Юрий трифонов биография личная жизнь

Юрий трифонов биография личная жизнь thumbnail

Биография

Прозаик Юрий Трифонов появился на свет в один день и год с другим известным русским литератором — фантастом Аркадием Стругацким. Автор «Дома на набережной» был любим женщинами и обласкан властями. Его произведения печатались огромными тиражами и котировались на Западе, а он продолжал стыдиться первой опубликованной повести.

Детство и юность

Юрий Валентинович родился в 1925 году в Москве. Судьбы членов семьи писателя неоднократно пересекались с биографиями руководителей Советского Союза. В квартире Юриной бабушки Татьяны Александровны Лурье (Словатинской) на Васильевском острове Санкт-Петербурга до революции останавливался Иосиф Сталин. Татьяна Александровна штопала вещи будущего вождя всех народов и, по слухам, имела с ним роман.

Писатель Юрий Трифонов

Отец литератора — Валентин Андреевич, революционер родом с Дона, тоже отлично знал Иосифа Джугашвили еще с царских времен и, как и Коба, был очарован красотой и умом Татьяны Словатинской. Однако затем донской казак Трифонов увлекся дочерью своей бывшей возлюбленной, Женей, и позвал девушку замуж. Мать Юры была младше отца на 16 лет и, кроме сына, подарила супругу дочь, названную в честь бабушки — Таней.

Практически все родственники Юрия Трифонова имели склонность к литераторству: мама публиковала произведения для детей под псевдонимом Е. Таюрина, а папа в 1936 году написал книгу «Контуры грядущей войны», в которой предсказал нападение Германии на Советский Союз. Дядя по отцу издавал романы про Гражданскую войну, а двоюродный брат и ровесник Георгий Трифонов впоследствии стал известен как автор стихов и автобиографической прозы Михаил Демин.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала жить в здание, построенное для партийных и советских руководителей. В школе Юра писал стихи и редактировал стенгазету, а Валентин Трифонов руководил становлением советской юриспруденции.

Юрий Трифонов

В 1937 году Юриного отца арестовали, а через год расстреляли. Репрессировали и маму будущего литератора (аресту матери мальчик посвятил неумелое, но пронзительное стихотворение). Бабушка через старые связи добилась смягчения участи дочери, но из дома на набережной семью выселили. С началом войны Юрий с бабушкой и сестрой эвакуировался в Ташкент, но вскоре вернулся в Москву и работал на оборонном заводе. Тогда же юноша вступил в комсомол.

Интересный факт: молодой Трифонов видел себя стихотворцем, а не прозаиком, и подал документы на поэтическое отделение литературного института. Но приемная комиссия раскритиковала вирши начинающего литератора, похвалив Юрины рассказы. Парень поступил на отделение прозы и навсегда покончил с поэзией. Дипломная работа Трифонова — конъюнктурная повесть «Студенты», обличающая космополитов, удостоилась Сталинской премии.

Книги

Критики Трифонова упрекали писателя в бытописательстве. В одном из последних рассказов «Вечные темы» Юрий Валентинович объясняет свою тягу к точной прорисовке бытовых деталей, житейских ситуаций и душевных терзаний маленького советского человека. Действие обычно разворачивается в Москве: из рассказа «Верка и Зоя» и повести «Обмен» читатели узнают не только о перипетиях жизни героев, но и о жилищном строительстве.

Книга Юрия Трифонова «Дом на набережной»

Сквозной нитью в произведениях писателя проходит проблема нравственного выбора: она присутствует и в главной книге Трифонова «Дом на набережной», и в повести «Другая жизнь», и в исповедальном романе «Время и место». Автор не щадит себя: в цитатах часто угадываются этические метания писателя-интеллигента.

Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» — о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980-м Юрия Валентиновича выдвинули на соискание Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала кончина писателя.

Личная жизнь

Трифонов трижды вступал в брак, причем все жены прозаика, судя по фото, были красавицами. По оценке дочери писателя Ольги, сейчас проживающей в Германии, в личной жизни отец не отличался высокими моральными качествами, предавал любящих его женщин и тратил движения души на творчество, а не на близких людей.

«Иногда и молчание собственное казнит». Юрий Трифонов (1925—1981), писатель.

Опубликовано Писатели и Философы Среда, 20 марта 2019 г.

Писатель Юрий Трифонов

Первой супругой Юрия Валентиновича стала солистка Большого театра Нина Нелина, происходившая из семьи известных художников. Молодые люди любили друг друга, но часто скандалили. Одной из причин размолвок могло быть прошлое певицы: ее, как и балерин главного театра СССР, принудительно привозили на банкеты Лаврентия Берии, заканчивающиеся ночными оргиями. Намек на это обстоятельство содержится в повести Трифонова «Долгое прощание», экранизированной в 2004 году.

Писатель месяцами пропадал в командировках, в частности, собирал материал для произведения «Утоление жажды». От переживаний у жены развился букет болезней, и она отправилась на лечение в Литву. Через несколько дней женщина скончалась от сердечного приступа. Домашние хлопоты свалились на дочь-подростка.

Юрий Трифонов и его жена ОльгаЮрий Трифонов и его жена Ольга

Вторая жена прозаика — редактор Алла Пастухова — влюбилась в Трифонова-писателя раньше, чем познакомилась с ним лично. Молодая красавица написала хвалебную рецензию на произведение литератора. Именно для курируемой ею серии «Пламенные революционеры» Трифонов написал роман «Нетерпение».

Ради Юрия Алла развелась с мужем и подружилась с дочерью любимого. Благодаря Пастуховой проза Трифонова стала плотной и эмоционально насыщенной. Получив признание, литератор стал пренебрегать женой, а для быта ни один из супругов не был создан. В итоге отношения сначала переросли в гостевой брак, а потом распались.

Юрий Трифонов – писатель, киносценарист

В 1966-1969 годах он написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень»…

Опубликовано ВЕСТИ.ru Вторник, 28 августа 2012 г.

Юрий Трифонов с сыном

Читайте также:  Биография николая бурляева личная жизнь

Третья жена Ольга Мирошниченко ради любви к Трифонову также ушла от мужа. Добрачный роман длился 7 лет, но, по заверениям Ольги, она обратила внимание на суженого — тогда кудрявого юношу, спешившего на завод, еще в детсадовском возрасте. Интересный факт: третий тесть Юрия Валентиновича тоже был связан со сталинской семьей — учился вместе со второй супругой вождя Надеждой Аллилуевой. Ольга подарила немолодому литератору сына Валентина.

Смерть

Роковым числом для писателя было «двадцать восемь». 28 августа Трифонов родился, а 28 марта умер. Это случилось в последний год брежневской эпохи.

28 августа 1925 года родился Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981)…
Юрий Валентинович ТРИФОНОВ
(1925 — 28.3.1981),
писатель.
Источник фото:1abzac.ru

Опубликовано Ольга Чугина Пятница, 28 августа 2015 г.

Юрий Трифонов

55-летний прозаик восстанавливался в больнице после операции по удалению почечной опухоли. В ожидании обхода Трифонов позавтракал и прилег почитать газету со своим интервью. Когда врачи пришли, литератор был уже мертв. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.

Могила Юрия Валентиновича находится на Кунцевском кладбище. В 2003 году на стене дома на набережной появилась мемориальная доска памяти писателя.

Цитаты

«В разные времена настоящее выглядит по-разному» («Дом на набережной»)

«Человек должен бояться одного — самого себя» («Время и место»)

«Как же не понимать, что людей не любят не за их пороки, а любят не за их добродетели» («Обмен»)

«Всякий брак — не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов. Всякий брак — двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем?» («Другая жизнь»)

Библиография

  • 1951 – «Студенты»
  • 1959 – «Под солнцем»
  • 1961 – «В конце сезона»
  • 1963 – «Утоление жажды»
  • 1966 – «Отблеск костра»
  • 1969 – «Обмен»
  • 1970-1976 – «Дом на набережной»
  • 1973 – «Долгое прощание»
  • 1973 – «Нетерпение»
  • 1976 – «Другая жизнь»
  • 1979 – «Старик»
  • 1980 – «Опрокинутый дом»
  • 1981 – «Время и место»
  • 1987 – «Исчезновение» (посмертное издание)

Источник

Российский писатель. Поэт. Киносценарист. Мастер «городской» прозы. Одна из главных фигур литературного процесса 1960-1970-х годов в стране. Основоположник психологического рассказа о спорте и спортсменах. В 1980 году выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе.

Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в городе Москва. Отец прошел ссылку и каторгу, участвовал в вооруженном восстании в Ростове, в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петербурге, в гражданской войне, в 1918 году спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец выступал для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен. В 1938 году также арестована и мать.

    «Сын врага народа» после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который окончил с отличием в 1949 году.

    Известность приобрел после выхода в свет романа «Студенты» в 1950 году. Весной 1952 года уехал в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 году появился цикл его рассказов и очерков «Под солнцем», в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 году написал роман «Утоление жажды». Реабилитация отца в 1956 году дала Юрию Валентиновичу возможность в 1965 году написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца.

     С 1966 по 1969 год написал ряд рассказов, в числе которых «Вера и Зойка», «В грибную осень» и другие. В 1969 году выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». В 1973 году издал роман о народовольцах  «Нетерпение», исследующий в человеке «неистребимый генетический код истории», связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее.

    В последние годы жизни написал роман «Старик» и цикл рассказов «Опрокинутый дом». Проза Трифонова зачастую автобиографична, главная тема: судьба интеллигенции в годы правления Сталина. Весь творческий путь писателя, от раннего романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» в 1981 году, посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле.

     Ряд трифоновских книг посвящен истории: роман «Старик» рассказывает об установлении советской власти на Дону, а «Нетерпение» о Желябове и других народовольцах. Когда «Нетерпение» вышло в свет, в Европе обострилась проблема терроризма, и на волне интереса к людям, идущим во имя идей на убийства, произведения Трифонова стали популярными за рубежом. В 1980 году Юрия Валентиновича выдвинули на соискание международной Нобелевской премии по литературе. Получению высшей литературной награды помешала скоропостижная смерть писателя.

    Юрий Валентинович Трифонов скончался 28 марта 1981 года в Москве на 56 году жизни от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен писатель на Кунцевском кладбище столицы.

Библиография

«Собрание сочинений в четырёх томах». – М.: «Художественная литература», 1985-1987.

«Избранные произведения в двух томах». – М.: «Художественная литература», 1978.

«Студенты». – М.: «СП», 1951; Магадан, 1952; Курск, 1952; «СП» и «МГ», 1953; Омск, 1954; М., 1956; М., 1960.

«Под солнцем». Рассказы. – М.: «Советский писатель», 1959.

«В конце сезона». Рассказы. – М.: «Физкультура и спорт», 1961.

Читайте также:  Владлен бирюков биография личная жизнь фото

«Утоление жажды». – М.: «Художественная литература», 1963; 1964; 1965; 1967; 1970; «Профиздат», 1979.

«Костры и дождь». Рассказы. – М.: «Советская Россия», 1964.

«Факелы на Фламинио». Рассказы и очерки. – М., 1965.

«Отблеск костра». Документальный очерк. – М.: «Советский писатель», 1966.

«Кепка с большим козырьком». Рассказы. – М.: «Советская Россия», 1969.

«Игры в сумерках». Рассказы и очерки. – М.: «Физкультура и спорт», 1970.

«Рассказы и повести». – М.: «Художественная литература», 1971.

«Долгое прощание». Повести и рассказы. – М.: «Советская Россия», 1973.

«Нетерпение». – М.: « Политиздат», 1973; 3-е изд. – 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988.

«Продолжительные уроки». – М.: «Советская Россия», 1975.

«Другая жизнь». – М.: «Советский писатель», 1976.

«Обмен». Повесть. – М., 1977.

«Повести». – М.: «Советская Россия», 1978.

«Другая жизнь». Повести и рассказы. – М.: «Известия», 1979.

«Старик». – М.: «Советский писатель», 1979.

«Старик. Другая жизнь». – М.: «Советский писатель», 1980.

«Нетерпение. Старик». – М.: «Известия», 1983.

«Другая жизнь. Отблеск костра». – М.: «Советский писатель», 1983.

«Как слово наше отзовётся». Публицистика. – М.: «Советская Россия», 1985.

«Вечные темы». Романы, повести и рассказы. – М.: «Советский писатель», 1985.

«Время и место». Романы и повесть. – М.: «Известия», 1988.

«Исчезновение. Старик. Отблеск костра». – М, : «Московский рабочий», 1988.

«Отблеск костра. Исчезновение». – М.: «Советский писатель», 1988.

«Бесконечные игры». Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. – М.: «Физкультура и спорт», 1989.

«Отблеск костра. Старик». – М.: «Известия», 1989.

«Исчезновение. Время и место. Старик». Романы. – М.: «Современник», 1989.

Экранизации

1966 – Утоление жажды (Туркменфильм; реж. Булат Мансуров) – одноимённый роман

1977 – О чем не узнают трибуны (альманах короткометражных киноновелл: «Алёшино знакомство», «Телеграмма», «Победа присуждается…»; Киностудия им. М. Горького; реж. Яков Базелян) — по мотивам рассказов

1977 – Обмен (Литовская киностудия; реж. Раймондас Вабалас) – одноименная повесть

1982 – Прозрачное солнце осени (Ленфильм; реж. Виктор Бутурлин) – одноименный рассказ

1985 – Вера и Зойка (Свердловская киностудия, ВКСР; реж. Александр Наговицын) – одноименный рассказ

1989 – Свой крест (Киностудия «Глобус»; реж. Валерий Лонской) – повесть «Другая жизнь»

2004 – Долгое прощание (кинокомпания «Фильм-про», режиссер Сергей Урсуляк)

2007 – Дом на набережной

Бабушка – Татьяна Александровна Лурье (урожд. Словатинская, 1879-1957), в молодости профессиональная революционерка, участница Гражданской войны.
Дедушка – Абрам Лурье (1875-1924), меньшевик-подпольщик. Его брат – Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени». Двоюродный брат – советский политический деятель Арон Сольц.

Отец – Валентин Андреевич Трифонов, революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР. Осужден 15 марта 1938 года и расстрелян.
Мать – Евгения Абрамовна Лурье, зоотехник, затем инженер-экономист и детский писатель (1904-1975), литературный псевдоним Таюрина.

Сестра – Тинга (в замужестве Татьяна Валентиновна Трифонова) . 

Первая жена (1949-1966) – оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя – Нинель Алексеевна Нюренберг; 1923-1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887-1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя – Давид Маркович Нюренберг; 1896-1964).
Дочь – Ольга (род. 1951), в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук.

Вторая жена (с 1968 года) – редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Пастухова.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак) – прозаик Ольга Романовна Мирошниченко (род. 1938), член СП СССР.
Сын – Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Источник

Юрий Валентинович Трифонов (1925–1981) — — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов в СССР. Родился 28 августа 1925 в Москве.

Отец Юрия Трифонова — революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР Валентин Андреевич Трифонов (1888—1938). Мать — зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница Евгения Абрамовна Лурье (1904—1975; литературный псевдоним — Е. Таюрина).

В 1937—1938 годах родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Рейзнер) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны; в годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.

Ещё в школе Юрий Трифонов заинтересовался литературой. Был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы. В 1942—1945 годах работал на заводе сначала слесарем, потом — диспетчером цеха. Весной—осенью 1945 года редактировал заводскую газету. В 1944—1945 годах учился в Литературном институте имени А. М. Горького.

В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя — «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2). Дипломная работа Юрия Трифонова — написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принёсшая автору широкую известность — была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.

После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов. Вторая половина 1950-х — начало 1960-х стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963-м, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал. Тогда же Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966—1969 годах — рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра» (1967). В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и её последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.

Читайте также:  Певица долина биография личная жизнь

В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970—1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» — в начале 1950-х, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.

Но самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без туалетов, пользовались деревянным стояком во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения. «В 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как „Дом на набережной“ (по названию повести Трифонова)». В дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Лёву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме.

В 2003 году на доме установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нём роман „Дом на набережной“».

Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная её тема — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х — середины 1970-х годов.

Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х гг. тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.

С другой стороны, Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти. Так что относить Трифонова к диссидентам было бы ошибкой.

В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.

В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем ещё в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жёстким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е годы.

В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии лёгочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Восприятие прозы Трифонова в СССР и России со временем менялось. Начиная со второй половины 1980-х гг. он был практически забыт, однако в 2000-х гг. начался рост интереса к прозе Трифонова, которая ныне по праву считается классической.

Семья

Первая жена Юрия Трифонова (1949—1966) — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (настоящее имя — Неля Амшеевна Нюренберг; 1923—1966), дочь известного художника Амшея Нюренберга (1887—1979), племянница художника Давида Девинова (настоящее имя — Давид Маркович Нюренберг; 1896—1964). В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга — в замужестве Ольга Юрьевна Тангян, кандидат филологических наук, ныне живущая в Дюссельдорфе.

Вторая жена (с 1968 года) — редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС Алла Павловна Пастухова.

Третья жена (с 1975 года, фактический брак — писательница Ольга Мирошниченко (род. 1938; её первый муж — писатель Георгий Берёзко). Их сын — Валентин Юрьевич Трифонов (род. 1979).

Дед — меньшевик-подпольщик Абрам Лурье (1875—1924); его брат — Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; двоюродный брат — советский политический деятель Арон Сольц.

Дядя писателя по отцу — командарм Евгений Трифонов (псевдоним — Е. Бражнов; 1885—1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) — писатель-невозвращенец Михаил Дёмин (настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926—1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.

Источник