Леонид леонтьев балет

Леонид леонтьев балет thumbnail

Леонид Сергеевич Леонтьев (28.3(9.4). 1885, Петербург — 6.6.1942, Пермь) — русский и советский, ленинградский артист балета, балетмейстер и педагог. Создатель новой школы мимической игры балетных актёров. Заслуженный артист РСФСР (1932). В 1920 и 1922—25 годах был управляющим балетной труппой Государственного театра оперы и балета.

Биография[править | править код]

Хореографическое образование получил в Петербургском театральном училище, которое окончил в 1903 году по классу Н. Г. Легата. Среди его учителей также называют П. Карсавина. Уже учеником принимал участие в спектаклях. В балете П. И. Чайковского «Щелкунчик» он исполнял роли сначала Полишенеля, затем Фрица и далее самого Щелкунчика. В мае 1903 он выступил на сцене Мариинского театра в pas de deux из балета «Приказ короля» вместе с воспитанницей Пуни—роза. Его хвалили за блестящую технику. Сразу по окончании поступил в балетную труппу Мариинского театра.

В 1903 году дебютировал в партии ‘’Пьера’’ в балете Армсгеймера «Привал кавалерии». Артист имел небольшой рост и не отличался внешней привлекательностью, поэтому, несмотря на хорошую подготовку, не мог претендовать на первые роли классического репертуара. Долгое время он выступал в дивертисментных номерах, например па-де-де, критика иногда отмечала хорошую технику исполнения, но способности актёра ещё не проявлялись.

Его педагог Николай Легат пытался проявить способности актёра и при постановке в 1907 году балета Фомы Гартмана «Аленький цветочек» дал ему роль цветка, в ярко алом костюме он практически весь спектакль был на сцене и участвовал в танцах всех основных персонажей, но вероятно роль была лишена смыслового содержания и как-то потерялась. Критика не заметила этой роли и обошла её молчанием. В том же году Н. Легат дал ему роль Кузнечика в балете Н. С. Кроткова «Капризы бабочки». Кузнечик был безнадёжно и верно влюблён в красавицу бабочку, которая предпочла ему Соловья, который после краткого романа склюнул бабочку. Кузнечик оплакивает гибель своей недалёкой возлюбленной. В этой роли недостатки внешности актёра отвечали требуемой фактуре, комическая форма сочеталась с трагическим содержанием, что во многом предопределило предопределило успех исполнения, роль надолго осталась за Леонтьевым, предопределяя трагикомическое амплуа актёра.

Успешнее было сотрудничество с Михаилом Фокиным. Балетмейстер-новатор стремился к большему реализму в балетных спектаклях, в том числе и к драматической игре актеров. Он, видимо, почувствовал в танцовщике талант драматического актёра и помог его проявить. Первым опытом совместной работы была роль негра в «Эвнике» композитора А. В. Щербачева. Ослепительная искренняя улыбка слуги Петрония была замечена администрацией. После этого ему дали роль Меркурио в балете традиционного репертуара «Пробуждение Флоры» на музыку Риккардо Дриго, поставленном ранее М. Петипа. Легат дал ему роль Фавна во «Временах года» на музыку А. Глазунова, восстановленных в 1907 году к 25-летию творческой деятельности Глазунова.

В 1908-10 годах выступал в труппе С. Дягилева.

Как важную веху в биографии танцовщика критика отмечает партию Арлекина в балете «Карнавал» на музыку Р. Шумана, поставленном М. М. Фокиным в 1910 г. Фокин поставил этот балет 20 февраля 1910 года для благотворительного концерта. Балет, который был задуман как интермедия, неожиданно приобрёл собственное звучание. Его решили поставить в Мариинском театре, но ставили год и он появился на сцене с Леонтьевым в роли Арлекина 6 февраля 1911 года. Дягилев опередил Мариинку и там балет появился уже в сезоне 1910 года с В. Нижинским в роли Арлекина. Исполнение Нижинского открывало новые горизонты для балета. Исполнение Леонтьева было более традиционным, но имело большое значение для него лично. В этой роли он показал замечательную мимическую игру, сумел показать народного героя, веселого затейника, озорника.

Леонтьев стал мастером гротескно-комедийного амплуа. В 1912 году в поставленном М. М. Фокиным «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина он блестяще исполнил танец шута. В этом плане была и роль Санчо Панса в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот» в редакции А. А, Горского, которую Леонтьев получил 1915 году. Исполнение было успешным.

Ему видимо доверяли коллеги и после Октябрьской революции он выбирался коллективом на руководящие должности: возглавлял балетную труппу театра в 1920 и 1922—1925 годах; в 1918—1920 возглавлял театральное училище. Работал он добросовестно, история не сохранила каких-либо конфликтов, но, видимо, особыми организаторскими талантами не отличался, и его руководство было кратковременным.

Он продолжал преподавать классический мужской танец и мимическую игру, однако и в этой сфере не был первым. Леонтьев выступил и как балетмейстер, восстанавливая старые и создавая новые балеты, танцы в операх. Но и в этой сфере его деятельность была кратковременной. Его талант проявлялся прежде всего в непосредственной игре на сцене, в которой его признают за создателя новой школы мимической игры.

Главной его ролью видимо был «Петрушка» в одноимённом балете. Этот балет И. Стравинского, впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре «Шатле». был знаком Леонтьеву по работе у Дягилева. Он восстановил его на петроградскую сцене 20 ноября 1920 года, исполнив главную роль, ставшую его большим творческим достижением. В этой роли максимально проявился его талант трагического актёра. Одновременно он как бы полемизировал с прославленным исполнителем этой роли В. Нижинским. Образ Нижинского принадлежит эстетике декаденса, он символизирует трагедию духа. Леонтьев же тяготеет к реализму, в его исполнении это просто большая человеческая трагедия.

В 1920-е и 1930-е годы он исполнил многие мимические роли. Для его исполнения был характерен отказ от наигранных штампов. Он умел показать подлинные человеческие чувства. Из ролей позднего репертуара критики выделяют роль банкира Камюзо в балете Б. Асафьева по повести О. Бальзака «Утраченные иллюзии» поставленном балетмейстером Р. Захаровым 3 января 1936 года. Балет, являющийся типичным примером хореодрамы, преобладавшей в советском балете 1930-х годов, предъявлял повышенные требования в первую очередь к актёрскому мастерству исполнителей. Леонтьев смог показать убедительно человеческую трагедию успешного человека, внезапно сломленного изменой любовницы.

Актёр эвакуировался из блокадного Ленинграда с труппой театра в Пермь (тогда — Молотов), где продолжал выступать на сцене. Там он и скончался в 1942 году.

Партии[править | править код]

Первые исполнения[править | править код]

Леонид Леонтьев впервые исполнил партии:

  • Арлекин в балете «Карнавал», поставленном балетмейстером М. М. Фокиным 20 февраля 1910 года на музыку Р. Шумана
  • Пульчинелла в одноименном балете на музыку И. Стравинского по мотивам Перголези, поставленном Ф. В. Лопуховым 16 мая 1926 года
  • отец Асака в балете «Ледяная дева», поставленном 27 апреля 1927 Ф. В. Лопуховым на музыку Э. Грига
  • Дроссельмейер в новой постановке Ф. В. Лопуховым 27 октября 1928 года балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
  • Учитель танцев в балете К. Корчмарёва «Крепостная балерина» поставленном Ф. В. Лопуховым 11 декабря 1927
  • Ли Шанфу в постановке совместно с балетмейстерами Ф. В. Лопуховым и В. И. Пономарёвым 2 января 1929 года балета Р. Глиэра «Красный мак»
  • Полицмейстер в постановке 26 октября 1930 года балетмейстерами В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чеснаковым балета Д. Шостаковича «Золотой век»
  • Ленька в балете С. С. Прокофьева «Болт» постановленном 8 апреля 1931 года совместно с балетмейстерами Ф. В. Лопуховым и В. И. Пономарёвым
  • Гаспар в балете Б. Асафьева «Пламя Парижа» поставленном В. Вайноненом к 15 годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1932 года
  • Камюзо в балете Б. Асафьева по повести О. Бальзака «Утраченные иллюзии» поставленном балетмейстером Р. Захаровым 3 января 1936 года
  • Губернатор в балете на музыку А. Адана и А. Г. Рубинштейна, «Катерина», поставленном балетмейстером Л. М. Лавровским 30 января 1936.
Читайте также:  Галина сергеевна инстаграм

Партии в 1917—1941[править | править код]

  • Франц в балете Лео Делиба «Коппелия»,
  • Кузнечик и его друг Кузнечик-гуляка в балете Н. С. Кроткова «Капризы бабочки»,
  • Пьеро в балете «Фея кукол» Й. Байера,
  • Пьер в балете И. Армсгеймера «Привал кавалерии»,
  • Колен, Никез в балете на музыку П. Л. Гертеля «Тщетная предосторожность»,
  • Жан в балете К. Сен-Санса «Жавотта»
  • Бернар в балете А. К. Глазунова «Раймонда»
  • Петрушка, Арап в балете И. Стравинского «Петрушка»,
  • Арлекин, Пьеро в балете «Арлекинада» Р. Дриго,
  • Арлекин, Панталоне в балете «Карнавал», поставленном М. М. Фокиным на музыку Р. Шумана,
  • Пьер Гренгуар, Квазимодо в балете Ц. Пуни «Эсмеральда», возобновлённом балетмейстером А. Вагановой
  • Голубая птица, Кот в сапогах, фея Карабос в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица».
  • Гамаш, Санчо Панса в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот» в редакции А. А, Горского,
  • Ганс в балете А. Адана «Жизель»
  • Хан, Иван-дурачок в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок»,
  • Исаак в балете А. Адана «Корсар»,
  • па-де-труа в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Балетмейстер[править | править код]

Леонид Леонтьев проявил себя как балетмейстер в 1920-е годы, трудные для петроградского балета. Многие ведущие мастера эмигрировали, а балет в целом подвергался резкой критике, раздавались призывы полного его уничтожения как буржуазного искусства, иные требовали нового революционного содержания. Первым его опытом был перенос на петроградскую сцену 20 ноября 1920 года балета И. Стравинского «Петрушка», впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре «Шатле». В нём он исполнил с главную роль, ставшую его большим творческим достижением.

Леонтьев возобновил балеты: в 1923 году «Жавотта» К. Сен-Санса, в 1924 году «Времена года» А. К. Глазунова, 1 марта 1925 года «Царь Кандавл» Цезаря Пуни

24 апреля 1922 года поставил балет «Саломея» на музыку А. К. Глазунова, в 1929 году вместе с Ф. Лопуховым и В. Пономарёвым поставил «Красный мак» (Леонтьев ставил 3-е действие), в котором исполнил роль Ли Шанфу.

Ставил танцы в операх:

  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского, поставленная режиссёрами Бенуа и Купер 3 мая 1921 года
  • «Риенци» Р. Вагнера поставленная режиссёром Петровым 7 ноября 1923 года
  • ” Царская невеста ” Н. А. Римского-Корсакова, поставленная 10 апреля 1924
  • «Бал-маскарад» Дж. Верди поставленная режиссёром Раппопортом 25 марта 1927 года
  • «Гугеноты» Д. Мейербера, поставленная режиссёром Раппопортом 16 июня 1928
  • «Лакме» Л. Делиба, поставленная режиссёром Дворищиным 26 декабря 1931

В 1930-е годы Л. Леонтьев не участвовал в постановках.

Педагогическая деятельность[править | править код]

С 1911 по 1916 год и с 1918 по 1941 год преподавал в Петербуржском театральном — Ленинградском хореографическом училище. В 1918-20 — был заведующим училища. Среди его учеников — А. Вильтзак, Дж. Баланчин (Г. Баланчивадзе), Б. Шавров, М. Дудко, А. Лопухов, В. Вайнонен, М. Михайлов, Н. Зубковский, Б. Фенстер, Л. Петров, Р. Славянинов, А. Я. Шелест.

Драматический актёр[править | править код]

Участвовал в спектаклях Ленинградского театра им. А. С. Пушкина. В частности в комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» играл Счастливцева и Расплюева.

Сочинения[править | править код]

  • Моя автобиография. Еженедельник петроградских академических театров, 1923, № 31, 32;
  • Что делать с балетом? Жизнь искусства, 1925, № 7.

Литература[править | править код]

  • Франгопуло М. Л. С. Леонтьев,— Л., 1939;
  • Михайлов М. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Жизнь в балете. Л.; М., 1966;
  • Красовская В. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2;
  • Чернова Н. Л. С. Леонтьев.— В кн.: От Гельцер до Улановой. М., 1979;
  • Суриц Е. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979
  • Шувалов Н. Юбилей большого мастера.— Рабочий и театр, 1933, № 34;
  • Соколов-Каминский А. Страницы календаря: Л. С. Леонтьев.— Сов. балет, 1985, № 5.

Источники[править | править код]

  • Русский балет. Энциклопедия. Редакционная коллегия: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. Большая Российская Энциклопедия. Москва, 1997
  • В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. — Л.- М., 1971-1972. — 456 с. — 30 000 экз.

Источник

«Наша жизнь – путешествие, идея- путеводитель.

Нет путеводителя, и все останавливается.»

Виктор Гюго

Моя профессия – это мой выбор. В детстве я много ходил на бальные танцы, степ, народные танцы, но когда родители узнали, что этим можно заниматься профессионально, они отдали меня учиться в музыкальный театр им. Н.М. Загурского в Иркутске. Там меня увидела педагог и посоветовала поступить в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой в Петербурге. Обстоятельства в жизни родителей сложились так, что им нужно было переехать в Москву, а я решил поступить в АРБ. Но именно тогда, в музыкальном театре в Иркутске я решил, что это будет моей профессией.

О переменах

Я люблю разные вещи, люблю перемены. В таком специализированном заведении, как Вагановская академия, есть свои правила по внешнему виду, поведению, образу жизни, складывается определенный психологический тип. Когда я выпустился, стал замечать, что мне хочется перекрасить волосы в другой цвет, начать слушать совершенно другую музыку. В театр Бориса Эйфмана я пошел, потому что мне захотелось заниматься современной хореографией, стать свободнее. Я понимаю, что иду по руслу, которое «вырыла» АРБ, но все-таки стараюсь менять что-то в жизни. Считаю, что многогранность – это здорово. Важно открывать новое в себе и открывать новое миру.

О переезде в Москву

Самое главное в переменах – это понять, для чего ты это делаешь. Мне было бы не по себе в Москве, если бы я не понимал, зачем я здесь. Раньше я довольно часто приезжал  в гости к родителям, но, кроме замечательных встреч с семьей,  мне было скучно, я не знал, чем себя занять, что мне делать, я  понимал, что это праздное времяпрепровождение. Теперь, когда я приехал в Москву уже в качестве артиста театра им. К.С. Станиславского, я знаю, что приехал работать, и постепенно мой досуг обрастает новыми занятиями, впечатлениями. Здесь есть множество вещей, которых нет в Петербурге, возможно, я их просто не замечал. Примерно четыре первых месяца мне было довольно тяжело, я привыкал к другому ритму… Для себя я определил так: в Петербурге история заметнее, она сконцентрирована в центре,  а здесь ее нужно отыскать. Думаю, со временем я  больше познаю этот город, я уже начинаю жить в этом ритме. Из этих двух городов я не выберу один. Думаю, Москва станет мне такой же родной, как Петербург, я не считаю себя привязанным к какому-то городу.

Страсть

Читайте также:  Казючиц татьяна рост

Я обожаю готовить! И это тот момент, где процесс для меня важнее. Я не скажу, что я готовлю по рецептам, наоборот, мне интересно приготовить что-то из того, что есть. Я люблю необычные сочетания вкусов, люблю пробовать новое.

Однажды я заведу собаку породы вельш корги. Это моя давняя мечта, но с настоящим моим графиком это невозможно, пока что я не могу возложить на себя такую ответственность.

О планах

Я перешел в театр Станиславского, потому что мне захотелось классического репертуара. Я работаю здесь около семи месяцев и понимаю, что  этот театр – квинтэссенция классики и современной хореографии, где одно другому совершенно не мешает, не задавливает, они сосуществуют вместе. Думаю, этот театр станет мне родным.

Я люблю читать книги о психологии.  Наша работа строится по треугольнику: первый год – период взлета, когда тебе все нравится и ты не видишь минусов, второй год – это спад, третий год – привыкание, когда по сути тебе становится все безразлично. Я надеюсь, что у меня  период спада не наступит, потому что работы много, она крайне интересная. Мсье Илер замечательный педагог и наставник, и я думаю,  это сподвигнет  меня двигаться по восходящей. Для меня важнее результат, чем процесс.

Проект #OfftheStage фотографа Карины Житковой

Одежда для съёмок предоставлена Bosco di Ciliegi. Total look Paul Smith

Благодарим Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко за помощь в организации съемки.

Источник

Леонид Сергеевич Леонтьев (28.3(9.4). 1885, Петербург — 6.6.1942, Пермь) — русский и советский, ленинградский артист балета, балетмейстер и педагог. Создатель новой школы мимической игры балетных актёров. Заслуженный артист РСФСР (1932). В 1920 и 1922—25 годах был управляющим балетной труппой Государственного театра оперы и балета.

Биография

Хореографическое образование получил в Петербургском театральном училище, которое окончил в 1903 году по классу Н. Г. Легата. Среди его учителей также называют П. Карсавина. Уже учеником принимал участие в спектаклях. В балете П. И. Чайковского «Щелкунчик» он исполнял роли сначала Полишенеля, затем Фрица и далее самого Щелкунчика. В мае 1903 он выступил на сцене Мариинского театра в pas de deux из балета «Приказ короля» вместе с воспитанницей Пуни—роза. Его хвалили за блестящую технику. Сразу по окончании поступил в балетную труппу Мариинского театра.

В 1903 году дебютировал в партии ‘’Пьера’’ в балете Армсгеймера «Привал кавалерии». Артист имел небольшой рост и не отличался внешней привлекательностью, поэтому, несмотря на хорошую подготовку, не мог претендовать на первые роли классического репертуара. Долгое время он выступал в дивертисментных номерах, например па-де-де, критика иногда отмечала хорошую технику исполнения, но способности актёра ещё не проявлялись.

Его педагог Николай Легат пытался проявить способности актёра и при постановке в 1907 году балета Фомы Гартмана «Аленький цветочек» дал ему роль цветка, в ярко алом костюме он практически весь спектакль был на сцене и участвовал в танцах всех основных персонажей, но вероятно роль была лишена смыслового содержания и как-то потерялась. Критика не заметила этой роли и обошла её молчанием. В том же году Н. Легат дал ему роль Кузнечика в балете Н. С. Кроткова «Капризы бабочки». Кузнечик был безнадёжно и верно влюблён в красавицу бабочку, которая предпочла ему Соловья, который после краткого романа склюнул бабочку. Кузнечик оплакивает гибель своей недалёкой возлюбленной. В этой роли недостатки внешности актёра отвечали требуемой фактуре, комическая форма сочеталась с трагическим содержанием, что во многом предопределило предопределило успех исполнения, роль надолго осталась за Леонтьевым, предопределяя трагикомическое амплуа актёра.

Успешнее было сотрудничество с Михаилом Фокиным. Балетмейстер-новатор стремился к большему реализму в балетных спектаклях, в том числе и к драматической игре актеров. Он, видимо, почувствовал в танцовщике талант драматического актёра и помог его проявить. Первым опытом совместной работы была роль негра в «Эвнике» композитора А. В. Щербачева. Ослепительная искренняя улыбка слуги Петрония была замечена администрацией. После этого ему дали роль Меркурио в балете традиционного репертуара «Пробуждение Флоры» на музыку Риккардо Дриго, поставленном ранее М. Петипа. Легат дал ему роль Фавна во «Временах года» на музыку А. Глазунова, восстановленных в 1907 году к 25-летию творческой деятельности Глазунова.

В 1908-10 годах выступал в труппе С. Дягилева.

Как важную веху в биографии танцовщика критика отмечает партию Арлекина в балете «Карнавал» на музыку Р. Шумана, поставленном М. М. Фокиным в 1910 г. Фокин поставил этот балет 20 февраля 1910 года для благотворительного концерта. Балет, который был задуман как интермедия, неожиданно приобрёл собственное звучание. Его решили поставить в Мариинском театре, но ставили год и он появился на сцене с Леонтьевым в роли Арлекина 6 февраля 1911 года. Дягилев опередил Мариинку и там балет появился уже в сезоне 1910 года с В. Нижинским в роли Арлекина. Исполнение Нижинского открывало новые горизонты для балета. Исполнение Леонтьева было более традиционным, но имело большое значение для него лично. В этой роли он показал замечательную мимическую игру, сумел показать народного героя, веселого затейника, озорника.

Леонтьев стал мастером гротескно-комедийного амплуа. В 1912 году в поставленном М. М. Фокиным «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина он блестяще исполнил танец шута. В этом плане была и роль Санчо Панса в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот» в редакции А. А, Горского, которую Леонтьев получил 1915 году. Исполнение было успешным.

Ему видимо доверяли коллеги и после Октябрьской революции он выбирался коллективом на руководящие должности: возглавлял балетную труппу театра в 1920 и 1922—1925 годах; в 1918—1920 возглавлял театральное училище. Работал он добросовестно, история не сохранила каких-либо конфликтов, но, видимо, особыми организаторскими талантами не отличался, и его руководство было кратковременным.

Он продолжал преподавать классический мужской танец и мимическую игру, однако и в этой сфере не был первым. Леонтьев выступил и как балетмейстер, восстанавливая старые и создавая новые балеты, танцы в операх. Но и в этой сфере его деятельность была кратковременной. Его талант проявлялся прежде всего в непосредственной игре на сцене, в которой его признают за создателя новой школы мимической игры.

Читайте также:  Николай крутой сын игоря крутого

Главной его ролью видимо был «Петрушка» в одноимённом балете. Этот балет И. Стравинского, впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре «Шатле». был знаком Леонтьеву по работе у Дягилева. Он восстановил его на петроградскую сцене 20 ноября 1920 года, исполнив главную роль, ставшую его большим творческим достижением. В этой роли максимально проявился его талант трагического актёра. Одновременно он как бы полемизировал с прославленным исполнителем этой роли В. Нижинским. Образ Нижинского принадлежит эстетике декаденса, он символизирует трагедию духа. Леонтьев же тяготеет к реализму, в его исполнении это просто большая человеческая трагедия.

В 1920-е и 1930-е годы он исполнил многие мимические роли. Для его исполнения был характерен отказ от наигранных штампов. Он умел показать подлинные человеческие чувства. Из ролей позднего репертуара критики выделяют роль банкира Камюзо в балете Б. Асафьева по повести О. Бальзака «Утраченные иллюзии» поставленном балетмейстером Р. Захаровым 3 января 1936 года. Балет, являющийся типичным примером хореодрамы, преобладавшей в советском балете 1930-х годов, предъявлял повышенные требования в первую очередь к актёрскому мастерству исполнителей. Леонтьев смог показать убедительно человеческую трагедию успешного человека, внезапно сломленного изменой любовницы.

Актёр эвакуировался из блокадного Ленинграда с труппой театра в Пермь (тогда — Молотов), где продолжал выступать на сцене. Там он и скончался в 1942 году.

Партии

Первые исполнения

Леонид Леонтьев впервые исполнил партии:

  • Арлекин в балете «Карнавал», поставленном балетмейстером М. М. Фокиным 20 февраля 1910 года на музыку Р. Шумана
  • Пульчинелла в одноименном балете на музыку И. Стравинского по мотивам Перголези, поставленном Ф. В. Лопуховым 16 мая 1926 года
  • отец Асака в балете «Ледяная дева», поставленном 27 апреля 1927 Ф. В. Лопуховым на музыку Э. Грига
  • Дроссельмейер в новой постановке Ф. В. Лопуховым 27 октября 1928 года балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
  • Учитель танцев в балете К. Корчмарёва «Крепостная балерина» поставленном Ф. В. Лопуховым 11 декабря 1927
  • Ли Шанфу в постановке совместно с балетмейстерами Ф. В. Лопуховым и В. И. Пономарёвым 2 января 1929 года балета Р. Глиэра «Красный мак»
  • Полицмейстер в постановке 26 октября 1930 года балетмейстерами В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном и В. П. Чеснаковым балета Д. Шостаковича «Золотой век»
  • Ленька в балете С. С. Прокофьева «Болт» постановленном 8 апреля 1931 года совместно с балетмейстерами Ф. В. Лопуховым и В. И. Пономарёвым
  • Гаспар в балете Б. Асафьева «Пламя Парижа» поставленном В. Вайноненом к 15 годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1932 года
  • Камюзо в балете Б. Асафьева по повести О. Бальзака «Утраченные иллюзии» поставленном балетмейстером Р. Захаровым 3 января 1936 года
  • Губернатор в балете на музыку А. Адана и А. Г. Рубинштейна, «Катерина», поставленном балетмейстером Л. М. Лавровским 30 января 1936.

Партии в 1917—1941

  • Франц в балете Лео Делиба «Коппелия»,
  • Кузнечик и его друг Кузнечик-гуляка в балете Н. С. Кроткова «Капризы бабочки»,
  • Пьеро в балете «Фея кукол» Й. Байера,
  • Пьер в балете И. Армсгеймера «Привал кавалерии»,
  • Колен, Никез в балете на музыку П. Л. Гертеля «Тщетная предосторожность»,
  • Жан в балете К. Сен-Санса «Жавотта»
  • Бернар в балете А. К. Глазунова «Раймонда»
  • Петрушка, Арап в балете И. Стравинского «Петрушка»,
  • Арлекин, Пьеро в балете «Арлекинада» Р. Дриго,
  • Арлекин, Панталоне в балете «Карнавал», поставленном М. М. Фокиным на музыку Р. Шумана,
  • Пьер Гренгуар, Квазимодо в балете Ц. Пуни «Эсмеральда», возобновлённом балетмейстером А. Вагановой
  • Голубая птица, Кот в сапогах, фея Карабос в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица».
  • Гамаш, Санчо Панса в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот» в редакции А. А, Горского,
  • Ганс в балете А. Адана «Жизель»
  • Хан, Иван-дурачок в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок»,
  • Исаак в балете А. Адана «Корсар»,
  • па-де-труа в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Балетмейстер

Леонид Леонтьев проявил себя как балетмейстер в 1920-е годы, трудные для петроградского балета. Многие ведущие мастера эмигрировали, а балет в целом подвергался резкой критике, раздавались призывы полного его уничтожения как буржуазного искусства, иные требовали нового революционного содержания. Первым его опытом был перенос на петроградскую сцену 20 ноября 1920 года балета И. Стравинского «Петрушка», впервые поставленный М. Фокиным во время Русских сезонов 13 мая 1911 в театре «Шатле». В нём он исполнил с главную роль, ставшую его большим творческим достижением.

Леонтьев возобновил балеты: в 1923 году «Жавотта» К. Сен-Санса, в 1924 году «Времена года» А. К. Глазунова, 1 марта 1925 года «Царь Кандавл» Цезаря Пуни

24 апреля 1922 года поставил балет «Саломея» на музыку А. К. Глазунова, в 1929 году вместе с Ф. Лопуховым и В. Пономарёвым поставил «Красный мак» (Леонтьев ставил 3-е действие), в котором исполнил роль Ли Шанфу.

Ставил танцы в операх:

  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского, поставленная режиссёрами Бенуа и Купер 3 мая 1921 года
  • «Риенци» Р. Вагнера поставленная режиссёром Петровым 7 ноября 1923 года
  • ” Царская невеста ” Н. А. Римского-Корсакова, поставленная 10 апреля 1924
  • «Бал-маскарад» Дж. Верди поставленная режиссёром Раппопортом 25 марта 1927 года
  • «Гугеноты» Д. Мейербера, поставленная режиссёром Раппопортом 16 июня 1928
  • «Лакме» Л. Делиба, поставленная режиссёром Дворищиным 26 декабря 1931

В 1930-е годы Л. Леонтьев не участвовал в постановках.

Педагогическая деятельность

С 1911 по 1916 год и с 1918 по 1941 год преподавал в Петербуржском театральном — Ленинградском хореографическом училище. В 1918-20 — был заведующим училища. Среди его учеников — А. Вильтзак, Дж. Баланчин (Г. Баланчивадзе), Б. Шавров, М. Дудко, А. Лопухов, В. Вайнонен, М. Михайлов, Н. Зубковский, Б. Фенстер, Л. Петров, Р. Славянинов, А. Я. Шелест.

Драматический актёр

Участвовал в спектаклях Ленинградского театра им. А. С. Пушкина. В частности в комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» играл Счастливцева и Расплюева.

Сочинения

  • Моя автобиография. Еженедельник петроградских академических театров, 1923, № 31, 32;
  • Что делать с балетом? Жизнь искусства, 1925, № 7.

Литература

  • Франгопуло М. Л. С. Леонтьев,— Л., 1939;
  • Михайлов М. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Жизнь в балете. Л.; М., 1966;
  • Красовская В. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2;
  • Чернова Н. Л. С. Леонтьев.— В кн.: От Гельцер до Улановой. М., 1979;
  • Суриц Е. Л. С. Леонтьев.— В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979
  • Шувалов Н. Юбилей большого мастера.— Рабочий и театр, 1933, № 34;
  • Соколов-Каминский А. Страницы календаря: Л. С. Леонтьев.— Сов. балет, 1985, № 5.

Источники

  • Русский балет. Энциклопедия. Редакционная коллегия: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. Большая Российская Энциклопедия. Москва, 1997
  • В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Танцовщики. — Л.- М., 1971-1972. — 456 с. — 30 000 экз.

Источник