Людовико эйнауди личная жизнь дети

Людовико эйнауди личная жизнь дети thumbnail

Эксперт + Компьютерный гик   + Фанатеющий эксперт   + Ценитель

3312

33 подписчика

Спросить

14 января 2019

У каждого человека есть личные способы расслабиться после трудового дня. Кто-то берет в руки книгу или пульт от телевизора, кто-то занимается самообразованием или просто садится в кресло и наслаждается хорошей музыкой. И если вы любитель последнего, попробуйте послушать произведения одного из самых выдающихся композиторов и пианистов современности Людовико Мария Энрико Эйнауди

Людовико появился на свет глубокой осенью 1955 года в итальянском городке Турин, что в регионе Пьемонт. Его дедушка Луиджи занимал должность президента Италии, а отец Джулио работал издателем, выпуская в свет шедевры итальянских писателей. Рената, мать Людовико, мастерски играла на фортепиано, поскольку ее отец Уальдо Альдрованди был профессиональным пианистом и дирижером, мигрировавшим из Австрии. По-видимому, мать и привила сыну любовь к творчеству и к фортепиано, хотя свои первые работы будущий композитор писал в переложении для классической гитары.

Юношей же он пошел учиться в миланскую консерваторию, и с отличием закончил образование, получив диплом в 1982 году. Его талант заметил знаменитый пианист Лучано Берио, с помощью которого Людовико поучаствовал в Тэнглвудском музыкальном фестивале. В своих интервью Людовико с большой теплотой и благодарностью отзывается о своем наставнике.

Основную известность этому композитору принесло музыкальное сопровождение к кинофильмам «Черный лебедь», Доктор Живаго», циклу документальных лент «Это Англия» и многие другие. Людовико популярен не только у себя на родине, где он удостоен множества наград и даже является обладателем почетного ордена, но и на мировом сервисе Itunes, где число покупок его произведений увеличивается с каждым днем. Помимо этого, он сотрудничает с множеством звезд и звукозаписывающих студий в качестве сессионного музыканта, и его музыка используется в рекламных роликах, трейлерах, а также видеоиграх.

Один из самых удивительный роликов с участием Людовико Эйнауди – запись его произведения Elegy for the Arctic, которое он исполняет на фортепьяно, причем и маэстро и инструмент плывут на льдине меж величественных снегов Арктики. Как оказалось, этот перфоманс был создан всемирной экологической организацией Greenpeace, которая захотела обратить внимание на глобальную проблему таяния ледников в Арктике.

Впоследствии композитор решил и дальше заниматься общественной деятельностью, и уже стал привлекать внимание к проблеме нехватке воды в Африке, словом, музыкант стал одним из тех людей, кто пытается сохранить нашу чудесную планету для потомков. Как он сам утверждает, источниками вдохновения для него служат путешествия, живопись и хорошее вино.

Про свою личную жизнь Людовико предпочитает умалчивать, никакой информации на этот счет он не дает ни в интервью, ни в своих аккаунтах в социальных сетях. Для окружающих Эйнауди – это его музыка, а частная жизнь и покой семьи тщательно им оберегаются. Известно лишь, что у него любящая жена и двое детей, сын Лео и дочь Джессика.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эйнауди.

Людови́ко Эйна́уди (итал. Ludovico Einaudi; род. 23 ноября 1955, Турин, Италия) — итальянский композитор и пианист. Обучался в Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а также у композитора Лучано Берио. Начал свою карьеру в качестве классического композитора, вскоре добавив в свои произведения другие стили, включая поп- и рок-музыку, этническую и народную музыку[1][2][3][4]. В своей музыке Эйнауди также часто использовал стиль эмбиент. Его музыка часто медитативная и интроспективная, с опорой на минимализм и современную поп-музыку[3][5][6].

Написал музыку для таких фильмов, как «1+1»[7] и «Я всё ещё здесь», телевизионных мини-сериалов «Доктор Живаго» (2002) и Acquario (1996). За Acquario получил премию Grolla d’oro[it] в номинации «Лучший саундтрек». Выпустил несколько альбомов с произведениями для фортепиано с оркестром. Записал трек с Адриано Челентано в 2007 году к юбилейному сороковому альбому актёра[5].

Ранняя жизнь и образование[править | править код]

Эйнауди родился в Турине[8]. Его дед Луиджи Эйнауди — президент Италии в период с 1948 по 1955 годы[9]; его отец Джулио Эйнауди — издатель, работавший с такими авторами как Итало Кальвино и Примо Леви. Мать Людовико Эйнауди умела играть на фортепиано и часто играла сыну в детстве[3]. Он начал писать музыку ещё юношей, первые работы были для акустической гитары[10].

Образование своё начал в Консерватории им. Верди в Милане, получив в 1982 году диплом[3][11]. В этом же году он начал учиться у композитора Лучано Берио и участвовал в Тэнглвудском музыкальном фестивале[3][6].

По словам Эйнауди,

Оригинальный текст (англ.)

Berio did some interesting work with African vocal music and did some arrangements of Beatles songs, and he taught me that there is a sort of dignity inside music. I learnt orchestration from him and a very open way of thinking about music.

Берио делал интересные вещи с африканским вокалом и ещё делал аранжировки песен Beatles. Он учил меня, что в музыке должно быть внутреннее достоинство. Я изучал у него оркестровку и перенял от него очень открытый взгляд на музыку.

Также Эйнауди сотрудничал с такими музыкантами как Боллэйк Сиссоко[en] из Мали и Дживан Гаспарян из Армении[10].

Читайте также:  Алла иошпе личная жизнь дети

Карьера[править | править код]

1980 годы[править | править код]

После учёбы в консерватории в Милане и у Берио, он провёл несколько лет, сочиняя в традиционных формах, сочинил в том числе несколько камерных композиций[6]. Уже вскоре он получил международное внимание, и его музыка звучала в таких престижных местах, как театр Ла Скала, Тэнглвудский фестиваль, Линкольн-центр, а также в Центре исполнительских видов искусства UCLA[12].

В середине 1980-х он находился в поиске своего лица в музыке, что выразилось в серии танцевальных и мультимедийных работ[12], а затем и работ для фортепиано[6].

Саундтреки[править | править код]

В середине 1990-х годов Эйнауди использовал свой неповторимый стиль для сочинения музыки для кинофильмов. Он начал с двух фильмов Микеле Сордилло (итал. Michele Sordillo): Da qualche parte in città (1994) и Acquario (1996), за саундтрек к последнему получил премию Grolla d’Oro. В 1998 году написал саундтрек к Treno di Panna[it], и в том же году партитуру к Giorni dispari Доминика Тамбаско (итал. Dominick Tambasco)[13].

В 2000 году Эйнауди сотрудничал с Антонелло Гримальди[en] в работе над фильмом Un delitto impossibile[it], он также написал саундтрек для фильма Fuori dal mondo[en], который был номинирован на премию «Оскар» и за который он получил премию Echo Klassik[en] в Германии в 2002 году[13]. После выхода дебютного альбома Эйнауди, некоторые его фрагменты были включены в фильм Aprile (итал. Aprile) Нанни Моретти[3][13]. В 2002 году его саундтрек к Свет моих очей (итал. Luce dei miei occhi) был назван лучшим саундтреком года на вручении премии Italian Music Awards[en][13].

В том же 2002 году он получил итальянскую награду за лучшую партитуру (Best Film Score) к фильму Свет моих очей (итал. Luce dei miei occhi)[6]. А журнал Allmusic высоко оценил партитуру к мини-сериалу «Доктор Живаго», дав яркую рецензию и оценку в 4,5 из 5 звезд, сравнивая Эйнауди с Морисом Жарром — автором партитуры предыдущей экранизации романа[14].

В 2004 году его саундтрек к фильму «Странное преступление» получил приз за лучшую музыку к фильму на фестивале Avignon Film Festival[en][13].

В 2010 году Эйнауди написал музыку для трейлера фильма «Чёрный лебедь»[15]. С тех пор он не только сам сочинял саундтреки к фильмам, но и его музыка использовалась в качестве саундтрека. Его музыка Due Tramonti была использована в фильме «Я все ещё здесь» (2010) режиссёра Кейси Аффлека; произведение Nuvole Bianche использовано в фильме «Астрал» (2010) режиссёра Джеймса Вана, в британской ТВ-драме «Это Англия 86» и в сериале «Дерек[en]» (2012) режиссёра и исполнителя главной роли Рикки Джервейса. Для «1+1» (2011), самого кассового фильма в истории Франции[2], использовались такие треки Эйнауди как «Fly», «Writing Poems», «L’origine nascosta», «Cache-cache», «Una Mattina» и «Primavera». В фильме «Это Англия» использованы такие произведения, как «Fuori Dal Mondo» и «Dietro casa». Британский телевизионный сериал «Это Англия 88» также включал треки «Fuori Dalla Notte», «Solo» (бонус-трек с альбома Nightbook[en]), «Berlin Song» и «Distacco».

Сольные релизы[править | править код]

Эйнауди подписал контракт с Decca Records и издаётся в музыкальном издательстве Chester Music Limited, входящим в холдинг Music Sales Group of Companies.

После мультимедийного вдохновения — альбома Time Out в 1988 году, в 1992 году он выпустил альбом Stanze, который сочинил для арфы. Альбом исполняется Сесилией Шайи[en] — одной из первых музыкантов, играющих на электро-арфе[en]. Эйнауди выпустил первый сольный фортепианный альбом Le Onde в 1996 году на BMG[en]. В основе альбома лежит роман «Волны» британской писательницы Вирджинии Вульф, имевший особенный успех в Италии и Великобритании[3][13]. Альбом 1999 года Eden Roc с короткими пьесами также выпущен на BMG[en], для этого проекта Эйнауди сотрудничал с армянским мастером игры на дудуке Дживаном Гаспаряном[13].

Следующий сольный фортепианный альбом Эйнауди I Giorni (2001) создан под впечатлениями, полученными им в африканских путешествиях[3][13]. Сольный трек с тем же названием I Giorni был использован в рекламной кампании художественных и культурных программ BBC[16], его также часто ставил в эфир Грега Джеймса в 2011 году на BBC Radio 1. Джеймс отметил, что он нашёл своеобразную «лечебную пьесу»[17]. Из-за частых появлений в радиоэфире в июне песня даже вошла в UK Singles Chart на 32-ом месте (12 июня 2011 года)[18].

Концерт в «Ла Скала» 03.03.03[en] (концертный альбом 2004 года) — это запись концерта Эйнауди в театре «Ла Скала» в Милане 3 марта 2003 года. Его альбом 2003 года Diario Mali — результат творческого союза Эйнауди (игравшего для альбома на фортепиано) и малийского музыканта Боллэйка Сиссоко, играющего на коре. В 2004 году Эйнауди выпустил альбом Una Mattina на студии Decca Records[13]. В 2006 году вышел его альбом Divenire (фортепиано с оркестром), ставший «золотым» в Италии[2]. Особенно высоко оценили критики трек «Primavera», он записан Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля с Эйнауди за фортепиано. Вскоре после выпуска альбома композитор отправился на гастроли по Великобритании, играя произведения из альбома и оркестровые аранжировки других произведений. Альбом возглавил чарт классической музыки ITunes[1].

В октябре 2009 года вышел альбом Nightbook, показавший, что Эйнауди взял новое направление в музыке, соединив синтезированные звуки с его сольной игрой на фортепиано[6]. Этот альбом — реакция на произведения немецкого художника и скульптора Ансельма Кифера. Альбом был также вдохновлён барабанами и электроникой Whitetree Project — трио, сформированного Эйнауди с Робертом и Рональдом Липпоками из немецкой электронной группы To Rococo Rot[en][4]. В Италии альбом тоже стал «золотым», разойдясь более чем 35 тысячами экземпляров.

Читайте также:  Чулпан хаматова личная жизнь муж дети фото 2016

Альбом In a Time Lapse был выпущен 21 января 2013 года[19] и сопровождался рекламными турами по США и Канаде. Эйнауди также появился на радио KCRW[en] в Лос-Анджелесе[20]. 17 сентября 2013 года Эйнауди исполнил различные песни из альбома In a Time Lapse вместе с ансамблем на ежегодном фестивале ITunes в The Roundhouse в Лондоне.

Альбом Эйнауди Elements (2015) — первый за последние 20 лет альбом классической музыки, попавший в британский чарт «Топ-20»[9].

В марте 2016 в здании Королевского филармонического оркестра Ливерпуля состоялся премьерный концерт Эйнауди для фортепиано под названием «Домино».

В 2016 году Людовико Эйнауди в сотрудничестве с Greenpeace привлёк внимание к вопросу сохранения Арктики. На рояле, установленном на платформе, плывущей вдоль тающего ледника Валенбергбрин на Земле Оскара II, он сыграл «Элегию Арктике»[21].

Награды[править | править код]

Людовико Эйнауди награждён степенью Офицер Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», 26 мая 2005 года в Риме[22].

Альбомы[править | править код]

Людовико Эйнауди в 2008 году

  • Time Out (1988, BMG Ricordi)
  • Stanze[en] (арфа) (1992, BMG Ricordi)
  • Salgari (1995, BMG Ricordi)
  • Le Onde[en] (фортепиано) (1996, BMG Ricordi)
  • Fuori dal Mondo (1998, BMG Ricordi)
  • Ultimi Fuochi (1998, BMG Ricordi)
  • Eden Roc[en] (фортепиано и струнные) (1999, BMG Ricordi)
  • I Giorni[en] (фортепиано) (2001, BMG Ricordi)
  • Luce dei miei Occhi (2001, BMG Ricordi)
  • Dr. Zhivago (2002, BMG Ricordi)
  • Le parole di mio padre (2003, BMG Ricordi)
  • Diario Mali[en] (фортепиано и кора) (2003, Ponderosa IRD)
  • Echoes: The Einaudi Collection (2004)
  • La Scala Concert 03.03.03 (2004)
  • Una Mattina[en] (фортепиано и виолончель) (2004, Ponderosa Music / Art / Decca / Sony Classical)
  • Divenire[en] (фортепиано и струнный квартет) (2007, Ponderosa Music / Art / Decca)
  • Nightbook[en] (фортепиано, электроника) (2009, Ponderosa Music / Art / Decca)
  • Cloudland (проект записан группой Whitetree) (2009, Ponderosa Music / Art)
  • The Royal Albert Hall Concert (2010, Ponderosa Music / Art)
  • Islands (2011, Decca (UMO))
  • In a Time Lapse[en] (2013, Ponderosa Music / Art / Decca)[23][24]
  • Taranta Project (фортепиано, электроника, оркестр, виолончель, кора) (2015)
  • Elements[en] (фортепиано, электроника, оркестр) (2015, UME (USM))
  • Seven Days Walking: Day One (15 марта 2019)
  • Seven Days Walking: Day Two (19 апреля 2019)
  • Seven Days Walking: Day Three (17 мая 2019)
  • Seven Days Walking: Day Four (21 июня 2019)
  • Seven Days Walking: Day Five (19 июля 2019)
  • Seven Days Walking: Day Six (16 августа 2019)
  • Seven Days Walking: Day Seven (20 сентября 2019)

Музыка к фильмам[править | править код]

  • Treno di panna (режиссёр Андреа Де Карло, 1988)
  • Da qualche parte in città (режиссёр: Микеле Сордилло, 1994)
  • Acquario (режиссёр: Микеле Сордилло, 1996)
  • Aprile (режиссёр: Нанни Моретти, 1998)
  • Giorni dispari (режиссёр: Доминик Тамбаско, 1998)
  • Fuori dal mondo (режиссёр: Джузеппе Пиччиони, 1999)
  • La vita altrui (режиссёр: Микеле Сордилло, 2000)
  • Un delitto impossibile (режиссёр: АНтонелло Гримальди, 2000)
  • Le parole di mio padre (режиссёр: Франческа Коменчини, 2001)
  • Alexandreia (режиссёр: Мария Ильеу, 2001)
  • Luce dei miei occhi (режиссёр: Джузеппе Пиччиони, 2002) — Премия Italian music award за лучшую музыкальную тему
  • Doctor Zhivago (телевизионный мини-сериал, режиссёр: Джакомо Кампиотти, 2002)
  • Sotto falso nome (режиссёр: Роберто Андо, 2004) — приз за лучшую музыку к фильму на Avignon Film Festival в 2004 году
  • Это Англия (режиссёр: Шейн Медоуз, 2006)
  • Это Англия 86 (режиссёр: Шейн Медоуз, 2010)
  • «Звёздные врата: Вселенная», эпизод «Патоген» (2010)
  • Sangandaan, эпизод Landas ng Buhay (2010)
  • Я всё ещё здесь (режиссёр: Кейси Аффлек, 2010)
  • Das Ende ist mein Anfang (2010)
  • трейлер Черный лебедь (режиссёр: Даррен Аронофски, 2010)[9]
  • Elena — Mysterio ng Kahapon (2011)
  • Это Англия 88 (режиссёр: Шейн Медоуз, 2011)
  • 1+1[7] — (режиссёр: Оливье Накаш и Эрик Толедано, 2011)
  • Дж. Эдгар — (режиссёр: Клинт Иствуд, 2012)[9]
  • сериал Derek пилотная серия — (режиссёр: Рики Джервейс, 2012)
  • Искатель воды — (режиссёр: Рассел Кроу, 2014)[9]
  • Мамочка — (режиссёр: Ксавье Долан, 2014)[9]
  • Самба (режиссёр: Оливье Накаш и Эрик Толедано, 2014)[9]
  • Это Англия 90 — (режиссёр: Шейн Медоуз, 2015)
  • Ограбление по Фрейду (ендинг)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Людовико Эйнауди
  • The Independent review Album: Ludovico Einaudi, Nightbook (Decca) (16 October 2009)
  • History and Mystery: The piano spheres of Ludovico Einaudi, Bluefat interview
  •  (итал.) Voce di Italia review of Ludovico Einaudi — The Nightbook Tour by Daniele Orlandi (13 February 2010)
  •  (итал.) Romagna Noi review Ravenna — Ludovico Einaudi all’Alighieri by Daniele Orlandi (8 February 2010)

Источник

Íåäàâíî îáíàðóæèë ýòó ñòàòüþ ïðî îäíîãî èç ëþáèìåéøèõ êîìïîçèòîðîâ ñîâðåìåííîñòè,ðåøèë ïîäåëèòüñÿ ñ âàìè.Îñòîðîæíî,äëèíîäëèíîïîñò,ïðèÿòíîãî ïðîñìîòðà;)

Çíàêîìüòåñü — Ëþäîâèêî Ýéíàóäè.

Ëþäîâèêî ðîäèëñÿ â 1955 ãîäó, â Òóðèíå (Èòàëèÿ). Òàê êàê åãî ìàòü èãðàëà íà ôîðòåïèàíî, òî óæå â âîçðàñòå ïÿòè ëåò îí íà÷àë ïîñòèãàòü ìóçûêàëüíîå èñêóññòâî. Îòåö ìàòåðè áûë êîìïîçèòîðîì è äèðèæ¸ðîì èòàëüÿíñêèõ îïåð. À âîò îòåö Ýéíàóäè áûë èçäàòåëåì, è õîòÿ íå îñîáî èíòåðåñîâàëñÿ ìóçûêîé, âñ¸ æå íå çàïðåùàë åþ çàíèìàòüñÿ. Îáùèì áûëî òî, ÷òî è îòåö è ñûí ëþáèëè ñîâðåìåííîå èñêóññòâî. Äåäóøêà áûë ïðåçèäåíòîì Èòàëèè, è, êàê ãîâîðèò ìóçûêàíò, åãî äî ñèõ ïîð ñòàâÿò åìó â ïðèìåð. Õîòÿ êîìïîçèòîðó óæå 58 ëåò.

Читайте также:  Михаил мишин личная жизнь и дети

 øåñòíàäöàòü ëåò ïîíÿë, ÷òî, öèòèðóþ, «ÿ – ÷àñòü ìóçûêè, à ìóçûêà – ÷àñòü ìåíÿ, è ñ òåõ ñàìûõ ïîð ìû – îäíî öåëîå, íå ðàññòàåìñÿ íè íà äåíü.» Õîòÿ áûë è äðóãîé ïóòü — Ëþäîâèêî ìîã ñòàòü ôîòîãðàôîì, íî ñòðàñòü ê ìóçûêå îêàçàëàñü ñèëüíåå. Äàëåå â 27 ëåò îíà ïîëó÷èë äèïëîì êîìïîçèòîðà â Ìèëàíñêîé êîíñåðâàòîðèè èìåíè Äæóçåïïå Âåðäè è ïðîäîëæèë îáó÷åíèå óæå ó Ëó÷àíî Áåðèî äî 31 ãîäà. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî îáó÷åíèå ó Ëó÷àíî ñèëüíî ïîâëèÿëî íà Ëþäîâèêî èìåííî â ïëàíå ñîáñòâåííîãî çâó÷àíèÿ. Ïîòîìó ÷òî åãî ó÷èòåëü ëþáèë ýêñïåðèìåíòû ñî çâóêîì è ïîñòîÿííî îáúåäèíÿë ñàìûå ðàçíûå íàïðàâëåíèÿ âî ÷òî-òî íîâîå.

À òåïåðü ñàìûé èíòåðåñíûé, íà ìîé âçãëÿä, ôàêò. Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, â 31 ãîä Ýéíàóäè çàêîí÷èë îáó÷åíèå. À ïîòîì 10 ëåò èñêàë ñîáñòâåííîå çâó÷àíèå. Çàäóìàéòåñü: 10 ëåò. Êàê îí ñàì ãîâîðèò, â íà÷àëå êàðüåðû ïîðîé áûëî î÷åíü òÿæåëî è ïðèõîäèëîñü ïîäðàáàòûâàòü â ìóçûêàëüíûõ èçäàòåëüñòâàõ. «Íî ÿ óïîðíûé».

À òåïåðü äàâàéòå îòîéä¸ì îò òåìû ìóçûêè è ïðîñòî ïîäóìàåì: ÷åëîâåêó 31 ãîä. Êàê ìû ïîíèìàåì, â ýòîì âîçðàñòå íàäî èìåòü óæå íåêîòîðóþ ñòàáèëüíîñòü. À Ëþäîâèêî â ýòîì âîçðàñòå òîëüêî çàêîí÷èë îáó÷åíèå. ß íå ìîãó ïðåäñòàâèòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïîòîì áû åù¸ 10 ëåò èñêàë ñâî¸. Íóæíî èìåòü ïîèñòèíå æåëåçíîå óïîðñòâî, ÷òîáû íå ñäàâàòüñÿ â òå÷åíèå ñòîëü äîëãîãî âðåìåíè. Íî è íàãðàäà áûëà äîñòîéíîé.

Ñîëüíûé àëüáîì, âûïóùåííûé â 1996 ãîäó «Le Onde» ñòàë ñàìûì ïðîäàâàåìûì àëüáîìîì â Èòàëèè è Âåëèêîáðèòàíèè. Ñ ýòîãî ìîìåíòà ê êîìïîçèòîðó ïðèøëà íàñòîÿùàÿ èçâåñòíîñòü è áûë íàéäåí ñâîé ñîáñòâåííûé ñòèëü. Çàáàâíî, íî êîãäà ðàíåå â 1990 ãîäó âûøåë àëüáîì «Stanze» è êîìïîçèöèè èç íåãî êðóòèëè íà ðàäèî, â îäèí ïðåêðàñíûé ìîìåíò â òåëåðàäèîêîìïàíèè îòêëþ÷èëàñü òåëåôîííàÿ ñåòü. Ñëóøàòåëè ìîãëè ëèøü íàñëàæäàòüñÿ ìóçûêîé, íî âîò óçíàòü êòî àâòîð — íåò.

Ïðèâåäó ôðàãìåíòû èíòåðâüþ, êîòîðûå äàäóò áîëåå ïîëíîå ïðåäñòàâëåíèå îá ýòîì ÷åëîâåêå. Çàïîìíèòå åãî ñîâåòû, ïîòîìó ÷òî îíè óíèâåðñàëüíû è âñïîìèíàéòå èõ, êîãäà âàì áóäóò ãîâîðèòü, ÷òî ÷òî-òî òàì íåâîçìîæíî èëè óæå ïîçäíî è ò.ä:

— Âäîõíîâåíèå: ÷òî ýòî? Îòêóäà è êàê îíî áåðåòñÿ?

— Ýòî òàêîé ìîìåíò, êîòîðûé «îñòàíàâëèâàåò» ðàçìûøëåíèå ìåæäó âíåøíèì ýëåìåíòîì è åãî âîçäåéñòâèåì íà íàø âíóòðåííèé ìèð. Íàïðèìåð, íåñêîëüêî ëåò íàçàä ÿ óâèäåë Òðèïòèõ ïðèðîäû Äæîâàííè Ñåãàíòèíè: ýòè èçîáðàæåíèÿ ìíå ÿâèëèñü êàê ôîòîãðàììû, êîòîðûå íàìåêàëè íà äâèæåíèå. Ìíå ïîêàçàëîñü åñòåñòâåííûì ðàçâåðíóòü èõ â ìóçûêàëüíóþ òåìó. Òàê ïîÿâèëîñü Divenire.

— Êàêèå ýòàïû (è ñêîëüêî èõ) ïðîõîäÿò ìåæäó ïðèäóìûâàíèåì ìîòèâà è âîïëîùåíèåì åãî?

— Èíîãäà ìóçûêàëüíûé îòðûâîê ðîæäàåòñÿ ïî÷òè ãîòîâûì çà îäèí äåíü, õîòÿ ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ÿ íå îáäóìûâàë åãî äî ýòîãî. À èíîãäà ñëó÷àåòñÿ, ÷òî ïðèâëåêàòåëüíîé ìóçûêå ìíå äîëãî íå óäàåòñÿ ïðèäàòü èäåàëüíóþ ôîðìó, òàêóþ, êàê ìíå õî÷åòñÿ. Òîãäà ïðèõîäèòñÿ åå ïåðåïèñûâàòü íå îäèí ðàç. Êðîìå òîãî, áûâàþò íàñêîëüêî ìîùíûå èäåè, êîòîðûå âñåãäà ïåðåäàþò ÷óâñòâà, äàæå åñëè èõ èñïîëíÿòü â ðàçíîé ìàíåðå è îðêåñòðîâêå. Ìóçûêà ïî÷òè íèêîãäà íå ðîæäàåòñÿ îò íà÷àëà äî êîíöà, îò À äî ß. Îíà ìîæåò íà÷àòüñÿ, íàïðèìåð, ñ Ë, à ïîòîì âñå ïðèâåäåòñÿ â íóæíûé ïîðÿäîê.

— Íàñêîëüêî âàæíî äóìàòü î ñëóøàòåëÿõ?

Î÷åíü âàæíî. Íî íå äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîòàêàòü æåëàíèÿì ëþáèòåëåé ìîèõ ñî÷èíåíèé. Ñêîðåå, ìåíÿ çàáîòèò ÿñíîñòü. Âûÿâèòü ñóùíîñòü òîãî, ÷òî ÿ õî÷ó âûðàçèòü.

— Ñî÷èíÿòü ìóçûêó: ïðèðîäíûé äàð èëè ýòîìó ìîæíî íàó÷èòüñÿ?

Îáëàäàíèå àáñîëþòíûì ñëóõîì ñ÷èòàåòñÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ. Íî ìîæíî ýòî ðàçâèâàòü ñ ïîìîùüþ äðóãèõ èíòåðåñîâ: íàóêè, èñêóññòâ, ëèòåðàòóðû, ïóòåøåñòâèé…

—  âàøåì òâîð÷åñêîì ïðîöåññå ñóùåñòâóåò ìåñòî, ãäå âû ïðåäïî÷èòàåòå ïèñàòü ìóçûêó?

Ìåæäó íåîáûêíîâåííîé êðàñîòîé âîêðóã ìåíÿ è íåîáûêíîâåííîé êðàñîòîé â ìîåì òâîð÷åñòâå íåò ïðÿìîé çàâèñèìîñòè. Íàïðîòèâ. Ñâîè ëó÷øèå ïðîèçâåäåíèÿ ÿ íàïèñàë â ãîðîäå, â Ìèëàíå. Ïðåäñòàâüòå, îäíàæäû ÿ âçÿë ñ ñîáîé èíñòðóìåíòû â ÷óäåñíîå ìåñòî íà ìîðå. Íî îêðóæàþùàÿ êðàñîòà îòâëåêàëà ìåíÿ, è ó ìåíÿ íå áûëî íàñòðîåíèÿ ðàáîòàòü. Äëÿ êîíöåíòðàöèè íåò íóæäû âûãëÿäûâàòü íàðóæó. Íàäî ñìîòðåòü âíóòðü ñåáÿ.

— Åñëè áû âàì ïðèøëîñü ïðåäñòàâèòüñÿ òåì, êòî âàñ íå çíàåò, êàêîå ïðîèçâåäåíèå âû áû âûáðàëè?

— Experience, îíî âîøëî â ìîé ïîñëåäíèé àëüáîì In a Time Lapse. À ïîòîì ó ìåíÿ, ïîæàëóé, âîçíèêëè áû ñîìíåíèÿ. Ìû æèâåì â ýïîõó ãèïåðñëóøàíèÿ. Ìîëîäåæü îòãîðàæèâàåòñÿ íàóøíèêàìè, ïåñíè çâó÷àò â ëèôòå, â ðåñòîðàíå … Ïîäîáíûé ïåðåáîð ìåíÿ ðàçäðàæàåò. Åñòü òàêîå âðåìÿ è òàêèå ìåñòà, ãäå ìîæíî çàìå÷àòåëüíî ñëóøàòü òèøèíó.  íåêîòîðûõ ôèëüìàõ òîæå ñëèøêîì ìíîãî ìóçûêè. À êîãäà ìóçûêè ìíîãî, òî îíà íå ñîçäàåò âïå÷àòëåíèÿ è óòðà÷èâàåò ìàãèþ.

— ×òî çíà÷èò èìåòü ñòèëü?

Óçíàâàòü ñåáÿ, íàõîäèòü óäîâîëüñòâèåì â òîì, ÷òî äåëàåøü.

— ×åìó äîëæíà ñëóæèòü âàøà ìóçûêà?

Îíà äîëæíà îñòàâëÿòü âíóòðè ÷òî-òî, çàïóñêàþùåå èäåè. Ñàìûé áîëüøîé êîìïëèìåíò äëÿ ìåíÿ — óçíàâàòü, ÷òî êòî-òî, ïîñëóøàâ ìîþ ìóçûêó, íàïèñàë ñòèõè èëè íàðèñîâàë êàðòèíó. Èëè ïðîñòî óëûáíóëñÿ íîâîìó äíþ. Äóìàþ, ÷òî ìóçûêà ìîæåò ïðîíèêàòü íàïðÿìóþ ãëóáîêî â äóøó. ×åëîâåê áåççàùèòåí ïåðåä íîòàìè. È ýòî çàìå÷àòåëüíî.

Îðèãèíàë ñòàòüè: https://stopgame.ru/blogs/topic/59177/

È ëè÷íî îò ñåáÿ õî÷ó äîáàâèòü îäíî èç ëþáèìåéøèõ êîìïîçèöèé ãåíèàëüíîãî ìóçûêàíòà:

Источник