Личность и судьба гончарова

Личность и судьба гончарова thumbnail

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – великий русский писатель, автор знаменитых романов “Обломов” и “Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладатель гражданского чина “Действительный статский советник”.

Ранние годы. Образование и карьера

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.

После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова – он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.

Свои первые произведения – «Лихая болесть»(1838) и «Счастливая ошибка»(1839) Гончаров опубликовал, взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846-ом году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

В течении двух с половиной лет Гончаров был в кругосветном путешествии(1852-1855), где написал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада». По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием 19 века.

Его самое главное произведение, знаменитый роман «Обломов», выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию нового произведения – роману “Обрыв”.

Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Иван Александрович возобновляет работу над романом «Обрыв», над которым трудился долгих 20 лет. Автору порой казалось, что не хватит сил его закончить. Однако в 1869 году Гончаров завершил третью часть романа-трилогии, в которую вошли также «Обыкновенная история» и «Обломов».

Произведение отражало периоды развития России – эпохи крепостного права, которая постепенно угасала.

Последние годы жизни

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Гончарова:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Источник

Гончаров, биография которого знакома многим школьникам, прожил жизнь достаточно долгую, необычную и интересную. Все в ней он делал обстоятельно: над романами трудился годами и десятилетиями, параллельно работая на самых разных должностях. Три ключевых произведения, которые начинаются на «Об», — вот чем известен Гончаров. Краткая биография с занимательными подробностями представлена в статье.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Иван Гончаров: детство и юность

Кто такой Гончаров? Иван Гончаров, биография которого тесно связана с Россией: родился в городе Симбирск в начале лета 1812 года. Александр Иванович и Авдотья Матвеевна Гончаровы по происхождению купеческого сословия. Их большой каменный дом располагался в сердце города, его окружал обширный двор и шикарный сад.

Читайте также

Чехов: биография и творчество писателя

Со старшим братом Николаем и двумя младшими сестренками Ивану некогда было скучать, не о чем было печалиться. Первые семь лет его жизни прошли в теплой и душевной атмосфере. Семейный небосвод омрачился в 1819 году со смертью отца. К счастью, средств у Авдотьи Матвеевны было достаточно, а крестный Николай Николаевич Трегубов принял активное участие в воспитании Ивана.

Биография Гончарова-ученика была такова:

  • учеба в частном пансионате;
  • восемь лет в коммерческом московском училище вместе с братом;
  • Московский университет.

Учеба в училище будущего классика не радовала, хотя он и успевал по всем предметам. Больше прочего его увлекла литература, книг он перечитал множество. Настоящим героем для Ивана стал Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин» восхитил душу юноши. Позже, когда ему удалось встретиться с великим поэтом, Гончаров был вне себя от счастья.

Читайте также

Лев Толстой: биография и творческое наследие писателя

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Дальнейшая биография Ивана Гончарова связана с Московским университетом, куда он поступил в 1831 году. Учился он вместе с такими талантливыми людьми, как:

  • Михаил Лермонтов;
  • Константин Аксаков;
  • Иван Тургенев.

Не удивительно, что три студенческих года не прошли зря, оставили не только знания, но и яркие впечатления и укрепили желание стать писателем.

Читайте также:  Ян абрамов измены алсу

После вуза Гончаров Иван ощутил себя поистине свободным человеком. Прежде чем покорять мир, молодой человек решил навестить мать и сестер в родном Симбирске. Задерживаться в городе он не собирался, тем более когда увидел, насколько тот остался неизменным и провинциальным. Но местный губернатор настойчиво предложил Ивану работу секретаря, и тот согласился.

Читайте также

Биография Жуковского: жизнь и творчество

Даже года не выдержал И.А. Гончаров на этой службе. Скучная и рутинная бюрократия пригодилась разве что позже, для написания книг. А тогда, через одиннадцать месяцев, юноша решительно уехал в Санкт-Петербург, где:

  • нашел работу переводчика переписок с иностранных языков;
  • был нанят учителем сыновей художника Николая Аполлоновича Майкова.

Именно семья Майковых стала для Ивана Александровича пропуском в богемный мир. Это был настоящий культурный очаг, где регулярно собирались представители высшего света и творческих профессий.

Читайте также: Чехов: биография, творчество и жизнь писателя

Иван Гончаров: творчество

Вскоре, в 1840-х годах, появились первые произведения, но под ними не красовалась подпись «Гончаров Иван Александрович». Молодой человек предпочел анонимно опубликовать «Лихую болесть» и «Счастливую ошибку» в рукописных альманахах «Лунные ночи» и «Подснежник», которые издавала семья Майковых.

Читайте также

Куприн: биография писателя, творчество

Катализатором творческого процесса для Ивана стало близкое знакомство с Белинским. Начинающий писатель Гончаров и маститый критик неоднократно встречались в Доме литераторов. Именно Белинскому он прочитал свой первый роман «Обыкновенная история» и привел того в совершенный восторг. В 1847 году произведение было опубликовано в «Современнике».

Позже Гончаров напишет «Заметки о личности Белинского» с теплыми воспоминаниями о советах и подсказках критика. Но близкими друзьями им стать не удалось. Иван Александрович не разделял увлечение Белинского идеями французской революции, а тот, в свою очередь, не понимал взглядов писателя.

В 1848 году на страницах «Современника» появился очерк «Иван Саввич Поджабрин», который написал Гончаров. Интересные факты связаны со следующими годами жизни прозаика:

Читайте также

Биография Крылова: жизнь и творчество

  • в 1852 году в качестве секретаря адмирала Путятина он отправился к берегам Японии на фрегате «Паллада»;
  • в течение двух с половиной лет Иван Александрович увидел Англию, Южную Африку, Индонезию, Японию, Китай, Филиппины и множество островов в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах;
  • все это время он тщательно вел путевые заметки, на основе которых по возвращении на большую землю создал книгу «Фрегат “Паллада”». Последняя стала популярной новинкой, так как подобных произведений читатели еще не видели.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

После плавания жизнь и творчество Гончарова были связаны неразрывно. Он перешел на службу в газету «Северная почта», где вначале работал цензором, а в 1862 году возглавил ее. С 1865-го он стал членом Совета по печатным делам, а спустя два года подал в отставку.

Читайте также

Биография Есенина: интересные факты, творчество

Мир увидел еще два романа его пера, которые стали классикой мировой литературы:

  • в 1859 году был опубликован «Обломов», который был встречен с большим восторгом. Философские взгляды автора быстро подхватили в народе. Спустя год в обиход прочно вошел термин «обломовщина», которым мы и сегодня пользуемся для обозначения загадочного русского характера;
  • в 1869 году был завершен роман «Обрыв». На создание последнего детища писатель потратил два десятка лет, особенно долго давалась ему концовка.

Гончаров, годы жизни которого пришлись на дореформенный период в российской истории, очень точно и ярко отразил его в своих произведениях. После «Обрыва» он не раз задумывался о том, чтобы начать новую рукопись, но ни сил, ни желание на это уже не осталось.

Читайте также

Федор Достоевский: страницы жизни писателя

Иван Гончаров: личная жизнь, последние годы

Был ли счастлив в личной жизни Гончаров? Биография, кратко излагающая его судьбу, говорит, что эта сторона его жизни не сложилась. Иван Александрович не женился, у него не было детей. Из воспоминаний известно о двух женщинах, которых он любил. Это были:

  • Юния Дмитриевна Ефремова, племянница Евгении Петровны Майковой;
  • Елизавета Васильевна Толстая, которая также была близка Майковым.

Обе девушки предпочли выйти замуж за других мужчин, что стало личной трагедией для Гончарова. Сохранились послания прозаика к Елизавете Васильевне, наполненные любовью и грустью, — настоящее лирическое творение.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Гончаров, фото которого показывают довольно представительного мужчину, умный и состоятельный, после этих событий так и не женился.

Читайте также

Максим Горький: история жизни и творчества

Что касается друзей, то дольше всего он общался с Тургеневым. Однако в 1860 году в его сочинениях он увидел строки из собственного «Обрыва» и тут же прервал с ним связь. Иван Александрович даже хотел вызвать Тургенева на дуэль, но его удалось отговорить от этого опрометчивого поступка.

В последние годы жизни писателем овладела депрессия:

  • Одинокий и беспомощный он пытался вновь начать писать, но ничего не получалось.
  • Из-под его пера еще вышло несколько критических статей.

В сентябре 1891 года Иван Александрович подхватил простуду. У болезни оказалось стремительное развитие. Буквально через три дня по причине воспаления легких прозаик ушел из жизни. Наследство свое он по завещанию передал семье слуги.

Читайте также:  Сергей жуков личная жизнь жена и дети

Читайте также

Николай Некрасов: любовь и творчество

Позже в его честь назвали улицы Москвы, Пензы, Саранска, Чебоксар, Симферополя и других городов. Появились памятники, и также учредили литературную премию его имени. К 200-летию писателя вышла монета с портретом Гончарова.

Талантливый и вдумчивый Гончаров, биография которого только на первый взгляд кажется простой и немного обыденной, оставил миру прекрасные произведения. Он писал о том, что видел и пережил сам, создавая яркие впечатляющие истории, которые и сегодня восхищают читателей.

Читайте также: Островский: биография, личная жизнь и творчество

Источник

Автор: Пинженина Е.И.

Долгое время И.А. Гончаров в среде читателей и исследователей имел прочную репутацию ординарного человека. Однако в последнее десятилетие в работах В.А. Недзвецкого, Л.М. Розенблюм, Е.А. Краснощековой и др. начали обозначаться «проблемные» стороны его личности: противоречивость, загадочность и пр. Так, одной из странностей поведения Гончарова были его мистификации, т.е. создание писателем образа собственной личности, образа «Гончарова», в различных типах текста: поведенческом – реальном и эпистолярном – в его письмах. Как правило, в фокус внимания исследователей попадает лишь один из образов, наиболее явный – использование Гончаровым «маски» Ильи Ильича Обломова. Это происходило и в жизни, и в литературе. Но вне поля зрения исследователей остаются множественные другие мистификации Гончарова, и, что существеннее, не объясняются мотивы их появления. В данной статье мы структурируем и описываем уровни мистификаций писателя, определяем причины их появления, вскрывающие важные основы личности Гончарова. Первый, простейший, уровень мистифицирования – прямые отсылки в письмах к именам собственных литературных героев (например, Адуев о племяннике Викторе Кирмалове; Агафья Матвеевна о С.А. Никитенко). Гончаров и его собеседники постоянно находились в ситуации ассоциативного взаимодействия событий реальной жизни и художественного мира писателя. В.К. Лебедев и Л.Н. Морозенко, комментируя переписку Гончарова рубежа 60-х гг., назвали это взаимопроникновением литературы и жизни. В этом случае мистификация становится сигналом к восприятию человека в соответствии с определенным литературным типом.

Второй, более сложный, уровень гончаровского мистифицирования – своеобразная литературная «игра», в которую писатель неоднократно вступал со своими собеседниками, подчас вводя их в заблуждение. Наиболее выразительной в этом отношении представляется мистификация из письма И.И. Льховскому: «…узнайте, что я занят <…> женщиной! <…> Ольгой Ильинской <…> сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж, не знаю: всё будет зависеть от того, овладею я ею или нет. Если овладею, то в одно время приедем и в Петербург: Вы увидите ее и решите, стоит ли она того страстного внимания, с каким я вожусь с нею, или это так, бесцветная, бледная женщина, которая сияет лучами только для моих влюбленных глаз? Тогда, может быть, и я разочаруюсь и кину ее. Но теперь, теперь волнение мое доходит до бешенства: так и в молодости не было со мной. Я едва могу сидеть на месте, меряю комнату большими шагами, голова кипит…».

Только потом писатель признается И.И. Льховскому, что Ольга Ильинская – героиня его романа: «…я счастлив – от девяти часов до трех – чего ж больше. Женщина эта – мое же создание, писанное конечно…». Эффект своей мистификации писатель проверяет в письме к Ю.Д. Ефремовой: «Я написал Льховскому в последнем письме, что я сильно занят здесь одной женщиной, Ольгой Сергеевной Ильинской, и живу, дышу только ею: вероятно, он будет сначала секретничать, а Вы сначала спросите его о ней, скажите, что я и Вам писал, и заметьте, пожалуйста, поддался ли он мистификации, и после скажите мне».

Думается, смысл этой мистификации не только в развлечении. Отметим, что Гончаров редко бывает столь воодушевлен, как в тот момент, когда рассказывает в письме И.И. Льховскому о как будто существующей своей влюбленности в Ольгу Ильинскую. Раздражение, волнение, разочарование, тем более бешенство – чувства такой силы неожиданны для традиционно воспринимаемого равнодушным, спокойным и во всех отношениях умеренным Гончарова. В этом письме по желанию писателя появляется как будто «новый», непривычный даже для друзей Гончаров – в этом, на наш взгляд, ключевой смысл мистификации.

Литературная «игра» с появлением «нового» Гончарова продолжается и на следующем уровне мистификации – представление себя через образ одного из своих героев. Ключевой фигурой здесь, разумеется, является Обломов2. Эта параллель возникает еще в книге очерков «Фрегат “Паллада”», героем-повествователем которой становится путешественник с явно декларируемыми обломовскими чертами. С течением времени эта параллель переносится Гончаровым «в жизнь». Так, в письме к А.А.Толстой находим: «А мой обломовский путь – есть труд и тягость. Я барахтаюсь, как среди волн, обремененный многочисленным семейством, т.е. двумя чемоданами и мешком; к числу последних отношу отчасти и себя – итого четыре».

Окружающие, как можно судить по переписке и воспоминаниям, прямо восприняли предлагаемую самим автором параллель, и она с течением времени стала стереотипом (да и сохранилась вплоть до сего времени).

Читайте также:  Фото зары в инстаграмме

Подчеркнем, что именно в салоне Майковых, где писателя хорошо знали, его нарекли «мсье Де Ленем». И действительно, знакомцы Гончарова того времени часто характеризуют его как привыкшего к закрытому, одинокому существованию, малоподвижного человека. Хотя близкие писателю современники и биографы Гончарова давно сошлись во мнении, что этот образ не соответствовал реальности: ленивым Гончаров не был, напротив, это была деятельная, неспокойная, подчас крайне раздражительная натура. Тем не менее сходство Гончарова и Обломова довольно устойчиво закрепилось в сознании читателей.

В целом, Гончаров не препятствовал такому отождествлению, более того, поддерживал это представление о себе, хотя и с оговорками: «Я же с детства, как нервозный человек, не любил толпы, шума, новых лиц! Моей мечтой была… горацианская… умеренность, кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей. Это впоследствии называли во мне обломовщиной». Так, отстраненность Гончарова от суеты света воспринималась современниками как проявление образа жизни литературного героя Обломова (знаменитое «Не подходите… вы с холода!»). С одной стороны, презентация себя через призму одного из героев давала Гончарову возможность акцентировать внимание собеседника на некоторых качествах своей личности и была продолжением литературной «игры».

Но с другой стороны, по всей видимости, именно отсутствие недоверия у окружающих к явной литературной «маске» не удовлетворяло Гончарова. Доказательством этого являются попытки писателя шаржировать собственный портрет. По замечанию В.А. Недзвецкого, «Ирония… нарочно деформированного “автопортрета”, отвечающего ходячим представлениям об авторе “Обломова”, обоюдоостра и рассчитана на то, чтобы “польстить” адресату и в то же время подчеркнуть его неумение почувствовать, увидеть подлинный облик корреспондента». Гончаров тем самым намекает на то, что его собеседники далеки от истинного понимания его личности, а желание «уложить» сложность и противоречивость человеческой натуры в один из рисованных образов, ограниченных уже потому, что они плод человеческого воображения, – оскорбительно. И писатель, признавая в себе определенные «обломовские» качества, все-таки настойчиво подчеркивает принципиальную разницу между собой и своим героем. Он пишет гр. А.А. Толстой: «Правда, Обломов: только не такой, как все другие Обломовы…».

Отметим, что в окружении писателя возникает обратная реакция: собеседники «включается» в «игру», и мистификации оказываются направленными на него самого; Гончаров от этого искренне страдает, воспринимая их как жестокую насмешку: «…частью благодаря этим письмам, а частью моим сочинениям, со мною и надо мною начали делать какие-то мистификации, шутки! Например, разные господа, и госпожи, играли со мной роли из моих романов, то Ольги, то Наденьки, то Веры, ставя меня в роль героев – Адуева, Обломова, Райского и прочих! <…> Вот – мол, ты играешь и путаешь нас в письмах: и мы с тобой будем шутить… Впрочем, эти комедии начались давно – до писем! <…> Всем этим шуткам надо мной много способствовало и вышеупомянутое, ложное истолкование: моей натуры, нрава, привычек, причин отчуждения от всего, кроме пера!».

Принципиален здесь вывод Гончарова: ложное истолкование своей личности, то есть тотальное непонимание – вот что он видел в шутках окружающих, поэтому так болезненно на них реагировал. У писателя возникает опасение в том, что за личинами вымышленных героев может потеряться лицо самого Гончарова-человека. Разграничение «настоящего» Гончарова и «образа» Гончарова становится для него принципиальным, однако не всегда возможным. Таким образом, формируется полноценная драма человеческого непонимания.

На наш взгляд, принципиальный ответ на вопрос разделения литературы и жизни в личности художника Гончаров даёт в своём итоговом по многим параметрам романе «Обрыв» словами Райского: «Но ведь иной недогадливый читатель подумает, что я сам такой, и только такой! – сказал он, перебирая свои тетради, – он не сообразит, что это не я, не Карп, не Сидор, а тип; что в организме художника совмещаются многие эпохи, многие разнородные лица…».

То же обозначается и в ряде писем: «Если б еще мою нелюдимость и затворничество от света приписали моей обломовской лени – я бы ничего не сказал: пусть! Вместо лени поставить артистическую, созерцательную натуру, способную и склонную жить только своею внутреннею жизнию – интересами творчества, деятельностью ума, особенно фантазии, и оттого чуждающуюся многолюдства, толпы: то и была бы правда, особенно если прибавить к ней вышеупомянутую нервозность, робость! Вот такая моя обломовщина! Она есть если не у всех, то у многих писателей, художников, ученых! Граф Лев Толстой, Писемский, гр. Алексей Толстой, Островский – все живут по своим углам, в тесных кружках!».

Таким образом, наблюдается двоякая стратегия поведения Гончарова: сопротивляясь отождествлению, он в то же время не препятствует сравнению себя и Обломова, поскольку параллель Гончаров–Обломов оказывается действительно оправданной. Но не по тому признаку, на который обратили внимание окружающие. Не столько в лени и созерцательности сходство автора и героя, сколько в ранимости, болезненном желании отстоять собственное Я в борьбе со стереотипом. Весь ряд мистификаций, проведенных Гончаровым в письмах и общении с корреспондентами, стал отражением драмы во взаимоотношении Гончарова и окружающих – драмы непонимания. Писатель создает мистификацию, чтобы через призму шутки и «игры» его увидели другим, настоящим, но, по всей видимости, цели так и не достигает.

Источник