Юрий ващук биография личная жизнь

Юрий ващук биография личная жизнь thumbnail

Ващук Юрий Михайлович – лётчик-испытатель Лётно-испытательной и доводочной базы открытого акционерного общества “ОКБ Сухого”.

Родился 12 июня 1963 года в городе Барнаул Алтайского края. В 1967 году переехал с родителями в город Нижневартовск Тюменской области. В 1980 году окончил в Нижневартовске среднюю школу № 5. Учился в Нижневартовском аэроклубе ДОСААФ.

Окончил Кинель–Черкасский учебно-авиационный центр ДОСААФ в Омске в 1982 году. Служил в ДОСААФ, младший лейтенант. Стал известным спортсменом, членом сборной команды РСФСР и СССР по самолётному спорту, призер и победитель многих союзных и международных соревнований.

В 1989 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. С 1989 года работал инженером-конструктором Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. С 1990 года – лётчик–инструктор Центрального аэроклуба России имени В.П. Чкалова.

В 1992 году перешёл на работу в Лётно-испытательную и доводочную базу ОКБ Сухого на должность инженера. В 1993 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Затем трудился ведущим лётчиком-испытателем лётно-испытательной станции ОКБ Сухого.

Выступал с показательными программами на международных авиасалонах – МАКС, Ле–Бурже, Берлин, Джухай и других. Представлял Су-35 в Южной Корее. Как лётчик–испытатель принимает участие в создании новых образцов военной техники, как на этапе проектирования, и так на этапе доводки её в процессе лётных испытаний. Освоил десятки типов самолётов и их модификаций, в том числе истребители МиГ-21 и МиГ-23, спортивные Су-29 и Су-31, одноместный и двухместный варианты палубного самолета Су-33, самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 “Беркут”.

Юрий Ващук является ведущим лётчиком истребителя Су-35 (модификация самолета Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманевренности, совершать фигуры высшего пилотажа, не выполняемые в мире ни одним самолётом, кроме модификаций Су-27: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов. В 2001 году поднял в небо опытный грузопассажирский среднемагистральный самолёт С-80 в качестве второго пилота (командир экипажа – Герой Российской Федерации И. Вотинцев).

В аварийной ситуации в ходе испытательного полёта на Су-35 18 декабря 2002 года, профессионализм и мужество Юрия Ващука дали возможность не покидать обречённый Су-35 до тех пор, пока он не убедился, что в направлении падения самолёта нет населенных пунктов, что информация в блоках контрольно-записывающей аппаратуры будет сохранена.

Технические выводы, сделанные в ходе расследования причин аварии, позволили определить причины неполадки разработать комплекс мер по увеличению ресурса боевых самолетов.

Ранее, 15 апреля 2002 года, при выполнении испытательного полёта на территории аэродрома ЛИИ имени М.М. Громова потерпел аварию на спортивном самолёте Су-29. В этом полёте проводилось исследование возможности полёта со снятым элероном (имитировался его отрыв). Самолёт упал с левым креном на траву возле полосы. Левое крыло полностью отлетело, самолёт скапотировал. Лётчик получил травмы рук и ноги, однако вскоре вернулся к лётной работе.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2003 года № 1259 Ващуку Юрию Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

Продолжает лётно-испытательную работу в “ОКБ Сухого”. Один из ведущих испытателей истребителя пятого поколения Т-50.

Живёт в городе Жуковский Московской области. Член Общественной палаты г. Жуковский с 2012 года. Президент Федерации авиамодельного спорта Российской Федерации с 2015 года.

Награждён орденом Мужества, медалью.

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (14.06.2010). Мастер спорта международного класса по самолётному спорту.

Источник

Я познакомился с Юрием Михайловичем во время Вахты Героев Отечества, которая проводилась в Барнауле в конце октября 2014 года. Открытый, улыбчивый, располагающий к разговору человек. Мне уже было известно, что он родился в краевом центре 12 июня 1963 года, лётчик-испытатель, Герой России.

– На какой улице ваша семья жила в Барнауле?

– Родители у меня работали на шинном заводе. И жили рядом.

– Этот микрорайон у нас называется Потоком.

– Наверное, да.

То, что Юрий Ващук неточно помнит своё прежнее место жительства, неудивительно – он прожил в Барнауле всего лишь первые пять лет.

Его родители – люди деревенские. Предки матери перебрались из Мордовии в село Мереть Сузунского района Новосибирской области. Там-то Полина Баргова и встретила гарного украинского хлопца Михаила Ващука. После свадьбы молодожёны переехали в Барнаул, где трудились на рядовых должностях на шинном заводе. А их второй ребёнок Юрий стал Героем России. Кроме него в семье росли две дочери – Елена и Ольга.

– Имя Юрий вам наверняка дали потому, что накануне вашего рождения полетел в космос Юрий Гагарин.

– Есть такая семейная легенда.

– А вы о полёте в космос мечтали?

Читайте также:  Биография личная жизнь анатолий смиранин личная жизнь

– Конечно. Но моя профессия лётчика-испытателя тоже связана с небом и с полётами.

В принципе, почти всё детство я провёл неподалёку от места рождения – на границе с Алтайским краем, в селе Мереть. Я очень часто гостил, жил у бабушки с дедушкой. Дедушка там похоронен. Перед 9 мая 2013 года я ездил туда – памятник ему поставил.

В Мерети мне впервые довелось увидеть самолёт Ан-2, пролетавший над головой. Мне было всего года три-четыре, но этот эпизод решил мою судьбу.

Много лет спустя я выяснил, что над Меретью был поворотный пункт на полигон Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Ту-24 пролетали очень быстро – их не заметишь. А мне нравился Ан-2, потому что он летал довольно низко и за ним можно было довольно долго бежать вдоль деревни, выкрикивая считалку: «Самолёт, самолёт, унеси меня в полёт!»

Потом из книг я узнал, что самая героическая профессия – это военный лётчик. Но так как войны не было, я решил стать лётчиком-испытателем.

Правда, мама об этом моём желании даже и слышать не хотела.

– Почему?

– Она твердила, что я должен учиться только на инженера. Потому что инженеры всегда ходят в костюмах, в рубашках с галстуками, их все уважают.

И всё же в городе Нижневартовске Тюменской области, где наша семья жила с 1967 года, я занимался парашютным спортом. А летом 1980 года вновь оказался в Барнауле – поступал в высшее военное авиационное училище лётчиков.

– И что, провалились на экзамене?

– Не прошёл медкомиссию. Врачи обнаружили у меня увеличенные миндалины, или гланды. Возвратился домой, быстро их удалил. Не стал ждать ещё год для нового поступления – поехал в Омск. И тем же летом 1980 года поступил в учебный авиационный центр ДОСААФ. Позже окончил Московский авиационный институт, стал лётчиком-испытателем. Так что моя мечта сбылась. А сейчас сбылась ещё одна – я вновь, в третий раз в жизни, оказался в Барнауле – городе, где появился на свет.

Высшая степень эволюции

По словам Ващука, профессия лётчика-испытателя является самой высокой степенью эволюции пилота.

Сначала Юрий Михайлович работал в лётно-исследовательском институте имени Михаила Громова, затем – в Центральном аэроклубе России имени Валерия Чкалова, а с 1992 года является лётчиком-испытателем опытно-конструкторского бюро «Сухой».

Он пришёл в лётчики-испытатели из ДОСААФ, из сборной СССР по высшему пилотажу. Раньше в эту профессию брали только из Военно-воздушных сил. В 1980-х годах ряды избранных покорителей небес стали пополняться членами сборной страны по высшему пилотажу. Призёрами чемпионатов СССР, Европы и мира были будущие Герои России Евгений Фролов и Юрий Ващук, президент Литвы Роландас Паксас, космонавт Светлана Савицкая и многие другие.

Специальность, которую Ващук получил в МАИ, называется «Самолётостроение». Он убеждён, что сегодня технически грамотным лётчиком может стать тот, кто имеет не только навыки вождения, но понимает, из чего сделан самолёт, как он летает.

Юрий Михайлович был ведущим лётчиком истребителя Су-35 – модифицированного Су-27. Эта машина оборудована экспериментальной системой дистанционного управления, благодаря чему самолёт творит в небе небывалые чудеса сверхманевренности и совершает фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полета на 1800. Такое не под силу ни одному летательному аппарату в мире. Однако это не просто акробатика, а принципиально новые боевые качества, которые в воздушном бою способны обеспечивать российским боевым машинам превосходство над врагом и гарантировать надёжную защиту просторов страны.

Специфика лётной работы, по словам Юрия Ващука,  подразумевает, что испытатель по своим качествам должен быть яркой индивидуальностью, однако обязан ставить интересы коллектива выше личных.

Первым самолётом самого Ващука был спортивный Су-29. Потом он освоил Л-39, МиГ-15, 17, 21, 23, Як-55, Су-24-27, 29, 31. На его глазах Ан-24 и Як-40 заменили современным Су-80. Словом, Ващук летает на всех типах самолётов ОКБ «Сухой», в том числе и на Т-50 – многоцелевом российском истребителе пятого поколения, чья эксплуатация запланирована на 2016 год.

По его оценке, существенная перемена произошла в системах управления самолётов: теперь они не аналоговые, как раньше, а цифровые. Это требует иной подготовки лётного состава. Истребители советского производства и современные разработки не идут ни в какое сравнение. За последние годы, несмотря на известные трудности, сделан колоссальный технологический и технический рывок.

На пределе возможностей

У испытателей не принято катапультироваться. Они до последнего пытаются вытянуть самолёт, испытать его на пределе возможностей. Однако в инструкциях прописаны случаи, когда это делать необходимо. Например, из-за отказа техники, грозящей неминуемой гибелью пилота.

В лётной практике Юрия Ващука было три аварии, в том числе две с катапультированием. Причём обе произошли в 2002 году.

Читайте также:  Домогаров актер биография личная жизнь

15 апреля того злополучного года на спортивном Су-29 он проводил исследование возможности полёта со снятым, неуправляемым элероном – рулевой поверхностью крыла, управляющей креном самолёта. Ващук сумел поднять самолёт в воздух, но в полёте машину повело в сторону и «Сушку» закрутило. И он увёл машину в штопор, жёстко приземлившись рядом с взлётной полосой. В итоге у испытателя был сломан палец и разрублена пятка. «Палец сросся, пятку пришили», – улыбаясь, говорит сегодня лётчик, словно речь идёт о пустяковой царапине.

Вскоре он вновь вернулся к летной работе. 19 декабря 2002 года во время испытательного полёта случилась авария на боевом Су-35. Позже специальная комиссия установила, что ЧП произошло не по вине авиатора – при производстве истребителя был допущен технологический брак при обработке оси стабилизатора. Юрий Ващук покинул обречённый Су-35 лишь тогда, когда убедился, что в районе предполагаемого падения борта отсутствуют населённые пункты. 20-тонный самолёт стоимостью около 33 миллионов долларов, способный обнаруживать и сопровождать до 20 целей, а по восьми вести одновременный огонь, упал в 80 километрах от города Раменского, на территории Егорьевского района Подмосковья. А лётчик-испытатель, прижав к себе блок контрольно-записывающей аппаратуры, приземлился в лесу, в пяти километрах юго-восточнее Шатуры.

…Наш земляк приезжал на свою малую родину из города Жуковского. Кстати, в этом подмосковном городке в разное время жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда. Такого сонмища кавалеров высших наград нет, пожалуй, ни в одном населённом пункте мира, за исключением мегаполисов. Сейчас, к примеру, его жителями являются 73 героя.

А Юрий Ващук известен среди равных себе ещё и тем, что занимается лётным обучением подростков от 13 до 17 лет ставшего родным для него городка. Специально для этого он купил лёгкий самолёт Bristell NG-5. Недаром же наш земляк возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России.

Источник

Накануне стало известно, что к «иконостасу» Юрия Михайловича, увенчанному Золотой Звездой, добавилась ещё одна награда – орден Мужества. Абсолютное признание опыта, мастерства и, конечно же, мужества!.. Однако дорога в небо была у него непростой: медкомиссия вынесла вердикт, что с таким здоровьем даже мечтать об авиации нет смысла, особенно военной. Но врачи не представляли, с кем имеют дело. Как рассказал корреспонденту еженедельника «Звезда» Юрий Ващук, уже через год он «разделался» со своими болячками и поступил в Омский учебный авиационный центр ДОСААФ. В итоге стал младшим лейтенантом запаса, имея в багаже сто с лишним часов налёта на Л-29, УТИ МиГ-15 и МиГ-17. Для лётчика-испытателя этого явно не хватало, и, изучив различные профильные справочники, Ващук решил продолжить учёбу в Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе.

– Согласитесь, Юрий Михайлович, МАИ – не самый близкий путь в летчики-истребители.

– Так вышло, что в тот год, когда я окончил авиацентр ДОСААФ, разнарядки для поступления в военные училища не было. Мне дали направление в училище гражданской авиации в Актюбинске, но я рискнул попытать счастья в Москве. Во-первых, знал, что много выпускников-«маишников» стали космонавтами, а во-вторых, в институте был факультет, готовивший специалистов по лётным испытаниям.

– А как вы стали мастером спорта международного класса по самолётному спорту?

Просто мне очень хотелось летать. А поскольку наш институт располагается рядом с Тушино, где находился Центральный аэроклуб им. Чкалова, я не мог не воспользоваться такой возможностью.

Стал летать на спортивных самолётах, научился «рисовать» в небе фигуры высшего пилотажа. В результате «долетался» до члена сборной команды страны и даже выступал на чемпионатах мира. Но спорт – это не профессия. Поэтому, когда мне поступило предложение стать лётчиком-испытателем в ОАО «ОКБ Сухого», согласился не раздумывая.

– Вы и сейчас работаете испытателем у «Сухого»? А за что получили Золотую Звезду ?

– Работаю по-прежнему в ОКБ и до сих пор занимаюсь испытательной работой, только теперь уже в должности заместителя начальника лётной службы. По-прежнему принимаю участие в создании новых образцов техники как на этапе проектирования, так и на этапе доводки её в ходе лётных испытаний. Начинал с Су-29 и Су-31, ставил на крыло самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут», который сейчас носит название – Су-47. Всего в моём послужном списке порядка семи десятков различных типов и модификаций самолётов. Горжусь, что одним из первых освоил Су-57, когда он ещё был известен под шифром Т-50. Один из бортов мне довелось перегонять с авиационного завода Комсомольска-на-Амуре на аэродром в Жуковском.

Читайте также:  Владимир машков биография личная жизнь

Справка

Су-57 – малозаметный многофункциональный истребитель 5-го поколения, разработанный ОКБ имени П.О. Сухого на замену тяжёлому истребителю Су-27. Первый испытательный полёт самолёт совершил в январе 2010 года. В мае 2019-го запущено серийное производство истребителя Су-57.

…Что же касается высшей награды, то должен сказать, что лётчики-испытатели крайне редко становятся Героями за какой-то конкретный эпизод. В основном – по совокупности заслуг, связанных с нашей повседневной деятельностью.

– Вы так обыденно говорите о работе лётчика испытателя… А катапультироваться не приходилось? Что испытывает лётчик в такие моменты? Не сложно ли потом снова садиться в кабину?

– Риск присутствует всегда, потому что наша работа связанна с опытной техникой. Но на то мы и летчики-испытатели, чтобы опробовать машину по максимуму, прежде чем она уйдёт в войска. А катапультироваться приходилось. Два раза, и философствовать в таких ситуациях, поверьте, некогда. Да и после тоже: либо ты делаешь дело, которому обучен, либо ищешь другое занятие… Главное, быть уверенным, что ты сделал всё возможное, чтобы спасти самолёт, а если не удалось – постараться, чтобы машина при падении нанесла как можно меньше вреда на земле. В первом случае мы с напарником на МиГ-23УБ выполняли учебный полёт на устойчивость и управляемость, когда на борту возник пожар. Ничего не оставалось, как прыгать. А задержка возникла потому, что самолёт нужно было отвести подальше от озера и населённых пунктов. В результате катапультировались почти на предельно низкой высоте – около 400 метров, за что потом получили втык от руководства. Так рисковать нам было запрещено. Во втором случае я катапультировался из Су-35 во время отработки новых режимов управления. И самое неприятное, что при приземлении повис на дереве и висел, пока не сняли спасатели.

– А как вы оцениваете Су-57?

Безусловно, эта машина – гордость российских ВКС. Равного в мире ему сегодня нет. Помимо минимальной заметности для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный, самолёт обладает сверхманевренностью и имеет возможность уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Плюс к этому самолёт является многофункциональным и может решать как задачи завоевания превосходства в воздухе, так и работать по наземным и надводным целям. А теперь добавьте к этому мастерство пилота и известную на весь мир решительность и отчаянность, которая свойственна только русскому человеку.

Если наши лётчики могли проявлять настоящие чудеса героизма на фанерных самолётах во время прошлой войны,то представляете, что они могут сделать на такой машине! Никому не советую испытать мощь российского СУ-57 на собственной шкуре! При этом хочу отметить, что мы продолжаем в ходе испытательных работ наращивать боевые возможности этой уникальной машины.

– В ближайшем МАКСе вы примете участие как руководитель или как действующий летчик?

– Не списывайте меня раньше времени из летчиков-испытателей. Мне только исполнилось 56 лет, и поскольку медицина даёт добро, мы ещё полетаем. В один из дней выставки я поведу группу самолётов, состоящую из четвёрки Су-57 и пары Су-35 и Су-34, которые будут имитировать воздушный бой. На следующий день сяду за штурвал своего любимого Су-35. Словом, приезжайте в Жуковский, и я вас уверяю: увидите много интересного.

Справка

Юрий Ващук являлся ведущим лётчиком-испытателем истребителя Су-35, оборудованного экспериментальной системой, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманёвренности и выполнять фигуры высшего пилотажа без управляемого вектора тяги. В их числе такие упражнения, как управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов и др. Помимо МАКСа, лётчик-испытатель Ващук на Су-35 выступал с показательными программами на международных авиакосмических салонах в Париже, Берлине, китайском Чжухае и Сеуле.

– А молодые пилоты в затылок ветеранам не дышат?

Конкуренция присутствует, но не такая уж острая.

Чтобы было понятно: у нас в ОКБ «Сухого» лётчики-испытатели, которых мы называем молодыми, уже приближаются к своему 40-летнему возрасту. Опыт лётчика-испытателя – это багаж, который накапливается только в процессе работы. Даже если ты родился с семью пядями во лбу, этого недостаточно, чтобы стать классным специалистом в нашем непростом деле. Только огромная практическая работа на земле и в воздухе делает из обычного пилота лётчика-испытателя.

– Вроде бы вы уже достигли всего, что может пожелать себе лётчик… Осталась ли ещё невзятые высоты?

– Конечно, я же так и не стал кадровым военным лётчиком. Надеюсь, что эту высоту возьмёт мой сын, который сейчас учится на третьем курсе Краснодарского высшего военного авиационного училище. Когда и он освоит небо, я точно буду удовлетворён своей судьбой.

Источник