Карло пазолини биография личная жизнь

Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остия[en], Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.

Биография[править | править код]

Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал римско-католическую церковь.

В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — его первая любовь. В 1956 году опубликовал роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.

Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Сольдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти[it], а также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза[it]» (1957), «Молодые мужья[it]» (1958), «Бурная ночь» (1959), «Красавчик Антонио» (1960), «Дурацкий день[it]» (1960). Также участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года[it]» Флорестано Вачини (1960; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилии Манджини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммера (1961).

В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к фильмам «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь» (совместно с Серджо Читти написал несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошёлся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.

В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвящённой проблемам поэзии.

Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.

В 1963 году Пазолини встретил «великую любовь своей жизни», пятнадцатилетнего Нинетто Даволи, которого он позже снял в своем фильме 1966 года «Uccellacci e uccellini» (буквально «Птицы большие и малые», но переведенном на английский язык как «Ястребы и воробьи»). Пазолини стал наставником и другом юноши. «Хотя их сексуальные отношения продолжались всего несколько лет, Нинетто продолжал жить с Пазолини и был его постоянным компаньоном, а также появлялся ещё в шести фильмах Пазолини»[6].

По собственным сценариям в 1960-е годы Пазолини снял фильмы «Мама Рома», «Теорема», «Птицы большие и малые», «Свинарник».

В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.

После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом, тем не менее говоря, что является, даже будучи атеистом, религиозным человеком, поскольку религия — часть народной жизни.

Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.

В начале 1970-x годов Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,

противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][7]), которое было давно утрачено.

Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»[править | править код]

Поздние 1960-е и ранние 1970-е годы были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[8]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968 года, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[9] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.

Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[10]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[11], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.

Читайте также:  Мияги и эндшпиль биография личная жизнь

Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.

Убийство[править | править код]

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози[it] был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четверо убийц, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино[12]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[12].

Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[13].

Пазолини похоронен на кладбище коммуны Казарса-делла-Делиция.

Память[править | править код]

В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.

В 2016 году бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко[it] был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини[it]», рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссёра и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.

Фильмография[править | править код]

Художественные фильмы[править | править код]

  • 1961 — Аккатоне / Accattone
  • 1962 — Мама Рома / Mamma Roma
  • 1964 — Евангелие от Матфея / Il Vangelo secondo Matteo
  • 1966 — Птицы большие и малые / Uccellacci e uccellini
  • 1967 — Царь Эдип / Edipo re
  • 1968 — Теорема / Teorema
  • 1969 — Свинарник / Porcile
  • 1969 — Медея / Medea
  • 1971 — Декамерон / Il Decameron
  • 1972 — Кентерберийские рассказы / Racconti di Canterbury
  • 1974 — Цветок тысячи и одной ночи / Il fiore delle mille e una notte
  • 1975 — Сало, или 120 дней Содома / Salò o le 120 giornate di Sodoma

Эпизоды в киноальманахах[править | править код]

  • 1963 — РоГоПаГ / Ro.Go.Pa.G. (эпизод «Овечий сыр» / «La Ricotta»)
  • 1967 — Ведьмы / Le Streghe (эпизод «Земля, увиденная с луны» / «La terra vista dalla luna»)
  • 1968 — Каприз по-итальянски / Capriccio all’italiana (эпизод «Что за облака?» / «Che cosa sono le nuvole?»)
  • 1969 — Любовь и ярость / Amore e rabbia (эпизод «С бумажным цветком» / «La sequenza del fiore di carta»)

Документальные[править | править код]

  • 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
  • 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
  • 1965 — Il Padre selvaggio
  • 1965 — Comizi d’amore
  • 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
  • 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
  • 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
  • 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
  • 1972 — 12 декабря / 12 dicembre

Кинонаграды и номинации[править | править код]

  • Каннский кинофестиваль 1958 — Приз за лучший сценарий («Молодые мужья»)
  • 23-й Венецианский кинофестиваль (1962) — номинация: Золотой лев («Мама Рома»)
  • 25-й Венецианский кинофестиваль (1964) — Специальный приз жюри («Евангелие от Матфея»)
  • Каннский кинофестиваль 1966 — номинация: Золотая пальмовая ветвь («Птицы большие и малые»)
  • 28-й Венецианский кинофестиваль (1967 год) — номинация: Золотой лев («Царь Эдип»)
  • 29-й Венецианский кинофестиваль (1968) — номинация: Золотой лев («Теорема»)
  • BAFTA (премия, 1968) — номинация: Награда объединённых наций («Евангелие от Матфея»)
  • 19-й Берлинский международный кинофестиваль (1969) — номинация: Золотой медведь («Любовь и ярость»)
  • 21-й Берлинский международный кинофестиваль (1971) — Серебряный медведь — специальный приз жюри («Декамерон»); номинация: Золотой медведь («Декамерон»)
  • 22-й Берлинский международный кинофестиваль (1972) — Золотой медведь: Кентерберийские рассказы
  • Каннский кинофестиваль 1974 — Большой приз жюри («Цветок тысяча одной ночи»); номинация: Золотая пальмовая ветвь («Цветок тысяча одной ночи»).
  • 72-й Венецианский кинофестиваль[14] (2015) — лучший отреставрированный фильм (Венецианская классика) («Сало, или 120 дней Содома»).

Актёры, снимавшиеся у Пазолини[править | править код]

Отзывы современников о Пазолини[править | править код]

Поэт Евгений Евтушенко, лично знакомый с Пазолини, так отзывался о нем и его творчестве[15]:

Автор гениального цикла стихов «Пепел Грамши», Пазолини бросил писать стихи, потому что круг читателей в Италии был, в его понимании, оскорбительно мал для самой поэзии. Он выбрал, как впоследствии другой талантливый поэт — Бернардо Бертолуччи, кино, показавшееся ему средством завоевания миллионов душ. Но жестокий мир кино, неотделимого от рынка, начал разрушать его. Его первые суровые, неприкрашенно жёсткие фильмы — «Аккатоне» или «Евангелие от Матфея» — получили признание только узкого круга зрителей. Тогда, может быть, от душераздирающего «Вы хотите другого? Нате вам!» он бросился в эротические аттракционы «Кентерберийских рассказов», «Цветка тысячи и одной ночи». Его последний фильм «Сало, или 120 дней Содома», показывающий садистские эксперименты фашистов над подростками в провинциальном городке, был особенно саморазрушителен, ибо при всей антифашистской направленности там есть мазохистское смакование жестокостей.

Библиография[править | править код]

  • Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[16].
  • Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955.
  • Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения. 1957 (премия Виареджо).
  • Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959.
  • Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992.
  • Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940—54.
  • Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  • Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996.
  • Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2.
  • Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4.
  • Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
  • Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2.
  • Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0.
  • Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное марксистское издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7.
  • Пьер Паоло Пазолини Отрывки из романа «Нефть», рецензии и публицистика. Перевод Владимира Лукьянчука. «Митин журнал» № 68. ISBN 978-5-98144-203-2.
Читайте также:  Ирина алферова биография личная жизнь дети фото биография

В музыке[править | править код]

  • Coil, альбом Horse Rotorvator (1986), трек 04 — Ostia (The Death of Pasolini)
  • В песне Аллы Пугачёвой «Только в кино» (музыка Аллы Пугачёвой, стихи Ильи Резника), звучащей в фильме «Пришла и говорю» (1985), есть такие строчки:

«По ночам снится мне столько киноснов!

В них со мною рядом — ну просто нет слов! —

Маэстро Пазолини,

Господин Феллини

И Никита Михалков!».

См. также[править | править код]

  • Трилогия жизни[it]
  • Трилогия смерти[it]
  • Порно-Тео-Колоссаль[it]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Пазолини Пьер Паоло // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 Pier Paolo Pasolini
  4. ↑ Benezit Dictionary of Artists (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  5. ↑ Archivio Storico Ricordi — 1808.
  6. Ireland, Doug. Restoring Pasolini, LA Weekly (англ.)русск., LA Weekly, LP (4 августа 2005). Дата обращения 29 августа 2010.
  7. ↑ Термин предложил французский философ Анри Бергсон в своей книге «Творческая эволюция», 1907.
  8. ↑ Революции 1968 года: общество и культура.
  9. ↑ Франческо Барили. Июнь 1968 — «Компартия — молодёжи!» (История плохо понятого и неудачно использованного стихотворения…) // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
  10. ↑ Анжела Мольтени. Пьер Паоло Пазолини. «Компартия — молодёжи!» // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
  11. ↑ П. П. Пазолини. Апология // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
  12. 1 2 Коняев А. Римская шпана // Lenta.ru. — 2010. — 4 июня.
  13. ↑ Найден фрагмент неоконченного романа Пазолини // Lenta.ru, 03.03.2010.
  14. ↑ Извне, издалека или оттуда / Новости кино и телевидения / Russia.tv
  15. Евтушенко Е. А. Падение диктатуры пляжа (Из итальянского дневника).
  16. ↑ Биография Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini).

Литература[править | править код]

  • Босенко В. И. 100 режиссёров итальянского кино. Биофильмографический справочник. — М.: Госфильмофонд России, 2012. — 312 с.
  • Пазолини, Пьер Паоло / Босенко В. И., Галатенко Ю. Н. // П — Пертурбационная функция [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 58—59. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0.
  • Брегович Е. Христос в свинарнике // Культурные баррикады, № 2. — С. 9—10.
  • Сичилиано Э. (итал.)русск. Жизнь Пазолини. / Пер. с ит. И. Соболевой. — СПб.: Лимбус Пресс; Изд-во К. Тублина, 2012. — 715 с. — ISBN 978-5-8370-0548-0
  • Цыркун Н. А. Раненый зверь Пазолини и его фильмы. — М.: Кармен Фильм, 2010. — 168 с. — ISBN 978-5-903992-01-0
  • Треви Э. Кое-что из написанного. / Пер. Геннадий Киселёв. — М.: Ad Marginem, 2016. — 224 с. — ISBN 978-5-91103-264-7

Ссылки[править | править код]

  • Лихтмесц М. Пьер Паоло Пазолини: Фашизм, антифашизм и общество потребителей
  • Медведев К. Переводы стихотворений Пьера Паоло Пазолини // журнал «Сеанс»
  • Телюк О. Неудобность поэзии // Cineticle
  • Итальянский сайт, посвящённый творчеству Пазолини

Источник

Пьер Паоло Пазолини

Пьер Пазолини
ФИОПьер Паоло Пазолини
Род деятельностиРежиссер, сценарист
Дата рождения5 марта 1922
Место рожденияБолонья, Италия
НациональностьИтальянец
Дата смерти2 ноября 1975 (в 53 года)
Место смертиОстия, Италия
Причина смертиУбийство

Итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини часто называют самым шокирующим мастером мирового кинематографа. И это действительно так. Причем творчество мастера мало
чем отличалось от его реальной жизни. Даже смерть режиссера стала шоком для публики — впрочем, как и все его фильмы.

Относительно самого себя Пазолини часто давал три определения — атеист, коммунист, гомосексуалист. Понятно, что одно не обязательно вытекало из другого. Главной же чертой его личности было отвращение к фальши и корыстолюбию буржуазного общества, и это отвращение он предельно ярко выражал в своих фильмах.

Нестандартный коммунист

Пьер Пазолини родился в буржуазной семье, причем по отцовской линии был довольно знатного происхождения, хотя мать будущего режиссера была простой крестьянкой. Может быть, поэтому его всегда тянуло к «простому народу», из которого он, кстати, подбирал себе и сексуальных партнеров.

Отец, видная фигура в местном отделении фашистской партии, в 1939 году позволил своему 17-летнему сыну поступить в Литературный колледж Болонского университета. Пьер не испытывал к режиму Муссолини ничего, кроме ненавистм, и после его падения с энтузиазмом примкнул к коммунистам. Но в партию не вписался и вылетел из ее рядов за совращение малолетних.

Пьер Паоло Пазолини в молодости

Тем временем шаг за шагом Пьер Пазолини завоевывал признание как поэт и писатель, а когда в мировом кинематографе набрал силу итальянский неореализм, подался в сценаристы. Его творения, многие из которых сегодня стали классикой, бичевали буржуазное общество и призывали к классовой борьбе, так что отношения с коммунистами постепенно приобрели характер доброжелательного сотрудничества.

Фильмы по его сценариям пользовались успехом. При участии Пазолини были созданы такие шедевры Феллини, как «Сладкая жизнь» и «Ночи Кабирии». В общем, несмотря на «непристойное поведение» (а может, и благодаря ему), Пазолини стал своим в мире кинобогемы, и, в конце концов, сам решил попробовать себя в качестве режиссера.

Фильм «Аккатоне» Пазолини снял по собственному роману, пригласив на главную роль своего любимого актера (и скорее всего, любовника) Франко Читти. Получился очередной шедевр неореализма, но с какой-то издевкой, поскольку главный герой, сутенер Аккатоне, даже пожелав исправиться, просто не может заниматься ничем иным, кроме своей малопочтенной «профессии». Его попытка переквалифицироваться в воры заканчивается гибелью в шальной погоне. Публика почесала головы в поисках морали, но уже на следующий год была озадачена новым киношедевром «РоГоПаГ», состоящим из корожометражек, снятых итальянцами Росселяини, Грегоретти, Пазолини и французом Годаром.

Скандал грянул неслабый. Больше всего досталось «Овечьему сыру» Пазолини. Главный герой — бедняк — участвует в съемках фильма о жизни Христа, играя одного из распятых с ним разбойников. Заметив, что он голоден, съемочная группа потехи ради закармливает его всем, что попадается под руку, и в результате он по-настоящему испускает дух на кресте при съемке сцены распятия.

Мораль очевидна: современные буржуа готовы помочь беднякам только ради собственной потехи и самоутверждения. Правда, католическая Италия первым делом увидела в фильме оскорбление Христа, и Пьер Пазолини был приговорен к условному тюремному сроку. Зато продюсеры оценили, что именно благодаря репутации скандалист Пазолини может отрабатывать вложенные в него деньги. И его фильмы пошли косяком —  непохожие друг на друга, но в каждом случае дающие очередную пощечину общественному вкусу и морали.

Скандал за скандалом

Застолбив тему в «Овечьем сыре», Пьера Паоло Пазолини сам экранизировал жизнь Христа, сняв «Евангелие от Матфея». Мессия, по мнению критиков, выступал в нем в ипостаси революционера. На роль девы Марии Пазолини позвал собственную мать, видимо, желая лишний раз подчеркнуть — только простой народ может спасти мир, катящийся в пропасть.
Эта же мысль прозвучала и в «Теореме», где неизвестный гость (под каковым подразумевается нечистый), вторгнувшись в жизнь буржуазной семьи, совращает мать, дочь, отца, сына и служанку, у которых после его визита в разной форме «съезжает» крыша.

«Евангелие от Матфея» Пазолини

Непонятливым Пазолини объяснил: «Смысл фильма, грубо говоря, таков: представитель буржуазии, что бы он ни делал, всегда не прав… Все, что бы он ни сделал, каким бы искренним, глубоким и благородным это ни было, всегда сделано не так».

Шанс на духовное возрождение он оставлял только служанке Эмилии, которую сыграла Лаура Бетти — единственная женщина, которая стала его любовницей. Даже расставшись, они продолжали оставаться друзьями.

Итальянская актриса Лаура Бетти

«Теорема» вышла на экраны в бурном 1968 году, когда Европу охватили молодежные волнения. Казалось, Пьер Пазолини должен был первым лезть на баррикады, а он взял и написал стихотворение «Компартия — молодежи», заявив, что симпатизирует стражам правопорядка, а не студентам, которые в марте 1968 года буянили в Римском университете.

Объяснение этому простое: ведь полицейские были выходцами из народа, а большинство студентов принадлежали как раз к буржуазии, и вся их революционность объяснялась стремлением вырвать у старшего поколения дополнительные материальные блага. Получалось, что левацкие лозунги были для бунтарей лишь маскировкой корыстных устремлений.
Поразительно, но Пазолини был прав: не случайно многие бунтари 1968 года позже довольно удачно вписались в истеблишмент современной Европы, ничем особо не уступая, а зачастую и превосходя тех, кого считали империалистами-реакционерами.

Но столь глубокий анализ многих либералов тогда просто травмировал, и Пазолини, как водится, досталось и от правых и от левых. Он ответил им «Свинарником» — фильмом с двумя параллельными сюжетами. В одном сын богатого промышленника испытывает противоестественное влечение к свиньям, которые его в конце концов, пожирают. В другом — живущий в пустыне каннибал, который сначала съедает своего отца, а потом питается всеми, кто попадется ему на зуб.

Пьер Паоло Пазолини

И снова скандал, шум, слава. Каждый новый фильм Пьера Пазолини углублял мрак и беспросветность, характерные для его творчества. Однако в начале 1970-х годов Пазолини неожиданно снимает вполне оптимистичную «Трилогию жизни», экранизируя такие классические произведения, как «Декамерон» Джованни Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера и сказки «Тысячи и одной ночи». Публика и критики решили, что Пазолини, так сказать, переродился, а он тем временем уже снимал «Трилогию смерти». И взял для начала самый скандальный роман Маркиза де Сада «120 дней Содома».

Пьер Паоло Пазолини

Действие фильма режиссер перенес из XVIII века в 1944 год, в фашистскую республику Сало, созданную на оккупированных немцами территориях Северной Италии. Весь фильм четверо извращенцев истязают на вилле юношей и девушек, демонстрируя широкий диапазон садистских и сексуальных извращений. Больше всего зрителей шокировала сцена поедания экскрементов, которые на самом деле были изготовлены из шоколада и мармелада.

В финале пленников зверски убивают: прижигают каленым железом, вырезают языки, выкалывают глаза, скальпируют, вешают.

Месть за «120 дней Содома»?

Поразительно, но своим последним фильмом Пазолини словно предсказал свою собсгвенную смерть. Его тело нашли утром 3 ноября 1975 года на пустыре портового города Остии близ Рима. Как показало вскрытие, убийство произошло накануне. У жертвы было переломано 10 ребер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши.

В тот же день полиция задержала за превышение скорости 17-летнего Джузеппе Пелози и, «пробив» номер машины, обнаружила, что этот автомобиль принадлежал Пьеру Пазолини. Припертый к стенке преступник объяснил свои мотивы предельно просто: «Он желал вступить со мной в сексуальные отношения, а я этого не хотел». Почему-то следствие не стало выяснять, каким образом юнец справился с еще довольно крепким мужчиной в расцвете сил.

Изображение Пьера Пазолини на стене в Италии

Это вопрос стал краеугольным в многочисленных журналистских расследованиях. Завязался скандал. А вскоре в громком деле неожиданно появились братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борсепино, а также некий неизвестный. Их появление косвенно свидетельствует о том, что неофашисты могли выслеживать режиссера, заранее готовя его убийство. А юнец Пелози был всего лишь наживкой. Заманив Пазолини на пустырь, они буквально растерзали его, а затем несколько раз переехали труп на автомобиле.

По одной из версий, причиной расправы стал фильм «120 дней Содома», возмутивший неофашистов. Однако, несмотря на доказательную базу, фактически убийство Пазолини так и осталось нераскрытым.

Источник