Юрий петерсон биография личная жизнь

Юрий петерсон биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2019;
проверки требует 121 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Петерсон.

Юрий Леони́дович Пе́терсон (24 апреля 1947, Рига — 5 сентября 2019, Москва) — советский и российский музыкант, певец, композитор. Солист ВИА «Весёлые ребята», ВИА «Самоцветы» и ВИА «Пламя». Широко известен исполнением песни «Снег кружится»[1].

Биография[править | править код]

Родился 24 апреля 1947 года в поезде на пути к Риге, мать лежала в роддоме г. Барановичи.

Окончил специальную музыкальную школу при Рижской Государственной консерватории по классу кларнета. Владел также аккордеоном, флейтой, саксофоном, фортепиано, гитарой. В Риге проживал по адресу Аптекарская улица, дом 6, кв. 38.

Дебютировал в рижском ресторане «Таллин» в 1963 году и в этом же году собрал свой первый ансамбль «Комбо» (второй саксофон — Борис Гаммер, бас-гитара — Марк (Майрум) Аронес, ударные — Владимир Плоткин (Верные друзья)[2]).

В 1968 году получил приглашение работать солистом-вокалистом в Москонцерте.

С 1968 по 1972 год выступал в составе ВИА «Весёлые ребята»[3].

В 1972 году начал выступать в составе ВИА «Самоцветы». В музыкальном фильме «Самоцветы», снятом на «Лентелефильме» в 1973 году, исполнил сольно песню композитора Юрия Саульского «Снежинка» на слова поэта Павла Леонидова, принесшую ему наибольшую популярность. Вместе с коллективом «Самоцветов», отталкиваясь от «Битлз», способствовал созданию уникального стиля, в основе которого лежали биг-бит и теплота и доверительность русской песни.

C 1975 по 1989 годы работал с ВИА «Пламя»[4].

Окончил ГИТИС по эстрадной режиссуре (1980).

В 1989 году записал на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» авторский диск-гигант «Сорванный лист». В последующие годы были записаны авторские альбомы «Переходный возраст» (1990) и «Когда мужчине 40 лет» (1991).

Помимо сольного исполнения участвовал в аранжировке музыки, писал музыку к песням.

Долгое время песня Юрия Петерсона на стихи Эммы Боровик “Мой мир – манеж” была гимном Большого Московского государственного цирка и звучала перед представлением.

В начале 90-х годов три года работал сессионным музыкантом в знаменитом цирке Мойры Орфей в Италии.

В 1998 вместе с участниками ВИА «Пламя» Алексеем Кондаковым, Владимиром Парамоновым создал коллектив, который позднее назвали «Пламя — 2000». В 2002 году они записали и выпустили свой альбом «Всё впереди». ВИА просуществовал до 2013 года — до ухода из жизни Алексея Кондакова.

В 2014 году создал группу «Юрий Петерсон и его команда» (гитарист — Дмитрий Митичкин[5], певец — Дмитрий Зуев, аранжировщик и звукорежиссёр Василий Аверин[6]).

Умер 5 сентября 2019 года в Москве от онкологического заболевания. Похоронен на Хованском кладбище[7].

Особенности личности[править | править код]

По словам самого музыканта, он обладал экстрасенсорными способностями, лечил прикладыванием руки.

С ранних лет овладел скорочтением, сдал за 12 дней 36 экзаменов, обучаясь в ГИТИСе.

Изменил свою фамилию Петерсон на фамилию матери Мелехов при записи песни «Танюша» (на стихи С. Есенина) ансамбля «Ариэль», когда советские чиновники запретили запись песни с «нерусской» фамилией автора музыки.

Семья[править | править код]

Дед — Илларион Виссарионович Мгеладзе (1890—1941), больше известен под псевдонимом Илья Вардин — коммунист, большевик с 1906 года, в годы Гражданской войны начальник политотдела Первой конной армии Буденного, заведующий подотделом печати Агитпропа, редактор еженедельника Агитпропа ЦК ВКП(б) «Красная печать», затем журнала «На литературном посту», публицист и беспощадный литературный критик. Репрессирован в 1935 году, в 1941 году расстрелян, реабилитирован в 1959 году.

Бабушка — Эмма Рейновна Петерсон (1883—1937), работала в Коминтерне, профессор, знала несколько языков. Была осуждена выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР 13 марта 1937 года по ст. ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР и приговорена к расстрелу с конфискацией имущества. Реабилитирована в 1958 году[8].

Отец — саксофонист Леонид Илларионович Петерсон (22.07.1917 — 1980). Был арестован как член семьи врага народа, пять лет просидел в тюрьме, а когда началась война, ушел на фронт. Реабилитирован был одновременно с матерью. Известен как изготовитель лучших в СССР («петерсоновских») мундштуков для саксофонов.

Мать — исполнительница народных песен Наталья Ивановна Мелехова[9]. Пела в ансамбле песни и пляски 4-й воздушной армии в период ВОВ.

Сестра — Надежда Леонидовна Петерсон, выпускница исторического факультета Московского государственного университета, работающая в США, в Иллинойском университете.

Юрий Петерсон в составе ВИА «Пламя». 1978 год.

Жена — выпускница театроведческого факультета ГИТИС Ольга Ивановна Воробьева (ум. 2015). Большую часть жизни она проработала в Большом Московском государственном цирке. Последней ее должностью стала должность заместителя Генерального директора ФКП «Российская государственная цирковая компания» (Росгосцирка).

Сын — Ян Петерсон, звукорежиссёр.

Дискография[править | править код]

Солист ВИА «Самоцветы»

  • «Снежинка» /Ю. Саульский — П. Леонидов/,
  • «Багульник» /В. Шаинский — И. Морозов/,
  • «Синица» /Ю. Петерсон — М. Пляцковский/,
  • «Листья закружат» /Р. Майоров — В. Харитонов/,
  • «Русская сказка» /А. Экимян — Ф. Лаубе/,
  • «Там, за облаками» /М. Фрадкин — Р. Рождественский/,
  • «Дружба-Фройндшафт» /В. Шаинский — В. Урин/.

Солист ВИА «Пламя»

  • «Гой, ты, Русь…» /Ю. Петерсон — С. Есенин/
  • «Снег кружится» /С. Березин — Л. Козлова/
  • «Боль-обида», «Кинематограф» /Э. Колмановский — Ю. Левитанский/,
  • «Приходи» /В. Чернышев — О. Писаржевская, А. Монастырёв/,
  • «Обещание» /М. Фрадкин — Р. Рождественский/,
  • «Пока любим» /Г. Мовсесян — М. Танич/,
  • «Путеводная звезда» /С. Березин — Ю. Мориц/ в дуэте с Ириной Шачневой,
  • «Морская песенка» /Н. Богословский — В. Дыховичный, М. Слободской/ в дуэте с Валерием Беляниным,
  • «Морская душа» /С. Березин — М. Рябинин/,
  • «Белым снегом» /Р. Майоров — В. Харитонов/,
  • «Мармеладная сказка» /В. Малежик — М. Танич/,
  • «Сказка о Царевне-Лягушке» /Ю. Петерсон — В. Шленский/,
  • «Скажи, скажи, чего ты ждешь…» /Ю. Петерсон — М. Пляцковский/,
  • «Зелёная калитка» /О. Иванов — А. Поперечный/,
  • «Не успокоимся» /С. Краевский — И. Кохановский/,
  • «В шахтёрском общежитии» /Н. Богословский — М. Пляцковский/.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Юрий Петерсон : “Я родился в поезде, или Поколение ВИА” (аудиокнига)
  • ЮРИЙ ПЕТЕРСОН: НАЗВАНИЕ «ПЛАМЯ» МЫ ПРИДУМАЛИ В МОСКОВСКОЙ ШАШЛЫЧНОЙ
  • Васильевский остров: Юрий Петерсон
  • Памяти Юрия Петерсона. ВИА Пламя «Снег кружится»
  • Юрий Петерсон Я родился в поезде или Поколение ВИА. — М.: Издательский дом Шварца, 2015. — 240 c.
  • Парад ансамблей — музыкант: Юрий Петерсон
  • В контакте. Юрий Петерсон: Страница памяти
  • Щелкин Валерий. Легенды ВИА : песни, имена, истории / В. Щелкин, С. Фролов. — М.: Изд-во «Грифон», 2007. — 463 с. — ISBN 978-5-98862-034-1

Источник

Вчера, 5 сентября, умер солист “Веселых ребят!, “Самоцветов” и “Пламени” Юрий Петерсон. Причина – онкололгия. В следующей жизни я хотел бы стать врачом-онкологом, чтобы придумать, как избавить людей от этой болезни, которая забрала жизни и моей жены, и многих моих друзей. А пока продолжу публиковать рассказы Юрия Леонидовича, которые мне удалось записать. Но сегодняшний рассказ – о последних годах его жизни.

– Сын однажды сказал мне: «Папа, у тебя прекрасные песни, и не стоит хранить их под роялем! Пиши свою собственную антологию!»

Да, действительно, у меня таких песен, которые я обычно пел под рояль, штук семьдесят. И я решил, что пора бы записать хотя бы некоторые из них.

Например, песня «Бродяга», вокруг которой построена новая программа, была написала много лет назад, еще в 1970-х.

Эти стихи мне принес мой друг Сергей Чистяков, лучший исполнитель стихов Евтушенко. Он был фантастическим чтецом. Я считал, что тоже умею читать стихи, но Сергей Чистяков дал мне правильное понимание дыхания стиха, и я стал читать стихи абсолютно по-другому. Вернее, я их стал по-другому понимать.

Как-то мы сидели дома у нас дома, и Сергей предложил почитать стихи Дмитрия Кедрина:

– Вот, – говорит, – хороший поэт, под влиянием его стихотворения «Зодчие», посвященного строителям храма Василия Блаженного, Андрей Тарковский создал свой фильм «Андрей Рублёв»…

Из того, что тогда прочел Чистяков, мне особенно понравилось стихотворение «Бродяга», так как в нем, казалось, изначально был заложен ритм свинга. Я попробовал написать музыку – и сразу получилось. У меня так всегда: или сразу, или никак.

Читайте также:  Нагиев биография личная жизнь дети фото биография

Но я считаю, что композитор не должен сам заниматься аранжировками своих песен, это должен делать человек со стороны. Именно поэтому я сейчас работаю с Василием Авериным, потому что хороший аранжировщик – это еще один плюс к той песне, которую ты сочинил. А у Васи, во-первых, имеется свой взгляд на музыку, а во-вторых, он знает, кто я такой, поэтому я уверен, что он сделает не просто современную аранжировку, полную драйва, но и сохранит в ней тот стиль исполнения, который присущ именно мне.

Для нас всегда было важно, чтобы были слышны слова. Сейчас слова всем по фигу, современные звукорежиссеры пытаются создать «стену звука», как это делается в Англии. Но русский народ бесит, если слова плохо слышны. И хотя «фирменные» режиссеры говорят, что все о-кей, для нашего российского менталитета это неправильно. Слова должны быть слышны. Но если слова заглушают музыку, то это – полный «совок». А когда хорошо слышны и инструменты, и все слова, это именно то, что надо. В принципе, это – «битловская» структура, ведь в «Yesterday» тоже все слова слышны и понятны.

Сын сделал мне подарок ко дню рождения. Сговорившись с Васей Авериным, он подъехал на студию и записал бэк-вокал к песне «Тебе, я знаю, все равно». В первоначальном варианте, записанном еще «Весёлыми ребятами», бэк-вокал поет Леонид Бергер, в новом – мой сын, и я, конечно, очень горд этим.

А самая-самая недавняя песня – это «Любовь моя нелепая», которую я посвятил моей жене. Я сочинил её, когда мы были на отдыхе в Болгарии. Я сидел на балконе и смотрел на горы, как вдруг мне почудилась эта босса-нова:

«Оля, Оленька, Олюня,

Моя милая колдунья…»

Моя жена всю жизнь проработала в цирке. Сначала она была просто секретаршей в Росгосцирке. Она тогда еще училась в ГИТИСе. Потом она стала секретарем комсомольской организации Росгосцирка. Затем – зам.секретаря профкома. Вскоре ее позвали работать в новый цирк на льду. Потом она работала инспектором манежа, а затем – зам.директора Большого цирка на проспекте Вернадского. А в итоге, уже много-много лет спустя она вернулась в то же самое здание на Пушечной, напротив Центробанка, где начинала свою деятельность, но уже в качестве зам.генерального Росгосцирка. Красиво получилось! Я ей тогда сказал, что «круг замкнулся».

Сын Ян пошел по родительским стопам: он сейчас работает звукорежиссером в цирке на Вернадского. Нам с женой это очень приятно.

Сестра Надежда переехала из Индианаполиса в Нью-Йорк, получила грант и теперь пишет книгу о дедушке и бабушке.

А я в начале 2014 года собрал новый ансамбль, которому дал название «Юрий Петерсон и его команда». Почему я использовал слово «команда»? Потому что в команду Юрия Петерсона может войти кто угодно, даже «Битлз». В моем ансамбле могут принять участие все мои верные друзья. Может быть, Евгений Ловчев и даже вся футбольная команда «Спартак» захочет принять участие в концерте? Поэтому это очень удобное название.

А на постоянной основе в ансамбле работают гитарист Дмитрий Митичкин, с которым я выходил на сцену еще в составе «Пламя-2000», певец Дмитрий Зуев, ранее выступавший в вокальном ансамбле «Deus Quartet», и инициатор всех наших побед аранжировщик и звукорежиссёр Василий Аверин.

Наш первый концерт состоялся в январе 2014 года в клубе «Туннель» на Малой Лубянке. В начале программы мы исполнили чуть-чуть стареньких песен, ведь если на концерт выйти без «Снег кружится», то народ просто не поймет. Затем следовал блок из моих новых песен. И в финале – еще чуть-чуть стареньких.

Первые гастроли состоялись в Курске. Мы выступали в цирке, а цирковая арена устроена так, что лица зрителей находятся прямо перед тобой. Люди кричали «Браво!», хлопали, топали ногами, а я вглядывался в их радостные, чудесные глаза. Все было замечательно!

Я – счастливый человек.

Песни сбываются…

«Лишь только подумаешь: счастлив, – как кончается счастье…» – кажется, так сказал кто-то из древних греков, то ли Эсхил, то ли Софокл. В самый разгар лета 2015 года умерла моя жена. Она заболела неизлечимой болезнью, которая называется бас, причем эта болезнь настолько редкая, что врачи даже не сразу смогли поставить правильный диагноз. Впрочем, что с того, если бы диагноз сразу поставили правильно? Ведь лекарств от этой проклятой болезни еще не изобрели.

Весной я записал песню моего старого друга и коллеги по ВИА «Пламя» Валерия Белянина «Я вернулся домой». Это очень красивая песня, и я был уверен, что она станет не менее популярной, чем «Снег кружится». Но когда я вернулся домой с похорон жены, я вдруг осознал, что эта песня сбылась в моей жизни:

Я вернулся домой, я давно дома не был.

Всё дела да дела, всё пути да пути.

Я вернулся домой, запорошенный снегом,

Чтобы в омуте глаз свою пристань найти.

Я вернулся домой, я звонок нажимаю,

Но не слышу твоих торопливых шагов.

Я вернулся домой и одно понимаю,

Что подкралась беда, и я к ней не готов…

Но, может быть, это сбылась другая песня, которую я часто пел на концертах как «Весёлых ребят», так и «Самоцветов» – «Бросьте монетку, месье и мадам»:

Счастье не вечно,

Люси ушла,

Нищий теперь

Просит в раю.

Вместо него

У того же угла

Сам я теперь

Стою.

Кланяюсь дамам

И господам,

Вышедшим из такси.

Бросьте монетку,

Мсье и мадам,

Я подниму, мерси.

Я знал, что песни сбываются, но я не ожидал, что они так прочно войдут в мою судьбу. Я не был к этому готов. Приезжают друзья и коллеги, журналисты и поклонники, постоянно рядом со мной сын и его жена, с которой моя Олюня ежедневно общалась, как с лучшей подружкой, каждый день заглядывает мой директор, которому – слава Богу! – надо лишь подняться на лифте с седьмого на двенадцатый этаж, все стараются поддерживать меня по мере сил. Но боль от утраты все равно точит сердце. Спасает лишь одно: из окна авто я смотрю на пролетающие улицы, и взгляд то и дело выхватывает из толпы целующиеся ребят и девчонок. Я улыбаюсь им вслед, ведь теперь настало их время, теперь они будут крутить колесо жизни. И когда я сойду с поезда на своем полустанке, я буду знать, что поезд двинется дальше…

Источник

Эта история началась в феврале 1968 года…

У Юрия Петерсона полно народу: у него дома собрался консилиум по поводу болезни его кошки. Приехал не только ветеринар из цирка на Ленинских горах, где работает жена Петерсона Ляля, но даже какой-то очень крутой специалист из Ижевска. Правда, в Москве он оказался не из-за болезни любимой кошки зам.директора цирка, нет, утром он делал операцию цирковому льву: выдрал у того зуб…
Гости вскоре ушли. А мы сели на кухне, чтобы поговорить о Москве Юрия Петерсона. Бывает Москва Шаляпина, бывает Москва Лемешева, но есть и Москва Юрия Петерсона, задушевный голос которого стал визитной карточкой популярных вокально-инструментальных ансамблей «Веселые Ребята», «Самоцветы» и «Пламя». Именно он поет знаменитые шлягеры 70-х «Наташа и я», «Бросьте монетку, месье и мадам», «И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет», «Парень простой я и обычный», «Снег кружится» и многие-многие другие прекрасные песни. Юрий Петерсон выступает и сегодня, являясь неотъемлемой частью ансамбля «Пламя-2000»
«Я родился в Риге, – начал рассказ Юрий Петерсон. – Мои родители познакомились, выступая в составе фронтового ансамбля. Отец играл на саксофоне, а мать – популярная народная певица Наталья Мелехова. У нее был замечательный голос, она потрясающе пела «Валенки», «Меж высоких хлебов затерялась…». Но на фронте заболела, ведь пели-то часто на морозе, на грузовиках, без микрофона, так что дальнейшая карьера певицы у нее не удалась. После войны родители поселились в Риге, потому что там жили наши родственники, которые могли оказать им хоть какую-то поддержку.
Разумеется, благодаря своим родителям я получил хорошее музыкальное образование, но вскоре мне стало ясно, что в Риге у меня есть единственная перспектива – работа в кабаке. И я понял, что нужно перебираться в Москву. У меня был приятель Лева Пильщик, вундеркинд, обладавший потрясающей красоты, силы и несносимостью голосом. Мы пели вместе в ресторане «Юрасперле». Параллельно он работал в оркестре Эдди Рознера. В 1968 году Левка женился и весь коллектив, с которым он работал в кабаке в Риге, пригласил на свадьбу в Москву.

Читайте также:  Дина гарифуллина биография личная жизнь

Свадьба состоялась в кафе «Лель» на Пушкинской площади. Сейчас его нет. Там сейчас, кажется, представительство «Самсунга», а тогда было огромное, шикарное и очень модное кафе «Лель». И на этой свадьбе Левка познакомил меня с Павлом Слободкиным, который был ненамного старше нас: «Юра, познакомься: это – Паша Слободкин. Он сейчас собирает ансамбль «Веселые Ребята».
Накануне Нового года в Москву приехали «Поющие Гитары» и навели шороху, после которого директор Москонцерта Домогаров, очень талантливый и очень уважаемый мною человек, отец популярного артиста Домогарова вызвал Пашу и грозно спросил: «Почему у ленинградцев есть вокально-инструментальный ансамбль, а в Москве, в столице нашей советской Родины, нет?!» Короче говоря, вскоре вышел приказ о создании ансамбля под условным названием «Веселые Ребята». То есть все это было на легальной основе, а не так, что взяли и задумали, в подвале репетировали…

Левка, представляя меня, сказал: «Вот парень, который поет, играет на саксофоне и на клавишах». Хитрый Слободкин тут же позвал: «Пойдемте-ка, я вам свою аппаратуру покажу!» Какие-то колонки… «Регент-30» тогда стоял у него дома. В принципе, самый лучший аппарат, который бывал в Москве, обязательно был у Паши, поскольку он считался официальным экспертом по аппаратуре, закупаемой за рубежом для советских филармоний. И вот во время свадьбы мы отправились к Паше, а он жил буквально напротив, на улице Немировича-Данченко. Там мы с Левкой спели на два голоса, и Слободкин мне говорит: «Езжай в Ригу и жди вызова!» Ну, я думал – обманывает. Мало ли, кто чего сказал! Я приезжаю в Ригу и рассказываю об этой встрече отцу: «Папа, меня приглашают работать в Москонцерт. Говорят, что все будет клево». Папа решил, что я с ума сошел. В двадцать лет – и сразу в Москву, в Москонцерт. Но спустя несколько дней действительно раздается междугородний звонок, и тогдашний директор «Веселых Ребят» Феликс Кац говорит мне: «Приезжайте! Вам уже заказан номер в гостинице…»
Отец дал мне 200 рублей и благословил.

…Итак, отпустили меня в Москву. Приехал я в столицу. Поселили меня, как сейчас помню, в гостинице на Котельнической набережной, она и сейчас там находится, только об этом никто не знает. Если смотреть с Яузы, это правый подъезд, шестой этаж. Гостиница была теплая и хорошая. Потолки здоровущие. Номера шестиместные. Там у меня случились разные странные и необычные встречи. Вместе со мной в комнате поселился один мужик. Пока мы пили чай, я узнал, что он приехал с делегацией крымских татар, которые привезли в Верховный совет какую-то петицию. Или челобитную, как раньше говорили. В этой челобитной говорилось о бедных крымских татарах, о том, как выселяли их из Крыма и как они хотят обратно. Через два дня за этим мужиком пришли и куда-то увели. С тех пор я его не видел.

Так получилось, что Москва меня будто проверяла: я приехал в конце января и сразу же вдребезги заболел и слег у знакомой тетеньки, которая жила на улице Фадеева, ныне – 5-я Тверская-Ямская. Я зашел к ней в гости, принес конфет, привезенных из Риги, и тут же у нее рухнул. И дальше не помню ничего. Когда я очухался, оказалось, что уже неделя прошла. У меня был дикий грипп и температура под сорок. Она за мной ухаживала. Позвонила Феликсу Кацу, который и общался с этой женщиной.

А потом еще смешнее было: когда я выздоровел, у меня голос пропал! Прихожу я 9 марта 1968 года на репетицию в ДК завода «Калибр», а у меня нет у меня голоса! Связки не пашут! – Петерсон все это говорит с жутким сипом и хрипом, показывая, какой у него был печальный простуженный голос. – Но самое главное – в другом: Слободкин все это время терпеливо ждал, пока я выздоровлю. Я сипел, хрипел, но петь не мог. А весь коллектив уже вовсю репетировал!
Первый состав ансамбля получился очень неожиданным. Например, тогда в группе играли два брата Ковалевских – Михаил (барабаны) и Григорий (бас-гитара). Позже Михаил преподавал в консерватории, а Григорий стал солистом ансамбля «Виртуозы Москвы». Но костяк группы составили музыканты джаз-оркестра Эдди Рознера, звезда которого уже клонилась к закату: трубач Валерий Ремизов, тромбонист Владимир Богданов, саксофонист и кларнетист Анатолий Чех и певица Нина Бродская.

Первые аранжировки для «Веселых Ребят» сделал Георгий Гаранян в стиле диксиленд. Еще был жив Утесов, поэтому название ансамбля тащили к фильму «Веселые Ребята». А мы всеми правдами и неправдами от этого фильма оттаскивались и рвались к «Битлз». А нас опять за шкирку – и к диксиленду. Поэтому первая программа получилась очень пестрая. Я пел «Unchain my Heart» и «Выхожу один я на дорогу», а Нина Бродская – «Любовь-кольцо» и другие хорошие песни…
Мы с Владимиром Богдановым за 25 рублей снимали квартиру неподалеку от Курского вокзала. Если спуститься вниз, к Яузе, то «огородами» можно было пройти к пятиэтажкам, в одной из которых, на третьем этаже мы и снимали квартиру. Тогда у нас была такая шутка: «Эх, скорей бы в поездку на чистых простынках поспать!» Когда ты снимаешь квартиру, без белья и даже без мебели, ты, естественно, внешне быстро приходишь в негодность. А в поездке – чистый номер, чистые простынки… Эта шутка очень точно передает положение человека, который приехал в Москву из другого города.
Но мы почти все время были в поездках. График был таков: две недели гастролей, две недели живем в Москве, репетируем и записываем новые песни».

«Юра, как же вы жили в Москве без прописки?»
«Слободкин устроил меня студентом во Всероссийскую творческую мастерскую Маслякова, и там я (как бы с понтом) учился. Студенты этой мастерской жили в гостинице на улице Кибальчича, близ ВДНХ, и я тоже был прописан в этой гостинице. Паша, будучи во мне заинтересован, действительно мне очень помог! Но каждый месяц я должен был продлевать эту прописку, брать справку, что я действительно прописан по этому адресу, то есть по адресу этой гостиницы, и с этой справкой идти в Москонцерт, где мне ровно на месяц продлевали договор. При этом никто не знал, что будет со мной на следующий месяц. Нервов я потратил за это время – врагу не пожелаешь! Это был очень серьезный психологический пресс, но ничего нельзя было сделать. И лишь когда я встретился со своей будущей женой, с которой живу до сих пор, этот груз, наконец, свалился с моих плеч».

Читайте также:  Наталья гурзо биография личная жизнь

«Между прочим, – продолжила Ляля, – когда Юра сделал мне предложение, то первая моя встреча была не с его родителями в Риге, а с Пашей Слободкиным! Там все было очень строго! Паша посмотрел на меня и сказал: «Значит, так: ну, во-первых, я вам не завидую. Юра – человек творческий, он весь в «домике»…» Тогда было принято так говорить: «домик». Но это слово обозначало не «крышу» в нашем понимании, а человека как бы не от мира сего. «Вам придется вести хозяйство, думать обо всех делах, о его костюмах, о хлебе насущном, а Юра может только деньги зарабатывать», – продолжал Слободкин. «Вы меня пугаете?» – спрашиваю. «Нет, я вас не пугаю. Просто я работаю с этим человеком, я его знаю…» Мы все это терпеливо выслушали, а потом пошли и поженились…
«Но на собственную свадьбу я приехал только в половине первого ночи, – рассмеялся Юра. – Вообще по конституции брачующимся положено три дня на устройство личных дел, но у нас – концерты. И Паша меня не отпустил, пока я все три концерта не отбацал. И лишь после этого мы сели в автобус и всей кодлой приехали ко мне на свадьбу».
«Сначала мы расписались…» – поправила Ляля.
«Да. Сначала мы расписались, потом заехали к Ляле домой, в Новые Черемушки, махнули по пятьдесят грамм, а затем я полетел на концерт. Приходят гости: «Где жених?!» Невеста в фате, а жениха нет! Что простой человек подумает? Смылся жених!.. Наконец, я приехал и звоню в дверь. Открывает дверь незнакомый человек, лишь потом я узнал, что это сосед из квартиры напротив: «Ты кто?» – «Да я жених!» Вот так Слободкин меня на собственную свадьбу не пустил!..»

«Но все-таки надо отдать Паше должное, – вступилась за Слободкина Ляля. – Ведь сколько раз ему говорили, что Петерсон не может работать в ансамбле, потому что он – не советский певец! На прослушиваниях ему так и говорили: «Освободитесь от него – и мы примем программу!» Но Павел Яковлевич не пошел у них на поводу!»
«В принципе, я не жалуюсь, – сказал Юра, – жизнь в карьерном плане сложилась: и переезд из Риги в Москву, и встреча с Пашой, и гастроли по всей стране и даже за рубежом…»

«Успех «Веселых Ребят» начался с песни «Алешкина любовь», которая была записана на пластинке в 1970 году…»
«Эта пластинка знаменита еще и тем, что мы на ней записали две «битловские» песни – «Облади-облада» и «Старенький автомобиль», – уточнил Петерсон. – Аранжировки «битлзовских» песен сделал наш тогдашний басист Валя Витебский. Он был совершенно повернут «Битлз». А так, как он закончил «хоровушку», то есть хоровое училище им. А.В.Свешникова, а это – очень хорошая подготовка, то он выписал все партии, даже партию бубна, на котором, кстати, я играл. Причем, это была очень сложная партия!
На запись собралось пол-Москвы! Еще бы: впервые песни «Битлз» официально записывались в России! Будущий «машинист» Кутиков, между прочим, нес мне гитару. Я этого даже не помнил, он мне сам потом про это сказал: «Юрий Леонидович, а я вам гитару нес!» – «Какую гитару?» – «А вот на запись. Помните, когда вы «Битлз» на «Мелодии» писали?»

Мы выпили по бокалу вина, и Ляля стала вспоминать о Юриных поклонницах. Ее рассказы начались с того, что она со смехом поведала, как недавно, когда «Пламя-2000» участвовала в программе «Диалоги с Америкой», которая транслировалась за океан, в студии раздался звонок: «Здравствуйте, это Наташа из Вашингтона. Юра, а ты помнишь, что когда вы в 1968 году с «Веселыми Ребятами» были у нас в Перми, ты провожал меня до подъезда?!»
«И не жалко было денег на звонок в Москву тратить! – вырвалось у Ляли.
«Ляля, мы с тобой тогда еще не были знакомы! – жалобно взмолился Юра. – Так что это не считается!»

«Вообще у Юры было много поклонниц. Мы жили на «Щелковской» в однокомнатной квартире, которую нам купили родители. Но когда Юра уезжал на гастроли, я вновь перебиралась к маме и папе, так как мне не хотелось самой готовить. Наша соседка время от времени мне звонила: «Лялечка, у вас под дверью скопилось много букетов цветов..» – «Сара Львовна, возьмите их, пожалуйста, себе!» – «Лялечка, я не могу!» – «Сара Львовна, ну они же пропадут. Мне их жалко будет…» Я помню, что когда мы возвращались домой, на лестничной клетке пахло, как на кладбище: такой запах исходил от завядших цветов…
Как-то раз Юра повел меня на концерт. На стадион «Динамо». Посадил на десятом ряду, а сам ушел. Оказалось, что на ряд выше меня сидят Юркины поклонницы, и весь концерт они меня обсуждали: «Господи, да она блондинка!.. Да еще в очках!.. Где он только такую подцепил!..»
«Веселые Ребята» отыграли программу, Юра поднялся ко мне и спрашивает: «Ты останешься смотреть концерт дальше?» – «Нет, – говорю, – Юра, я лучше с тобой пойду…»
А однажды на «Щелковской» меня встретили четыре его поклонницы и пошли вслед за мной. Были они ужасного ПТУшинского вида и я испугалась: такие и побить могут. К счастью, заметила впереди соседа по подъезду. Я подбегаю к нему и беру его под руку: «Иван Матвеевич, проводите меня до дому! А то я боюсь!» – взмолилась я. Так мы и дошли до нашего подъезда…»
«Юра, а какой был самый запомнившийся концерт в Москве?»
«Самоцветы» выступали на стадионе «Динамо». Я пел «Гой ты, Русь, моя родная» на слова Сергея Есенина, и было так тихо, что я слышал, как трамваи по улице идут…»

***

Сегодня Юрий Петерсон снова выступает. В начале нового века он собрал ансамбль «Пламя-2000», в который также вошли солист ансамбля «Пламя» Алексей Кондаков и лидер ансамбля «Час Пик» Владимир Парамонов. Они исполняют все те хиты, которые составили славу ансамблей «Пламя» и «Самоцветы». Это – и «Дорога железная», и «Не повторяется такое никогда», и «Не надо печалится», и «На дальней станции сойду». И снова публика несет на сцену цветы любимым артистам, потому что Юрий Петерсон и его друзья сохранили связь времен, которая теперь позволит новому поколению двигаться дальше в будущее.

«Дорога у нас практически одна, – подводит итог нашему разговору Юрий Петерсон. – В этом жанре, в этой музыке, в этом направлении мы прожили практически всю свою жизнь. Часть людей ушло, как Саша Лосев, часть еще трепыхается, типа меня. Но вот Рыжов умер, у «Песняров» уже человек шесть умерло… Если со стороны посмотреть на смертность, то работка-то в вокально-инструментальном ансамбле очень даже тяжеленькая, сердцеубийствкнная и нервнозатратная, но никто не хотел, не хочет и не будет хотеть сойти с этой дороги, потому что это – дорога, которую мы выбрали раз и навсегда. Одни люди – более талантливые, другие – менее, но сойти с этой дороги не дано, наверное, никому. Это – дороги, которые мы выбираем».

Источник