Кто назначил сердюкова министром обороны
Вопрос вроде бы простой, и ответ на него очевиден – 7 февраля 2007 года указом тогдашнего (он же нынешний) Президента РФ и Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ В.В. Путина министр налогов и сборов Анатолий Эдуардович Сердюков был назначен министром обороны. На этом посту он пробыл более пяти лет и стал одним из наиболее непопулярных министров обороны за всё время существования этого поста. Пожалуй, только отвратительно подготовивший российскую армию к Первой мировой войне военный министр Российской империи В.А. Сухомлинов (1909–1915 гг.) был еще менее популярен.
Карьерный рост Сердюкова был теснейшим образом связан с персоной В.А. Зубкова, который являлся первым реальными начальником Путина «на гражданке». Дочь Зубкова Юлия, с которой Сердюков познакомился во время заочной учебы на юрфаке СПГУ, стала второй женой Сердюкова. В.А. Зубков, опытнейший номенклатурный чиновник с почти 30-летним на тот момент стажем работы в КПСС, возглавлял в 1991–1993 гг. Комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. А Путин являлся заместителем председателя этого комитета. В дальнейшем Зубков, Сердюков и Путин поднимались по карьерной лестнице почти синхронно.
Зубков, родившийся на Урале и поэтому особо отмечаемый Ельциным, делал стремительную карьеру в органах финансового контроля и стал сначала одним из заместителей министра по налогам и сборам (1993–2001 гг.). Одновременно Зубков присматривал для Ельцина за слишком шустрым Собчаком, который периодически начинал выказывать президентские амбиции и мог стать опасным конкурентом для Ельцина.
Именно Зубкову поначалу Ельцин предложил ключевой по своей информационной значимости пост начальника Главного контрольного управления в своей администрации, возглавляемой в то время зятем Ельцина Юмашевым. Однако Зубков отказался, но порекомендовал на этот пост молодого, перспективного и показавшегося ему вполне управляемым по совместной работе в мэрии Путина. Таким образом, будущий президент перебрался в Москву. Иными словами, началом своей федеральной карьеры Путин целиком и полностью обязан Зубкову.
Очень понравился Путин и Ельцину (исполнителен, услужлив, дисциплинирован – немаловажные качества на фоне тогдашней расхлябанности аппарата), и тот назначил его главой ФСБ. Ельцин всегда не без основания считал осколки бывшего КГБ очень опасными для своей власти – корпорация чекистов на тот момент была еще очень сплоченной, в значительной части сохраняла верность идеалам и в силу специфики своей профессии обладала уникальными информационными и немалыми силовыми возможностями.
В разворачивавшейся политической борьбе значительная часть работников ФСБ, СВР и ФАПСИ сделала ставку на Примакова, который в качестве потенциального соперника Ельцина на выборах выступал в тандеме с Лужковым и негласно поддерживался КПРФ.
Существует аппаратное правило: не можешь уничтожить – возглавь. Именно таким образом Ельцин поступил с ФСБ, послав Путина руководить этой организацией. Произведя кадровую чистку в ФСБ и нейтрализовав наиболее опасные для Ельцина и Чубайса фигуры, Путин с блеском справился с возложенной на него миссией и стал премьер-министром, а затем и президентом РФ.
Понятно, что долг платежом красен. После прихода к власти Путин немедленно назначил Зубкова главой ведомства по финансовому мониторингу, а потом министром по налогам и сборам. Увенчал карьеру В.А. Зубкова пост премьер-министра России, который он занимал в 2007–2008 гг.
Ходили слухи, что Зубков мог стать и «фальш-президентом» в период 2008–2012 годов. В этом сценарии Путин, возможно, рассчитывал оседлать нараставшие в обществе симпатии к социализму и ностальгию по СССР. Однако что-то «не срослось», и «президентом» сделался ультра-либерал Медведев.
Тесная аппаратная связь межу Путиным и Зубковым не могла не сказаться и на карьере зятя Зубкова Сердюкова, который вслед за тестем стремительно поднимался со ступени на ступень. В 2004 году Сердюков стал министром по налогам и сборам и находился на этом посту до февраля 2007 года.
В общем и целом вполне понятная история кумовства и семейственности, какими наполнена история постсоветской России.
Но зачем же Путин в 2007 году назначил Сердюкова именно на пост министра обороны? Ведь он не мог не понимать, что данное решение будет очень непопулярным.
Очевидно, по тем же самым соображениям, что и Ельцин при назначении Путина в ФСБ. Армия всегда рассматривалась Путиным и Зубковым как источник угрозы своей власти. За время нахождения Сердюкова на посту министра в Минобороны были «зачищены» все потенциально опасные для Путина фигуры.
Наиболее знаковыми стали отставки главы Генштаба ВС России генерала армии Юрия Балуевского, замминистра обороны по финансам Любови Куделиной, замминистра обороны по тылу генерала армии Владимира Исакова, главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина, командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова, начальника Главного разведывательного управления Генштаба ВС России генерала армии Валентина Корабельникова, главкома Сухопутных войск генерала армии Владимира Болдырева, начальника Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенанта Анатолия Башлакова. Уже к концу первого полугодия 2008 года кадровый состав заместителей и начальников служб главы Минобороны России обновился более чем на 70 процентов. К 2011 году из десяти заместителей министра обороны военными были только двое – начальник Генштаба ВС России Николай Макаров и генерал-полковник Дмитрий Булгаков, курирующий вопросы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации. Иными словами, сложнейшими проблемами оборонного ведомства в России сейчас занимаются по преимуществу непрофессионалы.
Результатом этой «кадровой политики» стала военная реформа, которая, по мнению значительного количества экспертов и самих военных, ухудшила ситуацию и понизила боеготовность армии. Во всяком случае, пришедший к руководству Министерством обороны С. Шойгу был вынужден приостановить выполнение некоторых наиболее разрушительных решений, инициированных Путиным – Зубковым – Сердюковым. Например, об уничтожении системы военного образования и ликвидации системы военных госпиталей. (Вообще вся история с назначением Шойгу – это совершенно очевидная аппаратная истерика. Всем понятно, что в стабильном государстве, в нормально развивающейся политической ситуации так дела не делаются: не назначают министром обороны человека, который за пару месяцев до этого был назначен на пост губернатора важного региона.)
Даже если не говорить о последних скандалах, связанных с «Оборонсервисом» и системой «ГЛОНАСС», деятельность Путина, Зубкова и Сердюкова и в сфере оборонной промышленности выглядит, мягко говоря, неприглядно.
Постоянные неудачи на стратегически важных направлениях, например перевооружения армии, конечно, не так эффектны, как наличие «гламурных дамочек» в коридорах военного ведомства, но для страны куда более опасны.
Например, подводные лодки проекта 995 «Борей» вместе с ракетой «Булава» должны были поступить в войска как минимум еще в 2007 году. Сейчас год 2012-й, а воз, как говорится, и ныне там.
Основу истребительных ВВС России в настоящее время составляют стремительно устаревающие самолеты 4-го поколения: примерно 320 МиГ-29 (первый полет – 1977 г., начало массовой эксплуатации в ВВС – 1983 г.), около 170 МиГ-31 (начало массовой эксплуатации – 1980 г.) и около 350 Су-27 (первый полет – 1977–1981 гг., начало массовой эксплуатации в ВВС – 1984 г.).
То, что должно было прийти на смену «ветеранам», также разрабатывалось еще во времена СССР: истребители Су-35 (первый полет – 1988 г., в ВВС России на вооружении до сих пор не стоят, за исключением пилотажной группы «Витязи») и безусловный шедевр – МиГ-35, который, как ни крути, первый свой полет выполнил почти 15 лет назад, в 1997 году, и в серийное производство также до сих пор не запущен.
В бомбардировочной авиации основную ударную силу представляют примерно 170 бомбардировщиков Ту-22М (первый полет – 1969 г., начало массовой эксплуатации – 1976 г.), около 60 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС (начало массовой эксплуатации – 1981 г.) и около 300 истребителей-бомбардировщиков Су-24 (первый полет – 1970 г., начало массовой эксплуатации – 1975 г.).
Су-34, истребитель-бомбардировщик следующего поколения, призванный заменить Су-24 (первый полет – 1990 г., начало массовой эксплуатации и поставка в войска – 2007 г.), имеется в ВВС в количестве 9 штук. Бомбардировщик дальней авиации Ту-160 (первый полет – 1981 г., начало массовой эксплуатации – 1987 г.) имеется в ВВС России в количестве 16 штук.
С истребителем 5-го поколения (ПАК ФА), который появится в качестве реальной боевой машины еще неизвестно когда, Россия Путина, Зубкова и Сердюкова также уже опоздала по крайней мере на 5 лет, хотя советские заделы позволяли идти с опережением на 3–4 года.
Эти критические замечания можно было бы множить и множить. Но вопрос сейчас в другом, вопрос чисто управленческий и нравственный.
Кто должен отвечать за то, что происходило в Министерстве обороны в последние пять лет? Должен ли Путин, учитывая всё вышеизложенное, нести ответственность за действия своего назначенца? Ведь премьер-министр и президент Путин не мог не знать о том, что творится в военной сфере, и следовательно, всё, что творил Сердюков, делалось с его ведома.
Должен ли он хотя бы частично признать перед страной и обществом свою вину? Должен ли Сердюков понести реальную ответственность? Или дело ограничится тихим уходом на теплое и сытное местечко в какой-нибудь госкорпорации?
Мы не знаем, каким компроматом (сформировавшимся, возможно, еще в 1991–1993 годах, когда и Зубкову, и Путину приходилось принимать, мягко говоря, сомнительные бизнес-решения и пользоваться в действительно трудных случаях кредитной зависимости помощью весьма сомнительных лиц, в том числе, возможно, и нерезидентов РФ. Именно последнее, как известно, представляет собой идеальную ситуацию для вербовки. Ощущается, Зубков влияет на президента и сегодня. Судя по тому, что Путин до последнего не хотел «сдавать» Сердюкова и не хочет (не может?) подвергнуть снятого министра реальному наказанию, это влияние по-прежнему весьма существенно.
Алексей Петрович ПРОСКУРИН
Дорогие читатели, поддержите газету! Наша газета в Ваших руках, всё, что Вам нужно сделать, это нажать на кнопку Вконтакте, которая находится выше этой надписи. Вы можете сделать репосты любого числа наших статей. Помогите газете и мы будем писать еще больше, интереснее и активнее!
Девять лет назад — 15 февраля 2007 года — президент Владимир Путин назначил Анатолия Сердюкова министром обороны. Несмотря на то что в 2012-м тот покинул свой пост из-за коррупционного скандала вокруг компании “Оборонсервис”, его имя всегда будет ассоциироваться с началом радикальной реформы российских вооруженных сил.
Иван Сафронов
События девятилетней давности военные хорошо помнят до сих пор. В тот день около 10:00 утра состоялось плановое заседание коллегии Минобороны, на котором министр обороны Сергей Иванов вместе с руководящим составом ведомства отчитался по проделанной работе и поставил задачи на будущее. Однако в 16:00 заместителям министра, главнокомандующим видами вооруженных сил и командующим родами войск, начальникам служб главных и центральных управлений Минобороны и Генштаба поступил приказ собраться вновь. Первые предположения, о том, что речь пойдет о кадровых перестановках в руководстве ведомства, появились почти сразу, поскольку на повторно собранную коллегию Минобороны планировал прибыть Владимир Путин — в прошлый раз такая суматоха наблюдалась в марте 2001 года, когда главой военного ведомства вместо маршала Игоря Сергеева был назначен Сергей Иванов. Ряд высокопоставленных военных вопреки традициям начали заранее поздравлять начальника Генштаба Юрия Балуевского с назначением на пост министра — именно его, кадрового офицера в звании генерала армии, считали главным кандидатом на это место. За пятнадцать минут до начала второго за день заседания коллегии в кулуарах прозвучала новая для военного уха фамилия — Сердюков. Офицеры начали строить догадки о том, кто это такой: дошло даже до того, что кандидатом на министерский пост стал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Но вскоре в зал вошли Владимир Путин, Сергей Иванов и Сердюков, но только не Валерий, а Анатолий. До того дня он был вовсе не губернатором, а руководителем Федеральной налоговой службы.
Смысл такой замены Путин объяснил достаточно просто: в ведомство приходят огромные средства на перевооружение, расход которых необходимо контролировать, и делать это было бы проще человеку с соответствующим опытом, то есть Сердюкову. Сергей Иванов, совмещавший посты министра и вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу, ушел на повышение — стал первым вице-премьером в правительстве Михаила Фрадкова, сравнявшись по статусу с Дмитрием Медведевым.
Практически год у Анатолия Сердюкова ушел на ревизию наследства, формирование команды и выстраивание центрального аппарата. Становилось понятно, что министра назначили не только для контроля над финансовыми потоками, но и для придания армии принципиально нового облика, предусматривающего переход от советской системы к близкой к западным стандартам. Проводить эту неблагодарную работу ему, как человеку никак не связанному с военными традициями, было проще, чем кадровому офицеру. После войны с Грузией в августе 2008 года, фактически оголившей слабые стороны российской армии, Сердюкову был и вовсе выдан карт-бланш на выполнение любых необходимых преобразований — как в сфере обеспечения вооруженных сил, так и в самих вооруженных силах.
За время, проведенное им во главе Минобороны, Анатолий Сердюков запомнился своей жесткостью при принятии решений внутри ведомства
В Минобороны началось выстраивание двух стволов: гражданского (финансовые, экономические, социально-бытовые вопросы) во главе с Анатолием Сердюковым и военного (органы управления войсками) — с начальником Генштаба Николаем Макаровым, сменившим генерала Балуевского. Все шаги были направлены на оптимизацию. Так, численность военнослужащих была сокращена до 1 млн человек (но при этом всем соединениям и воинским частям присвоили категорию постоянной готовности); из 355 тыс. офицеров оставили примерно 220 тыс., институты мичманов и прапорщиков, а также параллельные части, комплектуемые исключительно из числа срочников или контрактников, и вовсе упразднили.
Вместо шести военных округов были образованы четыре укрупненных (Западный, Южный, Центральный и Восточный): каждому присвоили стратегическое направление, чтобы в критической ситуации его командование могло объединить и взять на себя контроль над всеми видами и родами войск, находящихся на его территории. Система военного управления сократилась до трех звеньев: объединенное стратегическое командование — оперативное командование — бригада. Функции главных командований были существенно урезаны: из прежних 20 задач им теперь оставили лишь пять, например проведение миротворческих миссий. В сухопутных войсках была ликвидирована система кадрированных (не полностью укомплектованных, а ожидающих мобилизации населения) соединений, все они были переведены на более компактную и мобильную бригадную основу. В военно-воздушных силах были упразднены все армии, корпуса, дивизии и авиаполки, им на смену пришла система авиабаз, авиагрупп и эскадрилий со стоящими над ними командованиями. Силы флотов были включены в сформированные военные округа. Все это сопровождалось ростом учений как локальных, так и масштабных: с переброской войск и техники на дальние расстояния.
При Сергее Шойгу было воссоздано главное управление боевой подготовки, ликвидированное его предшественником
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Структура Генштаба также претерпела изменения, в результате которых он стал полноценным органом стратегического планирования. Функции, связанные с обслуживанием техники, содержанием военных городков, питанием, торгово-бытовым обслуживанием, были переданы на аутсорсинг в холдинг “Оборонсервис”. С тех пор военнослужащие должны были заниматься исключительно боевой подготовкой, не отвлекаясь на выполнение несвойственных задач. По словам источника “Власти” в Генштабе, реформа Сердюкова создала достаточно прочный фундамент, который после его увольнения разрушать до основания не было смысла: “Руководство страны неоднократно говорило, что реформа себя больше оправдала, чем нет”.
За время, проведенное им во главе Минобороны, Анатолий Сердюков запомнился своей жесткостью при принятии решений внутри ведомства. К генералитету относился достаточно прохладно, в его окружении офицеров в шутку называли зелеными человечками — в решении многих вопросов он предпочитал опираться на выходцев из налоговых органов, которых привел за собой в Минобороны. Впрочем, инциденты возникали и с ними: разойдясь во взглядах на расходование средств, выделенных в рамках государственного оборонного заказа, Сердюков уволил своего заместителя по финансам Михаила Мокрецова, которого знал по совместной работе в налоговых органах и который считался его другом.
С другими ведомствами и членами кабинета министров дела обстояли не лучше: за пять лет Анатолий Сердюков рассорился со всеми, с кем только мог. Так, на совещания к вице-премьеру по оборонному комплексу Сергею Иванову он вместо себя отправлял даже не заместителей, а начальников профильных управлений. Со сменившим Иванова Дмитрием Рогозиным он конфликтовал из-за желания приобретать военную продукцию за рубежом, в частности бронеавтомобили Iveco LMV-65 и вертолетоносцы типа Mistral. С силовиками проблемы возникали по самым разным поводам: на представления об устранении нарушений главного военного прокурора Сергея Фридинского министр предпочитал не отвечать, равно как и на заявления главы Счетной палаты Сергея Степашина. А загоревшись идеей создания военной полиции, покусился на полномочия Генпрокуратуры и Следственного комитета. Нервно на это отреагировали и в ФСБ: там посчитали, что создание столь мощной спецслужбы внутри Минобороны затруднит военной контрразведке работу в войсках. Кроме того, именно по протекции Сердюкова его помощник Сергей Королев получил назначение в управление собственной безопасности ФСБ, что чекисты расценили как вмешательство в их деятельность. Конфликт с Минфином по поводу количества средств, выделяемых на перевооружение армии, стал поводом для отставки Алексея Кудрина.
Оборонно-промышленный комплекс, по выражению Рогозина, отставке Сердюкова “просто аплодировал стоя”, поскольку именно во время его руководства Минобороны вело с предприятиями “ценовые войны”: он пытался заставить промышленность, привыкшую в любое изделие вкладывать изначально завышенную стоимость, эту практику прекратить. Это постоянно сопровождалось скандалами: крупнейшие контракты с судостроителями на сумму более 280 млрд руб. были заключены лишь в ноябре 2011 года, да и те — после непосредственного вмешательства вице-премьера Игоря Сечина, курировавшего в то время судостроение, и лично Владимира Путина. Сложные отношения были и с главой госкорпорации “Ростех” Сергеем Чемезовым: поводом для этого послужила попытка Сердюкова провернуть сделку по Mistral без участия госпосредника в лице “Рособоронэкспорта”, а также его желание переподчинить эту компанию Минобороны.
При таком раскладе количество союзников у главы Минобороны таяло на глазах. Однако в связи с тем, что реформа армии была в активной фазе, а министр прочно ассоциировался с сопровождающим ее негативом, речи о его отставке, несмотря на нарастающее недовольство, не шло. Для нее должен был появиться веский повод. Таким поводом стало “дело “Оборонсервиса””.
В конце 2012 года Главное военно-следственное управление Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело по фактам злоупотреблений при продаже имущества и активов военного ведомства по заведомо заниженным ценам, которые, по подсчетам следствия, причинили ущерб в размере не менее 3 млрд руб. Основной фигуранткой дела стала близкая к министру начальница департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, а также бывшие руководители компаний, так или иначе участвовавших в реализации военного имущества. После первых обысков в квартирах фигурантов вопросы у следствия появились уже к самому Анатолию Сердюкову. 6 ноября 2012 года он приехал в Кремль на встречу с Владимиром Путиным, после которой был освобожден от занимаемой должности.
В тот же день новым министром обороны был назначен губернатор Московской области Сергей Шойгу.
При Сергее Шойгу было воссоздано главное управление боевой подготовки, ликвидированное его предшественником
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ
Опрошенные “Властью” эксперты убеждены, что Сергею Шойгу досталось весьма неплохое наследство, которое он за последние годы сумел “отшлифовать”. Несмотря на то что новый министр деятельность своего предшественника не всегда оценивал положительно (критиковал за сокращение численности военных городков до 192 единиц, за большой объем не сданных в эксплуатацию для Минобороны объектов, за “ценовые войны”), Владимир Путин в 2013 году призвал Шойгу совершенствовать армию “без постоянных шараханий, без бесконечных ревизий ранее принятых решений”: “Общая стратегическая логика обновления вооруженных сил остается неизменной”. С тех пор был завершен процесс создания полноценных группировок на всех стратегических направлениях, появилось новое объединенное командование — “Север”. Количество учений вкупе с внезапными проверками, подразумевающими переброску военнослужащих, военной техники на незнакомые полигоны, увеличилось в несколько раз. Кроме того, именно при Шойгу началось обустройство российской военной инфраструктуры в Арктике.
Несмотря на заметное улучшение отношений между военными и промышленностью (это можно считать заслугой заместителя министра обороны по вооружениям Юрия Борисова), взаимодействие по-прежнему строится по правилам Минобороны. В войска тем временем поступают техника и вооружения, закупленные в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, все 19 трлн руб. для этого выбил именно Анатолий Сердюков. Новейшие истребители Су-30СМ и Су-35, участвующие сейчас в сирийской операции, зенитные ракетные системы С-400, крылатые ракеты морского и наземного базирования — все это было заказано предшественником нынешнего министра обороны. Нельзя преуменьшать роль Сердюкова и в развернувшейся в 2014 году операции по присоединению Крыма к России: подготовка тех же “вежливых людей” стартовала уже при нем. По данным “Власти”, именно при Сердюкове в ведомстве возникла идея создания сил специальных операций — аналога американских “морских котиков”, подразделения, способного выполнять задания особой важности как внутри страны, так и за ее пределами.
При нынешнем министре в армии многое изменилось. Например, было восстановлено управление боевой подготовки, ликвидированное в ходе реформы в 2009 году, увеличено количество сотрудников военной приемки до 25 тыс. человек, Шойгу возродил медицинские, создал спортивные и научные роты, призвал вернуться к работе в ведомстве уволенных при предшественнике офицеров, начал исправлять ситуацию с жильем.
Вместе с тем проблем в армии по-прежнему остается немало. Правопреемник “Оборонсервиса” — “Гарнизон” — реформируется, но пока избавиться от всех ненужных ремонтных заводов в составе “Авиаремонта”, “Спецремонта” и “Ремвооружения” военным не удается. Единственным поставщиком услуг ЖКХ стало созданное по инициативе министра ГУ ЖКХ, однако проблемы с задолженностями по выплатам за электричество и водоснабжение периодически возникают.
Курс, выбранный Сергеем Шойгу, во многом является продолжением реформ, начатых Анатолием Сердюковым
По словам источников “Власти” в госструктурах, с учетом успешных действий российских военных в Сирии руководство страны удовлетворено деятельностью последнего министра. Кроме того, Сергей Шойгу с момента своего назначения занимает первую строчку в рейтинге популярности министров, чем Анатолий Сердюков похвастаться не мог никогда. Новому министру удалось также создать душевную атмосферу в коллективе. Рассказывают, что перед началом одного из совещаний у Владимира Путина Шойгу вошел в кабинет, где его ждали главнокомандующие видами и командующие родами войск. Все готовы были встать по стойке смирно, однако он показал жестом, что делать этого не нужно, и присоединился к разговору с подчиненными. И даже рассказал анекдот. При Сердюкове такого произойти не могло.
На фоне очевидного экономического кризиса Шойгу пока удается убеждать Белый дом не сокращать расходы на закупки вооружений, однако сложно предположить, насколько хватит его ресурса. Пока же известно, что принятие новой десятилетней госпрограммы вооружений отложили на период после 2017-го, хотя первоначально она должна была вступить в силу уже в этом году.
Так или иначе, но курс, выбранный Сергеем Шойгу, во многом является продолжением реформ, начатых Анатолием Сердюковым. Последний потратил на приведение армии к “новому облику” пять лет, делал это с ошибками и недочетами, но в конечном итоге страна получила вооруженные силы, способные противостоять современным угрозам. Дмитрий Медведев, на период президентства которого выпал почти весь срок работы экс-министра обороны, спустя несколько недель после его отставки в интервью газете “Коммерсантъ” заявил: “Можно ничего не делать, а можно проводить преобразования. Анатолий Сердюков их проводил”.