Любовь орлова биография личная жизнь сталина

Любовь орлова биография личная жизнь сталина thumbnail

Любовь орлова биография личная жизнь сталина​«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.

Подвиг женщины

Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

Григорий Александров.

— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев 

— Говорят, прошлые хозяева называли эту дачу виллой.

Любовь орлова биография личная жизнь сталина

— Вообще-то Александров, будучи в конце 20-х гг. за границей, засматривался на виллу Чарли Чаплина в Голливуде, поэтому свою дачу они строили по этому образцу. Там было много недоступного простому советскому человеку: настоящий камин, висящая терраса, ванна, утопленная в пол. Дачу действительно называли «виллой Орловой», но на самом деле это был подарок Сталина не ей, а Александрову.

— Про Сталина вы нашли что-нибудь в её дневниках? Говорят, что она его очень не любила.

— Она не то что его не любила — она его ненавидела. Думаю, что единственный человек, которого любила Орлова, — это её первый муж Андрей Берзин. Во время ареста его в прямом смысле штыками вынули из их супружеской кровати. После этой трагедии у Орловой развилась патологическая ненависть к Сталину. Но сам Сталин, мне кажется, был довольно долго влюблён в неё. Я прочитал в дневниках, как однажды он пригласил её на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг.

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год

Никита Хрущев и народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова во время приема деятелей искусства и литературы. 1959 год. Фото: РИА Новости

— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?

— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной. Фото: Из личного архива

— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

— Не думаю, что это был фиктивный брак. Я видел их личные, можно сказать, интимные фотографии, которые люди, не влюблённые друг в друга, никогда бы не сделали. С Александровым Орлова знала, на что шла. У неё до него в 1932 г. случился безумный роман с военным атташе Германии. Понятно, что после такого она не дожила бы в славе и богатстве до преклонных лет, если бы не встретила Александрова. Да и у самого Александрова до неё были бурные романы, один из них — с режиссёром Сергеем Эйзен­штейном.

— А после свадьбы были верны друг другу?

— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год. Фото: РИА Новости

— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.

— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год. Фото: РИА Новости

— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

— Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже… Васей.

— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.

— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

«Мусоргский». Любовь Орлова в роли Татьяны Платоновой. 1951 год.

— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла… Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

Читайте также:  Наталья вавилова биография личная жизнь фото в 2013 году

— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

— Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.

Любовь орлова биография личная жизнь сталина

Любовь Орлова в роли разведчицы в фильме кинорежиссера Григория Александрова «Скворец и Лира». 1973 год.

— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.

Источник

Любовь Орлова (фотография начала 1950-х)

8 марта 1935 года Иосиф Сталин пригласил актрису Любовь Орлову на тайную встречу в своём загородном имении. Не прошло и получаса, как вождь народов помрачнел, сухо распрощался и поспешно вышел из банкетного зала.

Эта история началась за 9 лет до роковой встречи. В 1926 году Любовь Орлова вышла замуж за Андрея Берзина – экономиста, заместителя начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия, который был старше её на 10 лет. Брак был крепким, счастливым. Муж зарабатывал хорошие деньги, поэтому Любовь Петровна не задумывалась о собственной карьере, она работала хористкой в Музыкальном театре им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко, не претендуя на главные роли.

Любовь Орлова (фотография 1916 года)

В 1930-м году прокатилась волна первых сталинских репрессий. В кабинетах НКВД была изобретена новая антисоветская политическая организация – «Трудовая крестьянская партия», к которой приписывали всех, кто был не угоден генеральному секретарю. Андрей Берзин, подобно сотни других молодых и прогрессивных чиновников, был арестован в 4 часа утра в собственной квартире и сослан в Казахстан, где был устроен на работу экономистом-плановиком. В 1938 году Берзин сам стал заключенным. Отсидев более 10 лет, он переехал в Латвию, где вскоре умер.

Кадр из фильма «Весёлые ребята»

Для Любови Орловой началась другая жизнь. Зарплаты хористки не хватало даже на продукты, а на главные роли режиссеры выбирали более юных актрис. Знакомство с молодым только что вернувшимся из США учеником Сергея Эйзенштейна – Григорием Александровым спасло её от разорения. В 1933 году они поженились, в 1934 выпустили совместный фильм «Весёлые ребята», имевший огромный успех, как в СССР, так и заграницей. Только в квартире, а позже в собственном доме Любови Петровны и Григория Васильевича было две спальни.

Григорий Александров и Любовь Орлова (фотография начала 1960-х)

Владелец полного архива писем и документов Любови Орловой и Григория Александрова – Александр Добровинский пишет:

«Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову».

11 февраля 1935 года в квартире Орловой раздался звонок, приятный мужской голос предупредил: «Не вешайте трубку, сейчас с Вами будет разговаривать товарищ Сталин». Сталин поздравил Орлову, поблагодарил за отличную работу и назначил тайную встречу у себя в загородном доме 8 марта.

Любовь Орлова на даче (1955 год)

Роскошный банкетный зал, вино, свечи, никого кроме них двоих. Сталин был весел, словоохотлив, он честно признался, что влюблён в Орлову, следит за её карьерой в театре и кино. Наконец он перешел к своему любимому номеру, заявил: «Проси, что хочешь, я все для тебя сделаю!». То, что случилось далее, Александр Добровинский описывает так:

«Тогда она спросила у вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать. В общем-то, тогда Орлова совершила настоящий женский подвиг».

Григорий Александров и Любовь Орлова (фотография начала 1960-х)

В 2015 году издательством ООО «Яуза-пресс» были выпущены поддельные мемуары Любови Орловой «О Сталине с Любовью», в которых подробно рассказывалось о регулярных встречах актрисы и генерального секретаря с 1935 по 1940 год. В этой книге Орлова называет Сталина мужественным, стойким, замечательным человеком, хорошим другом. В жизни ничего подобного не происходило, их разделяла непреодолимая, жгучая ненависть. Единственной любовью великой советской актрисы остался её первый муж – талантливый экономист Андрей Гаспарович Берзин.

Читайте также:  Гитана баталова биография личная жизнь дети

Источник

Многие поклонники думают, что знают о легендарных актрисах все, однако что-то самые известные советские кинодивы XX века умудрились оставить за завесой тайны, как настоящие женщины-загадки. WMJ.ru продолжает рассказывать о всех тайнах личной жизни культовых звезд — теперь и наших соотечественниц.

Ее обожала вся страна — от всемогущего вождя до простого колхозника. Голливудская внешность и сияющая улыбка первой советской кинозвезды заставляли миллионы мужчин и женщин мечтать о любви и счастье. Хотя биографию самой Любови Орловой трудно назвать счастливой. Тем не менее ее судьба полна потрясающих событий, взлетов и глубочайших разочарований.

Любовь Петровна родилась холодной зимой, в конце января, в дворянской семье, еще до революции. Отец Петр Федорович Орлов был военным, несколько раз удостаивался государственных наград за военные заслуги и имел высокое звание. Мать Евгения Николаевна происходила из знатного дворянского рода Сухотиных, была дочерью генерала от кавалерии, начальника академии Генерального штаба. Род Сухотиных состоял в прямом родстве с писателем Львом Николаевичем Толстым. У самой Орловой хранился экземпляр повести «Кавказский пленник», который собственноручно подписал и подарил маленькой девочке всемирно известный писатель. Позже актрисе часто приходилось врать, что книгу с подписью она получила по почте, отправив еще ребенком письмо Толстому с жаркими признаниями.

В своем поместье в подмосковном городе Звенигороде семья Орловых часто по-дружески принимала знаменитого певца Федора Шаляпина. В один из вечеров, когда в доме в очередной раз собрались гости и маленькая Любовь показывала пришедшим свои домашние этюды, Федор Иванович отметил, что талант у девочки весьма неординарный и у нее может быть большое будущее в театре или кино. Но мать и отец девочки видели будущее своего ребенка лишь в музыке, поэтому по достижении школьного возраста отдали Любу в музыкальную школу, где некоторое время она училась игре на фортепиано. К тому же у Любы рано обнаружилось редкое заболевание — болезнь Меньера, в связи с которым она часто испытывала головокружения и не слишком четко могла управлять своим вестибулярным аппаратом. Мечтать приходилось лишь о должности пианистки.

Как и многие дворянские семьи, в 1917 году Орловы оказались в крайне затруднительном положении. Как рассказала позже внучатая племянница актрисы Нонна Голикова, отец Любы и ее младшей сестры Нонны (бабушки Голиковой) не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Действительно, семья выжила только благодаря тому, что отбирать у нее было нечего. Отец с трудом устроился на работу в одно из советских учреждений, где ему дали пайку «лишенца» — по двести граммов хлеба на домочадца. Как многие, Орловы уехали в провинцию, где с провизией было легче. Они поселились в тихом Воскресенске, завели корову. В анкетах сестры Люба и Нонна стали писать, что происходят «из интеллигенции». Каждое утро они в больших и тяжелых бидонах возили молоко в Москву, на продажу. От физической работы у 15-летней Любы болели руки — потом всю жизнь она мучилась с суставами и позже, став актрисой, старалась сниматься в перчатках или просила сшить ей платье с такими длинными рукавами, чтобы кисти рук были закрыты.

В семнадцать лет Любовь Орлова продолжила свое музыкальное образование в Московской консерватории. Но уже в 20 лет она бросила обучение, так как ей необходимо было самой зарабатывать средства к существованию. В 1922 году девушка начала учить малышей музыке, давая уроки игры на фортепиано, а также подрабатывала тапером в кинотеатрах. Одновременно с этим Орлова училась в театральном техникуме (впоследствии ГИТИС). К 24 годам Любовь профессионально пела в хоре и играла в постановках во МХАТе.

В 1921 году Любовь вышла замуж за Андрея Гаспаровича Берзина, который был на 10 лет ее старше. Красавец-латыш занимал высокую должность в Наркомземе. Женившись, он забрал супругу и ее родителей в свою огромную квартиру у Покровских ворот. Финансовая жизнь в браке с большим начальником начала налаживаться, но долго семейное счастье не продлилось. Через четыре года Берзин был арестован по известному делу Чаянова. Люба бежала домой с очередной репетиции, и ей навстречу на извозчике ехал Андрей. В руках у него был хорошо знакомый ей чемоданчик. Больше они никогда не виделись. У них даже не было возможности попрощаться. Орлову с родными немедленно выселили, они перебрались в коммуналку.

На протяжении нескольких лет от Берзина не было никаких вестей. Муж просто пропал, а разузнать о нем не представлялось возможным. Орлова уже отчаялась найти его и даже закрутила роман с австрийским импресарио по имени Франц. Коллеги не скрывали зависти — они покидали театр на трамвае, а Любовь Орлова ехала в ресторан на «мерседесе» австрийца. Он обещал вывезти ее на Запад и сделать звездой синематографа. Орловой нравился этот новый вид искусства, она даже пыталась сняться в кино, но у ворот киностудии попала в длинную очередь кандидаток. Когда пришел ее черед, режиссер ткнул пальцем в едва заметную родинку у нее на щеке:

Не годится! Может, в театре эта родинка вам не мешает, а в кино мешает все.

Поэтому все силы Любовь бросила на развитие в профессии театральной актрисы: пела, профессионально танцевала — даже с элементами акробатики. В 30 лет она получила предложение стать солисткой в оперетте «Перикола» Оффенбаха. Это была ее первая главная роль, которая прославила молодую певицу, чего та давно желала. Отныне на представления с ее участием собирались полные залы, а билеты раскупались за короткое время. Именно там ее заметил режиссер Григорий Александров, когда искал исполнительницу главной роли в свою картину «Веселые ребята».

Когда занавес поднялся, на сцену выпорхнула сама Красота — идеально сложенная, белокурая, голубоглазая девушка лет двадцати. Она прекрасно пела и двигалась с грацией прирожденной балерины,

— вспоминал позже Григорий Васильевич.

После спектакля очарованный Александров бросился за кулисы и пригласил артистку не только играть в будущем фильме, но и немедленно посетить с ним юбилей Собинова в Большом театре. После банкета они до самого утра бродили по московским улицам не в силах расстаться. В разговоре Любовь Орлова между делом упомянула, что ей уже за тридцать, чему Александров отказался верить. Он уже был влюблен в нее.

Родом Григорий Александров был из Екатеринбурга, из семьи горнорабочего по фамилии Мормоненко и крещеной татарки по имени Анфуса. Приехав в Москву, он стал другом и ассистентом режиссера Сергея Эйзенштейна. Оба были так неразлучны, что в кино— и театральной среде прошли даже слухи об их нестандартной сексуальной ориентации, впоследствии не раз разгоравшиеся с новой силой. Однако вскоре Григорий женился на юной балерине Ольге Ивановой, которая родила ему сына, названного Дугласом в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Дело в том, что Григорий Васильевич был без ума от голливудского кино и мечтал делать нечто подобное в Советском Союзе. Кино ему делать позволили, однако намекнули, что сына лучше назвать менее экзотично — так Дуглас стал Васей.

Григорий Александров стал смотреть все спектакли с участием Любови Орловой, они встречались все чаще. Однажды Григорий Васильевич привел домой к Орловым парикмахера, которому предстояло сделать Любочку блондинкой. Домашние не пришли от этого в восторг. Все семейство суетилось и, как могло, протестовало и возмущалось. Уже 14-летняя племянница Любови Нонна, увидев любимую тетю в столь непривычном обличье, расплакалась…

Именно с фильма Александрова «Веселые ребята» началась биография Орловой в кино. Превосходно вжившись в роль Анюты, Любовь очень быстро завоевала популярность и стала одной из самых известных актрис Советского Союза. Хотя при сдаче фильма Александров ожидал самого худшего, ведь в главной роли снималась дворянка, бывшая жена репрессированного и подруга иностранца. Опасения не были напрасны — поначалу картину объявили «хулиганской и контрреволюционной». Спас ее Сталин, которого игра Орловой привела в восторг. По его приказу начинающей актрисе присвоили почетное звание заслуженного деятеля искусств.

Читайте также:  Константин озеров биография и личная жизнь

Когда артистке было 34 года, она вновь появилась на экране в мюзикле «Цирк». Картину тоже снял Александров, и она побила все рекорды по кассовым сборам среди советских фильмов благодаря игре актеров, в том числе и Орловой. За эту работу режиссер был отмечен высшей наградой и получил приз на показе во Франции, а также был награжден знаком отличия и премией Сталина.

К слову, о Сталине. После трагедии с первым мужем у Орловой развилась патологическая ненависть к вождю. Но сам Иосиф Виссарионович был довольно долго влюблен в нее. Однажды он пригласил Любовь Петровну на ужин. Орлова интуитивно понимала, чем должно закончиться это приглашение. За столом она спросила вождя народов: «Товарищ Сталин, а можно узнать у вас о судьбе моего бывшего супруга?» Сталин изменился в лице. Он довольно резко ответил ей отказом, сухо распрощался и больше никогда не предпринимал попыток ухаживания. Он продолжал ценить Орлову-актрису, но как объект увлечения она перестала для него существовать.

В конце 30-х вышли подряд три фильма, вознесшие Любовь Орлову на вершину актерской славы. Все эти фильмы, естественно, снял Александров. В «Цирке» его жена сыграла американскую циркачку, нашедшую в СССР вторую родину. В «Волге-Волге» — задорного почтальона Стрелку, грозу бюрократов. В «Светлом пути» — сельскую девушку Таню, ставшую известной ткачихой, а потом депутатом. И везде Любовь танцевала и пела песни, которые тут же разносились по стране. Она стала настоящей звездой — первым секс-символом страны, где о сексе говорили только шепотом. Кто-то вывел формулу ее успеха: «Орлова — это Марлен Дитрих плюс советская власть».

Это был рай Орловой и Александрова. Но рай этот создавался буквально потом и кровью — в основном ее. Для поддержания жизни подобного уровня — «мерседес», шофер, кухарка, сторож и так далее — необходимо было гораздо больше денег, чем могла дать даже их звездная деятельность в кино. И Любовь Петровна все свободное от съемок время концертировала. Иногда за один день приходилось петь 5-6 концертов! Она уставала так, что плакала, падала в обмороки. Иногда на гастролях возникали по-настоящему опасные ситуации. В 1952 году Любовь Петровна давала концерт в приграничном городе Западной Украины, где тогда были сильны антирусские настроения. Кто-то из публики подал ей необыкновенный букет роз.

Я сразу обратила на него внимание, — рассказывала потом Орлова. — Теперь я понимаю, что он был траурный. Белые розы, а в середине совершенно необычные — черные…

Уколовшись о розы, Любовь Петровна получила заражение крови. Оказалось, что шипы были пропитаны ядом. Чтобы спасти Орлову, Сталин послал личный самолет в Англию за лучшими врачами, и все обошлось. Разумеется, виновных в покушении искали. Многих в том городе арестовали, но человека, вручившего Любе отравленные цветы, так и не нашли. Всю оставшуюся жизнь Орлова боялась принимать подарки от незнакомых людей. А когда ее машина проезжала через толпу, вообще ложилась на пол — на всякий случай.

Война застала Любовь Орлову и Григория Александрова в Риге. С трудом они выбрались в Москву. Стали вдвоем делать «Боевые киносборники». Когда снимать кино в прифронтовом городе было уже невозможно, супруги уехали в Баку. Там Александров снял фильм «Одна семья», но приемная комиссия этот фильм забраковала как «слабо отражающий борьбу советского народа с оккупантами». В 1941 году Орлова участвовала во встречах с солдатами, которым предстояло уйти на фронт. Люди любили актрису, поэтому слушали и внимали каждому ее слову. Во время Великой Отечественной войны Орлова давала многочисленные концерты на фронте.

После войны Любовь Петровна стала еще популярнее благодаря судьбе и необычному стечению обстоятельств. Из-за существовавшего тогда «железного занавеса» между СССР и остальным миром советские зрители не могли знакомиться с зарубежными фильмами, и лишь некоторые посвященные, в число которых входил Александров, на закрытых показах просматривали картины, сделанные в Голливуде и в Европе. Именно тогда режиссер приметил Марлен Дитрих. Будучи эталоном талантливой актерской игры и безукоризненного стиля, актриса навела Григория Васильевича на мысль, что она и Орлова внешне похожи, и в своих фильмах он начал показывать Любовь Петровну утонченной и грациозной, копируя детали образа и поведения голливудской звезды.

Но Любовь Петровна находилась уже в возрасте, выглядеть на экране так же хорошо, как раньше, ей не удавалось. Именно по ее просьбе последний фильм Александрова с ее участием «Скворец и Лира» положили на полку. А от съемок в автобиографическом фильме о себе она вообще отказалась. Причина была одна — переживания из-за возраста. Хотя возможности у нее были большие, она использовала новейшие достижения косметологии. Но для съемок в кино эти средства не годились, и Орлова занялась работой в театре. Однажды актриса пришла в театр взволнованная: когда она переходила улицу в неположенном месте, милиционер крикнул ей вслед: «Девушка, вы куда?» Любовь Петровна сохранила стройность фигуры, но лицо безжалостно напоминало о прожитых годах. Она шутила: «Сзади пионерка, а спереди пенсионерка». Поэтому актриса отважилась на пластическую операцию — первой из всех советских женщин. Именно благодаря особому отношению к себе Любовь Петровна роскошно выглядела, и после пластики никто не мог сказать, сколько в действительности ей лет.

Детей у Любови Орловой не было — то ли из-за пошатнувшегося здоровья, то ли от нежелания нарушать заведенный порядок жизни, где в центре мироздания находилась она сама. Любовь к мужу, если она когда-то была, давно уже отошла на задний план. Александров и Орлова на людях общались с отменной вежливостью, называя друг друга на «вы» и по имени-отчеству. Всем, кто их знал, они напоминали не супругов, а давних деловых партнеров. Как рассказывали соседи Орловых-Александровых по даче, однажды охладев друг к другу в постели, актриса и режиссер так и не сумели найти других ценностей в семейной жизни, и интимное общение быстро прекратили, договорившись сохранять брак для вида. И характеры у них были очень разные: он — душа компании, она — молчаливая и замкнутая, надежно прячущая искренность за своей знаменитой улыбкой. Позднее она признавалась: «Мне хорошо только наедине с самой собой».

Умерла Любовь Орлова зимой 1975 года. Несколько лет перед уходом из жизни она страдала от злокачественного новообразования поджелудочной железы. Григорий Васильевич попросил врачей не говорить жене об этом: «Пусть думает, что это просто камни в почках». Он окружил ее трогательной заботой, в Кунцевской больнице не отходил от ее постели. Она выписалась и вроде бы пошла на поправку, но 23 января 1975 года на дне рождения мужа потеряла сознание. Через три дня ее не стало. Тысячи москвичей пришли проститься с любимой актрисой в Театр Моссовета, а потом на Новодевичье кладбище. Александрова вели под руки — казалось, он совершенно потерял волю к жизни. Григорий Васильевич пережил возлюбленную всего на 8 лет.

В 2014 году хранителем личных вещей и усадьбы Любови Орловой и ее супруга стал известный адвокат Александр Добровинский, который приобрел дачу актрисы и режиссера во Внукове. Как утверждают российские СМИ, Добровинский купил архив известной пары и их дом у внука Александрова (единственного сына Дугласа, Григория-младшего), который к тому времени успел привести все в упадок и распродать значительную часть записей и фотографий, а также участков вокруг дома. Теперь Александр Добровинский пристально следит за сохранением наследия великих людей.

Источник