Кэтрин бигелоу бывшая жена

За всю историю «Оскара» только пять женщин были представлены в номинации «Лучший режиссер». И только одна получила статуэтку. Кэтрин Бигелоу и ее фильм 2009 года «Повелитель бури» — уникальный случай. 27 ноября режиссеру исполняется 67 лет, и она не оставляет попыток донести свое видение мира до американской киноакадемии — и до каждого из нас.
Я даже не знала, что это режиссура
В кино приходят разными путями — через видеопрокат, как самоучка Квентин Тарантино, через ТВ-шоу и Бродвей, как Вуди Аллен, или через самодельные короткометражки и мультики, как Тим Бертон. Кэтрин Бигелоу пришла в него через парадный вход и самым академическим образом — она закончила Колумбийский университет по программе «Кино», где изучала теорию кинематографа и критику.
Хотя росла она в среде, далекой от искусства. Мама Кэтрин была библиотекарем, а отец управлял небольшой компанией по производству красок.
— Мой папа замечательно рисовал героев мультфильмов, — вспоминает она. — Он мечтал стать карикатуристом, но у него ничего не вышло. Я страшно переживала за него. Наверное, отчасти я увлеклась искусством, чтобы компенсировать его несбывшиеся мечты, — размышляла впоследствии Кэтрин.
Сама Бигелоу тоже хотела заниматься искусством — точнее, живописью. Кино привлекало ее как картина и художественное высказывание. Она пересматривала сотни европейских фильмов, которые казались ей намного более интересными, чем продукция Голливуда.
Фрагмент фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». 1963
— Мне было 19, когда кто-то сказал мне, что в Музее Уитни есть какие-то курсы про кино. Небожители — Сьюзан Зонтаг и Ричард Серра —спускались на землю, чтобы читать нам лекции. Мое знание кино до того момента было очень пунктирным, но я была воодушевлена буквально до паралича. При этом я была настолько неискушенной, что когда впервые начала снимать короткометражки, я даже не знала, что это называется режиссурой.
Ролевая модель
«Девушка по соседству»: Наталья Гундарева
Женщина в аду — такое не продашь
Со «своей» темой Кэтрин определилась очень рано. Ее первая короткометражка «Настройка» 1978 года рассказывала о насилии, и с тех пор Бигелоу не отступала от этого направления. Природа и психология насилия, опасность и адреналин — стержень, вокруг которого так или иначе вращаются все ее истории.
Кадр из фильма «На гребне волны». Courtesy photo
«На гребне волны» 1991 года рассказывает об агенте ФБР в исполнении Киану Ривза, который работает под прикрытием и внедряется в банду грабителей-серфингистов. В «Странных днях» торговец воспоминаниями — по сюжету это самое популярное развлечение недалекого будущего — «переживает» смерть незнакомки и берется расследовать ее жуткое убийство. В «К-19» Кэтрин обращается к реальной истории о взрыве на советской подлодке во время Холодной войны. Фильм вышел всего через 2 года после аварии на «Курске»
Бигелоу никак не назовешь продуктивным режиссером — за 32 года она сняла всего 9 фильмов и один мини-сериал. Зато каждая работа была отшлифована, как бриллиант. Уже после ее первой полномасштабной ленты, мистического вампирского триллера «С приходом тьмы» (1987), Бигелоу не просто заметили — сам Оливер Стоун буквально напрашивался поработать с ней.
Кадры из фильма «С приходом тьмы». Courtesy photo
— Я хотела снять фильм про банды Западного Гарлема, собрала немало материала, но в итоге эти наработки легли на полку и где-то пылятся, — говорила Кэтрин журналисту издания Interview. — Но они успели попасться на глаза Оливеру Стоуну, который тогда работал над проектом про преступников Лос-Анжелеса. Он прочитал сценарий и сказал, что готов поработать со мной над любым моим фильмом. «Могу помочь тебе спродюсировать что угодно, только скажи». Тогда я послала ему сценарий «Голубой стали» (фильм о женщине-полицейском, 1990). Он влюбился в него, сам выбил деньги на съемки и стал одним из продюсеров. Когда у тебя за спиной стоит Стоун — это совсем иной уровень доверия. Одна я бы не справилась. Мрачная история о том, как женщина в полицейской форме проходит через ад — такое трудно продать.
Социалка
Родись красивой. Что такое лукизм и как от него защититься
Полтора «Оскара»
Идея «Повелителя бури» родилась из бесед Бигелоу и сценариста Марка Боула, который долго работал военным журналистом в Ираке.
— Я решила снять достоверный, ничем не приукрашенный фильм о саперах, о том, сколько смелости и героизма нужно, чтобы обезвреживать бомбы. И о том, какой проблемой в то время была невозможность общения. Американцы не знали арабского, местные — английского, а переводчиков почти не было.
Кадр из фильма «Повелитель бури». Courtesy photo
По странному выверту судьбы одним из основных соперников Бигелоу на Оскаре в 2010 году стал ее бывший муж, Джеймс Кэмерон с «Аватаром». Их брак продлился всего 2 года и распался в 1991-м. Кэтрин, будучи интеллигентным человеком, в каждом интервью делала реверансы бывшему супругу и хвалила его талант.
Бывшие супруги а вручении премии режиссёрской гильдии, 2010 / © Getty Images
В 2013 году Бигелоу снова приблизилась к «Оскару» — ее фильм «Цель номер один» об охоте на Усаму бен Ладена был номинирован в категории «Лучший фильм», хотя приз в итоге достался политическому триллеру «Операция „Арго“». Критики упрекали Бигелоу в том, что она оправдывает те бесчеловечные методы, которые использовались в попытках обезвредить самого опасного террориста планеты.
— По-моему, это даже занятно, что кто-то смотрит «Цель номер один» и приходит к выводу, что фильм поддерживает применение пыток. Когда я бралась за фильм, то думала: если мы не отобразим те прискорбные действия, которые совершались во имя охоты на Усаму бен Ладена, то однажды они повторятся, — говорила Кэтрин в интервью журналисту Дэвиду Кэлхоуну.
Люди
«Когда все летит к черту, не вздумай прятаться — вставай и бейся!»: как Аврил Лавин боролась с болезнью Лайма и победила
Не симпатия, а эмпатия
В 2017 году Кэтрин снова обратилась к остросоциальным вопросам в драме «Детройт» — это фильм о том, как полицейский рейд по «черным» районам в 1967 году перерос в настоящий городской бунт, во время которого было сожжено 2000 домов и погибло несколько десятков человек. Детройт и сейчас остается одним из самых опасных и криминальных городов страны. И отношения между полицией и чернокожим населением города не стали более теплыми.
Кадр из фильма «Детройт». Courtesy photo
— Я бы хотела, чтобы картину посмотрел Дональд Трамп и по-человечески посочувствовал ее героям. Считаю, мы должны, наконец, начать разговор о расовом неравенстве
Голливуд — поле, где художнику часто приходится идти на компромиссы с продюсерами, маркетологами и требованиями рынка. Именно поэтому десятки отличных режиссеров, по сути, всю жизнь снимают один и тот же фильм в разных вариациях. Но не Бигелоу.
— Когда соглашаешься на компромиссы, когда пытаешься угодить одновременно самым разным людям, — забываешь, зачем вообще хочешь снимать, теряешь себя. А ведь предсказать реакцию аудитории на самом деле не может никто… Я хочу, чтобы зрители взаимодействовали с моими фильмами активно, а не пассивно. Мне не нужна симпатия. Мне нужна эмпатия.
Именно из-за такой позиции фильмы Кэтрин можно пересчитать по пальцам. Позиция агента Бигелоу считается практически «расстрельной» должностью — этим людям приходится продавать то, на что большинству продюсеров хочется побрызгать святой водой. Перед началом работы над «Повелителем бури» агент Кэтрин заявил ей, что никто и никогда не даст ни цента на эту историю.
— У каждого проекта свои сложности, — пожимает плечами Кэтрин. — Для меня вопрос не в том, можно ли что-то снять или нельзя. А в том, стоит ли это делать.
© Getty Images
Биография
Судьба актрисы, продюсера, сценариста, но главное именитого голливудского режиссера Кэтрин Бигелоу многогранна и невероятно интересна. Она родилась в небольшом городке Сан-Карлос, затерявшемся на просторах солнечной Калифорнии. Ее семью нельзя назвать творческой — папа работал на фабрике, мама в библиотеке.
При этом еще в раннем возрасте Кэтрин начала проявлять недюжинный талант художника. После школы девушка решила, что продолжит свое творческое развитие и для осуществления этого плана она отправляется в Сан-Франциско.
Здесь она изучает живопись в Институте искусств, а после получения диплома отправляется в Нью-Йорк где принимает участие в независимой учебной программе Музея Уитни. Годы жизни в Большом Яблоке Кэтрин часто вспоминает в своих интервью с теплом и нотками ностальгии в голосе. Это было время бесшабашной юности, которое не смотря на полное отсутствие денег казалось счастливым.
В то время она перепробовала на себе массу профессий, в том числе и обычного отделочника квартир, но главное познакомилась с огромным количеством творческих людей.
Способствовал этому тот факт, что благодаря стипендии музея Уитни Кэтрин смогла организовать несколько выставок своих работ. После этого в ее орбиту попал даже знаменитый американский художник Энди Уорхол. Интересно, что по воспоминаниям Бигелоу именно он предложил ей обратить внимание на кино. Она прислушалась к мнению мэтра и закончила киношколу при Колумбийском университете. Свою первую короткометражку «Подстава» Бигелоу сняла еще во время учебы в 1978 году.
После получения диплома Кэтрин сразу приступила к работе на своим первым полнометражным фильмом «Без любви». Лента была снята в 1981 году и стала дебютной для совершенно неизвестного тогда актера, а ныне звезды Голливуда Уиллема Дефо. После этого Кэтрин Бигелоу пишет несколько сценариев, которые нравились многим продюсерам. Но к экранизации этих работ Кэтрин так и не приступила. Вместо этого в 1983 году она начала преподавать в Калифорнийском институте искусств.
В 1987 году Бигелоу вновь садится в режиссерское кресло и снимает ленту «Почти стемнело». Эта история о вампирах провалилась в прокате, но для многих поклонников жанра стала культовой.
Сразу после выхода фильма Кэтрин садится за сценарий картины «Голубая сталь», которую она сама и сняла в 1990 году. Этот боевик о женщине полицейском понравился зрителям и обратил на Бигелоу внимание миллионов. Следующей лентой американского режиссера стал бесшабашный, красивый и невероятно динамичный боевик «На гребне волны». Картина с такими красавцами как Патрик Суэйзи и Киану Ривз моментально взлетела на вершину проката и укрепила место Бигелоу в ранге режиссера крепко сбитых боевиков.
В 1993 году Кэтрин выступает одним из создателей мини-сериала «Дикие пальмы», а в 1995 вновь возвращается на большой экран с научно-фантастическим фильмом «Странные дни». К сожалению, лента провалилась в прокате и в следующий раз Кэтрин села в режиссерское кресло лишь спустя пять лет.
Триллер «Вес воды» с Элизабет Хёрли и Шоном Пенном в главных ролях вновь стал провальным. Положение не исправилось и в 2002 году, когда на экраны вышло очередное творение Бигелоу под названием «К-19». История о советской атомной подводной лодке получила неоднозначные отзывы и не смогла найти свои аудиторию.
Затем в фильмографии американского режиссера значится работа над сериалом «Карен Сиско» и короткометражкой «Mission Zero», которые также прошли незамеченными для зрителя.
Все изменилось в 2008 году, когда Бигелоу предлагает на суд критиков и киноманов драму о войне в Ираке «Повелитель бури». Интересно, что Кэтрин постаралась избежать в картине политической подоплеки и сосредоточилась лишь на опасности ситуации.
Малобюджетная картина не только полностью окупила себя в прокате, но и получила самые теплые отзывы со стороны критиков. Помимо этого фильм «Повелитель бури» вошел в конкурсную программу целого ряда фестивалей и собрал внушительную коллекцию призов.
В копилке картины пять статуэток Венецианского кинофестиваля, шесть наград Британской академии и шесть Оскаров, среди которых один за лучший фильм! Примечательно, что в борьбе за главную Премию Американской академии кинематографических искусств и наук «Повелитель бури» обошел даже яркий «Аватар».
Отметим, что Бигелоу стала первой женщиной, которая получила Оскара как лучший режиссер.
В 2012 году Кэтрин снимает свой новый шедевр «Цель номер один». За монтаж звука этот триллер получил Оскара, а актриса Джессика Честейн была удостоена за роль в нем «Золотого глобуса»!
В 2017 году на экраны вышел фильм Бигелоу «Детройт», сценарий для которого она написала сама. К сожалению, история о самых разрушительных городских беспорядках в истории США на смогла окупить себя в кинотеатрах. Пока эта картина считается последней завершенной в карьере этой талантливой американки. О новых проектах Бигелоу пока ничего не известно.
Личная жизнь Кэтрин нельзя назвать открытой. Ее поклонникам известно лишь об одном громком романе режиссера, который закончился браком. Речь идет о союзе Кэтрин Бигелоу и Джеймса Кэмерона, который продлился с 1989 по 1991 год.
Брак распался из-за измен мужа, от Кэтрин он ушел к актрисе Линде Хэмилтон. Интересно, что именно Кэмерон стал соперником Бигелоу на премии Оскар. Она в тот момент сняла «Повелителя бури», он «Аватара».
Противостояние закончилось победой Кэтрин Бигелоу. По воспоминаниям режиссера, во время вручения Оскара бывший муж её чуть не задушил.
Фильмы Кэтрин Бигелоу
Год | Фильм |
1987 | С приходом тьмы / Near Dark |
1989 | Голубая сталь / Blue Steel |
1991 | На гребне волны / Point Break |
1993 | Дикие пальмы / Wild Palms |
1995 | Странные дни / Strange Days |
2000 | Вес воды / The Weight of Water |
2002 | К-19 / K-19: The Widowmaker |
2009 | Повелитель бури / The Hurt Locker |
2012 | Цель номер один / Zero Dark Thirty |
2017 | Детройт / Detroit |
18 мая 2010, 12:30 | Рита Железнякова
Она – одна из пяти жен Джеймса Камерона. Она хотела быть художницей, но быстро передумала.
Большинство фильмов, срежиссированных ею, провалились в прокате.
Кэтрин Бигелоу можно было бы назвать неудачницей на вторых ролях.
Не стань она первой и единственной женщиной-режиссером в истории кино, получившей вожделенную всеми кинематографистами мира премию “Оскар”.
Папина дочка
Кэтрин родилась в обычной американской семье. Мать – библиотекарша, отец – менеджер на фабрике красок. Папина дочка Кэтрин, решила заняться изобразительным искусством, потому что… это было мечтой ее отца: тот неплохо рисовал, но с карьерой художника не повезло.
Впрочем, девочка была талантлива. После двух лет обучения в Художественном институте, Бигелоу стала обладательницей престижной стипендии и собственной студии.
В 20 лет интересно все. И Кэтрин переключилась на кино. Во время учебы в Колумбийской киношколе умная девушка была без ума от интеллектуальных фильмов. Но быстро поняла, что сама хочет делать совсем другие: живые и динамичные.
С этого момента режиссер Кэтрин Бигелоу стала работать в жанрах, которые никому из женщин не удавались: фантастика, триллеры и боевики.
Женщина с мужским взглядом
С приходом тьмы, К-19, Вороненая сталь, На гребне волны – фильмы с такими названиями должен был бы снимать брутальный режиссер-мужчина. А сняла хрупкая женщина с умным печальным лицом.
Байкеры, полицейские, вампиры, преступники разных мастей и агенты ФБР – излюбленные герои Бигелоу. Настоящий кинопрорыв случился у Кэтрин не сразу, зато он был мощным, как цунами. В 33 года Бигелоу сняла один из лучших экшн-фильмов 90-х – На гребне волны, с еще незатасканным Киану Ривзом и молодым Патриком Суэйзи.
Кэтрин Бигелоу: Мне было интересно показать людей, которые постоянно рискуют. Мыслящих людей, которые выбирают действие, как способ самовыражения.
Жена против мужа
Кэтрин была замужем только один раз и всего два года. Их с Джеймсом Камероном объединяла в большей степени не любовь, а работа. Он продюсировал ее фильмы. Она – писала сценарии к его картинам. Супруги разошлись без скандалов, оставшись друзьями. Впрочем, позже скандал все же произошел. Правда, виноваты в этом не бывшие муж и жена, а обстоятельства. В один и тот же год фильмы Бигелоу и Камерона были номинированы на “Оскар”. Все ждали победы мужа. Победила – жена.
Кэтрин Бигелоу: Если существуют препятствия для женщин-режиссеров, я их просто игнорирую. На это есть две причины: я не могу изменить свой пол и я не могу прекратить снимать кино. Важно не кто снимал кино, а как на него реагирует зритель. Нравится ему это кино или нет.
Кэтрин – 58 лет. У нее фигура манекенщицы (рост 182 см), печальные глаза и волосы, женственно падающие на плечи. Кроме Повелителя бури, у нее восемь снятых фильмов про настоящих мужчин, а на уме – только одна работа.
Перед съемками оскароносной картины Повелитель бури, о спецотряде саперов в Ираке, Кэтрин встречалась с настоящими саперами. А на главные роли специально взяла неизвестных актеров – чтобы повысить градус напряжения.
Иногда кажется, что все ее кино про настоящих мужчин не что иное, как стремление хотя бы в кино таковых увидеть. Но скорее всего, она просто любит свою работу, в которой так смело упразднила понятие “слабый пол”.
Рита Железнякова, iledebeaute.ru
Релевантные товары в Online-магазине:
Впервые в истории женщина-режиссер получила «Оскар». Легко ли женщине снимать серьезные мужские фильмы и какие качества необходимы для того, чтобы стать настоящим постановщиком кино?
Текст:
Тимур Кайсаров·17 марта 2010
Так Камерон поздравил Бигелоу с победой.
Барбра Стрейзанд, выдержав паузу, произнесла: «И «Оскар» достается… Кэтрин Бигелоу!» Позже бывший муж и главный соперник на нынешнем «Оскаре» Джеймс Кэмерон поздравил Кэтрин: сделал страшное лицо и потянулся душить со словами: «Убью тебя!» Конечно, понарошку. «Пусть Кэтрин заберет «Оскар», у меня уже есть эта чертова статуэтка», – сказал режиссер «Аватара» еще до церемонии. Благодаря кино Джеймс и Кэтрин когда-то стали мужем и женой. Кино же послужило поводом для развода…
Любовь и кино
Кэтрин Бигелоу можно увидеть в крохотном эпизоде в фильме Джеймса Кэмерона «Бездна» 1989 года. Их роман развивался бурно. Камерон в спешке оформил развод со второй женой, продюсером Гейл Энн Херд, и буквально на следующий день повел Кэтрин под венец.
Самые красивые женщины «Оскара-2010»
Но вместе они были совсем недолго – чуть больше двух лет. О причинах развода оба стараются не говорить. Сплетники уверены – все дело в Джеймсе, он был слишком увлечен собой и кино. Но Бигелоу смогла бы стерпеть все, кроме измены. Камерон начал съемки «Терминатора», и сразу поползли слухи, что режиссер влюбился в Линду Хэмилтон.
Кэтрин разорвала брачные узы, но сохранила профессиональные. Уже после развода Джеймс стал продюсером двух ее фильмов – «На гребне волны» в 91‑м и «Странные дни» в 95‑м, которые принесли Кэтрин мировую славу – для нее самой довольно неожиданную.
Читайте далее
- Из живописи – в кино: как Бигелоу стала режиссером?
Последней ее работой стала военная драма об американских саперах в Ираке «Повелитель бури», которая принесла ей «Оскар».
Кэтрин Энн Бигелоу – единственный ребенок менеджера на фабрике красок и библиотекарши. Высокая, симпатичная Кэти могла бы стать моделью или актрисой, но она увлекалась живописью. «Отец мечтал стать карикатуристом, но у него ничего не вышло, – вспоминает она. – Наверное, я увлеклась искусством, чтобы компенсировать его несбывшиеся мечты». В 20 лет выиграла грант на исследования в нью-йоркском художественном музее Уитни, а затем поступила в Университет Коламбия в том же Нью-Йорке, где выучилась на кинокритика.
Кэтрин преклонялась перед европейскими режиссерами, даже подумывала о переезде в Старый Свет. Но однажды посмотрела за один вечер два жестких фильма – «Грязные улицы» Мартина Скорсезе и «Дикую банду» Сэма Пэкинпа. «Я поняла, что сыта по горло деконструктивистскими и семиотическими теориями, – говорит она. – Кино можно снимать более энергичным способом. Это меня вдохновило».
С тех пор Кэтрин снимает по-европейски малобюджетное кино, выбирая мужские жанры – триллеры, ужасы и боевики. «Если существует особая неприязнь к женщинам-режиссерам, то я стараюсь это игнорировать, – говорит Бигелоу. – Я не могу сменить пол и не могу не снимать кино». Последней ее работой стала военная драма об американских саперах в Ираке «Повелитель бури», которая принесла ей «Оскар».
«Если существует особая неприязнь к женщинам-режиссерам, то я стараюсь это игнорировать. Я не могу сменить пол и не могу не снимать кино».
Женская доля
Бигелоу живет во вновь отстроенном после землетрясения доме в Калифорнии с двумя собаками Акирой и Альфой. После развода с Камероном она так и не вышла замуж. Ей приписывают роман со сценаристом «Повелителя бури» Марком Боулом, который младше нее на 22 года.
«Как она на него смотрит! Они, конечно же, любовники», – пишут газеты и блоги. Но Кэтрин старается не давать поводов для пересудов – и даже когда Марк берет ее за руку на красной дорожке какого-нибудь фестиваля, она часто строго отдергивает ее. Может быть, не хочет, чтобы их увидел вместе Джеймс Камерон? Все эти годы бывший муж где-то рядом. И даже оскароносный «Повелитель бури» родился не без помощи Джеймса. Ему она первому показала сценарий картины. «Я позвонил ей и сказал: конечно, снимай. Быстро!»