Карпова татьяна актриса личная жизнь

Карпова татьяна актриса личная жизнь thumbnail

Биография

Народная артистка СССР, украинско-российская актриса театра и кино Татьяна Карпова до 103 лет оставалась в здравом уме, при хорошей памяти и сохранила чувство юмора. Ее не сломали ни жизненные неурядицы, ни две тяжелые болезни, ни пагубные привычки, о которых Татьяна Михайловна любила пошутить. В кино она снималась не так уж много, зато театр, по ее признанию, взял в плен на всю жизнь.

Детство и юность

Будущая актриса родилась в Российской империи в начале 1916-го. Спустя год Харьков стал украинским. Здесь Татьяна Карпова прожила до 17 лет, в городе детства написаны первые страницы ее творческой биографии. Кем были ее родители — история умалчивает, но увлечению дочери театром никто не препятствовал.

Актриса Татьяна Карпова (кадр из фильма «Ольга Сергеевна»)Актриса Татьяна Карпова (кадр из фильма «Ольга Сергеевна»)

В 13 лет девочка впервые вышла на сцену харьковского театра «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Татьяну задействовали в постановке «Маклена Граса». После окончания неполной средней школы артистичная девушка 2 года училась в местном музыкально-театральном техникуме (сегодня музыкальное училище), продолжая выходить на подмостки Театра малых форм («Темафор»).

Покинуть родной город Татьяне Карповой пришлось в 1934-м по совету уважаемого ею Курбаса. Маховик сталинских репрессий набирал обороты: в том же году режиссера арестовали, а спустя 3 года расстреляли. Память о Лесе Курбасе актриса пронесла до конца жизни.

Татьяна Карпова в молодостиТатьяна Карпова в молодости / Культура двух столиц

В 1934-м Таня вместе с подругой детства Зинаидой Либерчук отправилась в Москву, мечтая о «самом главном театре» столицы. Девушки обитали в подвале Курского вокзала, ночевали на опилках. После поступления в училище при Театре Революции и зачисления на курс Марии Бабановой Карпова поселилась в раздевалке. Позже артистка с юмором вспоминала, что спать на стульях было менее комфортно, чем на опилках.

В том же 1934 году Татьяну Карпову приняли вольнослушательницей в Школу-студию МХАТ – 2, которой руководила режиссер Серафима Бирман. Но Серафима Германовна посчитала, что украинский говор у будущей артистки не исправить, и отчислила харьковчанку. В 1938-м Карпова окончила училище при Театре Революции, в том же году ее зачислили в труппу.

Театр

В Театре Революции, переименованном в 1954 году в академический театр им. В. Маяковского, Татьяна Карпова прослужила до глубокой старости. Долгих 64 года, до 2003-го, она выходила на его подмостки, сыграв десятки ролей, ключевых и второстепенных. Ее образы в «Медее» Еврипида, «Гамлете» Шекспира, чеховской «Чайке» и брехтовской «Мамаше Кураж» помнят заядлые театралы.

Пластичность и многогранный талант Карповой позволяли режиссерам задействовать ее и в классических пьесах, и в спектаклях по мотивам современных авторов. Татьяна Михайловна чувствовала дух эпохи и с легкостью перевоплощалась в героинь произведений Паустовского, Петрушевской и Галина.

Татьяна Карпова в театре (кадр из фильма-спектакля «Хождение по мукам»)Татьяна Карпова в театре (кадр из фильма-спектакля «Хождение по мукам»)

В общей сложности послужной список театральной актрисы насчитывает полсотни работ. Татьяна Карпова ушла со сцены в 95 лет, хотя чувствовала в себе силы играть дальше. По трагической случайности она упала с высокой стремянки и сломала шейку бедра. Неудачно сделанная операция приковала женщину к инвалидной коляске. Передвигаться самостоятельно Карпова не могла.

Позже она призналась, что отвергла предложение сделать операцию в Англии. Врачи давали шансы встать на ноги 50 на 50. Об отказе Татьяна Михайловна жалела до конца жизни, ведь у нее появился бы шанс хоть ненадолго появиться в свете софитов на любимых театральных подмостках.

Фильмы

С кино у актрисы складывались менее теплые отношения. От многих ролей Карпова отказалась. Но благодаря фильмам Татьяну Михайловну и сегодня помнят зрители постсоветского пространства. В одном из интервью звезда призналась, что поступала «как эгоистка». В театре она купалась в любви поклонников, аплодисментах, криках «бис!», а съемки в кинопавильоне казались скучными из-за отсутствия зрительской реакции на происходящее.

Татьяна Карпова (кадр из фильма «На подмостках сцены»)Татьяна Карпова (кадр из фильма «На подмостках сцены»)

Впервые зрители увидели Татьяну Карпову на экранах в середине 1950-х. В комедийном водевиле «На подмостках сцены» режиссера Константина Юдина 40-летняя артистка сыграла театральную примадонну Раису Сурмилову. На съемочной площадке она встретилась с мэтром Василием Меркурьевым и талантливыми коллегами Юрием Любимовым и Лилией Юдиной. Водевиль признали лучшим образцом жанра.

Следующее яркое появление на голубых экранах состоялось в начале 1970-х. В мелодраме «Теща» Карповой снова доверили ключевую роль. Картину сняли на киностудии «Беларусьфильм». Ее тепло приняли зрители и кинокритики.

Татьяна Карпова (кадр из фильма «Хождение по мукам»)Татьяна Карпова (кадр из фильма «Хождение по мукам»)

Спустя год Татьяна Карпова снова порадовала поклонников яркой ролью в мелодраме «Хождение по мукам». Режиссер Василий Ордынский собрал на съемочной площадке цвет советского кинематографа. В ленте снялись Юрий Соломин, Ирина Алферова, Михаил Козаков, Георгий Бурков, Александр Филиппенко и еще десяток артистов, чьи имена были у всех на слуху.

Читайте также:  Актриса нелли мышкова личная жизнь

В 1975-м состоялась премьера мини-сериала «Ольга Сергеевна» с Татьяной Дорониной, Ростиславом Пляттом, Валентином Гафтом и Арменом Джигарханяном. В звездной компании появилась и Карпова. Этот фильм и вышедший спустя 2 года сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи», в котором артистка сыграла героиню по имени Ирина Холина, вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Татьяна Карпова (кадр из фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи»)Татьяна Карпова (кадр из фильма «Следствие ведут ЗнаТоКи»)

Любое появление Татьяны Карповой на экране привлекало внимание зрителей. Ее игра отличалась полным слиянием с образом и глубиной. Как пример – 2-серийная социальная драма «Уроки музыки». Этот фильм-спектакль вышел на экраны в 1990-м и вызвал бурные дискуссии в обществе. В его основу легло одноименное произведение Людмилы Петрушевской.

Последнее появление актрисы в кино — в киноповести «Мелочи жизни», которая транслировалась 5 лет, начиная с 1992 года. Татьяна Михайловна несколько раз участвовала в озвучке фильмов. Наиболее известная работа — комедия «Похождение Насреддина», где голосом Карповой говорит Зульфия.

Личная жизнь

На фото, сделанных в молодости, Татьяна Карпова — роскошная миловидная женщина. Становится понятным, почему армия поклонников сходила по ней с ума, а официальных браков оказалось четыре.

Татьяна Карпова (кадр из фильма-спектакля «Кошка на раскалённой крыше»)Татьяна Карпова (кадр из фильма-спектакля «Кошка на раскалённой крыше»)

Первым мужем артистки стал главный художник театра, в котором она служила, Константин Кулешов. Вместе они прожили 6 лет, а расстались в 1941-м: Карпова отказалась ехать в эвакуацию без труппы, а Кулешов уехал.

Вскоре Татьяна вышла замуж за режиссера Сергея Майорова, который был старше жены на 13 лет. Но и этот брак распался.

Третий супруг актрисы, директор-распорядитель театра Дмитрий Долгопольский, как говорится, взял крепость измором. На признание Карповой, что она не любит его, мужчина пообещал, что непременно полюбит. Он делал все возможное, но любовь так и не родилась: союз, державшийся на уважении и благодарности, рухнул.

Последняя роль Татьяны Карповой (кадр из фильма-спектакля «Уроки музыки»)Последняя роль Татьяны Карповой (кадр из фильма-спектакля «Уроки музыки»)

В четвертый и последний раз артистка отправилась в загс с инженером Евгением Александровичем, который оказался моложе жены на 9 лет.

В интервью Татьяна Михайловна призналась, что Евгений был ее последней любовью, а вместе с ним закончилась ее личная жизнь. Мужчина тяжело заболел и во время приступа застрелился. Но одинокой старости Карпова избежала. За ней трепетно ухаживал юрист Демис Кокоев, семья и дети которого стали семьей пожилой женщины.

Смерть

Причиной смерти артистки, предположительно, стал рак кожи. В последние 2 года жизни Татьяна Карпова лежала. О ней заботились Кокоевы.

Татьяна Карпова в последние годыТатьяна Карпова в последние годы / Московский комсомолец

Умерла женщина на 103-м году жизни в доме своих опекунов в феврале 2018 года. Похоронили народную артистку СССР на Троекуровском кладбище.

Отвечая на вопросы о секрете молодости и долгожительства, артистка признавалась, что курила, «но не натощак», а из напитков предпочитала коньяк.

Фильмография

  • 1956 – «На подмостках сцены
  • 1965 – «Игра без правил»
  • 1968 – «Гуля Королева»
  • 1973 – «Теща»
  • 1973 – «Мегрэ и человек на скамейке»
  • 1975 – «Ольга Сергеевна»
  • 1976 – «Угощаю рябиной»
  • 1977 – «Следствие ведут знатоки: Любой ценой»
  • 1977 – «Шелковая кисточка»
  • 1978 – «Эцитоны Бурчелли
  • 1985 – «Игра в джин»
  • 1985 – «Сеанс Гипнотизера»
  • 1989 – «Кошка на раскалённой крыше»
  • 1990 – «Уроки музыки»
  • 1992-97 – «Мелочи жизни»

Источник

Татьяна Михайловна Карпова (17.01.1916 — 26.02.2018) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР.

Биография

Татьяна Карпова родилась 4 (17) января 1916 года в Харькове. Впервые вышла на сцену в 13-летнем возрасте в спектакле «Маклена Граса» Н. Г. Кулиша в театре «Березиль» (режиссёр А. С. Курбас).

В 1932—1933 годах училась в Харьковском музыкально-театральном техникуме (ныне Харьковское музыкальное училище имени Б. Н. Лятошинского), одновременно выступала на сцене молодёжного рабочего театра «Темафор» (Театр малых форм).

В 1934 году сдавала экзамен в школу при МХАТ-2-го и была принята вольнослушательницей, но через несколько месяцев была выгнана С. Г. Бирман за невыносимый харьковский говор. В 1938 году окончила Театральное училище при Московском театре Революции (курс М. И. Бабановой).

В 1939 году стала артисткой труппы Московского театра Революции (с 1954 — Московский академический театр имени Владимира Маяковского). Исполняла роли в спектаклях: “Питомцы славы” по героической комедии Александра Гладкова, “Простые сердца” по пьесе Константина Паустовского, “Гамлет” по драме Уильяма Шекспира, “Медея” по трагедии Эврипида, “Собака на сене” по комедии Лопе де Веги, “Молодая гвардия” по роману Александра Фадеева, “Мамаша Кураж и ее дети” по драме Бертольта Брехта, “Чайка” по пьесе Антона Чехова, “Кошка на раскаленной крыше” по пьесе Теннесси Уильямса, “Уроки музыки” по пьесе Людмилы Петрушевской, “Летят перелетные птицы” и “Жанна” по пьесам Александра Галина, “Легенда о любви” по пьесе Назыма Хикмета, “Мария Стюарт” по трагедии Фридриха Шиллера и др. В общей сложности была задействована в более чем 50 постановках.

Читайте также:  Евгения серебренникова актриса личная жизнь

Карпова проработала в Театре Маяковского 64 года, вплоть до 2003 года она выходила на сцену. После неудачного падения и перелома шейки бедра актриса была прикована к инвалидной коляске. Также у актрисы был рак кожи.

Татьяна КарповаТатьяна Карпова в фильме “Игра без правил” (1965)

В кино Карпова дебютировала в 1956 году в роли Сурмиловой в картине Константина Юдина “На подмостках сцены”, поставленной по мотивам водевиля Дмитрия Ленского “Лев Гурыч Синичкин”. Впоследствии снялась в более чем десяти фильмах. Самые известные ее работы – Эрна Бринкель в ленте “Игра без правил” (1965, режиссер Ярополк Лапшин) и Клавдия Ивановна в фильме “Теща” (1973, Сергей Сплошнов).

Татьяна Михайловна отмечала 100-летний юбилей в Центральном Доме актёра (ЦДА). Состоялся вечер под названием «Нескучный век Татьяны Карповой», который прошёл с участием именинницы.

В последние годы жизни Карпова работала над мемуарами, писала стихи и прозу.

Проживала в Москве, в районе станции метро Киевская.

Татьяна КарповаТатьяна Карпова

Личная жизнь

Татьяна Карпова  была замужем четыре раза. Ее первым супругом был театральный художник Константин Кулешов, вторым – режиссёр театра имени Маяковского Сергей Майоров, третьим – распорядитель театра имени Маяковского Дмитрий Долгопольский, четвертым – инженер Евгений Александрович, он покончил с собой.

Звания и награды

1947 – Заслуженная артистка РСФСР
1960 – Народная артистка РСФСР
1990 – Народная артистка СССР
1947 – Сталинская премия первой степени — за исполнение роли Любови Шевцовой в спектакле «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву
1954 – Орден «Знак Почёта»
1998 – Орден Почёта
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 850-летия Москвы»

Татьяна КарповаТатьяна Карпова в фильме “Следствие ведут Знатоки. Дело N11. Любой ценой” (1977)

Театральные работы

«Питомцы славы» А. К. Гладкова — Шура Азарова
«Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта — Катрин (1961)
«Лисички» Л. Хеллман — Реджина
«Гамлет» У. Шекспира — Гертруда
«Медея» Еврипида — Медея
«Королева-мать» М. Сантанелли — Реджина
«Собака на сене» Л. де Веги — Диана де Бельфлёр
«Весна в Москве» В. М. Гусева — Надя Коврова
«Простые сердца» К. Г. Паустовского — Лиза
«Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Розамунда, ‘Паж
«Сыновья трёх рек» В. М. Гусева — Александра
«Лодочница» Н. Ф. Погодина — Шура
«Отчий дом» В. П. Катаева — Зина
«Ленушка» Л. М. Леонова — Лена
«Молодая гвардия» по А. А. Фадееву — Люба Шевцова
«Великие дни» Н. Е. Вирты — Таня Шатрова
«Таня» А. Н. Арбузова — Таня, Оля
«Круг» С. Моэм — Элизабет
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Дама
«Не от мира сего» К. Я. Финна — Елена Петровна
«Леди и джентльмены» Л. Хеллман — Реджина
«Сампаны Голубой реки» В. Д. Пушкова — Натуко
«Третья молодость» братьев Тур — Полынцева
«Яблоневая ветка» В. А. Добровольского, Я. Смоляка — Нина Воронцова
«Зыковы» М. Горького — Павла
«Легенда о любви» Н. Хикмета — Мехменэ Бану
«Персональное дело» А. П. Штейна — Малютина
«Домик на окраине» А. Н. Арбузова — Любовь
«Аристократы» Н. Ф. Погодина — Сонька
«Гостиница „Астория“» А. П. Штейна — Линда
«За час до рассвета» А. А. Галича — Варя Калинникова
«Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта — Катрин
«Фауст и смерть» А. С. Левада — Ирина
«Океан» А. П. Штейна — Лёля
«Весенние скрипки» А. П. Штейна — Алевтина Николаевна
«Как поживаешь, парень?» В. Ф. Пановой — Женщина без имени
«Нас где-то ждут» А. Н. Арбузова — Валерка
«Перебежчик» А. Тур и П. Л. Тур — Домбровская
«Поворот ключа» М. Кундеры — Алёна Нечасова
«Волшебный пароль» Д. К. Орлова, Л. С. Новогрудского — Гидра контрреволюции
«Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Клавдия
«Дума о Британке» Ю. И. Яновского — Ганна Иванцева
«Три минуты Мартина Гроу» Г. А. Боровика — Мадам
«Банкрот, или Свои люди—сочтёмся!» А. Н. Островского — Устинья Наумовна
«Долгожданный» А. Д. Салынского — Клава
«Чайка» А. П. Чехова — Полина Аркадьевна
«Игра в джин» Д. Л. Кобурна — Фонсия Дорси
«Кошка на раскалённой крыше» Т. Уильямса — Большая Ма
«Ночь ангела» А. Розанова — Антонина Романовна
«Летят перелётные птицы» А. М. Галина — Максимовна
«Жанна» А. М. Галина — Сверчкова
«Флигель» А. Буравского — Петруничева
«Уроки музыки» Л. С. Петрушевской — Анна Степановна
«Кто боится Рэя Брэдбери?» В. Е. Максимова — Горемыкина
«Мой век» М. Лоранс — Малу

Татьяна КарповаТатьяна Карпова в фильме “Уроки музыки” (1990)

Роли в кино

1956 — На подмостках сцены — Сурмилова
1965 — Игра без правил — фройляйн Эрна Бринкель
1968 — Гуля Королёва (фильм-спектакль) — Мать
1973 — Мэгре и человек на скамейке — мадам Туре
1973 — Тёща — Клавдия Ивановна
1974 — Хождение по мукам — Ефросинья Алексеевна Квашнина
1975 — Ольга Сергеевна — Коллега
1976 — Угощаю рябиной (фильм-спектакль) — Соседка
1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой — Ирина Семёновна Холина
1978 — Эцитоны Бурчелли (фильм-спектакль) — Анна Павловна
1985 — Игра в джин (фильм-спектакль) — Фонсия
1985 — Сеанс гипнотизёра (фильм-спектакль) — Елена Константиновна Глебова
1989 — Кошка на раскалённой крыше (фильм-спектакль) — Большая Ма
1990 — Уроки музыки (фильм-спектакль) — Анна Степановна
1992-1997 — Мелочи жизни — Ева, журналистка

Озвучивание

1946 — Похождения Насреддина — Зульфия (роль Ю. Ризаевой)
1946 — Шёлковая Кисточка (анимационный)

Воспоминания Татьяны Карповой

Подруга

У меня осталась одна подруга — Зиночка Либерчук. Мы в первый класс вместе с ней опоздали на урок. Стоим у двери, ждем. Она спрашивает: «Как тебя зовут, девочка?» — «Таня». — «А меня Зина. Давай с тобой дружить до гроба». И мы дружим. Зиночка мне всегда говорила: «Ты умная. Не делай глупости». А я чем всю жизнь занималась? Делала глупости. Ей столько лет, сколько и мне. Живет в Чикаго. Она духом тоже сильная. Что мы делали с ней, боже! Хотели в цирк поступить и на одном велосипеде делали трюки, занимались акробатикой. Вместе учились в театральном техникуме в Харькове, и нашим крестным отцом был не кто-нибудь там, а Лесь Курбас. Европеец, красавец, в роскошном костюме. Помню, перчатку до половины снял, взял мою руку, поцеловал — мне-то, девчонке! Я чуть не упала. А время страшное было: всех сажали, убивали, Курбаса арестовали. До этого мы прибежали к нему домой: «Дивчата, тикайте до Москвы, бо мене скоро визмут». И взяли его, и расстреляли. А мы с Зиной махнули в Москву — знали, что самый главный театр в Москве.

Читайте также:  Актриса ирина лачина личная жизнь фото

По приезде в Москву мое место жительства находилось на Курском вокзале. Там в подвале были кучи опилок, на них было хорошо спать. А когда я поступила в театр Революции к Марии Бабановой, мне разрешили ночевать в раздевалке на стульях. Я покинула уютные опилки на вокзале и обрела раздевалку.

Война

Когда немцы подошли к Москве, к нам пришли военные: «Кто может пойти защищать столицу?» Я тоже подняла руку, парней-артистов забрали, никто из них не вернулся. А меня не взяли, потому что я играла несколько центральных ролей. Разве в театре мы дружили до войны? Нет, а в эвакуации у нас получилась семья. Друг друга мы познали: озорничали, смеялись, несмотря на то что война кругом. Жизнь была жизнью. А могут быть роскошные условия, а жизни не будет.
Напротив театра в дом угодила бомба. В это время мы находились в фойе и от сильнейшего взрыва все попадали на пол. А наша портниха как раз жила в этом доме, и когда произошел этот взрыв, она находилась в театре. А муж ее, больной, лежал в постели на третьем этаже. Так вот, его, беднягу, вместе с кроватью волной через выбитое огромное окно вынесло на проезжую часть. Чудеса, да и только: он и кровать были в полном порядке.

А потом была эвакуация. Помню, как в вагон втиснулся Штраух с женой. В мирное время Штраух числился немцем, а во время войны признался, что он еврей. Наши актеры-коммунисты тоже, естественно, перепугались. На платформе была куча вещей, и все ждали неизвестно чего. Лично я по своему легкомыслию решила сбегать домой принять душ и взять кое-что. Но выяснилось, что воды нет, а в бане, куда я направилась, меня отматерили и сказали, что я психопатка. По дороге зашла в магазин, как ни странно, он работал, и купила очень красивые туфли и отрез на платье.

Во время одного спектакля объявили тревогу. Не доиграв, мы спустились под сцену, а зрители, вместо того чтобы бежать в бомбоубежище, пошли тоже под сцену и стали требовать от нас доигрывать. Ну, мы с радостью покорились, быстренько соорудили все как надо и стали играть комедию. Публика хохотала и бурно аплодировала. По окончании спектакля расстались почти друзьями. Где ж ты найдешь такого зрителя?

Мужья

Первый — главный художник нашего театра. Второй — режиссер, на 13 лет меня старше. А третий… не перепутать бы — Дмитрий Самойлович, административный работник, числился директором-распорядителем у нас в театре. Когда он мне делал предложение, я ему сказала: «Вы знаете, я ведь вас не люблю», а он сказал: «Полюбите». И все делал, чтобы я его полюбила, — такого у меня никогда в жизни не было. Он до такой степени был изобретательный по этой части: баловал меня так, любил так, то есть делал невозможное, и каждый день какие-то сюрпризы. Но… я его так и не полюбила. Уважала, относилась более чем хорошо, и только… А четвертый муж был инженером, моложе меня на девять лет (но старше, наверное, на все двадцать).
А как я от него ушла? Я жила в комнате на Якиманке, отношения у нас были уже неважные. Он пришел: «Вот это будет мое, а вот это — твое». Короче, делить начал. А я лежала на кровати, и у меня рядом стояла бутылка боржоми. Так я ее взяла и как бросила в него. Пробила шкаф — если бы попала, точно убила. Это мне повезло, что все обошлось. И ему повезло.

Травма

Я помогала мужу, последнему, искать партбилет. Взяла стремянку (а я ведь спортивного типа человек), залезла на самый верх к шкафу, подняла руки и… потеряла сознание. Упала с такой высоты! Меня подняли, вызвали врача.
В больнице выяснилось, что от колена до бедра все кости поломаны. Под общим наркозом сделали операцию, и я встала на ноги. Потом поехала к районному врачу, и там оказалось, что доктор — мой поклонник. Лучше бы я его не встречала, потому что он наделал дел: направил меня к профессору в 31-ю больницу, и тот пообещал, что я через четыре месяца буду уже с тросточкой ходить.
Сделал, но сказал, что еще надо бы маленький разрезик, а это он уже доверил мальчику-практиканту. Тот, как увидел меня на столе голой, разрезать-то разрезал, а зашить не смог. Прибежал завотделением и наживую, без наркоза, стал зашивать сам, а профессор даже не подошел.

Источник