Юрий щербаков биография семья

Юрий щербаков биография семья thumbnail

Сегодня потомственный казак, песельник, уникальный гармонист и исполнитель казачьих песен Юрий Щербаков отмечает свой очередной День рождения. От всей души поздравляем его с этим праздником. Желаем здоровья, неисчерпаемого вдохновения, новых творческих успехов и простого человеческого счастья!

«Музыка души – это еще не спетая песня жизни»

Сила традиций и сила творчества в их сочетании
– животворящий источник всякой культуры.
Петр Николаевич Савицкий,
русский географ, философ, поэт

Песни на Дону не поют, а играют. Потому что казачью мелодию нельзя просто исполнить, её  необходимо изобразить голосом,  душой показать сюжет, сердцем передать содержание. Каждая донская песня – это музыкальный спектакль.  И не важно сколько в нём действующих лиц: только солист или целый хор. Главное, что своей игрой они вовлекают в мир музыкального произведения слушателя, помогают ему прочувствовать всю гамму эмоций, позволяют пережить самому судьбу главного героя. При этом у каждого исполнителя казачья песня звучит по-своему, по-разному раскрываются те или иные стороны её многогранного содержания, обыденное становится особенным. Поэтому играть народную мелодию исключительно по нотам – абсолютно неверно. Без свободы голоса, импровизации получается стерильная попса.
Вокальные данные в степном краю ценятся особые – самобытные, вольные, чистые. Именно такими щедрая донская природа и казачья порода одарила Юрия Щербакова. Перепетые не одним поколением народные хиты «Не для меня», «Под окном широким», «Любо, братцы, любо» и многие другие в его исполнении под гармошку звучат по-особому ярко. Его голос легко узнаваем, потому что прост, правдив и неповторимо красив.

Потомственный песельник
«Потомственный казак – песельник, уникальный гармонист и исполнитель народных казачьих романсов. Солист ансамбля казачьей песни “Станица” г. Волгограда и фольклорного ансамбля старинной казачьей песни “Бузулук” г. Новоанинский. Участник многих концертных проектов, лауреат различных фестивалей и творческих конкурсов» – таково официальное творческое резюме Щербакова. Коротко и ёмко. Также прост и секрет его таланта и популярности. Потому что никакого секрета в этом нет.
– Меня с детства воспитывали так, что наша семья казачьего роду, – рассказывает Юрий. –  Родовые корни в Новоаннинском районе. В хуторе Бочаровском по отцовой линии, а материны деды в Панфилово жили.  Поэтому по казачьим традициям я должен быть защитником государства, оплотом для своёй семьи. Детей своих обязан воспитывать в том же духе. И песни должен знать казачьи. А у нас дома все играли. В моем детстве родственники всегда собирались семьями. Все друг с дружкой знались. За столом песни играли и общались меж собой. Сейчас такого мало. Помню с прадедом Фомой Фомичём, 1902 года рождения, песни учили. Тогда мне три-четыре года было. Прадед сидит на табурете, а я напротив пою. Первые песни – «Конь боевой», «Из-за лесу копья мечей».
– Когда стали профессионально постигать нотную грамоту?
– В 86-м году поступил в музыкальную школу, когда переехали в Волгоград из Волжского. Родился-то я в Волжском. Там дед Василий Фомич поселился, ГЭС строил. После войны ему семью кормить как-то надо было. Поэтому он попросил председателя отпустить его из Бочаров в Волжский. Председатель условие поставил – коня объездишь, езжай куда хочешь. Так не хотел отпускать из колхоза деда. Он до войны конюхом был. Поспорили на ящик водки и сколько-то там хлеба. Через три дня дед гарцевал на коне перед домом председателя. Пришлось тому отдать проигранный спор, паспорт и отпустить Василия Фомича. В Волжском с родителями жил в 16-м микрорайоне, постоянно в гости бегал к деду. Там у него все родные собирались. Часто мотались в Новоаннинку… Чёй-то в воспоминания ударился. Так вот,  в музыкальной школе № 11 учительница по сольфеджио Забелина Валентина Алексеевна попросила меня что-нибудь спеть. Я сыграл: «Ой, из-за лесу да лесу копия мечей. Едет сотня казаков-лихачей…».  Она сказала: «Будешь ко мне в ансамбль «Звонница» ходить».  А после армии, в 93-м, пришел в фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица». И здесь начал профессионально заниматься песней.
– Лихие девяностые творческому процессу не стали помехой?
– Поработал в ту пору в разных местах немало. На стройке, на заводе в горячем цеху. Даже гусли делал, возил их на московский Арбат, продавал иностранцам. В 95 году женился. В Новоаанинку уехали, в 96-м дитё народился – сын Дмитрий. И плотничал я, и слесарил. На металлоломе подрабатывал, и дворником махал. А потом в 2001 году  вновь позвали в ансамбль «Станица». Поступили в Волгоградский государственный институт искусств и культуры.  Где-то в 2005-2006 годах записал свой первый  диск «Романсы верхнего Дона».
– Ваша постоянная творческая спутница – гармошка. Любовь к этому музыкальному инструменту у Вас, как и к песне, с детства?
– На гармошке научил играть материн дед. Он ловко владел музыкальным инструментом. Как-то в Панфилово был конкурс гармонистов. Дед на нём выиграл гармошку и гитару. Он мне показывал, как играть надо. Да и сам я подбирал на слух мелодии. Поначалу, конечно, простые – «В траве сидел кузнечик». Пробовал на баяне. Его мне подарил отцов дед. А потом дедов не стало. Они как-то мне приснились. Я у них спрашивал: «Так или нет играю?». Однажды проснулся и помню, что во сне с ними за столом песни исполнял. А наяву от меня  спиртным пахнет. Значит, я у них и вправду в гостях побывал?..
Жизненная опора
В своем песенном деле Щербаков главным считает возрождение народных традиций. Именно об этом со сцены он говорит своим зрителям на каждом концерте.
– Иной раз дюже обидно становится, что теряем свои корни, – признается Щербаков. – Неправильно это – забывать о традициях предков. Та же казачья песня – её за столом все играли, без нее ни одна свадьба не обходилась, никакой другой праздник.  Хочется, чтобы люди, как и раньше, чаще встречались. Как же это здорово – всей семьей собраться, посидеть, повспоминать, радостью-горем поделиться.
– Вы считаете, что при нынешнем изобилии музыкальных направлений народная песня может быть конкурентоспособной? Насколько сейчас востребована донская песня?
–  В Ростове, Москве, Питере, да и в других городах люди охотно идут на казачьи концерты. Значит, наше творчество необходимо, а донская песня востребована. А все это потому, что она исполняется с душой, от сердца. В ней наша история, традиции. Казачью песню необходимо сохранить. Другое дело, что не всегда и не всем она бывает понятна. К сожалению, много хорошего из старины уже забыто. Раньше к традициям с детства приучали. Бабушка народные сказки рассказывала, песни играла. А дети это слухали, в себя впитывали, и складывалось мировоззрение. Возродить всё это тяжело.
– Почему?
– Потому что воспитание детей на народных традициях сегодня большая редкость. Но к родовым корням любого человека рано или поздно тянет.  Часто после концерта подходят люди и признаются, что при исполнении той или иной песни они неожиданно вспоминали, что много лет назад слышали, как её играли дедушки, бабушки. Это и есть возвращение к своим корням. Многие на концертах народной песни вспоминают своих родных, а память откуда-то из дальних уголков достает давно забытое, но что-то очень важное, дорогое.
– Народная песня – это по своей сути популярная культура: придумана и любима народом. Но по сравнению с эстрадной попкультурой менее раскручена и менее оплачиваема. Почему так происходит?
– Фольклор мало кто поддерживает. Почему? Трудно вот так вот взять и быстро на этот вопрос ответить. Да и что об этом задумываться. Делаю свое дело. Оно мне нравится. И зрителям моим тоже нравится. А это самое важное. Другим больше по душе три прихлопа, два притопа в три аккорда. Это их выбор. Но с годами «нравится – не нравится» часто меняется.
– Современная эстрада часто черпает свой репертуар в фольклоре. Чувство творческой ревности не возникает?
–  Иногда бывает возмущение. Нельзя, порой до неузнаваемости, коверкать народные песни. Я считаю, что это, как плевок на могилу своих передков, это все равно, что топтать свои корни. Ведь там не одним поколением заложена пережитая, выстраданная грусть-печаль, радость, веселье, раздумья. Народная песня жить учит. В ней много мудрого заложено. А мы это порой так растаптывает, что потом, мама-дорогая, сами не можем угадать, что это за мелодия. Народная песня – это живая человеческая душа. Как ее веками исполняли, так и надо исполнять. Конечно, со временем в любой песне происходит легкая трансформация: слова меняются, ритм чуть быстрее или чуть медленнее становится. Но это естественные, а не искусственные изменения.
– То есть, те современные молодежные ансамбли, которые в стиле рока исполняют казачьи песни – это нехорошо?
– Хорошо то, что они обратились к народной культуре. Но надо максимально придерживаться её канонов. Во всем должно быть чувство меры. И в стилизации под определенные музыкальные направления тоже. Ведь есть же удачные и популярные стилизованные варианты казачьих песен. А есть современные песни, переделанные под казачьи. В итоге получается нелепая музыкальная картинка на казачью тему.  Вот это нехорошо.
– Свое творческое вдохновение Вы где черпаете?
– В фольклорных экспедициях, в которых собираю истинные народные песни. Этим занимаюсь с 80-х годов прошлого века. Начинал собирать песни с другом, записывали их на магнитофон. Потом расшифровывали. Очень трудоемкая работа. Чтобы понять некоторые слова не раз пленку туда-сюда перемотаешь. Найти песню тоже нелегко. Не каждый согласится ее за здорово живешь тебе сыграть. Незнакомцев ведь в дом неохотно впускают. Зачастую неласково так спрашивают: «Хто такие, откель вы есть?». Пока не заиграют песню контакта не будет. А чтобы ее получить приходилось и огород копать, и городьбу помогали поправить.
– Насколько тяжело сейчас найти истинных хранителей казачьей песни?
– Старинных песен сегодня можно записать не так много, как лет десять назад. Время уходит, забирая с собой стариков. Собирать фольклор с каждым годом становится все труднее и труднее. Иногда собираем песню по куплетам в разных хуторах. Найти исторические песни сейчас – большая редкость. Романсовый жанр еще можно записать. Наша крайняя фольклорная экспедиция проходила в районе верхнего Дона. Бедно живут в глубинке люди, но при этом они духовно очень богаты. Много интересных собеседников встретили. В хуторе Большой Лычак познакомились с сестрами Плетневыми: Лидией Васильевной и Пелагеей Васильевной. Очень общительные, веселые, сильные духом женщины. Записали много песен. Были и такие, каких я вообще не слыхал. Материал для изучения еще есть. Вообще к этим экспедициям надо подключать и филологов, и историков. Много легенд сложено о различных казачьих местах. Интересно все это записать и сохранить.
Умение дарить радость
Сегодня Юрий Щербаков в особом представлении не нуждается, и на отсутствие зрительского внимания ему жаловаться не приходится. Его концерты неизменно проходят при полном зале. Будь то в родной Волгоградской области, Москве, Одессе или Астрахани. В любом регионе, куда приезжает Щербаков, его визит становится заметным культурным событием. Юрия приглашаю в авторские программы на телевидение, зовут на тематические беседы  FM-радиостанции.
Не так давно Щербаков стал осваивать кинематографическую стезю. Первой пробой были эпизодические сцены  в фильмах “Атаман”, “Батюшка”.  Но более всего приметной для общественности стала небольшая роль гармониста в киноленте Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2: Цитадель”.
– В 2007 году вместе с ансамблем «Бузулук» пригласили сниматься в фильме «Атаман», – вспоминает Юрий. – Позже в «Батюшке»  в нескольких эпизодах деревенского гармониста сыграл. А в 2008 году в «Цитадель» Михалкова попал. Никита Сергеевич мой диск послушал и пригласил на съемки.
– По этому поводу целая легенда существует.  Мол, Щербаков сам отправил свои записи Михалкову…
– Ходят такие слухи. Хотя на самом деле приглашение в «Утомленные солнцем-2» для меня было полной неожиданностью. Поначалу даже подумал, что это розыгрыш. Я был очень удивлен что туда попал и рад что поработал на съемках «Цитадели».
– Что было особенно запоминающимся?
– Понравилось всё. Интересно было посмотреть, как такое большое кино делается.  Стрельба, взрывы, танки, самолеты. Ё-моё, куда я попал?  Познакомился с актерами, пообщался с ними. У меня-то роль маленькая была. В эпизоде, когда все идут в атаку с черенками на немецкие пулеметы, сыграл гармониста, исполняющего песню «Имел я деньги пребольшие». В этот момент у меня перед глазами встал дед. Я шел и думал: «Как его поколение все это выдержало, как войну прошли?». Понял насколько это было очень тяжелое испытание.
С легкой руки Никиты Михалкова или нет, но в последнее время Юрий Щербаков стал востребован российским кинематографом. В сериале «Станица» на Первом канале звучали песни в его исполнении. Недавно на телеканале «Россия» прошел показ комедийного сериала «Братья по обмену» с участием Щербакова. «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» завершила съемки картины «Солнечный удар». Её драматургической основой стал не только одноименный рассказ Ивана Бунина, но и «Окаянные дни» — одно из самых мрачных произведений писателя. И в этом фильме снялся потомственный казак-песельник.
– Очень интересно работать с Никитой Сергеевичем Михалковым, – признался Щербаков. – В его новом фильме хороший актерский состав собрался. Я записал для картины 5 песен. Сколько в итоге – не знаю, увидим на экране».
Судя по Интернету, ему поступает немало приглашений из различных российских регионов и ближнего зарубежья. «Юра, в Сибири тоже Вас слушают и любят! Приезжайте! Ждем!». «Хотел бы пригласить Юрия Щербакова в Белгород». «Подскажите, как связаться с Юрием чтобы организовать его выступление в Симферополе». «Хотелось бы, чтобы этот замечательный артист приехал в Беларусь».  Кстати, в социальных сетях «Одноклассники» и «В Контакте»  существуют открытые группы любителей творчества Юрия Щербакова. Эти странички пользуются немалой популярностью.  Суммарное количество их участников приближается к четырем тысячам. К тому же теперь, обсуждаемые здесь темы, не ограничиваются только исполнительским талантом Щербакова.  На интернет-страничках его поклонники размещают самую разнообразную информацию, связанную с историй, обычаями, современным становлением  казачества.  Вот так творчество Юрия стало объединяющей силой в деле возрождения традиций, в восстановлении исторической справедливости.
 – Народная песня – это и есть наша духовность, просвещение. Конечно, после революции многое было забыто. Очень тяжело сейчас воссоздавать…
Тут  Щербаков задумывается и, спустя минуту, бодрым голосом говорит:
            – Но стремиться к лучшему всегда нужно. А песни дедов – это один из таких путей осознания и понимания для чего мы живем на этом свете. Давайте будем стремиться к своему, к исконному. Это не так сложно. Выучить ту же колыбельную и спеть для своего дитя, рассказать стихотворение Пушкина, Лермонтова для своей любимой, матери. Это же свое, родное».

Читайте также:  Эвелина хромченко возраст рост

СЕРГЕЙ ПУЧКОВ

Источник

6 января 2019

Автор КакПросто!

Коренной ростовчанин, со школы увлеченный кинолюбительством, в течение всей жизни шел к своей цели. В зрелом возрасте он стал признанным кинооператором и кинорежиссером, почетным кинематографистом РФ. В его копилке жизни множество литературных работ, документальные и художественные фильмы, сюжеты и очерки.

Родился Щербаков Юрий в 1945 г., 28-го апреля. Родной город кинорежиссера – Ростов-на-Дону. Его отец Николай Щербаков был инвалидом, участвовавшем в Великой Отечественной войне.

Ребенок рос послушным мальчиком, хорошо учился, за что был отмечен в школе почетной грамотой «За примерное поведение и успеваемость». Вместе с наградой ему подарили скрипку. Но музыкального образования у Юрия не было, и, не выдержав фальшивого музицирования на скрипке, родители попросили заменить музыкальный инструмент на фотоаппарат. И это стало серьезным толчком в выборе будущей профессии Юры. Он всерьез увлекся фотографией.

Юный фотограф с 4-го класса, ежедневно набивая руку, заявлял, что, когда вырастет, обязательно посвятит свою жизнь кинематографу. В 7-ом классе он не отступил от мечты, параллельно с получением общего образования поступил в студию кинолюбительства. В 9-ом записался в небольшую киностудию при местном ДК.

Хорошо отучившись в школе, сразу после школьного выпускного, в 1963-ом, талантливого юношу приняли на работу, он стал ассистентом кинооператора во взрослую профессиональную студию создания документального кино. Через год по призыву пошел служить срочником в Советскую Армию. В 1965-ом он выпустился из учебного подразделения, в котором готовили командиров. Далее служить его направили в зенитно-артиллерийский полк, он попал в бронетанковую дивизию, став в ней командиром связистов. Но и там он не оставил своего увлечения и призвания, и, по приказу Командующего СКВО, уже через год он сам лично заснял и осуществил видеомонтаж документальной кинокартины «Чти славу отцов», посвященной кавалерии казаков.

Читайте также:  Грачевский борис биография фото жена

В 1967-ом, завершив службу, сержант Щербаков был взят на постоянную работу в киностудию Ростова на должность ассистента оператора. Спустя пару лет его перевели на Воркутинскую студию телевидения по направлению Комитета по телерадиовещанию Коми АССР в Заполярье. Здесь он снял большое количество сюжетов, зарисовок, а также создал авторский кинофильм «Старые и большие деревья», который был номинирован и отмечен призом 1-го Кинофестиваля Коми АСССР.

Потребность в высшем образовании не давала покоя, т.к. теоретический опыт и практика расширили бы творческие возможности Щербакова. И в 1971-ом Юрий Николаевич подал документы на кинооператорский факультет ВГИКа и с блеском его окончил пять лет спустя. Его дипломной работой с оценкой «отлично» стало документальное кино «Бригадир ГРОЗ».

Через год, в 1977-ом, талантливого оператора и режиссера приняли в Союз кинематографистов СССР. Тогда же он получил высшие категории по этим двум направлениям. В 1978-ом он поступил на курсы работников кинематографии, которые проводились также при ВГИКе, и выпустился с красным дипломом как профессиональный режиссер.

  • После получения диплома Юрия Николаевича избрали художественным руководителем местного объединения «Контакт».
  • Затем он стал художественным руководителем киностудии под названием «Знак Почета» Ростовской ордена.
  • С 2002-го в течение 8 лет его должность называлась ведущий специалист пресс-службы ростовского мэра.
  • Затем он встал во главе отдела мониторинга средств массовой информации в администрации родного города при городской администрации.
  • Потом наступил новый, педагогический этап, с 2009 по 2012 гг., он работал преподавателем 1-ой категории режиссерского и операторского мастерства в своем родном городе – в местном Колледже культуры.

Щербаков написал книгу под названием «Сам себе оператор и режиссер» и издал ее в 2000 г. Также является автором книги «Неизвестный Чернышев». Некоторые из его писательских произведений в разное время публиковались в ростовских и московских журналах, альманахах, газетах.

Читайте также:  Пушкин был женат сколько раз

Юрий Щербаков по праву является Почетным кинематографистом РФ, он много раз был награжден органами власти всех уровней.

  • Получил медаль федерального уровня «Ветеран Труда».
  • Награжден Серебряной и Бронзовой медалями ВДНХ. 
  • Награжден двумя Гран-При российских и международных фестивалей кино.
  • Является членом Гильдии режиссеров кино РФ.
  • Избран председателем Общественной организации «Союз кинематографистов РФ» в родном Ростове.
  • Два раза становился лауреатом премии президента «Мастер».

Мужчина состоит в счастливом браке с 1966 г. У них с супругой два сына, которые подарили счастливым дедушке с бабушкой уже четырех внуков – трех девочек и одного мальчика.

Несмотря на преклонный возраст, в 2015 г. Ю.Н. Щербаков согласился на должность профессора и руководителя Творческой Мастерской режиссеров неигрового кино при ВГИК филиала в Ростовской области. Здесь он и по сей день преподает направления «Режиссура в кино», «Композиция в фотографии» и «Мастерство кинооператора». Активно и с удовольствием работает с начинающими кинематографистами.

Вся сознательная жизнь Юрия Щербакова связана с культурой, творчеством и искусством – тем, что можно запечатлеть на пленке. Он в равной мере любит заниматься авторством сценариев, режиссурой кинематографа и операторской, в том числе полевой, деятельностью. Своей профессии этот талантливый человек посвятил свыше 50 лет жизни.

Источники:

  • АДК СК России: Щербаков Юрий Николаевич (г.Ростов-на-Дону)

Источник