Картина мой бывший муж

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».

На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться – он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.

Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?

Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.

Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.

Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно – жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость – за всё надо платить.

См.также:

О знаменитой картине “Сватовство майора”

История в картинах

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине

Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки

Источник

Подавляющее большинство браков в XIX веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли, буквально силком, выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых, если не дряхлых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу – из жизни.

В литературе тему неравного брака освещал и А.С. Пушкин в “Дубровском”, и А.Н. Островский в “Грозе”, “Бедной невесте”, и Н.А. Некрасов в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. В живописи же первым дерзнул поднять эту тему Василий Пу́кирев.

Автопортрет Василия Владимировича Пукирева

Интересные и загадочные детали картины, до сих пор не имеющие точной трактовки

Василий Пукирев Неравный брак. 1862. Третьяковская галерея

С первым планом картины всё предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обречённым взором; дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха.

Дальний же план до сих пор вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для её возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать?

“Неравный брак”. Фрагмент

Искусствовед Людмила Полозова выдвинула теорию, что эти старухи – бывшие жёны жениха. Вот только непонятно, “в отставке” они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными.

“Нервный брак” . Фрагмент

Читайте также:  Кто принимал бывшего мужа

Теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте, но в то же время взгляд какой-то недобрый. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества – Петра Шмелькова. В принципе, похож, посмотрите сами.

Пётр Шмельков

И наконец обратите внимание на ещё одного человека за невестой, статного молодого человека, который скрестил руки. Он смотрит на жениха так, словно сверлит его взглядом. Примечательно, что в нём узнается сам художник. Выходит, история автобиографическая? А если ещё знать, что эту картину он написал очень быстро, а затем спешно уехал за границу, не посетив Осеннюю выставку в 1863 году в Академии художеств, где выставлялась эта картина и будоражила зрителей.

“Нервный брак” . Фрагмент

Эту версию делает возможной ещё один факт. Существует карандашный рисунок Владимира Сухова, который был сделан в 1907 году. Третьяковская галерея выкупила его в 2002 году. Рисунок подписан:

Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне

Владимир Сухов. Портрет Прасковьи Варенцовой

Пазл начинает складываться, не так ли, дорогой читатель? Молодой Пукирев влюбился в юную Прасковью. Но жениться на ней ему не разрешили. Родные выбрали для девушки более “завидного” жениха – богатого старого купца Варенцова. По-видимому, она пережила мужа, в браке с которым едва ли была счастлива, ведь остаток своей жизни она провела в богадельне.

И снова пазл распадается, когда мы берём во внимание ещё одну историю. В Третьяковской галере помимо оригинала “Неравного брака” также хранится эскиз этой картины.

Эскиз “Неравного брака”

Что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет Пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия – Варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем?

А дело в том, что у Василия Пукирева был друг – Сергей Варенцов, который влюбился в некую Софью Рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия – купеческого. Но Софья предпочла ему другого мужчину – Андрея Карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и Софии, и Сергея Варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе Сергей был шафером, ведь семьи Варенцовых и Карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображён у невесты за спиной.

Фрагмент эскиза “Неравного брака”

Видимо, эта история, рассказанная Сергеем Варенцовым, вдохновила Пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и Сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблён. А тут Пукирев со своим “Неравным браком”, где увековечил его страдания прошлой неразделённой любви. Тогда-то Сергей и вспыхнул. Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо Сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь

Илья Ефимович Репин – Н. А. Мудрогель в позе П. М. Третьякова в залах галереи. 1904

Это всё вполне логично ещё и потому, что Софья, несостоявшаяся невеста Сергея Варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с Андреем Карзинкиным она прожила в любви и согласии.

Критика

Что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк Николай Костомаров однажды поделился откровением: увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке. А вот что писал русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов:

Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни … одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы

Критик Владимир Стасов. Источник: Гугл картинки

Критик Владимир Стасов. Источник: Гугл картинки

Однако несколько иного мнения придерживался, например, А.Н. Дмитриев, который писал в «Современной летописи:

У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического

Как сложилась дальнейшая судьба Василия Пукирева?

Обзавестись семьёй у художника так и не получилось. Дела совсем не ладились, удача, словно, отвернулась от него. Он продолжал писать новые картины, но покупатели не находились, а зритель не встречал их с таким же восторгом, с каким когда-то встретил “Неравный брак”. Это, конечно, было большим ударом для Пукирева, как художника. Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в Академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности.

В итоге мы знаем Пукирева как художника одной картины. Но в мире искусства такое случалось. Например, Этель Лилиан Войнич и её “Овод”.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх 🙂 Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам может быть интересно:

Тайна старой картины. “Монахиня” Репина, кто она? Маленькая месть Репина своей модели

Как Фердинанд Блох-Бауэр решил отомстить жене за измену, или история создания картины “Золотая Адель” Густава Климта

“Танец жизни” Эдварда Мунка. Разбор картины. Роковая любовная связь, едва ли не убившая художника

Неужели женщина может согласиться, чтобы её нарисовали такой некрасивой?

Что гениального в «Джоконде»?

Источник

Это, пожалуй, самая известная работа Василия Пукирева. Полотно имело огромный успех и было продано за большие деньги, а после этого, Пукирев уехал из России в Италию. Слишком большие собственные переживания и эмоции были связаны с этой работой.

Василий Пукирев «Неравный брак», 1862

Наше внимание сразу падает на главных персонажей этой картины. На жениха и невесту. На старого жениха и молодую невесту. Какое выражение печального смирения на ее лице, оно и понятно, жених не молод и этим кольцом ее обрекают на страдание. Такое часто можно было встретить в те времена, молодых девушек отдавали замуж за уже пожилых мужчин. Брак тогда не был союзом двух влюблённых, но почти всегда был выгодным альянсом для двух семей. Такой подход к браку был типичным практически для всех слоев населения. Можно вспомнить Анну Каренину и ее мужа, Алексея Александровича Каренина, их брак был заключён по тем же правилам, о чем мы узнаем из уст ее брата, Степана Аркадьича:

«— Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя. Ты вышла замуж без любви или, не зная любви»

Но вернёмся к нашей картине, тут даже священник как будто почтительно склоняется перед невестой, зная о ее горе.

Читайте также:  Как лишить родительских прав бывшего мужа если он в сизо

Обратите внимание на взгляды гостей на этой картине: две загадочные дамы смотрят на жениха, друзья жениха смотрят на невесту, как и сам жених, а заплаканные глаза невесты смотрят в пол.

Так же мы можем видеть ещё одну фигуру, мужчина стоит за невестой и всем своим видом выражает недовольство происходящим: он отвернулся и скрестил руки на груди. Это сам автор – Василий Пукирев. Не просто так художник расположил себя именно там, со стороны невесты. Они связаны тонкой сюжетной линией на этом полотне – на картине только эти двое молоды и объединены общими переживаниями. И не только на полотне, но и в жизни, ведь в образе невесты здесь изображена его возлюбленная – Просковья Матвеевна Варенцова. Которую точно так же выдали за более старшего жениха, что называется, выгодная партия.

А рядом с ним, смотрит прямо на нас, его друг, художник Петр Шмельков, который подсказал Пукиреву идею картины. Своим выражением лица он как будто спрашивает нас понимаем ли мы всю суть происходящего. В середине 19 века, вопрос бесправного положения женщины, заключения браков против ее воли, был очень болезненным и находил отражение в искусстве. Огромное количество картин и литературных произведений было написано на эту тему.

Вы заметили какой свет на картине? Свет из верхнего левого угла, из окна церкви, он освещает главных персонажей и показывает главный смысловой центр этой картины – рука невесты , безмолвно протянутая к кольцу, принося тем самым жертву.

Это самый настоящий божественный свет, в котором даже могут оживать призраки. Призраки бывших жён.

Наверное, вы не обратили достаточно внимания на пожилых женщин, присутвующих на этой свадьбе. Давайте присмотримся к ним. Одну мы видим четко, она стоит сразу за женихом, но где же вторая? А она стоит прямо за священником, мы едва можем разглядеть ее лицо.

Может быть они сёстры жениха?

Но если вы всмотритесь в них, вы увидите, что на их головах свадебные венки, такие же как у невесты. И одна из них, что стоит за женихом, даже в белом свадебном платье.

Но что она тут делает? Две невесты на венчании в церкви быть не может. Не кажется ли вам, что наряд старой невесты не похож на праздничный, а скорее на похоронное платье – саван? Вторая стоит за священником, что тоже довольно странно. Ведь по церковным правилам, никого за священником стоять не должно. И вот тут мы и можем понять, что эти две старухи на самом деле мертвые. Те самые призраки, которые ожили в божественном свете – бывшие жены жениха. Спасибо что дочитали до конца, если вам понравился материал, ставьте лайки и подписывайтесь на канал,чтобы ваша лента Дзен наполнялась интересными вам статьями!☺️

Хорошего вам настроения, оставайтесь дома и проводите время с пользой, тем более сейчас его стало намного больше!

Источник

Недавно была тема песни “У церкви стояла карета” и я там пообещала рассказать о картине “Неравный брак”Сейчас этот романс пользуется большой популярностью и находится в постоянном репертуаре у известных исполнителей. В связи с ним чаще всего вспоминается картина малоизвестного художника В.В.Пукирева “Неравный брак”, написанная в 1862 году. Художник выставил ее в 1863 году и она произвела фурор.

После нее тридцатилетнему Пукиреву присвоили звание профессора живописи, а известный критик В.В.Стасов восторженно воскликнул: «Наконец-то появилась картина из жизни – одна из самых трагических картин». “Неравный брак” действительно написан на злобу дня и отражает обычное для того времени явление: богатые старички искали себе молоденьких невест из бедных семей, предлагая за них немалые деньги.

Семья невесты на них могла расплатиться с долгами и потом неплохо существовать. Дело дошло до того, что в феврале 1861 году вышел Указ церкви, осуждавший женитьбу с огромной разницей в годах, поскольку их число доходило до половины всех венчаний. Автор картины и его самый близкий друг пережили такую же историю, но если для друга она закончилась счастливо, то для художника – трагически.

Василий Пукирев так и не женился, через несколько лет начал пить, в конце концов, с работы ушел, потом съехал с арендуемой квартиры, стал жить на подачки друзей и умер в нищете.

После «Неравного брака» он написал еще несколько картин на ту же тему, но повторить успех ему не удалось.Обратите внимание на уникальную резную золоченую раму из цельного дерева, которой обрамлена картина. Эту раму сделал друг художника Пукирева Гребенский. В благодарность за такой роскошный подарок Пукирев изобразил одного из персонажей картины с портретными чертами Гребенского. Павлу Третьякову, который приобрел картину с рамой за полторы тысячи рублей, так понравилась эта рама, что впоследствии он стал заказывать Гребенскому рамы и для других картин своей галереи.
Но вернемся к картине. Картина стала классикой русской живописи, ее купил известный меценат Павел Третьяков и с тех пор она является украшением Третьяковской галереи.

…Полумрак церкви. Падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника, совершающего обряд венчания. Бледная, заплаканная невеста, опустив глаза, протягивает руку священнику, который готовится надеть на её указательный палец венчальное кольцо. Перешёптываются гости, оценивая красоту бесприданницы. Стоящий за нею молодой человек глубоко задумался о разыгрывающейся перед ним жизненной драме…

Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица жениха. Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

Совершенно по другому написана невеста. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком.

Читайте также:  К чему приснилось бывший муж

Тема эта трагичностью своей привлекала известных художников слова. Достаточно вспомнить пьесу А.Н.Островского «Бедная невеста» или стихи Н.А.Некрасова на эту тему.Многие в ту пору пытались докопаться, кого же и почему изобразил художник? Москва полнилась слухами. Говорили, будто Пукирев сам пережил подобную трагедию и потому самого себя изобразил на картине. Утверждали, что невеста его была выдана против своей воли за богатого старика. Слухи эти оказались живучи и ещё более утвердились в сознании наших современников. Надо сказать, в этом была доля истины.

Об истории создания картины ходит по крайне мере две версии. По первой в основу картины легла история несчастной любви Сергея Михайловича Варенцова, близкого друга художника, бравшего у него уроки рисования.

В 2002 году в Государственную Третьяковскую галерею от родственников Пукирева поступили материалы, свидетельствующие о том, что в основу работы над картиной «Неравный брак» был положен действительный факт, связанный с другом В.В.Пукирева, купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым.

В 1860 году, за два года до создания картины «Неравный брак», в церкви Трёх Святителей на Кулишках венчался московский купец Андрей Александрович Корзинкин с дочерью богородского купца Софьей Николаевной Рыбниковой. Жениху было 37 лет, невесте — 24 года.

Не мудрено, что родители невесты предпочли влюблённому в их дочь 27-летнему купцу С.М. Варенцову более богатого и известного в торгово-промышленном мире жениха. Красавец же Варенцов был на свадьбе лишь шафером. Объяснить этот странный поступок Сергея Михайловича может то обстоятельство, что его старший брат был женат на сестре Карзинкина. Это весьма угнетало Сергея Михайловича, и он поделился своими переживаниями с Пукиревым.Это нашло своё отражение В картине. Шафером, стоящим со сложенными на груди руками, был Варенцов, портрет которого, написанный маслом, с давних пор хранился в мастерской. Невесту Пукирев писал с Прасковьи Матвеевны Варенцовой. Она происходила из знатного рода и была внучатой племянницей княгине Ольге Мироновне Щепиной-Ростовской. Это была его давняя любовь.

Из-за картины между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда купец увидел на ней своё изображение. Он готовился к свадьбе с Ольгой Урусовой и возмутился, что художник поведал всем о его тайне.

Присутствовать на свадьбе в роли шафера он был вынужден, т.к. сестра жениха была женой старшего брата Варенцова. В результате бурной разборки между друзьями художник написал себя в роли шафера, изменив некоторые черты лица Сергея. Это было тем более уместно, что Василий тоже пережил подобную историю, только трагическую. Пукирев вынужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения. Внешне они походили друг на друга, и теперь можно было сказать, что Пукирев изобразил на картине себя.Так вместе и оказались на полотне Прасковья Варенцова и Василий Пукирев. Только здесь они смогли быть вместе.

Молодому преподавателю московского училища живописи и ваяния, было 30 лет. Он мечтал о семье. Трудно сказать, когда Пукирев сделал предложение Прасковье Матвеевне.

Он влюбился в очень красивую девушку Прасковью Матвеевну Варенцову, однофамилицу друга художника. Именно она позировала ему на картине «Неравный брак». Родители девушки категорически не хотели этой свадьбы, т.к. художник был родом из бывших крепостных и настояли на браке с богатым сановником. Одно очевидно: едва родители её узнали об этом, они поспешили выдать дочь за известного и богатого человека их круга. Он был намного старше Прасковьи Матвеевны.

Прасковья Варенцова похоже, всю жизнь хранила любовь к Пукиреву, иначе не стала бы рассказывать на старости лет незнакомому художнику, что когда-то позировала для картины «Неравный брак». Хотя есть мнение, что она сама предала свою любовь.

Какова же судьба людей, связанных с этой картиной? Как сложилась судьба девушки, предавшей любовь? Пятнадцать лет тому назад Третьяковская галерея приобрела рисунок художника Владимира Сухова, на котором изображена Рыбникова спустя 44 года после своего брака (рисунок 1907 года).В 2002 году В Третьяковскую галерею поступил портрет, сделанный в 1907 году, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне». Да, Варенцова доживала свою старость в богадельне. Молва же, гуляющая по Москве, гласила, что молодой красавицей её выдали замуж за богатого человека, он скоро умер, но к своему любимому, художнику Пукиреву, она так и не вернулась. Верить ли этой молве?

Это старушка с грустными глазами, которая доживает свой век в одиночестве, в московской богадельне. Там, в Мазуринской богадельне на Котельнической набережной, и закончилась жизнь этой женщины.

Карзинкин

В тоже время брак промышленника Карзинкина с Софьей Рыбниковой оказался удачным. Через год у молодых родилась дочь Елена, затем два сына. Дочь, повзрослев, окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей. Старший сын, Александр, также был неравнодушен к живописи и, повзрослев, сдружился с П.М.Третьяковым. Таким образом, к идее, заложенной в основу картины, венчание Корзинкина и Рыбниковой не имело никакого отношения.

Так всё-таки – трагедию Варенцова или свою собственную изобразил художник в картине?…

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. В мастерской художника. Пукирев изобразил себя в роли художника.

Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.Могила Пукирева.

Картина “Неравный брак” никого не оставляет равнодушным. Репин писал о её особом воздействии: «”Неравный брак” Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Н.Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее,
И чин, и власть, и деньги – все при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!

(Г.Солодилов)

Брак Прасковьи Матвеевны оказался несчастливым, через несколько лет он распался. Прасковья Матвеевна закончила жизнь в богадельне, а Василий Пукирев умер в бедности и одиночестве. Если учесть что брак Карзинкина и Рыбниковой оказался счастливым, то более верной по сути является вторая версия, трагическая. Она соответствует и сюжету картины “Неравный брак”, и старинному романсу “У церкви стояла карета”…

https://sotvori-sebia-sam.ru/starinnyj-romans/

Источник