говорят, немецкие мастера считают, что при переносе орган погибнет. Так ли это?

Лука Гаделия: Конечно, это риск. Никто не может на сто процентов гарантировать, даже мастера фирмы. Есть примеры хороших переносов инструментов. Например, в католическом соборе Москвы стоит орган, который раньше стоял в базилике в Швейцарии. Но это удачный пример. А есть масса неудачных примеров. Тут мы, конечно, идем на очень большой риск. Надо заключить какие-то договора с мастерами фирмы и принимать орган после переноса. Это потребует очень много времени. Культурная жизнь остановится. Одним-двумя месяцами тут не обойтись, потребуется, может быть, несколько лет, потому что инструмент весит около 11 тонн, как все это перенести?

Елена Заводская: Есть ли приемлемый вариант решения этой проблемы?

Лука Гаделия: Тут все очень сложно. Я тоже крещеный христианин, я тоже понимаю, что этот собор – знаковый для нашей церкви. И все-таки в нынешней ситуации, когда это – единственная концертная площадка для органа… Если бы у нас было пять таких площадок, тогда мы могли бы говорить, что, да, мы можем каких-то три знаковых собора передать, перенести эти инструменты и что-то оставить. Но у нас одна такая концертная площадка. Даже в России, где очень много залов и инструментов и, вообще, культурная жизнь на высоком уровне, даже там органы, которые установлены в православных церквях, а таких органов очень много, и если это какое-то знаковое культурное место, то государство все-таки остается на стороне деятелей культуры и оставляет этот концертный зал. Здесь надо исходить из того, какие у нас приоритеты.

Елена Заводская: Лука, прокомментируйте, пожалуйста, предложение отца Дорофея.

Лука Гаделия: Предлагается совмещать концертный зал и храм. Если бы это был католический храм, я бы еще что-то понял, потому что орган в католическом храме есть. Храм и концертный зал в католичестве зачастую хорошо сотрудничают. В Москве, например, в главном католическом соборе постоянно идут органные концерты, но музыка, которая исполняется на этих концертах, полностью соответствует уставу католической церкви. Там играют музыку Баха, Букстехуде, которые писали на католические хоралы, на лютеранские, на грегорианику. Если у нас такой вариант будет иметь место, то я не знаю, какой репертуар вообще мы сможем исполнять, потому что с православием орган в храме как-то не вяжется. А если они пойдут на какой-то компромисс, тоже непонятно, каким образом они собираются это осуществить. Потому что это противоречит православным устоям. В этом случае репертуар ограничивается до мизерных масштабов, когда мы сможем играть только духовную русскую хоровую музыку в переложении для органа. Я не знаю, сможем ли мы набрать сочинений на концерт, который будет идти час? Очень узкий репертуар. А для органного репертуара именно духовной русской музыки вообще не существует в природе. Я не знаю, каким образом это будет проходить. Культурная жизнь просто умрет в Пицунде, органная традиция в Абхазии тоже изживет себя. Поэтому нужно нашим государственным деятелям, так как Пицундский храм и концертный зал – это государственная площадка, государственные учреждения, – решить, что у нас в приоритете: возрождение культуры или церковная линия? У нас в Абхазии очень много храмов, много святынь: Бедийский храм, Моквский, можно ими заниматься, их восстанавливать и вести там службы для верующих.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Источник

Знаменитый органист Лука Гаделия в свой двойной юбилей – 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути – рассказал корреспонденту Sputnik о своем становлении как музыканта.

Прославленный органист Лука Гаделия рассказал корреспонденту Sputnik о том, как складывался его творческий путь. Беседовал Бадрак Авидзба.

 В первую очередь примите поздравления с 30-ым днем рождения и 10-летием творческого пути. Расскажите, когда вы пришли к пониманию того, что музыка — это то, чем вы хотите заниматься?

Читайте также:  Владимир васильев биография личная жизнь дети

©
Фото : предоставлено Лукой Гаделия

— Это одни из первых детских воспоминаний. Желание заниматься музыкой у меня возникло благодаря телевизионной передаче. Я помню, когда мне было года четыре я смотрел по телевизору, как пианист играет на фортепиано, и это произвело на меня очень сильное впечатление. Так меня отдали в музыкальную школу в 1992 году. Затем началась война, после которой я не мог заниматься музыкой, так как у семьи не было возможности для этого. Когда мне исполнилось 13 лет, у меня появилось осознанное желание заниматься музыкой. Естественно, что в 13 лет я не мог думать о какой-то профессиональной музыкальной деятельности, думал учиться для себя. В стенах Пицундской музыкальной школы я начал обучаться игре на фортепиано и с 14 лет стал довольно активно развиваться. У меня появился хороший педагог, так постепенно любовь к музыке переросла в профессию.

— Когда и на какую сцену вы впервые вышли выступать перед зрителями, и какие у вас были ощущения в этот момент?

— Я прекрасно помню этот день. Тогда я учился в Пицундской музыкальной школе, мне было 14 лет, был торжественный праздник, посвященный Дню Победы. Наш школьный завуч сказала мне, что нужно выступить на концерте. Педагог музыкальной школы меня подготовил, и я сыграл прелюдия до-диез минор Сергея Рахманинова. Концерт проходил в зале Дома культуры в Пицунде. Конечно же, сыграть перед публикой впервые было для меня очень ответственно и волнительно, вместе с тем первое ощущение пребывания на сцене незабываемо, и мне после этого выступления уже хотелось побыстрее выучить новые произведения для того, чтобы выйти с ними на сцену. 

 Где вы продолжили свое музыкальное образование?

— Я учился в Сухумском музыкальном училище. У меня там были потрясающие учителя, которые помогли моему становлению как музыканта. После окончания училища я уехал в Москву, где и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу органа. В Москве я сделал выбор в пользу этого инструмента. Он меня всегда очень привлекал, в годы обучения в Пицундской музыкальной школе я работал как ассистент органиста, но мне всегда было интересно изучить инструмент не только с точки зрения ассистента, но и играть на нем. Когда мне представилась такая возможность, я с удовольствием воспользовался ей. Я пять лет отучился у профессора академии имени Гнесиных Александра Владимировича Фисейского. В Московской консерватории я продолжал совершенствоваться в аспирантуре и в прошлом году окончил ее.

 С какими трудностями вам приходилось сталкиваться во время учебы?

— Если касаться профессиональных моментов, то как бы банально это ни звучало, были проблемы с занятиями. Если, к примеру, пианист может заниматься на фортепиано у себя дома, у органиста нет такой возможности. В годы учебы приходилось вставать в пять часов утра, чтобы к шести приехать в зал для занятий на инструменте на пару часов. 

 Творческому наследию каких композиторов вы отдаете предпочтение?

©
Sputnik / Томас Тхайцук

— Неизгладимое впечатление на меня производит органное творчество Баха, потому что написать столько для одного инструмента — это великое дело. Я не знаю, найдется ли в истории мировой музыкальной культуры человек, который конкретно для одного инструмента написал бы такое количество сочинений и настолько художественно. Конечно же, мне нравятся и другие направления, и другие школы, например, французская романтическая музыка, мне нравится также такой жанр, который идет с момента основания органных школ как жанр органной транскрипции, то есть обработка сочинений, которые были изначально написаны для других инструментов, и они перекладываются именно на органное звучание. Эти произведения обретают новую окраску, совершенно новое осмысление в органном звучании, это всегда очень интересно. Я сам этим занимаюсь, делаю авторские транскрипции.

 Как вы оцениваете преемственность поколений в органной музыке в Абхазии, возможно ли в ближайшем будущем появление новых имен?

— Всегда хочется говорить только о плюсах, но что касается этой темы, конечно же, это наш большой минус. Конечно, было бы здорово, если на базе нашего музыкального училища в Сухуме открылся бы класс органа. Я думаю, что нашлись бы ребята, которые с удовольствием занимались бы. Например, я еще не могу взять на себя такую ответственность, потому, что я понимаю, что педагогика — это отдельная стезя, которой нужно посвящать все время. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация поменяется. Для обучения необходимо иметь инструмент, здесь у нас в Пицунде концертный орган, на нем обучать, конечно, нереально, так как здесь постоянно проводятся концерты. Для занятий необходимо иметь небольшой инструмент. 

©
Sputnik Томас Тхайцук, Саид Барганджия

 В каких концертах вы участвуете сейчас?

— Каждое воскресенье в Пицундском Храме я провожу сольные концерты, в которых принимают участие певцы Радион Хагба и Кристина Эшба. К нам приходит публика, не подготовленная профессионально, как в залы консерватории, поэтому мы стараемся разнообразить программу выступлений. 

 Как вы планируете провести свой двойной юбилей, 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути?

— Я не очень люблю отмечать всякие юбилеи и дни рождения. Этот день я проведу в кругу семьи и друзей. К сожалению, нет возможности провести этот день на сцене, так как в Пицундском храме все заранее распланировано, каждый день здесь проводятся концерты.

©
Sputnik Томас Тхайцук, Бадрак Авидзба

Лука Гаделия рассказывает о своих предпочтениях в органной музыке

Источник