Как пушкина называли

Как пушкина называли thumbnail

На премьере спектакля присутствовал только один автор-балладник — Василий Жуковский, а также его друзья-литераторы Дмитрий Дашков, Александр Тургенев, Дмитрий Блудов, Степан Жихарев, Филипп Вигель. Публика восприняла эти строки как насмешку над Жуковским в частности и поэтами-романтиками в целом, творчество которых воспевало исключительность человеческой личности и было устремлено к таинственным, неизведанным мирам. Вигель вспоминал: «Можно вообразить себе положение бедного Жуковского, на которого обратилось несколько нескромных взоров! Можно себе представить удивление и гнев вокруг него сидящих друзей его! Перчатка была брошена; еще кипящие молодостью Блудов и Дашков спешили поднять ее».

Так многочисленные друзья поэта объединились против комедиографа Шаховского, а также против литературного общества «Беседа любителей русского слова», в которое входил драматург, и создали знаменитый «Арзамас». Название выбрали в честь провинциального города, который арзамасцы провозгласили центром своего творческого пребывания. Участники называли себя «безвестными гениями» и противостояли архаистам, приверженцам классической литературной эстетики, и с творческим азартом стали разрушать жесткие академические принципы. В частности, вопреки засилью в отечественной литературе и устной речи французского языка, первыми начали писать как стихотворения, так и письма только по-русски. А еще утвердили собственный критерий творчества — эстетический вкус.

Встречи «Арзамаса» куда больше походили на дружеские трапезы, чем на традиционные заседания, полные высокопарных речей. У общества был собственный ритуал: ни одно собрание не обходилось без поедания жирного арзамасского гуся. Эта традиция символизировала уничтожение гордыни, воплощением которой в мифологии многих народов всегда был именно гусь.

Арзамасцы стали именовать себя «гусями», свое братство — «гусятником», а учителей — «почетными гусями». Так, титулом «почетного гуся» наградили писателя и историографа Николая Карамзина, чьи взгляды для членов дружеского общества были непререкаемы. Карамзин вместе с первыми русскими поэтами-романтиками отстаивал позицию естественного развития языка — в противовес архаистам, которые предлагали все иностранные слова заменить русскими аналогами. Например, министр народного просвещения Александр Шишков считал, что вместо заимствованного слова «калоши» использовать нужно русский аналог «мокроступы», вместо «фонтана» — «брызгомет», а вместо «статуи» — «каменную бабу».

Прозвище в «Арзамасе» носил не только Карамзин. Жуковский предложил участникам в знак поддержки баллад принять новые имена, взятые из романтических произведений. Себя он стал именовать Светланой в честь собственного известного сочинения, Константина Батюшкова прозвали Ахиллом («Ах! Хил!»), Петра Вяземского — Асмодеем, Василий Пушкин получил прозвище Вот («Вот я вас и Вотрушку»), а его племянник Александр стал Сверчком.

Основными документами общества были шутливые протоколы, которые заполнял Жуковский. Так, в первом протоколе 1815 года поэт записал: «Месяца Паздерника в 22 день по обыкновенному летоисчислению 1815 года, от Липетского потопа в лето первое, от Видения в месяц первый… был первый ординарный Н о в ы й А р з а м а с». Под «паздерником» подразумевался октябрь — так этот месяц в древности называли славяне, а под «Липетским потопом», который стал точкой отсчета «нового времени», — «потопление» баллад Жуковского в комедии Шаховского.

Асмодей — Вяземский писал: «Протоколы заседаний, которые всегда кончались ужином, где непременным блюдом был жареный гусь, составлены были Жуковским, в них он давал полный разгул любви и отличной гениальности своей и способности нести галиматью». Причем арзамасская галиматья была не просто забавной чушью и бессмыслицей, а целым стилистическим явлением, основанным на пародировании текстов литературных оппонентов.

Так, преодолевая напыщенную академичность, члены «Арзамаса» разрушали жесткие рамки классической эстетики, боролись с литературной безвкусицей и создавали русский литературный язык.

Источник

Фамилия Пушкин уже стала нарицательной. Иногда можно услышать такие выражения: “А кто за тебя делать будет? Пушкин?”, “Ты это Пушкину оставил?”. Люди произносят эти слова механически, не задумываясь о том, какой личностью был этот человек. И какое наследие для классической русской литературы осталось после него.

Детство и юность

Будущий поэт родился в праздник Преображения Господня, 6 июня 1799 года. Происходил из богатой и интеллигентной семьи. Отцом ребенка был Сергей Львович Пушкин, майор в отставке. Мать, урожденная Ганнибал Надежда Осиповна, была троюродной сестрой своему мужу.

У четы уже было двое детей – сын Лев и дочь Ольга. Как звали Пушкина-младшего? Появившегося на свет младенца нарекли Александром.

Семья была очень образованной, об уровне их образования можно судить хотя бы по тому, что начальное свое воспитание маленький Саша получил от француза. Также активное участие в воспитании ребенка принимала бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал, а позже – няня Арина Родионовна.

Каждое лето, до 1810 года, будущий поэт проводил у своей бабушки в селе Захарово.

В 1811 году ребенка определили на учебу в только что открывшийся Царскосельский лицей. Образование, полученное там, приравнивалось к высшему.

В начале 1815 года Александр Пушкин прочтет свое стихотворение в присутствии Г. Р. Державина. Это станет настоящим триумфом юного поэта. И позже найдет отголосок в одном из его стихотворений.

В студенческие годы Саша был принят в литературное общество “Арзамас”. Начинает писать в жанре элегии.

В 1817 году выпускается из лицея. Сразу после выпуска едет к матери.

Он не был красивым

Жизнь до 1830 года

В период с 1819 по 1820 год выпускник лицея трудится над поэмой “Руслан и Людмила”, одновременно с этим оправляясь от тяжелой болезни. В 1820 году, в мае, труд завершен и опубликован. На него тут же обрушилась критика за то, что поэма не выдержана в канонах того времени.

А как звали Пушкина? Напомним, что при рождении он получил имя Александр.

В этом же году молодого поэта едва не сослали в Сибирь за, якобы, возмутительные политические стихи. До Сибири дело не дошло, но про Александра Сергеевича Пушкина известно, что он был вынужден уехать в Екатеринослав, переводом по службе. Оттуда поэт отправляется на Кавказ и в Крым – лечиться.

Конец 1820 года ознаменовался поступлением Саши Пушкина на службу и активными путешествиями.

В 1821 году свет увидела сатирическая поэма “Гавриилиада”. А 1822 год стал датой рождения одной из самых известных поэм – “Кавказский пленник”.

Весьма насыщенным для молодого гения оказался 1823 год. Он добился перевода по службе в Одессу, но отношения с начальником – наместником новороссийского края М. С. Воронцовым – не сложились. Поэт подает в отставку.

Чуть раньше этих событий Александр начинает работу над романом “Евгений Онегин”.

1824 год – Михайловская ссылка. Морально тяжелое время для Пушкина. Он находится в родительском имении под надзором духовных и гражданских властей. Это угнетает поэта, он подумывает о побеге. В это непростое время им написано около ста произведений, в числе которых “Цыгане” и “Евгений Онегин”.

В этом же году выходит поэма “Бахчисарайский фонтан”.

В 1825 году завершена поэма “Борис Годунов”, начатая в ссылке.

Когда началась турецкая война, молодое дарование хотело попасть на фронт, но ему запретили выезд за границу.

В 1829 году поэт сватается к Наталье Гончаровой. Получает отказ и уезжает в путешествие на Кавказ, несмотря на все запреты.

Наталья Гончарова

Переломный момент – женитьба

В 1830 году снова предпринимает попытку сватовства. На этот раз красавица Наталья ответила положительно. 6 мая состоялась помолвка.

Осенью этого же года новоиспеченный супруг уезжает в Болдино. Эту деревню он получил в качестве свадебного подарка. Там много работает. Именно тогда были написаны последние главы романа “Евгений Онегин”.

Летом 1831 года работа над “Евгением Онегиным” закончена.

В 1832 году становится отцом. У супругов появляется дочь Мария.

В 1835 году рождается сын Георгий, а в 1836-м – вторая дочь, названная Натальей.

В этом же, 1836 году, умирает мать поэта – Надежда Осиповна. Он хоронит ее в Успенском монастыре села Михайловское.

В конце ноября 1836 года Пушкин получает три письма. В них сообщается о том, что его любимая супруга имеет связь с французским бароном Дантесом. Поэт вызвал француза на дуэль, но вскоре узнал о том, что Дантес сватался к сестре Натальи Гончаровой – Екатерине. Друзья Пушкина убеждают его отозвать вызов.

В начале января 1837 года состоялась свадьба Екатерины Николаевны Гончаровой с французом Дантесом. Но на этом его ухаживания за Натальей Николаевной не прекратились. Поэт постепенно теряет терпение. Он посылает французу письмо с оскорблениями. Тот вызывает Александра на дуэль. Пушкин принимает вызов.

Читайте также:  Малахов андрей жена родила

Как звали Пушкина полностью? Александр Сергеевич. Под этим именем он вошел в историю русской литературы. Это же имя получил при рождении.

Смерть

Великий поэт

Что можно сказать о гибели Пушкина? Данные свидетельствуют о том, что дуэль между ним и Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. 38-летний поэт был серьезно ранен.

Смерть наступила 29 января, в квартире Пушкина. Похоронен он рядом с матерью, в Успенском соборе.

Интересные факты из жизни поэта

Трудовые будни

ФИО Пушкина на слуху у каждого школьника. С биографией русского поэта каждый знаком еще со времен изучения литературы в школьные годы. Однако не во всех учебниках есть следующие интересные факты о нем:

  • Его прадедом был африканец. Маленького эфиопа подарили Петру I, а тот воспитал его, как собственного сына. Когда Абрам Петрович Ганнибал, крещенный и нареченный таким именем, вырос, то женился на русской дворянке.
  • 10-летний Пушкин однажды повстречался с императором Александром I. Тот выехал на конную прогулку. Маленький Саша едва не упал под копыта императорской лошади.
  • Пушкин попал в Царскосельский лицей благодаря связям своего дяди. Успеваемость у гения русской литературы была не самой лучшей.
  • Поэт был невысок – всего 167 см.
  • Несмотря на внешность, Александр Сергеевич за всю свою жизнь имел связь со 130 женщинами.
  • Пушкин был задирой. В списке его дуэлей из-за дам их числится около двух с половиной десятков.

Заключение

Памятник Пушкину

Таковы основные факты из жизни великого русского поэта. В завершение статьи напомним, как звали Пушкина, – Александр Сергеевич. Он прожил на земле недолго, но оставил блестящий след в литературе.

Источник

Яросл­ава Лещин­ская
[29.8K]

6 лет назад

Пушкин обожал французский язык, но никогда так и не побывал за границей, так что у него была кличка француз, обезьяна с тигром. ( то что французов сравнили с обезьяной с тигром, виноват Вольтер, а не друзья Пушкина по лицею), а так же у него было прозвище сверчок.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

владс­андро­вич
[593K]

2 года назад

Из за того, что Пушкин еще с самых ранних лет своего образования, тяготел к изучению французского языка, что потом в итоге ему помогло сделать с его помощью, новый русский язык, которым мы с вами и пользуемся сегодня, его лицейские товарищи, прозвали как – француз.

Еще у Пушкина, была темная кожа и его лицо, было как правило волосатым и заросшим, а от этого, его называли “обезьяна с тигром”. Причем вторая часть этого прозвеща уходит в корни его спесивого и вздорного характера, в силу которого он при всем своем бесстрашии, был склонен к дуэлям и конфликтом в отношениях и спорах из за дам, хотя в плане отношений с властью был в последствии как считается конформистом.

Eleph­ant17
[40K]

6 лет назад

Сотоварищи по Царскосельскому Лицею прозвали юного поэта Александра Сергеевича Пушкина необычной кличкой: обезьяна с тигром. Также его частенько называли – француз. Пушкин пронес через всю жизнь любовь и уважение к своим приятелям по Лицею Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру.

Ksy20­14
[10.2K]

6 лет назад

Великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина в лицее товарищи прозвали французом. Такое прозвище он получил за то, что очень хорошо знал французскую литературу, которая очень сильно повлияла на его творчество.

alexi­ven
[32K]

2 года назад

Александр Сергеевич Пушкин, имел смуглую кожу, темные курчавые волосы, но светлые голубые глаза. такой набор антропологических признаков был очень характерен для французов, поэтому друзья в шутку звали его – Французом.

Так же за его прыгучесть товарищи часто его называли – Егоза.

За свою характерную внешность и вспыльчивый характер Пушкина так же часто называли Смесью Обезьяны с Тигром. Либо по отдельности тигром или Обезьяной.

Так же друзья иногда его называли – Сверчком.

Судя по тому, что прозвищ у Александра было много, они все были временные и шуточные, и ни одно из них за ним надолго не прижилось.

ЛАТЫШ­КА
[212K]

2 года назад

Подросткам свойственно награждать друг друга всевозможными кличками, это касается и таких закрытых, элитных учебных заведений, каким был для того времени Царскосельский лицей. Они дразнили друг друга, но это не мешало их дружбе. Такой заметный персонаж, как маленький Александр Пушкин, разумеется, не остался без подобных кличек, которые менялись в разное время или употреблялись одновременно. Из-за его прекрасного французского он именовался француз, из-за нетипичного внешнего вида Обезьяна и Тигр (и характера), позже за ним закрепилось, надолго, с подачи Василия Жуковского ещё и прозвище сверчок.

Вкус Лайма
[42.1K]

2 года назад

У знаменитого русского поэта А.С. Пушкина во времена его обучения в лицее было сразу несколько прозвищ, которыми его наградили товарищи.

Одно из них напрямую было связано с тем, что Пушкин отлично владел французским языком – “француз”, так его называли.

Другое прозвище было очень необычным и касалось внешности Пушкина и его характера. Оно звучало как “обезьяна и тигр”. Характер – вздорный,”тигриный”, конфликтный, а внешность (видимо из-за темной кожи) – обезьянья.

Удиви­тельн­ая Рядом
[481K]

5 лет назад

У А. С. Пушкина было два знаменитых (у составителей кроссвордов) прозвища. В лицее его называли французом. Вроде из-за высказывания Вольтера о том, что французская нация похожа на смесь тигра и обезьяны.

Позже, в литературном обществе “Арзамас” к А. С. Пушкину пристало прозвище сверчок. Его дал сотоварищу по обществу В. А. Жуковский.

Оба прозвища состоят из 7 букв и активно используются составителями кроссвордов и викторин.

Юрий1­7
[34.3K]

6 лет назад

Еще со школы знаю, что кличка была “Обезьян”. Ещё раз убедился посмотрев фильм “1814”. Там конкретно звучат некоторые клички, в том числе и “Кюхля” у Кюхельбекера, одного из друзей Пушкина по лицею, ставшего впоследствии одним из декабристов.

Кусин­ька
[106K]

2 года назад

Александр Сергеевич Пушкин не одной кличкой обходился в лицее, у него была очень колоритная внешность, поэтому и прозвища к нему липли более одного.

За непохожий на славянина вид, а так же за прекрасное владение французским языком в творчестве, Пушкина звали французом.

Называли великого поэта и сверчком, от литературного общества это пошло, в котором он состоял.

Француз или сверчок? Подходят оба слова. Были у Пушкина и еще прозвища, но там не 7 букв.

Autho­r
[457K]

2 года назад

Во время учебы (а было это в 1811-1817 годах.) у знаменитого Александра Сергеевича было пару прозвищ: Обезьяна и Тигр (за его необычную внешность и характер), а также «Француз» (потому как писал стихи на французском языке прекрасно).

Прозвища приятелей: Иван Иванович Пущин – кличка “Жано”, а Вильгельм Карлович Кюхельбекер был “Кюхля”, а также “Глиста”, Данзас был «Медведем», а Антон Дельвиг просто «Тося».

Знаете ответ?

Источник

Èíòåðåñ ê «íàøåìó âñå» èç ãîäà â ãîä íå óòèõàåò. Îòêðûâàþòñÿ íîâûå ôàêòû, ñî÷èíÿþòñÿ íîâûå ëåãåíäû è íåáûëèöû. È âñ¸ ýòî ìèãîì îêàçûâàåòñÿ â ñåòÿõ èíòåðíåòà. Ëþáîïûòíàÿ äåòàëü — êóäðÿâûì ãåíèåì, ïîòîìêîì Ãàííèáàëà åæåìåñÿ÷íî èíòåðåñóþòñÿ ìèëëèîíû ïîëüçîâàòåëåé. Åñëè áûòü òî÷íåå, ïî çàïðîñó «Ïóøêèí» âûäàþòñÿ âíóøèòåëüíûå 5 519 784 ïîêàçîâ. È ýòî òîëüêî â ßíäåêñå!

Ñòàòüè î Ïóøêèíå çàî÷íî çàñëóæèâàþò âíèìàíèÿ, ïîòîìó êàê íà ñåãîäíÿøíèé äåíü — ýòî îäèí èç ñàìûõ àâòîðèòåòíûõ ïðåäñòàâèòåëåé ðóññêîé êëàññè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, å¸ çîëîòîé ôîíä!  êà÷åñòâå ñàìîãî âåñêîãî àðãóìåíòà — ïî÷òè â êàæäîì ãîðîäå Ðîññèè åñòü óëèöà Ïóøêèíà, èëè æå ñêâåð, áóëüâàð, ïàðê. Íè îäèí ïèñàòåëü â ìèðå íå óäîñòàèâàëñÿ òàêîé ÷åñòè.

Читайте также:  Елка лиза биография

Ïóøêèí — ýòî íåäîñÿãàåìàÿ, áîëåå íè êåì íåïîêîðåííàÿ âåðøèíà! Ðóññêàÿ êóëüòóðà è ïîýçèÿ Ïóøêèíà — äâå íåîòäåëèìûå äðóã îò äðóãà âåëè÷èíû. Âñå òå, êòî áûë äî íåãî — î íèõ ìû ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî íå çíàåì, à âñå òå, êòî áûë ïîñëå — òîðæåñòâåííî íàçûâàëè ñåáÿ ïðîäîëæàòåëÿìè, ó÷åíèêàìè Âåëèêîãî Ãåíèÿ!

Ïîñåìó Ïóøêèí — ýòî íàøå âñ¸, ôóíäàìåíò, îñíîâà îñíîâ. Íàêîíåö, — «Ñîëíöå ðóññêîé ïîýçèè» — îá ýòîì êàæäûé øêîëüíèê çíàåò. Íî ê ñîæàëåíèþ, íå êàæäûé øêîëüíèê çíàåò, íàïðèìåð, ïî÷åìó Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à íàçûâàþò èìåííî «Ñîëíöåì ðóññêîé ïîýçèè», è êòî àâòîð ýòîãî îïðåäåëåíèÿ?

Ïîæàëóé, ñ ýòîãî ôàêòà è íà÷íåì íàøó ïîäáîðêó. Èòàê, «Ëþáîïûòíûå ôàêòû èç æèçíè è òâîð÷åñòâà À. Ñ. Ïóøêèíà»

¹1. «Ñîëíöå ðóññêîé ïîýçèè»

Äàííîå îïðåäåëåíèå ñèìâîëèçèðóåòñÿ è àññîöèèðóåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ñ Àëåêñàíäðîì Ñåðãååâè÷åì. Õîòÿ ïîÿâèëîñü îíî ãîðàçäî ðàíüøå… Êîíêðåòíî ê Ïóøêèíó îíî áûëî àäðåñîâàíî â 1837 ãîäó. Íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå åãî ñìåðòè, â âîåííî-áëàãîòâîðèòåëüíîé ãàçåòå «Ðóññêèé èíâàëèä» â ðóáðèêå «Ëèòåðàòóðíûå ïðèáàâëåíèÿ» áûëî íàïå÷àòàíî:

«Ñîëíöå ðóññêîé ïîýçèè çàêàòèëîñü! Ïóøêèí ñêîí÷àëñÿ, ñêîí÷àëñÿ âî öâåòå ëåò, â ñðåäèíå ñâîåãî âåëèêîãî ïîïðèùà!.. Áîëåå ãîâîðèòü î ñåì íå èìååì ñèëû, äà è íå íóæíî: âñÿêîå ðóññêîå ñåðäöå çíàåò âñþ öåíó ýòîé íåâîçâðàòèìîé ïîòåðè, è âñÿêîå ðóññêîå ñåðäöå áóäåò ðàñòåðçàíî. Ïóøêèí! Íàø ïîýò! Íàøà ðàäîñòü, íàøà íàðîäíàÿ ñëàâà!.. Íåóæåëè â ñàìîì äåëå íåò óæå ó íàñ Ïóøêèíà! Ê ýòîé ìûñëè íåëüçÿ ïðèâûêíóòü! 29 ÿíâàðÿ 2 ÷. 45 ì ïîïîëóäíè.»

Òàê êàê èçâåùåíèå íå áûëî ïîäïèñàíî, åãî àâòîðîì òðàäèöèîííî ñ÷èòàëñÿ ðåäàêòîð «Ëèòåðàòóðíûõ ïðèáàâëåíèé» À. À. Êðàåâñêèé. Êñòàòè çà ýòó ïóáëèêàöèþ ðåäàêòîð áûë âûçâàí ê ïðåäñåäàòåëþ Ïåòåðáóðãñêîãî öåíçóðíîãî êîìèòåòà, èñïîëíÿþùèé âîëþ ðàçãíåâàííîãî ìèíèñòðà íàðîäíîãî ïðîñâåùåíèÿ Ñ. Ñ. Óâàðîâà: «Ê ÷åìó ýòà ïóáëèêàöèÿ î Ïóøêèíå?.. Íî ÷òî çà âûðàæåíèÿ! „Ñîëíöå ïîýçèè!“ Ïîìèëóéòå, çà ÷òî òàêàÿ ÷åñòü?..»

Òîëüêî â 1954 ãîäó ñòàëî èçâåñòíî, ÷òî àâòîðîì ýòèõ ñòðîê ÿâëÿåòñÿ ðóññêèé ïèñàòåëü è ìûñëèòåëü — êíÿçü Âëàäèìèð Ôåäîðîâè÷ Îäîåâñêèé, à Êðàåâñêèé æå ïðèíÿë íà ñåáÿ àâòîðñêóþ îòâåòñòâåííîñòü êàê ðåäàêòîð èçäàíèÿ.

Íî, êàê è áûëî ñêàçàíî â íà÷àëå, ýòî âûðàæåíèå ïîÿâèëîñü ãîðàçäî ðàíüøå. Ó Êàðàìçèíà â åãî «Èñòîðèè ãîñóäàðñòâà Ðîññèéñêîãî» ïðèâîäÿòñÿ ñëîâà ìèòðîïîëèòà Êèðèëëà íà ñìåðòü Àëåêñàíäðà Íåâñêîãî â 1263 ãîäó, êîòîðûé

«ñâåäàâ î êîí÷èíå âåëèêîãî êíÿçÿ <…> â ñîáðàíèè äóõîâåíñòâà âîñêðèêíóë: «Ñîëíöå îòå÷åñòâà çàêàòèëîñü.» Íèêòî íå ïîíÿë ñåé ðå÷è. Ìèòðîïîëèò äîëãî áåçìîëâñòâîâàë, çàëèëñÿ ñëåçàìè è ñêàçàë: «Íå ñòàëî Àëåêñàíäðà!» Âñå îöåïåíåëè îò óæàñà, èáî Íåâñêèé êàçàëñÿ íåîáõîäèìûì äëÿ ãîñóäàðñòâà è ïî ëåòàì ñâîèì ìîã áû æèòü åù¸ äîëãîå âðåìÿ.»

Èñòî÷íèêîì Êàðàìçèíó ïîñëóæèëà «Ñòåïåííàÿ êíèãà» XVI âåêà, â êîòîðîé ôðàçà ïðèâîäèòñÿ â òàêîì âèäå: «Óæå çàèäå ñîëíöå çåìüëÿ Ðóñüê³ÿ.»

¹2. Êàêîå ñëîâî À.Ñ. Ïóøêèí èñïîëüçîâàë êàê âûñøóþ ïîõâàëó æåíùèíû?

Îòíîøåíèå Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà ê æåíùèíàì íåëüçÿ íàçâàòü èíà÷å, ÷åì îáîæàíèå. Ýòèì îí ïîêîðÿë ëó÷øèõ êðàñàâèö ñâîåãî âðåìåíè. Êî ìíîãèì èç íèõ îí èñïûòûâàë ñàìûå èñêðåííèå ÷óâñòâà, áûë ñïîñîáåí íà îïðîìåò÷èâûå ïîñòóïêè, ïðàâäà, áûñòðî îñòûâàë. À â êà÷åñòâå âûñî÷àéøåé ïîõâàëû ïî îòíîøåíèþ ê ëþáèìûì èì æåíùèíàì îí ïîñòîÿííî èñïîëüçîâàë îäíî è òî æå ñëîâî: «÷èñòàÿ» èëè äàæå «÷èñòåéøàÿ».

Åùå, áóäó÷è þíûì ëèöåèñòîì, Ïóøêèí âëþáèëñÿ â Åêàòåðèíó Êàðàìçèíó, æåíó èçâåñòíîãî èñòîðèêà è òàëàíòëèâîãî ëèòåðàòîðà. Èìåííî åé îí ïîñâÿòèë òàêèå ñòðîêè:

È ñåðäöó æåíùèíà ÿâëÿëàñü

Êàêèì-òî ÷èñòûì áîæåñòâîì.

 ñòèõîòâîðåíèè, êîòîðîå, êàê ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, áûëî ïîäàðåíî Àííå Ïåòðîâíå Êåðí (âïðî÷åì, åñòü èññëåäîâàòåëè, óâåðåííûå, ÷òî äîñòàëîñü îíî åé ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî), åñòü çíàìåíèòîå âûðàæåíèå «êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû». À â ñâîèõ ñòðîêàõ, ïîñâÿùåííûõ Íàòàëüå Íèêîëàåâíå, ïîýò ãîâîðèò: «÷èñòåéøåé ïðåëåñòè ÷èñòåéøèé îáðàçåö».

Ìîæíî ïðèâåñòè è äðóãîé ïðèìåð. Ýòî îòðûâîê èç ïðîèçâåäåíèÿ, êîòîðîå Ïóøêèí ïîñâÿòèë æåíùèíå, ÷üå èìÿ èñòîðèêàì æèçíè ïîýòà óñòàíîâèòü íå óäàëîñü:

Îíà îäíà áû ðàçóìåëà

Ñòèõè íåÿñíûå ìîè:

Îäíà áû â ñåðäöå ïëàìåíåëà

Ëàìïàäîé ÷èñòîþ ëþáâè.

¹3. Äîíæóàíñêèé ñïèñîê Ïóøêèíà

Çèìîþ 1829—30 ãîäà, ïðîæèâàÿ â Ìîñêâå ïîñëå ïîåçäêè â Ýðçåðóì, Ïóøêèí ÷àñòî áûâàë â ãîñòåïðèèìíîì, èñòèííî-ìîñêîâñêîì äîìå Óøàêîâûõ. Öåíòðîì îáùåñòâà çäåñü ñëóæèëè äâå âçðîñëûõ äî÷åðè — Åêàòåðèíà è Åëèçàâåòà Íèêîëàåâíû. Ïîýò óõàæèâàë çà íèìè îáåèìè, è îñîáåííî çà Åêàòåðèíîé, íî ñëåãêà, ñêîðåå â âèäå øóòêè. Ñåðäöå åãî áûëî ïðî÷íî çàíÿòî â ýòî âðåìÿ. Îí âîçîáíîâèë ïîïûòêè äîáèòüñÿ ðóêè Í. Í. Ãîí÷àðîâîé è íà ñåé ðàç èìåë áîëüøå íàäåæäû íà óñïåõ.

Âàæíûé ïåðåâîðîò ïîäãîòîâëÿëñÿ â åãî æèçíè. Íàäî ïîëàãàòü, â ýòè ìåñÿöû îí ÷àñòî âîçâðàùàëñÿ ìûñëüþ ê ñâîåìó ðîìàíè÷åñêîìó ïðîøëîìó.  îäíó èç òàêèõ ìèíóò îí íàáðîñàë â àëüáîìå Åëèçàâåòû Íèêîëàåâíû Óøàêîâîé äëèííûé ñïèñîê æåíùèí, êîòîðûõ ëþáèë â áûëûå ãîäû. Ýòîò ïåðå÷åíü â ñïåöèàëüíîé Ïóøêèíñêîé ëèòåðàòóðå ïîëó÷èë íàçâàíèå Äîí-Æóàíñêîãî ñïèñêà.

Ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, ýòî íå îäèí ñïèñîê, à öåëûõ äâà.  ïåðâîì, ïî áîëüøåé ÷àñòè, ìû íàõîäèì èìåíà æåíùèí, âíóøèâøèõ íàèáîëåå ñåðüåçíûå ÷óâñòâà ïîýòó. Íà ïîñëåäíåì ìåñòå çäåñü ïîñòàâëåíà Íàòàëüÿ—åãî áóäóùàÿ æåíà. Âî âòîðîé ÷àñòè ïåðå÷íÿ óïîìÿíóòû ãåðîèíè áîëåå ëåãêèõ è ïîâåðõíîñòíûõ óâëå÷åíèé.

Âîò ïåðâàÿ ÷àñòü Äîí-Æóàíñêîãî ñïèñêà:

Íàòàëüÿ I

Êàòåðèíà I

Êàòåðèíà II

NN

Êí. Àâäîòèÿ

Íàñòàñüÿ

Êàòåðèíà III

Àãëàÿ

Êàëèïñî

Ïóëõåðèÿ

Àìàëèÿ

Ýëèçà

Åâïðàêñåÿ

Êàòåðèíà IV

Àííà

Íàòàëüÿ.

À âîò âòîðàÿ ïîëîâèíà:

Ìàðèÿ

Àííà

Ñîôüÿ

Àëåêñàíäðà

Âàðâàðà

Âåðà

Àííà

Àííà

Àííà

Âàðâàðà

Åëèçàâåòà

Íàäåæäà

Àãðàôåíà

Ëþáîâü

Îëüãà

Åâãåíèÿ

Àëåêñàíäðà

Åëåíà.

Ïî ìíåíèþ ïóøêèíîâåäà Â. Â. Âåðåñàåâà, â ïåðâîé ÷àñòè ñïèñêà èìåíà æåíùèí, êîòîðûõ Ïóøêèí ëþáèë ñèëüíåå, âî âòîðîé — æåíùèíû, êîòîðûìè îí áûë óâëå÷¸í.

Ïî ìíåíèþ ïèñàòåëÿ Ïåòðà Êîíñòàíòèíîâè÷à Ãóáåðà, «ñïèñîê ýòîò — ïðîñòî ñàëîííàÿ øóòêà. Äîí-Æóàíñêèé ñïèñîê â îáåèõ ÷àñòÿõ ñâîèõ äàëåêî íå ïîëîí. Êðîìå òîãî, ðàçäåëåíèå óâëå÷åíèé íà áîëåå ñåðüåçíûå è íà áîëåå ëåãêèå íå âñåãäà âûäåðæèâàåòñÿ. Âòîðàÿ ÷àñòü âîîáùå äàåò ìíîãî ïîâîäîâ ê íåäîóìåíèÿì, è íåêîòîðûå èìåíà, çäåñü çàïèñàííûå, îñòàþòñÿ äëÿ íàñ çàãàäî÷íûìè. Íå òî â ïåðâîé ÷àñòè: ïî÷òè ïðîòèâ êàæäîãî èìåíè ñîâðåìåííûé èññëåäîâàòåëü èìååò âîçìîæíîñòü ïîñòàâèòü ôàìèëèþ, äàâ ïðè ýòîì áîëåå èëè ìåíåå ïîäðîáíóþ õàðàêòåðèñòèêó åå íîñèòåëüíèöû. Ïîýòîìó Äîí-Æóàíñêèé ñïèñîê, ïðè âñåõ ïðîáåëàõ ñâîèõ, ÿâëÿåòñÿ âñå æå íåçàìåíèìûì ïîñîáèåì äëÿ ñîñòàâëåíèÿ ïîäðîáíîé ëåòîïèñè î ñåðäå÷íîé æèçíè ïîýòà.»

Ñîáñòâåííî, ïèñàòåëü Ï.Ê. Ãóáåð ïîñâÿòèë ýòîìó ñïèñêó öåëóþ êíèãó, êîòîðóþ òàê è íàçâàë: «Äîíæóàíñêèé ñïèñîê Ïóøêèíà». Îçíàêîìèòüñÿ ñ êíèãîé ìîæíî çäåñü.

https://bibliotekar.ru/Pushkin/index.htm

Íó, à ìû èäåì äàëüøå.

¹4. «Ñ îëåíüèìè ðîãàìè!»

Èçâåñòíî, ÷òî ñ äåòñòâà Ïóøêèí î÷åíü êîìïëåêñîâàë ïî ïîâîäó ñâîåé âíåøíîñòè. Ðîñòîì îí áûë ìàë (â íåì áûëî ñ íåáîëüøèì ïÿòü âåðøêîâ), òàê åùå ëèöîì îí áûë î÷åíü íåêðàñèâ. Áîëüøèíñòâî äîøåäøèõ äî íàñ ïîðòðåòîâ, â òîì ÷èñëå íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûå â êîïèÿõ è ðåïðîäóêöèÿõ ïîðòðåòû Êèïðåíñêîãî è Òðîïèíèíà, ëüñòÿò åìó.

«Ëèöîì íàñòîÿùàÿ îáåçüÿíà» õàðàêòåðèçîâàë îí ñåáÿ â þíîøåñêîì ôðàíöóçñêîì ñòèõîòâîðåíèè „Mon portrait». Êëè÷êà îáåçüÿíû äîëãî ïðåñëåäîâàëà åãî â ñâåòå.

Ïî-âèäèìîìó, ïîýò ñèëüíî ñòðàäàë âðåìåíàìè îò ñîçíàíèÿ ñîáñòâåííîé óðîäëèâîñòè. Â ïîñëàíèè ê èçâåñòíîìó êðàñàâöó, ëåéá-óëàíó Ô. Ô. Þðüåâó, îí óòåøàåò ñåáÿ:

«À ÿ, ïîâåñà âå÷íî ïðàçäíûé, Ïîòîìîê íåãðîâ áåçîáðàçíûé, Âçðîùåííûé â äèêîé ïðîñòîòå, Ëþáâè íå âåäàÿ ñòðàäàíèé, ß íðàâëþñü þíîé êðàñîòå Áåññòûäíûì áåøåíñòâîì æåëàíèé.»

Òåì íå ìåíåå, æåíùèíàì Ïóøêèí íðàâèëñÿ. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îôèöèàëüíî ïðåäïîñëåäíèì óâëå÷åíèåì Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à áûëà Åêàòåðèíà Íèêîëàåâíà Óøàêîâà, â äîìå êîòîðîé îí áûë ñàìûì æåëàííûì ãîñòåì. Âîîáùå, â äîìå Óøàêîâûõ îí áûñòðî ñòàë «ñâîèì» ÷åëîâåêîì. Çäåñü âñå ãîâîðèëî î Ïóøêèíå: íà ñòîëå — åãî êíèãè, ñðåäè íîò íà ôîðòåïüÿíî — ïóøêèíñêàÿ «×åðíàÿ øàëü», «Òàëèñìàí», «Öûãàíñêàÿ ïåñíÿ», â àëüáîìàõ — åãî ðèñóíêè è ñòèõè.

Åêàòåðèíà Íèêîëàåâíà áûëà î÷åíü êðàñèâà, ê òîìó æå ïðîèñõîäèëà èç çíàòíîãî áîãàòîãî ðîäà. Ïóøêèíîâåä, ðóññêèé èñòîðèê è ëèòåðàòóðîâåä Ï. È. Áàðòåíåâ ïèñàë î íåé: Åêàòåðèíà áûëà «…â ïîëíîì ñìûñëå êðàñàâèöà: áëîíäèíêà ñ ïåïåëüíî-çîëîòèñòûìè âîëîñàìè, áîëüøèìè òåìíî-ãîëóáûìè ãëàçàìè, ðîñòà ñðåäíåãî, ãóñòûå âîëîñû íàâèñàëè äî êîëåí, âûðàæåíèå ëèöà óìíîå. Îíà ëþáèëà çàíèìàòüñÿ ëèòåðàòóðîþ. Ìíîãî ó íåå áûëî æåíèõîâ; íî ïî ìîëîäîñòè îíà íå ñïåøèëà çàìóæ».

Читайте также:  Как зовут сыновей марии кожевниковой

Íå ñïåøèëà, ïîòîìó êàê âñ¸ íàäåÿëàñü, ÷òî îäíàæäû Ïóøêèí ñäåëàåò åé ïðåäëîæåíèå. Îíà áûëà ïðàêòè÷åñêè óâåðåíà â ýòîì. Áîëåå òîãî, â ýòîì áûëè óâåðåíû âñå, êòî ñîñòîÿë â «ëèòåðàòóðíîé òóñîâêå» òîãî âðåìåíè. Íå ðåøàëñÿ ëèøü îí îäèí. Âñêðóæèâ ãîëîâó áåäíîé Êàòåíüêå, îí, ñ ïðèñóùèì åìó «áåññòûäíûì áåøåíñòâîì æåëàíèé» çàâîäèë íîâûå ðîìàíû, âëþáëÿëñÿ è ðàçî÷àðîâûâàëñÿ, è ñíîâà óâëåêàëñÿ… Íî òîëüêî íå Êàòåíüêîé.

Îíà ñòðàäàëà, ñàìîîòâåðæåííî ëþáèëà è æäàëà. Îíà íå òîëüêî âûó÷èëà íàèçóñòü âñå èçâåñòíûå ïóøêèíñêèå ñòèõè, íî è áûëà ïðîñòî ïîìåøåíà íà ìûñëè ñòàòü åìó îáðàçöîâîé æåíîé, çíàþùåé âñå åãî ïðåäïî÷òåíèÿ è ïðèâû÷êè. Îäíàêî Ïóøêèí, áóäó÷è ñóåâåðíûì, ïîáûâàë åùå â ïîñëåëèöåéñêèé ïåðèîä ó ïðîðèöàòåëüíèöû À. Ô. Êèðõãîô è óçíàë, à ïî ðÿäó ñîâïàäåíèé ïîâåðèë, ÷òî åãî æäåò ñìåðòü îò «áåëîãî ÷åëîâåêà».

Áóäó÷è â Îäåññå, ïîýò ñíîâà îáðàòèëñÿ ê ãðåêó-ïðîðèöàòåëþ, êîòîðûé óòî÷íèë, ÷òî ðå÷ü èäåò î öâåòå âîëîñ áóäóùåãî óáèéöû ïîýòà. Íà ñâîþ áåäó Åêàòåðèíà áûëà áëîíäèíêîé. Âèäèìî, ýòè ïðåäñêàçàíèÿ, äîïîëíåííûå óæå ìîñêîâñêîé ãàäàëêîé, ñêàçàâøåé Ïóøêèíó, ïî ñâèäåòåëüñòâó Ï. È. Áàðòåíåâà, ÷òî îí «óìðåò îò ñâîåé æåíû», ñûãðàëî ñâîþ íåãàòèâíóþ ðîëü â òîì, ÷òî ïîýò òàê è íå ñäåëàë Åêàòåðèíå Óøàêîâîé ïðåäëîæåíèå î çàìóæåñòâå. À òà, â ñâîþ î÷åðåäü, çíàÿ îá ýòèõ ïðåäñêàçàíèÿõ, ðåøèëà îòêàçàòüñÿ îò ëþáèìîãî ÷åëîâåêà «ðàäè íåãî ñàìîãî». Õîòÿ íè äî, íè ïîñëå Åêàòåðèíû Óøàêîâîé Ïóøêèí íèêîãäà íå ïðèáëèæàëñÿ òàê áëèçêî ê ñîáñòâåííîìó èäåàëó æåíû:

«ÕÎÐÎØÀ ÑÎÁÎÉ, ÓÌÍÀ, ÈÐÎÍÈ×ÍÀ, ÏÐÈÂÅÒËÈÂÀ È Â ÂÛÑØÅÉ ÑÒÅÏÅÍÈ ÎÒÂÅÒÑÒÂÅÍÍÀ».

È âñå ê ýòîìó øëî. Ïî ñâèäåòåëüñòâó î÷åâèäöåâ «Ïóøêèí âñå ïðåáûâàíèå ñâîå â Ìîñêâå òîëüêî è çàíèìàëñÿ, ÷òî Óøàêîâîé: íà áàëàõ, íà ãóëÿíüÿõ, îí ãîâîðèë òîëüêî ñ íåþ, à êîãäà ñëó÷àëîñü, ÷òî â ñîáðàíèè Óøàêîâîé íåò, òî Ïóøêèí ñèäèò âåñü âå÷åð â óãëó, çàäóìàâøèñü è íè÷òî óæ íå â ñèëàõ ðàçâëå÷ü åãî..» Âñå æäàëè ïðåäëîæåíèÿ. Îíà è ñàìà, òàÿñü îò ñåáÿ, æäàëà åãî. À îí íàïèñàë åé â àëüáîì ïðåëåñòíîå, ïî÷òè âëþáëåííîå: « Êîãäà áûâàëî â ñòàðèíó » è …. ÷åðåç ìåñÿö óåõàë â Ïåòåðáóðã!

Ïðîùàÿñü, íàãîâîðèë ëþáåçíîñòåé, íàïèñàë â àëüáîì ñòðåìèòåëüíûå êàðàêóëè, íà÷åðòèë ñåáÿ ïåðîì — àâòîïîðòðåò â ìîíàøåñêîì êëîáóêå ñ ïîñîõîì — ðàñöåëîâàë ðóêè, ïðîñèë ïîìíèòü è õîòü èíîãäà âçäûõàòü î íåì! Øóòíèê, åãîçà, âåðòóí, ÿðêèé, ñòðåìèòåëüíûé, æèâîé, êàê ðåêà, ÷àðóþùèé.. Ñëîâîì, âåñü — Ïóøêèí.

Îíà ðäåëà ùåêàìè, îïóñêàëà ðåñíèöû, òîðîïëèâî, ñìóùåííî êðåñòèëà åãî óæå íà ïîðîãå.. À ïîòîì óñëûõàëà, ÷òî â Ïåòåðáóðãå, ëåäÿíîì è ãðàíèòíîì, Ïîýò åå íå ìîíàøåñòâîâàë, îòíþäü! Òàíöåâàë, âåñåëèëñÿ.. Óâëåêàëñÿ ôðåéëèíîþ Äâîðà À. Î. Ðîññåò, ñâàòàëñÿ ê Àííåò Îëåíèíîé — äî÷åðè ïðåçèäåíòà Ïåòåðáóðãñêîé Àêàäåìèè õóäîæåñòâ Àëåêñåÿ Íèêîëàåâè÷à Îëåíèíà. Îí ñäåëàë Àííå ïðåäëîæåíèå è òóò æå ïîëó÷èë îòêàç îò åå ðîäèòåëåé. Íà òîò ìîìåíò îí áûë áåäíûì, íî æóòêî ãåíèàëüíûì ïîýòîì!

Íåò íè÷åãî õóæå, ÷åì áåçîòâåòíàÿ ëþáîâü. Óçíàâ î íîâîì óâëå÷åíèè Ïóøêèíà, Êàòÿ óøëà â ñåáÿ, çàìêíóëàñü. Íî â ãëóáèíå äóøè îíà ïðîäîëæàëà íàäåÿòüñÿ, âåðèòü è æäàòü åãî… Ñåñòðà åå Åëèçàâåòà ïèñàëà: «Êàòè÷êà îò ñâîåé ëþáâè ñîâñåì, êàê îäóðåëà, ïîðà áû åå ê äîêòîðó ñâåçòè…!»

Ïðîøåë ãîä, îò íåãî íå áûëî âåñòåé. À òóò, ïîáûâàâ íà äâóõ-òðåõ ìîñêîâñêèõ áàëàõ, Åêàòåðèíà îáíàðóæèëà áåçóäåðæíóþ ñèìïàòèþ è íàèñåðüåçíåéøèå íàìåðåíèÿ ñî ñòîðîíû êíÿçÿ Ïåòðà Äîëãîðóêîãî. Âñêîðîñòè îáúÿâëåíî áûëî î åãî ñ Êàòåíüêîé Óøàêîâîé ïîìîëâêå.

Ñåìüÿ áûëî âçäîõíóëà ÷óòü ñâîáîäíåå, óæå äóìàëà î ïðèäàííîì è âåí÷àëüíîé ôàòå, íî òóò ãðîìîì è ìîëíèåþ, 29 ñåíòÿáðÿ 1829 ãîäà, âåðíóëñÿ â Ìîñêâó Ïóøêèí. Ïðèåõàë òîò÷àñ ñ âèçèòîì ê Óøàêîâûì. Ðàññêàçûâàë î Ïåòåðáóðãå, î áàëàõ, ðàóòàõ, ñòèõàõ è… î íîâîé ìîñêîâñêîé êðàñàâèöå — øåñòíàäöàòèëåòíåé Íàòàëèè Ãîí÷àðîâîé.

Âñêîëüçü, ìèìîõîäîì.. Òîãäà îíà íå ïðèäàëà ýòîìó çíà÷åíèÿ.

Åêàòåðèíó Íèêîëàåâíó Ïîýò íè â ÷åì íå óïðåêàë, ïîêîðíî âûñëóøàâ åå ãíåâíûå òèðàäû î íåïîñòîÿíñòâå ñåðäöà äðóçåé, è òîëüêî ñïðîñèë, ðàçâîäÿ ðóêàìè:

— À ÿ òî ñ ÷åì æå îñòàëñÿ ?

Îíà íàñìåøëèâî îòðåçàëà:

— Ñ îëåíüèìè ðîãàìè! – è ïîæàëåëà òóò æå î ñâîåì çëîÿçû÷èè, íî Ïóøêèí òîëüêî ðàñõîõîòàëñÿ çâîíêî è çàðàçèòåëüíî.

Ïîñëå æå — íå ïîêàçûâàëñÿ ñ íåäåëþ â äîìå Óøàêîâûõ, íî îäíàæäû ÿâèëñÿ — ìðà÷íåå òó÷è, öåðåìîííî ðàñêëàíÿëñÿ ñ ìàìåíüêîé, ñåðäå÷íî åãî ïðèâåòèâøåé, è ïðÿìèêîì îòïðàâèëñÿ â êàáèíåò ê ïàïåíüêå, Íèêîëàþ Âàñèëüåâè÷ó. Ïðîãîâîðèëè îíè ñ ÷àñ…

Óøåë Ïîýò òàêæå öåðåìîííî ïðîñòèâøèñü, ïîöåëîâàâ ðóêó õîçÿéêè. Òà íå çíàëà, ÷òî è ïîäóìàòü, íàñòîëüêî Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ áûë íåïîõîæ ñàì íà ñåáÿ: ñåðüåçíûé, ñîñðåäîòî÷åííûé, áëåäíûé!

Ïîñëå åãî óõîäà Íèêîëàé Âàñèëüåâè÷ òîò÷àñ âûçâàë ñòàðøóþ äî÷ü â êàáèíåò è âçâîëíîâàííî ñêàçàë åé î òîì, ÷òî Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ êîíôèäåíöèàëüíî ñîîáùèë åìó ñâåäåíèÿ, î÷åíü ïîðî÷àùèå ÷åñòü êíÿçÿ – æåíèõà è ïîòîìó ïîìîëâêà ñ íèì «àíãåëà Êàòåíüêè» äîëæíà áûòü íåìåäëÿ, òîò÷àñ æå — ðàñòîðãíóòà!

Ñâåäåíèÿ ñèè – íàäåæíû è âåðíû, íå äîâåðÿòü Ïîýòó, ÷åëîâåêó â âîïðîñàõ ÷åñòè ùåïåòèëüíîìó ÷ðåçâû÷àéíî — íåò îñíîâàíèé, è ïîòîìó, êîëè Êàòåíüêà ñîãëàñíà, îí ñàì, ñèþ æå ìèíóòó, íàïèøåò êíÿçþ îá îòêàçå…

Åêàòåðèíà Íèêîëàåâíà âî âñå âðåìÿ îòöîâñêîãî ìîíîëîãà ìîë÷àëà, áëåäíàÿ, êàê ñòåíà, ñöåïèâ ðóêè çà ñïèíîþ. Òîëüêî òèõî êèâíóëà è ñïðîñèëà áûëî ïàïåíüêó, ÷òî æå òàêîå íåâîçìîæíîå ðàññêàçàë Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ åìó î êíÿçå Ïåòðå, íî îòåö ïîáëåäíåë, áåñïîìîùíî îãëÿíóëñÿ íà äâåðü, ïðîáîðìîòàë: «äåâèöå ñèå çíàòü íå ïîäîáàåò!»

Ïîäàðêè æåíèõó — âîçâðàòèëè. È óæå íà ñëåäóþùåå óòðî Åêàòåðèíà Íèêîëàåâíà Óøàêîâà áûëà óæå íå êíÿæåñêîþ íåâåñòîþ, à ñíîâà – áàðûøíåþ íà âûäàíüå.

Ïîçæå, ìíîãî ïîçæå, îíà óçíàëà âñþ îòâðàòèòåëüíóþ ïðàâäó î êíÿçå è î åãî ìàëü÷èêàõ – ïàæàõ è ñîìíèòåëüíûõ ãâàðäåéñêèõ ïèðóøêàõ, íî ýòî áûëî òîãäà, êîãäà ïðîøëîå â åå æèçíè òèõî òóñêíåëî ïîä ãíåòîì ñòûëîãî íàñòîÿùåãî è íèêàê íå èìåëî âîçìîæíîñòè ïîäñëàñòèòü ãîðå÷ü åå Ñóäüáû…

Îíà âñïîìèíàëà ïîòîì, ÷òî âñå ðàññïðàøèâàëà òîãäà òèõî ìàìåíüêó, êàê ñìîòðèò òà íà Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à, âèäèò ëè åãî æåíèõîì åå? Ñîôüÿ Àíäðååâíà ñìåÿëàñü, êà÷àëà ãîëîâîþ:

« Ãîëóá÷èê, Êàòåíüêà, äà âåäü îí – Ïîýò ðóññêèé, ïîä íàäçîðîì Èìïåðàòîðñêèì, áåäåí, äâà èìåíèÿ ïî÷òè ÷òî çàëîæåíû, õîòü ðîä è äðåâíèé, äâîðÿíñêèé.. ×åì æèòü ñòàíåòå, êîëè ïîæåíèòåñü? Ñåìüÿ, íå äåòñêèå çàäèðàíèÿ – äåëî ñåðüåçíîå..»

À âïðî÷åì, åæåëè Êàòåíüêà ëþáèò è ïîíèìàåò, êòî òàêîé — Ïóøêèí, — ïðîäîëæàëà òóò æå ìàìåíüêà, — îíè ñ îòöîì åå íåâîëèòü íå ñòàíóò, ïðèäàííîå åé ñûùóò è áëàãîñëîâÿò, îí â èõ äîìå óæå äàâíî êàê ðîäíîå, âåñåëîå äèòÿ, êîòîðîå áåðå÷ü íàäîáíî ïóùå ãëàçó.. Çà ñåðäöå åãî áëàãîðîäíîå òîëüêî âå÷íî ïðèçíàòåëüíû îíè äîëæíû åìó áûòü, çà òî ÷òî óáåðåã ñåìüþ îò áåñ÷åñòüÿ.

Åêàòåðèíà Íèêîëàåâíà âñïûõèâàëà, áëàãîäàðíî öåëîâàëà ìàòåðè ðóêè, è, ëèêóÿ, áåæàëà â ãîñòèíóþ — âñòðå÷àòü Ïóøêèíà. Ñåðäöå åå ãîðåëî ðàäîñòüþ, îíà æäàëà, äîæäàëàñü è âíîâü íàäåÿëàñü!

 åå àëüáîìå ïîÿâèëèñü áåçîáèäíûå êàðèêàòóðû íà Àííåò Îëåíèíó è åäâà óëîâèìûå, çíàêîìûå ïðîôèëè ïåðîì, èñïîëíåííûå íåòåðïåëèâîþ ðóêîþ Ñàøè Ïóøêèíà… Îíà íà÷èíàëà íàçûâàòü åãî òàê ïðî ñåáÿ, à èíîãäà è âñëóõ, Îí ñìåÿëñÿ, êà÷àë ãîëîâîþ, ãîâîðÿ, ÷òî òàê åãî çâàëà òîëüêî íÿíÿ è èçðåäêà – ìàòü..

Îíè âèäåëèñü âñÿêèé äåíü, ïåðåïèñûâàëèñü ïî óòðàì… Ëèçà òðóíèëà íàä íåþ, íî âòàéíå ðàäîâàëàñü òîìó, êàê ðàñöâåëà Êàòè÷êà, êàê çàçâåíåë åå ãîëîñ – îíà ìíîãî ïåëà ïî óòðàì, è ÷àùå äðóãèõ — ïóøêèíñêèå ñòðî÷êè…

Êîãäà æå ïðèåçæàë åùå íå îáúÿâëåííûé íèêîìó åå ñåðäå÷íûé èçáðàííèê, îíà ñïåøèëà ê íåìó, ïðÿ÷à ïîä íàñìåøëèâîþ ìèíîþ âñå ñâîè èñòèííûå ÷óâñòâà, è ïðîäîëæàëèñü âîâñþ èõ çàáàâíûå ðîçûãðûøè, èõ çàäèðàíèÿ äðóã äðóãà, âåðåíèöà èõ àëüáîìíûõ ýêñïðîìòîâ è êàðèêàòóð – â òîì ÷èñëå, è — íà íåïðèñòóïíûõ äåâèö Ãîí÷àðîâûõ, îíè ñîîáùà íàçûâàëè èõ — «Êàðñîì» – êðåïîñòüþ òóðåöêîé, ÷òî ñëàâèëîñü ñâîåþ îáîðîííîþ áðîíåþ…

Îíà ñíîâà ìå÷òàëà î íàñòîÿùåì æåíñêîì ñ÷àñòüå, à îí…. ïðîñòî ìåòàëñÿ â ïîèñêàõ òèõîé ïðèñòàíè…

À ïîòîì Ìîñêâà îïÿòü íåùàäíî ïîëíèëàñü ñëóõàìè:

«Ïóøêèí îò÷àÿííî âëþáëåí â ìåíüøóþ èç ñåñòåð Ãîí÷àðîâûõ, äåëàë ïðåäëîæåíèå, åìó ðåøèòåëüíî îòêàçàíî – ìàòü íåâåñòû óñîìíèëàñü â áëàãîíàäåæíîñòè Ïîýòà!»