Ляля черная биография личная жизнь

Ляля черная биография личная жизнь thumbnail

Биография

Сыграв всего в 8 фильмах, актриса театра и кино Ляля Черная оставила неизгладимый след в сердцах зрителей, как когда-то в мужских. Такова была сила красоты и таланта черноокой цыганки – перед ними мало кто мог устоять. За это те, кто знал ее лично, придумали сравнение с шампанским – такая же искрящаяся, пьянящая, бьющая в голову.

Ляля Черная / Кадр из фильма «Последний табор»Ляля Черная (кадр из фильма «Последний табор»)

Женщине с легкостью удалось покорить и кочевой вольный народ, прозвавший ее своей Королевой. Но вместе с тем характером она обладала простым и отзывчивым. Могла в прямом смысле слова снять последнюю рубаху, а точнее, пальто, и укрыть мерзнущую прохожую с ребенком на руках.

Детство и юность

Ровно в середине последнего зимнего месяца 1909-го в нынешней столице Кабардино-Балкарии родилась девочка, которую родители назвали Надеждой. Мать Мария Полякова – солистка и танцовщица Стрельнинского цыганского хора имени Ивана Ром-Лебедева, отец Сергей Киселев – русский дворянин. Они познакомились на курорте, или, как тогда говорили, «на водах». Сюда Мария отправилась залечивать душевные раны после измены первого мужа Голицына – тоже, кстати, Сергея.

Роман на отдыхе вспыхнул в одночасье, развивался бурно, дело к свадебному торжеству шло скоро. За это время вероломный супруг предпринимал неоднократные попытки вернуть возлюбленную, забрасывал письмами с просьбами простить и начать все заново. Но Мария осталась непреклонна. Вскоре молодые поженились и уехали в Нальчик.

Ляля Черная в молодости / Кадр из фильма «Последний табор»Ляля Черная в молодости (кадр из фильма «Последний табор»)

За смуглость, а точнее, кофейный цвет кожи, большие черные глаза, окруженные пушистыми ресницами, Надя получила первую часть псевдонима – Черная. Миловидность и нежные черты лица, присущие маленьким детям, подарили вторую – Лялька. Так прозвали ее высокопоставленные гости, часто посещавшие их дом. Под вымышленным именем о красавице вскоре узнал весь Советский Союз.

Детство девочки прошло в дедовском имении Бабкино, где часто любили останавливаться Антон Павлович Чехов и Исаак Ильич Левитан. А когда у Нади появились младшие сестра Наташа и брат Володя, семья решила перебраться в столицу России. Вскоре отец умер, и старшая дочь с подросткового возраста по вечерам, свободным от уроков, стала участвовать с матерью в цыганском хоре Егора Полякова.

Поначалу она просто стояла среди солисток – исключительно для красоты и, как бы сейчас сказали, для массовки. Но когда раздавались первые аккорды «Венгерки», она выходила в центр сцены – это был ее коронный номер. Завороженная публика замирала, почти не дыша и не двигаясь, поддаваясь магии невероятной пластичности и грациозности юной красавицы.

Театр и фильмы

В начале 30-х при покровительстве самого Анатолия Луначарского открылась студия, из которой потом родился театр «Ромэн». Только прослышав про него, одной из первых претенденток на зачисление в труппу оказалась Надежда Киселева, или Ляля Черная. Уже знаменитую к тому времени танцовщицу взяли сразу. Заработная плата здесь, конечно, не была высокой, но Лялю это не смущало. Самое главное – служение искусству.

Ляля Черная в роли Альты / Кадр из фильма «Последний табор»Ляля Черная в роли Альты (кадр из фильма «Последний табор»)

В дебютной постановке «Жизнь на колёсах» ей доверили главную роль Грины. В дальнейшем зрители старались не пропустить ни одну премьеру с участием Ляли, а их за всю ее театральную деятельность набралось 35 – «Кармен из Трианы», «Грушенька», «Цыгане», «Все о тебе» и другие. Против звездной болезни, появляющейся после перового успеха, у женщины оказался стойкий иммунитет.

«Когда администрация на афише выделяла ее красной строкой, Ляля сердилась и возмущалась: “Зачем? Кому это нужно? Приехал на гастроли театр, а не я!”», – тепло вспоминали о ней коллеги.

Кинематограф появился в жизни артистки в 1928-м – она играла плясунью в «Живом трупе», через 7 лет – Альту в «Последнем таборе». После съемок в последней картине и в особенности впечатляющего исполнения «Бродяги» Черную окрестили звездой. Кочевой народ провозгласил своей Королевой, а критики и публика – «цыганской Любовью Орловой».

Ляля Черная в роли старой цыганки / Кадр из фильма «Табор уходит в небо»Ляля Черная в роли старой цыганки (кадр из фильма «Табор уходит в небо»)

В годы войны театр продолжал гастролировать по военным частям и госпиталям, чтобы, как полагается, развеять черные мысли звонкими цыганскими песнями и зажигательными танцами. Между второй лентой, где снялась Ляля, и третьей прошло около 40 лет. Вернувшись в кино, актриса участвовала в «Огне», «Вкусе халвы» и в полюбившемся «Табор уходит в небо». Замыкает фильмографию «Краткое наставление в любви».

Личная жизнь

От статной красавицы с невероятно отзывчивым, скромным и незаносчивым характером теряли голову и артисты, и руководители театров, и работник Военного трибунала Московского военного округа. Последний даже предстал перед судом за взятки, большая часть которых тратилась на предмет обожания.

В 1934-м роман, вспыхнувший между актрисой Лялей Черной и директором «Ромэна» Михаилом Яншиным, мужем последней любви Владимира Маяковского, закончился свадьбой. В те годы они, гулявшие по улицам Москвы и не сводившие друг с друга восторженных глаз, считались звездной парой столицы.

Читайте также:  Лариса удовиченко биография личная жизнь где сейчас живет 2017

В 1942-м, будучи на гастролях в Нальчике, на предновогодней вечеринке собрались ромэновцы и мхатовцы. В разгар веселья актер Николай Хмелев – всегда тихий и скромный – вдруг осмелел: подхватил на руки Лялю и унес к себе в номер. Оказывается, последний год он терзался страстными чувствами к цыганской Королеве.

Документальный фильм «Михаил Яншин, Николай Хмелев и Ляля Черная. Больше, чем любовь»

Ляля вышла замуж во второй раз, при этом сохранив дружеские отношения с первым супругом. Он даже стал крестным для сына Хмелевых и в старости шутил:

«Да, жены от меня уходили, но к каким мужчинам! К Маяковскому! К Хмелеву!».

Ребенка нарекли Алексеем в честь Алеши из «Дней Турбиных» – блестящей роли отца. Но вскоре в личной жизни наступили горькие перемены – во время финального прогона толстовских «Трудных годов» Николай Павлович умер прямо на сцене.

После смерти мужа большую поддержку оказывал бывшей жене Яншин, они даже попытались начать все заново, но ничего не вышло. А вышло с другим знаменитым артистом – Евгением Весником, в гражданском браке супруги прожили больше 5 лет. О Хмелеве, Яншине и Черной телеканал «Культура» в 2011-м снял документальную биографическую ленту «Больше, чем любовь».

Смерть

К концу жизни в театральном репертуаре становилось все меньше ролей, и в 1972-м Ляля решила покинуть родной «Ромэн». Эту потерю она старалась компенсировать музыкальными выступлениями, записывала пластинки, снялась в нескольких фильмах. 2 сентября (по другим данным – 9-го) 1982-го ее не стало.

«Свой последний в жизни концерт Ляля Черная вместе с нами играла в «Эрмитаже», ей стало плохо. Она, задыхаясь, принимала свой «Теофедрин». Я вызвал скорую, её увезли в больницу, где она вскоре и умерла», – рассказал о последних часах и причинах смерти коллега знаменитости и друг семьи Петр Деметер.

Могила Ляли ЧернойМогила Ляли Черной / Википедия, Сергей Семёнов

Похоронили Надежду Киселеву-Хмелеву, которой обязан знакомством с женой Николай Сличенко, на Новодевичьем кладбище. Ее могила расположена рядом с сыном и вторым мужем.

Театр «Ромэн» и по сей день не забывает свою примадонну. 15 февраля 2019-го на главной странице официального сайта в честь 110-летия под фотографией звезды появился трогательный текст, заканчивающийся предложением:

«Имя Ляли Черной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства».

Фильмография

  • 1928 – «Живой труп»
  • 1936 – «Последний табор»
  • 1974 – «Огонь»
  • 1974 – «Белый круг»
  • 1975 – «Вкус халвы»
  • 1976 – «Табор уходит в небо»
  • 1979 – «Расколотое небо»
  • 1982 – «Краткое наставление в любви»

Источник

Снявшись в нескольких кинокартинах, эта черноглазая актриса оставила яркий след в сердцах зрителей.

А цыганский народ провозгласил её своей Королевой.

Но знающие цыганку люди отмечали её простой и открытый характер, её добрую душу, способную искренне отзываться на чужое горе.

Путь в искусство

Девочка появилась на свет в семье русского дворянина Сергея Киселёва и танцовщицы-цыганки Марии Поляковой в 1909 году. Родители встретились «на водах», куда Мария приехала исцеляться после расставания с первым мужем Сергеем Голицыным. Их чувства вспыхнули быстро, и молодые люди решили связать себя узами брака. Правда, предыдущий супруг Марии пытался вернуть красавицу-жену, но её сердце уже принадлежало другому.

Свадьба состоялась, и молодожёны уехали в Нальчик.

Родившуюся вскоре девочку нарекли Надеждой.

Под этим именем её вскоре узнает вся страна.

Детские годы Ляли проходили в Бабкино – родовом имении деда. Там часто гостили А.П.Чехов, И.И.Левитан. С появлением в семье ещё двоих детей родители приняли решение переехать в Москву.

Когда умер отец, Ляля была ещё подростком. И мать стала брать её в свободное от уроков время на репетиции цыганского хора Егора Полякова.

Вначале она стояла на сцене для красоты, создавая массовку. Потом у неё появился коронный номер под “Венгерку”.

Актриса театра “Ромэн”

В 30-е годы под руководством Анатолия Луначарского была организована студия, которая позже выросла в самостоятельный театр «Ромэн». Надежда Киселёва сразу поступила сюда на работу. Несмотря на низкий заработок, она была счастлива, потому что занималась любимым делом. Девушка сыграет в театре 35 ролей. А зрители будут стараться не пропустить ни одного спектакля с её участием.

Зрители смотрели не дыша на изящные и грациозные движения черноокой плясуньи.

А потом в жизнь актрисы прочно войдёт кинематограф.

Во время Великой Отечественной актриса вместе с театром гастролировала по фронтам и госпиталям.

Между вторым фильмом Надежды и третьим разница в 40 лет.

Киноролей у актрисы немного, но они незабывемы.

Любимые мужчины

Первым мужем актрисы стал Иван Иванович Ром-Лебедев – актёр, гитарист, писатель, всю жизнь посвятивший театру “Ромэн”.

“Как хорошо!”, 1946 год

В 1934-м роман Ляли Черной с руководителем «Ромэна» Михаилом Яншиным (экс-супругом последней любимой женщины Владимира Маяковского Вероники Полонской) завершился бракосочетанием.

Читайте также:  Джемаль хюнал биография личная жизнь

А в 1942-м давно терзаемый страстью к цыганке актёр Николай Хмелев в разгар новогодней вечеринки взял Лялю на руки и унёс в свой номер.

О сложной судьбе взаимоотношений актрисы с мужчинами снят документальный фильм.

Хмелев стал вторым мужем цыганки. Правда, и с первым отношения остались тёплыми и дружескими. А когда у Хмелевых родился сын, Яншин стал его крёстным отцом.

Новорождённого нарекли Алексеем в честь героя из «Дней Турбиных» – самой успешной роли отца. Но скоро в семье произошла трагедия: во время генеральной репетиции спектакля по Толстому “Трудные годы” Николай Павлович умер прямо на сцене.

Яншил помогал экс-супруге и опекал, как мог. Даже вернулся к ней, чтобы начать семейную жизнь с нуля, но попытка не имела успеха.

А вот с известным артистом Евгением Весником Ляля прожила больше 5 лет.

Последний концерт

С возрастом Ляля всё меньше играла на сцене, а в 1972 решила и вовсе уйти из театра.

Покоится Надежда Киселева-Хмелева на Новодевичьем кладбище.

Спасибо за интерес к замечательной актрисе!

Возможно, вам понравятся другие статьи по теме:

В чём цыганское счастье Матлюбы Алимовой? Ученица Баталова, коллега Высоцкого, реставратор старинных ковров…

Непревзойдённая цыганская наездница Гитана Леонтенко – калейдоскоп судьбы актрисы.

Источник

Мария Миронова.

В ней была лишь четверть цыганской крови. Но это не помешало таборным цыганам официально провозгласить её своей Королевой. «Она была как шампанское, наша Ляля, – говорят те, кто лично знал актрису. – Искрящаяся, пьянящая. Фигурка точёная, глаза – утонуть можно! Раз увидев её, мужчины теряли голову и не могли забыть уже до самой смерти». В этом году Ляле Чёрной исполнилось бы 100 лет.

«Я – Серёжа, он – Серёжа!»

Она появилась на свет легко – настоящим королевам положено приходить в этот мир именно так. В родительском доме всегда было много гостей. И не какая-нибудь шушера разночинная, а «из благородных». Да и как может быть по-другому, если отец маленькой Наденьки – дворянин Сергей Киселёв. А Наденькин дед Киселёв – владелец имения Бабкино, в котором подолгу гостили Чехов, Левитан. Однажды кто-то из гостей склонился над кроваткой, в которой лежала малышка. «Ой, какая лялька! Просто куколка. На ресницы спичку положи – удержится. Но что ж она такая чернушка? Кожа-то – как кофе с молоком!» Так маленькая Надя Киселёва получила псевдоним, под которым её узнает весь Советский Союз: Ляля Чёрная.

Лялина мать Мария Полякова, дочь чистокровного цыгана и русской, пела в одном из лучших московских цыганских хоров – у Ром-Лебедева. Жертвой её красоты стал князь Сергей Сергеевич Голицын.

– Голицын так страстно полюбил красавицу-цыганку, что, подкатив однажды на тройке, увёз Марию к себе, – рассказывает Любовь Владимировна Александрович, племянница Ляли Чёрной, ведущая актриса театра «Ромэн». – Тогда такие «похищения цыганских невест» были в порядке вещей. Хотя сами цыганки нрава были очень строгого. Девушке, работавшей в хоре, не разрешалось после концерта одной идти в кабинет, если вдруг распалившийся от цыганских песен и танцев гость решит пригласить её на приватный ужин. Её должна была сопровождать сестра или кто-то из родителей. Да хоть музыкант из хора! Но одной – никогда! Для цыганки это считалось позором.

С Голицыным Мария прожила несколько лет, родила ему детей. Но как-то раз добрые люди шепнули ей: «Маша, твой Серёжа-то одной красотке дорогое кольцо подарил!» Цыганки своим мужьям не изменяют, но и сами измен не терпят. Поэтому Мария собрала вещи и ушла. Залечить душевные раны она отправилась «на воды», на курорт, где в кругу ценителей цыганского искусства однажды встретилась с дворянином Сергеем Киселёвым. Дело быстро шло к свадьбе. Голицын очень сильно переживал уход любимой женщины, умолял её вернуться. «Маша, ну какая тебе разница? И я Серёжа, и он Серёжа! Возвращайся ко мне», – писал он ей. Но Мария была непреклонна. Молодая семья уехала в Нальчик, где и родилась их первая дочь – Надя. Наша Ляля.

Жену украли из номера

То, что Надя Киселёва невероятно талантлива, все поняли довольно быстро. Отец умер, Наде, как старшей из детей, надо было помогать матери содержать семью. Они вновь жили в Москве, и Мария работала в цыганском хоре. А Ляля была при ней – сидела в хоре как живое украшение. Однажды мать заболела, и кто-то из цыганок сказал 13-летней девчонке: «Давай-ка танцуй вместо матери!» И Ляля станцевала «венгерку» так, что ресторан взорвался восторженными криками. Дорога ей была одна – в актрисы. Поэтому, когда в 1930-е годы в Москве открылся театр «Ромэн», Лялю тут же взяли в труппу.

Читайте также:  Генерал скобелев биография личная жизнь

Руководить театром поставили знаменитого мхатовского актёра Михаила Яншина. Естественно, два таланта не могли пройти друг мимо друга… Михаил и Ляля поженились. В 1936 году на экраны вышел фильм «Последний табор», где Яншин и Ляля сыграли яркие роли. После этой картины Ляля проснулась звездой. Её стали называть «цыганской Любовью Орловой». Тогда-то таборные цыгане и провозгласили Лялю своей Королевой.

Вот только семейная жизнь Королевы вдруг в одночасье изменилась.

– Это произошло в самом начале войны, – рассказывает Любовь Александрович. – «Ромэн» эвакуировали в Нальчик. В это же время туда на гастроли приехал МХАТ. Во мхатовской труппе тогда блистал Николай Хмелёв, игравший ведущие роли Алексея Турбина, Каренина и др. Всех актёров поселили в одной гостинице. В этой гостинице-то они и встретились – совершенно случайно. Когда Хмелёв увидел Лялю, его словно подменили. От природы сдержанный, замкнутый, он узнал, в каком номере живёт Яншин с женой, постучался к ним. А войдя, прямо на глазах у изумлённого Яншина подхватил Лялю на руки и со счастливой улыбкой на лице вынес из номера.

В конце 1942 года Яншин и Ляля разошлись. Ляля вышла замуж за Хмелёва, через год у них родился сын. Они назвали его Алёша – в честь Алексея Турбина из булгаковских «Дней Турбиных», одной из лучших ролей Хмелёва. А Михаил Яншин стал крёстным отцом их ребёнка. Вот только Лялино семейное счастье продлилось недолго. В 1944 году, когда МХАТ вернулся из эвакуации в Москву, Хмелёв начал репетировать сложную роль – Ивана Грозного. Он вообще тогда очень много работал, чуть ли не каждый вечер выходил на сцену. В конце концов от переутомления Хмелёва разбил паралич. Произошло это прямо во время генеральной репетиции, Хмелёв не успел даже снять костюма. Кто-то позвонил Ляле, рассказал о случившемся. Та прибежала в театр, кричала, рыдала. Но сделать уже ничего было нельзя.

Яншин не оставил Лялю, старался ей помочь, потому что по-настоящему любил её. Ляля осталась с маленьким ребёнком на руках, моталась по гастролям – надо же было зарабатывать деньги. Яншин возобновил в «Ромэне» несколько спектаклей с её участием. А в 1951 г. режиссёр Борис Вершилов ставит в «Ромэне» «Грушеньку» по «Очарованному страннику» Лескова. Это был Лялин триумф. Вся Москва ломилась в театр «на Лялю» – Грушеньку. На некоторое время Яншин даже переехал к Ляле, но из попытки начать совместную жизнь заново ничего не вышло.

– Ляля очень спокойно переносила свою славу, – продолжает Любовь Александрович. – Голову она ей не вскружила. Хотя Сталин, бывало, и на банкеты её в Кремль приглашал. Она ни перед кем не лебезила, но и не боялась никого. Помните, были знаменитые футболисты – братья Старостины? Не только они сами, но и их семьи пострадали от репрессий. Ольгу, жену Андрея Старостина (она, кстати, тоже цыганка была), сослали в лагерь. Ляля им много помогала. Мы постоянно то собирали какие-то посылки в Норильск, то шли навестить дочку Старостиных Наталью, которая осталась на попечении родственников.

Она вообще постоянно всем помогала. Дверь в её доме не закрывалась. Кто-то приходил забрать посылочку, кто-то – просто подкормиться. Если кто-то из поклонников дарил ей что-нибудь, тут же могла передарить это. А то и сама, сняв с руки браслет, отдавала какому-нибудь почитателю. Помню, бабушка очень её за такую широту души ругала…

Про Лялину щедрость чуть ли не легенды слагали. Однажды во время войны (Ляля вместе с фронтовыми концертными бригадами колесила по фронтам и тылам) на вокзале она увидела женщину. На руках у неё – грудной ребёнок, из одежды – тоненькая кофточка. Беженцы. Ляля сняла с себя пальто и отдала женщине. «У неё ребёнок, ей нужнее!»

…Годы шли, ролей в театре становилось всё меньше. И Ляля принимает решение уйти из «Ромэна», что она и сделала в 1972 году. Отсутствие работы она переживала очень тяжело. Старалась компенсировать это концертами, снялась у Лотяну в «Табор уходит в небо», сыграла у Волчек в «Современнике» – в спектакле «Эшелон». Но всё это было уже не то… А вот мужчины по-прежнему оборачивались ей вслед, когда она шла по Столешникову переулку. Даже в 60 лет – на каблуках, танцующей походкой…

Её похоронили в «Вишнёвом саду» – той части Новодевичьего кладбища, где лежат знаменитые мхатовские старики. Вместе с мужем – Николаем Хмелёвым. А 22 марта театр «Ромэн» вновь покажет ту самую «Грушеньку» – в честь цыганской Королевы по имени Ляля.

Смотрите также:

  • От голода и нищеты до народной любви. Как восходила звезда Олега Янковского →
  • История любви: Фёдор Шаляпин и Иола Торнаги →
  • Мужчины в жизни Людмилы Зыкиной →

Источник