Лебедев кумач биография личная жизнь

Лебедев кумач биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2018;
проверки требует 31 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кумач.

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия — Лебедев; 1898[2] — 1949) — русский советский поэт и автор слов многих популярных советских песен.

Биография[править | править код]

Родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье сапожника-кустаря Ивана Филипповича Лебедева. Отец умер, когда Василий учился в третьем классе городского училища. Поступив в 10-ю Московскую гимназию, Василий сумел получить именную стипендию, выделенную историком-медиевистом П. Г. Виноградовым. Параллельно с учёбой занимался репетиторством по русскому языку и латыни. Окончил гимназию в 1917 году с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но не закончил обучение из-за революции и гражданской войны[3].

Работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА». Позднее работал в различных периодических изданиях: газеты «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета»; журналы «Красноармеец», «Крокодил» (1922—1934). Писал для эстрады и кино.

Один из основателей СП СССР и член с 1934 года.

Депутат ВС РСФСР с 1938 года.

Член ВКП(б) с 1939 года[4].

В 1939 году в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот». Капитан первого ранга.

Творчество[править | править код]

Печатался с 1916 года, первые свои стихи опубликовал в малотиражном московском журнале «Гермес» — вначале переводы из Горация, а потом и собственные на античную тему[5]. В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Красноармеец», позднее — в журнале «Крокодил» и др. Выходили отдельные сборники: «Развод» (1925), «Чаинки в блюдце», (1925), «Со всех волостей» (1926), «Защитный цвет» (1926), «Печальные улыбки» (1927), «Людишки и делишки», (1927).

Писал также для эстрады (для театральных обозрений «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и другим. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор.

Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»[6]: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 год; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 год, музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 год), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей»:

Зво́нки как птицы, одна за другой,
Песни летят над советской страной.
Весел напев городов и полей —
Жить стало лучше, жить стало веселей!..

Также автор слов «Гимна партии большевиков» (1939 год, музыка А. В. Александрова), в частности, со словами:

Изменников подлых гнилую породу[7]
Ты грозно сметаешь с пути своего!
Ты гордость народа, ты — мудрость народа,
Ты — сердце народа, ты — совесть его!

и «Священная война» («Вставай, страна огромная…», 1941 год), музыка А. В. Александрова).

Обвинения в плагиате[править | править код]

Доктор искусствоведения, профессор истории музыки Московской государственной консерватории Е. М. Левашёв в своей работе «Судьба песни. Заключение эксперта» утверждает, что Лебедев-Кумач заимствовал тексты некоторых своих песен. Так, по его утверждению, поэт украл одну из строф песни «Москва майская» у Абрама Палея из начала стихотворения «Вечер», а текст песни к кинофильму «Моряки» — из стихотворения «Цусима» Владимира Тан-Богораза[8]. В статье утверждается, что после официальной жалобы Палея в Союз писателей в начале ноября 1940 года Александром Фадеевым был собран Пленум правления Союза писателей, на котором были приведены примеры около 12 случаев воровства Лебедева-Кумача[9], однако «по высочайшему звонку» дело было замято. Приводится и отрывок из мемуаров Юрия Олеши «Книга прощания» (М., «Вагриус», 1999, стр.156): «Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате […]. В публике крики: позор!».

Стихотворение «Цусима»Песня к кинофильму «Моряки»
У дальне-восточной границы ,

В морях азиатской земли —

Там дремлют стальные гробницы,

Там русские есть корабли.

Седые лежат адмиралы

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастают кораллы

Сквозь пальцы раскинутых рук.

В Цусимском проливе далёком,

Вдали от родимой земли

На дне океана глубоком

Покойно лежат корабли.

Там русские спят адмиралы

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастают кораллы

Меж пальцев раскинутых рук.

Левашёв также утверждает, что автором песни «Священная война» является не Лебедев-Кумач, а А. А. Боде. Журналист, бывший сотрудник «Литературной газеты» Андрей Мальгин также согласен с тем, что текст песни «Священная война», а также и песни «У самовара» являются плагиатом[5][10].

Однако в связи с тем, что выводы эксперта опирались на совокупность косвенных, а не прямых доказательств, с юридической точки зрения вопрос остался спорным. 8 мая 1998 года «Независимая газета» опубликовала в своём приложении статью В. А. Шевченко «„Священная война“ — эхо двух эпох»[11]. В августе 1998 года внучка Лебедева-Кумача Мария Георгиевна Деева подала в Мещанский межмуниципальный суд города Москвы «иск о защите чести и достоинства Деевой М. Г.» к А. В. Мальгину, В. А. Шевченко и «Независимой газете», с целью опровергнуть сведения о том, что текст «Священной войны» был украден. Заседания переносились с месяца на месяц, затем было проведено три заседания 10, 20 и 21 декабря 1999 года. Деева сняла все юридические претензии к Мальгину, который был на тот момент председателем Совета директоров издательского дома «Центр Плюс», находящегося под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова. Суд принял решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу. В 2000 году редакция газеты опубликовала опровержение[12].

Читайте также:  Сергей сергеевич гурзо биография личная жизнь

Последние годы жизни[править | править код]

Могила В. И. Лебедева-Кумача на Новодевичьем кладбище

В сороковые годы здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось. Он впал в глубокую депрессию, перенёс несколько инфарктов и практически перестал писать новые песни. В 1946 году в личном дневнике он написал:

Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — всё мелко, всё потускнело. Ну, ещё 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов… и глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно…[10]

Спустя некоторое время появилась ещё одна запись:

Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда — всё рано или поздно вскроется…[10]

Одной из последних его работ стало написание песен к кинофильму 1946 года «Первая перчатка» («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого.

Умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В. И. Лебедев-Кумач внёс в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры.

Отзывы[править | править код]

В мае 1941 года критик М. Беккер, разбирая в журнале «Октябрь» стихи и песни Лебедева-Кумача, писал:

Лебедев-Кумач, как никто из советских поэтов, передаёт песенной строкой чувство молодости, присущее людям сталинской эпохи. Его бесспорной заслугой является создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Бодростью, молодостью веет от каждой её строки[13].

А. А. Фадеев относился к Лебедеву-Кумачу негативно не только как к поэту, но и как к человеку. Фадеев считал Лебедева-Кумача трусливым приспособленцем и рассказывал, что в период битвы за Москву Лебедев-Кумач сразу попытался бежать из города, «привёз на вокзал два пикапа вещей, не мог их погрузить в течение двух суток и психически помешался»[14].

Награды и премии[править | править код]

  • орден Трудового Красного Знамени (31.12.1936) — «за заслуги в деле развития кинематографического искусства и создание ряда советских песен, ставших достоянием широких масс»[15]
  • орден Красной Звезды (1940) — «за образцовое выполнение приказов командования в борьбе с белофиннами»[5]
  • орден «Знак Почёта» (31.1.1939) — «за выдающиеся заслуги в области художественной литературы»[5]
  • медаль «За оборону Москвы»
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • медаль «За победу над Японией»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Сталинская премия второй степени (1941) — за тексты популярных песен (30 июля Лебедев-Кумач передал премию в Фонд обороны[16])
  • Почётный железнодорожник

Память[править | править код]

  • Именем поэта в 1952 году в Киеве на Отрадном массиве была названа улица.
  • В 1950-е годы на Волге был спущен на воду теплоход, получивший имя «Василий Лебедев-Кумач», был приписан в г. Тольятти, «ВАЗ»[17][18][19].
  • В 1953 году на Волге был спущен на воду колёсный пароход проекта «Рязань» Волжского грузопассажирского речного пароходства МРФ СССР, получивший имя «В. Лебедев-Кумач»[20].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Лебедев-Кумач Василий Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. ↑ Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги Биобиблиографический словарь: в 3 томах. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  3. Халина Татьяна. Лебедев-Кумач Василий Иванович. Библиографический ресурс «Чтобы Помнили». Дата обращения 25 июля 2020.
  4. ↑ Во 2-м изд. БСЭ указан 1940 г.
  5. 1 2 3 4 5 А. В. Мальгин, В. И. Лебедев-Кумач. Самый советский из поэтов, «Столица», 1991-06.
  6. ↑ Большая советская энциклопедия. 2-е изд.
  7. ↑ В издании 1950 года — «Противников чести, труда и свободы».
  8. ↑ Судьба песни // Архив наследия — 2000 / Сост. и науч. ред. Плужников В. И.; РАН. Российский Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2001. — С. 305—330.
  9. ↑ Дело о «плагиате»
  10. 1 2 3 Лебедев-Кумач, поэт и плагиатор Семён Бадаш,
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 4 мая 2015. Архивировано 30 декабря 2016 года.
  12. ↑ Опровержение / Стиль жизни / Независимая газета
  13. ↑ Стяжельникова В. Советская песня и формирование новой идентичности. — 2002.
  14. ↑ Громова Н. А., Эвакуация идет… 1941—1944. Писательская колония: Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата. — М.: Совпадение, 2008. — 447 с. — ISBN 978-5-903060-39-9. — С. 64.
  15. ↑ «Известия», № 1 (6163), 01.01.1937, с. 1
  16. ↑ Сталинскую премию — на оборону, «Известия», 30.07.1941.
  17. ↑ Биографии. Лебедев-Кумач Василий Иванович. Поэт.
  18. ↑ Волжские суда и пароходы на старых фото, часть № 1.
  19. ↑ Вспоминая старый флот на Волге.
  20. ↑ В. Лебедев-Кумач.

Литература[править | править код]

  • Беккер М. Творческий путь Лебедева-Кумача/ В книге М. Беккер. О поэтах. М.: 1961.
  • Левашев Е. М. Судьба песни // Архив наследия — 2000 / Сост. и науч. ред. В. И. Плужников; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2001.

Ссылки[править | править код]

Источник

Василий Лебедев-Кумач – знаменитый поэт, который является автором слов к большому количеству популярных в Советском Союзе песен. В 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени. Творил в направлении социалистического реализма, его излюбленными жанрами была сатирические стихотворения и песни. Считается одним из создателей особенного жанра советской массовой песни, которая обязательно должна быть проникнута патриотизмом. К образцам таких произведений относили “Марш веселых ребят” (“Легко на сердце от песни веселой…”), “Песня о Родине” (“Широка страна моя родная…”), “Москва майская” (“Утро красит нежным светом…”). Часто сотрудничал с режиссерами, писал тексты для песен, которые звучат в известных советских картинах, при этом неоднократно подвергался обвинениям в плагиате.

Читайте также:  Сергей минаев биография личная жизнь

Биография поэта

Поэт Василий Лебедев-Кумач

Василий Лебедев-Кумач родился в Москве в 1898 году. Его отец, Иван Никитич Кумач, был бедным сапожником, а мать – Мария Михайловна Лебедева – портнихой. В момент рождения героя нашей статьи отцу было 28 лет, а его супруге – 25. Настоящая фамилия героя нашей статьи – Лебедев, творческий псевдоним Лебедев-Кумач он взял намного позже.

Среднее образование получил в московской гимназии № 10. Лебедев-Кумач оказался способным учеником, поэтому учился в гимназии бесплатно, на стипендию, выделенную историком Павлом Виноградовым – известном медиевистом, автором работ о средневековых поместьях в Англии, происхождении феодальных отношений в Италии, очерков по теории права.

В 1917 году в биографии Лебедева-Кумача происходит важное событие: он оканчивает гимназию с золотой медалью, что открывает множество путей для дальнейшего продолжения образования.

В том же году герой нашей статьи поступает в Московский университет на историко-философский факультет, однако происходит Октябрьская революция, следом за ней начинается гражданская война, так что окончить вуз ему не удается.

Трудовая деятельность

Работать Василий Иванович Лебедев-Кумач начал сравнительно рано. Одним из первых его официальных мест трудоустройства становится бюро печати управления Революционного военного совета, а также военный отдел “АгитРОСТа”.

После этого начал трудиться в различных периодических изданиях. С 1922 по 1934 годы был штатным сотрудником редакционной коллегии журнала “Крокодил”, постоянно писал различные произведения для кино и эстрады, о которых дальше расскажем подробнее.

В Союзе писателей

Биография Василия Лебедева-Кумача

В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза, к тому же считается одним из основателей этого творческого профсоюза, стоявшим у его истоков. В 1938 году Лебедев-Кумач становится депутатом Верховного Совета, а в 1939-м вступает в коммунистическую партию.

Василий Лебедев-Кумач на фронте

Когда началась Великая Отечественная война, служил в качестве политработника в военно-морском флоте, штатно работал в газете “Красный флот”. После окончания войны уволился в звании капитана первого ранга.

В последние годы жизни

Василий Иванович Лебедев-Кумач умер достаточно рано, его не стало в феврале 1949 года. Поэту исполнилось только 50 лет.

Как отмечали современники и исследователи его биографии, здоровье героя нашей статьи сильно пошатнулось в 1940-е годы. У него произошло сразу несколько инфарктов, а в 1946 году в личном дневнике он признался, что еще начался и творческий кризис. Это была черная полоса в биографии Лебедева-Кумача, так как поэт отмечал, что страдает от серости собственной жизни и бездарности. Достаток и слава, которые его окружали, перестали радовать и удовлетворять.

Смерть

Могила Лебедева-Кумача

Через какое-то время отмечал, что рано или поздно все тайное становится явным, отмечая, что имеет в виду подхалимаж, раболепие, нечистые методы работы и подсиживание.

Герой нашей статьи был похоронен на Новодевичьем кладбище. В некрологе, опубликованном в газете “Правда”, отмечалось, что поэт Лебедев-Кумач подарил глубокие по содержанию и простые по форме произведения в сокровищницу русской словесности, ставшие важной частью современной социалистической культуры.

Творчество

Свои первые стихи герой нашей статьи опубликовал в 1916 году в небольшом столичном журнале под названием “Гермес”. Это были переводы древнеримского поэта Горация, а также собственные стихи на античную тематику.

В самом начале своего творчества Лебедев-Кумач преимущественно писал сатирические рассказы, стихи и фельетоны. Именно с этим набором жанров он начал сотрудничество с журналами и газетами “Гудок”, “Беднота”, “Крестьянская газета”, “Рабочая газета”, “Красноармеец”, а чуть позже с “Крокодилом”.

Также в 1920-е годы выходят отдельные сборники писателя под названием “Чаинки в блюдце”, “Развод”, “Защитный цвет”, “Со всех волостей”, “Людишки и делишки”, “Печальные улыбки”.

Много Лебедев-Кумач пишет текстов для артистов эстрады, в частности для советского агитационного театра “Синяя блуза”, самодеятельных коллективов.

Песенное творчество

Фото Василия Лебедева-Кумача

Настоящая слава к герою нашей статьи приходит, когда песни на стихи Лебедева-Кумача начинают звучать в советских фильмах. Особенно ему удается сотрудничество с режиссером Григорием Александровым.

В 1934 году на экраны страны выходит комедия “Веселые ребята”. Это первая музыкальная комедия Александрова, тексты для песен пишет Лебедев-Кумач, а музыку – Исаак Дунаевский.

Картина представляет собой похождения музыкального и талантливого пастуха Кости Потехина в исполнении Леонида Утесов. Его по ошибке принимают за модного заграничного гастролера, он же производит настоящую сенсацию в столичном мюзик-холле, становясь дирижером джазового оркестра. Обычная домашняя работница Анюта, которую играет Любовь Орлова, делает карьеру певицы.

Фильм Цирк

В 1936 году песни Лебедева-Кумача звучат в комедии “Цирк”, которую Александров снимает совместно с Исидором Симковым. На этот раз действие разворачивается в 1930-е годы в Советском Союзе. На гастроли приезжает американский цирковой аттракцион “Полет на Луну”. Большой популярностью пользуется главная звезда программы Мэрион Диксон, которую эксплуатирует и шантажирует создатель номера немец Франц фон Кнейшиц, знающий о ее “скелетах в шкафу”.

Фильм Волга-Волга

В 1938 году выходит еще одна их совместная работа – комедия “Волга-Волга”, главную роль в которой вновь исполнила Любовь Орлова. На этот раз картина рассказывает о судьбе маленькой труппы провинциальных артистов, которые едут в Москву на конкурс художественной самодеятельности на колесном теплоходе по Волге. Большинство сцен фильма и разворачиваются как раз на борту этого судна.

Читайте также:  Михаил перельман биография личная жизнь дети

Массовая песня

Лебедев-Кумач считается одним из основателей такого популярного в будущем жанра, как советская массовая песня. Помимо уже перечисленных композиций в самом начале статьи, к этому же жанру относятся “Москва майская” (“Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…”) 1937 года, композиция “Жить стало лучше, жить стало веселей”.

В 1939 Лебедев-Кумач пишет “Гимн партии большевиков”, а в 1941 году Александров пишет музыку к одному из его самых известных стихотворений – “Священная война”. Это патриотическая песня, написанная героем нашей статьи вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она стала своеобразным гимном защитников Родины, которые сражались против немецко-фашистских захватчиков. Песня знаменита своим удивительным сочетанием мелодичной распевности и грозной поступи марша.

“Священная война”

Текст “Священной войны” был опубликован уже 24 июня 1941 года, всего через два дня после нападения Гитлера на Советский Союз, одновременно был напечатан в “Красной звезде” и “Известиях”. После его публикации Александров написал музыку, причем сделал это мелом на доске, потому что времени печатать ноты и слова просто не было. Музыканты и певцы переписали их в свои тетради, на репетицию записи композиции был отведен только один день.

26 июня Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил эту песню на Белорусском вокзале. При этом до середины октября “Священная война” Лебедева-Кумача не распространялось широко, так как считалась слишком трагическим произведением. В ней упоминается не скорая победа, которую тогда всем обещали, а смертельная битва. Только после того, как немцы заняли Ржев, Калугу и Калинин, “Священную войну” начали ежедневно передавать по всесоюзному радио сразу после боя кремлевских курантов каждое утро.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Песня стала популярной в войсках, в трудную минуту поддерживала боевой дух, особенно во время изнурительных и неудачных оборонительных боев. После войны стала одной из самых часто исполняемых и любимых композиций Ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Во время войны Василий Иванович писал много стихов, практически каждый день в газетах появлялись его новые патриотические произведения.

Обвинения в плагиате

Лебедев-Кумач – советский поэт, которого, пожалуй, чаще других обвиняли в плагиате. В частности, о большом количестве заимствований в творчестве героя нашей статьи пишет профессор истории музыки столичной консерватории Левашев.

Например, он утверждает, что поэт-песенник украл строфу для “Москвы майской” у Абрама Палея, а текст песни, которую исполняют в фильме “Моряки”, у Владимира Тан-Богораза.

Из этой же статьи известно, что в 1940 году Фадеев собрал Пленум правления Союза писателей после получения официальных жалоб. На нем было представлено 12 доказательств воровства, но после звонка некоего влиятельного чиновника дело замяли.

Также Левашев писал, что и автором стихотворения “Священная война” является не Лебедев-Кумач, а учитель словесности из Рыбинска Александр Боде. Считается, что он ее написал еще во время Первой мировой войны.

Установить авторство “Священной войны” пытались в суде. Фемида признала сведения о плагиате не соответствующими действительности. Во многом потому, что выводы экспертов, обвинявших героя нашей статьи в воровстве, опирались только на косвенные источники информации. В суд обратилась внучка поэта. Решение было вынесено в 1999 году.

Отзывы о творчестве

Лебедев-Кумач был одним из самых известных и востребованных советских поэтов. В 1941 году критик Беккер писал, что тому с удивительной точностью удается передать чувство молодости, которое отличает всех людей сталинской эпохи, а также называет его создателем жанра жизнерадостной и веселой песни.

При этом Фадеев, который был одним из руководителей Союза писателей СССР, негативно относился не только к творчеству Лебедева-Кумача, но и к нему самому как к человеку. Он открыто считал Василия Ивановича трусливым приспособленцем. В качестве примера часто рассказывал случай о том, что во время битвы за Москву Лебедев-Кумач пытался бежать из города. Для этого он привел на вокзал две машины вещей, которые никуда не мог погрузить.

Отрицательно к нему относился и литературовед Вольфганг Казак, писавший, что песни поэта зависят от партийных лозунгов, проникнуты дешевой идеализацией и тенденциозным оптимизмом. При этом остаются примитивными в плане лексики с банальной рифмой и содержанием, пустыми эпитетами.

Семья

Личная жизнь Лебедева-Кумача сложилась непросто. Он женился в 1928 году, переехав с семьей в большую квартиру в районе Белорусского вокзала.

Причем рассказывали, что невесту поэт увел у своего коллеги по цеху, художника Константина Ротова, с которым они вместе работали в журнале “Крокодил”. Как-то компанией вместе отправились в поездку на юг, там Василий Иванович в Кирочку и влюбился.

Но через несколько лет жена Лебедева-Кумача ушла к своему избраннику, который вернулся из лагерей. Причем поселилась с ним в большой квартире в центре столицы, а самого Василия Ивановича отправила жить на дачу. По слухам, у него были отношения с Любовью Орловой.

В конце жизненного пути остался без семьи Лебедев-Кумач. Два последних года провел на даче в Подмосковье в обществе кота и любимой собаки. Все это время он работал над автобиографией.

Источник