Юность пушкина фото

Юность пушкина фото thumbnail

Прошлым летом исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина показало редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект был подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Ксавье де Местр. Портрет А.С. Пушкина. 1801–1802 годы. Государственный музей А.С. Пушкина

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением:

«Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Е. Гейтман. Портрет А.С. Пушкина. 1822 год. Государственный музей А.С. Пушкина

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову. Этот набросок не сохранился.

С. Чириков. Портрет А.С. Пушкина. Середина 1810-х годов. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Это первая часть материала, продолжение следует.

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!

Источник

На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд – почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

В том же 1827 году (Александру Сергеевичу – 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.

Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:

Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.

Из воспоминаний Станислава Моравского – польского доктора, друга Адама Мицкевича :

Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.

Читайте также:  Владислав завьялов и анастасия чернобровина

Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них “улучшен”, но всё же вполне узнаваем – сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен – Тропинина и Кипренского.

Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940

Но существует один портрет, на котором Пушкин – такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд – и вот на нём Пушкин почти фотографичен.

Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827

Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: “француз (смесь обезианы с тигром)”. Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что “смесь обезьяны с тигром” – это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

Источник

Сего­дня испол­ня­ется 221 год со дня рожде­ния Алек­сандра Серге­е­вича Пушкина — самого извест­ного поэта нашей страны, зало­жив­шего основы реали­сти­че­ской драма­тур­гии в отече­ствен­ной лите­ра­туре и став­шего леген­дой ещё при жизни.

Биогра­фия Алек­сандра Серге­е­вича хорошо известна боль­шин­ству из нас ещё со школы, поэтому сего­дня мы не станем повто­рять её. Пред­ла­гаем вашему внима­нию десять порт­ре­тов, позво­ля­ю­щих по-новому взгля­нуть на осно­во­по­лож­ника совре­мен­ного русского лите­ра­тур­ного языка.

«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1801 — 1802 годы

Юность пушкина фото

Первый порт­рет из нашей подборки долго был неиз­ве­стен. Он появился в экспо­зи­ции москов­ского музея Пушкина только в 1961 году — его пере­дал артист Всево­лод Якут, кото­рый в свою очередь полу­чил его от зритель­ницы. Она объяс­няла: порт­рет долго хранился в семье Мудро­вых, предок кото­рых, москов­ский врач Матвей Яковле­вич, лечил семью Пушки­ных.

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели Пушкина сомне­ва­лись, что на порт­рете — вели­кий поэт в детстве. Заме­сти­тель дирек­тора музея по науч­ной работе, Ната­лья Влади­ми­ровна Баран­ская, попро­сила крими­на­ли­стов изучить изоб­ра­же­ние. Они рабо­тали два года и в итоге подтвер­дили, что на порт­рете действи­тельно Алек­сандр Серге­е­вич.

«Саша Пушкин, лицеист», Юрий Иванов, 1984 год

Юность пушкина фото

Еще одно детское изоб­ра­же­ние поэта, но здесь его легко узнать по причёске, а на лите­ра­тур­ное буду­щее наме­кает перо в руке. Худож­ник-график Юрий Иванов создал целую серию откры­ток с порт­ре­тами поэта и его извест­ных совре­мен­ни­ков.

«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Илья Репин, 1911 год

Юность пушкина фото

8 января 1815 года в Царско­сель­ском лицее состо­ялся первый торже­ствен­ный экза­мен Пушкина и первое выступ­ле­ние перед публи­кой, кото­рый воспи­тан­ники по обычаю сдавали при пере­ходе с первого курса на второй. Поэту здесь 15 лет. Тёплое воспо­ми­на­ние об экза­мене оста­вил его друг Иван Пущин:

«На публич­ном нашем экза­мене Держа­вин, держав­ным своим благо­сло­ве­нием, увен­чал юного нашего поэта. Мы все, друзья-това­рищи его, горди­лись этим торже­ством. Пушкин тогда читал с блес­ком свои „Воспо­ми­на­ния в Царском Селе“. В этих вели­ко­леп­ных стоках затро­нуто всё живое для русского сердца. Читал Пушкин с необык­но­вен­ным ожив­ле­нием».

Илья Репин напи­сал эту картину по просьбе Пушкин­ского лицей­ского обще­ства, гото­вив­ше­гося отме­тить столе­тие.

Читайте также:  Рома зверь рост вес

«Пушкин среди декабристов в Каменке», Дмитрий Кардовский, 1934 год

Юность пушкина фото

Пушкин разде­лял взгляды декаб­ри­стов и дружил со многими из них. В 1820 году за поли­ти­че­ские стихи его сослали на юг, где он знако­мится с членами Союза благо­ден­ствия Миха­и­лом Орло­вым, Констан­ти­ном Охот­ни­ко­вым, Влади­ми­ром Раев­ским, Иваном Якуш­ки­ным. Ещё до ссылки на юг Пушкин состоял в лите­ра­тур­ном обще­стве декаб­ри­стов «Зелё­ная лампа» (филиал Союза благо­ден­ствия). Много времени Алек­сандр Серге­е­вич провёл в Каменке — штабе заго­вор­щи­ков. Князь Пётр Вязем­ский писал:

«Хоть Пушкин и не принад­ле­жал к заго­вору, кото­рый прия­тели таили от него, но он жил и раска­лялся в этой жгучей и вулка­ни­че­ской атмо­сфере».

«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887 год

Юность пушкина фото

Пушкин и Айва­зов­ский были знакомы лично — впер­вые они встре­ти­лись в 1836 году на одной из выста­вок в Санкт-Петер­бурге. Айва­зов­скому тогда было всего 19 лет, он был под боль­шим впечат­ле­нием:

«С тех пор и без того люби­мый мною поэт сделался пред­ме­том моих дум, вдох­но­ве­ния и длин­ных бесед и расска­зов о нём».

Но создать цикл работ, посвя­щён­ных люби­мому поэту, Айва­зов­ский решится только в 1880-е гг. Напри­мер, данная картина напи­сана в год пяти­де­ся­ти­ле­тия со дня смерти поэта.

«Портрет Пушкина», Иосиф-Евстафий Вивьен, 1826 год

Юность пушкина фото

Этот порт­рет в двух экзем­пля­рах Алек­сандр Серге­е­вич лично зака­зал у обру­сев­шего фран­цуза Иосифа Вивьена: один для Прас­ко­вьи Осипо­вой, близ­кой подруги и соседки по Михай­лов­скому, другой — для поэта Евге­ния Бара­тын­ского. Изоб­ра­же­ние испол­нило роль совре­мен­ной фото­гра­фии на память для близ­ких друзей.

«Пушкин на набережной Невы», Борис Кустодиев, 1915 год

Юность пушкина фото

Талант­ли­вый порт­ре­тист и поклон­ник всего вели­кого и русского, Кусто­диев не мог не прикос­нуться в своём твор­че­стве к Алек­сан­дру Серге­е­вичу. Пушкин у него полу­чился живым, добрым, милым и совер­шенно лишён­ным пафоса.

Автопортрет, 1829 год

Юность пушкина фото

Пушкин любил рисо­вать — порт­реты друзей, родствен­ни­ков, знако­мых, госу­дар­ствен­ных деяте­лей, лите­ра­то­ров и иллю­стра­ции к собствен­ным произ­ве­де­ниям. Данный авто­порт­рет поэт вклеил в альбом сестёр Ушако­вых, своих прия­тель­ниц в 1829 году.

«Наброски профиля Пушкина», Николай Гоголь, 1837 год

Юность пушкина фото

Рисо­вали Пушкина и другие клас­сики отече­ствен­ной лите­ра­туры. Этот набро­сок принад­ле­жит Гоголю, кото­рый очень почи­тал Пушкина в юности. Вот как Павел Аннен­ков, лите­ра­тур­ный критик и мему­а­рист, описы­вает первый визит Гоголя к поэту:

«…Тотчас по приезде в Петер­бург, Гоголь, движи­мый потреб­но­стью видеть поэта, кото­рый зани­мал всё его вооб­ра­же­ние ещё на школь­ной скамье, прямо из дома отпра­вился к нему. Чем ближе подхо­дил он к квар­тире Пушкина, тем более овла­де­вала им робость и, нако­нец, у самых дверей квар­тиры разви­лась до того, что он убежал в конди­тер­скую и потре­бо­вал рюмку ликёра…Подкреплённый им, он снова возвра­тился на приступ, смело позво­нил и на вопрос свой: „Дома ли хозяин?“, услы­хал ответ слуги: „Почи­вают!“ Было уже поздно на дворе. Гоголь с вели­ким участием спро­сил: „Верно, всю ночь рабо­тал?“ — „Как же, рабо­тал, — отве­чал слуга. — В картишки играл“. Гоголь призна­вался, что это был первый удар, нане­сён­ный школь­ной идеа­ли­за­ции его. Он иначе не пред­став­лял себе Пушкина до тех пор, как окру­жён­ного посто­янно обла­ком вдох­но­ве­ния».

«Портрет Пушкина», Иван Линёв, 1836 — 1837 годы

Юность пушкина фото

По мнению неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, этот порт­рет реали­стично пере­даёт внеш­ность и состо­я­ние Пушкина в послед­ние годы жизни. Правда, лите­ра­тур­ный Эрих Голлер­бах выска­зы­вает неко­то­рое сомне­ние в том, что порт­рет прижиз­нен­ный:

«… трудно пред­по­ло­жить, что появ­ле­ние нового порт­рета Пушкина в послед­ние годы его жизни оста­лось неза­ме­чен­ным его совре­мен­ни­ками».

Ссыла­ясь на «мерт­вен­ность облика Пушкина», «неко­то­рую окоче­не­лость лица, не умень­ша­ю­щую, однако, впечат­ле­ния сход­ства», он пред­по­ла­гает, что Линёв сделал порт­рет с рисунка Ф. А. Бруни «Пушкин во гробе» или собствен­ной подоб­ной зари­совки, кото­рую затем «превра­тил в порт­рет живого Пушкина».

Читайте также «Десять порт­ре­тов Льва Толстого: от фото с войны до фрески в храме»

Источник

В сети появилась новость о том, что найден единственный прижизненный ФОТО портрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный чуть ли не самим Луи Дагером!

Вот как описывается процесс получения этой фотографии …

Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась сеточувствительным слоем иодида серебра.Так что же это ? Сенсация ? Давайте разбираться …

Читаем хоть и не истину в последней инстанции но все же Википедию:

Дагеротипия создана французским изобретателем Ньепсом ок. 1822 года и обнародована художником Дагером в 1839 году. Считается первым практическим способом фотографирования — это была единственная возможность получения фотографических изображений до изобретения в 1851 году мокрого коллодионного процесса, полностью вытеснившего более сложную и опасную дагеротипию.

Или чуть подробнее :

Лишь в начале XIX века француз Жозеф Ньепс всерьёз задался целью получить фотографическое изображение. Потратив уйму денег, в 1822 году он добился цели – получил первое относительно чёткое изображение, которое автор назвал «Накрытый стол».

Читайте также:  Сколько лет лепсу григорию

Однако это фото не сохранилось, и поэтому первым в мире фото считается снимок «Вид из окна», сделанный Ньепсом в 1826 году.

Тут надо заметить, что для получения этого чрезвычайно размытого и неясного снимка изобретатель выдерживал экспозицию в течение восьми часов при ярком свете. Понятно, что снимать людей таким способом было решительно невозможно.

Ньепс потратил на своё изобретение кучу денег, разорился и в 1833 году умер, так и не добившись существенного результата.

Луи-Жак-Манде Дагер (1787—1851) не изобрел фотографию, но он сделал ее действующей, сделал ее популярной.

В течение 1839 года, когда он сделал свое сообщение, его имя и его процесс стали известны во всех частях света. К нему пришли слава, богатство и уверенность. Имя Жозефа Нисефора Ньепса было практически забыто.

Однако Дагер был тем человеком, который сделал все, чтобы изобретение Ньепса воплотить в жизнь, но с использованием таких химических элементов, которые были неизвестны Ньепсу. Идея Дагера заключалась в том, чтобы получать фотографии с помощью паров ртути. Сначала он проводил опыты с бихлоридом ртути, но изображения получались очень слабые. Затем он усовершенствовал процесс, используя сахар или закись хлора, и, наконец, в 1837 году, после одиннадцати лет опытов, он стал подогревать ртуть, пары которой проявляли изображение. Он превосходно фиксировал изображение, пользуясь сильным раствором обычной соли и горячей водой для смывки частиц серебряного йодида, не подвергшихся воздействию света. Но ещё два года у Дагера ушло на окончательную доводку своего изобретения, и лишь в 1839 году он представил его на суд Французской Академии Наук.

Первый официальный доклад о процессе дагеротипии состоялся на заседании французской Академии Искусств и Наук 19 августа 1839 года. Детали процесса были раскрыты влиятельным членом академии астрономом Франсуа Араго, которого Дагер заразил своим энтузиазмом. Сам Дагер сделать доклад не смог, поскольку полностью охрип из-за простуды. Практическая демонстрация процесса состоялась только 17 сентября 1839 года. Это был успех.

Принцип Дагера проявлять с помощью ртутных паров был оригинален и надежен, и основан, без сомнения, на знаниях, полученных Дагером от Ньепса. К сожалению, Ньепс ничего не сделал, чтобы развить дальше свое изобретение после 1829 года, равно как и его сын Исидор, который стал партнером Дагера после смерти отца. Сын, очень нуждаясь в средствах, спустя несколько лет заключил новый контракт, в котором указывалось, что Дагер был изобретателем дагеротипа.

Луи-Жак-Манде Дагер. Парижский бульвар. 1839 год. Дагеротип. Эта первая фотография с человеком была отправлена Дагером королю Баварии. Оригинал, находившийся в Государственном музее в Мюнхене, погиб во время второй мировой войны.

А теперь читаем когда умер Пушкин:

(27 января) 8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался (29 января) 10 февраля в своем доме на Мойке.

В то время Луи Дагер в своей лаборатории продолжал колдовать с химикатами, пытаясь добиться нужного результата, и никак не мог сфотографировать поэта. Очень маловероятно, что даже если бы и в 1937 году что то начало получаться у Дагера, он сломя голову помчался бы в Россию где до 27 января успел бы сфотографировать Пушкина.

Да и самое главное – нет ни одного вменяемого источника, который бы хотя бы приблизительно разъяснил, откуда появилась эта “сенсационная” фотография Пушкина.

Ну а кто хочет посмотреть как действительно выглядел Пушкин – пожалуйста:

Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Датируется 1837 годом. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Это самое продаваемое изображение поэта при жизни – цена ему была 5 рублей ассигнациями на китайской бумаге и 1 рубль серебром на веленевой.

Или вот еще точнее:

Это его посмертная маска.

А то что на якобы фотографии больше походе …

ну или на крайний случай на …

А что вы думаете по этому поводу ?

И главное помните, никому нельзя верить, тем более в интернете ! 🙂

Напоминаю наши прошлые РАЗОБЛАЧЕНИЯ  и выведение ФОТОШОПЕРОВ на чистую воду.

Источник