Лидия клемент биография личная жизнь песни

Лидия клемент биография личная жизнь песни thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2020; проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Клемент.

Ли́дия Ри́чардовна Кле́мент (8 июля 1937, Ленинград — 16 июня 1964, там же) — советская эстрадная певица (лирическое сопрано).

Биография[править | править код]

Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года[1] в Ленинграде. Отец — инженер из Эстонии — умер до войны, а маленькая Лида с мамой Марией Гордеевной пережили блокаду Ленинграда. В 1944 году она пошла в школу и одновременно училась в музыкальной школе игре на фортепиано. Участвовала в школьном хоре.

В 1955 году поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт, окончив который, 2 года работала проектировщиком в Ленпроекте и два года пела с эстрадным оркестром Дома культуры им. Серго Орджоникидзе под управлением Наума Тёмкина. Затем выступала с ансамблем Ленинградского театра комедии п/у Владимира Фёдорова[2].

Специально для Лидии Клемент писали свои песни композиторы А. Петров, А. Колкер, С. Пожлаков, Г. Портнов, В. Шеповалов.

Всесоюзную известность принесло ей исполнение песен «Карелия» (А. Колкер, стихи К. Рыжова), «Дождь на Неве» (В. Шеповалов, стихи Б. Гершта и К. Григорьева). Много выступала на телевидении (в том числе в «Голубом огоньке») и радио, в 1964 году вышла пластинка с записью 9 песен певицы.

Была замужем за джазменом Борисом Шафрановым. В 1961 году у них родилась дочь Наташа.[2]

Скончалась 16 июня 1964 года после скоротечной и тяжёлой болезни (меланобластома).

Память[править | править код]

Похоронена на Богословском кладбище в Ленинграде. Памятник на её могиле (архитектор Юрий Лобанов) — диск, напоминающий музыкальную пластинку, а над ним горизонтально повисший брусок-тонарм, на котором выбиты годы жизни: 1937—1964.

Памяти певицы посвятил стихотворение поэт Николай Тарасов (главный редактор журнала «Физкультура и спорт» до 1976 года). Также памяти Лидии Клемент посвящена песня Аллы Пугачёвой «Ленинград» (написанная певицей в 1977 году на стихи Осипа Мандельштама) из альбома «Поднимись над суетой» (1980)[3]; в некоторых источниках эта песня упоминается под названием «Монолог Лиды».

23 июля 2014 года подписано Постановление Правительства Санкт-Петербурга о присвоении скверу по улице Подольской имени Лидии Клемент.

Лидия Клемент в искусстве[править | править код]

Вокруг персоны Лидии Клемент разворачивается действие повести писателя Антона Тарасова «Письма к Лиде»[4][источник?].

Семья[править | править код]

  • Муж — Борис Шафранов, джазовый музыкант, позднее эмигрировал в Великобританию. С 1979 года живёт в США.
  • Дочь — Наталья Шафранова (род.1961). Окончила Ленинградский пединститут им. Герцена, работала в ленинградской школе № 307 учителем истории. С 1992 года живёт в США.

В Ленинграде Лидия Клемент проживала на Подольской улице, д. 26.

Дискография[править | править код]

Грампластинки (ВСГ «Мелодия»)[править | править код]

Год№ каталогаПесниФормат
196035969-70
  1. Песенка почтальона (А. Колкер — Л. Норкин)
    в сопр. Эстрадного ансамбля п/у В. Фёдорова
  2. Праздник трубачей (интермеццо)(В. Беркинг)
    Эстрадный оркестр Ленинградского радио. Дир. А. Владимирцов
10″
78 об/мин
196340969-70
  1. Когда вам двадцать лет (В.Соловьёв-Седой — М.Матусовский)
  2. Здравствуй (А.Петров — С. Фогельсон)
    Инструментальный квартет
10″
78 об/мин
196442053-4
  1. Мы приходим в новый дом (Ю.Саульский — М.Разовский и Г.Панков)
    женский вокальный квартет и инструментальный ансамбль. Дирижёр Юрий Саульский
  2. Карелия (А.Колкер — К.Рыжов)
    Инструментальный ансамбль. Руководитель Е.Выставкин
10″
78 об/мин
196442295-6
  1. Дождь на Неве (В.Шеповалов — Б.Гершт/К.Григорьев)
  2. Весенняя песня (Я счастье несу) (Г.Портнов — Ю.Принцев)
10″
78 об/мин
1964Д—00013467 Поёт Лидия Клемент (гибкая грампластинка в журнале «Кругозор» (№ 2-1964))

  1. Карелия (А.Колкер — К. Рыжов)
  2. На кургане (А.Петров — Ю.Друнина)
33 об/мин
1964Д—14153-4

Поёт Лидия Клемент

  1. Здравствуй (А.Петров — С. Фогельсон)
  2. Карелия (А.Колкер — К. Рыжов)
  3. Мы приходим в новый дом (Ю.Саульский — М. Разовский и Г. Панков)
  4. Я счастье несу (Г. Портнов — Ю. Принцев)
  5. Когда нам 20 лет (В.Соловьёв-Седой — М.Матусовский)
  6. Дождь на Неве (В. Шеповалов — Б.Гершт/К.Григорьев)
  7. Звёзды в кондукторской сумке (А.Петров — Л. Куклин)
  8. Если б не было в мире влюблённых (А.Колкер — Л. Норкин)
  9. На кургане (А.Петров — Ю.Друнина)
10″
гранд
33 об/мин

Компакт-диски[править | править код]

ГодАльбомИздатель№ каталога
2005Лидия Клемент. Золотая коллекция Ретро[5]Бомба МьюзикBoMB 033-163

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Лидия Клемент. Яркая комета (документальный фильм)
  • Сайт, посвящённый памяти Лидии Клемент
  • Красная книга российской эстрады — Лидия Клемент
  • «Слушай, Ленинград, я тебе спою…» Лидия Клемент и Нонна Суханова

Источник

Лидия Клемент. Биография и личная жизнь, смерть певицы. Фото

Ей была отпущена судьбой очень короткая жизнь — она не дожила даже до 27 лет… А её жизнь на сцене длилась всего два года, но оставила след в сердцах людей, которым так не хватает тепла и доброты. И если права пословица, говорящая, что люди живы, пока жива память о них, то Лидия Клемент и поныне с нами.

Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде. Отец, инженер из Эстонии, скончался ещё до войны, и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой — Марией Гордеевной Голубевой.

Лидия Клемент в детстве. Фото

В 1944 Лида пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура: девочка стала посещать школу музыкальную, где училась игре на фортепьяно и пела в хоре.

Лидия Клемент. Яркая комета.

Когда пришла пора выбирать профессию, Лида не сомневалась, что свяжет свою жизнь с музыкой. Но мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она искренне желала дочери добра и считала, что обеспечить жизнь способна лишь «настоящая» профессия. На этом настаивал и отчим Лидии: он был архитектором, а после войны строительные специальности были очень востребованы. В итоге Лидия в 1955 году поступила в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ).

Читайте также:  Биография таркана личная жизнь

В ЛИСИ существовал первоклассный оркестр, регулярно выступавший не только на институтских вечерах, но и в Домах культуры Ленинграда. Лидия стала активной участницей этого коллектива. Вскоре молодую певицу пригласили в оркестр Дома народного творчества.

Ещё будучи студенткой, Лидия вышла замуж за музыканта Бориса Шафранова.

В 1960-м Лиду распределили на работу в Ленпроект, но проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск. В 1961 у Лидии и Бориса родилась дочь Наташа.

Молодая мама успешно делила материнские обязанности с работой на эстраде: пела в ДК имени Ленсовета. Весной 1962 её пригласили в квартет п/у Румянцева, работавшего с композитором Соловьёвым-Седым, и она поехала в свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку — в Венгрию.

Лидия Клемент с квартетом В. Румянцева
О молодой певице заговорили. Композитор Андрей Петров специально для неё написал песню «Звёзды в кондукторской сумке». Имя автора уже тогда было достаточно весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Лидии зазвучал по радио. Затем в телепрограмме «На огонёк» (впоследствии — «Голубой огонёк»), третий выпуск которой снимался в Ленинграде, Лидия исполнила песню Петрова «Здравствуй».

Город был покорён обаятельной талантливой певицей, а ленинградское отделение Союза композиторов СССР буквально выстроилось в очередь к восходящей «звезде» с предложениями новых песен.
А после того, как Лидией была спета «Карелия», ставшая, как сказали бы сейчас, «мегахитом», к молодой певице пришла всесоюзная известность, любовь и признание миллионов зрителей.
Впрочем, в отличие от большинства нынешней бесчисленной эстрадной братии, «звёздности» в этой очаровательной девушке не было никакой. Она покоряла своей скромностью и внутренней культурой.

Лидия стала частой гостьей телепрограмм, песни в её исполнении прозвучали в нескольких кинофильмах, регулярно передавались по Всесоюзному радио. Казалось, впереди долгая успешная творческая жизнь.
Но страшная болезнь уже жила в ней.

Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим заболеванием, не оставившим шансов молодой талантливой женщине.
Сейчас особенно щемяще звучит в её исполнении песня «Когда вам двадцать лет» — ведь самой певице так навсегда и осталось немногим больше двадцати…

Лидия продолжала работать до последних дней, и мало кто подозревал о том, чего ей это стоило. Последней её съёмкой на Ленинградском телевидении была песня Андрея Петрова «Я шагаю по Москве» — за две недели до 16 июня 1964 года, — дня, когда Лидии Клемент не стало.

Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, вышедшую практически сразу после смерти певицы. Многие из песен своего репертуара Лидия не успела записать. Плёнки с видеозаписями песен «Карелия» и «Дождь на Неве» (по словам видевших их, ставшие серьёзными режиссёрскими находками) оказались смыты. Вроде бы по нелепому легкомыслию. Но есть иная версия: кроме преданных друзей, были у Лидии и предавшие друзья…

Похоронена Лидия Клемент на Богословском кладбище в Ленинграде.

Могила Лидии Клемент. Фото

Источник

Пятьдесят пять лет назад, в июне 1964 года не стало выдающейся певицы Лидии Клемент. Было ей всего 26 лет… И сегодня песни в исполнении Лидии Клемент трогают души, а нашему времени, как заметила ее поклонница, не хватает «такой искренности и тепла, которые несла в своем творчестве эта удивительная певица»…

Лидия Клемент. Фото из архива Натальи Шафрановой

Материал этот я сделал для газеты «Вести Адмиралтейского района», где он – в сокращенном виде – и был опубликован.

Первым, к кому я обратился с просьбой рассказать о Лидии Ричардовне, был мой давний хороший знакомый композитор Александр Колкер. Александр Наумович оказался нездоров (86 лет как никак) и посоветовал мне перечесть стенограммы наших предыдущих бесед (он всякий раз непременно вспоминал Лидию Клемент) и даже разрешил взять фрагмент из его мемуарной книги «Лифт вниз не поднимает». К последнему его совету прибегать не пришлось. Тем более того, что его рассказ о создании «визитной карточки» Лидии Клемент – песни «Карелия» – я решил привести в полном объеме. Мне кажется, он того заслуживает.

Однако одним рассказчиком ограничиться я не мог. Нужен был, по крайней мере, еще хотя бы один воспоминатель. Я терялся в догадках, кто бы им мог быть. И вдруг – иначе, чем чудо, это не назовешь, – интернет, с которым я не в больших ладах, выдает мне электронный адрес дочери Лидии Клемент, проживающей, как сказано выше, в Соединенных Штатах. И Наталья Борисовна любезно соглашается ответить на мои вопросы…

Лидия Клемент. Фото из архива Натальи Шафрановой.

Короткой строкой

Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде. Отец – инженер из Эстонии, умер до войны; маленькая Лида с мамой Марией Гордеевной пережили блокаду.

Лидия Клемент окончила Ленинградский инженерно-строительный институт, два года работала проектировщиком в «Ленпроекте». И два года пела с эстрадным оркестром Дома культуры им. Серго Орджоникидзе под управлением Наума Тёмкина. Затем выступала с ансамблем Ленинградского театра комедии под управлением Владимира Фёдорова.

Читайте также:  Певица жанна агузарова биография личная жизнь

Специально для Лидии Клемент писали свои песни композиторы Александр Колкер, Станислав Пожлаков, Андрей Петров, Георгий Портнов, Вадим Шеповалов.

Всесоюзную известность принесло ей исполнение песни Колкера «Карелия» (стихи Кима Рыжова) и Шеповалов «Дождь на Неве» (стихи Бориса Гершта и Константина Григорьева).

Лидия Клемент была замужем за джазменом Борисом Шафрановым. В 1961 году у них родилась дочь Наташа.

Наталья Шафранова по окончании Ленинградского педагогического института работала в одной из ленинградских школ. С 1992 года живет в США.

Скончалась Лидия Клемент 16 июня 1964 года после скоротечной и тяжёлой болезни (меланобластома). Похоронена на Богословском кладбище.

Автор памятника на могиле – архитектор Юрий Лобанов. Он не был знаком с певицей, но являлся её горячим поклонником, и проект был разработан им безвозмездно. По замыслу автора, надгробие представляет собой брусок тонарма (рычаг с головкой звукоснимателя) радиолы, зависшего над пластинкой – той, которую Лидия Клемент не успела увидеть…

«Успех был невообразимый!»

Александр Колкер:

– 1963-й год. Исключительно мужской компаний – поэт Ким Рыжов, будущие известные драматурги Михаил Гиндин и Генрих Рябкин (они будут писать и для Аркадия Райкина) и я – такой небольшой концертной бригадой мы отправились в Карелию – подзаработать. Сортавала. Гостиница – бывший финский офицерский бордель. Большой номер – один на четверых. Кимушка уже тогда был болен облитерирующим эндартериитом. Врачи ему категорически запретили курить. Мы следили, чтобы он не курил. В Сортавале Ким убегал от нас на берег Ладожского озера. И там сказочная природа навеяла ему строки будущей песни:

«Долго будет Карелия сниться,

Будут сниться с этих пор

Остроконечных елей ресницы

Над голубыми глазами озер…»

Стихи получились изумительные:

«В разных краях оставляем мы сердца частицу,

В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня…»

Я тут же схватил свой аккордеон и закрылся в туалете. Больше уединиться было негде. (С аккордеоном на городскую улицу не выйдешь.) И там сочинял музыку. Первым «Карелию» спел Ким Рыжов.

Лидия Клемент. Фото из архива Натальи Шафрановой

Художественный совет Ленинградского радио песню не принял: «банальный, дешевый вальсок»! И не рекомендовал к исполнению. Это потом «Карелия» зазвучит на всю страну. Ее до сих пор в Республике Карелия считают чем-то вроде гимна.

Почему первый исполнитель не Мария Пахоменко? (Мария Пахоменко – жена Александра Колкера. – В.Ж.) Машенька, обладая абсолютным слухом, была просто напитана музыкой. Она могла повторить все, что звучало по радио. Не только песни, но и арии из опер, даже те, которые исполняли Козловский и Лемешев. Но она пела в квартете. Я сказал: «Машенька, квартет квартетом, это страница твоей жизни, но пора ее перелистнуть и переходить к сольному пению». «Ни за что!» У Пахоменко был характер. И не было музыкального образования, нотной грамоты она не знала.

Лидочка Клемент тоже из самодеятельности – она закончила ЛИСИ. «Карелию» первой, если не считать пение Рыжова, спела она. Случилось полное и точное совпадение стиха, музыки и голоса. Успех был невообразимый!

Чуть позже мне все же удалось уговорить Марию Пахоменко записать песню – песню для спектакля «Иду на грозу», она прозвучала в популярнейшей в Советском Союзе радиопередаче «С добрым утром», и «закачало» всю страну! Из каждого окна звучал голос моей Марусечки: «Качает, качает задира ветер фонари над головой…»

В теплое время года мы с Машенькой и нашей дочерью Наташей жили на даче в Крилловском. Там же жила и Лида со своей семьей – у ее мамы был свой небольшой домик.

Однажды на озере я увидел, как Лидочка заклеивает пластырем на ноге родимое пятно. Болезнь оказалась скоротечной…

Мне удалось на Всесоюзном радио договориться, и 16 июня 1964 года на всю страну звучала песня «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Она прозвучала двенадцать раз. Под эту песню Лидочка и ушла из жизни…

Прошло несколько лет. Я сделал новую инструментальную партитуру «Карелии», с хоровыми вкраплениями, эта редакция существенно отличается от прежней, и песню записала моя Машенька…

Наталья Шафранова:

«С какой любовью и нежностью о маме говорят…»

– Наталья Борисовна, когда не стало вашей мамы, вам было три года…

– Мне не было и трёх лет, и я практически её не помню, только несколько эпизодов. Помню, как она репетировала дома, а я все время стояла рядом и пыталась ее отвлечь. Помню, как мама приезжала на дачу, где я жила с бабушкой, как уговаривала меня что-то доесть. Очень обрывочные воспоминания…

Мама часто уезжала на гастроли, и папа тоже. Я оставалась с бабушкой. (Папа музыкант, его страсть – джаз. Родители развелись, когда мне было около двух лет, и мама вернула себе свою девичью фамилию.) Моим воспитанием в основном занималась бабушка, мамина мама. Она меня очень любила и баловала. Да и папа всегда был рядом.

Мне вообще кажется, что в раннем детстве ты не так сильно ощущаешь остроту потери, но чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, как сильно тебе не хватает мамы. И как ни странно с годами это чувство только усиливается.

Читайте также:  Алферова ирина биография личная жизнь рост

– Вы жили в коммунальной квартире? Кто были ваши соседи? Как они относились к тому, что их соседка Лидия Клемент?

– Моя прабабушка вместе с детьми приехала в Петроград из Финляндии. После того, как мой прадед был расстрелян, она продала дом и с детьми перебралась в Петроград. В 1919 году.

И с того времени наша семья жила на Подольской, 26. Здесь родилась и выросла мама, и в этой же квартире прошло мое детство. Квартира была коммунальной, но половину ее занимали родственники: бабушкина старшая сестра с мужем и мамина сводная сестра с сыном. В этом доме бабушка и мама пережили блокаду.

Лидия Клемент (в центре, в школьной форме). Фото из архива Натальи Шафрановой

– Телевизоры в начале 60-х были не в каждой квартире, не в каждой семье. Собирались ли родственники и соседи компанией у телеэкрана, когда «показывали» Лидию Клемент?

– Жили мы очень скромно, и телевизор у нас появился позднее, чем у соседей, но, конечно, когда показывали маму, они нас всегда приглашали. Хотя, насколько я знаю, показывали ее довольно редко.

– Куда вас водили гулять – в сад «Олимпия»?

– Гулять мы чаще всего ходили в сквер, что рядом с нашим домом. Сегодня он носит мамино имя, к сожалению никакой таблички там нет, хотя на карте города значится сквер Лидии Клемент. Я этим очень горжусь, конечно. В «Олимпии» мы тоже часто бывали, моя школа была совсем рядом.

– Когда вы узнали, что мама – певица? Когда осознали: выдающаяся певица?

Лидия Клемент. Фото из архива Натальи Шафрановой.

– Я, конечно, знала, что мама известная певица, но, как вы понимаете, в раннем детстве я не очень об этом задумывалась. Хотя и чувствовала, что и в детском саду и, позднее, в школе взрослые ко мне относятся несколько иначе, чем к другим детям, и понимала, что это связано с тем, что я дочь Лидии Клемент.

– Не было ли желания пойти по маминым стопам?

– Желание пойти по родительским стопам у меня было, но не было голоса и, вероятно, такого непреодолимого желания заниматься музыкой, какое было у родителей.

– Знаю, что приезжая в Петербург, вы постоянно бываете на Богословском кладбище. Наверное, вас не может не радовать, что могила ухожена, и что ухаживают за ней поклонники Лидии Клемент.

– В Петербург я приезжаю довольно часто и, конечно же, всегда еду на Богословское. Я очень благодарна друзьям нашей семьи Инне Сергеевне Лебедевой и Людмиле Сергеевне Капутовской, которые ухаживают за маминой могилой.

Найти могилу сегодня довольно нелегко, но люди все-таки приходят и даже оставляют записки для родственников – Николай Николаевич Скобин соорудил специальный ящичек для писем, он же прикрепил плакат с текстом стихотворения Иннокентия Анненского: «Среди миров, в мерцании светил одной звезды я повторяю имя…» Таким образом я познакомилась с Владимиром Пузановым и Владимиром Орловым – они создали сайт посвященный маме. Безусловно, не могу не быть благодарна автору памятника, Юрию Лобанову. Я очень многим людям хочу сказать огромное «спасибо». Поэтессе Марине Чекиной и композитору Владимиру Шульгину за песню «Монолог с Лидией Клемент». Скульптору Светлане Мельниченко за проект композиции «Дождь на Неве» для сквера, названного маминым именем. К сожалению, установить его в сквере пока не удалось, но мы не теряем надежды. Кстати Светлана тоже живет в Адмиралтейском районе, недалеко от сквера.

– Самое необычное проявление любви поклонников к Лидии Клемент?

– Самая необычная история, конечно, связана с созданием фильма «Лидия Клемент. Яркая комета». Со мной «ВКонтакте» связался Дмитрий Марков и сказал, что он хотел бы снять о маме фильм, спросил, есть ли возможность встретиться. Я приехала в Питер, на мамино 75-летие, и наша первая встреча с Дмитрием и оператором фильма Сергеем Маховым произошла на Богословском кладбище. Ребята работают на Витебском телевидении и специально приезжали на машине из Беларуси, чтобы увидеться со мной. Я, если честно, мало верила в успех этого мероприятия, но у нас все получилось. За четыре дня, что я была в Петербурге, нам удалось пообщаться и с мамиными однокурсниками, и с музыкантами, поговорить с людьми, которые ее помнят и любят.

Я была потрясена не только тем, что 50 лет спустя Лидию Клемент и ее песни помнят, а еще и тем, с какой любовью и нежностью о ней говорят все, кто ее знал. Это была почти мистическая история. Я улетела, а ребята приезжали в Питер еще несколько раз.

Могила Лидии Клемент на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото Владимира Желтова

Премьера фильма состоялась в Доме Актера 14 декабря 2013 года. Мы очень нервничали, что нет никакой рекламы, и народа не будет, но собрался полный зал. К сожалению, фильм показали по Петербургскому телевидению всего два раза, да и то в очень неудобное время.

Автор текста – Владимир Желтов.

Источник