Леонтьев аристарх актер

Леонтьев аристарх актер thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2019;
проверки требуют 22 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев.

Аванга́рд Никола́евич Лео́нтьев (р. 27 февраля 1947, Москва, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, педагог, профессор. Народный артист Российской Федерации (1995). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995)[1].

Биография[править | править код]

Авангард Леонтьев родился 27 февраля 1947 года. Родители назвали сына именем его старшего брата, родившегося в 1924 году, младшего лейтенанта, погибшего в возрасте 19 лет во время войны 15 июля 1943 года на Курской дуге. Мать – Александра Александровна Леонтьева. С детства мечтал о карьере актёра. Занимался в школьном драмкружке, затем в студии художественного слова при Московском городском Доме пионеров в переулке Стопани у Анны Бовшек — ученицы Константина Станиславского и Евгения Вахтангова.[2] В старших классах сам организовал театральную студию, в которой занимался с одноклассниками.

На курсе Павла Массальского в Школе-студии МХАТ поначалу считался в числе отстающих, так как не справлялся с творческой программой. Но на втором курсе «втянулся» и стал почти отличником. В 1968 году получил диплом[3] и был приглашён в труппу московского театра «Современник».

По приглашению Олега Табакова начал заниматься преподавательской деятельностью. Сначала в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы (1974—1976 гг.), а затем в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ (1976—1990 гг.) на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем эти курсы составили основу труппы Московского театра-студии п/р Олега Табакова. Руководитель трёх выпусков актёрского курса Школы-студии МХАТ с 1989 по 2001 г.

Среди учеников Авангарда Леонтьева: Елена Майорова, Игорь Нефёдов, Ирина Апексимова, Сергей Газаров, Марина Зудина, Евгений Миронов, Олеся Судзиловская, Денис Суханов, Владимир Машков.

С 2004 года — артист МХТ имени А. П. Чехова.

Автор-составитель изданной в 2009 году книги «Великое культурное противостояние: Книга об Анне Гавриловне Бовшек».[4]

25 сентября 2015 года актёр принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова «Чехов жив».

Признание и награды[править | править код]

  • Орден Почёта (30 мая 2018 года)
  • Орден Дружбы (2 ноября 2009 года)
  • Народный артист Российской Федерации (1995)
  • Лауреат Государственной премии России (1995) — за исполнение роли Чичикова в 1994 году
  • Заслуженный артист РСФСР (1988)
  • Благодарность Президента Российской Федерации (21 августа 2012 года)[5]

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Московский театр «Современник»[править | править код]

  • «На дне» Максима Горького — Алёшка
  • «Белоснежка и семь гномов» по пьесе Льва Устинова и Олега Табакова — Четверг
  • «Принцесса и дровосек», по пьесе Галины Волчек и Маргариты Микаэлян — Царь-батюшка (1969)
  • «С вечера до полудня» Виктора Розова — Альберт
  • «Большевики» Михаила Шатрова — телеграфист
  • «Балалайкин и К°» по пьесе Сергея Михалкова (по Михаилу Салтыкову-Щедрину) — Балалайкин; Прудентов, письмоводитель
  • «Вечно живые» Виктора Розова — Миша
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира — Фесте, шут Оливии
  • «И пойду! И пойду!» Юрия Карякина (по Фёдору Достоевскому) — Смешной человек
  • «Карамазовы и ад» Валерия Фокина по Климонтовичу на темы позднего Фёдора Достоевского — Чёрт
  • «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева — председатель поссовета
  • «Погода на завтра» Михаила Шатрова — Романов, рабочий автозавода
  • «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова — Базильский
  • «Квартира Коломбины» Людмилы Петрушевской — Пьеро и др. персонажи (1984)
  • «А поутру они проснулись» Василия Шукшина — Сухонький
  • «Вишнёвый сад» Антона Чехова — Гаев; Епиходов

МХТ имени Чехова[править | править код]

  • 1992 — «Урок жёнам» по пьесе Мольера. Режиссёр: Михаил Ефремов — Арнольф
  • 2001 — «№ 13» Рэя Куни. Режиссёр: Владимир Машков — Ричард Уилли, помощник премьер-министра
  • 2004 — «Лес» по пьесе Александра Островского. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Аркадий Счастливцев
  • 2004 — «Последняя жертва» по пьесе Александра Островского — Дергачёв, приятель Дульчина
  • «Тартюф» Мольера — Клеант, шурин Оргона
  • «Шинель» Николая Гоголя — Башмачкин
  • 2015 — «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Александра Островского — Грознов

«Табакерка»[править | править код]

  • 1985 — «Полоумный Журден» Михаила Булгакова. Режиссёры: Олег Табаков, Авангард Леонтьев — Журден

Театры и частные антрепризы[править | править код]

  • 1994 — «Нумер в гостинице города NN» по поэме «Мёртвые души» Николая Гоголя. Режиссёр: Валерий Фокин — Чичиков / Центр имени Вс. Мейерхольда (Государственная премия РФ, 1994; Премия Международного театрального фестиваля «Контакт-1995», Торунь, Польша)
  • 2000 — «Борис Годунов» Александра Пушкина. Режиссёр: Деклан Доннеллан — Василий Шуйский / МКТС[6]
  • 2000 — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло. Режиссёр: Роман Козак — Людовико Нота / Театр им. А. С. Пушкина[7]
  • 2006 — «Фигаро. События одного дня» Пьера Огюстена Карона де Бомарше. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Бартоло / «Театральная компания Евгения Миронова»[8]

Режиссёр театра[править | править код]

  • 1987 — «Полоумный Журден (Мольериана)», по пьесам Михаила Булгакова (совместно с Олегом Табаковым) — «Табакерка»
  • 1989—1990 — «Предложения», по пьесам Антона Чехова и Владимира Соллогуба — МХТ имени Чехова
  • 1987 — «Механическое пианино» Антона Чехова (ассистент режиссёра Никиты Михалкова) — Театр «Арджентино», Рим
  • 1988—1989 — «Чайка» Антона Чехова (ассистент режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского) — Театр «Одеон» — Театр Европы, Париж
  • 1999 — «Не всё коту масленица» Александра Островского — «Табакерка»

Фильмография[править | править код]

Озвучивание мультфильмов[править | править код]

  1. 1984 — Сказка о царе Салтане — читает текст
  2. 1986 — Петух и боярин
  3. 2006 — Мена

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Авангард Леонтьев на animator.ru

Источник

Полное имя: Авангард Николаевич Леонтьев
Дата рождения: 27 февраля 1947 г.
Знак зодиака: Рыбы
Возраст: 73 года
Место рождения: Москва
Деятельность: Актёр театра и кино, педагог, профессор
Рост: 170 см
Образование: Школа-студия МХАТ
Семейное положение: Не был женат
Брат: Авангард Николаевич Леонтьев (1924-1943), Валерий Николаевич Леонтьев
Отец: Николай Леонтьев
Мать: Александра Александровна Леонтьева

Авангард Леонтьев — биография

Успешный театральный актёр Авангард Николаевич Леонтьев не менее успешно показал свои актёрские данные и в кинематографе. Фильмов у Леонтьева насчитывается 32. Он играл и продолжает играть на разных театральных подмостках, сыгранных образов у него 28.

Актер, режиссер Авангард Леонтьев

Родился Авангард Леонтьев в Москве в многодетной семье. Старший его брат геройски погиб на Курской дуге. Его звали Авангардом, и родившегося третьего сына решили назвать в честь погибшего первенца. Свою биографию мальчик определил ещё с детских лет. Родители не имели никакого отношения к миру искусства, но юноша решил стать артистом. По этой причине он ходил в школьный драматический кружок, занимался художественным словом.

Авангард Леонтьев в молодости

Леонтьеву повезло с педагогом. Он занимался у ученицы Станиславского и Вахтангова Анны Бовшек. У будущего актёра проявились великолепные организаторские качества ещё в школе. Молодому человеку удалось собрать одноклассников-единомышленников и организовать театральную студию. Когда парень стоял перед выбором дальнейшего пути, ему посчастливилось поступить в Школу МХАТ к педагогу Массальскому.

Авангард Леонтьев на сцене театра

Театр

С дипломом актёра Авангард Леонтьев был принят в «Современник», где отыграл 16 спектаклей. Некоторые из них были классическими постановками на пьесы Чехова, Горького и других писателей. Эти спектакли прекрасно дополнили творческую биографию молодого актёра. Он мастерски исполнял роли и в иных пьесах на сценах других театров (в театре имени Чехова, в «Табакерке»). Актёр берётся за любую роль, то он Акакий Акакиевич Башмачкин, господин Журден или князь Василий Шуйский.

Читайте также:  Маша белова из универа фото

Многие актёры приходят на озвучивание мультфильмов. Авангард попробовал свои силы и в этом амплуа и очень успешно. Это и авторский текст, который звучит в «Сказке о царе Салтане», и озвучивание мультфильма по сказке «Петух и боярин», это и анимационный фильм «Мена».

Авангард Леонтьев в студии

Артист ставил спектакль в театре как режиссёр. Иногда он сам играет в тех спектаклях, которые ставит. Всего у Леонтьева 6 режиссёрских работ в разных театрах. Артист зарекомендовал себя в качестве педагога для молодых актёров.

Авангард Леонтьев и Табаков на церемонии вручения премии

В педагогической деятельности Авангард очень известная личность. Первым заметил этот дар артиста Олег Павлович Табаков, который позвал к себе талантливого лицедея. Позже 2 года актёр читал лекции для школьников в Бауманском Дворце пионеров. Был и ГИТИС, и МХАТ. 12 лет он выпускал актёров в жизнь, среди его знаменитых выпускников Евгений Миронов и Владимир Машков. Сейчас педагог имеет звание профессора.

Леонтьев - "Несколько дней из жизни И.И. Обломова".

Фильмы

Первый раз в кинематограф Авангард попал на съёмочную площадку к Никите Михалкову. Снимали фильм по роману «Обломов». Как и первая роль, так и несколько последующих были эпизодическими и второстепенными. Иногда актёру приходилось сниматься в двух картинах сразу. Удачным получился у Леонтьева герой одноимённого фильма Эдвин Друд. Популярность к актеру пришла не сразу. С началом 2000 годов актеру не прекращают поступать приглашения от режиссёров.

Авангард Леонтьев в фильме "Тайна Эдвина Друда"

Актёр снимается в детективе, в котором его герой адвокат активно задействован в развитии событий фильма. В копилке ролей Леонтьева есть роль в фильме «Есенин», там он сыграл Луначарского. Затем была роль Павла Первого в исторической ленте, доктора Вернера и диктора Левитана. Уже смело можно сказать, что в кино Авангардом сыграно 32 роли. Кинематографическая биография актёра с каждым годом расширяется, потому что его любят режиссёры.

Личная жизнь

Трудно иметь личную жизнь, если всё своё свободное время известный актёр посвящает работе. Авангард Николаевич не скрывается от общественности, его жизнь находится в свободной зоне доступа для СМИ. Женатым актер не был, внебрачных детей не имеет.

У Леонтьева много заслуженных званий и наград. Он получил два почётных звания – «Заслуженный артист» и «Народный артист» с перерывом в 7 лет. Он становился Лауреатом Государственной премией за исполнением главной роли в «Мёртвых душах». Актер имеет двух Кавалеров. Один орден Дружбы, другой орден Почёта.

Авангард Леонтьев сейчас

Талантливый актёр продолжает активную деятельность. Он не любит останавливаться на достигнутом, Авангард Леонтьев всегда движется вперёд и старается идти в ногу со временем. Многое он взял от своих родителей: целеустремлённость, смелость, невероятную работоспособность. Молодёжь обожает своего учителя за нестандартность в подходах к обучению актёрскому мастерству, за то, что он легко находит с начинающими и будущими актёрами общий язык.

Авангард Леонтьев сегодня

К Леонтьеву можно обратиться с любой проблемой. Не всегда он может всё решить самостоятельно, но если актер даст совет, как необходимо поступить, то этот совет будет самым стоящим в данной конкретной ситуации. Вот такой интересной биографией обладает этот любимый всеми артист.

Источник

Советский и российский актер театра и кино, педагог. Народный артист Российской Федерации. Лауреат Государственной премии России. Без имени Авангарда Леонтьева невозможно представить себе “Современник”, “Табакерку”, Школу-студию МХАТ, где он вырастил массу талантливых учеников. 

Биография

Авангард Леонтьев назван в честь старшего брата, погибшего в возрасте 19 лет в 1943 году на Курской дуге. Его родители, оба родом из Орла, познакомились в самодеятельности – папа играл в драмкружке, мама выступала в танцевальном коллективе. В начале 1920-х годов отец приехал в Москву и поступил на Высшие режиссерские курсы к Всеволоду Мейерхольду. После свадьбы по настоянию супруги получил специальность инженера-строителя, во время войны служил в инженерных войсках, строил оборонительные сооружения, восстанавливал переправы. Мама тоже оставила занятия танцами, сначала работала секретарем-машинисткой, а позже стала домохозяйкой. 

“Меня мама родила в 43 года, и я был третий ребенок, у меня есть еще брат — Валерий. Но поскольку Авангард-первый погиб, то родители — в основном, я думаю, отец — решили назло врагам родить еще сына. Я был некоторым возмещением ущерба, нанесенного семье. Никогда я не хотел имя поменять, хотя порой с ним мучился и мучаюсь до сих пор. Жалко людей — им трудно выговорить. Тогда я предлагаю: зовите меня просто Гарик”, – поясняет артист.

Детство Гарика прошло в Москве. С юных лет он мечтал стать актером, в свободное от учебы время занимался в школьном драмкружке. Позже постигал азы актерского мастерства в студии художественного слова при Московском городском Доме пионеров у Анны Бовшек – ученицы Константина Станиславского и Евгения Вахтангова. В старших классах сам организовал театральную студию, в которой играл с одноклассниками.

Будучи студентом Школы-студии МХАТ (курс Павла Массальского), сначала не подавал больших надежд и учился весьма посредственно, однако затем быстро втянулся в рабочий процесс и достиг немалых результатов.

Театр

В 1968 году Авангард Леонтьев окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу московского театра “Современник”, руководимого тогда Олегом Ефремовым. Здесь он проработал больше трех десятков лет, сыграв в таких спектаклях, как: “На дне” (Алешка), “Белоснежка и семь гномов” (Четверг), “Принцесса и дровосек” (Царь-батюшка), “С вечера до полудня” (Альберт), “Большевики” (Телеграфист), “Балалайкин и К°” (Балалайкин, Прудентов), “Вечно живые” (Миша), “Двенадцатая ночь” Шекспира (Фесте, шут Оливии), “И пойду! И пойду!” (Смешной человек), “Карамазовы и ад” (Черт), “Не стреляйте в белых лебедей” (Председатель поссовета), “Погода на завтра” (Романов, рабочий автозавода), “Провинциальные анекдоты” (Базильский), “Квартира Коломбины” (Пьеро и Толя), “А поутру они проснулись” (Сухонький), “Вишневый сад” (Гаев, Епиходов).

Параллельно основной работе Леонтьев в разные годы сотрудничал с другими театрами. Участвовал в постановках Московского художественного театра им. А.П. Чехова: “N 13” (Ричард Уилли), “Урок женам” (Арнольф); в спектаклях Театра п/р Олега Табакова: “Полоумный Журден” (Журден), “Женитьба” (Жевакин), “На всякого мудреца довольно простоты” (Крутицкий).

Талант актера использовали режиссеры театральных антреприз: в 1994 году играл роль Чичикова в постановке Валерия Фокина “Нумер в гостинице города NN” (Центр имени Мейерхольда), в 2000 году – роль Василия Шуйского в спектакле Деклана Доннеллана “Борис Годунов” (МКТС) и роль Людовика Ноты у Романа Козака “Обнаженные одеваются” (Театр им. А.С. Пушкина), в 2006-м – роль Бартоло в постановке Кирилла Серебренникова “Фигаро. События одного дня” (“Театральная компания Евгения Миронова”).

Читайте также:  Лидия милюзина и кирилл плетнев

В 2004 году Авангард Леонтьев был принят в труппу МХТ им. Чехова. Сыграл Клеанта в “Тартюфе”, Дергачева в “Последней жертве”, Аркадия Счастливцева в “Лесе”, Хозяина в “Яйце”, Акакия Акакиевича Башмачкина в “Шинели”.

Педагог

Преподавательскую деятельность Авангард Николаевич начал в 1974 году в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров и школьников Бауманского района Москвы. Затем долгие годы преподавал в ГИТИСе и Школе-студии МХАТ на руководимых Табаковым курсах. В дальнейшем они составили основу труппы Московского театра-студии п/р Олега Табакова.

Ученики Авангарда Леонтьева: Елена Майорова, Игорь Нефедов, Ирина Апексимова, Сергей Газаров, Марина Зудина, Евгений Миронов, Олеся Судзиловская, Денис Суханов, Владимир Машков, Алексей Серебряков, Филипп Янковский, Андрей Смоляков, Дарья Фекленко, Анастасия Заворотнюк, Дмитрий Щербина, Алексей Зуев, Сергей Климов, Александр Анисимов, Андрей Кондаков и много других замечательных артистов.

“Мне очень нравится преподавать, потому что это легко. По сути дела, ты делишься своими знаниями, а ученики взыскуют твоей помощи. Это замечательное ощущение, когда ты помогаешь…

Я чувствую здесь себя абсолютно в своей тарелке! К педагогике должно быть внутреннее расположение. Если его не будет, не будет интересно, а не будет тебе интересно, ученики тебя до своих душ не допустят. Юные люди, почти еще дети — это ведь тонкий мир. Они все чувствуют и видят тебя, считай, насквозь”, – отмечает Леонтьев.

Евгений Миронов об учителе:

“Авангард Николаевич несколько раз сыграл в моей судьбе решающую роль. Во-первых, именно он привел меня в артисты — согласился прослушать, когда я приехал в Москву из Саратова. Потом, после окончания Школы-студии МХАТ я тяжело заболел, буквально ходил по стеночке. Леонтьев вытащил меня из больницы, привез к Олегу Павловичу Табакову, и они предложили мне главную роль в спектакле “Прищучил”. Понятно, что здоровье мое резко пошло на поправку. А дальше он так и вел меня по жизни, как ведет всех своих учеников. Он не актеров воспитывает, а людей. Таскает их по выставкам, по концертам, они засыпают в консерватории, бедные, но на пятый раз уже начинают отличать Шостаковича от Чайковского… Леонтьев — человек кристальной честности, прямо экспонат для Бахрушинского музея. Деньги не имеют для него никакого значения — этим он и нас заразил. К счастью, не до конца…”

Режиссер

Со временем Авангард Леонтьев почувствовал необходимость реализовать на сцене и свои режиссерские способности. В 1987 году он (совместно с Олегом Табаковым) поставил в Театре п/р Табакова спектакль “Полоумный Журден”. Затем были постановки в МХАТе имени А.П. Чехова: “Предложения” по пьесам А.П. Чехова и В. Соллогуба (1989-1990 годы), а также в римском Театре “Арджентино” – “Механическое пианино” Чехова (1987 год, в качестве ассистента режиссера Никиты Михалкова) и в Париже, в Театре Европы – “Чайка” Чехова (1988 год, в качестве ассистента режиссера Андрея Кончаловского).

В 1999 году Леонтьев уже самостоятельно поставил в Театре п/р Олега Табакова спектакль “Не все коту масленица” по пьесе А.Н. Островского.

А вообще, Авангард Николаевич считает, что актер и режиссер – это совершенно разные планеты: “И я – актер. Я поставил полтора-два спектакля в своей жизни, и то только потому, что хотелось своих студентов занять. Чтобы они бифштекс сыграли, а не гарнир. Ведь обычно в театре актеры лет десять в массовке играют, прежде чем дождаться нормальных ролей. И я ставил спектакли, чтобы мои ребята могли расти. А так не ставлю – нет потребности. А у режиссера она есть. Он спать не может – так ему хочется поставить. Это склад мозга особый – режиссура. И, наверное, должна быть какая-то предрасположенность. А у меня ее нет. Да и времени особенно на это не было. У меня столько жизни ушло на студентов – я так ими увлекался и был доволен своей судьбой, что меня никуда больше и не тянуло. А сейчас вообще уже пора о вечном подумать”.

Кинематограф

Авангард Леонтьев впервые появился на экране в 1969 году, сыграв небольшую роль в фильме-спектакле по комедии Грибоедова “Студент”. В течение более чем 10 лет почти не играл в полнометражных фильмах, зато часто появлялся в фильмах-спектаклях (как на основе постановок театра “Современник”, так и в самостоятельных телевизионных экранизациях), среди которых: “На дне”, “Балалайкин и Кº”, “Домби и сын”, “Вот такие истории”, “Мегрэ и старая дама”, “Вечно живые”, “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, “Кузен Понс”, “Двенадцатая ночь”.

Известность к актеру пришла после главной роли в четырехсерийном фильме-спектакле по одноименному роману Чарльза Диккенса “Тайна Эдвина Друда”. 

В 1979 году, благодаря Олегу Табакову, познакомился с Никитой Михалковым и был утвержден на одну из главных ролей – Ивана Алексеевича Алексеева – в картине “Несколько дней из жизни Обломова”. Впоследствии снимался в фильмах Михалкова: “Очи черные”, “Утомленные солнцем”, “Сибирский цирюльник”.

Никита Михалков: “Гарик Леонтьев снимался у меня в фильмах — “Обломов”, “Утомленные солнцем” и “Сибирский цирюльник”. Он помогал мне ставить “Механическое пианино” в римском театре “Арджентино” с Марчелло Мастроянни, …был моим ангелом-хранителем на съемках “Двенадцати разгневанных мужчин”. Я просил его следить за тем, как развивается характер моего героя, потому что, контролируя всю площадку, именно себя-то я мог и упустить. Гарик — идеальный партнер, потрясающий товарищ. Он умеет создать атмосферу и погрузить в нее актера. Он уникален — и с точки зрения своей порядочности, и по бесстрашию казаться смешным, нелепым, и с точки зрения потрясающего взрывного темперамента, и по степени глубины. Гарик относится к тем людям, которые определяются фразой Бунина: “Я для тебя — как воздух. Без него не можешь, но его не замечаешь”. Он появляется, когда он абсолютно необходим”.

В одной из последних работ Никиты Михалкова “Солнечный удар” по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина “Окаянные дни” актеру досталась роль фокусника. Картина получила премию “Золотой орел-2015” в номинации “Лучший фильм”.

Авангард Леонтьев: “Никита Михалков вообще идеальный режиссер для всех актеров. Он требовательный, но в то же время с ним очень легко работать. Потому что он может подсказать. Он, в отличие от большинства кинорежиссеров, которые привыкли все на ходу делать, даже устраивает застольные репетиции – как в театре. И этот процесс месяцами длится – задолго до начала съемок. Я последний раз снимался у него в “Солнечном ударе” и опять просто восхитился им. По-моему, можно продавать билеты на Михалкова на съемочной площадке, чтобы люди могли посмотреть и получить удовольствие от того, как человек талантлив в работе. С каким увлечением он все делает, как умеет других зажечь. И что бы про него ни говорили, как бы к нему ни относились, как бы ни относиться к тому, что он сам порой говорит, – то, что он делает на съемочной площадке, совершенно восхитительно. И работать с ним – одно удовольствие”.

Читайте также:  Жена и сын нагиева фото

Безусловно, заслуживают внимания зрителей роли актера в картинах: “Смешные люди” и “Маленькие трагедии” Михаила Швейцера, “Ревизор” и “Пятый угол” Сергея Газарова, “Гражданин начальник” Николая Досталя, “Русская игра” Павла Чухрая, “Адъютанты любви” Михаила Мокеева, “Парк советского периода” Юлия Гусмана, “Есенин” Игоря Зайцева, “Примадонна” Ефима Резникова, “Достоевский” Владимира Хотиненко, “Печорин. Герой нашего времени” и “Охотники за бриллиантами” режиссера Александра Котта и многие другие. 

Среди фильмов-спектаклей с его участием – “Трудные люди”, “Двадцать минут с ангелом”, “Карамазовы и ад”, “Нумер в гостинице города NN”, “Три товарища”, “N 13”, “Лес”.

“Адъютанты любви”

Одной из самых интересных работ сам Авангард Леонтьев считает роль в историко-мелодраматическом сериале “Адъютанты любви”, где ему довелось перевоплотиться в императора Павла I. Это был его первый опыт в “долгоиграющем” сериале. Как признается Авангард Николаевич: “Работать с такой скоростью непривычно, но от подобных ролей не отказываются…

Мне было очень интересно с этой ролью работать. До меня (по крайней мере, из того, что я видел) Павла всегда играли полусумасшедшим фанатиком – каким-то очень антипатичным, жестким и недоступным. А мне показалось, что он больше был страдалец, с детства несправедливо обиженный своей матерью. Что вся его мнительность по отношению к окружающим – от внутренней ранимости. Ведь не зря же его за границей прозвали русским Гамлетом. Поэтому я играл не столько императора, сколько человека с очень сложной судьбой и непростым характером. И там есть сцена с Александром, которого мой ученик Саша Ефимов играл, когда Павел в ночь перед убийством приходит к сыну и просит его не поддаваться заговорщикам. Так вот в этой сцене у меня самые настоящие слезы текли – настолько я в это влез… Вообще, когда Михаил Мокеев предложил мне роль, я согласился сразу. Он ведь театральный режиссер, поэтому для меня это была надежная опора. Хотя, конечно, сериал – это очень быстрое производство. И надо уметь мгновенно собраться. Но мне было интересно… Хотя я театр очень люблю. И больше всего времени и сил, конечно, отдано театру. Кино я тоже люблю – оно меня меньше любит”.

Грани таланта

Авангард Леонтьев – мастер звучащей литературы. Еще в молодые годы артистом были подготовлены сольные программы в режиссуре выдающегося чтеца, народного артиста СССР Д. Журавлева: “Детство” М. Горького, “Фазиль Искандер. Рассказы”, “Сашка” В. Кондратьева.
В последние годы актер выступает с новыми программами: “Собранье острых слов” (М. Лермонтов, Д. Самойлов, А.Толстой) (2012), “Шедевры русской прозы” (Л. Толстой, Н. Лесков) (2013), “Могучее веселье” (рассказы И. Бабеля) (2014), “Привилегии дамского пола” (рассказы А. Чехова) (2015). Премьеры этих чтений состоялись в МХТ в рамках цикла мхатовских вечеров “Действующие лица”.

В 2009 году вышла книга “Великое культурное противостояние: Книга об Анне Гавриловне Бовшек”, составителем которой является Авангард Леонтьев.

25 сентября 2015 года актер принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова “Чехов жив”.

Леонтьев считает: “Занятие это – читать с эстрады – непростое. Исполнитель нуждается в партнерах. Это живое дело и зависит не только от того, как ты подготовился, но и от того, кто сидит в зале”. 

Интервью

Авангард Леонтьев о себе:

“Я доволен своей жизнью, хотя очень часто грущу. Но грустят все люди, Паустовский писал, что грусть — это очень человеческое качество, а так радоваться, как мне довелось, не каждому выпадает”.

Актер больше всего не терпит в людях неискренность: “На мой взгляд, открытым быть легче. У меня есть такая особенность: читаю по лицам и довольно много чего могу понять о человеке, просто взглянув на него”.

О вере:

“Хотя я – атеист, я искренне уважаю людей, которые верят, но только по-настоящему – тихо, бесскандально. Ибо верят, что победят не в бою, а исключительно личным примером. А у меня такого примера не было. Обычная советская семья, все атеисты. Даже бабушка, 1869 года рождения, в церковь никогда не ходила. Но я уважаю любую веру. Если людям так легче жить – слава богу. Тем более там такие замечательные заповеди, которые я тоже чту. Но я полностью согласен с профессором Сергеем Капицей, который как-то сказал: “У меня со служителями церкви одно расхождение: они считают, что бог создал человека, а я – что человек бога”.

По материалам Википедии, сайтов: kino-teatr.ru, 7days.ru, peoples.ru, kinootziv.com, rusactors.ru, mxat.ru, smolgazeta.ru, а также телеканала “Культура”.

Призы, награды, звания

  • Государственная премия России (1994 год, за исполнение роли Чичикова в спектакле “Нумер в гостинице города NN”)
  • Премия Международного театрального фестиваля “Контакт-1995” (Торунь, Польша)
  • Народный артист Российской Федерации (1995)
  • Приз на кинофестивале “Новое кино России” в номинации “Лучшая роль второго плана” за роль в фильме “Ревизор” (1996)
  • Заслуженный артист РСФСР (1988)
  • Кавалер Ордена Дружбы (2 ноября 2009 года)

Фильмография: Актер

  • Одесский пароход (2020)
  • Солнечный удар (2014)
  • Приказ (2014)
  • Охотники за бриллиантами (2011), сериал
  • Достоевский (2010), сериал
  • Гоголь: Портрет загадочного гения (2008)
  • Подруга банкира (2007)
  • Русская игра (2007)
  • Печорин. Герой нашего времени (2006), сериал
  • Примадонна (2006), сериал
  • Парк советского периода (2006)
  • Есенин (2005)
  • Адъютанты любви (2005), сериал
  • Самара-городок (2004)
  • №13 (2004)
  • Превращение (2003)
  • Пятый угол (2001)
  • Гражданин начальник (2001), сериал
  • Ландыш серебристый (2000)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Ревизор (1996)
  • Двадцать минут с ангелом (1996)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Серп и молот (1994)
  • Подмосковные вечера (1994)
  • АБВГД Ltd (1992-1994), сериал
  • Красный остров (1991)
  • Попугай, говорящий на идиш (1990)
  • СВ. Спальный вагон (1989)
  • Женщины, которым повезло (1989)
  • Этот фантастический мир (1987)
  • Очи черные (1987)
  • Путешествие мсье Перришона (1987)
  • Один и без оружия (1984)
  • Предел возможного (1984)
  • Месье Ленуар, который… (1983)
  • Переходный возраст (1981)
  • Все наоборот (1981)
  • Тайна Эдвина Друда (1980)
  • Несколько дней из жизни Обломова (1979)
  • Маленькие трагедии (1979)
  • Кузен Понс (1978)
  • Двенадцатая ночь (1978)
  • Смешные люди (1977)
  • Иван Федорович Шпонька и его тетушка (1976)
  • Вечно живые (1976)
  • Принимаю на себя (1975)
  • Фронт без флангов (1974)
  • Мегрэ и старая дама (1974)
  • Домби и сын (1974)
  • Балалайкин и К (1974)
  • На дне (1972)
  • Студент (1969)

ОЗВУЧИВАНИЕ

  • Зеркало для героя (1987)  
  • Петух и боярин (1986) (анимационный)
  • Сказка о царе Салтане (1984) (анимационный) 
  • Ложь на длинных ногах (1983) (фильм-спектакль) 
  • Шелковая Кисточка (1978) (анимационный)

УЧАСТИЕ В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ

  • Олег Табаков. Зажигающий звезды (2010)
  • Человек в кадре (2009)
  • Как уходили кумиры (2007)
  • Каждый выбирает для себя…(2007) 
  • Чтобы помнили (2002)

АРХИВНЫЕ КАДРЫ
Любимая роль (1971) (документальный) 

РЕЖИССЕР
Не все коту масленица (2011) (фильм-спектакль)

Источник