Лиля брик биография личная жизнь и ее мужчины

Лиля брик биография личная жизнь и ее мужчины thumbnail
15-12-2_b.jpg
Лиля Брик умела выглядеть
рафаэлевским ангелом…
Фото из книги Лили Брик
«Пристрастные рассказы»

Через неделю-другую в издательстве «Молодая гвардия» выйдет провокационная книга писателя и сотрудника «НГ-EL» Алисы Ганиевой, посвященная царице авангардных салонов и музе Владимира Маяковского Лиле Брик – «Л.Ю.Б. Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Следом эта же книга появится в другом издании – в рамках легендарной серии «Жизнь замечательных людей». Получилось глубоко, но с перчиком – как мы любим. Представляем вам небольшой отрывок из скандальной новинки.

Избавившись от надоедливого Маяковского, Лиля с головой окунулась в любимое занятие – флирт и романы. Если верить адвокату и писателю Аркадию Ваксбергу, с одним из поклонников Лиля отправилась в Петроград, и на обоих пришлась одна койка. Легли валетом, и, когда погасили свет, тот впился ей в ноги, но харрасмент не закончился ничем. В Петрограде носился за ней как сумасшедший, на обратном пути ехали уже втроем с Борисом Кушнером. «Обожателя отослали спать на верхнюю полку, а на нижнюю Лиля легла вместе с Кушнером: по той же «модели» –  голова к ногам. Теперь уже Кушнер «впивается в ноги» и получает тот же афронт…»

Лиля тогда блистала. На публичных чтениях Маяковского ее имя называлось громко, во всеуслышание: «Посвящается Лиле Юрьевне Брик». Ваксберг пишет: «Многие годы спустя писатель Вениамин Каверин рассказывал интервьюеру, вспоминая 1920 год: «Как-то [в Петрограде] я был у Шкловского. Туда пришел Маяковский с Лилей Брик – прелестной, необыкновенно красивой, милой женщиной, которая мне очень нравилась тогда. Она была очень молода и хороша».

Что бы ни таилось за этой магией – изящность, остроумие, нетривиальность суждений, живость лица, ослепительная улыбка или скакавшие в карих глазах чертенята, обещавшие жаркую ночь любви, но в Лилину постель попадали люди значительные. Она стала спать с искусствоведом Николаем Пуниным. Выпускник Царскосельской гимназии заведовал Петроградским ИЗО Наркомпроса, служил комиссаром при Русском музее и Государственном Эрмитаже. К тому времени он уже издал книги «Японская гравюра» и «Андрей Рублев». Блестяще образованный, тонкий, в глазах Лили он был прямой противоположностью увальню Маяковскому.

Маяковский, видимо, почти не читал, по крайней мере толстых книг (Лев Кассиль в беседе с нейроморфологом Григорием Поляковым характеризовал эрудицию поэта как слабую): не хватало терпения и усидчивости долистать до конца хоть один роман. Писал с миллионом орфографических ошибок. Не особенно интересовался музеями или историческими достопримечательностями – предпочитал бильярд, карты, рулетку и прочие азартные игры (в этом пристрастии они с Лилей совпадали). Надиктовывать на почтамте телеграммы любил больше, чем писать письма. Вообще был человеком устной, а не письменной культуры, сочинял всегда на ходу. Искусство, наука и техника вне человека его мало интересовали.

Наверное, не просто так, не совсем впустую многим казалось, что Брик, при всем восхищении громадой поэтического таланта, к Маяковскому-человеку относилась слегка снисходительно. Он все же был не из их с Осипом круга. Характерно то, что пишет живущая в США мемуаристка, дочь советского литфункционера Вадима Кожевникова Надежда (замечу в скобках, что тележурналист Дмитрий Киселев приходится ей деверем): «Неискоренимое плебейство Маяковского, вкусившего уже славу, Лилю бесило. По ее почину он заменил гнилые зубы искусственными, ослепительными. Одевался не как прежде, апашем, а безупречным джентльменом. Но нутро-то никуда не денешь. В переписке с Маяковским Лиля с отменным артистизмом, лицедейством поддерживала пошловато-приторную манеру его к ней посланий. В письмах к Эльзе стиль у нее  совершенно иной. Доверительное общение равных, а Маяковский –  чужой».

Впрочем, ледниковый период продлился не очень долго, потому что осенью 1920-го Лиля открыто выходит с Маяковским в свет. Чуковский, видно, мучившийся угрызениями совести после скандала с сифилисом, соблазняет поэта предложением пожаловать в Петроград и пожить в Доме искусств со столовой и бесплатным бильярдом. «Прибыл он с женою Брика, Лили Юрьевной, которая держится с ним чудесно: дружески, весело и непутанно. Видно, что связаны они крепко – и сколько уже лет: с 1915. Никогда не мог я подумать, чтобы такой ч[елове]к, как Маяковский, мог столько лет остаться в браке с одною», – записывает Корней Чуковский в дневнике 5 декабря 1920 года. А два дня спустя отмечает: «Все утро Маяк[овский] искал у нас в библиотеке Дюма, а после обеда учил Лилю играть на биллиарде. Она говорит, что ей 29 лет, ему лет 27–28, он любит ее благодушно и спокойно».

15-12-1_b1.jpg
…но при этом охотилась на чужих мужчин,
за что ее не любила Анна Ахматова.
 Натан Альтман.
Портрет Анны Ахматовой.
1914. Русский музей

Однако еще незадолго до этих благодушия и спокойствия в душе у Лили бурлили лихие страсти. Неизвестно, догадывался ли Маяковский, что Пунин, присутствовавший на его выступлении в Петрограде перед учениками Тенишевского коммерческого училища, амурничал с его Лиличкой.

Еще в мае 1920-го музейный комиссар записывает в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть что-то наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками, она молчит и никогда не кончает… Муж оставил на ней сухую самоуверенность, Маяковский – забитость, но эта «самая обаятельная женщина» много знает о человеческой любви и любви чувственной. Ее спасает способность любить, сила любви, определенность требований. Не представляю себе женщины, которой я мог бы обладать с большей полнотой. Физически она создана для меня, но она разговаривает об искусстве – я не мог…»

Судя по этой записи, Пунина Лиля сильно возбуждала. Впрочем, не очень понятны некоторые моменты: как именно забитость Маяковского и сухая самоуверенность Осипа отражались на ее поведении в кровати? Почему она никогда не кончала и что же в этом хорошего? Скорее всего Пунин здесь имеет в виду Лилину ненасытность. Феромоны при их встречах явно бурлили не на шутку. Пунину, очевидно, нравилось, что Лиля знает свое тело и понимает, чего она хочет в постели, не зажимаясь и не комплексуя («определенность требований»). Однако Лиля, привыкшая вещать о высоких материях, не могла ограничиться только сексом. Она спала с историком искусства, и после сплетенья тел ей хотелось сплестись с ним языками. Пунину же разговоры с ней претили – то ли потому, что Лиля своими суждениями недотягивала до его уровня, то ли оттого, что он в принципе не считал женщин достойными собеседницами. Ясно одно –   роман разворачивался не так, как хотелось Лиле: мужчина желал ее тело, но не был влюблен в нее.

Читайте также:  Мелания трамп биография личная жизнь

Пунин продолжает: «Наша короткая встреча оставила на мне сладкую, крепкую и спокойную грусть, как если бы я подарил любимую вещь за то, чтобы сохранить нелюбимую жизнь. Не сожалею, не плачу, но Лиля Б[рик] осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен ее взгляд и ценно ее мнение обо мне. Если бы мы встретились лет десять назад – это был бы напряженный, долгий и тяжелый роман, но как будто полюбить я уже не могу так нежно, так до конца, так человечески, по-родному, как люблю жену». (Он тогда был женат на Анне Евгеньевне Аренс, дочери генерала флота из старинного немецкого рода и одной из первых женщин-врачей в России.)

Тем не менее Брик увлеклась Пуниным не на шутку. Они продолжали встречаться. В июне Пунин поверяет дневнику подробности: «Когда так любит девочка, еще не забывшая географию, или когда так любит женщина, беспомощная и прижавшаяся к жизни, – тяжело и страшно, но когда Л. Б., которая много знает о любви, крепкая и вымеренная, балованная, гордая и выдержанная, так любит – хорошо. Но к соглашению мы не пришли. Вечером я вернулся от нее из «Астории», где нельзя было говорить, и позвонил; в комнате она была уже одна, и я сказал ей, что для меня она интересна только физически и что, если она согласна так понимать меня, будем видеться, другого я не хочу и не могу; если же не согласна, прошу ее сделать так, чтобы не видеться. «Не будем видеться». –    Она попрощалась и повесила трубку».

15-12-3_b2.jpg
И обнажалась она красиво… Фото Осипа Брика

Шведский славист Бенгт Янгфельдт из этих записей заключает, что в отношениях с мужчинами для Лили был важен не столько секс, сколько власть над ними и постоянное подтверждение собственной неотразимости. Из дневника Пунина 1923 года ясно, что она еще долго не могла оправиться от удара (как? кинула не она! кинули ее саму! просто использовали как самку, для животных утех, ни в грош не оценили ее понимание искусства!). «Л. Б., – пишет Пунин, – говорила о своем еще живом чувстве, о том, как много «ревела» из-за меня. «Главное, – говорила она, – совсем не знала, как с вами быть; если активнее – вы сжимаетесь и уходите, а когда я становлюсь пассивной, вы тоже никак не реагируете». Но она одного не знает, что я разлюбился, что вообще ничего не могло быть без влюбленности, какая бы она, Лиля, ни была… Л. Б. думает, что не неравнодушен, что я не как камень сейчас по отношению к ней. Она гладила мою руку и хотела, чтобы я ее поцеловал, я ее не поцеловал, помня Ан[ну]».

Натиск снова провалился! Соблазнение не удалось. Самонадеянная Лиля натолкнулась на равнодушие. Кстати, под «Ан.» в этой записи имеется в виду не Анна Аренс, а Анна Ахматова, с которой Пунин сошелся как раз в 1923 году. Жили они, кстати, тоже втроем: сам Пунин, жена Анна и любовница Анна. Так ему было удобнее: жена занималась домашним хозяйством (к которому Ахматова была не способна) да еще и зарабатывала на всю семью. По воспоминаниям современников (к примеру, Лидии Чуковской), видно, что Пунин и вправду был немножко женоненавистником. Он сам пописывал стихи и, ревнуя к таланту Ахматовой, всячески затаптывал ее уверенность в себе: за 16 лет нелегкой жизни с ним – жизни на птичьих правах в доме законной жены любовника, жизни, в которой были и аресты, и невзгоды, – она почти не писала стихов. Видно, он в принципе не очень любил разговаривать с женщинами о чем-то серьезном.

Наверное, Ахматова что-то слышала от Пунина и о Брик (может, тот в постели неосторожно похвалил темперамент рыжей любовницы?) и по этой причине недолюбливала ее. В разговоре с дочкой Чуковского Лидией речь зашла о Лиле, и Анна Андреевна обронила: «Я ее видела впервые в театре на «Продавцах славы», когда ей было едва 30 лет. Лицо несвежее, волосы крашеные, и на истасканном лице – наглые глаза». Возможно, причиной этой затаенной нелюбви было и то, что в треугольниках Анны Ахматовой (и с Николаем Гумилевым, и с Владимиром Шилейко, и с Николаем Пуниным) она всегда была второй женщиной, а Лиля Юрьевна в своих –  всегда единственной. 

Источник

Лиля Брик — биография

Ее звали музой русского авангарда, она владела одним из самых популярных в 20-м веке литературно-художественным салоном. Лиля Брик писала мемуары, издавала произведения Маяковского, стала организатором первого московского музея Маяковского.

Ее нельзя назвать красавицей. Невысокая, сутуловатая, худая, с глазами на все лицо – ее можно было принять за подростка. Однако было в ней что-то невероятно женственное, особенное, которое притягивало и манило к ней мужчин с невероятной силой, заставляло поклоняться ее очарованию беспрекословно. Лиля Брик. Она стала объектом восхищения, ненависти, подражания, сумела доказать, что внешность в женщине не главное. Она вывела собственную формулу привлекательности и руководствовалась ею всю жизнь. Лиля стала любовью всей жизни гениального футуриста Владимира Маяковского, посвятившего ей несколько своих поэм и стихотворений.

Читайте также:  Лионелла скирда биография личная жизнь дети

Детство

Родилась Лили Каган (Брик фамилия ее мужа) 11 ноября 1891 года в Москве. Отец – Урий Каган, присяжный поверенный Московской судебной палаты, защищал права евреев в Москве. Свободное время любил проводить в литературно-художественном кружке, членом которого являлся много лет. Мама – Елена Брик (урожденная Берман), еврейка, родилась в Латвии, окончила Московскую консерваторию, владела фортепиано, сочиняла стихи, постоянно устраивала в своем доме творческие вечера, занималась воспитанием двух дочерей. В 1899 году в семье родилась еще одна дочь – Эльза.

Лиля Брик в молодости

Лиля со своей младшей сестренкой свободно владели немецким и французским языками, мама научила их играть на рояле. Начальное образование девочка получила дома, а в 1905 году ее зачислили в 5-й класс женской гимназии. Учителя отметили, что Лиля имеет склонность к точным наукам, особенно к математике, и посоветовали отцу развивать у дочери эти способности. Все остальные предметы давались ей нелегко, и учиться Каган не любила. После выпуска из гимназии в 1908-м Лиля приняла решение продолжить изучение математики, и поступила на высшие женские курсы, где училась на протяжении года. Потом она изучала архитектуру и живопись, затем стала студенткой Мюнхенского университета.

Литературный салон

После появления у нее дома Владимира Маяковского, биография Лили тесно переплелась с другими не менее известными литераторами. У нее часто бывали Виктор Шкловский, Борис Пастернак, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Николай Асеев. Все они были очарованы хозяйкой дома – Лилией Брик (к тому времени она успела выйти замуж и сменить фамилию). Она не обладала особой внешней привлекательностью, но зато отличалась остротой ума и наличием собственного мнения обо всем, что происходило вокруг.

Литературный салон Лили Брик

Двери ее дома всегда были открыты для друзей, Лиля радушно встречала всех, кто приходил. Литературные вечера, организованные хозяйкой дома, посещали не только писатели, там зачастую можно было встретить и композитора Родиона Щедрина, и балерину Майю Плисецкую.

Маяковский

В 1915 году Маяковский впервые перешагнул порог дома Лили Брик. Он пришел туда вместе с шестнадцатилетней сестрой Лили – Эльзой, с которой в то время встречался. При первой встрече он не произвел на хозяйку дома никакого впечатления. Он был высоким, худым, имел грубые черты лица и хамоватое поведение, в общем, являл собой полную противоположность ее супругу Осипу Брику, которого Лиля очень любила.

Резкая перемена в их отношениях началась после того, как Владимир прочел присутствующим свое новое произведение – поэму «Облако в штанах». Об этом его попросила Эльза, которой хотелось представить своего возлюбленного в лучшем свете. И она добилась своего – Лиля так прониклась его творчеством, а потом и самим поэтом, что вскоре у них образовался любовный треугольник – Лиля-Осип-Владимир. Маяковский попал под чары хозяйки дома, посвятил ей свое произведение, которое до этого адресовалось ее сестре.

Супруг не стал устраивать Лиле скандал, он отнесся к этим отношениям с большим пониманием. Гораздо позже, из мемуаров Лили Брик стало известно, что именно в тот год, когда Владимир появился в их доме, супруги заключили своеобразный договор, по которому каждый из них мог жить своей личной жизнью, не ущемляя права друг друга, и сохраняя узы брака. Маяковский не был рад такому соглашению, ему не хотелось делить возлюбленную даже с ее собственным мужем.

Владимир поначалу тяготился присутствием Осипа, но не стал спорить с решением своей ненаглядной Лили. Со временем ему пришлось смириться, и даже подружиться со своим конкурентом. Маяковский чувствовал потребность в этом человеке, Брик был не просто другом, он помогал поэту в издании его произведений. Есть достоверная информация, что именно Осип на свои собственные средства напечатал «Облако в штанах».

Лиля говорила, что любит и Осипа и Владимира, только одного, как возлюбленного, а второго, как родственную душу. Сама же она стала для революционера-футуриста музой, выполняющей обязанности имиджмейкера.

По ее настоянию Маяковский наконец-то попал к зубному доктору, хотя панически боялся всех врачей, а дантистов особенно. Именно Лиля следила за его манерой одеваться, и вскоре Маяковского воспринимали как икону стиля.

Лиля Брик с Маяковским и мужем Осипом

Лиля имела определенное влияние на творчество поэта, но литературной славы он добился еще раньше, до момента знакомства с ней. В 1915 году его имя уже было достаточно известно среди литераторов.

После начала отношений с Брик, лирика Маяковского приобрела неизбывный трагичный пафос. Женщина не просто душевно изматывала Владимира, она делала это сознательно, так как придерживалась мнения, что только страдающий человек может создать хорошую поэзию.

Лиля решила порвать отношения с поэтом, когда узнала, что он посвящает свои произведения не только ей, но и другим девушкам. Маяковский наложил на себя руки 14 апреля 1930 года, и этим поступком потряс ее до глубины души. Лиля никак не могла справиться с трагедией, она приняла решение хоть как-то загладить свою вину. Брик пишет Сталину, и просит разрешения на создание в Москве музея поэта.

Фильмы

Летом 1926 года режиссер Абрам Роом взял Брик на должность ассистента для съемок документального проекта «Еврей и земля». В ленте освещались события 20-х годов, когда в СССР процветал антисемитизм. В следующем году режиссер выпустил еще одну картину – «Третья Мещанская» («Любовь втроем»).

Режиссеру Роому и сценаристу Шкловскому сделали замечание в том, что таким названием картины он унизил достоинство участников любовного треугольника Лиля-Осип-Владимир. В 1928-м Лиля уже сама стала режиссером и сняла ленту «Стеклянный глаз» при участии Виталия Жемчужного.

Читайте также:  Актер евгений князев биография личная жизнь

Мода и авангард

Постепенно Лиля становилась самой скандальной фигурой страны Советов, у нее нашлась масса недоброжелателей. Однако были и поклонники, которые восторгались ею, видели в ней икону стиля. Брик не просто любила модно одеваться, это была ее страсть, она жила этим. Стены ее комнаты были синего цвета, чтобы на их фоне еще больше выделялась белизна ее кожи и шевелюра рыжих волос. Ее гардероб состоял из парижских нарядов, тогда как среднестатистические женщины СССР были вынуждены носить одежду «Большевички». У Лили был собственный автомобиль, который она водила сама. Кроме нее за рулем в Москве сидела только одна женщина – супруга посла Франции в СССР.

Лиля Брик в автомобиле

Такое обилие французских нарядов объяснялось тем, что ее сестра Эльза вышла замуж за француза и жила в Париже. Именно она присылала Брик платья, которые шились по индивидуальному заказу французскими мастерицами. Эльза Триоле снабжала сестру еще и шелковым бельем, аксессуарами и духами. Больше всего ей нравились ароматы «Guerlain». Она хорошо разбиралась в этом вопросе, всю жизнь не отказывала себе в удовольствии иметь отличные духи. И даже на ее похоронах ее окутывала волна «Опиума», авторства Ив Сен-Лорана.

Именитого французского модельера Брик встретила в аэропорту Шереметьево, когда ей уже было 84 года. Он увидел ее, и выделил среди прочей толпы женщин, одетых неказисто и буднично. Стильная Брик стояла в зеленой шубе из коллекции Диора. Они познакомились, и вскоре стали настоящими друзьями.

После этого гардероб пожилой модницы пополнился нарядами, которые мэтр с мировой популярностью сшил именно ей. Лиля блистала в блузах с рукавами буфф, брюках, отливавших фиолетовым бархатом, пальто из сукна насыщенного бордового цвета. 85-летие Лиля отметила в Париже, в одном из престижных ресторанов, обед в котором заказал для нее Ив Сен-Лоран. Специально для этого события он презентовал ей роскошное бархатное платье, отделанное тафтой.

Брик придерживалась всех модных тенденций, не упускала возможности обновить свой гардероб. Она не боялась экспериментировать с нарядами и внешним видом, сама выдумывала модели и всегда выглядела на 100. Брик не выносила скуку и серость в одежде, ее наряды были смелыми и креативными. Природа наделила Лилю яркими рыжими волосами, которые она старалась подчеркнуть блестящими тканями, горизонтальной асимметрией, геометрическими рисунками, фестонами и шлейфами.

Личная жизнь

Обладающая природной сексуальностью и терпким обаянием, Лиля с легкостью покоряла мужчин. Она имела собственный секрет обольщения, которым ни с кем не делилась. Брик даже свела с ума собственного дядю, который предлагал ей руку и сердце, стоя на коленях. На тот момент юной соблазнительнице исполнилось 17 лет. Чтобы не довести до греха, родители отправили Лилю к родной бабушке.

Девушку надо было чем-то отвлечь, и вот уже она берет частные уроки игры на фортепиано. Именно от этого учителя музыки девушка и забеременела. Огласка никому не была нужна, поэтому ее положили в провинциальную клинику и сделали аборт. Операция прошла неудачно — Лиля навсегда осталась бездетной.

Лиля Брик с первым мужем Осипом

Лиля всегда говорила, что брак – это пережиток прошлого, но сама три раза выходила замуж. Первый раз за Осипа Брика, с которым отправилась под венец в марте 1912-го. Она была влюблена в этого юношу с первой встречи. На тот момент ей исполнилось 13, ему – 17. Долгие годы он не отвечал взаимностью, но Лиля все же сумела добиться своего. Венчание прошло в соответствии с еврейским обрядом, но провели его дома. Родители девушки наконец-то обрели покой, что их дочь после многочисленных любовных похождений, образумилась и стала замужней дамой.

Но этот брак был не по душе родителям Осипа, которым не нравилась эта ветреная девушка. Молодой человек не хотел довести родных до нервного срыва, поэтому писал им часто и много. Супружеская жизнь проходила счастливо, пока в ней не появился Владимир Маяковский. С 1915 года все в их семье пошло наперекосяк.

После того, как Маяковский умер, Брик подала на развод с Осипом. В ее личной жизни появился Виталий Примаков, ставший ее вторым мужем. После расстрела Примакова Лиля снова вышла замуж, на этот раз за литературоведа Василия Катаняна, который занимался изучением жизни и деятельности Маяковского. Ради Лили Василий бросил семью и прожил с ней почти 40 лет.

Смерть

Лиля Брик тяжело травмировалась в 86 лет. Прелом шейки бедра в таком возрасте практически не лечится, она могла стать обузой и себе и своим близким. Поэтому, чтобы не быть никому в тягость, женщина выпила снотворное в такой дозе, которая неизбежно повлекла за собой смерть. Брик умерла 4 августа 1978 года.

Прах музы русского авангарда был развеян в районе Звенигорода, в подмосковной деревне Бушарино. На том месте стоит могильная плита, на которой выгравирована надпись «Л.Ю.Б.». Эта же символика присутствовала и на кольце, подаренном Лиле Маяковским, и которое она никогда не снимала.

Могила Лили Брик

В 1976 году Лиля уже пыталась предпринять попытку самоубийства. Однако тогда это больше смахивало на постановку, чем на серьезное намерение свести счеты с жизнью. Врачи скорой нашли на столе записку, в которой она просит в своей смерти никого не винить, а также указывает название лекарства, которое она выпила. Медикам удалось вырвать Брик из лап дамы с косой, ей сделали промывание желудка и рекомендовали придерживаться постельного режима.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник