Кэри грант биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Грант.
Кэри Грант (англ. Cary Grant; урождённый А́рчибалд Александер Лич[4][5] (англ. Archibald Alec Leach); 18 января 1904 года, Бристоль — 29 ноября 1986 года, Давенпорт) — англо-американский актёр и артист водевилей. Икона популярной культуры, кинозвезда. В 1942 году стал натурализированным гражданином Соединённых Штатов. В 1999 году Американский институт киноискусства поместил Гранта на вторую строчку в рейтинге «величайших актёров Голливуда» (после Хамфри Богарта)[6].
Грант начал сценическую карьеру в 1910 году, когда присоединился к труппе «The Penders», с которой он первоначально выступал по стране. В начале 1920-х годов они совершили тур по Соединённым Штатам, куда Грант решил переселиться на постоянное место жительства. В течение нескольких лет он успешно выступал как артист водевилей, а в 1922 году дебютировал на Бродвее в постановке Better Times. Десять лет спустя он впервые появился на большом экране, сыграв в комедии «Эта ночь». В 1930-е годы Грант стал одним из ведущих актёров жанра бурлескной комедии, появившись в «Ужасной правде» (1937) и «Воспитании крошки» (1938). На более позднем этапе своей карьеры выбирал фильмы более серьёзного, более ностальгического характера. Благодаря сотрудничеству с Альфредом Хичкоком в 1940-х и 1950-х годах он появлялся в таких картинах, как «Подозрение» (1941), «Дурная слава» (1946), «Поймать вора» (1955), «К северу через северо-запад» (1959). В 1966 году он ушёл из мира кино, начав заниматься предпринимательской деятельностью. За всю свою карьеру Грант дважды номинировался на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. В 1970 году был удостоен почётного «Оскара» за выдающиеся достижения в кинематографе.
Грант появился в 72 фильмах, из которых наиболее важными в его карьере являются: «Я не ангел» (1933), «Ужасная правда» (1937), «Воспитание крошки» (1938), «Только у ангелов есть крылья» (1939), «Его девушка Пятница» (1940), «Филадельфийская история» (1940), «Грошовая серенада» (1941), «Подозрение» (1941), «Дурная слава» (1946), «Солдат в юбке» (1949), «Мартышкин труд» (1952), «Поймать вора» (1955), «К северу через северо-запад» (1959) и «Шарада» (1963)[7].
Биография[править | править код]
Молодость и семья[править | править код]
Арчибальд Алек Лич[к 1] родился 18 января 1904 года по адресу 15 Hughenden Road в Хорфилде[en] — северном пригороде английского города Бристоль[10][11]. Был вторым ребёнком в семье Элиаса Джеймса Лича (1873—1935) и Элси Мари Лич (урождённой Кингдон, 1877—1973)[12]. Отец работал портным на швейной фабрике, а мать, происходившая из семьи плотников, была швеёй[13]. Старший брат Джон Уильям Элиас Лич (1899—1900) умер в результате туберкулёзного менингита[en] [14]. Грант отчасти считал себя евреем[к 2]. У него было тяжёлое детство: отец был алкоголиком[20], а мать страдала от клинической депрессии[21].
Мать научила его петь и танцевать в четыре года, и ей очень хотелось, чтобы он брал уроки игры на фортепиано[22]. Время от времени она брала своего сына в кино, где он восхищался выступлениями Чарли Чаплина, Честера Конклина, Форда Стерлинга, Мака Суэйна, Роско Арбакла, Брончо Билли Андерсона[23]. По исполнении четырёх с половиной лет был отправлен в Bishop Road Primary School[en][24].
Биограф Гранта Грэм Маккэн утверждал, что его мать «не могла проявлять любовь или принимать её»[25]. Биограф Джеффри Уонселл отмечает, что Элси сильно винила себя в смерти старшего сына и никогда не могла себе этого простить[к 3]. Грант признавал, что сложные отношения с матерью оказали непосредственное влияние на его последующие контакты с женщинами[26]. Она косо смотрела на алкоголь и табак[12] и уменьшала сумму карманных денег за малейшую провинность[27]. Грант объяснял ее поведение по отношению к нему чрезмерной опекой, опасаясь, что потерять его, как и Джона[28].
Когда Гранту исполнилось девять, Джеймс Лич поместил жену в Glenside Hospital[en], психиатрическое учреждение, сначала объяснив сыну, что она уехала в «долгий отпуск»[29], а затем по совету двоюродных братьев, что умерла от сердечного приступа[30]. Грант рос, обижаясь на свою мать, особенно после того, как она ушла из семьи. После этого события они переехали в дом бабушки в Бристоле[31][32]. Год спустя отец вновь женился и завёл новую семью[33]. Незадолго до своей смерти в 1935 году, когда сыну был 31 год[34], он признался Гранту во лжи и заявил, что Элси Мария Лич жива и находится в психиатрическом учреждении[35]. Актёр, вскоре после того, как узнал, где находится женщина, в июне 1935 года принял меры, чтобы вытащить её из больницы[36]. Он посетил мать в Англии в октябре 1938 года после окончания съёмок «Ганга Дина»[37].
Образование и «The Penders»[править | править код]
Из-за родительского отчуждения у Гранта были трудности в установлении социальных контактов в юности, и он сильно переживал по этому поводу. Ему нравился театр, особенно пантомимы, поставленные на Рождество, которые он посещал с отцом[27]. Летом 1910 года он сдружился с труппой акробатических танцоров под названием «The Penders» или «Bob Pender Stage Troupe». Он стал ходулистом и присоединился к групповому туру[38]. Во время двухнедельного выступления в берлинском театре Wintergarten в 1914 году был замечен режиссёром Джесси Ласки, который тогда работал на Бродвее[39]. В первый год выступлений с труппой играл в пантомиме «Джек и бобовый стебель» в Королевском театре[40].
В 1915 году Грант выиграл стипендию, благодаря которой мог посещать Fairfield Grammar School[en] в Бристоле[20]. Его отец потратил последние сбережения на школьную форму[41]. Благодаря приятной внешности и акробатическому таланту, он был популярен среди одноклассников[42][43], которые прозвали его «Gussie»[44]. Активно участвовал в спортивных мероприятиях колледжа, заработал репутацию повесы, часто отказывался делать домашнее задание и не любил большинство предметов. Вечера проводил, работая за кулисами бристольских театров, и в 1917 году, когда ему было 13 лет, отвечал за освещение спектаклей иллюзиониста Дэвида Деванта в Bristol Empire. В театре появился при любой возможности. Чтобы как можно меньше думать о своей несчастной юношеской жизни, летом 1917 года он вызвался работать посыльным и гидом в военном порту Саутгемптона. Время, проведённое там, пробудило его желание путешествовать; желая покинуть Бристоль, он попробовал себя в роли юнги, но ему было отказано из-за юного возраста.
13 марта 1918 года Грант был исключен из Fairfield Grammar School. Было приведено несколько причин, в том числе пребывание в женском туалете и помощь в ограблении магазина двум товарищам в соседнем городе Алмондсбери. Через три дня после инцидента он присоединился к труппе Пендера. Отец Гранта, узнав об этом, подписал трёхлетний контракт между сыном и труппой, который обеспечивал еженедельную выплату с предоставлением жилья и пищи, а также уроков танцев и других занятий по профессии, пока он не достиг совершеннолетия. Контракт включал пункт о возможности повышения ставки в зависимости от результатов работы.
1920-е и 1930-е года[править | править код]
Вся кинокарьера Гранта была связана с Голливудом. В подростковом возрасте он примкнул к труппе бродячих акробатов, перебрался за океан и некоторое время выступал в бродвейских мюзиклах. Вскоре он выработал своеобразную манеру произношения, которую именуют среднеатлантическим выговором и нередко пародируют.
Когда актёр в 1932 году впервые попал в Голливуд, боссы компании «Paramount Pictures» придумали ему сценический псевдоним «Кэри Грант». Это была неточная анаграмма имени Гэри Купера, в котором они видели его потенциального соперника. Слава пришла довольно случайно — звезда Мэй Уэст потребовала, чтобы именно Грант сыграл её любовника в картинах «Она обошлась с ним нечестно» (1933) и «Я не ангел» (1934).
Расцвет кинокарьеры[править | править код]
В 1935 году истек срок действия контракта с Paramount, и актёр перезаключил его на неслыханных условиях — он оставлял за собой право участвовать в проектах конкурирующих компаний и тем самым контролировать подбор ролей для себя. Подобная независимость привела к тому, что ни одна из студий не считала нужным лоббировать его интересы при вручении «Оскаров» — и он так никогда и не получил награду «с игры». Кроме названных преференций, Грант вслед за Джеймсом Стюартом выбил для себя право получать процент от сборов с фильмов, в которых он принимал участие.
В конце 1930-х основную часть фильмов Гранта составляли комедии, а точнее — фарсы. В 1940 году он сыграл одну из своих самых известных ролей, в «Филадельфийской истории», а два года спустя — самую любимую, в фильме «Только одинокое сердце». Тогда же началось сотрудничество с Альфредом Хичкоком, который признавался, что вообще актёров не любит и не уважает, за единственным исключением Гранта. Среди его работ у Хичкока — фильмы «Подозрение» (1941), «Дурная слава» (1946), «Поймать вора» (1955), «К северу через северо-запад» (1959).
Последние работы и смерть[править | править код]
В 1960-е годы Грант оставался одним из самых высокооплачиваемых актёров Голливуда. Ян Флеминг признавался, что Грант послужил одним из прототипов агента 007, однако играть его актёр отказался, ссылаясь на возраст: в 1962 году, когда на экраны вышла первая часть «бондианы», Гранту было почти 60 лет. Последними крупными фильмами с его участием был детектив «Шарада» (1963) с участием Одри Хепбёрн и ремейк комедии «Иди, а не беги» (1966). После их выхода на экраны актёр заявил о завершении своей кинокарьеры.
В 1970 году Американская академия киноискусства запоздало присудила ему почетный «Оскар» за «необыкновенное мастерство с уважением и признательностью от коллег». Уже на пенсии Грант стал членом совета директоров косметической компании Faberge[en], в которую вложил немалую часть собственных денег[45].
В последние годы Грант жил уединенно, практически не давал интервью. Для разнообразия он решил устроить прощальный тур по городам Америки. В конце ноября 1986 года 82-летний Грант посетил город Давенпорт, штат Айова, где на местном телевидении ему должны были посвятить 90-минутную программу «Разговор с Кэри Грантом» с кадрами из картин с его участием[46]. На репетиции 29 ноября актёр чувствовал себя хорошо, но после её окончания стал ослабевать[46]. Был немедленно доставлен в госпиталь святого Люка[en], где и умер от обширного инсульта в 23:22[46]. Грант кремирован, прах развеян над его домом и над океаном[47]. Своё наследство Грант оставил единственной дочери и последней супруге[45].
Частная жизнь[править | править код]
Парадоксально, но привлекательность Гранта и его популярность у противоположного пола росли с годами. Кэри Грант пять раз был женат. Его супругами были актрисы Вирджиния Черрилл (1934—1935), Бетси Дрейк (1949—1962), Дайан Кэннон (1965—1966, в этом браке у Гранта родилась дочь Дженнифер), светская знаменитость Барбара Хаттон (1942—1945) и Барбара Харрис.
Впервые Грант женился на актрисе Вирджинии Черрилл, с которой прожил всего год[45]. Во время бракоразводного процесса она обвинила его в насилии, что тут же подхватили СМИ[45]. Грант впал в долговременную депрессию, даже посещал психоаналитика[45]. Вследствие этого инцидента актёр до конца своих дней периодически принимал наркотические препараты, какое-то время ЛСД[45].
Самый скандальный брак Гранта состоялся с эксцентрической миллионершей Барбарой Хаттон. Вокруг говорили о том, что Грант «отхватил лакомый кусочек», но сам он позже говорил[45]:
Я знаю, что нас называли «Cash and Cary» [«Наличка» и Кэри, прозвище вдвойне обидное ещё и потому, что в английском созвучно «cash and carry» — «заплати и уноси», как называют универмаги самообслуживания[48]], но я никогда не просил у Барбары ни пенни. Я женился не ради денег, слава Богу, это правда. Возможно, что когда я женился, то не руководствовался здравым смыслом, но деньги не играли здесь никакой роли. |
После развода Грант даже старался финансово поддерживать Хаттон, как мог[45].
Помимо немалого количества браков, Грант был известен также и своими романами[45]. Так, вступив в отношения с Софи Лорен во время съёмок фильма «Гордость и страсть» (1957), он взял её на роль в фильме «Плавучий дом» (1958) вместо своей жены, Бетси Дрейк, которая написала сценарий к этому фильму. Но ещё до конца съёмок фильма «Гордость и страсть» отношения распались (что создало проблемы на съёмочной площадке «Плавучего дома»), Грант безуспешно пытался их восстановить, но Софи Лорен вышла замуж за продюсера Карло Понти[45].
Несмотря на многочисленные браки Гранта, в Голливуде никогда не утихали спекуляции о его гомосексуальных предпочтениях, в частности, о романе с актёром Рэндольфом Скоттом. Однако дочь актёра Дженнифер заявила в 2011 году, что её отец никогда не увлекался мужчинами, а слухи о романе с актёром Рэндольфом Скоттом — всего лишь слухи[49][50][51]. Грант, как всегда, хладнокровно обсуждал выдуманную прессой гомосексуальность: «У меня нет планов писать собственную автобиографию, я оставляю эту работу другим. Уверен, они смогут сделать из меня гомосексуалиста, нацистского шпиона или ещё кого-нибудь»[45].
Избранная фильмография[править | править код]
Поздняя фотография Кэри Гранта, сделанная в 1973 году
Комментарии[править | править код]
- ↑ В свидетельстве о рождении его второе имя было записано как «Алек», однако позднее в заявке на натурализацию в 1942 году он использовал более формальное «Александер»[8][9].
- ↑ Одна из причин, по которой Грант так думал, заключалась в том, что он был обрезан в юности, что было редким явлением за пределами еврейской общины в Англии в то время[15]. В 1948 году он пожертвовал большую сумму денег, чтобы помочь вновь созданному государству Израиль. Как он объяснил, он сделал это «во имя своей умершей еврейской матери»[16]. Он также предполагал, что его красивый внешний вид с каштановыми вьющимися волосами может быть вызван отчасти еврейским происхождением отца[17]. Тем не менее, нет никаких генеалогических доказательств, подтверждающих этот тезис. Грант отверг роль в фильме «Джентельменское соглашение» (в котором главный герой притворяется евреем), потому что считал, что не сможет сыграть его эффективно[18]. Всю свою жизнь он жертвовал большие суммы денег на нужды евреев. В 1939 году он дал Сэму Джаффе сумму в 25 тысяч долларов[15][19].
- ↑ Уонселл утверждает, что Джон был «болезненным ребенком», который часто болел лихорадкой. У него развилась гангрена на руках после того, как прищемил ноготь большого пальца, в то время как мать держала его. Она не спала ночь за ночью, нянчила его, но доктор настоял, чтобы она немного отдохнула, и он умер ночью, когда она перестала присматривать за ним[12].
Примечания[править | править код]
- ↑ Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 3 4 Internet Broadway Database (англ.) — 2000.
- ↑ Lundy D. R. The Peerage (англ.)
- ↑ Грант // Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол. Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 101. — 640 с. — 100 000 экз.
- ↑ Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 303
- ↑ American Film Institute: Afi’s 50 Greatest American Screen Legends (англ.). www.afi.com. Дата обращения 14 марта 2019. Архивировано 26 мая 2012 года.
- ↑ Eliot, 2004, с. 409—420.
- ↑ Eliot, 2004, с. 390.
- ↑ McCarthy, Andy. A Brief Passage in U.S. Immigration History (англ.). New York Public Library (1 June 2016). Архивировано 15 апреля 2017 года.
- ↑ McCann, 1997, s. 13.
- ↑ FreeBMD Entry Info. www.freebmd.org.uk. Дата обращения 23 марта 2019.
- ↑ 1 2 3 Wansell, 2013, с. 13.
- ↑ Eliot, 2004, с. 24.
- ↑ Eliot, 2004, с. 25.
- ↑ 1 2 McCan, 1997, с. 14—15.
- ↑ Morecambe, Sterling, 2004, с. 114.
- ↑ McCan, 1997, с. 16.
- ↑ Wansell, 1983, с. 206.
- ↑ Higham, Moseley, 1990, с. 3.
- ↑ 1 2 Morecambe, Sterling, 2001, с. 15.
- ↑ Wayne Weiten. Psychology: Themes and Variations. — Brooks/Cole, 2006. — С. 291. — 555 с. — ISBN 978-0-534-33926-5.
- ↑ Wansell, 2013, с. 4.
- ↑ McCan, 1997, с. 20.
- ↑ Wansell, 1983, с. 32.
- ↑ McCan, 1997, с. 27.
- ↑ Morecambe, Sterling, 2001, с. 63.
- ↑ 1 2 McCan, 1997, с. 19).
- ↑ Wansell, 2013, с. 14.
- ↑ Vermilye, 1973, с. 13.
- ↑ Morecambe, Sterling, 2001, с. 13.
- ↑ Royce, Donaldson, 1989, с. 298.
- ↑ Nelson, 2002, с. 36.
- ↑ Cary Grant’s LSD «gateway to God» (англ.). The Sydney Morning Herald (18 October 2011). Дата обращения 23 марта 2019. Архивировано 13 марта 2016 года.
- ↑ Kieron Connolly. Dark History of Hollywood: A century of greed, corruption and scandal behind the movies. — Amber Books Ltd, 2014. — С. 209, 215. — ISBN 978-1-78274-177-0.
- ↑ Cary Grant’s LSD «gateway to God» (англ.). The Sydney Morning Herald (18 October 2011). Дата обращения 23 марта 2019. Архивировано 13 марта 2016 года.
- ↑ How a surprise visit to the museum led to new discoveries (англ.). Glenside Museum. Дата обращения 23 марта 2019. Архивировано 3 марта 2016 года.
- ↑ Wansell, 2013, с. 94.
- ↑ Karen Lane Rood. American culture after World War II. — Gale Research, 1994. — С. 140. — ISBN 978-0-8103-8481-1.
- ↑ Higham, Moseley, 1990, с. 10.
- ↑ Higham, Moseley, 1990, с. 12.
- ↑ McCan, 1997, с. 29).
- ↑ McCan, 1997, с. 33).
- ↑ Ramsey, Walter. The Life Story of Cary Grant (англ.). Modern Screen (October 1933).
- ↑ Higham, Moseley, 1990, с. 18.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 7 правил истинного джентльмена от Кэри Гранта. РИА Новости (18 января 2014). Дата обращения 8 июня 2014.
- ↑ 1 2 3 Джон Антцак. Cary Grant Dead at 82 (англ.). Lakeland Ledger (1 декабря 1986). Дата обращения 13 июля 2013.
- ↑ Из интервью Барбары Хаттон для документального фильма «Становясь Кэри Грантом» (Becoming Cary Grant; после 1:25:00 по хронометражу)
- ↑ Пояснение «РИА Новости»
- ↑ Mr. Blackwell, Vernon Patterson. From Rags to Bitches: An Autobiography. Los Angeles: General Publishing Group Inc., 1995. ISBN 1-881649-57-1.
- ↑ Mann 2001, p. 154.
- ↑ Laurents 2001, p. 131.
Библиография[править | править код]
- Eliot, Marc. Cary Grant: A Biography (неопр.). — New York: Crown Publishing Group (англ.)русск., 2004. — ISBN 978-0-307-20983-2.
- McCann, Graham. Cary Grant: A Class Apart (неопр.). — London: Fourth Estate, 1997. — ISBN 978-1-85702-574-3.
- Wansell, Geoffrey. Cary Grant, Dark Angel (неопр.). — Skyhorse Publishing (англ.)русск., 2013. — ISBN 978-1-62872-336-6.
- Morecambe, Gary; Sterling, Martin. Cary Grant: In Name Only (неопр.). — Robson, 2004. — ISBN 978-1-86105-466-1.
- Wansell, Geoffrey. Cary Grant, Haunted Idol (неопр.). — Collins, 1983. — ISBN 978-0002163712.
- Higham, Charles; Moseley, Roy. Cary Grant: The Lonely Heart (неопр.). — Avon Books (англ.)русск., 1990. — ISBN 978-0-380-71009-6.
- Morecambe, Gary; Sterling, Martin. Cary Grant: In Name Only (неопр.). — Robson, 2001. — ISBN 978-1-86105-466-1.
- Vermilye, Jerry. Cary Grant (неопр.). — Pyramid Publications (англ.)русск., 1973. — ISBN 978-0-515-03246-8.
- Royce, William; Donaldson, Maureen. An Affair to Remember: My Life With Cary Grant (англ.). — 1989. — ISBN 978-1557733719.
- Nelson, Nancy. Evenings With Cary Grant: Recollections in His Own Words and by Those Who Knew Him Best (англ.). — Citadel Press (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-0-8065-2412-2.
- Schickel, Richard. Cary Grant: A Celebration by Richard Schickel (англ.). — Pavilion Books, 1998. — ISBN 978-1-86205-018-1.
- Govoni, Albert. Cary Grant: an unauthorized biography (неопр.). — Hale, 1973. — ISBN 978-0-7091-4186-0.
- Deschner, Donald. The Complete Films of Cary Grant (неопр.). — Citadel Press (англ.)русск., 1973. — ISBN 0-8065-0376-9.
- McIntosh, William Currie; Weaver, William. The private Cary Grant (неопр.). — Sidgwick & Jackson (англ.)русск., 1983. — ISBN 978-0-283-98989-6.
- Wansell, Geoffrey. Cary Grant, Dark Angel (неопр.). — Arcade Publishing (англ.)русск., 1996. — ISBN 978-1-55970-369-7 .
- Grant, Jennifer. Good Stuff: A Reminiscence of My Father, Cary Grant (англ.). — Knopf Doubleday Publishing Group (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-307-59667-3.
Ссылки[править | править код]
Биография
Кэри Грант — один из представителей «старого» Голливуда. Вместе с Аленом Делоном, Марлоном Брандо и Кларком Гейблом актер заставлял женщин всего мира терять голову от влюбленности. Говорят, что даже княгиня Монако Грейс Келли не смогла устоять перед его очарованием, а вместе с ней — Одри Хепберн, Софи Лорен и Ингрид Бергман.
Детство и юность
Арчибальд Алек Лич (настоящее имя Кэри Гранта) родился 18 января 1904 года в Бристоле. Он стал вторым ребенком в семье англичан Элиаса Джеймса и Элси Марии (урожденная Кингдон). Его старший брат Джон Уильям Элиас умер от туберкулезного менингита в 1900 году, не отметив первого дня рождения.
Актер Кэри Грант
Жизнь в семье Лич нельзя было назвать благополучной: отец постоянно пил, а мать страдала клинической депрессией. Арчибальд стал для Элси лекарством. С 4 лет она учила сына танцевать, петь и играть на фортепиано, водила в кино. Став известным актером, Кэри Грант признался, что мать была излишне докучлива: отбирала карманные деньги за малейшие проступки, раздражалась, если отец курил и пил в его присутствии. Элси проявляла заботу, боясь потерять еще одного сына.
Когда Арчибальду исполнилось 9 лет, Элиас поместил супругу в психиатрическую клинику, сказав мальчику, что она умерла. Отец признался во лжи перед самой смертью, когда актеру был 31 год. Грант распорядился, чтобы мать выпустили из больницы, в июне 1935 года. Впервые после долгой разлуки мать и сын увиделись в 1938-м.
Кэри Грант в детстве
Не выждав и года, в 1913-м, отец создал новую семью, в которой не нашлось место сыну. Воспитание Арчибальда осталось за бабушкой, матерью Элси.
Плохие отношения с родителями сделали мальчика замкнутым, но у него были друзья — акробатические танцоры из «Bob Pender Stage Troupe». Они научили Арчибальда исполнять трюки на ходулях и взяли в тур. В 1914 году во время гастролей по Берлину начинающего акробата заметил Джесси Ласки, в то время продюсер Бродвея, позже — один из основателей Paramount Pictures.
Кэри Грант в молодости
В 1915 году Арчибальд получил стипендию для обучения в Школе грамматики Фэрфилда в Бристоле. Приятная внешность и актерский талант сделали мальчика популярным среди сверстников. Он преуспевал по всем предметам, интересовался спортом, но запомнился учителям как «непослушный мальчик, который всегда шумел на последних партах и не делал домашнее задание».
Свободное время Арчибальд проводил за кулисами театров. В 1917 году, когда в «Bristol Empire» выступал известный иллюзионист Дэвид Девант, 13-летнему мальчику доверили освещение сцены. А работа посыльным в доках Саутгемптона пробудила в Арчибальде желание путешествовать. Однажды его едва не взяли на корабль официантом, но отказали из-за юного возраста.
Кэри Грант
В 1918 году Лича-младшего отчислили из школы: несколько раз он оказывался в женском туалете и помог своим одноклассникам обокрасть магазин. Джеффри Уонсел, биограф Кэри Гранта, писал, что он намерено совершил эти поступки, чтобы вернуться к карьере бродячего артиста.
И действительно — через 3 дня он снова гастролировал, причем на законных основаниях: Элиас решил узаконить хобби сына. Контракт, подписанный между Арчибальдом и труппой, был рассчитан на 3 года, предусматривал еженедельные выплаты (по £0,5), предоставление жилья, оплату уроков танцев и других занятий по профессии до 18 лет.
Фильмы
В молодости парень часто переезжал с места на место и, наконец, поселился в США, основав собственную акробатическую труппу «The Walking Stanleyys».
Кэри Грант в молодости
В свободное от циркачества время Арчибальд играл на сцене Бродвея. За первую работу молодой человек получал по $75 в неделю, далее его гонорар возрос до $350. Постепенно театральная карьера вытеснила уличные представления, и в 1930 году он отправился гастролировать в составе труппы мюзикла «The Street Singer».
Роль солдата послевоенной Франции в мюзикле «Никки» Уильяма Фридландера получила высокую оценку критиков «The New York Daily News» — Эд Салливан отметил, что у «молодого парня из Англии большое будущее в кино». Статья оказалась пророческой.
Актер Кэри Грант
7 декабря 1931 года Paramount Pictures подписала с молодым актером контракт на 5 лет со стартовой зарплатой $450 в неделю. При этом агенты посоветовали сменить имя на «нечто более похожее на американское, как у Гэри Купера». Так Арчибальд Лич стал Кэри Грантом.
Роль олимпийского метателя копья в дебютном фильме «Эта ночь» 1932 года разочаровала Гранта, и он хотел расторгнуть недавно подписанный контракт. Но, на его удивление, критики издательства «Variety» оставили положительные отзывы. В том же году актер появился в фильме «Белокурая Венера» с Марлен Дитрих.
Кэри Грант и Марлен Дитрих в фильме «Белокурая Венера»
Картины 1932 года — «Дьявол и глубина», «Мадам Батерфляй», «Жаркая суббота» — не сделали Кэри Гранта звездой кинематографа, но создали образ «идеального мужчины, в которого не страшно влюбиться».
Вышедшая в 1933 году лента «Она обошлась с ним нечестно» в американском прокате заработала более $2 млн, сделав Гранта известным. Его заработок повысился до $750 в неделю. А фильм «Я не ангел» спас Paramount Pictures от банкротства.
Кэри Грант и Мэй Уэст в фильме «Она обошлась с ним нечестно»
После громкого подъема в творческой биографии Гранта последовал провал: «Рожденная быть плохой», «Поцелуй и накрась губы», «Крылья во тьме» не собрали полных зрительных залов, поэтому актера окрестили «убыточным» и планировали уволить. Съемками фильма «Свадебный подарок» в 1936 году завершилось сотрудничество с Paramount Pictures.
Грант подписал контракт с RKO и Columbia Pictures на 2 года. За это время предстояло снять четыре фильма. Первой картиной стала «Когда ты влюблен» 1937 года, где актер сыграл богатого американского художника, который пытается завоевать знаменитую оперную певицу.
Айрин Данн и Кэри Грант в фильме «Грошовая серенада»
Как считал Кэри Грант, «Филадельфийская история» 1940 года должна была принести ему номинацию на «Оскар», но Академия заметила его годом позднее в фильме «Грошовая серенада», а затем в 1944-м за роль в картине «Только одинокое сердце». Награду он так и не получил.
Альфред Хичкок, режиссер, прославившийся холодящими кровь триллерами, рассмотрел в Кэри Гранте звезду и пригласил в фильм «Прозрение». Проект оказался неудачным: из-за «шлейфа» идеального мужчины Хичкок не сумел завершить историю персонажа Гранта самоубийством, как и планировалось ранее, а посадил в тюрьму.
«Если у вас нет циничного финала, это делает историю слишком простой», – отметил режиссер.
В начале 1950-х годов последовал спад в карьере Гранта — спустя 20 лет съемок акробат Арчибальд Лич устал от образа романтика. Снявшись в 1953 году с Деборой Керр в «Идеальной жене», актер решил сделать перерыв в карьере, который, однако, продлился недолго.
Кэри Грант и Грейс Келли в фильме «Поймать вора»
В 1955 году вышел фильм Альфреда Хичкока «Поймать вора» с Кэри Грантом и Грейс Келли в главных ролях. Позже актер сказал, что будущая княгиня Монако
«возможно, самая лучшая актриса, с которой я когда-либо работал».
И ему было с чем сравнивать — Грант снова встретился с Деборой Керр в «Незабываемом романе», снялся с Софи Лорен в «Гордости и страсти».
Софи Лорен и Кэри Грант в фильме «Гордость и страсть»
К последней актер испытывал нежные чувства, предлагал пожениться, но роман не увенчался успехом. В «Плавучем доме» они снимались, едва перенося друг друга.
Последней работой в фильмографии Кэри Гранта стала «Иди, а не беги» в 1966 году, и после этого 62-летний актер заявил о завершении карьеры.
Личная жизнь
Тяжелые отношения с матерью в детстве наложили отпечаток на отношения Кэри Гранта с женщинами: он искал в них опору, нервничал, если они начинали его контролировать. Тем не менее, личная жизнь актера богата — Грант был женат пять раз.
Вирджиния Черрилл и Кэри Грант
9 февраля 1934 года состоялась свадьба с Вирджинией Черрилл. Брак продлился чуть больше года, и 26 марта 1935-го пара развелась, потому что Грант якобы избивал супругу.
В 1942 году актер женился на Барбаре Хаттон, одной из самых богатых женщин в мире — она унаследовала от своего деда, создателя сети «Woolworth», $50 млн. Влюбленные развелись спустя 3 года, оставшись «самыми верными любящими друзьями».
Кэри Грант и Барбара Хаттон
В 1949 году супругой Гранта стала коллега по кинематографу Бетси Дрейк. Этот брак стал самым долгим и просуществовал до 1962-го.
Дети появились в другом союзе. В 1965 году актер обвенчался с Дайан Кэннон, а 26 февраля 1966-го родилась дочь Дженнифер, которую Кэри Грант называл «лучшей постановкой». Спустя 2 года пара развелась.
Кэри Грант и его жена Барбара Харрис
11 апреля 1981 года актер женился на Барбаре Харрис. Девушка была на 47 лет младше супруга. Близкие говорили, что Барбара оказала на Гранта позитивное влияние и что
«никогда он не был счастливее, чем в последние годы с ней».
В документальном фильме «Становясь Кэри Грантом» 2016 года озвучивались предположения о том, что актер и его близкий друг Рэндольф Скотт имели гомосексуальные отношения. В доказательство приводились фото интимного характера, факт того, что мужчины 12 лет делили крышу над головой. Дочь Гранта Дженнифер прокомментировала это так:
«Отцу нравились слухи о его гомосексуальности, говорил, что они только разжигают интерес женщин к его персоне».
Смерть
На рубеже 1970-х и 1980-х годов смерть настигла многих близких друзей Кэри Гранта: Говарда Хьюза (1976), Говарда Хокса (1977), Барбару Хаттон (1979), Альфреда Хичкока (1980), Грейс Келли и Ингрид Бергман (1982). Бесконечная вереница печальных событий стала причиной того, что здоровье актера дало сбой: его мучили скачущее давление и аритмия.
Статуя Кэри Гранта
29 ноября 1986 года в номер Кэри Гранта и его супруги вызвали врача. У актера диагностировали обширный инсульт, но от госпитализации мужчина отказывался. В больницу его доставили, лишь когда тот впал в кому. За жизнь «короля Голливуда» боролись 45 минут, и за полчаса до полуночи Кэри Грант скончался. Ему было 82 года.
Фильмография
- 1932 — «Белокурая Венера»
- 1933 — «Она обошлась с ним нечестно»
- 1940 — «Филадельфийская история»
- 1941 — «Подозрение»
- 1941 — «Грошовая серенада»
- 1946 — «Дурная слава»
- 1951 — «Что скажут люди»
- 1955 — «Поймать вора»
- 1957 — «Незабываемый роман»
- 1957 — «Гордость и страсть»
- 1958 — «Плавучий дом»
- 1963 — «Шарада»
- 1966 — «Беги, а не иди»