Юность пушкина фото
Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.
В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.
Саша Пушкин, три года
Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.
Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина
Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.
Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).
Подросток Александр
Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.
Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:
«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».
Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина
Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.
Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.
С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина
Это первая часть материала, продолжение следует.
Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!
На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд – почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827
В том же 1827 году (Александру Сергеевичу – 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:
Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827
Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.
Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:
Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.
Из воспоминаний Станислава Моравского – польского доктора, друга Адама Мицкевича :
Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.
Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.
Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них “улучшен”, но всё же вполне узнаваем – сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен – Тропинина и Кипренского.
Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940
Но существует один портрет, на котором Пушкин – такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд – и вот на нём Пушкин почти фотографичен.
Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827
Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: “француз (смесь обезианы с тигром)”. Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что “смесь обезьяны с тигром” – это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».
Сегодня исполняется 221 год со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — самого известного поэта нашей страны, заложившего основы реалистической драматургии в отечественной литературе и ставшего легендой ещё при жизни.
Биография Александра Сергеевича хорошо известна большинству из нас ещё со школы, поэтому сегодня мы не станем повторять её. Предлагаем вашему вниманию десять портретов, позволяющих по-новому взглянуть на основоположника современного русского литературного языка.
«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1801 — 1802 годы
Первый портрет из нашей подборки долго был неизвестен. Он появился в экспозиции московского музея Пушкина только в 1961 году — его передал артист Всеволод Якут, который в свою очередь получил его от зрительницы. Она объясняла: портрет долго хранился в семье Мудровых, предок которых, московский врач Матвей Яковлевич, лечил семью Пушкиных.
Некоторые исследователи Пушкина сомневались, что на портрете — великий поэт в детстве. Заместитель директора музея по научной работе, Наталья Владимировна Баранская, попросила криминалистов изучить изображение. Они работали два года и в итоге подтвердили, что на портрете действительно Александр Сергеевич.
«Саша Пушкин, лицеист», Юрий Иванов, 1984 год
Еще одно детское изображение поэта, но здесь его легко узнать по причёске, а на литературное будущее намекает перо в руке. Художник-график Юрий Иванов создал целую серию открыток с портретами поэта и его известных современников.
«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год
8 января 1815 года в Царскосельском лицее состоялся первый торжественный экзамен Пушкина и первое выступление перед публикой, который воспитанники по обычаю сдавали при переходе с первого курса на второй. Поэту здесь 15 лет. Тёплое воспоминание об экзамене оставил его друг Иван Пущин:
«На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал с блеском свои „Воспоминания в Царском Селе“. В этих великолепных стоках затронуто всё живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением».
Илья Репин написал эту картину по просьбе Пушкинского лицейского общества, готовившегося отметить столетие.
«Пушкин среди декабристов в Каменке», Дмитрий Кардовский, 1934 год
Пушкин разделял взгляды декабристов и дружил со многими из них. В 1820 году за политические стихи его сослали на юг, где он знакомится с членами Союза благоденствия Михаилом Орловым, Константином Охотниковым, Владимиром Раевским, Иваном Якушкиным. Ещё до ссылки на юг Пушкин состоял в литературном обществе декабристов «Зелёная лампа» (филиал Союза благоденствия). Много времени Александр Сергеевич провёл в Каменке — штабе заговорщиков. Князь Пётр Вяземский писал:
«Хоть Пушкин и не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, но он жил и раскалялся в этой жгучей и вулканической атмосфере».
«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887 год
Пушкин и Айвазовский были знакомы лично — впервые они встретились в 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге. Айвазовскому тогда было всего 19 лет, он был под большим впечатлением:
«С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нём».
Но создать цикл работ, посвящённых любимому поэту, Айвазовский решится только в 1880-е гг. Например, данная картина написана в год пятидесятилетия со дня смерти поэта.
«Портрет Пушкина», Иосиф-Евстафий Вивьен, 1826 год
Этот портрет в двух экземплярах Александр Сергеевич лично заказал у обрусевшего француза Иосифа Вивьена: один для Прасковьи Осиповой, близкой подруги и соседки по Михайловскому, другой — для поэта Евгения Баратынского. Изображение исполнило роль современной фотографии на память для близких друзей.
«Пушкин на набережной Невы», Борис Кустодиев, 1915 год
Талантливый портретист и поклонник всего великого и русского, Кустодиев не мог не прикоснуться в своём творчестве к Александру Сергеевичу. Пушкин у него получился живым, добрым, милым и совершенно лишённым пафоса.
Автопортрет, 1829 год
Пушкин любил рисовать — портреты друзей, родственников, знакомых, государственных деятелей, литераторов и иллюстрации к собственным произведениям. Данный автопортрет поэт вклеил в альбом сестёр Ушаковых, своих приятельниц в 1829 году.
«Наброски профиля Пушкина», Николай Гоголь, 1837 год
Рисовали Пушкина и другие классики отечественной литературы. Этот набросок принадлежит Гоголю, который очень почитал Пушкина в юности. Вот как Павел Анненков, литературный критик и мемуарист, описывает первый визит Гоголя к поэту:
«…Тотчас по приезде в Петербург, Гоголь, движимый потребностью видеть поэта, который занимал всё его воображение ещё на школьной скамье, прямо из дома отправился к нему. Чем ближе подходил он к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и, наконец, у самых дверей квартиры развилась до того, что он убежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликёра…Подкреплённый им, он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: „Дома ли хозяин?“, услыхал ответ слуги: „Почивают!“ Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: „Верно, всю ночь работал?“ — „Как же, работал, — отвечал слуга. — В картишки играл“. Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесённый школьной идеализации его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окружённого постоянно облаком вдохновения».
«Портрет Пушкина», Иван Линёв, 1836 — 1837 годы
По мнению некоторых исследователей, этот портрет реалистично передаёт внешность и состояние Пушкина в последние годы жизни. Правда, литературный Эрих Голлербах высказывает некоторое сомнение в том, что портрет прижизненный:
«… трудно предположить, что появление нового портрета Пушкина в последние годы его жизни осталось незамеченным его современниками».
Ссылаясь на «мертвенность облика Пушкина», «некоторую окоченелость лица, не уменьшающую, однако, впечатления сходства», он предполагает, что Линёв сделал портрет с рисунка Ф. А. Бруни «Пушкин во гробе» или собственной подобной зарисовки, которую затем «превратил в портрет живого Пушкина».
Читайте также «Десять портретов Льва Толстого: от фото с войны до фрески в храме»
В сети появилась новость о том, что найден единственный прижизненный ФОТО портрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный чуть ли не самим Луи Дагером!
Вот как описывается процесс получения этой фотографии …
Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это ? Сенсация ? Давайте разбираться …
Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:
Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.
Или чуть подробнее :
Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».
Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.
Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.
Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.
Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.
В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.
Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.
Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.
Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.
Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.
А теперь читаем когда умер Пушкин:
(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.
В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.
Да и самое главное – нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта “сенсационная” фотография Пушкина.
Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин – пожалуйста:
Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.
Или вот еще точнее:
Это его посмертная маска.
А то что на якобы фотографии больше походе …
ну или на крайний случай на …
А что вы думаете по этому поводу ?
И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете ! 🙂
Напоминаю наши прошлые РАЗОБЛАЧЕНИЯ и выведение ФОТОШОПЕРОВ на чистую воду.