Леонард коэн личная жизнь дети

Леонард Коэн

Леонард Норман Коэн (Leonard Norman Cohen) — канадский бард, поэт и писатель, легенда фолк-музыки. Отличительная черта его творчества — откровенная депрессивность текстов, преобладающие мотивы тоски и одиночества. Самые известные песни — Suzanne и Hallelujah, неоднократно перепевались другими музыкантами.

Детство

Леонард Норман Коэн появился на свет 21 сентября 1934 года в Вестмаунте, Канада, в ортодоксальной еврейской семье. Его дед со стороны матери, раввин Соломон Кляйн, сбежал из Польши в Канаду во время еврейских погромов в 1923 году. Дед по отцовской линии, бизнесмен и денди Лион Коэн, был одним из основателей первой канадской газеты для евреев The Jewish Times. Мать, Мария Клоницкая, была эмигранткой из Литвы.

Леонард рос в традициях иудаизма, посещая еврейскую школу и, когда подошел срок, прошел бар-мицву, еврейский обряд взросления.

Отец Леонарда умер, когда ему было 9 лет. Именно тогда мальчик начал писать стихи. Он был вдохновлен поэзией Уитмана, творчеством Йетса и Миллера.

Еще одним его увлечением была музыка. В 17 лет он купил себе первую гитару за 12 долларов. По воспоминаниям Коэна, это был ужасный инструмент с металлическими струнами, которые резали пальцы до крови. Тогда не было ни поп-культуры, ни телевидения, всему приходилось учиться самому. Только спустя годы Леонард узнал, что есть гитары с более мягкими нейлоновыми струнами. «Гитары нравятся девушкам», – думал юноша, создавая группу «Buckskin Boys».

В 1951 году Леонард стал студентом Университета МакГилла в Монреале, где изучал английскую литературу. В университете он выиграл приз Честера МакНотона за творческое сочинение из 4 поэм.

После университета Коэн собирался стать юристом, и даже отучился год в Колумбийском университете. Но знакомство с культурой битников, творчеством Джека Керуака и фолк-музыкой вернуло его на творческую стезю.

Писательская деятельность

Первый поэтический сборник Коэна, посвященный памяти отца томик под названием «Сравним мифологии», вышел в 1956 году. Публикация не принесла ему ни славы, ни денег, ни так желанных им женщин.

Леонард решил перейти на прозу. В 1963 году он опубликовал роман «Любимая игра», вскоре вышли «Прекрасные неудачники», которую Роберт Фулфорд из Toronto Daily News назвал «самой отвратительной книгой, написанной в Канаде». Другие критики сравнивали Коэна с Берроузом, Джойсом и Томасом Пинчоном. Повествование велось от лица полностью разочаровавшегося в жизни, усталого и циничного человека.

Коэн работал над книгой на греческом острове Гидра, ведя почти затворнический образ жизни. Он писал по 20 часов в сутки, подбадривая себя большими дозами ЛСД. В последнюю неделю работы с ним случился нервный срыв, к тому же он получил солнечный удар, и 2 недели провалялся в бреду с температурой под 40 градусов.

Еще один роман Коэна, «Балет прокаженных», так и не был опубликован. Он хранится в библиотеке редких книг Томаса Фишера в Университете Торонто.

Музыкальная карьера

В 1966 году Коэн окончательно понял, что заработать в Канаде писательством невозможно. Он переехал в Нью-Йорк, с целью сделать музыкальную карьеру. Ему было уже 32 года. Все музыкальные промоутеры говорили ему, что «он уже слишком стар для таких игр».

Леонард поселился в отеле «Челси», где жили Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс и Боб Дилан. Коэн по телефону напел свою песню «Suzanne» фолк-исполнительнице Джуди Коллинз. Она пообещала сделать кавер на эту песню, но Коэн посчитал это шуткой. Однако песня действительно появилась на ее альбоме In My Life (1966).

Летом 1967 года Леонарда пригласили выступить на Нью-портском фолк-фестивале, где его заметил продюсер Боба Дилана Джон Хэммонд. В номере «Челси» Хэммонд прослушал 7 песен автора, после чего предложил ему контракт с лейблом Columbia Records.

27 декабря 1967 вышел дебютный альбом Коэна The Songs of Leonard Cohen. Диск занял 13 место в хит-параде Великобритании. Начинающий певец жутко боялся сделать что-нибудь не так, но Хэммонд вел себя очень великодушно. В студии он все время читал газету, не обращая внимания на Коэна, отчего тот почувствовал себя свободнее и увереннее.

В США диск не добрался до первой сотни Billboard, как и все последующие работы Коэна. Он так и не стал значимой величиной в Соединенных Штатах. Поколению детей цветов были не нужны меланхоличные песни зрелого мужчины в костюме и шляпе. Коэн не соответствовал духу времени.

В интервью он не раз говорил, что «60-е были великим временем, которое длилось минут одиннадцать, а потом пришли торгаши». Подобные заявления не принесли ему популярности у молодежи.

В 1973 году, в разгар конфликта Израиля с коалицией стран арабского мира, известного как Война Судного дня, Коэн прилетел на землю обетованную и попросил, чтобы его записали добровольцем на фронт. Встретив отказ, он внес свой вклад в борьбу, выступая перед солдатами ЦАХАЛ.

Альбом Death of A Ladie’S Man (1977) стал единственной работой Коэна с великим продюсером Филом Спектором. По воспоминаниям певца, это было сущее безумие. Спектор приходил в студию с бандой вооруженных телохранителей и отметал все предложения певца касательно записи. В конце концов бард махнул на все рукой. На выходе получился ужасный диск с сырыми партиями вокала.

Самой известной работой Коэна стал альбом The Future (1992), который помогала записывать актриса Ребекка Де Морней. Трент Резнор включил заглавный трек и песню Waiting For The Miracle в саундтрек к фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». Трек Democracy звучал на инаугурации Билла Клинтона. Неожиданно для себя Коэн получил признание в тот момент, когда уже собирался завязать с музыкой.

Вскоре вышел трибьют I’m Your Fan, на котором песни Леонарда исполняли Джон Кейл, R.E.M и The Pixies. В любви к творчеству канадца признавался и Курт Кобейн.

В 1996 году Коэн на 5 лет ушел в дзен-буддийский монастырь неподалеку от Лос-Анджелеса. Пять лет он возил на машине своего наставника Роси, медитировал, готовил еду для членов общины. Все это помогло Коэну победить депрессию и обрести душевное равновесие. На вопросы, как в его мировоззрении сочетаются иудаизм и дзен-буддизм, Коэн отвечал: «В дзене нет религиозного поклонения и молитв, а это значит, что теологически иудаизм и дзен не противоречат друг другу».

В 2008 году певец вернулся с мировым туром, в ходе которого 7 октября 2010 впервые выступил в России, в Государственном Кремлевском Дворце. Критик Роман Егоров из Classic Rock описывал выступление так: «Коэн на сцене наделен абсолютной властью, но он ей не злоупотребляет. Леонард выразителен и убедителен в каждом лаконичном жесте».

В 2010 году Коэн получил «Грэмми» за пожизненные достижения в музыке. В 2015 году песня Nevermind появилась во вступительных титрах второго сезона сериала «Настоящий детектив».

Личная жизнь Леонарда Коэна

Леонард Коэн никогда не был женат. Из-за образа ловеласа, который бард создавал в своих песнях, многие считали, что у него десятки женщин. В конце жизни он признался, что этого никогда не было. Каждое десятилетие было отмечено для него долгим романом с одной женщиной.

В 60-е его спутницей была скандинавка Марианна Илен. Пара жила на острове Гидра без автомобилей, электричества и водопровода. Она умерла в 2016 году, за три месяца до Леонарда.

В 70-е музой поэта стала художница Сюзанна Элрод, родившая ему двух детей. Сын Адам стал фронтменом группы Low Millions. Дочь Коэн назвал Лоркой в честь поэта Федерико Гарсия Лорки. Лорка – фотограф, а во время мирового тура отца подбирала видеоряд для концертов.

В 90-е спутницей Леонарда была актриса Ребекка Де Морней. Она стала последней женщиной в жизни певца.

У Коэна было три внука: Адам подарил ему Кассия, а Лорка — Виву и Леона.

В детстве Леонард увлекался гипнозом. Сначала он опробовал его на животных, а потом на домработнице: будущий сердцеед заставил ее раздеться.

В жизни барда всегда огромную роль играла религия. Он утверждал, что медитация может дать намного больше, чем слава, богатство, вино и женщины. Однако, продюсер Стивен Мачат ставил под сомнение религиозность канадца, называя его лицемером. По словам Стивена, Коэн на людях притворялся скромным и набожным бессеребреником, а в деловой сфере бегал от уплаты налогов и жестко судился из-за авторских отчислений.

Читайте также:  Ольга волкова личная жизнь дети

Некоторые критики сомневались и в искренности творчества Коэна: на концертах он делал одни и те же движения, из раза в раз повторялись одни и те же шутки, и даже на колени он вставал в одних и тех же моментах.

Смерть

Последний альбом Леонарда Коэна «You Want It Darker» увидел свет в октябре 2016 года. Одна из композиций называлась «Hineni, my Lord», что переводится как «вот он я, господь». Почитатели творчества Коэна усмотрели в этом намеки на скорую кончину музыканта, но Леонард во время пресс-конференции развеял страхи: «Я намерен протянуть до 120 лет».

Но ночью 7 ноября 2016 года Леонард Коэн ушел из жизни в своем лос-анджелесском особняке. Смерть настигла его во сне. Причиной смерти медики называли лейкемию. Певца похоронили по еврейскому обряду в родном Монреале, 10 ноября.

9 ноября 2017 года в Монреальском музее современного искусства проходила интерактивная выставка, посвященная творчеству певца.

Источник

Биография

Леонард Коэн сначала прославился как поэт и писатель и только после, став известной личностью в литературных кругах, вышел на сцену в качестве исполнителя авторских песен. В конце 60-х певец покорил публику глубоким, бархатным и невыразимо печальным голосом. Коэн стал одним из основоположников фолк-музыки. Не утратил поклонников даже за годы пребывания в дзен-буддийском центре.

Детство и юность

Родной город Коэна – Уэстмаунт, пригород Монреаля. Он родился в 1934 году в семье удачливого еврейского коммерсанта. Родители будущего поэта и музыканта прибыли в Канаду из Европы. Отец приехал из Польши. Мать Мария Клоницкая родилась и провела ранние годы в Литве.

Певец Леонард КоэнПевец Леонард Коэн

В роду Коэнов не было ни музыкантов, ни поэтов, тем не менее творческие порывы Леонарда в семье поощрялись. До 13 лет сын монреальского бизнесмена не имел навыков игры ни на одном музыкальном инструменте. Знакомство с музыкой произошло в связи с первой влюбленностью. Дабы произвести впечатление на девушку, Леонард освоил пару гитарных аккордов.

Учителей у Леонарда не было. Первые шаги в музыке он делал самостоятельно, по зову души. Удивительно, но спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. Время от времени подросток выступал на сценах местных кафе. Примерно в это время в руки Леонарду попал сборник стихов Гарсия Лорки. Юный гитарист-самоучка вдруг осознал: музыка и поэзия неразрывно связаны. И принялся сочинять песни. Но первый концерт состоялся много лет спустя.

Молодой Леонард КоэнМолодой Леонард Коэн

В детстве Коэн посещал еврейскую школу. Затем продолжил образование в учебном заведении города Уэстмаунта. Здесь Коэн изучал музыку, поэзию, участвовал в театральных постановках и даже основал студенческую фолк-группу. Любовь к музыке Леонард унаследовал от матери.

«Она обладала музыкальностью. Я брал гитару, а мать пела. Эти песни проникали в душу» – так Коэн скажет позже о Марии Клоницкой.

Леонард часто бывал на бульваре Сен-Лоран. Здесь, в маленьком прокуренном питейном заведении, по вечерам собирались поклонники искусства, люди одухотворенные и непрактичные. Коэн часто выступал перед ними. Но не исполнял песен. Он читал стихи и прозу. К концу 50-х приобрел известность в литературных кругах. Благодаря отцовскому завещанию молодой поэт не нуждался в деньгах и предавался творчеству, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном.

Леонард КоэнЛеонард Коэн

Коэн всю жизнь страдал депрессией. Хандра отступала время от времени, но неизменно возвращалась. Быть может, благодаря хронической депрессии канадскому музыканту и поэту удалось создать песни, ставшие классикой жанра. Композиции музыканта угрюмы и печальны, но запоминаются навсегда.

Коэн имел широкий круг общения. Но стоило нахлынуть депрессии, превращался в затворника. Первый затворнический период в биографии Коэна приходится на начало 60-х. Это было плодотворное время. На острове Идра поэт и писатель провел семь лет и написал две книги: «Любимая игра», «Прекрасные неудачники». О Коэне как о музыканте публика узнала в 1967 году.

Музыка

В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.

Леонард Коэн на сценеЛеонард Коэн на сцене

До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.

В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.

После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.

В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.

«Я поражён скромностью, с которой компании США рекламирует мои записи» – сказал Леонард Коэн после очередного отказа.

К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.

В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.

Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.

В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.

Личная жизнь

В молодости Коэн вел богемный образ жизни. Пытался приобщиться к семейному бизнесу, но безуспешно. К тому же литературное творчество приносило небольшой доход. Правда, в конце 60-х обсуждались не так книги Коэна, как его эксцентричные выходки.

Леонард Коэн и Марианна ИленЛеонард Коэн и Марианна Илен

В отношениях с женщинами писатель не проявлял постоянства. Регулярно менял возлюбленных. Дабы взбодриться, иногда употреблял ЛСД. Препарат тогда ещё не запретили, с ним экспериментировали поэты, музыканты, режиссеры и прочие творческие личности.

Леонард Коэн и Сюзанна ЭлродЛеонард Коэн и Сюзанна Элрод

В 60-е годы у Коэна была романтическая связь с Марианной Илен, которой он посвятил одну из своих ранних песен. Затем в жизни музыканта появилась Сюзанна Элрод, ставшая его женой. Вопреки общепринятому мнению, хит «Сюзанна» посвящен другой женщине. 

Леонард Коэн и Доминик ИссерманЛеонард Коэн и Доминик Иссерман

Коэн и Элрод расстались в 1979 году. У музыканта двое детей: Лорка и Адам. Дочь, названная в честь любимого поэта, стала фотографом. Сын – музыкант, вокалист группы Low Millions.

Читайте также:  Пьявко владислав иванович личная жизнь дети

Леонард Коэн и Ребекка де МорнейЛеонард Коэн и Ребекка де Морней

В 80-е у Коэна был роман с фотографом Доминик Иссерман. Француженка принимала участие в съемках клипов. Изображение Доминик украшает обложку «Музыки незнакомца» – книги Коэна, вышедшей в 1993 году. Последняя женщина в жизни исполнителя – Ребекка де Морней.

Смерть

В октябре 2016 года вышел последний альбом – You Want Darker. Канадский музыкант умер от лейкоза через три недели после релиза. Похоронен в родном городе. 

Могила Леонарда КоэнаМогила Леонарда Коэна

Спустя два месяца после смерти поэта и музыканта в Монреале прошел концерт, посвященный его творчеству.

Дискография

  • 1967 – Songs of Leonard Cohen
  • 1974 – New Skin for the Old Ceremony
  • 1977 – Death of a Ladies’ Man
  • 1984 – Various Positions
  • 1992 – The Future
  • 2001 – Ten New Songs
  • 2009 – Live in London
  • 2010 – Songs from the Road
  • 2014 – Popular Problems
  • 2016 – You Want It Darker

Источник

Меланхоличного канадца нет с нами уже почти три года. 21 сентября Леонарду Коэну исполнилось бы 85 — и в этот день «Известия» решили вспомнить, почему не самый оптимистичный поэт и певец ХХ столетия остается любим и сегодня.

Тайный аккорд

Скорее всего, неполный список записанных и выпущенных в свет официально кавер-версий его песен занимает 49 листов А4 мелким шрифтом. Одну Hallelujah, вероятно, самую известную (настолько, что многим слушателям не знакомо имя автора), перепели более 300 раз самые разные артисты, от культовых Джона Кейла и Руфуса Уэйнрайта III (именно его версия звучит в «Шреке», для многих в этом столетии ставшем отправной точкой для знакомства с Коэном) до народного любимца Джо Кокера и попсовой участницы британского телешоу «Икс Фактор» Александры Берк (попала на первое место британского хит-парада в 2008 году и разошлась более чем в миллионе экземпляров). Среди поклонников Коэна еще при его жизни отметились Элтон Джон, Тори Эймос, Боно из U2 и R.E.M. в полном составе, Ник Кейв, Дон Хенли (список, вероятно, тоже займет не одну страницу, даже если перечислять только знаменитостей мирового масштаба). При этом у него самого никогда не было ни одного хита в строго техническом значении — та же «Аллилуйя» в авторском исполнении впервые появилась в американском Топ-50 лишь после смерти певца в ноябре 2016, спустя 32 года после выхода в свет — и почти полвека после начала работы над песней.

Леонард Коэн, конец 1970-х годов

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Впрочем, Коэн мог бы так и остаться уважаемым на родине, но малоизвестным за ее пределами канадским поэтом и писателем — много ли вы знаете канадских поэтов и писателей? — если бы не сущая случайность. В 1966 году застенчивого 32-летнего автора нескольких книжек стихов и двух романов («Любимая игра» и «Прекрасные неудачники») общая знакомая представила популярной американской фолк-певице Джуди Коллинз. Коэн, живший тогда в купленном на первые литературные гонорары скромном домике на греческом острове Гидра, по стечению обстоятельств оказался в Нью-Йорке — и спел в гостиной Коллинз несколько своих песен. Одна из них, о девушке Сюзанне, которая «полубезумна, но поэтому ты хочешь быть с ней рядом, а она дает тебе чай с апельсинами из далекого Китая», понравилась хозяйке до невозможности. Как рассказывал сам Коэн спустя три десятилетия, «эта песня — просто журналистика. Сюзанн Вердал жила в Монреале в доме у воды, она любила заваривать чай с апельсиновой цедрой, и, поскольку она была женой моего друга, я мог лишь «мысленно касаться ее прекрасного тела» — как и спел».

Джуди записала Suzanne и еще одну песню Коэна на своем следующем альбоме, In My Life, ставшем в 1967 году «золотым». Как признавалась в своих мемуарах певица, «я была тронута его певческим голосом, и его песнями, и всей его наружностью. Когда Леонард пел, я слушала, как завороженная. Мы быстро стали друзьями». Дружба вскоре переросла в отношения. Джуди уговаривала своего нового канадского друга попробовать спеть перед публикой, но Коэн отказывался — страх сцены, к слову, ему удалось преодолеть лишь спустя десятилетия. Всё же 30 апреля 1967 года он впервые вышел на большую сцену, во время антивоенного концерта в Гринвич-виллидж. Он оборвал Suzanne на втором куплете и сбежал за кулисы. «Он выглядел, как провинившийся десятилетний мальчишка, улыбаясь своей неповторимой улыбкой, — вспоминала Коллинз. — «Прости, я не могу», — сказал он мне. Из зала кричали: «Вернись, ты отличный! Мы любим тебя!»

Леонард Коэн и Джуди Коллинз на ежегодном вечере Зала славы авторов песен, 2010 год

Фото: Getty Images/Larry Busacca

Песня незнакомца

Собственно, эта история «блина комом» предвосхитила все будущие отношения Коэна с его публикой. Его любили до обожания — а он словно побаивался этой, слишком экспрессивной и экстравертной для него, любви. Десятилетиями он пытался спрятаться от мира — на крошечном греческом острове после первой литературной славы, в буддистском монастыре после выпуска одного из самых известных своих альбомов (The Future, 1992), затерявшись среди знаменитостей в Калифорнии на исходе жизни. Депрессия, которую он транслировал в своих песнях, постепенно сменилась предчувствием Апокалипсиса — то ли личного, то ли всамделишного, до полной гибели всерьез. Начав с мрачных пророчеств в заглавной песне с The Future:

Автор цитаты

«Будет взломан древний западный код,

Твою частную жизнь внезапно разорвет,

И будут призраки, и костры на дорогах.

И белый человек станцует.

Верните мне Берлинскую стену,

Верните Сталина и святого Павла,

Верните Христа

Или верните Хиросиму.

Уничтожьте еще один эмбрион —

Детей мы все равно не любим.

Я видел будущее, брат —

Это убийство»

Леонард Коэн, 1985 год

Фото: Global Look Press/imago stock&people

На самом последнем своем альбоме, вышедшем за 19 дней до смерти Коэна осенью 2016 года, поэт говорил уже не с людьми, но с Богом:

Автор цитаты

«Если Ты сдаешь карты, выпусти меня из игры.

Если Ты исцеляешь, я хром и разбит.

Если слава — Тебе, то мне, должно быть, позор.

Ты хочешь сделать темнее,

И мы гасим пламя.

Я иду, я здесь,

Я готов, Господи»

Удивительным образом тексты Коэна находили отклик в сердцах если не миллионов (похвастать невероятными тиражами альбомов ему никогда не было суждено), то сотен тысяч слушателей по всему миру — многочисленные переводы, профессиональные и любительские, его песен на разные языки мира, от испанского и французского до финского и русского, тому свидетельством. В его черной меланхолии, столь выделявшейся на фоне обычного эстрадного оптимизма, каждый находил — и продолжает находить — ноты и слова, резонирующие с собственным сердцем. Один британский журналист мрачно шутил, что альбом Songs Of Love and Hate («Песни любви и ненависти», 1971) надо продавать в комплекте с опасной бритвой — чтобы уж наверняка. Другой критик, впрочем, был точнее: «Если вы думаете, что у вас есть проблемы, послушайте любую песню Коэна и убедитесь, что у вас — мелкие неприятности». Но, наверно, главным для поклонников были всё же не его эсхатологические прозрения, а бессменный предмет его размышления — и обожания. Женщины.

Любовь зовет тебя по имени

Лучшие и самые известные песни его — даже исполненная мистицизма «Аллилуйя» — всегда посвящены именно отношениям между мужчиной и женщиной. Парадоксальным образом он не очень любил жизнь, но с почти религиозным восторгом относился к тем, без кого продолжение ее невозможно. При этом Коэн никогда не был тривиальным ловеласом: он относился к «слабому полу» старомодно-рыцарски — и женщины отвечали ему взаимностью. Список его побед (составленный, что характерно, не со слов самого Коэна, а, что называется, «по материалам прессы») впечатляет: Нико, Дженис Джоплин, Джони Митчелл, Джуди Коллинз, Ребекка де Морней. И, разумеется, две женщины, без которых, наверно, не была бы возможна львиная доля его творчества. Первая — Марианна Илен, которой посвящены песни «Птичка на проволоке», «Прощай, Марианна» и «Эй, так не стоит прощаться!» (Bird On a Wire, So Long, Marianne, Hey, That’s No Way To Say GoodBye). Они расстались еще в 1960-е, но скандинавская красавица оставалась его далекой музой долгие годы. Они продолжали переписываться до глубокой старости. Коэн пережил ее лишь на несколько месяцев; о болезни Марианны он узнал от общего друга — сама она ни разу не обмолвилась, что умирает от рака. Прощальное письмо, полученное ей за два дня до смерти, было с разрешения автора опубликовано и, пожалуй, заслуживает того, чтобы процитировать его полностью:

Читайте также:  Екатерина кистень личная жизнь муж дети

Автор цитаты

«Дорогая Марианна,

Я лишь немного отстал от тебя, но стою достаточно близко, чтобы взять за руку. Это старое тело сдалось, так же как и твое, и уведомление о выселении ожидается со дня на день.

Я никогда не забывал твою любовь и твою красоту. Но ты знаешь об этом. Больше мне нечего сказать. Спокойного путешествия, старый друг. Увидимся в конце пути.

С любовью и благодарностью, Леонард»

Леонард Коэн с дочерью Лоркой Коэн, 1990-е годы

Фото: Getty Images/ Paul Harris

И вторая — Сьюзен Элрод, «Сюзанна № 2», мать его двоих детей, Лорки и Адама, и гражданская жена в течение почти десятка лет. Ей он оставил при расставании тот самый домик на Гидре, где они были счастливы и который давно стал чем-то вроде места паломничества для поклонников Коэна. Как вспоминала Элрод, они познакомились случайно на Манхэттене — «он входил в лифт, я выходила. Он обернулся, и уже вскоре мы жили вместе».

Он любил широкие жесты: журналистка Барбара Эмиел, бравшая в 1978 году у поэта интервью (по иронии судьбы, поводом был выход альбома Death Of a Ladies’ Man, «Смерть бабника», и одноименной книги стихов) не без восхищения писала:

Автор цитаты

«В ресторане, где мы встречаемся, две девушки исполняют для обедающих сонаты Моцарта. Коэн подзывает официанта: «Пожалуйста, отнесите барышням, которые играют музыку, две бутылки вашего лучшего вина. Да, и не говорите, от кого. Просто передайте им, что они очень красивы». Каждая бутылка стоила долларов 150, не меньше»

Стоит заметить, что $300 тогда были и вообще большими деньгами, и немалой суммой конкретно для Коэна, только что вернувшегося из Греции, где он потратил почти весь гонорар за альбом на адвокатов для попавшей в неприятности с полицией Сьюзен — уже покинувшей его.

Дело было не только в широких жестах, но и в необыкновенном обаянии, о котором говорят все, кто хоть раз встречался с Коэном. Он был безупречным денди, даже в периоды безденежья — приехав в 1960-м в Лондон, поэт смог снять лишь крохотную неотапливаемую комнатку, но немедленно купил плащ Burberry (впоследствии увековеченный как «знаменитый синий плащ» в одноименной песне, Famous Blue Raincoat). К собственной характерной внешности Коэн относился с известной иронией: «Nы сказала, что предпочитаешь красивых мужчин, — но для меня сделаешь исключение», — пел он в «Гостинице «Челси», номер 2» (Chelsea Hotel #2), еще одной из самых знаменитых и личных своих песен. Но он манил к себе, словно магнит, — словом, жестом, интонацией. Рассказывает певица Сьюзен Вега:

Леонард Коэн, Лондон, 1974 год

Фото: Getty Images/Michael Putland

Автор цитаты

«Я случайно встретила Леонарда в Лос-Анджелесе, и он пригласил меня на завтрак. Мы сели у бассейна, и он спросил, хочу ли я послушать песню, над которой он сейчас работает. Я, разумеется, согласилась, и он — без бумажки — начал декламировать текст, превосходно рифмованный, с безупречным метром, и так восемь минут. Я сидела, словно под гипнозом. Но краем глаза я заметила, как одна из девушек, загоравших у бассейна, шмыгнула за спину Леонарда и стала слушать. Потом другая, третья… К концу песни за спиной у Леонарда собралось не менее девяти девиц в бикини. Я прыснула и рассказала ему, что произошло. «Это всегда срабатывает именно так», — невозмутимо ответил он, не оборачиваясь».

Полевой командир Коэн

Выходец из зажиточной монреальской еврейской семьи, Коэн никогда не бедствовал всерьез — но и особенно богат, особенно по меркам шоу-бизнеса, тоже не был. На исходе седьмого десятка он узнал, что остался без сбережений и пенсионных накоплений — его менеджер, бывшая любовница и, как он считал, друг Келли Линч более десятка лет методично воровала заработанное с его счетов (пропало около $10 млн — и найти их так и не удалось). Уличенная в краже и мошенничестве Линч угрожала Коэну убийством (его самого, детей и внуков) и в конце концов отправилась на полтора года за решетку. Коэн, прокомментировал вердикт как истинный джентльмен-философ: «Мне неприятно видеть в наручниках женщину, которую я долго считал своим другом, но которая поставила свои недюжинные дарования на службу тьме, обману и мести. Молюсь, чтобы мисс Линч нашла утешение в мудрости религии, обратив свое сердце от ненависти — к раскаянию, от гнева — к доброте».

Чтобы как-то поправить финансы, в 2008 году Коэн решается возобновить концертную работу — после 15-летнего перерыва. Видимо, старый поэт вдруг понял, что больше не боится сцены, — да и мира, который, как говорил другой скрытный гений за два века до Коэна, ловил его, но не поймал. Вынужденное турне на старости лет обернулось внезапным всплеском интереса у нового поколения: последние его три пластинки попали на первое место в канадских чартах и в топ-20 в США (впервые в жизни артиста). Побывал Коэн и в России; тем, кому не повезло услышать его на московском концерте 2010 года, стоит посмотреть запись выступления в лондонском зале «О2 Арена». «Последний раз я выходил на сцену в Лондоне 15 лет назад, 60-летним подростком», — шутил Коэн, с явным изумлением вглядываясь в аплодирующий и подпевающий едва ли не каждой песне 20-тысячный зал, большинство в котором составляли люди, годившиеся ему даже не в дети — во внуки.

Леонард Коэн перед концертом в Берлине, 2008 год

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/f84

Он всегда был необычайно скромен и не завистлив — редкость для артиста и литератора. По поводу вручения Нобелевской премии по литературе своему приятелю-сопернику Бобу Дилану он заметил лишь, что это — как вручить Эвересту премию за высоту. Самого его несколько раз выдвигали на «нобеля», но безуспешно — впрочем, в 2008 году он получил место в Зале славы рок-н-ролла (спустя 20 лет после Дилана); да и других премий и наград (которые он, в отличие от не явившегося в Стокгольм Дилана, принимал с безупречной вежливостью) у Коэна хватало.

«Настоящая любовь не составляет следов», — спел когда-то Леонард Коэн. Но его собственная любовь, даже, как сказал бы Маяковский, «любови» оставили неизгладимый след в душах и сердцах всех, кто слышал хоть одну его песню, — хотя бы и не понимая, о чем поет этот надтреснутый баритон. Огромный, на 20 этажей, улыбающийся Коэн в безупречном костюме и шляпе-федоре смотрит на свой родной город со стены здания в Монреале. Маленький, чуть сгорбленный бронзовый Коэн вглядывается вдаль в тихом дворике в Вильнюсе (мать поэта, дочь каунасского раввина, эмигрировала в Канаду из Литвы в 1927 году). Наверно, эти два образа по разные стороны Атлантики не до конца передают все грани удивительного поэта, певца и просто человека, но схватывают что-то важное в его образе. Остальное же — в книгах стихов, романах (кстати, переведенных и на русский) и, конечно, 14 альбомах песен, остающихся с нами навсегда.

Источник