Леонард коэн биография личная жизнь

Леонард коэн биография личная жизнь thumbnail

Биография

Леонард Коэн сначала прославился как поэт и писатель и только после, став известной личностью в литературных кругах, вышел на сцену в качестве исполнителя авторских песен. В конце 60-х певец покорил публику глубоким, бархатным и невыразимо печальным голосом. Коэн стал одним из основоположников фолк-музыки. Не утратил поклонников даже за годы пребывания в дзен-буддийском центре.

Детство и юность

Родной город Коэна – Уэстмаунт, пригород Монреаля. Он родился в 1934 году в семье удачливого еврейского коммерсанта. Родители будущего поэта и музыканта прибыли в Канаду из Европы. Отец приехал из Польши. Мать Мария Клоницкая родилась и провела ранние годы в Литве.

Певец Леонард КоэнПевец Леонард Коэн

В роду Коэнов не было ни музыкантов, ни поэтов, тем не менее творческие порывы Леонарда в семье поощрялись. До 13 лет сын монреальского бизнесмена не имел навыков игры ни на одном музыкальном инструменте. Знакомство с музыкой произошло в связи с первой влюбленностью. Дабы произвести впечатление на девушку, Леонард освоил пару гитарных аккордов.

Учителей у Леонарда не было. Первые шаги в музыке он делал самостоятельно, по зову души. Удивительно, но спустя два года стал лучшим гитаристом в округе. Время от времени подросток выступал на сценах местных кафе. Примерно в это время в руки Леонарду попал сборник стихов Гарсия Лорки. Юный гитарист-самоучка вдруг осознал: музыка и поэзия неразрывно связаны. И принялся сочинять песни. Но первый концерт состоялся много лет спустя.

Молодой Леонард КоэнМолодой Леонард Коэн

В детстве Коэн посещал еврейскую школу. Затем продолжил образование в учебном заведении города Уэстмаунта. Здесь Коэн изучал музыку, поэзию, участвовал в театральных постановках и даже основал студенческую фолк-группу. Любовь к музыке Леонард унаследовал от матери.

«Она обладала музыкальностью. Я брал гитару, а мать пела. Эти песни проникали в душу» – так Коэн скажет позже о Марии Клоницкой.

Леонард часто бывал на бульваре Сен-Лоран. Здесь, в маленьком прокуренном питейном заведении, по вечерам собирались поклонники искусства, люди одухотворенные и непрактичные. Коэн часто выступал перед ними. Но не исполнял песен. Он читал стихи и прозу. К концу 50-х приобрел известность в литературных кругах. Благодаря отцовскому завещанию молодой поэт не нуждался в деньгах и предавался творчеству, не отвлекаясь на мысли о хлебе насущном.

Леонард КоэнЛеонард Коэн

Коэн всю жизнь страдал депрессией. Хандра отступала время от времени, но неизменно возвращалась. Быть может, благодаря хронической депрессии канадскому музыканту и поэту удалось создать песни, ставшие классикой жанра. Композиции музыканта угрюмы и печальны, но запоминаются навсегда.

Коэн имел широкий круг общения. Но стоило нахлынуть депрессии, превращался в затворника. Первый затворнический период в биографии Коэна приходится на начало 60-х. Это было плодотворное время. На острове Идра поэт и писатель провел семь лет и написал две книги: «Любимая игра», «Прекрасные неудачники». О Коэне как о музыканте публика узнала в 1967 году.

Музыка

В начале литературного пути Коэн прославился прозаическими произведениями. Но стихи писал всегда, начиная с юности. В 1967 году канадский писатель уехал в Штаты, здесь и начал музыкальную карьеру. Популярным в те годы направлениям он отдал предпочтение фолк-року. «Сюзанна», которая относится к раннему творчеству Коэна, стала хитом. Впервые песня прозвучала в исполнении звезды 60-х Джуди Коллинз. Спустя несколько лет «Сюзанну» записал Ноэль Харрисон.

Леонард Коэн на сценеЛеонард Коэн на сцене

До 1970 года поэт, писатель и музыкант издал четыре альбома. Исполнить свои песни на сцене впервые ему довелось в 1967. Это произошло в Ньюпорте, на фестивале, посвященном фолк-року. Дебют оказался успешным. Харизматичный исполнитель с низким глубоким баритоном произвел на публику неизгладимое впечатление. Через два месяца состоялся концерт в Нью-Йорке. В кассе были распроданы все билеты.

В 70-е Коэн начал давать концерты, организовал турне по Европе и Америке. В 1979 году музыкант записал альбом «Недавние песни». Исполнение канадского певца поражало оригинальностью и простотой. В музыкальном сопровождении использовались различные инструменты: и гитара, и цыганская скрипка, и мандолина.

После издания «Недавних песен» наступил пятилетний перерыв. Когда же музыкант вернулся на сцену, в его творчестве поклонники обнаружили философские и религиозные мотивы.

В 1984 году Леонард Коэн записал песню «Аллилуйя». К тому времени популярность певца несколько упала. Американские звукозаписывающие компании боялась сотрудничать с Коэном. Впрочем, альбом, в который вошла песня «Аллилуйя», получил популярность в Канаде и Европе.

«Я поражён скромностью, с которой компании США рекламирует мои записи» – сказал Леонард Коэн после очередного отказа.

К концу 80-х религиозные мотивы отошли на второй план. В песнях появился сарказм. На концертах он все чаще использовал синтезатор. Главной темой в творчестве канадского исполнителя стало социальное неравенство, лицемерие, предательство.

В середине 90-х Коэн снова исчез. На этот раз увлекся философией буддизма. Вернуться к поклонникам 70-летнего поэта вынудило безденежье: менеджер Келли Линчи похитила со счетов знаменитости пять миллионов.

Певец записал альбом «Десять новых песен», в который вошли спокойные, меланхоличные композиции. Уйти со сцены в 90-х Коэна вынудил очередной стресс. Он выпивал ежедневно по три бутылки вина, выкуривал по пачке сигарет. Голос стал еще ниже, приобрел новые оттенки. «Тысяча поцелуев» – песня с незамысловатым мотивом – зазвучала исключительно благодаря хриплому коэновскому голосу. Клип к песне снят на основе «Малены» – драмы с Моникой Беллуччи в главной роли.

В 2008 году в Лондоне Коэн записал Live in London. Заглавная песня альбома – «Танцуй со мной до конца любви» – стала хитом. Примерно в это время певец объявил поклонникам о долгожданном туре. Коэн посетил города Канады и Европы. В 2010 году в первый и последний раз приехал в Россию. Famous Dlue Raincoat и Nevermind – еще две популярные песни последних лет.

Личная жизнь

В молодости Коэн вел богемный образ жизни. Пытался приобщиться к семейному бизнесу, но безуспешно. К тому же литературное творчество приносило небольшой доход. Правда, в конце 60-х обсуждались не так книги Коэна, как его эксцентричные выходки.

Леонард Коэн и Марианна ИленЛеонард Коэн и Марианна Илен

В отношениях с женщинами писатель не проявлял постоянства. Регулярно менял возлюбленных. Дабы взбодриться, иногда употреблял ЛСД. Препарат тогда ещё не запретили, с ним экспериментировали поэты, музыканты, режиссеры и прочие творческие личности.

Леонард Коэн и Сюзанна ЭлродЛеонард Коэн и Сюзанна Элрод

В 60-е годы у Коэна была романтическая связь с Марианной Илен, которой он посвятил одну из своих ранних песен. Затем в жизни музыканта появилась Сюзанна Элрод, ставшая его женой. Вопреки общепринятому мнению, хит «Сюзанна» посвящен другой женщине. 

Леонард Коэн и Доминик ИссерманЛеонард Коэн и Доминик Иссерман

Коэн и Элрод расстались в 1979 году. У музыканта двое детей: Лорка и Адам. Дочь, названная в честь любимого поэта, стала фотографом. Сын – музыкант, вокалист группы Low Millions.

Леонард Коэн и Ребекка де МорнейЛеонард Коэн и Ребекка де Морней

В 80-е у Коэна был роман с фотографом Доминик Иссерман. Француженка принимала участие в съемках клипов. Изображение Доминик украшает обложку «Музыки незнакомца» – книги Коэна, вышедшей в 1993 году. Последняя женщина в жизни исполнителя – Ребекка де Морней.

Читайте также:  Федор добронравов биография личная жизнь жена дети

Смерть

В октябре 2016 года вышел последний альбом – You Want Darker. Канадский музыкант умер от лейкоза через три недели после релиза. Похоронен в родном городе. 

Могила Леонарда КоэнаМогила Леонарда Коэна

Спустя два месяца после смерти поэта и музыканта в Монреале прошел концерт, посвященный его творчеству.

Дискография

  • 1967 – Songs of Leonard Cohen
  • 1974 – New Skin for the Old Ceremony
  • 1977 – Death of a Ladies’ Man
  • 1984 – Various Positions
  • 1992 – The Future
  • 2001 – Ten New Songs
  • 2009 – Live in London
  • 2010 – Songs from the Road
  • 2014 – Popular Problems
  • 2016 – You Want It Darker

Источник

Леонард Коэн

Леонард Норман Коэн (Leonard Norman Cohen) — канадский бард, поэт и писатель, легенда фолк-музыки. Отличительная черта его творчества — откровенная депрессивность текстов, преобладающие мотивы тоски и одиночества. Самые известные песни — Suzanne и Hallelujah, неоднократно перепевались другими музыкантами.

Детство

Леонард Норман Коэн появился на свет 21 сентября 1934 года в Вестмаунте, Канада, в ортодоксальной еврейской семье. Его дед со стороны матери, раввин Соломон Кляйн, сбежал из Польши в Канаду во время еврейских погромов в 1923 году. Дед по отцовской линии, бизнесмен и денди Лион Коэн, был одним из основателей первой канадской газеты для евреев The Jewish Times. Мать, Мария Клоницкая, была эмигранткой из Литвы.

Леонард рос в традициях иудаизма, посещая еврейскую школу и, когда подошел срок, прошел бар-мицву, еврейский обряд взросления.

Отец Леонарда умер, когда ему было 9 лет. Именно тогда мальчик начал писать стихи. Он был вдохновлен поэзией Уитмана, творчеством Йетса и Миллера.

Еще одним его увлечением была музыка. В 17 лет он купил себе первую гитару за 12 долларов. По воспоминаниям Коэна, это был ужасный инструмент с металлическими струнами, которые резали пальцы до крови. Тогда не было ни поп-культуры, ни телевидения, всему приходилось учиться самому. Только спустя годы Леонард узнал, что есть гитары с более мягкими нейлоновыми струнами. «Гитары нравятся девушкам», – думал юноша, создавая группу «Buckskin Boys».

В 1951 году Леонард стал студентом Университета МакГилла в Монреале, где изучал английскую литературу. В университете он выиграл приз Честера МакНотона за творческое сочинение из 4 поэм.

После университета Коэн собирался стать юристом, и даже отучился год в Колумбийском университете. Но знакомство с культурой битников, творчеством Джека Керуака и фолк-музыкой вернуло его на творческую стезю.

Писательская деятельность

Первый поэтический сборник Коэна, посвященный памяти отца томик под названием «Сравним мифологии», вышел в 1956 году. Публикация не принесла ему ни славы, ни денег, ни так желанных им женщин.

Леонард решил перейти на прозу. В 1963 году он опубликовал роман «Любимая игра», вскоре вышли «Прекрасные неудачники», которую Роберт Фулфорд из Toronto Daily News назвал «самой отвратительной книгой, написанной в Канаде». Другие критики сравнивали Коэна с Берроузом, Джойсом и Томасом Пинчоном. Повествование велось от лица полностью разочаровавшегося в жизни, усталого и циничного человека.

Коэн работал над книгой на греческом острове Гидра, ведя почти затворнический образ жизни. Он писал по 20 часов в сутки, подбадривая себя большими дозами ЛСД. В последнюю неделю работы с ним случился нервный срыв, к тому же он получил солнечный удар, и 2 недели провалялся в бреду с температурой под 40 градусов.

Еще один роман Коэна, «Балет прокаженных», так и не был опубликован. Он хранится в библиотеке редких книг Томаса Фишера в Университете Торонто.

Музыкальная карьера

В 1966 году Коэн окончательно понял, что заработать в Канаде писательством невозможно. Он переехал в Нью-Йорк, с целью сделать музыкальную карьеру. Ему было уже 32 года. Все музыкальные промоутеры говорили ему, что «он уже слишком стар для таких игр».

Леонард поселился в отеле «Челси», где жили Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс и Боб Дилан. Коэн по телефону напел свою песню «Suzanne» фолк-исполнительнице Джуди Коллинз. Она пообещала сделать кавер на эту песню, но Коэн посчитал это шуткой. Однако песня действительно появилась на ее альбоме In My Life (1966).

Летом 1967 года Леонарда пригласили выступить на Нью-портском фолк-фестивале, где его заметил продюсер Боба Дилана Джон Хэммонд. В номере «Челси» Хэммонд прослушал 7 песен автора, после чего предложил ему контракт с лейблом Columbia Records.

27 декабря 1967 вышел дебютный альбом Коэна The Songs of Leonard Cohen. Диск занял 13 место в хит-параде Великобритании. Начинающий певец жутко боялся сделать что-нибудь не так, но Хэммонд вел себя очень великодушно. В студии он все время читал газету, не обращая внимания на Коэна, отчего тот почувствовал себя свободнее и увереннее.

В США диск не добрался до первой сотни Billboard, как и все последующие работы Коэна. Он так и не стал значимой величиной в Соединенных Штатах. Поколению детей цветов были не нужны меланхоличные песни зрелого мужчины в костюме и шляпе. Коэн не соответствовал духу времени.

В интервью он не раз говорил, что «60-е были великим временем, которое длилось минут одиннадцать, а потом пришли торгаши». Подобные заявления не принесли ему популярности у молодежи.

В 1973 году, в разгар конфликта Израиля с коалицией стран арабского мира, известного как Война Судного дня, Коэн прилетел на землю обетованную и попросил, чтобы его записали добровольцем на фронт. Встретив отказ, он внес свой вклад в борьбу, выступая перед солдатами ЦАХАЛ.

Альбом Death of A Ladie’S Man (1977) стал единственной работой Коэна с великим продюсером Филом Спектором. По воспоминаниям певца, это было сущее безумие. Спектор приходил в студию с бандой вооруженных телохранителей и отметал все предложения певца касательно записи. В конце концов бард махнул на все рукой. На выходе получился ужасный диск с сырыми партиями вокала.

Самой известной работой Коэна стал альбом The Future (1992), который помогала записывать актриса Ребекка Де Морней. Трент Резнор включил заглавный трек и песню Waiting For The Miracle в саундтрек к фильму Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». Трек Democracy звучал на инаугурации Билла Клинтона. Неожиданно для себя Коэн получил признание в тот момент, когда уже собирался завязать с музыкой.

Вскоре вышел трибьют I’m Your Fan, на котором песни Леонарда исполняли Джон Кейл, R.E.M и The Pixies. В любви к творчеству канадца признавался и Курт Кобейн.

В 1996 году Коэн на 5 лет ушел в дзен-буддийский монастырь неподалеку от Лос-Анджелеса. Пять лет он возил на машине своего наставника Роси, медитировал, готовил еду для членов общины. Все это помогло Коэну победить депрессию и обрести душевное равновесие. На вопросы, как в его мировоззрении сочетаются иудаизм и дзен-буддизм, Коэн отвечал: «В дзене нет религиозного поклонения и молитв, а это значит, что теологически иудаизм и дзен не противоречат друг другу».

Читайте также:  Андрей егоров биография личная жизнь

В 2008 году певец вернулся с мировым туром, в ходе которого 7 октября 2010 впервые выступил в России, в Государственном Кремлевском Дворце. Критик Роман Егоров из Classic Rock описывал выступление так: «Коэн на сцене наделен абсолютной властью, но он ей не злоупотребляет. Леонард выразителен и убедителен в каждом лаконичном жесте».

В 2010 году Коэн получил «Грэмми» за пожизненные достижения в музыке. В 2015 году песня Nevermind появилась во вступительных титрах второго сезона сериала «Настоящий детектив».

Личная жизнь Леонарда Коэна

Леонард Коэн никогда не был женат. Из-за образа ловеласа, который бард создавал в своих песнях, многие считали, что у него десятки женщин. В конце жизни он признался, что этого никогда не было. Каждое десятилетие было отмечено для него долгим романом с одной женщиной.

В 60-е его спутницей была скандинавка Марианна Илен. Пара жила на острове Гидра без автомобилей, электричества и водопровода. Она умерла в 2016 году, за три месяца до Леонарда.

В 70-е музой поэта стала художница Сюзанна Элрод, родившая ему двух детей. Сын Адам стал фронтменом группы Low Millions. Дочь Коэн назвал Лоркой в честь поэта Федерико Гарсия Лорки. Лорка – фотограф, а во время мирового тура отца подбирала видеоряд для концертов.

В 90-е спутницей Леонарда была актриса Ребекка Де Морней. Она стала последней женщиной в жизни певца.

У Коэна было три внука: Адам подарил ему Кассия, а Лорка — Виву и Леона.

В детстве Леонард увлекался гипнозом. Сначала он опробовал его на животных, а потом на домработнице: будущий сердцеед заставил ее раздеться.

В жизни барда всегда огромную роль играла религия. Он утверждал, что медитация может дать намного больше, чем слава, богатство, вино и женщины. Однако, продюсер Стивен Мачат ставил под сомнение религиозность канадца, называя его лицемером. По словам Стивена, Коэн на людях притворялся скромным и набожным бессеребреником, а в деловой сфере бегал от уплаты налогов и жестко судился из-за авторских отчислений.

Некоторые критики сомневались и в искренности творчества Коэна: на концертах он делал одни и те же движения, из раза в раз повторялись одни и те же шутки, и даже на колени он вставал в одних и тех же моментах.

Смерть

Последний альбом Леонарда Коэна «You Want It Darker» увидел свет в октябре 2016 года. Одна из композиций называлась «Hineni, my Lord», что переводится как «вот он я, господь». Почитатели творчества Коэна усмотрели в этом намеки на скорую кончину музыканта, но Леонард во время пресс-конференции развеял страхи: «Я намерен протянуть до 120 лет».

Но ночью 7 ноября 2016 года Леонард Коэн ушел из жизни в своем лос-анджелесском особняке. Смерть настигла его во сне. Причиной смерти медики называли лейкемию. Певца похоронили по еврейскому обряду в родном Монреале, 10 ноября.

9 ноября 2017 года в Монреальском музее современного искусства проходила интерактивная выставка, посвященная творчеству певца.

Источник

Впервые опубликовано в GQ в 2009 году.

«Нам всем чертовски повезло родиться и жить в эпоху Коэна», – сказал недавно Лу Рид, вручая 74-летнему старожилу членство в рок-н-ролльном Зале славы. Сказал как отрезал – нам остается лишь ретроспективно пробежаться по наиболее красочным моментам этой эпохи.

Среди рок-идолов ХХ века ровесник Элвиса Пресли и рафинированный поэт-интеллектуал Коэн всегда, даже в молодые годы, пользовался авторитетом ветхозаветного пророка.

Время – зима 1994-го. Место – душная утроба кинотеатра «Победа». На экране – «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна, шоковая сатирическая вакханалия гениального визионера эпохи MTV. Близится развязка фильма, отсчет трупов идет уже на сотни, парочка маниакальных любовников на всех парах мчится в своем мини-вэне навстречу­ торжествующему апокалипсису… И вдруг откуда-то начинает звучать Голос. Глубокий, словно бездна первого дня творения. Авторитетный, как рык самого кровавого древнего бога на сходке самых кровавых древних богов. Голос главного Прирожденного Убийцы, одновременно порицающий героев за их жуткие преступления – но и возносящий их над презренным миром, который они мечтали порвать в клочья. Невероятный бассо профундо гремел с колосников кинотеатра, из затрепанных советских колонок приговором самого высшего суда. То, ЧТО именно пел этот голос, точнее, то, что мне удавалось расслышать за завесой оцепенения, вполне соответствовало общему впечатлению: «Верните мне Берлинскую стену, Сталина и святого Павла! Подать сюда Христа и Хиросиму! Прирежьте очередного зародыша – мы все равно не любим детей. Я видел будущее, беби, наше будущее – это убийство». В трех куплетах голос суммировал месседж фильма и полностью затмил его – ядерный потенциал песни и ее чудовищных образов был гораздо убийственнее изощренной фантазии Стоуна. Выйдя из кинотеатра с ощущением, что я только что выполз из-под горы трупов, я не мог понять, что мне делать с этой песней и этим голосом и как вообще жить дальше. Так в мой неокрепший мозг ветхозаветным кошмаром вошел Леонард Коэн.

  1. 1

    За бокалом Coca-Cola Коэна можно бы­ло застать гораздо реже, чем за стаканом вина.

То первое, подростковое впечатление оказалось, разумеется, верным – как и все интуитивные впечатления. Коэн всегда был не просто голосом, а голосом свыше; внутри «вечно молодой, вечно пьяной» рок-тусовки он с самого начала был стариком и непререкаемым авторитетом. Когда на тонких, но не сильно эротических ножках Леонард вбежал в американский шоу-бизнес – а случилось это легендарным летом любви 1967-го на фоне тяжелого психоделического угара и засилья постдилановского выводка длинно­волосых хиппушек с гитарами, – ему было уже 33 года. В родной Канаде он был вполне состоявшейся литературной величиной, автором четырех поэтических сборников и двух романов, один из которых – «Прекрасные неудачники» – сразу же после выхода был признан классикой современной канадской прозы. Да чего там говорить – первая книжка Коэна «Давайте сравнивать мифологии» появилась в один год с керуаковским шедевром «В дороге»; и вообще, он был на четыре месяца старше Элвиса!

Студийный портрет 1975 года.

Явление блистательного Леонарда гринвич-виллиджскому народу можно сравнить разве что с пробуждением давно спавшего богемного Рипа ван ­Винкля, решившего наконец спуститься со своего Олимпа и посмотреть, чем живет молодое поколение. Ну и правда, для едва снявшихся со своих Миннесот и Оклахом патлатых трубадуров рок-поколения Коэн был человеком с другой планеты: рафинированный поэт-интеллектуал из Квебека, в безупречном двубортном костюме, поющий не о детских болезнях типа беспорядочного секса и первой марихуановой затяжки, а о сумасшедших весталках, живущих у реки, и о каких-то непонятных мифологических сестрах милосердия. Когда Дилан еще ходил пешком под стол, Коэн уже импровизировал стихи под джазовый аккомпанемент в калипсо-клубах родного Монреаля; когда Джоан Баэз и Джони Митчелл жевали сахарную вату на прогулке в луна-парке за ручку с папой, Леонард уже свалил из Канады в добровольное изгнание на греческий остров с шикарным названием Гидра, где и проводил все время в беспечном писании стихов, закидываясь кислотой и беспрерывно куря гашиш. «Отличная была жизнь, – без ложной скромности вспоминает Коэн. – Весной на куче мусора рядом с домом росли ромашки, и на кислоте я вступал с ними в самые близкие отношения. Мне казалось, что они поворачивали ко мне свои маленькие желтые мордашки и улыбались мне, стоило мне начать что-то напевать или просто разговаривать с ними». Даже в сакраментальном для поколения 60-х жанре социального протеста сумрачный философ Коэн преуспел больше иных радикалов. В 1961-м он умудрился очутиться на Кубе в разгар кризиса залива Свиней (и позже уморительно фантазировал, как подрабатывал у Кастро шпионом), а во время арабо-израильской войны 1973 года рванул в Иерусалим, где давал бесплатные концерты для израильских войск и пил коньяк со своим фаном ­Ариэлем ­Шароном.

Читайте также:  Александр серов биография личная жизнь 2016

За кулисами­ мюзик-холла. ­Гамбург, январь 1974 года.

Пример нашего героя – идеальное доказательство постулата «сознание определяет бытие». Пресловутые депрессивность и пессимизм поэзии Коэна – исключительно следствие свободы выбора самого Коэна.­ Pick a style – именно на этом принципе строил свою жизнь в искусстве выходец из еврейской диаспоры Монреаля, юность которого была максимально далека от стилеобразующих детских травм Бодлера или Рембо. Стилистический театр Коэна, как и все другие, начался с вешалки. Сын польского еврея, преуспевающего владельца бутика, и русской еврейки («мама была настоящей чеховской героиней, щедрой и всеприемлющей»), Леонард, по собственному признанию, «рос, нося костюмы». Свою первую музыкальную группу – кантри-трио The Buckskin Boys – тоже назвал «по одежке»: «Однажды мы поняли, что у всех у нас есть куртки из оленьей кожи». «Костюмное» детство не прошло даром – в 1997-м жители Монреаля признали Коэна «самым стильным монреальцем года». Классической двубортной двойке и богартовской федоре поэт оставался верен все свои долгие десятилетия – лишь изредка изменяя им с богемными свитерами 1960-х и милитаристскими френчами циничных 1970-х. Но если по молодости Коэн в своем костюме был похож на перспективного пианиста-вундеркинда а-ля Вэн Клайберн, а к 1980-м приобрел благообразный вид Бени Крика на пенсии, то сейчас – со своей стариковской худобой и траншеями морщин – поэт окончательно забронзовел в образе пережившего холокост Вечного Жида.

  1. Коэн в Канне – Мекке кинематографистов всего мира. Сам Леонард появлялся в кадре всего раз, да и то на телеэкране.

Отец умер, когда Леонарду было девять, и оставил сыну в наследство скромный трастовый фонд, кормивший Коэна до самого прихода славы. Выбор, необремененный финансовой необходимостью, есть единственно свободный выбор. Потому Коэн выбрал и литературу, и добровольное заточение в Греции, а потом, уже богемным львом за 30, услышав в себе музыку, уехал в Нью-Йорк – сперва продавать свои песни наклюнувшемуся фолк-поколению, с которым он оказался так созвучен, а затем и самому петь на сцене и на пластинках. Отношения с женщинами Коэн подчинил ровно тому же волюнтаристскому идеалу – его промискуитетные привычки точно так же дополняют образ богемного мудреца, как и пресловутая страсть поэта к уединению. Коэн так ни разу и не женился – зато все его подруги становились музами: попадали на обложки альбомов (как Марианна Илен и Сюзанна Элрод), становились продюсерами пластинок (как актриса Ребекка ДеМорней), соавторами поэта (нынешняя пассия, певица Анжани Томас) или, на крайний случай, его героинями (великая Дженис Джоплин, которую Коэн очаровал в лифте отеля «Челси» и которой потом посвятил песню Chelsea Hotel N.2). С той же свободой, с которой Коэн менял спутниц, он обходился и с религией – знатный гедонист духа не раз утверждал, что является правоверным иудеем, соблюдающим Шаббат, что не помешало ему отдать полжизни дзен-буддизму и пять лет – монашескому служению в буддистском монастыре в Калифорнии.

Не пришлось выбирать Коэну только одно – голос. В песне Tower of Song поэт иронизировал: «Я таким уродился, у меня не было выбора. Я родился с даром золотого голоса». И действительно, выбора голоса у него не было. Он не выбирал хрупкий ломающийся баритон, которым спеты первые бесплотно-субтильные пластинки конца 1960-х (Songs of Leonard Cohen, Songs from a Room), и прокуренный утробный бас, которым наговаривал поздние шедевры Iʼm Your Man и The Future. К слову, трансформация, которую претерпел баритон Коэна, поистине уникальна – на ум приходит разве что превращение Майкла Джексона из негритенка в белого парня. Голос этот озвучил одиннадцать разновеликих, но одинаково поэтически безупречных пластинок – сотню великолепных песен, печаль и пафос которых напоили несколько поколений шедших следом. Песни Коэна пели все – от фолкеров 1960-х (Джуди Коллинз) до готов 1980-х (Coil), не говоря о десятках суперзвезд современной рок-сцены (U2, R.E.M., Питер Гэбриел, Стинг, Тори Амос, Энтони, Руфус Уэйнрайт, Гэвин Фрайдей, Джефф Бакли, Сюзанн Вега, Ник Кейв, Джарвис Кокер и т. д. и т. п.). Имя последователям и подражателям его – легион. И все это – благодаря тому единственному в жизни Леонарда Коэна, что было не позволено выбирать ему самому.

ХРОНИКА ЛЕОНАРДА КОЭНА

1961

27-летний авантюрист Коэн прилетает на Кубу в тот момент, когда мир, затаив дыхание, ждет обмена бомбовыми ударами между СССР и США, – отращивает бороду а-ля Че и расхаживает по Гаване в фиделевом френче. Позже приключения молодого поэта на Острове свободы лягут в основу его песни Field Commander Cohen – «Полевой командир Коэн».

1970

В конце 70-х Боуи встре­тил фанатов на лондонском вокзале Victoria нацистским салютом. История наделала много шума. Но началось все с Коэна – предпочитавший вино и седативы поэт-иудей салютовал на концерте «зиг хайлем» немецкой пуб­лике. Третий поэтический сборник Коэна назывался Flowers for Hitler.

1986

Неожиданный ­поворот – Коэн снимается в роли злодея по имени Франсуа Золан в эпизоде легендар­ного сериала Майкла Манна «Поли­ция нравов Майами». Телевизионный – и вообще актерский – опыт останется единственным в карьере Коэна.

1994

Завершив турне в поддержку альбома The Future, музыкант переезжает в келью буддийского монастыря на горе Болди в Калифорнии и принимает монашеское имя Жикан («молчание»). В течение пяти лет Коэн встает в три утра, проводит долгие часы в молитвах и медитациях и служит поваром и личным ассистентом своего духовного наставника Роши. «Жизнь монаха – сплошная дисциплина, – говорит Коэн. – Когда овладеваешь ею, дрейфуешь по реке жизни, как во сне».

2008

Пока Коэн медитировал в монастыре, его менеджер ограбил поэта на пять миллионов долларов. В результате, чтобы попол­нить свой пенсионный фонд, 74-летний музыкант отправляется в мировой тур – самый масштабный и успешный в своей карьере. Привыкший к небольшим театральным аудиториям, Коэн дает трехчасовые концерты на стадионах, а летом 2008-го триумфально выступает перед 90-тысячной толпой на рок-фестивале в Гластонбери.

Фото: PLATON/CPI; GETTY IMAGES/FOTOBANK; REDFERNS/VOSTOCK PHOTO; LFI/EAST NEWS

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Источник