Эрик булатов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 октября 2019;
проверки требуют 2 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Булатов.
Эрик Владимирович Булатов (род. 5 сентября 1933 года, Свердловск) — один из самых известных современных русских художников — основателей соц-арта.
Биография[править | править код]
Родился в 1933 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Отец — Владимир Борисович, родом из Саратова, был партийным работником (вступил в партию в 1918 году), в 1944 году погиб на фронте, мать Раиса Павловна — из города Белосток (Польша), нелегально эмигрировала в Россию в возрасте 15 лет; уже через три года устроилась на работу стенографисткой — несмотря на то, что по приезде не знала русский язык (владела только польским и идишем)[3].
По словам Эрика Булатова, его отец почему-то очень верил в то, что он будет художником[3].
В 1958 году окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова. С 1959 года работал в детском издательстве «Детгиз» вместе с И. И. Кабаковым и О. В. Васильевым. Практически 30 лет источником средств для Булатова служило иллюстрирование детских книг по принципу «полгода на книжки, полгода на живопись»[4]. Выставочную деятельность в Москве начал с 1957, а с 1973 года — уже за границей.
Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста, выхваченного из контекста советской действительности, с фигуративной (чаще всего пейзажной, заимствованной из массовой печати) составляющей. В результате художнику удаётся предельно доступным образом проиллюстрировать абсурдность действительности, перенасыщенной символикой советской пропаганды.
Помимо работ соц-артовской тематики, ещё в своих ранних работах Булатов разработал теорию взаимодействия картины и пространства. Согласно этой теории картина состоит из двух взаимоисключающих частей: конкретной, реальной плоскости — «картинной плоскости», и некого воображаемого пространства, которое можно построить по одну из сторон этой плоскости. В своих произведениях Булатов стремился не сводить воедино по сложившейся традиции, а противопоставлять эти понятия[5]. В этих его произведениях заметно влияние Фалька. Сильный, своеобразный этап его творчества, неоценённый по достоинству в контексте истории искусства.
Моё дело как раз совершенно другое, чем дело поп-арта и дело соц-арта. Они старались доказать, что социальная реальность — это единственное, что у нас есть, единственная реальность. Всё остальное просто не имеет значения. А я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей.
— Эрик Булатов, документальный сериал «Художник говорит», 2018[6]
Работы Булатова постоянно выставляются на аукционные торги современного искусства. Так, на аукционе «Филипс» работа «Советский космос» ушла примерно за 1,6 млн долларов, ещё два полотна на советскую тематику, в том числе «Революция — перестройка», были проданы по миллиону долларов за каждое, что сделало Булатова одним из самых дорогих современных русских художников.
С 1963 года и до конца 1960-х годов Эрик Булатов экспериментирует с различными модернистскими стилями в живописи, проявляя интерес к анализу пространственных, световых и цветовых качеств картины. В СССР художник не мог выставляться по соображениям цензуры, лишь в 1965 и 1968 годах прошли кратковременные показы его работ в Курчатовском институте и кафе «Синяя птица» в Москве. В начале 1970-х начал создавать крупномасштабные картины, в них, как правило, он обращается к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности: изображает лозунги, надписи, плакаты. В 1972 создает знаменитый «Горизонт». В период перестройки картина была воспринята как пародийное произведение и даже отождествлялась со стилем соц-арт. В 1988 после серии крупных персональных выставок — в Кунстхалле (Цюрих), Центре Жоржа Помпиду (Париж) и других, а также после участия в Венецианской биеннале — стремительно получил международное признание: был назван «художником перестройки» и признан ЮНЕСКО лучшим художником года. Большая часть произведений Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи.
С 1989 жил в Нью-Йорке, в 1992 переехал в Париж. В 2003 году впервые на родине прошла выставка его графики, а в 2006 году — первый ретроспективный показ его живописных произведений (обе выставки в Третьяковской галерее, Москва). В 2013 году стал лауреатом Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация», в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства». В 2015 году художник был приглашен для создания масштабных полотен при открытии нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве. В этом же году для экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина создал картину «Свобода».
Живёт в Москве и Париже.
В России представлен галереей «pop/off/art».
Персональные выставки[править | править код]
- 2016 — Skopia gallery. Женева, Швейцария
- 2015 — «Все в наш Гараж!». Музей современного искусства «Гараж», Москва
- 2015 — «ВОТ. Erik Bulatov». Kasia Kulczyk. Лондон, Великобритания
- 2014 — Эрик Булатов «ЖИВУ — ВИЖУ» . Манеж. Москва
- 2013 — «Живопись и рисунки, 1966—2013», Национальный музей, Монако, Княжество Монако
- 2006 — Эрик Булатов. Вот. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 2006 — «Свобода есть свобода». Кёстнеровское общество. Ганновер, Германия
- 2003 — Рисунки. Государственная Третьяковская галерея, Москва
- 2003 — «ВОТ. Живопись, графика, книги». Государственный центр современного искусства. Москва
- 2002 — Erik Bulatov. FIAC. Galerie Dina Vierny
- 2001 — «Эрик Булатов». Галерея Бломквист. Осло, Норвегия
- 1999-2000 — «Эрик Булатов». Музей Майоля — Фонд Дины Верни. Париж, Франция
- 1998 — «Эрик Булатов. Картина умерла. Да здравствует картина!». Галерея Ф. Берндта/Галерея В. Рекерманна. Кёльн, Германия
- 1997 — «Скорость. Космос. Гибрид. Власть. Становление». Биеннале в Кванчжу. Южная Корея
- 1996 — «Несовместимые пространства». Галерея Рене Циглер. Цюрих, Швейцария
- 1995 — «Несовместимые пространства». Галерея Ф. Берндта/Галерея В. Рекерманна. Кёльн, Германия
- 1994 — «Эрик Булатов». Галерея Филлис Кайнд. Нью-Йорк, США
- 1992 — Erik Bulatov. FIAC. Galerie Dina Vierny
- 1991 — Erik Bulatov. Galeria fernando Duran, Мадрид
- 1991 — «Эрик Булатов». Галерея Филлис Кайнд. Нью-Йорк, США
- 1989 — One-man Show. Institute of Contemporary Art. Лондон, Великобритания
- 1989 — Erik Bulatov. Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк
- 1989 — Erik Bulatov. Dany Keller Galerie, Мюнхен, Германия
- 1989 — Запуск дирижабля к 200-летию Великой Французской революции с изображением картины Э. Булатова (совместно с К. Херингом). Париж, Франция
- 1989 — «Эрик Булатов». Музей изобразительных искусств. Цюрих, Швейцария; Университетский музей Портикус
- 1988 — One-man Show, De Appel Foundation, Амстердам, Нидерланды
- 1988 — Erik Bulatov. Kunstverein, Фрайбург, Германия
- 1988 — Erik Bulatov. Kunsthalle, Цюрих
- 1988 — Erik Bulatov. Centre Georges Pompidou, Париж, Франция
- 1988 — «Ich lebe — Ich sehe». Kunstmuseum, Берн, Швейцария
- 1968 — Персональная однодневная выставка. Кафе «Синяя птица», Москва
- 1965 — Эрик Булатов/Вячеслав Калинин. Институт ядерной физики, Москва
Награды и премии[править | править код]
- 1997 — Премия в разделе «Власть». Биеннале в Кванчжу (Южная Корея).
- 2013 — Премия «Инновация» «За творческий вклад в развитие современного искусства»
- 2014 — Орден Дружбы (28 октября 2014 года, Россия) — за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом[7]
- 2015 — Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Работы находятся в собраниях[править | править код]
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- Государственный Центр современного искусства, Москва
- Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
- Собрание Евгения Нутовича, Москва
- Собрание фирмы «Прома», Москва[источник не указан 349 дней]
- Людвиг Форум международного искусства, Аахен, Германия
- Музей искусств, Базель, Швейцария
- Исторический музей, Берлин, Германия
- Музей искусств, Берн, Швейцария
- Музей Альбертина, Вена, Австрия
- Государственный Музей искусств, Дрезден, Германия
- Музей Людвига, Кельн, Германия
- Музей современного искусства, Фонд Великого Герцога Жана, Люксембург
- Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерс университет, Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США
- Государственный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция
- Музей Майоляruen, Фонд Дины Верни, Париж, Франция
- Музей ART4, Москва
Документалистика[править | править код]
- Весна во Флоренции. Документальный фильм. Режиссеры: Татьяна Пинская, Александр Шаталов. 2013 г. Россия-Культура. 52 минуты. Сцены из жизни художника Эрика Булатова.
- Эрик Булатов. Иду…. Документальный фильм. Режиссер: Анатолий Малкин. ИП «Малкин Анатолий Григорьевич» по заказу ГТРК «Культура». 2017 г. Россия-Культура. 26.07.2017.
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эрик Булатов. Вот. (Каталог выставки, Государственная Третьяковская галерея 19 сентября — 19 ноября 2006) — М.: КнигиWAM, 2006. — ISBN 5-91002-011-0
- Булатов Эрик. Живу дальше: Статьи, интервью. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2009. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-87334-119-1.
- Булатов Э. Горизонт // Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2013.
- Эрик Булатов о своем творчестве // Искусство, 1990, № 1, С. 20
- Эрик Булатов. Вот. Кат. выст. в ГТГ / Ерофеев Андрей, Лоркен Бетран, Некрасов Всеволод, Булатов Эрик. М.: WAM, 2006
- Булатов Э. Картина и живопись. Paris: Editions Jannink, 2007 (на рус. и фр. яз.)
- Tupitsyn, V. Eric Bulatov // Art Forum, January 2007, p. 244—276
- Булатов Э. Живу дальше: Статьи, интервью. М., 2009
- Тупицына, М. Эрик Булатов. М., 2014
Ссылки[править | править код]
- Елена Калашникова. Эрик Булатов: «У меня очень счастливая жизнь». Интервью. Интернет-издание «Частный Корреспондент» (21 января 2011). Дата обращения 26 июля 2017. Архивировано 17 апреля 2013 года.
- Булатов Эрик. Художники. popoffart gallery. — Биография, выставки и работы. Дата обращения 26 июля 2017.
- Эрик Булатов. Заграница>> люди>> художники. GiF.Ru – Искусство России. Дата обращения 26 июля 2017.
- Александр Тихонов. Швейцарский след русского художника Эрика Булатова. Наша Газета.ch (03.09.2008). — Швейцарские новости на русском языке. Дата обращения 26 июля 2017.
- Булатов Эрик. Профайл. AРT4. — Аукцион и музей современного российского искусства. Дата обращения 26 июля 2017.
- Константин Агунович. Советы старейшин. Эрик Булатов, художник, 79 лет. Афиша (31 января 2013). Дата обращения 1 февраля 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
- Эрик Булатов (видео). Проект «Современники». Московский музей современного искусства (Январь 2012). — Интервью. Дата обращения 26 июля 2017.
- ЭРИК БУЛАТОВ / Документальный сериал «Художник говорит» на YouTube
Биография
Художника Эрика Булатова считают основателем нескольких новых стилей в мировом искусстве. Из-под его кисти вышли работы, которые дали начало жанрам русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Произведения мастера относятся к самым дорогим картинам в мире. Булатов, хотя и живет на два дома — российский и французский, нередко признается, что с удовольствием возвращается на родину, чтобы заряжаться вдохновением и новыми идеями.
Детство и юность
Будущий художник родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (сейчас это город Екатеринбург). Маленький Эрик рано остался без отца — тот погиб на фронте в 1944-м. Мама мальчика была эмигранткой из Польши, работала стенографисткой. В интервью Булатов позднее признавался: отец не сомневался, что сын станет художником. И, как выяснилось позднее, оказался прав.
Эрик Булатов
В выборе профессии Эрик Булатов не сомневался и, окончив школу, поступил в художественный институт имени Василия Сурикова. В 1958-м окончил учебное заведение. Любимыми художниками для него в тот момент были Михаил Врубель и Константин Коровин — именно их творчество во многом повлияло на стиль ранних работ Булатова.
В 1959 году начинающий мастер кисти устроился на работу в издательство детской литературы «Детгиз», где его коллегами-иллюстраторами стали Илья Кабаков и Олег Васильев, впоследствии, как и сам Булатов, уехавшие из страны.
Иллюстрация Эрика Булатова и Олега Васильева к сказке «Золушка»
Их оформление «Русалочки», «Спящей красавицы» и «Золушки» до сих пор восхищают и детей, и взрослых. С 1957 года Эрик Владимирович стал устраивать первые персональные выставки. С этого же периода принято вести отсчет его профессиональных работ.
Живопись
Отличительная черта авторского стиля художника — это гармоничное совмещение плакатного жанра, популярного в советское время, и живописной составляющей. Лозунги на картинах Эрика Владимировича соседствуют с пейзажами и портретами. Этим приемом, по мнению критиков, Булатов подчеркивал абсурдность окружающей действительности, ее перенасыщенность пафосными речами и пропагандой.
Художник Эрик Булатов и его автопортрет
Подобный соц-арт в творчестве Эрика Булатова соседствовал с картинами, в которых явно прослеживается влияние стиля Роберта Фалька. К сожалению, этот период в художественной карьере Булатова не снискал особой популярности у критиков и искусствоведов. Сам же художник признается, что Фальк действительно во многом повлиял на его профессиональное становление.
В середине 1960-х годов Булатов экспериментировал со стилями, совмещая в одном полотне приемы иллюстрации, акварельной живописи, а также графики. Особое внимание художник уделял способам передачи света и пространства.
Картина Эрика Булатова «Перестройка»
К сожалению, работы Эрика Владимировича в СССР попадали под действие цензуры, и о полноценных выставках ему оставалось только мечтать. Только в 1965-м и 1968-м Эрику Булатову удалось добиться кратковременных экспозиций своих картин в институте имени Игоря Курчатова и в московском кафе под названием «Синяя птица».
С 1970-х в творчестве Булатова начали преобладать масштабные полотна, в которых автор обращался к социальной тематике и образам, заполонившим масс-медиа того времени. В 1972 году художник написал «Горизонт» – одну из самых знаменитых картин. В тот момент произведение восприняли как пародию.
Картина Эрика Булатова «Горизонт»
Тот же период в карьере Эрика Владимировича отмечен многочисленными зарубежными выставками, которые и принесли мастеру международное признание: картины Булатова побывали в Цюрихе, Париже, Венеции и других городах Европы, везде встречая благосклонность любителей искусства.
Постепенно за Эриком Владимировичем закрепилась репутация «художника перестройки», а в 1988-м он даже был признан мастером года по версии Венецианской биеннале. Спустя год после этого Булатов с семьей перебрался в Нью-Йорк, а затем, в 1992-м, отправился в Париж, ставший для него вторым домом.
Картина Эрика Булатова «Не прислоняться»
В начале 1990-х художник постепенно отходил от политических тем: в творчестве Булатова открылась новая страница абстрактных изображений и графических образов. А через некоторое время мастер увлекся керамикой, подарив миру ряд талантливых росписей по посуде.
В 2003 году Эрик Владимирович организовал выставку в Москве — впервые после переезда. Экспозиция, представленная в столичной Третьяковской галерее, снискала восторженные отклики на родине мастера.
Картина Эрика Булатова «Свобода»
Еще одна масштабная выставка прошла десятью годами позднее, тогда работы художника подарили ему звание лауреата конкурса «Инновация». А в 2015-м Булатова пригласили на открытие музея «Гараж», а также музея имени Бориса Ельцина. Специально для этого события Эрик Владимирович создал полотно «Свобода».
Картины Булатова постепенно принесли мастеру славу одного из самых дорогих и востребованных художников современности. Полотно «Брежнев. Советский космос» ушло с торгов за $ 1,6 млн, а еще ряд картин советской тематики стоили новым обладателям по $ 1 млн каждая. На данный момент самыми известными работами мастера, кроме перечисленных, можно назвать полотна «Не прислоняться», «Слава КПСС», «Небо — ciel».
Личная жизнь
Подробностями личной жизни Эрик Булатов предпочитает не делиться. Известно, что у художника есть жена. Супругу мастера зовут Наталья.
Эрик Булатов и его жена Наталья
По признанию Эрика Владимировича, она поддерживала его и помогала творить. Возлюбленная Булатова окружила мужа заботой и во многом избавила от мыслей о бытовых хлопотах, которые могли бы отнять время от творчества.
Эрик Булатов сейчас
Сейчас Эрик Булатов живет на два дома — художник, по собственному признанию, хорошо себя чувствует и в родной России, и во Франции. В 2018 году Анатолий Малкин подготовил документальный фильм «Живу и вижу», в котором в форме интервью раскрыл любопытные детали биографии Эрика Владимировича. В этой картине Булатов признался, что из-за возраста уже не в силах посвящать столько же времени творчеству, как и раньше, однако по-прежнему предан любимому делу.
Документальный фильм «Живу и вижу» об Эрике Булатове
Кроме того, творчеству и биографии художника посвящены книги российских и зарубежных искусствоведов. С работами Булатова можно познакомиться в парижском музее имени Жоржа Помпиду, а также в галереях Нью-Джерси, Кельна, Базеля. В России картины Эрика Владимировича представлены в Третьяковской галерее, Русском музее.
Произведения
- 1972 – «Горизонт»
- 1975 – «Слава КПСС»
- 1977 – «Брежнев. Советский космос»
- 1987 – «Не прислоняться»
- 1989 – «Перестройка»
- 2010 – «Небо – ciel»
- 2011 – «Вверх — вниз»
- 2015 – «Свобода»
Раньше, когда я слышала имя Эрик, я вспоминала свой любимый анекдот:
Белая лошадь заходит в бар. Бармен ей говорит:
– А у нас есть напиток, названный в вашу честь.
Лошадь уточняет: – Эрик?
Теперь главный Эрик для меня – Эрик Булатов – живой классик и один из самых дорогих постсоветских художников.
Э. Булатов. Добро пожаловать. 1974
Слово и плоскость
Эрика Булатова считают одним из зачинателей сразу нескольких новых жанров в мировом искусстве – русского поп-арта, фотореализма, соц-арта и московского концептуализма. Отличительная особенность всех его работ – соблюдение общего принципа: реалистично написанная плоскость, в которую врывается полиграфический гладкий текст. Этот текст всегда несет дополнительную смысловую нагрузку. Он либо не пускает зрителя в картину, либо, напротив, выступает связующим звеном между произведением и смотрящим.
Э. Булатов. Свобода есть свобода. 1996
Одна из хрестоматийных работ Булатова – “Слава КПСС”. Кто-то увидит в этой картине пост-иронию, кто-то – намек на советский плакат и идеологическую направленность. Но сам художник отмечал, что на первом месте для него всегда живопись.
Добиться того, чтобы эти красные буквы не прилипали к облакам, чтобы между ними было расстояние, дистанция, и это мы должны были понимать не умом, а просто ощущать.
Э. Булатов
Э. Булатов. Слава КПСС II. 2002–2005
Совершенствуя технику живописи Булатов не мог не прийти к фото-реализму. Одна из поздних работа «Картина и зрители» изображает экскурсантов в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу» Александра Иванова. Он не просто смог с феноменальной точностью повторить шедевр Иванова, но и выстраивает особую модель восприятия, разрушающую границу между реальность и вымыслом, и провозглашает диалог современного и классического русского искусства.
Э. Булатов. Картина и зрители. 2011–2013
Если эта живопись актуальна до сих пор, представляете как неуместна она была в СССР? Вместе с другими представителями московского концептуализма Ильей Кабаковым и Олегом Васильевым в самом начале карьеры Булатов работал художником-иллюстратором в “идеологически выверенном” издательстве “Детгиз”. Эта работа была и надежным источником куска хлеба с маслом, и позволяла мастеру творить в нерабочее время то, что он действительно хотел.
Иллюстрация Булатова и Васильева к “Золушке”
Еще в 1960-е Булатов экспериментировал со стилями, определившись к началу 1970-х с темой и масштабностью полотен. В СССР картины Эрика Владимировича попадали под цензуру, но в тот же период начались проводиться многочисленные зарубежные выставки, которые принесли мастеру международное признание.
Эрик Булатов. Не прислоняться. 1982–1987
К концу 80-х за Эриком Булатовым закрепляется репутация «художника перестройки». В это время создается одна из программных работ – “Закат”. Вместе с закатом недружественного режима художник покидает страну.
Эрик Булатов. Закат. 1989
Сегодня Эрик Булатов живет на два дома – в Москве и Париже. Ему принадлежит статус живого классика, а картины продаются за миллионы долларов.
Эрик Булатов. Хотелось засветло, ну не успелось. 2002.
В 2018 году Анатолий Малкин снял документальный фильм «Живу и вижу» о жизни и творчестве Эрика Владимировича. Я очень рекомендую фильм к просмотру – не только потому что он про великого художника. Просто приятно иногда послушать взрослого не выжившего из ума собеседника.
Спасибо, что дочитали!
Рекомендую также:
Ни ума, ни фантазии – худшие фильмы про художников